Переславль-залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Краеведческий музей в горицком монастыре в переславле-залесском Портреты из музея переславль залесская

История заповедника начинается в 1919 году. К этому времени монастырь был уже полтора века как заброшен и постепенно разрушался. Так что большевики в какой-то мере спасли его здания. Повезло еще и с директором. Руководить поставили Михаила Ивановича Смирнова - краеведа, сына местного священника. Первые экспонаты для музея он искал в опустевших дворянских усадьбах.

Однажды Смирнов отправился в село Гагаринская Новосёлка. Там в маленьком флигеле некогда усадебного дома жили три женщины - княгиня Наталья Гагарина и ее дочери. В самом же доме обосновалась трудовая коммуна «Молот». Когда Смирнов зашел, он увидел, как красногвардейцы прямо на столе режут селедку. А стол был непростой - выполненный из 600 сучков карельской берёзы, подобранных по размеру и склеенных между собой. Красногвардейцы не сопротивлялись и отдали Смирнову стол, который и сейчас хранится в музее.

В другой раз он приехал в одну из деревень. Там был широкий ручей, и мостом через него служили… надгробные плиты. Общими с крестьянами усилиями их перевезли в музей. На плитах - даты смерти, в основном относящиеся к первой половине XIX века.

В Нагорском исполкоме Смирнов нашёл кость мамонта, хранившуюся в архиве земского начальника.

А однажды сотрудников музея чуть не побили. Они перевозили в выставочные залы оружие. Все были в рабочей одежде, и процессию приняли за восстание крестьян.

Вот так и начиналась богатейшая коллекция, которая сейчас насчитывает более 90 тысяч экспонатов. Это один из самых крупных музейных комплексов России, с несколькими филиалами - усадьба «Ботик Петра I» , усадьба Ганшиных , Спасо-Преображенский собор XII века.

Здесь хранятся, без преувеличения, сокровища. Коллекции русских икон, живописи, деревянной резной скульптуры, редкие книги…

Впрочем, было время, когда все эти духовные артефакты не устраивали советскую власть. Она требовала артефактов идеологических, приходилось директору как-то выкручиваться. Помогал ему в этом, например, художник Дмитрий Кардовский. В 1926 году, получив лошадь и тележку от Переславского райисполкома, они отправились в Горки, чтобы сделать эскизы усадебного дома. Пробыв там весь день, Кардовский создал несколько зарисовок. Так появилась знаменитая советская картина «В. И. Ленин в Горках, Переславского уезда». В музее она находится и сейчас.

С 1929 года вектор музейного развития официально меняют - с научно-исследовательского на политико-просветительский. Меняют и директора. Вместо Михаила Смирнова назначают рабочего фабрики «Красное Эхо» Константина Иванова. Спустя два года он отчитается: «Мы превратили музей в действительную кузницу пролетарской культуры, в культкомбинат». Вот названия некоторых отделов того времени: «Природа и производительные силы», «Социалистическое строительство», «Антирелигиозный отдел» (в стенах древнего монастыря!)

Сегодня всё пролетарское стало историей и вспоминается лишь с улыбкой. Пройдет еще какое-то время, и, возможно, также с улыбкой будут вспоминать, что музей в нашей стране когда-то размещался в стенах святой обители. Планируется, что скоро Переславский заповедник покинет стены Горицкого монастыря и здесь возродится монашеская жизнь.

А пока выставочные залы работают в прежнем режиме, всю информацию об экспозициях и экскурсиях можно найти на официальном сайте музея-заповедника.

Дороги России

Переславль-Залесский музей-заповедник располагается в зданиях упраздненного Горицкого монастыря. Это основной музей города Переславль, в который обязательно завозят всех экскурсантов. Экспозиции очень разнообразные, на каждую можно купить отдельный билет, поэтому вы можете выбрать выставки, интересные именно вам, или просто погулять по территории бывшей обители и посмотреть на старинные здания.

