Народы Беларуси: культура и традиции. Традиции белорусской культуры Белорусская народная культура традиции и современность

Колыбелью белорусской культуры называют Полоцкую землю. Самым древним монументальным сооружением в Белоруссии является Софийский собор, построенный именно в Полоцке. По тем временам это было грандиозное строение (ширина 26,4 м, длина (с учетом апсид) 31,5 м). Своеобразные черты полоцкой архитектуры проявляются во всемирно известном Спасском соборе монастыря, который основала Евфросиния Полоцкая -- первая белорусская, а по некоторым историческим сведениям, и восточнославянская просветительница. Кроме того, она известна как первая женщина, причисленная русской православной церковью к лику святых.

Спасо-Евфросиньевская церковь - единственная постройка в Белоруссии, где почти полностью сохранилась фресковая роспись XII века, что является памятником изобразительного искусства той эпохи. В витебской Благовещенской церкви XII в. были найдены фрески, изображающие св. Николая, а также ангела, воина и других религиозных персонажей. Оригинальное соединение местных, византийских и романских форм - наиболее характерная особенность ранних образцов иконописи.

По заказу Евфросиньи Полоцкой выдающийся мастер-ювелир Лазарь Богша в 1161 г. изготовил крест, который она подарила Спасской церкви. Основа креста изготовлена из дерева, покрыта 22 золотыми пластинами с изображениями, выполненными в сложной технике перегородчатой эмали. Украшен крест дорогими камнями и жемчужной обнизью. Надпись на кресте рассказывает, кто, где и когда изготовил крест, из каких материалов и даже какова его стоимость по тем временам, а также слова проклятия в адрес тех, кто посмеет вывезти реликвию за пределы Полоцка. К сожалению, в связи с эвакуацией культурных ценностей в начале ВОВ реликвия была утеряна, её нынешнее местонахождение неизвестно. В 1997 ювелир и художник-эмальер из Бреста Николай Кузьмич изготовил копию креста Ефросиньи Полоцкой.

Среди других произведений древних мастеров привлекает внимание каменная иконка с рельефными изображениями святых Константина и Елены, которые держат перед собой восьмиконечный крест. Она была найдена в 1967 г. при раскопках полоцкого Верхнего замка. Подобные иконки находили также в Пинске, Минске, Турове, Волковыске.

Помимо полоцкой, представляет интерес архитектурная школа в Гродно. На берегу Немана стоит Борисоглебская церковь на Коложе, построенная в конце XII в. (ее называют Коложской). К сожалению, церковь частично разрушена, но и в нынешнем состоянии можно видеть, как необычны ее внешний облик и интерьер. В верхние части стен были искусно вмонтированы керамические голосники, улучшавшие акустику храма. Снаружи церковь выглядит нарядной благодаря облицовке шлифованными разноцветными камнями и керамической майоликовой плиткой, составляющими яркие крестовые композиции. Такая отделка подчеркивает уникальность данного культового сооружения.

Строительство городов, храмов, монастырей, замков, дворцов в условиях новых социально-экономических и политических отношений, расширение торговых связей содействовали развитию ремесел, декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, мелкой пластики. В XII-XIII вв. насчитывалось уже около 60 ремесел. Развивались художественная обработка дерева, ювелирное, литейное, кузнечное, гончарное, косторезное дело.

Распространение письменности, книжного образования на белорусских землях тесно связано с именами выдающихся просветителей, крупных деятелей культуры К. Туровского, Е. Полоцкой, К. Смолятича, А. Смоленского.

Кирилл Туровский - церковно-политический деятель, оратор, мыслитель и писатель. О его деяниях известно из дошедшего до нас пролога «Жыцiе Кiрылы Тураўскага», написанного не позднее XIII в. неизвестным автором. К. Туровский прославился пленяющими яркой образностью проповедями-речами, вошел в историю как Златоуст («Златоуст, паче всех воссиявший нам на Руси»). Из его наследия сохранились 3 дидактические повести-притчи, 8 «слов»-проповедей, 2 канона, 21 молитва-исповедь. О международном признании произведений Туровского говорит уже то, что они встречаются в сербских и болгарских списках древних литературных источников.

