Потомок русских и эскимосов кроссворд. Эскимосы Чукотки: самый малочисленный народ России. Российские эскимосы проживают в Чукотском автономном округе Магаданской области. В России проживает менее двух тысяч эскимосов

Помогите найди короткий рассказ про эскимосов (нде живут, что едят на чём передвигаются) нужно на английский но можно и и получил лучший ответ

Ответ от Игорь Сомов[эксперт]
эскимосы, этническая общность, группа народов в США (на Аляске - 38 тыс. человек) , на севере Канады (28 тыс. человек) , в Дании (остров Гренландия - 47 тысяч) и Российской Федерации (Чукотский автономный округ Магаданской области - 1,5 тыс. человек) . Общая численность 115 тыс. человек. Языки эскимосско-алеутской семьи, разделяются на две группы: инупик (близкородств. диалекты островов Диомида в Беринговом проливе, севере Аляски и Канады, Лабрадора и Гренландии) и юпик - группа из трёх языков (центральный юпик, сибирский юпик и сугпиак, или алутиик) с диалектами, на которых говорит население запада и юго-запада Аляски, острова Святого Лаврентия и Чукотского полуострова.
Сформировались как этнос в районе Берингова моря до конца 2-го тысячелетия до нашей эры. В 1-м тысячелетии нашей эры предки эскимосов - носители археологической культуры туле расселились на Чукотке и вдоль арктического побережья Америки до Гренландии.
Эскимосы разделяются на 15 этнокультурных групп: эскимосы южной Аляски, на побережье залива Принс-Уильям и острове Кадьяк, подверглись сильному русскому влиянию в период деятельности Российско-Американской компании (конец XVIII - середина XIX вв.) ; эскимосы запада Аляски, в наибольшей степени сохраняют язык и традиционный образ жизни; сибирские эскимосы, включая эскимосов острова Святого Лаврентия и островов Диомида; эскимосы северо-запада Аляски, живущие по побережью от залива Нортон до американско-канадской границы и во внутренних районах севера Аляски; эскимосы Макензи - смешанная группа на северном побережье Канады вокруг устья реки Макензи, образовавшаяся в конце XIV - начале XX вв. из коренных жителей и эскимосов-нуналиит - переселенцев из северной Аляски; медные эскимосы, названы по орудиям из самородной меди, изготовляемым холодной ковкой, обитают на северном побережье Канады вдоль залива Коронейшен и на островах Банкс и Виктория; эскимосы-нетсилик в Северной Канаде, на побережье полуостровов Бутия и Аделейд, острова Кинг-Уильям и в низовьях реки Бак; близкие к ним эскимосы-иглулик - обитатели полуострова Мелвилл, северной части острова Баффинова Земля и острова Саутгемптон; эскимосы-карибу, живущие во внутренней тундре Канады к западу от Гудзонова залива смешанно с другими эскимосами; эскимосы Баффиновой Земли в центральной и южной частях одноименного острова; эскимосы Квебека и эскимосы Лабрадора соответственно на севере - северо-востоке и западе - юго-западе, вплоть до острова Ньюфаундленд и устья залива Святого Лаврентия, побережье полуострова Лабрадор, в XIX веке участвовали в сложении метисной группы "сеттлеров" (потомков от браков между эскимосскими женщинами и белыми охотниками и переселенцами) ; эскимосы запада Гренландии - самая многочисленная группа эскимосов, с начала XVIII века подверглись европейской (датской) колонизации и христианизации; полярные эскимосы - самая северная на Земле группа аборигенного населения на крайнем северо-западе Гренландии; эскимосы восточной Гренландии, позднее прочих (на рубеже XIX-XX вв.) столкнулись с европейским влиянием.
ЗАЙДИ на энциклопедии@Mail.ru

Эскимосы, что в переводе на русский язык обозначает «те, кто ест сырое мясо», больше любят именовать себя инуитами, поскольку именно так на их наречии звучит словосочетание «настоящие люди».


Выбрав местом обитания самую крайнюю точку полуострова Чукотка, остров Гренландия и холоднейшие регионы США и Канады, этот малочисленный коренной народ севера обладает рядом самобытных традиций, удивляющих, а порой шокирующих представителей цивилизованного мира.

Приветствие - подзатыльник

Прежде чем начать общение с незнакомцем эскимосы, согласно местному этикету приветствуют новичка. Для этого все мужчины общины выстраиваются в шеренгу и, по очереди подходя к гостю, дают ему подзатыльник, ожидая от него такого же ответа.