В хозяйственных постройках бывшего монастыря располагаются основные экспозиции: «​Древнерусское искусство XV-XVIII веков » - основу коллекции составляют иконы, вывезенные после революции из закрытых и разрушенных церквей и монастырей Переславского района, «​Русская живопись XVIII-XX веков » объединяет картины художников-передвижников, портреты, поступившие в музей в 20-е годы из бывших барских усадеб, «​Деревянная скульптура и резьба XVI-XIX веков » и «​Искусство русской деревни » - традиционные одежда и обувь, предметы быта. Также вы можете увидеть выставку «​Бигль отправляется в плавание », посвященную экспедиции Чарльза Дарвина, краеведческие экспозиции «Удивительный мир природы Залесского края », «​Переславль 100 лет назад ».

В памятнике архитектуры XVII века - церкви Всех святых размещены выставки «​Серебряная кладовая », где представлены сокровища монастырских ризниц XVI-XIX столетий, и «Венок усадьбам » - посетители могут увидеть предметы интерьера из дворянских усадеб.

Заслуживают внимания и здания бывшего монастыря. Прежде всего стоит осмотреть Успенский собор , построенный в XVIII столетии. С севера и с юга он окружен крытыми галереями, а с востока - полукруглой апсидой. В былые века к нему примыкало несохранившееся здание так называемой Гефсимании. Внутри вы увидите роскошный барочный интерьер, богато украшенный лепниной и живописными панно. Образа для иконостаса создавали живописцы Ново-иерусалимского монастыря.

Обратите внимание на крупную колокольню церкви Богоявления над восточной стеной монастыря. Она строилась с перерывами на протяжении XVIII века, поэтому заметно, что нижние и верхний ярусы отличаются. На колокольню можно подняться: с нее открывается красивый вид на город и на Плещеево озеро .

Полюбуйтесь Проездными (Восточными) воротами , сооруженными в середине XVII века: они поражают разнообразием архитектурных деталей и обильно украшены узорочьем, характерным для того времени. Надстройка над воротами появилась гораздо позднее - в XIX веке.

По территории музея-заповедника и по отдельным экспозициям проводятся экскурсии, которые можно заказать предварительно по телефону или по электронной почте.

Отношение к провинциальным краеведческим музеям у меня сложное. Чаще всего они бедные, достаточно скудные на экспонаты и очень похожие друг на друга. Поэтому в глубинке последнее время мы ходим в них крайне редко. А зачем тратить время, если один дублирует по сути другой?

Переславский музей-заповедник стал в этом плане приятным исключением. Очень хороший музей, интересный. Здесь есть что посмотреть и порассматривать. Много достойных экспонатов, есть и шедевры, отлично подобранная разнообразная коллекция древнерусского искусства XV-XVIII вв. (икон) и русской живописи.
Когда я ходила по залам музея, я уже знала, что обязательно напишу о нем.
Во-первых, очень хочу показать вам все, что увидела. Подробно показать, потому что есть такая возможность. Здесь разрешают фотографировать во всех залах.
Во-вторых, хочу пригласить вас побывать здесь лично. Переславский музей-заповедник располагается на территории бывшего Горицкого монастыря. Здесь особенная атмосфера, и все воспринимается по-другому.


Согласны, что музеи, располагающиеся на территории монастырей, кремлей и других исторических мест, имеют особенные? Прочитала, что к 2018 году монастырь передадут церкви. Недавно такую же новость услышала и про Рязанский кремль. У меня к этому отношение сложное. С одной стороны, храм, в котором располагается музей, вызывает внутреннюю боль. Особенно, когда находится в плачевном состоянии. В Переславском музее-заповеднике, к сожалению, так. С другой стороны, мне нравится, что я могу просто купить билет и смотреть старинную архитектуру спокойно. В Переславле-Залесском и так монастырей хватает, из некоторых выгоняют тех, кто пришел без юбки, в очень грубой форме. Создается впечатление, что история (а монастыри - это наша история) только для избранных.

