О чем предупреждает своим романом замятин потомков. «Мы» Е. И. Замятина — роман-предупреждение. III. Заключительное слово учителя

Сочинение по роману «Мы» Е. Замятина.

О чем предупреждает автор своих современников и потомков? Роман «Мы», пожалуй, самое необычное произведение, которое я читала. И необычность эта заключается не в форме повествования, которое ведется от главного героя; и даже не в том, что вместо имен автор дал каждому персонажу свой определенный набор букв и цифр; а в страшной и несправедливой концовке («…я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить»).

Начало тоже представляет собой отнюдь не безоблачную картину. Мы видим героя, у которого эмоции вызывает лишь его работа – любимая математика. Единственной ценностью для него является Единое Государство, которое диктует всем определенные правила, оно берет под свой контроль даже личную жизнь нумеров. Вся жизнь города подчинена точному расписанию, строгому порядку («Как всегда, Музыкальный Завод всеми своими трубами пел марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера – сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах…»).

Единственным правом, которым обладают нумера, является право понести кару за нарушение порядка.

На мой взгляд, законы Единого Государства противоречат жизни людей: они гласят о равенстве, а в городе царит «культ личности», Благодетель обладает неограниченной властью, его почитают и возносят как Бога; люди говорят о свободе, а сами живут в клетке; смеются над чувствами, которые волновали сердца предков, но сами никогда ничего подобного не испытывали.

Чтобы показать всю абсурдность изображаемого мира, автор упоминает и Бюро Хранителей, и казни непокорных, и розовые карточки. Если приглядеться, то мы можем узнать некоторые черты, хотя и в гротескной форме, советской России. Думаю, Замятин боялся того, что все идет к описанной им картине, что каждый потеряет свою индивидуальность, свое лицо («…быть оригинальным - это нарушить равенство…и то, что на языке древних называлось «быть банальным», у нас значит: только исполнять свой долг»).

В романе две сюжетные линии: герой – его любимая и герой – Единое Государство. И весь сюжет основан на противостоянии разума и сердца, долга и чувств.

Несмотря на то, что J-330 показала ему другой, счастливый мир, помогла почувствовать себя живым и свободным («…я чувствовал себя над всеми, я был я, отдельное, мир, я перестал быть слагаемым, как всегда и стал единицей»); в этой борьбе победила бездушная государственная «машина». Конечно, это произошло из-за постоянных сомнений героя, из-за страха потерять свою размеренную спокойную жизнь. Но что наполняет жизнь?! Разве не волнения, переживания, слезы или смех, радость? И если мы лишаемся способности чувствовать: ненавидеть или любить, мы теряем себя, свою душу. И автор, по-моему, хотел сказать, чтобы мы доверялись своему сердцу, потому что оно всегда подсказывает правильно.

А главная мысль, которую Замятин хотел донести до читателя, пожалуй, заключается в том, что не существует идеального мира, ведь человеческая жизнь – это стремление к совершенству. И когда это стремление отнимают, мы теряем смысл жизни.

Я спрашиваю: о чем люди с самых пеленок –
молились, мечтали, мучились?
Е. Замятин.

Цели:

  • Расширять знания и представления учащихся о жанре «антиутопия», его особенностях.
  • Развивать умения анализировать и сравнивать художественные произведения.
  • Прививать любовь к художественному слову, воспитывать чувство собственного достоинства.

Запись на доске:

  • «Благодетельное иго разума»;
  • «самая трудная и высокая любовь – это жестокость»;
  • «математически безошибочное счастье»;
  • «не омраченные безумием мысли пицца»;
  • «душа – тяжелое заболевание»;
  • «Мы – счастливейшее среднее арифметическое»;
  • «любить нужно беспощадно».

Ход урока

Слово учителя.

И создал Бог человека из праха земного, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, но не от дерева познания добра и зла, ибо в день, когда вкусишь плоды от него, смертию умрешь.

Ослушался человек. Посему грех вошел в мир наш.

Обращение к эпиграфу: «Я спрашиваю: о чем люди с самых пеленок – молились, мечтали, мучились?»

А мечтали о том, как вернуть потерянный рай, возродить Золотой век, желая, если не на практике, то хотя бы в воображении создать идеальную, упорядоченную модель человеческого общежития. Проектов идеального государства в мировой истории и, конечно же, в литературе достаточно (Томас Мор, Томмазо Кампанела, Н. Чернышевский). И если свою задачу утописты видели в создании «дивного нового мира», то Замятину-художнику, очевидцу революционных стихий, важно было предупредить об опасностях на пути к раю, о его слишком высокой цене.

Уже на первых страницах романа Евгений Замятин создает модель идеального, с точки зрения утопистов, государства, где найдена долгожданная гармония общественного и личного. Главный герой Д-503, математик, строитель Интеграла, в дневниковых записях ведет диалог со своими предками. Он недоумевает перед невежеством далеких предков и восторгается правильной жизнью Единого Государства, где «дикое состояние свободы» заменено «математически безошибочным счастьем.

Ролевая игра.

Я – древний предок, к которому обращается Д-503, а вы – «нумера» (I-330, Д-503, О-90), вы – «счастливейшее среднее арифметическое».

В чем же ваше счастье, граждане Единого государства? В какие моменты жизни вы ощущаете себя наиболее счастливыми? (Ответы учащихся).