Шлепанье друг друга продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из «делегации» не упадёт на землю. Считающиеся весьма миролюбивым и дружелюбным народом эскимосы, этим сакральным ритуалом совсем не хотят обидеть гостя, а напротив, пытаются изгнать из его души злых духов, способных причинить вред, как самому человеку, так и жилищу, где его ждет тёплый северный приём.

Поцелуй носами

Куда более нежно инуиты здороваются со знакомыми людьми, для чего по традиции трутся кончиками носов, при этом вдыхая знакомый запах собеседника. Известный во всём мире «эскимосский поцелуй», на местном языке зовется «куник» и проводится между близкими людьми, вне зависимости от пола.

Пытаясь найти объяснение этому странному обычаю, обыватели с большой земли предполагали, что чмоканье в губы на трескучем морозе чревато их замерзанием. Однако разгадка оказалась проще, но тоже связана с экстремальными погодными условиями: из-за постоянных порывов ветра и низких температур верхняя одежда эскимосов скроена таким образом, что закрывает собой все части тела, кроме небольшого участка лица, ограниченного носом и глазами.

Ушные соревнования

Другим важным органом чувств «детей мороза» являются уши, которые участвуют в соревнованиях по перетягиванию нити, проводимых в рамках ежегодных Всемирных эскимосо-индейских олимпийских игр.

Суть этого кровавого состязания заключается в следующем: двум сидящим друг напротив друга участникам схватки на уши надевается петля из специальной вощёной нити, и по сигналу рефери спортсмены начинают с силой отклонять голову и туловище назад.

Поскольку такая нагрузка доставляет уху адскую муку, борьба, в которой участвуют как мужчины, так и женщины, обычно продолжается всего несколько секунд. Проигравшим в схватке считается спортсмен, с чьего уха слетела петля, или тот, кто сдался, не выдержав боли. Но бывали случаи, когда капитуляция происходила не из-за мучений, а попросту из-за оторвавшегося уха.

Несколько раз организаторы игр пытались запретить это шокирующее соревнование, но эскимосы были непреклонны, поскольку считают его тестом на переносимость боли в суровых полярных условиях жизни.

По этой же причине пользуется популярностью такой эскимосский вид спорта как поднятие тяжестей ушами. Согласно правилам, победителем этого соревнования признаётся тот, кто быстрее всех преодолеет 600 метровую дистанцию с прикреплённой к каждому уху 5-килограммовой серёжкой-грузом.

Домашняя одежда

Экстремальный климат заставляет эскимосов проводить весь день в тёплых, но очень тяжёлых одеждах, которые они скидывают с себя только вечером, заходя на ночлег в снежное жилище - иглу. Причём как мужчины, так и женщины снимают с себя почти все вещи, оставаясь в крохотных кожно-меховых трусиках «наатсит», являющихся прообразом современных стрингов.

Когда же приходит время спать, члены эскимосской семьи укрываются шкурами животных и избавляются даже от этого нехитрого белья, поскольку прижимаясь друг к другу обнажёнными телам они улучшают циркуляцию тепла.

Жёны напрокат

В эскимосском обществе женщина является хранительницей домашнего очага, без помощи которой мужчинам очень тяжело справляться с бытовыми делами и дорожными тяготами. Но иногда случается так, что «законная» супруга из-за болезни или ухода за грудным ребёнком не может перемещаться с мужем по бескрайним просторам, и тогда на выручку мужчине приходит его названный брат или лучший друг, который попросту одалживает ему свою здоровую жену.

Супруга напрокат находится рядом с новым мужем до его возвращения к месту стоянки, при этом в пути она не только ухаживает за ним, но и делит с ним супружеское ложе.

К супружеской неверности эскимосы относятся легко, в их обществе отсутствуют понятия ревность и незаконнорождённый ребенок, поскольку неважно, кто приходится отцом ребёнка, главное, что воспроизводится потомство.

Эскимосская кухня

Основу эскимосского рациона составляет мясо, добываемое в ходе морских промыслов и охоты, а также яйца птиц. Туши китов и моржей, тюленей и оленей, овцебыков и белых медведей идут в употребление, как в свежем виде, так и после обработки, например сушки, вяления, заморозки, квашения и варки.

Обязательным компонентом эскимосской кухни является тюленья кровь, которая по местным верованиям питает кровь человека, делая его сильнее и здоровее. По их мнению, аналогичное воздействие на организм, оказывает протухший жир тюленя, употребляемый с морошкой, а также сырое сало кита.