Популярным на белорусских землях было и устное народное творчество: праздничные и обрядовые песни, заговоры, сказки, фантастические повести, песни, былины, предания, легенды, загадки, пословицы, поговорки и др. В них отображался богатый опыт народа, его знания, мировосприятие, моральные принципы, обычаи, традиции, в том числе обусловленные культом природных стихий и языческих персонажей - олицетворений земли, воды, дождя, грома, молнии, солнца, а также русалок и лесовиков. Так, животворящим существом, матерью-кормилицей представлялась людям Земля - доминантный базисный символ в картине мира белорусов.

Несомненно, национальный язык - центр национальной культуры, важное её достижение. В XIV в. старобелорусский язык стал государственным, официальным языком канцелярии и делопроизводства в Великом Княжестве Литовском. На нем писались законы, проводились заседания сеймов, велась дипломатическая переписка.

В XII-XIII вв. стали распространяться иллюстрированные рукописи с рисунками-миниатюрами. Большой интерес в этом плане представляет Радзивилловская летопись (датирована 1485-1495 гг., но переписана, вероятно, с более ранних оригиналов), в которой более 600 рисунков.

В XIV-XV вв. в древнебелорусской иконописи ярко проявились черты национального стиля. Среди сохранившихся икон выделяются «Богоматерь Умиление» из Малориты (Брестская область, первая половина XV в.) и «Богоматерь Одигитрия Иерусалимская» из Пинска (вторая половина XV в.).

В конце XV в. на Беларуси появляется полихромная скульптура, костелы украшаются каменными ликами, деревянными скульптурами. Яркий пример тому - «Распятие» XIV в. из Голубич Витебской области. В XVI в. ощущается уже влияние готического искусства, например, в скульптурах св. Анны и св. Иоакима (Здитов Брестской обл.). В храмах появляются створчатые алтари со сложными скульптурно-живописными комплексами. Интересно, что чаще всего делали статуи «Марии с младенцем», «Марии Магдалины», «Иоанна Богослова», «Катерины Александрийской» (сохранились скульптуры из д. Мстибово Брестской обл.).

Белорусская литература XVII--XVIII вв. продолжала гуманистические традиции эпохи Возрождения и становилась все более светской, демократичной. В этот период С. Полоцкий, видный белорусский философ, издатель, поэт, переводчик также занимался преподаванием в братских школах, издал «Букварь языка славенска».

Театральная жизнь Беларуси (в XVII - XVIII веках) была представлена школьным театром и народным кукольным - батлейкой. Во второй половине XVIII в. происходит становление профессионального театра. При этом преобладали крепостные театры (например, в Несвиже, Слуцке, Шклове, Гродно, Ружанах, Слониме, Могилеве). Особое место принадлежит Несвижскому театру Радзивиллов (1746 г.), первому светскому театру на восточнославянских землях, организатором которого была Франтишка Урсула Радзивилл (поэтесса, драматург).

Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др. Ян Чечот издал шесть фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич За- вальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». Первым классиком белорусской литературы стал В. Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»).

В дальнейшие периоды перечень ярких и выдающихся имён (например, в области белорусской литературы) огромен, упомяну лишь отдельные персоналии. В. Сырокомля (1823 - 1862) был не только замечательным поэтом, но и исследователем-краеведом. Ф. Богушевичу (1840 - 1900) известность принесли его поэтические сборники «Дудка белорусская» (1891) и «Смычок белорусский» (1894), где главной темой было положение крестьянства М. Богданович (1891 - 1917) прославился как историк литературы, лирический поэт и критик, а его стихи «Звезда Венера» и «Слуцкие ткачихи» стали песнями.

ХХ век был чрезмерно насыщен разноплановыми событиями, что, несомненно, отражалось и на развитии культуры. Яркими личностями белорусской литературы и драматургии этого периода были Я. Купала, Я. Колас, М. Чарот, М. Горецкий, И. Шемякин, В. Быков. Появляется ряд новых имен в изобразительном (М. Савицкий, М. Данциг, А. Кашкуревич, Г. Ващенко и т.д.) и монументальном искусстве (3. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов).

Республика Беларусь представлена национальными объектами в престижном списке всемирного наследия ЮНЕСКО - Мирским и Несвижским замками, Геодезической дугой Струве. Нематериальное наследие представлено обрядом «Колядные цари». Кандидатами внесения в список всемирного наследия Правительством предложены еще около 10 объектов, среди которых Августовский канал ХIХ века, Каменецкая башня, Софийский собор.