Один из мудрецов сказал: «Любовь и голод правят миром». Голод вы покорили нефтяной пищей, а любовь? (Ответы учащихся).

Искусство прежде всего предполагает свободу творчества. Неужели в Едином Государстве нет творческих людей или нет инакомыслящих? (Ответы учащихся.)

- «Единственное средство избавить человека от преступлений – это избавить его от свободы»,- утверждаете вы. Как можно избавить человека от свободы? (Ответы учащихся).

Беседа с классом.

Вы так убедительно рассказывали о «математически безошибочном счастье», а критики советской России обвиняли писателя именно за то, что он изобразил «коммунизм в виде какой-то сверхказармы», исказил социалистическое будущее. Особенно страстно полемизировал с Замятиным Александр Воронский, который говорил: «Памфлет бьет мимо цели».

Насколько полно сбылись пророчества-предупреждения Замятина?

(Действительность в нашей стране на время превзошла даже худшие опасения Замятина. В 30-е, 40-е годы миллионы людей были превращены в «нумера», но не на золотых бляхах писались номера, а на лагерных бушлатах. И А.Воронский оказался в числе тех, кто был расстрелян под одним из таких безымянных номеров.)

Необычен язык Замятина, роман нагроможден оксюморонными выражениями («благодетельное иго разума», «самая трудная и высокая любовь – это жестокость» и др.).

Зачитайте выписанные дома оксюмороны.

Чем объяснить такое нагромождение оксюморонных выражений?

(Мир, изображенный в романе, - это мир перевернутой этики, извращающий подлинный, традиционный смысл слов. И каких слов! Главных в духовном мироздании! В записи на доске подчеркиваем слова: свобода, счастье, любовь, душа).

Центральная идея любой утопии – всеобщее равенство – оборачивается в антиутопии Замятина всеобщей усредненностью, быть оригинальным – это нарушить равенство. Малейшее проявление свободы считается преступлением. «Счастье – в несвободе»,- утверждают герои романа.

Однако человеческая природа не выносит такого безличного существования. Стоит человеку хотя бы на миг лицом к лицу встретиться с миром естественным, как тут же дают о себе знать живые человеческие эмоции и страсти. Главный герой Д-503, восторженно преклоняющийся перед рассудком Единого Государства, влюбляется. «Плохо ваше дело,- говорит доктор,- по-видимому, у вас образовалась душа».

Неясные стремления обнаруживаются у тысячи «нумеров». Рушится высоковольтная стена, огораживающая Единое Государство. Бунт… И тут происходит разговор главного героя с Благодетелем.

Замятинский Благодетель – это последыш искушавшего Христа Дьявола и прямой потомок Великого Инквизитора Достоевского, а разговор между Благодетелем и Д-503 –продолжение размышлений над вечными и мучительными вопросами:

  • что есть свобода?
  • зачем она нужна человеку?

Перечитайте сцены беседы Великого Благодетеля с героем Д-503 (запись 36). Затем обратитесь к роману Достоевского «Братья Карамазовы», перечитайте «Легенду о Великом Инквизиторе». Сопоставьте с идеями романа Замятина высказывания Великого Инквизитора Достоевского, обращенные к Иисусу. Покажите, каким образом в романе Замятина реализовался «закон» осуществления рая земного, открытый Великим Инквизитором?

(«Уверовав в слово мое,- сказал Христос,- познаете истину, а истина сделает вас свободными». И Инквизитор Достоевского, и Благодетель Замятина отрицают божественную свободу человека, заложенную в него самой природой. Следовательно, они смотрят на человека как на материал для обезличенного тоталитарного государства. «Благо», которое они сулят людям, - это «благо» добровольных рабов, нравственных и социальных иждивенцев).

Вывод.

Против чего своих современников и потомков предостерегает Е. Замятин и почему роман «Мы» относят к антиутопическому жанру?

(Счастья без свободы и блага без добра не бывает! Евгений Замятин в романе «Мы» показал абсурдность утопического мира, ибо утопические идеи зачеркивают вопрос о человеческой личности, об индивидуализме).

Сочинение

Е. И. Замятин написал свой роман-антиутопию «Мы» в 1920 году. В центре произведения находится описание государства, добившегося утопической идеи коммунизма и социализма. Все жители этого общества вместо имен имеют только «нумера».

Главный герой романа — Д-503. Именно от его лица ведется рассказ о жизни общества далекого будущего. Д-503 пишет дневник, благодаря его записям читатель может себе представить, как живет, мыслит, чувствует обычный представитель общества будущего.

Оказывается, что в новом обществе все доведено до автоматизма. Люди уже не похожи на людей. Это скорее машины, действующие строго по команде. В основе всего их поведения лежат указания великой Скрижали. Они просыпаются, засыпают, едят, пьют, гуляют только по команде в строго определенные часы. Интимная жизнь у жителей происходит только по расписанию и только с человеком, который записан именно на него. Только в течение часа интимного контакта этим людям можно опускать шторы в своих насквозь стеклянных домах.

Государство старается полностью контролировать жизнь своих горожан. Они обязаны правильно мыслить, правильно чувствовать. Естественно, легко предположить, что любое свободомыслие здесь просто недопустимо.