Особым деликатесом слывет блюдо «кивиак» - фаршированная чайками тушка тюленя. Обычно для приготовления этого лакомства требуется около 400 птиц, которые помещаются в брюхо млекопитающего без чистки, то есть вместе с перьями и клювам. На следующем этапе из тюленя выдавливают весь воздух, обмазывают его толстым слоем жира и получившийся полуфабрикат помещают под камни на срок от 3 до 18 месяцев.

В течение этого времени внутри тушки будет происходить процесс брожения, в ходе которого пернатые приобретут неповторимый вкус.

Приспособившись к скудным растительным условиям среды, эскимосы пополняют запасы витаминов А и D из рыбьей и животной печени, а витамин С получают из водорослей, тюленьего мозга, китовой кожи.

Пристрастие к табаку

В эскимосском обществе табак считается неотъемлемым атрибутом существования, необходимым не только для мнимого наслаждения, но и для лечения.

Мужчины по обыкновению травятся никотином через курение, а женщины и даже дети - жуя махорку. Более того, эскимоски используют табачную жвачку, чтобы успокоить плачущего грудничка.

Каменные могилы

Поскольку эскимосы живут в зоне вечной мерзлоты, их кладбища представляют собой каменные курганы, под которыми лежат обернутые в шкуры тела усопших. Рядом с каждой такой насыпью лежат принадлежавшие покойнику вещи, которые могут понадобиться ему в загробном мире.

07.05.2018 Сергей Соловьев 5979 просмотров


Эскимосский чум. Фото: Константин Лемешев/ТАСС

Российские эскимосы проживают в Чукотском автономном округе Магаданской области. В России проживает менее двух тысяч эскимосов.

Происхождение эскимосов доподлинно неизвестно. Некоторые исследователи считают их наследниками древней культуры, которая была распространена ещё в первом тысячелетии до нашей эры по берегам Берингова моря.

Считается, что слово «эскимос» произошло от «эскиманцик», то есть «сыроед», «жующий сырое мясо, рыбу». Многие сотни лет тому назад эскимосы стали селиться на обширных территориях - от Чукотки до Гренландии. В настоящее время их численность невелика - по всему миру примерно 170 тыс. человек. Этот народ имеет свой язык - эскимосский, он относится к эско-алеутской семье.

Историческая связь эскимосов с другими народами Чукотки и Аляски очевидна - особенно она заметна с алеутами. Также большое влияние на формирование эскимосской культуры оказало соседство с другим народом Севера - чукчами.


Эскимосы традиционно занимаются охотой на пушного зверя, моржей и серых китов, сдавая государству мясо и мех. Фото: Константин Лемешев/ТАСС


Эскимосы издавна занимались китобойным промыслом. Кстати, именно они изобрели поворотный гарпун (унг`ак`), костяной наконечник которого отделяется от древка копья. Очень длительное время киты являлись основным источником пищи для этих людей. Однако постепенно поголовье морских млекопитающих заметно снизилась, поэтому эскимосы были вынуждены «переключиться» на добычу тюленей и моржей, хотя про охоту на китов они, конечно же, не забыли. Мясо эскимосы употребляли в пищу как в мороженом, так и засоленном виде, его также вялили и варили. Гарпун длительное время оставался основным оружием этой народности Севера. Именно с ним мужчины-эскимосы отправлялись на морскую охоту: на каяках или на так называемых байдарах - легких, быстроходных и устойчивых на воде лодках, каркас которых обтягивался моржовыми шкурами. Некоторые из этих лодок могли вместить человек двадцать пять или около четырёх тонн груза. Другие каяки, наоборот, сооружались на одного или двух человек. Как правило, добыча делилась между охотниками и их многочисленными родственниками поровну.

По суше эскимосы передвигались на собачьих упряжках - так называемых дугокопыльных нартах, в которые собаки запрягались «веером». В XIX веке эскимосы немного изменили технику передвижения - стали использовать также и короткие бескопыльные сани, в которых полозья изготавливались из моржовых клыков. Чтобы удобнее было ходить по снегу, эскимосы придумали специальные лыжи-«ракетки», которые представляли собой небольшую раму с закреплёнными концами и поперечными распорками, переплетёнными кожаными ремешками. Снизу они подбивались костяными пластинами.


