Народы Пермского края: история и современность. Интересные обычаи и традиции народов пермского края Этнические общности проживающие в пермском крае

Оглавление:

Введение.

Основная часть.

Глава I . История заселения Пермского края

Глава II . Национальный состав

Глава III

Глава IV . Интересные факты.

Заключение.

Список литературы.

Введение:

Мы разные, конечно, все снаружи,

Но в наших жилах кровь одна течет,

И в самые холодные вновь стужи,

Цвет кожи будет уж не в счет.

У нас, у всех одни и те же чувства,

И сердце одинаково стучит,

В душе должно быть все-таки не пусто,

Когда о помощи народ другой кричит.

Да, разные у нас традиции и вера,

Но это ведь на главное для нас.

Должна создаться в мире счастья сфера.

Чтоб на лице улыбка родилась.

Цель : Изучить традиции и обычаи народов Пермского края.

Задачи: Расширить свой кругозор, узнать культуру своего народа.

Предмет исследования: Интересные традиции и обычаи нашего народа.

Метод исследования: Сбор и обработка информации.

Актуальность проблемы:

Изучая в школе географию России очень мало и поверхностно рассматривается вопрос народов: их культура, традиции, национальные блюда, национальные костюмы. Я решила узнать о народах, которые живут рядом с нами, в нашем крае- по соседству. Традиция, обычай, обряд – это вековая связь, своеобразный мост между прошлым и настоящим. Некоторые обычаи уходят корнями в далекое прошлое, с течением времени они видоизменились и потеряли свой сакральный смысл, но соблюдаются и в настоящее время, передаются от бабушек и дедушек внукам и правнукам как память о предках. У нас в поселке традиции соблюдаются более широко, нежели в городах, где люди живут обособлено друг от друга. Но многие традиции так прочно вошли в нашу жизнь, что мы выполняем их, даже не задумываясь об их смысле.

Основная часть:

Глава I . История заселения края.

Пермь Великая – древняя историческая область, которая располагалась западнее Уральских гор, в бассейнах рек Печоры, Камы, Вычегды, Волги. Район, обозначаемый как Пермь Великая, в различные этапы истории носил разные названия: Биармия, Перемь, Пермия, Пермь.В 16-17 веках название «Пермь Великая» обозначало всю территорию Пермской земли, как страны. А под «Пермь Великая-Чердынь» подразумевалось имя столицы Пермской земли – Чердыни. На развитие Перми Великой повлияло немало известных личностей, таких как: Стефан Пермский, Ермак Тимофеевич, Демидовы, Лазаревы, В. А. Всеволожский, В. Татищев и другие. Но самый большой вклад внесли Строгановы основав на территории Перми Великой добычу соли и горнозаводское дело. Развитие в крае горнозаводского дела привело к основанию города Пермь и образованию Пермской губернии по указу императрицы Екатерины II в 18 веке. Пермская губерния была основана по указу императрицы Екатерины II от 20 ноября 1780 года, по новому календарю от 1 декабря 1780 года. Так называемое тогда Пермское наместничество имело в своем составе две области: Пермскую и Екатеринбургскую. Так же был учрежден губернский город Пермь. Евгений Петрович Кашкин стал первым губернатором Пермской губернии. В те года были заложены Казанский и Сибирский тракты.Пермская губерния имела деление на уезды, всего их насчитывалось 12 штук. Далее деление происходило по цепочке: участок земского начальника – стан – волость – сельское общество – селение – крестьянский двор. Экономика губернии базировалась в основном на промышленности. Менее важную роль играло сельское хозяйство. В основе всей промышленной деятельности губернии лежала добыча полезных ископаемых, таких как медь, золото, платина, соль. Основоположниками Пермской промышленности можно по праву назвать Строгановых.

Глава II . Национальный состав

В регионе проживают представители 125 национальностей.

Русские, коми-пермяки, татары, башкиры, украинцы, удмурты, белорусы, немцы, чуваши, азербайджанцы, марийцы, армяне, евреи, мордва, молдаване, узбеки и другие, с давних пор, испокон века, проживают на территории Прикамья. Каждый житель Перми и края имеет друзей, знакомых, сослуживцев, одноклассников различных национальностей, и это не мешает общению, дружбе и хорошим взаимоотношениям.

Глава III . Интересные традиции и обычаи народов Пермского края

Каждый народ имеет свои обычаи и традиции. Традиции бывают самые оригинальные и интересные, даже неожиданные. И народы передают эти традиции из поколения в поколение. Так давайте познакомимся с наиболее интересными традициями и обычаями.

    Татары.

Татары проживают почти во всех населённых пунктах Пермского края. Прежде всего, это касается тулвинских татар и татар сёл Куединского района. После падения Казанского ханства свободные земли Южного Прикамья быстро заселяются, в том числе и поволжскими татарами. Наибольшая их концентрация наблюдалась по Тулве, Сылве, Ирени и на прилегающих территориях. К поволжским татарам присоединилась часть сибирских татар, мигрировавшая сюда значительно раньше. С давних времен татары расселились на Пермской земле не вразброс, а компактно, целыми деревнями, поселками, а то и районами. В этом отношении особенно уникален, конечно, Бардымский район, который вполне можно назвать национальным: из 30 тысяч его населения 92 процента составляют татары.

Отзвуки старины

Ранее, когда у татар существовали языческие верования, у них были интересные обряды, направленные на то, чтобы задобрить духов и сделать природные силы управляемыми . Одним из них был Янгыр Телеу. Его проводили, если наступала засуха. Для этого участники обряда собирались около источника воды. Они обращались к Аллаху, просили о дожде и хорошем урожае. Затем вместе ели угощения и обливались водой. Для более сильного эффекта совершали обряд жертвоприношения. Также в наше время еще осталась традиция взаимопомощи. Татары собираются вместе, чтобы построить или отремонтировать дом, поучаствовать в заготовках мяса.

Наверное, самым известным является праздник под названием сабантуй. Он связан с началом сельскохозяйственных работ. Когда наступала весна, люди радовались окончанию зимы, тому, что снова можно приняться за работу на земле, вырастить урожай, который будет кормить их семьи в холодное время года. Если переводить название праздника на русский, то получится «свадьба плуга». Ведь «сабан» - плуг, а «туй» - свадьба. В наше время обычаи и традиции татарского народа претерпели изменения, поэтому сабантуй означает окончание весенних работ, а не их начало, и проводится летом. Состоит этот праздник из двух частей. На селе проводят сбор подарков, а потом наступает майдан. Подарки собирал пеший юноша. Каждая женщина, вышедшая замуж в течение года после предыдущего сабантуя, подготавливала богато вышитое и украшенное орнаментом полотенце. Оно и считалось самым ценным подарком. На второй день проводился майдан. Традиции татарского народа предполагают, что в этот день будут проходить разнообразные состязания: национальная борьба корэш, прыжки в длину и высоту, бег, скачки. Они предназначались только для мужчин, женщины оставались сторонними наблюдателями. Обычаи и традиции татарского народа можно увидеть даже в этих спортивных соревнованиях. В скачках принимают участие лучшие лошади, потому что этот конкурс считается очень престижным. На специальном месте на расстоянии 5 километров от аула собираются зрители и участники. Наездниками обычно являются мальчики 8-12 лет. Финиш традиционно располагается около деревни, а старт - в поле. Призом было полотенце, сшитое замужней женщиной, полученное во время сбора подарков. Главный обычай - это уважение к старшим, особенно к родителям. Также татар с детства учат помогать младшим, не обижать обездоленных. Мать пользуется особым почетом в семье, но просьбы отца должны выполняться беспрекословно, потому что он является главой семьи и все домочадцы ему подчиняются. Татары умеют и любят принимать гостей. Если человек в их доме, то ему не будет отказа ни в чем, даже если это враг их семьи. По традиции гостя сначала поят водой, потом предлагают умыться, а затем угощают. В татарских семьях в почете скромность и благопристойность, особенно у молоденьких девушек. К свадьбе женщины готовятся заранее, учатся стряпать, вести хозяйство.

    Башкиры.

В эпоху существования Золотой Орды земли всего Прикамья входили в состав улуса Джучи. С XV века - часть земель Прикамья, в том числе и часть владений гайнинцев на правобережье Камы и узкая полоса по её левобережью, были включены в состав Арской дороги Казанского ханства. В то же время часть земель башкирских родов находились в составе Ногайской Орды.

В 1557 году северные башкиры направили своё представительство во главе с Айзуак-бием в Казань и попросили русского подданства. Царской администрацией были вручены башкирам жалованные грамоты на вотчинное владение землёй, при этом новые подданные были обложены ясаком.