Впрочем, я отклонилась от темы. Сейчас вы можете приехать в Горицкий монастырь , в стенах которого располагается музей, со спокойным сердцем. Купите билеты и ходите, сколько хотите. Будут вопросы, обращайтесь к смотрителям. Редко в каком музее я видела более приятных, открытых, гостеприимных смотрителей, чем в Переславском музее-заповеднике (ну если только в музее-заповеднике в Юрьеве-Польском, который также, как этот, находится в бедственном положении на территории ). Смотрители - лицо музея. Они тоже играют роль в том впечатлении, которое в результате оказывает на посетителей музей.

Итак, Переславский музей-заповедник располагается в бывшем Успенском Горицком монастыре. Подробно о его истории и архитектуре я рассказывала в статье . Поэтому сегодня покажу вам музейные экспозиции и выставки. Располагаются они в нескольких постройках монастыря: Трапезной палате и здании Духовного училища, Всехсвятской церкви и Никольской надвратной церкви. Мы посетили их все. Представляю вам свои фотографии.

Первое место, куда мы пошли, это музей, расположенный в Трапезной и в здании Духовного училища. Вот они на фотографии ниже.

Здания красивые, но их состояние оставляет желать лучшего.

Музею уже почти 100 лет. По ощущениям, вывеска на музее не многим младше.




Иконопись XV - XVIII вв.

Все иконы музея собраны в первые годы советской власти из разоренных храмов и монастырей. Это уникальные экземпляры переславской иконописи. Переславль-Залесский был одним из центров иконописного дела, входившим ростово-суздальскую школу.

Иконы на фото ниже - из Федоровского монастыря г. Переславль-Залесский. Иконы очень старые - XVI век, уникальные. "Одигитрия", "Троица", "Федор Стратилат", "Никола".

На стене слева - первая икона апостолы Петр и Павел (XV век). На стене справа - "Иоанн Златоуст", "О тебе радуется", "Одигитрия" (XVI век).

Царские врата несохранившегося Введенского храма, который стоял в устье реки Трубеж напротив храма Сорока Мучеников. Это настоящий шедевр ажурной резьбы по дереву.














Русская живопись XVIII - XX вв.

Следующая экспозиция - живопись XVIII - XIX оставляет также очень приятное впечатление. Этими полотнами пополнился музей еще в первые годы советской власти, когда старинные дворянские усадьбы "освобождались" от всего ценного. Коллекция музея представляет большую художественную и историческую ценность. Есть здесь полотна Шишкина, Поленова, Коровина, Маковского, Бенуа, Семирадского, Дубовского и др. Основу этой экспозиции положила коллекция купца Свешникова.

На этих картинах (1844 г.) изображены дети одной семьи - Темериных - Николай, Александра, Петр. Автор - Павел Колендас.

Есть и картины неизвестных художников.

Генрих Семирадский "Опасный урок".





Константин Маковский "Дети".

Мемориальная экспозиция Ф.И.Шаляпина

В переславских лесах великий певец Федор Шаляпин построил себе дачу, настолько он был покорен красотой здешней природы. В музее устроена небольшая экспозиция, посвященная Шаляпину. Все вещи подлинные, предоставлены музею дочерью певца.









Еще несколько экспозиций.

Деревянная скульптура и резьба XVI - XIX вв.

Христос в темнице.

Народное искусство



Выставка "Переславль. Сто лет назад"

Экспозиция, посвященная истории Переславля и его жителям, мне очень понравилась.





Грани войны

Извещение-похоронка.



Перед уходом из этого музейного здания сделала вот такой снимок. Пригодится.



Выставка "Венок усадьбам: первые поступления переславского музея"









Картины из усадьбы Самсоновых в Бектышево Переславского уезда.