Но замятинские «нумера» — это все-таки живые люди, рожденные отцом и матерью и только воспитанные государством. Имея дело с живыми людьми, Единое Государство не может опираться только на рабскую покорность. Счастье «нумеров» уродливо, но ощущение счастья должно быть истинным. Следовательно, задача тоталитарной системы — не уничтожить полностью личность, а ограничить ее со всех сторон: перемещения — Зеленой Стеной, образ жизни — Скрижалью, интеллектуальный поиск — Единой Государственной Наукой, которая никогда не ошибается.

С самого начала романа речь идет не о людях, а о «нумерах" — это в высшей степени безнравственно и жестоко. Но этому в Едином Государстве есть объяснение: «Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений». Отрицается все светлое и доброе, в том числе и любовь. С точки зрения Единого Государства, любовь — это болезнь.

Я считаю, что весь роман — это одно большое предупреждение рьяным строителям коммунизма. Да и не только коммунизма. Ведь любая утопическая идея на то и утопическая, что не способна существовать в реальности. Сделать всех равными и счастливыми невозможно. Для этого в людях нужно убить все человеческое, уничтожить душу. Получилось, что роман Замятина явился еще и очень верным предсказанием. Хотя произведение было написано в 1920 году, автор предвидел страшные времена правления Сталина в России и Гитлера в Германии. Эти правители «строили счастье» ценой человеческих жизней, свободы.

Так и в произведении жители города строят Интеграл. Это символ абсолютного счастья для всех. Это счастье заключалось в том, чтобы «разогнуть дикую кривую, выпрямить ее по касательной — асимптоте — по прямой. Потому что линия Единого Государства — это прямая. Великая, божественная, точная, мудрая прямая — мудрейшая из линий…».

Страшно становится от установки «счастливы должны быть все». А «неосчастливившихся» будут заставлять: «Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми».

Как герой выяснил впоследствии, система никого «не выпустит из своих лап». Инакомыслящие будут наказаны, жестоко наказаны. Их либо уничтожают, либо подвергают «Великой Операции». Главного героя, взбунтовавшегося, не пожелавшего замалчивать правду и дальше подчиняться системе, кладут на операционный стол и «вытаскивают из головы какую-то занозу».

Замятин хотел предупредить своих современников и потомков, к чему может привести жизнь под гнетом тоталитаризма. Произведение писалось в первые послереволюционные годы. Но, сам того не желая, Замятин оказался провидцем. Поэтому роман «Мы» изначально писался как предупреждение, но стал и провидческим.

Другие сочинения по этому произведению

"без действия нет жизни..." В.Г.Белинский. (По одному из произведений русской литературы. - Е.И.Замятин. "Мы".) «Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе-мы убьем свободу своими же руками…» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.) "Мы" и они (Е.Замятин) «Возможно ли счастье без свободы?» (по роману Е. И. Замятина «Мы») «Мы» — роман-антиутопия Е. И. Замятина. «Общество будущего» и настоящее в романе Е. Замятина «Мы» Антиутопия для античеловечества (По роману Е. И. Замятина «Мы») Будущее человечества Главный герой романа-антиутопии Е. Замятина «Мы». Драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина «Мы») Е.И.Замятин. "Мы". Идейный смысл романа Е. Замятина «Мы» Идейный смысл романа Замятина «Мы» Личность и тоталитаризм (по роману Е. Замятина «Мы») Нравственная проблематика современной прозы. По одному из произведений по выбору (Е.И.Замятин «Мы»). Общество будущего в романе Е. И. Замятина «Мы» Почему роман Е. Замятина называется «Мы»? Предсказания в произведениях «Котлован» Платонова и «Мы» Замятина Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова («Мы» и «Котлован»). Проблематика романа Е. Замятина «Мы» Проблематика романа Е. И. Замятина «Мы» Роман «Мы» Роман Е. Замятина «Мы» как роман-антиутопия Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы» Смысл названия романа Е. И. Замятина «Мы» Социальный прогноз в романе Е. Замятина «Мы» Социальный прогноз Е. Замятина и реальность xx века (по роману «Мы») Сочинение по роману Е. Замятина «Мы» Счастье «нумера» и счастье человека (по роману Е. Замятина «Мы») Тема сталинизма в литературе (по романам Рыбакова «Дети Арбата» и Замятина «Мы») Что сближает роман Замятина «Мы» и роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»? И-330 - характеристика литературного героя Д-503 (Второй Вариант) - характеристика литературного героя О-90 - характеристика литературного героя Главный мотив романа Замятина «Мы» Центральный конфликт, проблематика и система образов в романе Е. И. Замятина «Мы» «Личность и государство» в произведении Замятина «Мы». Роман-антиутопия в русской литературе (по произведениям Е. Замятина и А. Платонова) Унификация, уравниловка, регламентация в романе «Мы» Счастье «нумера» и счастье человека (сочинение-миниатюра по роману Е. Замятина «Мы») Многообразие мира и искусственная "формула счастья" в романе "Мы" Жизнь в раю? (идейный подтекст романа-антиутопии Е. Замятина «Мы») Размышления об антиутопии Замятина Литературное произведение Евгения Замятина «Мы» Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина "Мы")

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя образовательная школа села Амзя городского округа Нефтекамск

Урок литературы в 11 классе

По теме

«Развитие жанра антиутопии в романе

Е. И.Замятина «Мы». Судьба личности

В тоталитарном государстве»

Подготовила учитель

Русского языка и литературы

Файзуллина Гульназ Мухаметзяновна

2011- 2012 учебный год

Цели

  1. Определение жанра утопии и антиутопии
  2. Показать мастерство Е. И. Замятина, гуманистическую направленность произведения, утверждение человеческих ценностей.
  3. Развитие аналитических способностей учащихся.