В 1596 году гайнинцы вновь обратились к другому русскому царю - Фёдору Ивановичу - с просьбой подтвердить старую грамоту, что и было им сделано. В 1597 году Строгановы получили от царского правительства приуральские земли, включая и башкирские, по реке Каме до устья Ошапа. Этим было положено начало заселения башкирского народа.

Башкиры отмечают Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника – это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей.

Башкиры соблюдают ряд традиций, которые обусловлены историей существования народа и мусульманскими обычаями.

В зимний период нельзя копать землю, так как почва отдыхает и не надо ее трогать;

Любое дело надо начинать «чистой» правой рукой, ею же подавать угощения своим гостям и принимать посуду назад, левой рукой можно сморкаться;

Женщинам нельзя переходить дорогу представителям сильной половины, правило сохранялось в отношении мальчиков;

Переступать порог мечети разрешено с правой ноги при входе, левой – при выходе;

В пищу нельзя принимать спиртное, свинину, падаль, а хлеб полагается ломать, а не резать;

Еду берут тремя пальцами, двумя запрещается.

Башкиры стремятся иметь большую семью и поэтому всегда рады рождению ребенка. Будущим матерям запрещали выполнять тяжелую работу, их прихоти и желания исполнялись беспрекословно. Нося малыша под сердцем, будущей маме предписывалось смотреть только на красивые вещи и привлекательных людей, на что-либо страшное или безобразное смотреть не разрешалось. Чтобы роды прошли благополучно, будущий отец произносил фразу «Разродись, скорее, жена моя!», а тот, кто первый сообщал радостную новость о рождении наследника, щедро одаривался. После родов семья праздновала «бишектуй» - торжество, посвященное первой колыбели.

    Коми- пермяки.

В I тыс. н.э. это единство распадается на ряд племен, которые в первой половине II тыс. н.э. превратились в древние народности. Были среди них и предки современных коми-пермяков: племена ломоватовской, неволинской и родановской археологических культур.

Когда только сыну исполнялось 18-20 лет, его родители начинали подыскивать невесту. Подыскав, засылали сватов. Сват приходил в семью невесты чаще всего под вечер, когда вся семья в сборе, и произносил фразу: «Телицу я высматриваю и покупать пришел». Отец невесты отвечал на это «У меня есть телица, давай посмотрим». С этих слов начиналось сватовство.

Сваты, получив согласие родителей жениха, через несколько дней приезжали на рукобитье – обряд согласия на брак, скрепленный рукопожатием отца жениха и отца невесты. Сторона жениха привозила рыбный пирог и вино. Родня невесты варила брагу, стряпала пельмени. В тот же день договаривались о дне свадьбы и приданном.

Свадьбу назначали через дней пять-шесть. Все оставшееся до свадьбы время подруги невесты жили у нее в доме и вместе с ее родственниками готовили приданное.

Накануне свадьбы устраивался девичник – прощание невесты с подругами и со своей девичьей жизнью. Символом уходившей в прошлое жизни была девичья коса, которую в этот день расплетали, и мытье в бане перед предстоящей свадьбой. В этот день невеста и ее подружки исполняли свадебные причитания.

На другой день за невестой приезжал свадебный поезд. В семьях побогаче он состоял из девяти-одиннадцати подвод или саней, у тех, кто победнее – из трех, а в самых бедных семьях это была только одна подвода. Старались, чтобы число подвод было нечетным, это якобы содействовало благополучию новой семьи.

С целью обозначения родовой, семейной или личной собственности, семейного положения коми-пермяки пользовались «пасами» - особыми знаками, метками, тамгами. Главный смысл паса - охранительный. Его изображение на доме означало оберег счастья; на лодке или на ружье - защита удачи; на одежде, обуви, головных уборах, кушаке - защита здоровья; на домашних животных - оберег от болезней. Некоторые пасы-знаки почитались наравне с духами: пас на межевом столбе считался духом земли, на ловушках - духом зверей.

Еще одна традиция - это суседку - домовой, по-иному - бо-боль . Хотя он и причисляется к нечистой силе, его задача - охранять дом и домочадцев от самых разных бед. Поэтому к нему отношение уважительное. При переходе в новое жилище его зовут с собой. Живое поверье, что перед каким-либо важным событием - чаще плохим - суседку производит на спящего человека сдавливающее, удушающее действие, предупреждая его о будущей беде. И если при этом человек сможет у него спросить, что совершится вскоре с ним, то иногда суседку отвечает.

    Удмурты.

После распада прапермской этнической общности зародился удмуртский народ. Удмурты являются коренными жителями северного и среднего Предуралья и Прикамья. Если говорить об этимологии названия «удмурты», то никаких определенных фактов не имеется. Можно сказать лишь то, что сами удмурты расшифровывают это слово как «сильный человек». Но это лишь гипотеза, которой придерживаются местные жители. Также некоторые источники отмечают, что слово «удмурт» с других языков переводится как «житель окраины».

Праздник Акаяшка начинается с изгнания Шайтана, чтобы он не испортил людям праздник, а также защиты дома от нечистой силы. Этот праздник длится 3 дня, после которых наступает Пасха. Люди готовят кушанья, варят пиво, созывают гостей. Удмуртами принято забивать в этот день птицу, как правило, утка, для жертвоприношения. А в последний день женщины стегут овец, для того, чтобы было здоровье и достаток.

У каждой удмуртской деревни также была священная роща (Луд) , где несколько раз в году проходили моления. Посещать ее разрешалось только в эти дни. В центре рощи стояло священное дерево. Под его корни зарывали жертвенные дары для богов нижнего мира, дары среднему миру развешивали на ветвях, а на верхушку ставили дары верхнему миру. В качестве жертвы обычно выступали домашние птицы или животные. В некоторых священных рощах в Удмуртии до сих пор проходят языческие моления.

В гости без приглашения приходить было не принято: (Званый гость - в красном углу, незваный - у порога); (Без приглашения только собака приходит); (Незваного гостя и угощать не хочется); (Для нежданного гостя скатерти заранее не селят).

При желании видеть у себя в гостях кого-либо из родственников к ним отправляли со специальной вестью (ивор ). Готовились в гости так же обстоятельно, как и при ожидании гостей. Отправляющимся в гости уважаемые старики напоминали о том, как следует вести себя «на людях». В гостях рекомендовалось вести себя достойно. (Не урони себя в чужих глазах); (У знакомого не хозяйничай); (В гостях не ссорятся).

Помимо этого заботились и о гостинце (салам) , который должен быть не слишком велик, но и не мал. (Большой ценным не бывает). Наиболее подходящей считалась замороженная тушка гуся. Распространено было подношение в качестве гостинцев разнообразных печений. Порицалось опоздание, опоздавшего не ждали.

    Русские

Несомненно, культура и традиции России оказывают огромное влияние и на характер людей, проживающих на территории страны. У русских, как и любой другой нации, есть свои особые черты, известные по всему миру.

Отголоски старины, славянские корни русских дают о себе знать и в современной жизни. Не одно столетие россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. При этом современная культура русских сохранила также более поздние традиции и привычки, зародившиеся в начале 20 столетия.

Обряд церковного венчания становится все более популярным, однако по закону он возможен только после регистрации брака в государственном учреждении - загсе. Венчание - очень красивый и трогательный обряд, когда, стоя под венцом, молодые дают клятвы быть верными в горе и радости. Считается, что после него супруги острее осознают свою принадлежность друг другу и настраиваются на долгую совместную жизнь, поскольку в целом разводы православной церковью запрещены. До регистрации жених, приехавший забрать невесту в церковь, должен выкупить ее у гостей, он также проходит массу испытаний, представляющих собой ряд конкурсов, в конце которых жених по традиции должен расплатиться подарками или деньгами со всеми участниками.

Традиционно кольца, платье и туфли для невесты покупает жених, а семья невесты обеспечивает ее "приданым" - постельным бельем, посудой и мебелью. На свадебном столе обязательно должны быть блюда из птицы, символизирующей счастливую семейную жизнь. Свадебный пирог в России называется "курник". Он готовится из блинов или сдобного пресного теста, прослоенного куриным мясом, грибами, рисом и другими начинками. Когда новоиспеченные муж и жена приезжают в дом родителей жених, его мать встречает и, по русской традиции, хлебом-солью. Все гости следят за тем, кто отломит больший кусок хлеба: тот и будет главой в доме. Современная свадьба обычно длится 2-3 дня.