культура беларусь искусство литература

Своеобразие культуры современного белорусского общества в значительной мере предопределено историческими факторами становления национально-государственного самосознания его представителей. Историческое наследие и его переосмысление в контексте актуальных для общества проблем задают смысловое поле, в рамках которого и происходит развитие и борьба идей в обществе. Для белорусского общества в этом отношении принципиальное значение имеет тот факт, что до 1991 года белорусский народ никогда не был объединен собственным национальным суверенным государством .

Условия развития белорусской культуры на современном этапе определяют следующие факторы:

Диффузия культурных форм , их размытость, «пограничность», обусловленная как историческими, так и географическими факторами. Исторические факторы связаны с сильным культурным влиянием стран Востока и Запада, а географические – с удаленностью областных центров от районных центров и их близостью к границам своих областей, что способствует их взаимодействию с демографическими, экономическими и политическими процессами в сопредельных регионах Беларуси и соседних странах. В силу таких причин, несмотря на компактное расположение Беларуси на карте и ее выгодное геополитическое положение, географические факторы скорее препятствуют, нежели способствуют унификации культуры белорусского общества.

Особое соотношение локальной и национальной идентичностей
. Как показывают опросы жителей планеты, с миром в целом или континентом отождествляют себя лишь 11 % населения, в то время как со страной - 29 %, а с городом или провинцией - 57 %. В Беларуси же, по данным ЮНЕСКО, в 2000 г. только 24,8 % жителей Беларуси отождествляли себя со своей страной, в то время как 67,2 % - с городом или районом проживания. Доминирование личных, локальных интересов над общенациональными определяет своеобразие белорусского национально-государственного самосознания.

Различия между культурой восточной и западной частей страны
, а также областных центров и глубинки. Отчасти это обусловлено историей, а также контрастами между социальными процессами на западе и на востоке республики. Так, на западе республики развивается социальное расслоение, углубленное взаимодействие с представителями других национальностей, ориентация на индивидуализм, личную инициативу, а в восточной части преобладают коллективистские ценности. Аналогичные контрасты прослеживаются при сравнении культуры жителей столицы и областных центров с культурой жителей глубинки. Таким контрастам способствуют различия в насыщенности общественно-политической и культурной жизни, уровне образования населения, его доступе к различным формам проведения досуга, распределение информационных потоков.

Сдвиги массовых культурных ценностей населения Беларуси, произошедшие за период независимости, оцениваются социологами как направленные в сторону традиционализма и консерватизма и позволяют сделать некоторые выводы:
Сильная связь с традициями прошлого , сохраняемая и передаваемая через малые группы и территориальные общности. В определенной мере росту национального самосознания у молодого поколения способствовало также школьное образование.

Незавершенность перемен , обусловленная их длительным характером. Свидетельством такой незавершенности служит разнонаправленность тенденций и моделей адаптации у различных возрастных групп.

Неприятие большинством населения политизации общественной жизни, связанное с ценностью предсказуемости и стабильности общественной жизни. Политика как борьба за власть оказалась вне сферы интересов большинства населения.

Рост интереса к религии . Религиозный ренессанс в Беларуси осуществляется в смешанной христианско-языческой форме , позволяющей большинству тех, кто считает себя верующими, совмещать веру в Бога или другую высшую силу с суевериями, не присущими традиционному христианскому сознанию. Доминирующие позиции при этом сохраняет православие, которое для значительной части населения связано с базовыми культурными ценностями белорусского народа.

Упрочение ценности семьи как наиболее важного института выживания в условиях роста неопределенности. Оба пола считают полную семью необходимой для личного счастья и полноценного воспитания детей.

Ценность труда и его справедливой оценки . При этом если среднее поколение чаще рассматривает работу как свой долг по отношению к обществу и больше ценит хорошие отношения в коллективе, то молодежь более ориентирована на высокую оплату и личные достижения. Крое того, для молодежи характерно вытеснение ценностей труда ценностями досуга и потребления.

В целом для современной белорусской культуры характерно эклектичное сочетание традиционных и современных ценностей, что способствует дальнейшей модернизации собственных традиций белорусского общества.

Определенные сведения о материальной культуре в эпоху мезолита и неолита, в бронзовом и железном веке уже приводились. К этому следует добавить, что в целом археологические культуры железного века были достаточно развитыми. Люди освоили обработку железа, причем изделия из него были довольно разнообразными: топоры, ножи, серпы, оружие, украшения и др. Славяне принесли с собой умение строить полуземлянки с печами-каменками, вырабатывать каменные жернова, железные изделия, разнообразную керамику.