Оборудование: слайды, распечатанные тексты-отрывки из романа.

Эпиграфы к уроку:

(Слайд 1)

Ход урока

  1. Знакомство с целью урока.

Вы дома прочитали роман Е. И. Замятина «Мы». На прошлом уроке мы ознакомились с историей создания, публикации произведения. Сегодня мы проанализируем его.. Постараемся ответить на вопросы, которые, наверно, возникли.

  1. Проверка домашнего задания. 2 группы учеников подготовили сообщения по темам «утопия» и «антиутопия» (Слайд 2)

С древнейших времен люди мечтали, что когда-нибудь придет время, когда между человеком и миром наступит полная гармония и все будут счастливы. Эта мечта в литературе отразилась в жанре утопии (основоположник жанра – Т.Мор). Авторы утопических произведений рисовали жизнь с идеальным государственным устройством, социальной справедливостью (всеобщим равенством). Построить общество всеобщего счастья представлялось делом несложным. Философы утверждали, что достаточно разумно структурировать несовершенный порядок, все расставить по своим местам - и вот вам земной рай, который совершеннее небесного.

Антиутопия - жанр, который еще называют негативной утопией. Это изображение такого возможного будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу человечества, за душу отдельного человека. Назначение утопии состоит прежде всего в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии – предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути. Антиутопия обнажает несовместимость утопических проектов с интересами отдельной личности, доводит до абсурда противоречия, заложенные в утопии, отчетливо демонстрируя, как равенство оборачивается уравниловкой, разумное государственное устройство – насильственной регламентацией человеческого поведения, технический прогресс – превращением человека в механизм.

Как вы думаете, к какому жанру относится роман Е. Замятина: к утопии или антиутопии?

Выслушиваются все ответы.

  1. Анализ романа. Судьба личности в тоталитарном государстве.

1 . Анализ заглавия романа.

Роман называется «Мы». Как вы думаете, почему он так назван? Какой смысл вкладывал автор в это заглавие?

Ученики дают ответы. Примерные ответы: «мы» - это государство, это масса; индивидуальное теряет смысл, все одинаковые, в одинаковых одеждах, одинаково мыслят, всё подчинено строгому графику, который нельзя нарушать.

В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее». «Мы» можно понимать как «я» и «другие». А можно как безликое, сплошное, однородное нечто: масса, толпа, стадо. Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «я».

2. Анализ композиции, сюжета. Как построен роман? Какова его композиция?

Это дневниковые записи. Рассказ в рассказе .

Почему именно такой способ повествования выбрал автор? Для чего он служит?

Для передачи внутреннего мира героя.

Давайте рассмотрим структуру Единого Государства. Какие институты оно включает. Как контролирует жизнь граждан. Контролю подлежит всё. Вплоть до таких интимных сфер жизни, как близость мужчины и женщины и рождение детей.

Сейчас я попрошу вас составить таблицы. Первая группа напишет понятия, из которых состоит «мы», вторая – «я»

Примерные таблицы

Мы

Власть Единого Государства

Бюро Хранителей

Часовая Скрижаль

Зелёная Стена

Государственная газета

Институт Государственных Поэтов и Писателей

Единая Государственная Наука

Стабильность

Разум

Математически безошибочное счастье

Музыкальный завод

Идеальная несвобода

Детоводство

Нефтяная пища

Равенство

Состояние свободы

Любовь

Эмоции

Фантазии

Творчество

Искусство

Красота

Религия

Душа, духовность

Семья, родители, дети

Привязанности

Неорганизованная музыка

«Хлеб»

Оригинальность

(Слайд 3)

Надо отметить, что в Едином Государстве живут нумера, у героев нет имён. Главный герой – Д-503

Противоборство между «мы» и «я» составляет сюжет романа. Очень трудно превратить личность в винтик государственной машины, отнять его уникальность, отнять у человека желание быть свободным, любить, даже если любовь приносит страдания. И такая борьба идёт внутри героя на протяжении всего романа. Форма дневниковых записей помогает заглянуть во внутренний мир. «Я» и «мы» уживаются в нём одновременно. В начале романа герой ощущает себя лишь частью «мы» «…именно так: мы, и пусть это «Мы» будет заглавием моих записей». Но Замятину удалось передать трудный психологический процесс, происходящий внутри Д-503.

  1. Психологизм в романе.

Группа ребят должна была написать психологическую характеристику героя, используя цитаты. Посмотрим, что у них получилось.

«Я, Д-503, строитель Интеграла,– я только один из математиков Единого Государства.

Я победил старого Бога и старую жизнь.

На меня эта женщина действовала так же неприятно, как случайно затесавшийся в уравнение неразложимый иррациональный член.

Мне пришла идея: ведь человек устроен так же дико… - человеческие головы непрозрачны, и только крошечные окна внутри: глаза.