Один из элементов русской жизни - поход в баню. Раньше русские делали это каждый день, так как "банятерапия" помогает при лечение простудных заболеваний, а также при снятии стресса и психических расстройств. Теперь же эта традиция переросла в развлечение. Сейчас в баню ходят раз в неделю или месяц, чтобы пообщаться с друзьями.

Многие русские по-прежнему "не отпускают" своих детей во взрослую жизнь, пока они ни обзаведутся собственной семьей. И только после этого многие, теперь уже женатые и замужние юноши и девушки начинают работать, чтобы обеспечить молодую семью. Как правило, в России представительницы прекрасного пола выходят замуж в возрасте 18-23 лет. Возраст сильной половины человечества аналогичен их избранницам.

Каляду (или калядки ) устраивают во время Рождества в ночь с 6 по 7 января. В это время люди не спали, а ходили по домам, пели колядки (обрядовые песни), за которые гостей угощали разными вкусностями. Сейчас этот обычай распространен только в селах, однако в былые времена им не брезговали воспользоваться цари и дворяне, которые обычно переодевались в карнавальные костюмы. Бедняки же выворачивали свои одежды наизнанку и надевали маски животных. Особенно в коляде нравилось участвовать детям, которых за песенки обязательно угощали сладостями.

Глава IV . Интересные факты.

Традиционное прозвище людей, который живут на Пермских землях, это «пермяк соленые уши».

Коми- пермяки верят в лешего, едят пироги с пистиками, ткут удивительно красивые пояса.

Одними из своих предков коми-пермяки считают чудь. По легенде северные коми-пермяки ведут свои корни от четырёх богатырей, которых звали Юкся, Пукся, Чадзь и Бач.

Коми-пермяки – прекрасные охотники, которые использовали лук и стрелы. При этом были такие мастера, которые могли стрелой попасть в глаз белки, не повредив шкурку.

Об удмуртских колдунах ходят легенды, будто настолько велика их сила, что они могут наказать злодея, найти пропажу, соединить поссорившихся супругов, излечить любую хворь.

Башкиры ставят интересы общины выше личных. У них принято "башкирское братство" – забота каждого о благоденствии своего рода.

Женские башкирские имена традиционно содержат частицы, обозначающие небесные светила: ай – луна, кон – солнце и тан – заря. Мужские имена обычно связаны с мужественностью и стойкостью.

У башкир было два имени – одно давалось сразу после рождения вовремя заворачивания младенца в первые пеленки. Оно так и называлось – пеленочное. А второе малыш получал при обряде наречения от муллы.

Выражение «сирота казанская» идёт от завоевания Иваном Грозном Казани. Царь-победитель хотел расположить к себе местную знать и раздавал щедрые подарки как возмещение понесённых потерь. Некоторые делали вид, будто сильно пострадали от военных действий.

Заключение.

Все народы, живущие в Пермском крае, имеют свои обычаи и традиции. Но есть обычаи, характерные для всех. Это закон гостеприимства, уважения к старшим, закон дружбы между соседями. Хранить и передавать из поколения в поколение мудрость, сохраненную веками, также обычай, существующий у всех народов. Сегодня каждый выбирает сам для себя стоит или нет соблюдать заветы своих предков. Но нужно твердо помнить, что традиции – это часть истории. Судьба каждого близкого нам человека – это также часть истории. Мы должны знать свою родословную, если хотим сохранить свою историю и культуру.

Список литературы:

Иванов Н.В. География Пермской области. Учебное пособие // Пермь: Книжное издательство, - 1984.

Назаров Н.Н., Шарыгина М.Д. География Пермской области. Учебное пособие // Пермь: Книжный мир, - 1999

М.: Азбуковник, - 1999. Особо охраняемые природные территории Пермской области. Регистр /отв.ред. С.А. Овеснов/ - Пермь: Книжный мир, - 2002.

Савенко Е.В. Путешествуем по Чусовой // Екатеринбург: Независимый институт истории материальной культуры, - 2001.

Торопов С.А. По голубым дорогам Прикамья // Пермь: Книжное издательство, - 1991.

Туризм в Пермской области /сост. С.Барков/ - Пермь: Раритет-Пермь, - 2002.

Интернет ресурсы.

Светлана Сурнина
Проект «Быт и традиции народов Пермского края»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 60»

Проект «Быт и »

Разработали : Сурнина Светлана Валерьевна,

Гурова Яна Николаевна,

воспитатели МАДОУ «Детский сад № 60»

Проект проведен в рамках институционального

Знакомства младших дошкольников с бы-том и традициями народов Пермского края .

Заведующий Н. П. Попова

Березники, 2016г.

Проект «Быт и традиции народов Пермского края »

2. Руководители проекта (Ф. И. О.) воспитатель группы Сурнина С. В.

3. Кадры : воспитатель группы, родители, дети младшей группы

4. Район, город, представивший проект : город Березники

5. Адрес организации : улица Веры Бирюковой д. 3

6. Телефон : 23-22-78

7. Вид, тип проекта : краткосрочный, информационно – творческий – по-знавательный.

8. Цель, направление деятельности проекта народным традициям Пермского края , объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.

9. Задачи :

Формировать первичные представления детей о родном городе, о семье, о культуре быта уральского народа .

Знакомство детей с достопримечательностями родного города, с природой Пермского края . Дать представление о некоторых видах ремесла на Урале.

Воспитание у детей патриотических чувств, любви к родной природе, уважение к традициям Урала , к родному городу, к родному дому.

Воспитывать бережное отношение к семье, в которой живет ребенок, любовь к близким людям.

10. Краткое содержание проекта : Наш проект дает возможность донести до наших детей неповторимый, чарующий образа Урала, знаний о культуре и традициях Пермского края . Работа над проектом имеет большое значение для формирования и развития детско-родительских отношений; воспитывает уважение к старшим, к членам семьи; прививает чувство привязанности к своей семье и родному дому. Знакомство детей с родным краем формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

11. Место проведения : музыкальный зал, группа,

12. Сроки проведения : 2 недели

13. Количество участников проекта : (взрослые, дети) 20 детей, 15 взрослых

14. Возраст детей : младшая группа (3-4 года)

Совместная деятельность :

Слушание русских народных песен , закличек.

Просмотр презентации «Традиции русского быта »

Беседа «Путешествие по родному городу» (см. приложение №1)

Экскурсия в музей «Русская горница» (см. приложение №2)

Рассказ об истории происхождения матрёшки.

Цель : Познакомить детей с историей создания русской матрешки.

(см. приложение №3)

Игра на русских народных инструментах .

Русские народные подвижные игры «Гуси-гуси» , «Бабушка и пирожок»

Самостоятельная деятельность детей :

Рассматривание иллюстраций природы и быта Пермского края

Д/ игра «Собери посуду»

Конструирование из строительного материала «Как избушка встала на курьи ножки.

Рассматривание альбома «Моя дружная семья»

Рисование на тему : .

(см. приложение4)

Цель : Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству.

Работа с родителями (информационный материал для родителей)

Консультация «Семья и семейные ценности» (см. приложение № 5)

Выставка рисунков «Моя семья» (см. приложение № 6)

16. Ожидаемые результаты :

Дети получат элементарные знания о Родном крае, о родном городе, о семье; расширится социальный опыт; появятся новые впечатления и эмоции об ок-ружающем мире, расширится кругозор.

Фотоотчёт

Цель : Приобщение детей к культурным ценностям, и народным тради-циям Пермского края

Задачи : Обучающие (образовательные) :

1. Закрепить и обогатить знания детей о родном городе, его достопри-мечательных местах.

Развивающие :

1. Развивать внимание, память детей, наглядно-образное мышление.

2. Развивать художественное восприятие для формирования целостной картины мира.

Воспитательные :

1. Воспитывать заботливое отношение к окружающему миру природы, к родному городу.

Ожидаемый результат : Дети получат элементарные знания о Родном крае, о родном городе, о семье; расширится социальный опыт; появятся но-вые впечатления и эмоции об окружающем мире, расширится кругозор.

Приложение № 2

Экскурсия в музей «Русская горница»

Цель : Формирование у дошкольников патриотических чувств, знаком-ство с народной культурой прошлого , формирование представлений об исто-рии и традициях русского народа ; приобщение детей к музейной среде

Задачи :

Познакомить детей с предметами старинного быта и их названием : печь, ухват, чугунок, прялка, веретено, сундук, рушник, самовар, кокошник, кушак, рубель, скалка, лапти

Развивать любознательность, познавательный интерес к предме-там рукотворного мира.

Прививать любовь к русским народным традициям .

Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа .

Ожидаемый результат : знакомить детей с народными обычаями , об-рядами, праздниками, народным творчеством , искусством; развивать позна-вательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность в музее

Приложение 4

Фотоотчёт

Рисование на тему : «Украсим сарафан для матрешки» .

Задачи :

Вызвать желание украшать предметы;

Продолжать учить работать с карандашами, правильно держать.

Развивать у детей самостоятельность в выборе узора.

Продолжать знакомить с русским народным творчеством .

Развивать чувство ритма.

Воспитывать желание помочь матрёшке украшать сарафаны.

Приложение № 5

Консультация для родителей.

«Семья и семейные ценности»

Что такое семья?

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой от-ветственностью.

В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вы-текающими из брака, родства, усыновления.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его фи-зического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека после-довательно меняются его функции и статус в семье.

Семья. На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Конечно, в рамках одной статьи рассказать обо всех этапах становле-ния семьи сложно. Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции .

О семейных традициях

Действительное стремление к семейному счастью и семейному благо-получию находит выражение в создании семейных традиций . Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравствен-ную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция .

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций . Ведь, по большому сче-ту, традиции - это не только семейный уклад, но и отношения, которые складыва-ются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фик-сирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить не-плохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить . И какими бы странными они не казались, важно одно : семейные традиции и ритуалы не долж-ны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

Крайне сложно формировать семейную традицию , если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родите-лей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение.

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» - 2013

Мой край - моя Родина (14-17 лет)

Сравнительный анализ свадебной семейной обрядности народов Пермского края

Искулова Юлия 16 лет,

Руководитель работы

МБУ ДОД «Дом детского творчества»

п. Яйва Александровского района

Пермского края

Введение 3

Глава I. Свадебные обрядовые традиции народов

Пермского края 5

1.1. Понятие обряда 5

1.2. Свадебные обряды русских Пермского края 6

1.3. Татарские свадебные обряды 10

1.4. Свадебные обряды коми-пермяков в Пермском крае 12

1.5. Свадебные обряды удмуртов Прикамья 15

1.6. Свадебные обряды башкир 17

1.7. Выводы по главе I 21

Глава II. Сравнительный анализ свадебной семейной

обрядности народов п. Яйва 22

2.1. Описание этапов и результатов исследования 22

Заключение 33

Список использованной литературы 34

Введение

Народы и культуры – одна из непреходящих ценностей любой территории, любого края. Пермская земля – не исключение. Пермский край занимает особое место в этнокультурном ландшафте Евразии. Его положение на границе нескольких этнокультурных зон - Европы и Азии. По этническому многообразию регион занимает одно из первых мест в составе регионов России.

Только официальный перечень народов Пермского края включает более 120 позиций. В список десяти наиболее многочисленных народов входят русские, татары, коми-пермяки, башкиры, удмурты. По данным переписи населения 2010 года в Пермском крае проживает 2.191.423 русских (83,16%), 115.544 татар (4,38%), 81.084 коми-пермяков (3,08%), 32.730 башкир (1,24%) и 20.819 удмуртов (0,79%).

Пермские народы создали яркие и уникальные комплексы традиционной культуры. В настоящее время, при всем интересе к истории и культуре народов Прикамья, многовековое этнокультурное наследие оставалось известным преимущественно лишь узким специалистам этнографам, фольклористам, этномузыковедам. Проживая в «едином пространстве», мы очень мало знаем о традициях своих соседей. В поселке Яйва на протяжении многих лет бок о бок живут представители разных национальностей: русских, татар, башкир, коми-пермяков, удмуртов и др. У каждой национальности есть свои традиции и обычаи, часть из которых сохраняется до сих пор, часть безвозвратно утеряна.

Обряды, обычаи, традиции являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания, и сплочения народа в единое целое. Рассматривая свадебные обряды народов Прикамья, мы можем увидеть, какое трепетное и ответственное отношение было к такому важному жизненному пути как создание семьи.

В настоящее время в Пермском крае активно развивается туристический бизнес , Правительство Пермского края внедряет проекты по сохранению и развитию такого вида туристического бизнеса, как этнографический бизнес. Поэтому изучение культурного прошлого является актуальным на данный момент.

Цель исследования : провести сравнительный анализ свадебной семейной обрядности некоторых народов, населяющих п. Яйва: русских, татар, башкир, коми-пермяков, удмуртов, как одних из наиболее многочисленных представителей народов Пермского края.

Задачи :

1. Рассмотреть понятие «обряд».

2. Познакомиться с семейной свадебной обрядностью русских, татар, башкир, коми-пермяков, удмуртов.

3. Выявить сходные и отличительные черты в семейной свадебной обрядности данных народов.

4. Привлечь внимание молодежи к семейным традициям народов поселка.

Гипотеза: славянские, тюркские и финно-угорские свадебные обряды имеют общие черты, не смотря на этническое своеобразие данных народов.

Предмет исследования : свадебные семейные обряды русских, татар, башкир, коми-пермяков, удмуртов.

Объект исследования : семьи русских, татар, башкир, коми-пермяков, удмуртов, проживающих в п. Яйва.

Методы исследования: анализ источников, анкетирование обучающихся 10-11 классов, беседы с местными жителями поселка.

Практическая значимость работы: материал данной работы можно использовать на классных часах в 9-11 классах, в рамках внеурочной деятельности . Также он может быть полезен при создании бизнес-проектов, привлечения инвестиций и развития этнографического бизнеса на территории Александровского района.

Глава I . Свадебные обрядовые традиции народов Пермского края

1.1. Понятие обряда

Обряды считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ - сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие. Свадьба создает семью - без нее мужчина и женщина, живущие вместе, не считаются брачной парой, а их дети - детьми, рожденными в браке. Ритуальные действия с «жаворонками» - печеньем в виде птички - обеспечивают прилет птиц и приход весны. Неисполнение обряда грозит вечной зимой. Душа умершего покидает деревню только после свершения всех полагающихся похоронных ритуалов.


Рассмотрим понятие обряда.

Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива .

Обряд – совокупность действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции .

Обряд – церемония, чин, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера. .

Обряд – 1. Церемония, чин, по которому совершается что-либо. 2. Действия, строго определенные обычаем, сопровождающие и оформляющие какие-либо акты (обычно культового характера). .

Из данных определений можно сделать вывод, что обряд – это традиция, церемония, которая совершается в важные моменты человеческой жизни.

Обряды, знакомые нам по материалам XVIII- XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования. Обряды изображали некое символическое поведение людей в определенных обстоятельствах жизни и делились на три группы. К первой относились обряды, отмечавшие наиболее важные вехи в жизни человека: рождение, вступление в брак, смерть. Этнографы назвали их обрядами жизненного цикла. Ко второй группе, получившей название «обряды годового цикла», относятся обряды, проводившиеся всей общиной в течение года в определенные народным календарем дни. Третья группа включает в себя окказиональные обряды - исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю - например, засухи, мора скота. Они должны были предотвратить несчастье или прекратить его.

1.2. Свадебные обряды русских Пермского края

Для крестьянина семья имела исключительное значение. От нее зависело как его экономическое состояние, так и духовно-культурное. Поэтому создание семьи, вступление в брак было одним из наиболее важных событий его жизни. Оно же во многом определяло поведение и отношения между молодежью. Тема брака постоянно присутствовала и проявлялась в жизни подрастающего поколения, особенно она, усиливалась по мере приближения к брачному возрасту.

Свадебная обрядность Пермского Прикамья сохраняла близость северно-русскому свадебному обряду, лишь в южных районах отчетливо проявлялись черты среднерусской свадьбы. Свадебный обряд Прикамья к настоящему времени остается одним из наиболее исследованных. Можно отметить более десятка публикаций, в которых анализируются особенности пермской свадьбы – юрлинской, вишерской, чердынской, куединской, усольской, карагайской и оханской. При общности основной структуры и характера свадебного обряда на территории Прикамья обнаруживается множество вариантов с ярко выраженной локальной спецификой.

Один из интересных вариантов свадебного обряда существовал в селе Хохловка Пермского района. Хохловская свадьба начиналась со сватовства. Сватать обычно ехали отец и мать жениха, а нередко и сам жених. О приходе сватов хозяева догадывались сразу: сватовщики «порог пятами колотят, что сваты пришли». После удачного сватовства невеста собирала девушек на девишник – готовить приданое. Девишник длился от нескольких дней до месяца, в зависимости от состоятельности невесты. Канун свадьбы был более всего наполнен многочисленными ритуалами. Утром накануне обрученья подруги вели невесту в баню. После бани невесте в последний раз заплетали девичью косу, при этом исполнялся особый причет. Последней заплетать косу подходила мать невесты, которая закрывала невесту большим платом .