Коренной житель Чукотки. Фото: Константин Лемешев/ТАСС


Охотились эскимосы и на суше - в основном отстреливали северного оленя и горного барана. Основным оружием (до появления огнестрельного) являлся лук со стрелами. Довольно долго эскимосов не интересовала добыча пушного зверя. В основном его били для того, чтобы сшить одежду для себя. Однако в XIX веке спрос на пушнину увеличился, поэтому «жующие сырое мясо», у которых к тому времени появилось огнестрельное оружие, начали активно отстреливать и этих животных, а их шкурки выменивать на различные товары, которые привозились с Большой Земли. Со временем эскимосы превратились в непревзойдённых охотников, слава об их меткости распространилась далеко за пределами тех мест, где они проживали. Приёмы добычи песца и лисицы у эскимосов очень похожи на те, которые применяют чукчи - также отменные охотники.

Ещё в XVIII веке эскимосы «подсмотрели» у чукчей технологию строительства каркасных яранг. Прежде они жили в полуземлянках с углублённым в землю полом, который выстилался китовыми костями. Каркас этих жилищ покрывался оленьими шкурами, затем его обкладывали дёрном, камнями, а сверху снова укладывались шкуры. Летом эскимосы сооружали лёгкие постройки четырёхугольной формы с односкатными крышами на деревянных каркасах, которые обтягивали моржовыми шкурами. На самом излёте XIX века у эскимосов появились лёгкие дощатые дома с двускатными крышами и окнами.
Считается, что именно эскимосы первыми стали строить снежные хижины - иглу, куполообразные постройки диаметром два-четыре метра и высотой примерно два метра из уплотнённых снежных или ледяных блоков. Свет в эти сооружения попадал либо непосредственно через снежные блоки стен, либо через небольшие отверстия, которые закрывались высушенными тюленьими кишками.

У чукчей эскимосы переняли и стиль одежды. В конце концов, они перестали шить одежду из птичьих перьев и стали изготавливать более качественные и тёплые вещи из шкур оленей. Традиционная эскимосская обувь - унты со вставной подошвой и косым голенищем, а также меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Эскимосская непромокаемая обувь делалась из тюленьих шкур. Меховые шапки и рукавицы эскимосы в повседневной жизни не носили, их надевали лишь во время длительных переездов или кочёвок. Праздничные одеяния украшались вышивкой или меховой мозаикой.


Эскимосы выступают перед участниками советско-американской экспедиции "Берингов мост" на острове Малый Диомид (США). 1989 г. Фото: Валентин Кузьмин/ТАСС


Современные эскимосы по-прежнему чтут старые традиции, в глубине души веря в духов, родство человека с животными и предметами, которые его окружают. А общаться с этим миром людям помогают шаманы. Когда-то в каждом селении проживал свой шаман, но теперь людей, способных проникать в миры духов стало поменьше. Ныне живущие шаманы пользуются огромным уважением: им приносят дары, их просят о помощи и благополучии, они являются главными фигурами чуть ли не на всех праздничных мероприятиях.
Одним из самых почитаемых у эскимосов животных всегда была касатка, её считали покровительницей морских охотников. Согласно поверьям эскимосов, касатка могла превращаться в волка, помогая охотникам и в тундре.

Другое животное, к которому с особым уважением относились и относятся эскимосы, - морж. Примерно в середине лета наступал период штормов, и охота на море временно прекращалась. В это время эскимосы устраивали праздник в честь моржа: тушу животного вытаскивали из ледника, шаман начинал неистово бить в бубен, созывая всех жителей посёлка. Кульминация праздника - совместное застолье, где основным блюдом было мясо моржа. Часть туши шаман отдавал духам воды, призывая их присоединиться к трапезе. Остальное доставалось людям. Череп моржа торжественно водружался на жертвенное место: предполагалось, что это дань главной покровительнице эскимосов - касатке.

Многие промысловые праздники сохранились у эскимосов до сих пор - осенью, например, отмечаются "проводы кита", весной - "встреча кита". Фольклор эскимосов достаточно разнообразен: всё устное творчество делится на два вида - унипак и унипамсюк. Первое - это непосредственно «весть», «новость», то есть рассказ о недавних событиях, второе - героические предания и рассказы о событиях далёкого прошлого, сказки и мифы.

Любят эскимосы и петь, причём их песнопения также делятся на два вида - общественные песни-гимны и «песни для души», которые исполняются индивидуально, но непременно в сопровождении бубна, который считается семейной реликвией и передаётся из поколения в поколение - до тех пор, пока полностью не выйдет из строя.