Я почувствовал страх, почувствовал себя пойманным.

Я отстегнулся от земли и самостоятельной планетой, неистово вращаясь, понёсся вниз…

Я стал стеклянным. Я увидел – в себе, внутри.

Было два меня. Один я – прежний, Д-503, а другой… Раньше он только

высовывал свои лохматые лапы из скорлупы. А теперь вылезал весь… И этот

другой - вдруг выпрыгнул…

Так приятно чувствовать чей-то зоркий глаз, любовно охраняющий от малейшей ошибки.

Мы шли двое –одно. Весь мир – единая необъятная женщина, и мы – в самом её чреве, мы ещё не родились, мы радостно зреем…всё – для меня.

Созрело. И неизбежно, как железо и магнит, со сладкой покорностью точному непреложному закону – я влился в неё… я – вселенная. …Как я полон!

Ведь я теперь живу не в нашем разумном мире, а в древнем, бредовом.

Да, и туман…всё люблю, и всё – упругое, новое, удивительное.

Я знаю, что это у меня есть – что я болен. И знаю ещё – не хочется выздороветь.

Душа? Это странное, древнее, давно забытое слово… Почему ни у кого нет, а у меня…

Я хочу, чтобы она каждую минуту, всякую минуту, всегда была со мной – только со мной.

…праздник – только с нею, только тогда, если она будет рядом, плечом к плечу.

А я поднял на руки I. Крепко прижал её к себе и понёс. Сердце во мне билось – огромное, и с каждым ударом выхлёстывало такую буйную, горячую, такую радостную волну. И пусть там что-то разлетелось вдребезги – всё равно! Только бы так вот нести её, нести, нести…

…кто «они»? И кто я сам: «они» или «мы» - разве я – знаю.

Я – растворился, я бесконечно малое, я – точка…

Был страшный сон, и он кончился. А я, малодушный, я, неверующий, - я думал уже о своевольной смерти.

Мне было ясно: все спасены, но мне спасения нет, я не хочу спасения…

«В тебе, наверно, есть капля лесной крови… Может быть, я тебя оттого и…»

Никто не слышит, как я кричу: спасите же меня от этого – спасите! Если бы у

меня была мать – как у древних: моя – вот именно мать. И чтобы для неё – я не

Строитель «Интеграла», и не нумер Д-503, и не молекула Единого Государства, а простой человеческий кусок – кусок её же самой – истоптанный, раздавленный, выброшенный… И пусть я прибиваю или меня прибивают – может быть, это одинаково, - чтобы её старушечьи, заросшие морщинами губы - -

Мне кажется – я всегда её ненавидел, с самого начала. Я боролся… А впрочем – нет, нет, не верьте мне: я мог и не хотел спастись, я хотел погибнуть, это было мне дороже всего…то есть не погибнуть, а чтобы она…

…а там, где кончается ваша конечная Вселенная? Что там – дальше?

Неужели я когда-нибудь чувствовал – или воображал, что чувствую это? Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты. Потому что я здоров, я совершенно, абсолютно здоров. Я улыбаюсь – я не могу не улыбаться: из головы вытащили какую-то занозу, в голове легко, пусто.

На другой день я, Д-503, явился к Благодетелю и рассказал ему всё, что мне было известно о врагах счастья. Почему раньше это могло мне казаться трудным? Непонятно. Единственное объяснение: прежняя моя болезнь (душа).

… за одним столом с Ним, с Благодетелем, - я сидел в знаменитой Газовой комнате. Привели ту женщину. В моём присутствии она должна была дать показания. Эта женщина упорно молчала и улыбалась. Я заметил, что у ней острые и очень белые зубы и что это красиво.

Она смотрела на меня,… смотрела, пока глаза совсем не закрылись.

И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен – мы победим. Потому что разум должен победить.»

Какое чувство оказывается сильнее «мы»? Любовь. Именно любовь помогает герою найти себя. К каким ещё духовным ценностям приближается герой? К религии, он хочет, чтобы у него была мать.

«Мы» побеждает. Но мы не испытываем чувство облегчения, радости. А какие чувства возникли у вас при прочтении романа. Представьте себя жителями Единого Государства.

Что вас прежде всего не устраивало бы в таком мире?

Ответы могут быть разными.

Итак, Единому Государству, его абсурдной логике в романе противостоит пробуждающаяся душа, то есть способность чувствовать, любить, страдать. Душа, которая делает человека человеком, личностью. Единое Государство не смогло убить в человеке его духовное, эмоциональное начало. Почему же этого не произошло?

В отличие от героев романа Хаксли «О дивный новый мир», запрограммированных на генетическом уровне, замятинские нумера все-таки живые люди, рожденные отцом и матерью и только воспитанные государством. Имея дело с живыми людьми Единое Государство не может опираться только на рабскую покорность. Залог стабильности граждан «воспламеняться» верой и любовью к государству. Счастье нумеров уродливо, но ощущение счастья должно быть истинным.

Не убитая до конца личность пытается вырваться из установленных рамок и, может быть, найдет себе место в просторах Вселенной. Но сосед главного героя стремится доказать, что Вселенная конечна. Единая Государственная Наука хочет и Вселенную огородить Зеленой Стеной. Вот тут-то и задает герой свой главный вопрос: «Слушайте, -дергал я соседа. – Да слушайте же, говорю вам! Вы должны, вы должны мне ответить, а там, где кончается ваша конечная Вселенная? Что там дальше?»