Вечером этого дня в доме невесты проходило обрученье. На обрученье приезжал жених со своими родственниками. Обрядовые действия на обрученье во многом повторяли те, которые будут совершаться на самой свадьбе. Жениха с гостями усаживали за стол, невесту из кухни к жениху выводила крестная, на вывод невесты в обрученье исполнялась особая песня.

Утром свадебного дня, перед приездом жениха со свадебным поездом, невеста «несла красоту»: под свадебный причет невеста свою девичью ленточку со свечкой клала на божницу. Уже при отъезде к венчанию она с божницы брала эту ленточку, прикалывала себе на грудь, а в церкви должна была положить ее в Евангелие. Ленточка, «красота» символизировала девичество. Ближе к обеду к дому невесты подъезжал свадебный поезд из жениха с тысяцким и дружками – за невестой. Жених привозил невесте подарки: свадебный венок , духи и мыло. Прежде чем попасть в дом, дружки – друзья жениха – должны были откупиться от девушек, подруг невесты. Зайдя в дом, дружкам также было необходимо выкупить и место за столом. В это время невесту начинали готовить к венцу – за заборкой, на кухне девушки надевали ей свадебную одежду. Невесте на голову укладывали кружевную вуаль, длиной до подола свадебного платья , а сверху надевали венок из восковых цветов, привезенный женихом. Обряжение невесты также сопровождалось исполнением особого причета: «Ты утка ли, утица, серая перепелица...».

Когда невеста была готова, отец выводил ее за стол к жениху. После вывода невесты начиналось застолье, во время которого всем гостям исполнялись величальные песни. Затем невеста выходила из-за стола и собиралась ехать под венец. Отец и мать жениха перед венцом благословляли молодых. После благословения свадебный поезд отправлялся в церковь. Достаточно интересным моментом местной свадебной традиции было то, что на венчание ехали и девушки – подружки невесты, при этом девушки в церковь брали с собой ленточки, которые им дарила во время расплетения косы невеста.

Из церкви свадебный поезд ехал в дом жениха. Там молодых встречали отец и мать с иконами и хлебом-солью. Потом невесте меняли прическу, волосы окручивали по-бабьи. Свадьбу обычно праздновали два либо три дня. Второй день именовали большие столы, главным угощением этого дня были мясные пироги, которые выносили на стол в большой тарелке, а рядом ставили пустую тарелку. Угощаясь пирогами, гости должны были дарить мелочь «за пироги». На третий свадебный день готовили уху. В большие столы показывали и невестино приданое. Наряженные участники свадьбы с приданым ходили по всей деревне. Завершающим этапом свадьбы были хлебены, проводившиеся через неделю или больший срок. Молодые ездили к родителям невесты и ее родственникам на застолье .

При том, что в большей части традиций Пермского края свадебный обряд также включал схожие этапы – сватовство, девишник, обрученье, «прощание с красотой» и расплетение косы, встречу жениха, венчание и свадебный пир, в некоторых традициях свадьба дополнялась и другими обрядами или элементами, включались и некоторые дополнительные этапы, как, например, «Взглядышки» в Чайковском районе, когда жених приходил знакомиться с невестой, «Сговор», «Рукобитье», когда совершался окончательный договор между родителями о проведении свадьбы.

Локальные традиции свадебного обряда отличали и некоторые детали. В селе Курашим Пермского района, например, застолье в доме невесты по приезде жениха заканчивалось тогда, когда на стол подавалась каша, в которую дружки ставили свои ложки. До проведения застолья кашу прятали, иногда и под подолом одной из девушек, так как, если дружки находили кашу раньше времени и ставили в нее ложки, застолье считалось завершенным, и невесту забирали к венцу без исполнения величальных песен, без дарения подарков и выкупа. На второй свадебный день в этом селе на крыше дома, где проходила свадьба, вывешивали красную юбку.

Разнообразием отличались и свадебные чины – участники свадьбы – и их роли. В Прикамье были известны разнообразные термины свадебных персонажей: тысяцкой, большой боярин , большой, старший, главный дружка, говорок, полдружъе и поддружье, младший дружка, сундучники, повознички и многие другие.

Характерной чертой в юго-западных районах Прикамья было использование свадебного деревца – дрява, курника, репья, характерного элемента среднерусских, поволжских свадебных традиций. В Бардымском районе дряво готовили из сухого репья, украшая его цветной бумагой, которую нарезали лентами с бахромой и обвивали ветки растения. В Чернушинском районе кроме того на свадебное древо – курник – развешивали конфеты и папиросы. По приезде жениха дружки выкупали курник у невестиных подружек .

В настоящее время продолжают бытовать лишь некоторые элементы развернутого свадебного обряда, полный ход традиционной свадьбы, как и свадебный фольклор, сохраняется лишь в памяти старшего поколения.

1.3. Татарские свадебные обряды

Торжественные обряды , которыми сопровождается создание новой семьи, у татар издавна своеобразны и красивы. Они сохранили некий магический смысл для обеспечения достатка, спокойствия и многодетности семьи.

Порядок проведения свадьбы был следующим .

От родственников жениха поступало предложение родителям невесты, и во время сватовства обсуждалось количество и качество даров – калым (по-татарски – калын) и время проведения свадьбы. В перечень подарков, которыми родственники жениха должны были уплатить выкуп за невесту, входили предметы обихода, одежда, головные уборы , обувь, постельные принадлежности. Полагалось также передать деньги для приготовления приданного невесты и внести лепту продуктами для свадебного торжества. Размер приданного невесты при этом особо не оговаривался. Далее следовал сговор, во время которого сторона невесты передавала в подарок скатерть или полотенце, а сторона жениха чаще всего передавала деньги. Родственников невесты, принимавших участие в сговоре, всегда потчевали угощением .

Официальная часть мусульманской свадьбы , называемая никах, никах туй, проводилась в доме невесты . Родители жениха были на ней главными гостями. Однако на свадьбу родственники жениха приезжали не с пустыми руками, а привозили определенные угощения и калым, если он не был передан до свадьбы. Роли всех, участвующих в свадьбе родственников, были оговорены: часть родственников невесты приносила угощение на свадьбу, а другая часть родни приглашала к себе родственников жениха и заботилась о них, угощая и предоставляя ночлег, так как свадьба продолжалась не один день.

Основной обряд никах проводил мулла . В особой книге мулла записывал условия, на которых заключался брак. При этом перечислялись затраты на свадьбу со стороны жениха, а также оговаривалась сумма выплаты жене в случае расторжения брака по желанию мужа. Жених и невеста при этом не присутствовали, и на вопрос муллы о согласии на брак отвечали за жениха – его отец, а за невесту – свидетели. Свидетели специально интересовались о согласии невесты, находящейся либо в другой комнате, либо просто за занавесью. Получив согласие жениха и невесты, мулла читал Коран в торжественной обстановке. И только после обряда никах начиналось свадебное угощение .


Гости праздновали свадьбу в доме невесты два или три дня , а после их отъезда готовились к приезду жениха. Помещение для молодой пары тщательно украшали предметами из приданного невесты, это было их пристанищем на несколько дней – на период первого приезда жениха. Этот приезд знаменателен тем, что жениху приходилось неоднократно платить выкуп и за въезд во двор, и за возможность войти к невесте, а также тем, кто стелил брачную постель и топил баню. Особо ценный подарок подносился супруге. Первый приезд жениха длился от 2-х до 6-ти дней , затем он уезжал к родителям и далее навещал невесту по четвергам, а утром уезжал. Продолжительность этого периода зависела от выплаты калыма.

После полного погашения калыма молодая жена могла переехать в дом мужа . Здесь тоже соблюдались традиции: мать мужа стелила под ноги невестке мягкую подушку или шубу, встречая молодую добрыми словами. В доме невестка должна была повесить полотенце, а затем уже сесть к столу и обязательно отведать намазанную маслом и медом хлебную горбушку. По давним приметам так полагалось поступить, чтобы молодая жена была мягкой, покладистой и уживчивой. Обычай погрузить руки молодой жены в муку соблюдали для того, чтобы обеспечить достаток в новой семье. Существовали еще обычай украшения дома предметами из приданного невесты и обычай показа молодой дороги к роднику. Невестка одаривала всех родственниц, которые участвовали в этом действе .

После переезда молодой в дом мужа продолжались угощения как в доме родителей мужа, так и в домах его родственников, молодожены навещали дом родителей жены, а те в свою очередь наносили визит в дом жениха.