Музейный пер., 4

Проезд: Из Москвы - автобусом от автовокзала (м. Щелковская); городской автобус № 1 до остановки "Музей"

Местные достопримечательности:
Переславль-Залесский расположен на берегу голубой жемчужины Залесья - Плещеева озера. В городе великолепно сохранились уникальные земляные валы XII века. Их длина около 2,5 км., высота до 10 м. В центре валового кольца на Соборной (ныне Красной) площади стоит белокаменный Спасо-Преображенский собор (1152 - 1157 г.г.) - древнейший памятник Владимиро-Суздальской архитектурной школы, усыпальница переславских князей. Рядом с собором находится церковь Петра Митрополита (1154 г.) - великолепный образец древнерусского шатрового зодчества.
К числу редчайших памятников древнерусской художественной культуры принадлежит Троицкий собор Данилова монастыря. В 1662 - 1668 г.г. он был расписан фресками артелью выдающегося иконописца Гурия Никитина. Сейчас собор находится в совместном пользовании монастыря и музея.
В исторической части города выделяется несколько гражданских построек Х1Х - начала ХХ в. Это и купеческие особняки, и здания гимназий, училища, фабричные корпуса. Среди них имеются интересные образцы стиля модерн.
В красивейшем месте, в старинной части города, в Рыбацкой слободе, в устье р. Трубеж, стоит церковь Сорока мучеников, возведенная в конце ХVIII в.
В 4-х километрах от города на берегу Плещеева озера располагается филиал музея - знаменитая усадьба "Ботик". Здесь в конце XVII века юный Петр I построил "потешную" флотилию, положившую начало российскому военно-морскому флоту. Единственное сохранившееся до наших дней судно - бот "Фортуна", экспонируется в специально построенном для него в 1803 году здании.
На северо-восточном берегу озера сохранились земляные валы летописного предшественника Переславля, города Клещина. Неподалеку от Клещинского комплекса почти у самой воды находится легендарный "Синий камень" - языческое божество - громадный валун серо-синего цвета

(Переславль-Залесский).

Лето 1918 г. - начинается сбор коллекций.

Музей в 1950-х

Сотрудники музея устраивали передвижные выставки в клубах и библиотеках колхозов Переславского района. Выставки рассказывали о прошлом Переславского края, показывали образцы советского изобразительного искусства. В вестибюле музея постоянно работала выставка «Экспонаты, поступившие в музей за последнее время».

При музее постоянно работал музейно-краеведческий совет, куда входили не только работники музея, но и простые краеведы. Здесь работали учитель А. В. Валединский, землеустроитель Н. А. Лихарев, бухгалтер Д. П. Перемиловский (колхоз имени Калинина), библиограф Васильев.

Переславский музей выпустил серию фотографических открыток, на которых показаны архитектурные, исторические, историко-революционные памятники старины и живописные уголки переславской природы.

В самом начале декады сотрудники музея заложили яблоневый сад. Тут росли яблони многих сортов - анис, апорт, антоновка, грушовка. Были также груши и сливы, крыжовник и смородина. В 1954 г. музей собрал 5 т яблок и 520 кг слив. В музейном питомнике выращивались саженцы морозостойкой яблони и груши.

В 1950 г. открылся новый зал музея, посвящённый Великой Отечественной войне. Здесь были размещены портреты главнокомандующего Сталина, полководцев Будённого, Василевского, Конева, Толбухина, Мерецкова и других. На 36 картинах были показаны эпизоды военной и тыловой жизни. В витринах лежали личные вещи Героев Советского Союза В. А. Котюнина, Н. И. Наколаева и В. В. Пыряева, письмо героя-краснодонца Ивана Туркенича к молодёжи фабрики «Красное эхо». На особом стенде были размещены портреты переславских Героев Советского Союза Николаева, Котюнина, Чурочкина и Пыряева, уроженцев Переславля генералов П. Н. Найдышева и М. И. Марьина.