На протяжении всего романа герой мечется между человеческим чувством и долгом перед Единым Государством, между внутренней свободой и счастьем несвободы. Любовь пробудила его душу, его фантазию. Фанатик Единого Государства, он освободился от его оков, заглянул за грань дозволенного: «А что дальше?»

Рассмотрю, чем заканчивается в романе попытка противостоять насилию.

Бунт не удался, I-330 попадает в газовый Колокол, главный герой подвергается Великой Операции и хладнокровно наблюдает за гибелью бывшей возлюбленной. Финал романа трагичен, но означает ли это, что писатель не оставляет нам надежду? Замечу: I-330 не сдается до самого конца, Д-503 прооперирован насильно, О-90 уходит за Зеленую Стену, чтобы родить собственного ребенка, а не государственный нумер.

  1. Подведение итогов.

Роман «Мы» – новаторское и высокохудожественное произведение. Создав гротескную модель Единого Государства, где идея общей жизни воплотилась в «идеальную несвободу», а идея равенства – всеобщей уравниловкой, где право быть сытым потребовало отказа от свободы личности, Замятин обличил тех, кто, игнорируя реальную сложность мира, пытался искусственным образом «Осчастливить людей».

Роман «Мы» – это пророческий, философский роман. Он полон тревоги за будущее. В нем остро звучит проблема счастья и свободы.

Как сказал Дж. Оруэлл: «…этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства – все равно какого».

Это произведение будет актуальным всегда – как предупреждение о том, как разрушает тоталитаризм естественную гармонию мира и личности. Такие произведения, как «Мы», выдавливают из человека рабство, делают его личностью, предупреждают о том, что нельзя преклоняться перед «мы», какими бы высокими словами это «мы» не окружали. Никто не имеет право решать за нас, в чем наше счастье, не имеет права лишать нас политической, духовной и творческой свободы. И поэтому нам, сегодняшним, решать, что в нашей жизни будет главное- «я» или «мы».

  1. Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

О чём предупреждает Замятин своим произведением?

Антиутопия Антиуто́пия (англ. dystopia) - направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле - любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития.

Смысл названия романа «Мы» в романе означает Единое Государство, которое является утопией. Это государство, где существует только «стадное» чувство и неоформленность личностных качеств, человек не существует как личность и бессознательно сосуществует с другими подобными ему. Местоимение «Мы» после публикации романа стало иметь негативный смысл…

Конфликт между «мы» и «я» МЫ Я Власть Единого Государства Состояние свободы Бюро Хранителей Любовь Часовая Скрижаль Эмоции Зелёная Стена Фантазии Государственная газета Творчество Институт Государственных Поэтов и Писателей Искусство Математически безошибочное счастье Семья, родители, дети Единая Государственная Наука Красота Стабильность Религия Разум Душа, духовность Музыкальный завод Неорганизованная музыка Идеальная несвобода Привязанности Равенство Оригинальность Детоводство Сексуальные отношения)))

Женские и мужские образы в романе В целом герои-мужчины в романе "Мы" более рационалистичны, прямолинейны, обладают менее стойким характером, им свойственна рефлексия, колебания. Именно I-330 и О-90 - сильные характеры, - не колеблясь, противостоят Единому Государству в отличие от рефлексирующих мужских нумеров, при том, что обе героини - совершенно разные по психологии, внешности, жизненным целям.

Религия в романе “ Тем двум в раю – был представлен выбор: или счастье без свободы – или свобода без счастья; третьего не дано, Они, олухи, выбрали свободу – и что же: понятно – потом века тосковали об оковах. и только мы снова догадались, как вернуть счастье …. Благодетель, машина, куб, газовый колокол, Хранители – все это добро, все это величественно, прекрасно, благородно, возвышенно, кристально чисто. Потому что это охраняет нашу несвободу – то есть наше счастье. Чудовищную логику Единого государства демонстрирует сам Благодетель, рисуя перед воображением трепещущего Д-503 картину распятия, он делает главным героем этой “величественной трагедии” не казненного Мессию, а его палача, исправляющего ошибки преступной индивидуальности, распинающего человека во имя всеобщего счастья.

Заключение Все таки «Мы» победило. D-503 согласился на «операцию». Он спокойно смотрел как I-330 погибает в газовом колоколе, его возлюбленная …


“Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде.
И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас своим иначе:
как избежать их окончательного осуществления?”
Н.А. Бердяев

  1. Углубить устоявшееся представление о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомиться с биографией писателя.
  2. Средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей.
  3. Учить их логически мыслить, выделять главное.
  4. Развивать речь учеников.
  5. Воспитывать патриотизм.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

  1. Наличие хронологической таблицы по творчеству Е. Замятина.
  2. Выписать оксюмороны из текста романа.

II. Сообщение темы и цели урока.

Цель: “Углубить устоявшееся представление о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомиться с биографией писателя. Средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей. Учить их логически мыслить, выделять главное. Развивать речь учеников. Воспитывать патриотизм.”

Слово учителя {на доске: утопия, антиутопия}

Запишем эпиграф.

Теперь вспомним, что же такое утопия ?