Свадебное застолье на татарских свадьбах также отличалось соблюдением вековых национальных традиций. На татарской свадьбе обязательно подавали свадебного гуся и особые ритуальные свадебные блюда – чак-чак и губадию . Изготовление свадебного пирога губадии доверяли специальным мастерицам, чак-чак обычно готовила сторона невесты, а гуся привозили родственники жениха или готовили блюда из гуся от обеих сторон. Существовали определенные правила подачи на стол и разделывания ритуальных блюд, этот процесс всегда сопровождался одариванием молодоженов подарками и деньгами.

На свадебные обычаи и обряды татар сильное влияние оказывали изменения в жизни всего общества. Начало XX века было очень сложным. Тяжелые годы восстановления после гражданской войны, материальные лишения привели к упрощению, к менее строгому соблюдению свадебной обрядности .

1.4. Свадебные обряды коми-пермяков в Пермском крае

Свадебная обрядность коми-пермяков включала несколько этапов: досвадебные обряды, собственно свадьбу и послесвадебные обряды. Свадебные обряды северных, южных, верхнекамских и язьвинских пермяков имели много общего, однако северные и периферийные группы испытали большее влияние со стороны русских традиций, нежели южные. Наиболее полные и интересные варианты свадебной обрядности сохранились в Юсьвинском районе.

Первым этапом свадебного обряда было сватовство (корасьом). В селе Антипино шли свататься обычно отец и мать жениха, брали с собой сваху, а нередко в сватовстве участвовал и сам жених. Открывая двери, предписывалось трижды постучать пятками о порог. Обычно разговор начинали с шуточного присловья: «Пришли свататься, водой не плескаться, садом не садить, чуром не играть». После чего уже напрямую говорили о цели визита: «У меня есть парень, а у вас есть девушка». Окончательно о времени свадьбы и приданом договаривались во время рукобитья (ки кутом).

Сватовщики на рукобитье отправлялись с рыбным пирогом, челпаном хлеба, пивом. В случае согласия на свадьбу происходил обмен подарками – жених дарил подарок невесте, а невеста одаривала сватовщиков. После заключения договора начиналось застолье. В селе Архангельском отмечали, что жениха с невестой на рукобитье садили за столом вместе. В некоторых случаях перед рукобитьем проводили юны, юны рыт - пропивки, вечер пропивок. В этом случае также договаривались о свадьбе, однако рукобитье проводили на следующий день .

После рукобитья в доме невесты начинаются приготовления к свадьбе, подруги невесты собираются готовить приданое, поют свадебные песни и причитания, в некоторых деревнях этот этап свадебного обряда получил название девичник. Характерной особенностью свадебного обряда было и гостевание невесты с подружками накануне свадьбы у родственников. Во время гостевания устраивали застолье и проводили обмен подарками между родственниками и невестой. В предсвадебное время просватанной невесте заплетали одну косу, вплетая в нее много разноцветных ленточек. Накануне свадьбы невесту водили в баню. По дороге в баню и обратно исполнялись причитания, девушки угощались в бане пивом и брагой, парили невесту, а невеста, в свою очередь, ударяла веником одну из подружек, чтобы та скорей вышла замуж. После бани невесте в последний раз заплетали девичью косу.

Собственно день свадьбы был более всего наполнен обрядовыми действиями. В доме невесты утром до приезда жениха подружки одевали невесту, а затем начинали расплетать ей косу.

Ленточки из косы невеста раздавала своим подружкам. В селе Купрос невеста лишь одну красную ленточку – дивью красоту – оставляла себе, клала ее на божницу и, прежде чем отправиться к венчанию, прикалывала на грудь, а в церкви отдавала ленточку священнику, чтобы он положил ее в Евангелие .

По приезде жениха предписывалось выкупать невесту, после чего поезжан (участников «свадебного поезда») садили за стол и к жениху выводили невесту. Как правило, это делал отец, он выводил ее за полотенце. Жених с невестой три раза обходили вокруг стола, а затем садились, но не на голую лавку, а на войлок, который специально расстилали для них на лавке. После застолья благословляли молодых, для чего молодые вставали на колени на войлок в передний угол, молились на иконы, а затем родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. В церковь ехали свадебным поездом в особом порядке.

После венчания свадьба продолжалась в доме жениха. После первой брачной ночи смотрели невестино приданое, невесту отправляли за водой, где она «дарила» воду – бросала в колодец монетку и кусочек хлеба. Самое большое застолье – большие столы – обычно проводили на второй день свадьбы. А третий день в деревнях Юсьвинского района получил название куд пыдос (буквально: дно лукошка). В этот день в дом жениха «невесту смотреть» собирались со всей деревни, в том числе и те, кто не принимал участия в свадьбе. На стол выносились остатки свадебных блюд, что означало завершение свадьбы .

Послесвадебные обряды включали посещение молодыми родственников, которые иногда назывались хлибены. На Масленице также посещение молодыми родственников и родителей невесты являлось обязательным и завершало свадебные обряды.

1.5. Свадебные обряды удмуртов Прикамья

Вопрос о женитьбе сына и о замужестве дочери, решался старшими членами семьи. Когда сыну исполнялось 16-17 лет, родители начинали присматривать в округе невесту. Брачный возраст для юношей колебался от 16 до 24 лет, хотя чаще женили в 18-20 лет. Невесты еще в начале века часто были старше женихов на 3-5 лет, так как родители не спешили выдавать дочерей замуж, чтобы они дольше трудились в своем хозяйстве, тогда как парней стремились женить раньше, чтобы привести в дом работницу.

В выборе невесты активно помогали родственники. Присмотрев девушку, наводили справки об ее родителях, их характере, репутации, материальном состоянии, а также о родне. По этому поводу сложилась пословица: «Не открыв миски, не ешь содержимое ее, не увидев матери, не сватай дочь ее». В невесте их интересовало, прежде всего, здоровье, трудолюбие, сноровка, отношение к хозяйству. Согласно удмуртской пословице, «Хорошая жена - половина хозяйства». Если характеристики девушки и ее родителей удовлетворяли родственников жениха, отправлялись сватать .

Сватать (юаны, кураны) обычно ездил отец жениха с кем-либо из родственников и дэмчи. Если не было отца, ездила мать. Отец и мать вместе не ездили. Когда ехали сватать, из дома выходили по одной половице, в дом невесты входили тоже по одной половице - символическое выражение стремления к единству действий: чтобы действовали согласованно, как один. Так же по одной половице должны были входить в дом сюачи. Разговор в доме невесты начинала сваха - дэмчи, как правило, в иносказательной форме.

Сватать приходилось ездить несколько раз, так как родители невесты, если даже и намерены были выдать дочь, давали согласие не сразу. По обычаю считалось обязательным получить согласие девушки на брак. Но часто оно было формальным, так как к ней обращались обычно в последнюю очередь, когда вопрос родителями был уже решен, и редкая девушка осмеливалась ослушаться воли родителей. Когда приходили к окончательному согласию, мать невесты клала на стол каравай хлеба и масло. Отец жениха втыкал в масло несколько серебряных монет, девушка считалась просватанной .

1. Сваты: отец или сваты.

2. Договор о калыме.

1. Свадьба в доме у тестя.

2. Жену муж забирал из дома родителей после уплаты калыма.

1. Бросала серебряную монетку в воду в жертву водяному духу.


Таким образом, можно сделать вывод, что:

1. В свадебных традициях всех выше перечисленных народов, существуют досвадебные обряды, свадебные и послесвадебные. К досвадебным обрядам относится сватовство и действия после него. Далее следовала сама свадьба и ее обряды, а затем следовали послесвадебные обряды.

2. У всех народов сватами являлись родители жениха, родственники и приглашенные сваты.

3. У русских, татар и коми-пермяков после сватовства проходит девишник, на котором готовится приданое для молодой девушки и расплетается коса. Также у данных народов накануне свадьбы молодую ведут в баню.

4. У всех народов есть за невестой приданое.

5. Свадебный пир длится 2-3 дня.

6. У всех народов, кроме башкир и удмуртов, жених и его друзья должны заплатить выкуп за право зайти в дом и забрать невесту.

7. После свадьбы молодые навещают родственников.

8. У татар и башкир муж забирает жену из родительского дома только после уплаты калыма.

9. У башкир, удмуртов, коми-пермяков после свадьбы жена бросала в воду какие-либо дары.

10. У татар и башкир обряд бракосочетания проходил в доме невесты, у других народов венчание в церкви.

11. Не смотря на этническое своеобразие данных народов, свадебные обряды имеют много общих черт.