В том же 1951 г. Переславский музей получил щедрый подарок от Ольги Людвиговны Делла-Вос-Кардовской: 50 картин её и её мужа Дмитрия Николаевича Кардовского. Вместе с работами его учеников-кардовцев картины составили особый раздел советского изобразительного искусства в картинной галерее Переславского музея.

В 1952 г. сотрудники музея устроили в клубе имени Дзержинского историческую выставку. Тут были показаны фотографии, рисованные виды исторических памятников и книги, рассказывающие о прошлом города Переславля.

В марте 1954 г. открылась выставка «Животноводство Переславского района». Тут были показаны практические приёмы работы лучших доярок колхоза «Борьба» - Татьяны Ефимовны Морозовой и Веры Алексеевны Окуневой. Успехи совхоза «Новоселье» показаны на примере доярок П. С. Побалковой, К. Ф. Евстигнеевой и А. Ф. Беднюковой. Выставлены фотографии самых продуктивных коров. На стенде «Кормовая база» был показан станок для изготовления торфоперегнойных горшочков, такое горшочки, механическая кукурузосажалка. Особой темой стала работа Ярославского конского племенного рассадника с центром Переславле, который выращивал коней породы «Советский тяжеловоз». Опыт овцеводов был иллюстрирован современным стригальным аппаратом.

В 1956 г. открылся переславский Дом творчества Художественного фонда СССР, в первые годы рассчитанный на живописцев. Появился тематический поток картин, передающих переславские виды. Поэтому с 1957 г. Переславский музей наладил тесное сотрудничество с этим Домом творчества, и в музейных залах появился тематический раздел «Переславль-Залесский в творчестве советских художников». В двух залах было показано более 150 произведений руки 70 художников и скульпторов.

В 1957 г. Валерия Дмитриевна Пришвина подарила музею личные вещи писателя Михаила Михайловича Пришвина. В фонды музея поступили куртка, домотканый халат, деревянные сапожные колодки и три долгоиграющие патефонные пластинки с записью рассказов М. М. Пришвина в исполнении автора.

В 1957 г. отдел природы Переславского края был переведён с первого этажа пристройки (то есть из здания духовного училища) в другое помещение, а залы первого этажа были отданы картинной галерее. Началась реэкспозиция картинной галереи. В строительстве новой художественной экспозиции участвовали сотрудники Русского музея искусствовед И. Я. Богуславская и реставратор Н. Н. Померанцев.

В этом же году снова открылся отдел природы. Тут была показана геологическая история Плещеева озера, его обитатели - цапли, утки, чайки, 16 пород рыб. Два зала рассказывали про лес и его обитателей с помощью диорам и биологических групп, где звери и птицы выступали сценами в естественной обстановке. Выставлена часть огромной коллекции жуков переславца С. Геммельмана, гербарии лекарственных растений местных лесов и полей, собранные врачом Г. А. Карташевским. Однако в новых залах площадь отдела природы уменьшилась в два раза. Экспозиция Н. В. Кузнецова была разобрана. Теперь экспозиция отдела пропагандировала деятельное изменение природы, показывала мичуринские сорта, предложенные для переславских садоводов, и рассказывала об агрономических технологиях академика Лысенко.

В 1959 г. исполнилось 40 лет работы музея. К этому году музей занимал 45 экспозиционных залов с общей площадью 2 тысячи квадратных метров. Работали четыре отдела: картинная галерея, отдел природы, отдел истории края и отдел истории советского периода.

В феврале 1959 г. Переславский краеведческий музей был реорганизован в историко-художественный. Теперь он мог представить не только историю Переславля, но и более широкий круг художественных работ из своей коллекции. В музей начали поступать картины из республиканских художественных фондов. Центральная художественно-реставрационная мастерская взялась за реставрацию художественных ценностей из музейного хранилища.

Сотрудники реорганизованного музея расширяли художественную экспозицию. 27 января 1959 г. новые залы картинной галереи были открыты для обозрения.