{На доске} Утопия (др. греч.ου – нет и τοπος – место, т.е дословно: место, которого нет) – жанр, характеризующийся развернутым описанием общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии. Утопия – мечта.

На вопрос, почему же философ Н. Бердяев предостерегает от осуществления утопии, мы ответим в конце урока, когда познакомимся с романом Е. Замятина “Мы”.

Роман “Мы” был написан в 1921–1922 году. В 1924-м году был опубликован в Нью-Йорке на английском языке. Впервые на русском языке был напечатан там же в 1952 году. В нашей стране был впервые напечатан в 1988 году в журнале “Знамя”. История романа драматична, как и история жизни его автора.

– Что вы знаете о Евгении Ивановиче Замятине? (1884–1937 гг.)

Это один из писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но оставшимся свободным в своем творчестве, в художественной оценке событий. Судьба Е.И.Замятина и Бориса Пильняка предвосхитила трагедию Пастернака, позорный суд над Иосифом Бродским, высылку А. Солженицына.

Замятин родился в Тамбовской губернии в семье священника, впоследствии стал кораблестроителем.

Дух противоречия привел Замятина в партию большевиков, и с 1905 года он участвовал в нелегальной работе, за что и подвергся аресту. В годы первой мировой войны уезжает в Англию экспертом по строительству ледоколов для русского флота, но в сентябре 1917 года возвращается в Россию.

В 1922 году публикует рассказы, в которых революционные события предстают как разгулявшаяся стихия, которая разрушает сложившееся бытие.

Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевиками, оставаясь всегда честным. Он писал: “У меня есть очень неудобная привычка – говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой”. Его перестали печатать, и в 1931 году он покинул родину, написав личное письмо Сталину с просьбой об экстрадиции.

С 1931 по 1937 г. живет в Париже, где и умирает.

– Что является предметом изображения Е. Замятиным в романе “Мы”?

Далекое будущее, XXVI век, казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим, “математически безошибочным счастьем”. В едином государстве цивилизации, технического прогресса, высокоразвитой науки живут нумера. О своей жизни ведет повествование в виде дневниковых записей нумер Д-503. Он влюблен в И-330, но она одна из тех, которые хотят запустить Интеграл в другие миры, чтобы этот уклад жизни не распространялся. Бунт подавлен, нумерам прижгли кусочек мозга, который отвечает за фантазию.

– Для чего изображается это далекое будущее?

Е. Замятина интересуют проблемы взаимоотношений личности и государства, индивидуальности и коллектива. Он прогнозирует пути развития человеческого общества. “Мы” – не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия .

Антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующему тому или иному идеалу.

Жанр антиутопии приобретает статус прогноза, “романа – предупреждения”.

III. Работа по содержанию и анализ романа.

– Почему же роман Е.Замятина мы можем назвать антиутопией, романом – предупреждением?

Исторический путь человечества не прямолинеен, трудно уловить его истинное направление. Замятин попытался проследить путь линии истории после 1917 года, который ведет к Единому Государству. И вместо гуманного, счастливого общества, о котором мечтали поколения, обнаруживает бездушный, казарменный строй, в котором обезличенное “нумера” “интегрированы” в послушное и пассивное “мы”, в слаженный неодушевленный механизм.

– Как вы понимаете название романа?

“Мы” – единое государство, две чаши весов: на одной – государство, на другой – личность. “Мы” – это Единое Государство, новый государственный строй, новый порядок жизни, созданный на иных основаниях.

– В чем суть этого миропорядка?

  1. В этом государстве “мы” и “я” на разных чашах весов, они противопоставлены друг другу.
  2. Государству принадлежат права, а “я” – обязанности. Государство, “мы” – цель, “я”, человек – средство для укрепления цели.
  3. Такие взаимоотношения веду к полному уничтожению личности: грамм не может уравновесить тонну, поэтому нужно чувствовать себя миллионной долей тонны, раствориться в государстве. Поэтому в книге нет людей, есть “нумера”.

– Как это произошло, чтобы государство и личность стали антагонистами в своих взаимоотношениях?

Новый миропорядок начинался с целых двухсот лет войны государства со своим народом, городом и деревней. И выжило 0,2 населения.

– На какой идее зарождался новый миропорядок?

На идее насилия, уничтожения, истребления. У его истоков гражданская война.

– Какое развитее эта идея насилия, положенная в основу Единого государства, получило в романе?

Эта идея насилия получила развитие в системе художественных образов. Именно на насилии строиться политика Благодетеля, стоящего во главе государства. Бюро Хранителей – полицейская система. Часовая Скрижаль – “сердце и пульс единого государства”. Зеленая Стена – нерушимая граница.

Тяжелая рука, огромная рука Благодетеля.

– Что еще подчеркивает противоестественность отношений между людьми и государством?

Ненатуральность, искусственность отношений подчеркивают оксюмороны, используемые в романе:

– дикое состояние свободы,
– благодетельное иго разума,
– математически безошибочное счастье,
– наш долг – заставить их быть счастливыми,
– неомраченные безумием мысли лица,
– самая трудная и высокая любовь – это жестокость,
– вдохновение – неизвестная форма эпилепсии,
– душа – тяжелое заболевание.

– Какой эпизод показывает могущество Благодетеля?