12. У удмуртов сватовство проходило несколько раз, т. к. родители согласие давали не сразу.

Таблица 2

Особенности свадебного обряда


Националь

Брачный возраст

Свадебная одежда

Угощение

Приданое

Национальные термины

Пословицы

Традиции

Кружевная вуаль,

платье до пола, венок из восковых цветов.

Жених одет в белое белье, рубаха-косовортка, черный зипун и сапоги

Мясные пироги, курник, уха,

каравай, каша, студень

Постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.

Дружка -друг жениха, полудружье -помощник дружка,

бояре -молодые друзья и родственники жениха, тысяцкий -воевода, рукобитие , сговор, заручины -день сватовства

1.«У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек?»

2. «Нать, чтоб была и пряха, и ткея, и жнея, и в дому обиходна, и к людям уцлива, и тебе повинна, и мне починна»-наставление матери сыну о будущей невестке.

3. «Колотим о порог, чтобы не говорили с нами поперек»

1. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался.

2. Хождение в баню с причитаниями, расплетание косы.

3. Свадьбы не гулялись во время поста, больших праздников.

4. При сватовстве, входя в дом, ударяли пяткой о порог.

Высокая конусообразная шапочка у невесты, камзол, ичиги

Свадебный гусь,

чак-чак, губадия-свадебный пирог, шурпа (суп с лапшой), картошка с мясом, чай со сладостями

Подарочная одежда для жениха: вышитые рубахи, штаны, шерстяные носки; лошадь со всеми необходимыми принадлежностями, тёлка или овца, сундук, две подушки, пара перин, одеяло, половики, занавески

Калын- калым;

никах -официальная часть свадьбы;

кыз урлау -похищение девушки,

яучи -сваты, бирнэ -приданое, кода и кодагый -сват и сватья, кодалар -родители жениха

1. «Мы зашли к вам с делом (причиной), вы не стойте с вилами (не противьтесь)».

2. «У нас есть серебро, у вас - золото, давайте соединим их в одно целое».

3. «Ступай, жених, дочь моя с головой-ногами твоя».

1. Руки молодой жены погружали в муку, чтоб обеспечить достаток в доме.

2. Сватать можно в любой день кроме вторника.

3. В первый день свадьбы нельзя подметать пол и мыть посуду, чтобы избежать бедной жизни.

4. Нельзя переходить дорогу перед свадебным поездом.

5. Молодым на людях не принято целоваться и выказывать друг другу какие-либо чувства.

Коми-пермяки

Невеста: сюлык, праздничный сарафан, фартук, пояс.

Жених: рубаха-косоворотка, штаны.

Рыбный пирог, челпан (хлеб), пиво, студень, жареная рыба, каша, яичница, молоко, кисель из ржаной муки, гусь

Деньги (около 100 рублей), корова, 2-3 овцы. Богатые родители давали еще земельный надел .

Корасьом -сватовство, ки кутом -рукобитье, юны, юны рыт- пропивание невесты,

верцс пу -жених,

гцтыр пу -невеста

«Пришли свататься, водой не плескаться, садом не садить, чуром не играть».

2. Пришли сватать, прошу не сердиться, водой не брызгаться, сажей не мараться, остопком (старым лаптем) не кидаться, ожегом не тыкаться. А станем говорить: ваша невеста, мой жених. Давайте-ка родню делать».

1. Невеста в бане ударяла веником одну из подружек, чтобы та скорей вышла замуж.

2. «Дарить» воду.

3. Прежде чем сажать молодых за стол, было принято обливать их водой или валять в снегу.

4. Жениха с невестой гости посыпают солью («чтобы не испортили»), зерном («чтобы богато жили»), пухом («чтобы легко жилось»).

5. Не мог быть заключен брак, если у молодых была одна и та же крестная мать.

Невеста: туникообразная рубаха, вышитый нагрудник кабачи, чалма, сюлык (платок-покрывало)

Жених: рубаха-косовортка, штаны, пояс.

Рыбный пирог, гусь, хворост, лепешки-табани, пельмени.

Сундук, перина, подушки, верхняя одежда невесты рубахи, фартуки, скатерти, полотенца, занавески на потолок (кошага), занавески катанчи, покрывала на нары, пологи, мешки, одеяла.

Сюан -свадьба

ярашон -пир;

дэмчи -сваха;

эмеспи -жених

вылькен -невеста;

пышъер -«ложная» невеста;

выль мурт -мужчина, переодетый в невесту;

айшон -женский головной убор;

сюан гур -свадебная мелодия.

«Чынзы медаз сураськы»

(чтоб дым печных труб жениха и невесты не смешивался).

«Юмшанын эш эн утча» (Не ищи друга на гулянке, ищи на работе).

«Умой кышно - кыны юрт»

(Хорошая жена-половина хозяйства)

1. Брать невесту из другой деревни.

2. Когда невеста переступала через порог, под ноги ей подкладывали подушку, чтобы будущая ее жизнь была "мягкой". На подушку клали деньги и платок. Невеста должна была наступить на подушку правой ногой, а платок и деньги взять.

Юноши 15-16, девушки 13-14

Жених: рубаха, полосатые домотканые штаны, пояс, кожаные сапоги.

Невеста: вышитое платье, нагрудное украшение из кораллов, покрывало, обувь с белыми голенищами.

Бишбармак

домашние колбасы,

мед, пироги, баурсак

Все виды скота, предметы быта (постель, домашняя утварь, обязательно самовар).

Туй- праздник,

бэйче -скачки,

кэрэш -борьба,

килен- невестка;

бирнэ -приданое;

бишектуй -помолвка малолетних детей;

яусы -сват

1. «Потерял я то, чего не было, помогите мне найти это» - зачин сватовства.

2. «Ниточку, которую привязала я, не отвязывайте, пока не сгниёт; еду я не в гости, не ждите меня, не вернусь» - слова невесты перед уходом из родител-го дома

1.«Борьба» между молодыми женщинами и девушками-подругами невесты.

2. Молодая жена переезжала к мужу только после полной выплаты калыма.


Заключение

Цель нашего исследования была провести сравнительный анализ свадебной семейной обрядности некоторых народов, населяющих п. Яйва: русских, татар, башкир, коми-пермяков, удмуртов, как одних из наиболее многочисленных представителей народов Пермского края.

Для реализации цели мы изучили литературные источники, рассмотрели понятие обряда. На основе теоретического материла и бесед с представителями разных национальностей мы выделили этапы свадебного обряда и рассмотрели особенности каждого из них. Результаты были занесены в таблицу. Также нами была составлена таблица особенностей свадебного обряда русских, татар, коми-пермяков, удмуртов и башкир.

Было очень интересно работать над темой исследования. Старшее поколение представителей разных национальностей охотно делилось воспоминаниями и знаниями о свадебных традициях и обычаях своего народа. В этом и сохраняется связь поколений, передача национального опыта от старших к младшим.

В результате можно сделать вывод, что славянские (русские), тюркские (татары, башкиры) и финно-угорские (коми-пермяки, удмурты) свадебные обряды имеют общие черты, не смотря на этническое своеобразие данных народов. Это выражается и в одинаковых этапах свадебных обрядов, и в схожих особенностях каждого этапа. Также каждый народ имеет и свои отличительные черты.

Таким образом, цель и задачи исследования нами достигнуты.

Список использованной литературы

1. , Калмыкова свадьба. – М.,1985.

2. Даль словарь живого великорусского языка.- М.: «Цитадель», 1998 г.

3. , С маской, бубном и гудком. – М.,1983.

4. Лобачева обрядовые комплексы в свадебном церемониале народов Средней Азии и Казахстана. - В кн.: Домусульманские верования и обряды в Ср. Азии. М.: Наука, 1975, о.298-333.

6. , . Толковый словарь русского языка. - М.: «Азъ», 1992.-с. 265.

7. Панкеев энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: ОЛма-Пресс, 1998.

8. Семейные традиции народов Пермского района: материалы и исследования/под ред. А.В. Черных; Перм. гос. пед. ун-т.-Пермь: «ОТ и ДО», 2008.-130с.

9. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. . Т. М., 2000.

10. Уразманова календарного цикла обрядов и праздников татар. (К историко-этнографическому атласу). - Сб.: Первое Поволжское археолого-этнографическое совещание. Тезисы. Казань, 1974, с. 70-71.

11. Чагин -культурное наследие Пермского края как ресурс развития гуманизации образования: Учебно. метод. пособие. Пермь: ПКИПКРО, 20с.

12. "Народы Пермского края. Культура и этнография" - Пермь: Издательство "Пушка", 2007.