Д-503 рассказывает о Дне Единогласия – выборы Благодетеля. Ритуал – результат которого всем известен, но все приходят продемонстрировать единогласие.

– Каким предстает образ Благодетеля? Что является олицетворением миропорядка?

Бюро Хранителей Д-503 сравнивает с инквизицией у древних. У них есть операционная со знаменитым газовым колоколом (орудие пыток) . Совершенством является операция по прижиганию участка мозга, отвечающего за фантазии. Бюро Хранителей – мощный и репрессивный аппарат, который позволяет удерживать власть Благодетеля.

– Государственная Газета, как любое средство пропаганды формирует:

1) Новую идеологию.

  1. идеология идеальной несвободы, наша несвобода – наше счастье

2) Новую мораль.

  1. Все живут в стеклянных домах (можно закрыть шторы на 2 часа), отсутствие права принадлежать самому себе.
  2. Основа взаимоотношений между “нумерами” – соглядатальство, доносительство, предательство, система надзора и слежки.
  3. Любовь лишь физиологическая функция, семьи нет, чтобы родить ребенка нужно разрешение Государства, затем дитя отдают государству на воспитание.
  4. “Нумер” Д-503 испытывает два чувства: благодарности Единому Государству и превосходства надо всем что ни есть Единое Государство.

3) Новое понимание красоты, новое восприятие искусства.

  1. В музыке идеальную не свободу выражает марш.
  2. В живописи, архитектуре, графике – прямая линия.
  3. В поэзии – это не соловьиные трели, а служба (приказано сочинения о красоте и величие Единого Государства писать всем)

– На чем строится сюжет? На каком конфликте строится развитее действия?

Столкновение Единого Государства, его интересов с человеком, с миром и его интересом. Единое Государство и нумера.

Главный герой Д-503. В начале мы видим плоть от плоти Единого Государства, он поет нового миропорядка, иная жизнь для него немыслима, он не устает восхищаться мудростью создавших его. Но он влюбляется и с ним происходят перемены. Сначала он не понимает, что произошло и вынужден обращаться к врачу, который говорит, что у Д-503 образовалась душа. Да и сам герой чувствует, что из нумера он превращается в личность, становится человеком.

– Что стало источником этих перемен?

Любовь. По мнению Е. Замятина, любовь способна каждого из нас сделать человека, поэтому становится понятным, что сексуальная свобода – кризис жизни, государства, личности, духовных связей, семьи, вырождение человека. Любовь возродила память, которая, по мнению Замятина, способна возродить человека.

– Сопоставьте две сцены в романе:

  1. Посещение Древнего дома: раздражен, влюблен, теперь мир преобразился, герой увидел солнце и траву.
  2. И-330 ведет героя за зеленую стену, где живут дикие люди. Вглядываясь в них, герой обращает внимание на свои руки и понимает, что он часть живой природы. Через любовь и память возникает образ матери, который был бы дорог как кусок ее собственной человеческой функции.

– Как Е. Замятин показывает процесс пробуждение человека?

Процесс мучительный, но герой не уклоняется он него. “Я не хочу спасения”, – скажет Д-503. Для него это единственный шанс стать человеком и испытать все муки и радости человеческого бытия.

– Как вы понимаете финал романа?

Единое Государство вновь одержало победу над людьми:
Бунтовщиков пытают, делают операции, в том числе и Д-503. Он вновь превратился в нумер и равнодушно наблюдает, как пытают какую-то красивую женщину, не испытывая никаких эмоций и чувств.

– Что вам открыл роман?

– Как этот роман связан с современностью?

– На сколько актуально предупреждение Е.Замятина сегодня?

Не случайно и сегодня роман “Мы” актуален. Всегда может появиться опасность возврата к тоталитарному режиму. Мы должны помнить, к чему это может привести.

IV. Итог урока.

Записать в тетрадь выводы:

  1. Тот миропорядок, принцип, который Е. Замятин увидел в двадцатые годы, оценивается как тоталитарный режим, основанный на насилии, уничтожении, полном подчинении. Он предрекал, что бороться с этой системой будет очень тяжело.
  2. Писатель утверждал, что всегда есть силы, способные противостоять. Они не сломлены, хотя потерпели поражение, и это вселяет надежду.
  3. Люди живут за Зеленой стеной, уходят туда и О-90, унося в себе ребенка, который родится от человека, ведь в то время Д-503 им и был.

Неизбежность противопоставления вселяет надежду в читателя, что жизнь продолжается, неистребимо человеческое в человеке и утверждает читателя в главном: тоталитаризм и жизнь, тоталитаризм и человек несовместимы.

V. Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

  1. Почему Н.Бердяев предостерегает от осуществления утопии?
  2. Сравнить город из четвертого сна Веры Павловны (роман “Что делать?” А.Г.Чернышевского) и город из романа Е.Замятина “Мы”. Сделать рисунки.
  3. Что “угадано” Е.Замятиным в романе?
  4. Почему Е.Замятин выбрал для своего романа форму дневника героя?
  5. Почему в XX веке стал популярным жанр антиутопии?
  6. Как другие поэты и писатели в годы создания романа “Мы” ставили вопрос о личности и коллективе? (А.Блок, В.Маяковский и др.)
  7. Можно ли согласиться с Д.Фурмановым, что “замятинство – опасное явление”?