13. Христолюбова обряды удмуртов. – Ижевск, 1984.

Сообщение о коми-пермяцком народе.

Коми-пермяки коренное население Прикамья. Коми-пермяками называют себя потомками тех, кто поселился когда-то в тайге в бассейне реки Иньвы. Они имеют свою территорию.

Это самостоятельная часть России - Коми-Пермяцкий автономный округ. Столица округа – город Кудымкар. Одно из древних преданий гласит, что здесь жил когда-то богатырь по имени Кудым. Он построил укреплённое городище – “Кар”. Так поселение и получило название Кудымкар – городище Кудыма. Коми-пермяцкие мастерские славятся своим ткачеством и вязанием.

Одежда коми-пермяков во многом походила на одежду русского народа. Одежду расшивали по вороту, на манжетах, по низу. Особенно любили украшать пояса. Люди верили что это обереги, которые защитят от злых духов, болезней.

Коми-пермяки называют себя лесным народом, поэтому многие знаки орнамента изображения оленя, зубов хищных животных, головы медведя – связаны с лесом. Народ умел не только охотиться, но и пахать землю, выращивать хлеб. Многие знаки земля, засеянное поле, снопы – отражают крестьянский труд.

Физминутка с использыванием коми-пермяцких слов.

Сообщение о русском народе.

На пермской земле первые русские люди появились очень давно. Пермские земли ХV веке присоединяются к России. В 1558 году царь Иван IV приказал своим людям Строгоновым освоить эти земли.

Строгановы селили здесь русских крестьян, которые занимались соляными и рыболовными промыслами, пахали землю и выращивали хлеб, строили новые городки. Центром Строгановских земель стал Орёл – городок на Каме.

За 600 лет проживания на пермской земле русские построили немало городов и посёлков, создали заводы художественные промыслы.

Селились русские люди поближе к воде. Вода кормила, поила и служила дорогой. Избы ставили на севере Прикамья из ели, на юге – из сосны.

У древних существовали разные способы украшать свой дом. Но не столько для того, чтобы он стал красивым, сколько из желания уберечь семью от злых духов. Люди верили, что символы в украшениях защищают. Украшали в первую очередь крышу, окна, двери, ворота, печные трубы, изображая на них солнце, животных, птиц, и растения.

Сообщение о татарском и башкирском народе.

Татары и башкиры населяют города Барда, Орда, Куеда. В Прикамье живёт более двухсот тысяч татар и башкир. Татары и башкиры издавна сеяли хлеб, добывали руду, разводили скот, охотились и ловили рыбу, шили одежду и обувь, строили дома. В лесных местах они строили жилища из дерева, а в безлесных – из самана (это необожженный кирпич из глины с примесью соломы). Сто с лишним лет тому назад вместо стекла вместо стекла окна затягивали бычьим пузырем. У башкир дольше,чем у татар, сохранялась юрта – переносное жилище. Мебель заменяли нары, пуховики и подушки. Дом украшали полотенцами и коврами.

Есть у татарского и башкирского народов добрые заповеди: “Украсить дом – это всё равно, что на человека надеть нарядное платье”.

Любимый цвет у татар – красно синий. Полоски разных цветов чередуются между собой, образуя как будто сеточку. Такой рисунок называют “сетчатым орнаментом”.

У татар есть свои праздники. В ледоход ходили с гармошкой смотреть на вскрытие реки, в марте гадали, праздновали “грачиную кашу” - прилёт грачей. Но самый любимый праздник – Сабантуй, праздник плуга. Его отмечают до сенокоса. В этот день бывают и ярмарка, и состязания борцов, и конные скачки, и народные игры.

Работа над открыткой.

Внутри открытки подписывают пожелания для своих мам на трех языках (русском, татарском, коми-пермяцком).

Пермский край находится на границе Европы и Азии, между Русской равниной и Уральскими горами.

Top-5 достопримечательностей Пермского края

  1. Большинство туристов начинают путешествие по Пермскому краю с его , где первым делом отправляются в посмотреть на собрание деревянной скульптуры XVII-XX столетий.
  2. Неподалеку от расположен опен-эйр . На живописном берегу Камы собраны образцы деревенской архитектуры XVII-XX веков.
  3. Уже много десятилетий небольшой купеческий городок привлекает тысячи туристов, ведь на его окраине находится знаменитая Кунгурская ледяная пещера.
  4. Не только верующие стремятся побывать в : с высокого холма, на котором стоит обитель, открывается великолепный вид на окрестные горы. Пермяки даже утверждают, что это место похоже на Швейцарию!
  5. Печально известная колония строгого режима ныне превращена в Музей истории политических репрессий . Он находится в Чусовском районе, в деревне Кучино.


В Пермском крае немало городов, в которых обязательно стоит побывать. На севере региона находится один из древнейших городов Соликамск, веками считавшийся "Соляной столицей" Государства Российского. Помимо музея соли в этом городе заслуживают внимания несколько древних каменных храмов.

Неподалеку расположен крохотный городок Усолье, славящийся красивейшим Спасо-Преображенским собором и Палатами Строгановых.

Пермский край богат природными "диковинками": это и цветной мрамор на скалистых берегах реки Чусовая, и каскад Жигаланских водопадов, и множество красивейший карстовых гротов и глубоких пещер.


Бальнеологические курорты Пермского края

В вековом сосновом бору на берегу Камы в 1935 году возник ныне самый популярный бальнеологический курорт Пермского края - . Он находится всего в 54 км от Перми и является одним из крупнейших в России многопрофильных курортов.

Традиции Пермского края

Кухня

Пермский край славится собственными кулинарными традициями, появившимися на стыке русской и коми-пермятской культур. В блюдах широко используются грибы, ягоды (земляника, костяника, черника, морошка, брусника, клюква и другие), травы (сныть, полевой хвощ, бражник) - их едят как салат, добавляют в супы, тушат, солят.

Также нередко используется мясо диких животных - лося, медведя, кабана, зайца и дичь - тетерев, рябчик, глухарь.

Одно из главных блюд пермской кухни - пельмени: во многих семьях есть старые проверенные рецепты приготовления начинки из разных видов мяса в "секретных" пропорциях.

Даже в городах хозяйки до сих пор готовят жареные закрытые брызгающие соком пирожки "посикунчики" с разными начинками и шаньги - открытые ватрушки с разной начинкой, чаще всего с картофелем или творогом. Но в отличие от классических ватрушек начинка лишь слегка намазывается на тесто.


Лечение в Пермском крае

На севере Пермского края под землей скрываются залежи солей, оставшихся там со времен, когда на месте этой земли, в Пермский период, плескалось море. Калийные соли помогают при лечении множества заболеваний легочной, сердечно-сосудистой и нервной систем, поэтому в крае открыто несколько десятков спелеолечебниц.

Другой лечебный элемент, оставленный древним морем - концентрированный бромйодный рассол, который по действию конкурирует с разрекламированными солями Мертвого моря и успешно применяется в здравницах Пермского края.

Еще один подарок природы Пермскому краю - суксунская грязь.

Активный отдых в Пермском крае

Многоводные реки - Койва, Чусовая, Сылва, Вишера, Ирень, Колва и другие стали настоящим местом паломничества для любителей отдыха на плотах, байдарках и для заядлых рыбаков.

Зимой жители Пермского края катаются на лыжах и сноубордах в горнолыжных комплексах "Жебреи" в одноименной деревне, "Иван-гора" в Гамово, в центре активного отдыха "Губаха".


Климат Пермского края

Пермский край располагается в зоне умеренно-континентального климата. Однако большая протяженность региона с севера на юг создает несколько климатических зон. Зима обычно студеная, снег лежит с ноября до начала-середины апреля, а на севере края - до мая. Средняя температура января - -17°С, но на севере бывают морозы до -35°С. Средняя температура самого теплого месяца (июля) +15°С.

Лучшее время для поездок

Приятно путешествовать по Пермскому краю летом, особенно если повезет, и оно будет сухим. Однако в это время жизнь туристам портят полчища комаров. Любоваться природой хорошо ранней осенью, в сентябре, когда деревья из зеленых становятся золотыми и красными. Если нет дождей, то это довольно комфортное время для поездок, тем более что кровососущие насекомые уже исчезают.

Зато зимой в Пермском краю можно насладиться настоящей российской зимой с гигантскими сугробами и трескучими морозами.


Отели в Пермском крае

В Пермском крае есть немало санаториев, баз отдыха, гостиниц. Выбрать подходящий вариант и забронировать проживание в них можно в разделе "Гостиницы Перми " на сайте Travel.ru.