Византийские авторы - Прокопий, Маврикий, Константин Багрянородный, арабский автор Магуди писали о высоком уровне культуры восточных славян. Летопись отмечает, что многие города в тогдашней Полоцкой Руси возникали, как правило, при достаточно высоком развитии материальной культуры. Первоначально вокруг городов возникали торговые и промысловые поселения, называвшиеся погостами. Сюда сходились для торговли или, как тогда говорили, «гостьбы» купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры. В IХ-ХII вв. в Полоцке было широко распространено ремесленное производство - кузнечное, ювелирное, кожевенно-швейное, деревообрабатывающее, косторезное, гончарное. Как в Полоцке, так и в других городах Беларуси для создания предметов быта. оружия, орудий труда и украшений использовались железо, бронза, медь, серебро и золото. Техника их обработки достигала высокого уровня. Использовались плавка, литье, ковка, золочение проволоки, гравировка, украшение металлических изделий эмалью и чернью. Раскопки на территории Минского детинца и замчища вскрыли остатки существования здесь в ХI-ХII вв. городского укрепленного поселения. Доказано наличие многочисленных ремесленных производств: металлургического, бондарного, гончарного, кожевенного и др. Открыты деревянные настилы главной улицы детинца и отходящих от нее переулков. Найден большой фрагмент навершия булавы из лосиного рога с двумя вариантами родовых княжеских знаков Рюриковичей. Минская крепость соответствовала всем требованиям фортификации того времени - имела мощный оборонительный вал с деревянной основой. Среди находок большое количество предметов, связанных с военным делом: оружие близкого и дальнего боя, предметы вооружения конного воина.

По предметам, которые находят археологи на территории Беларуси, ясно, что для наших предков главным был мирный созидательный труд, а не военные действия. Наряду с орудиями земледелия и охоты распространенными были различного рода украшения - стеклянные монисты, серебряные и бронзовые подвески, искусно выполненные бусы. При этом курганные предметы Полесья по своему материалу иногда были ценнее, а по форме разнообразнее, затейливее, а иногда даже изящнее, чем изделия XVIII-ХIХ вв. . Лучшим мировым достижениям соответствовало строительство в Беларуси храмов, их архитектура, роспись, убранство. На Русь, которая, как считают, до X в. вообще не знала строительства каменных сооружений, из Византии пришла традиция монументальной архитектуры со сложным типом крестово-купольного храма, совершенной системой перекрытий, рациональной строительной техникой. Храмы в то время не только были культовыми сооружениями, но и выполняли роль общественных зданий. В них размещались архивы, государственная казна, библиотеки, что также учитывалось при их возведении. Таким являлся и возведенный в Полоцке в 1044-1066 гг. грандиозный по тем временам Софийский собор, И хотя полоцкая святыня строилась византийскими мастерами и по византийскому образцу, она имела и свои черты, свидетельствовавшие о наличии оригинальной местной архитектуры. Украшение собора, роспись его стен, пола явились образцом тогдашнего искусства.

В начале XII в. в Бельчицах (близ Полоцка) был сооружен Борисоглебский монастырь, а около 1159 г. на берегу Полоты была выстроена знаменитая Спасская церковь Евфросиниевского монастыря, целиком сохранившаяся до наших дней. Оба памятника истории и культуры возводились мастером Иоанном. Спасская церковь вобрала в себя характерные черты местной школы зодчества. Стены и столбы внутри помещения были расписаны прекрасными фресками. Для этой церкви по заказу Евфросинии Полоцкой мастер-ювелир Лазарь Богша создал в 1161 г. непревзойденный образец древнерусского прикладного искусства - напрестольный крест, обложенный золотыми и серебряными пластинами с миниатюрными изображениями христианских святых, выполненными многоцветной перегородчатой эмалью. Эта святыня Беларуси, к сожалению, бесследно исчезла в начале 40-х годов XX в.

В XII в. своеобразные каменные храмы имелись в Гродно, Волковыске, Новогрудке, Турове. В Витебске неизвестные мастера, использовав оригинальную технику кладки, возвели прекрасную Добровещенскую церковь. Основание каменной церкви уникальной конструкции открыто археологами в Минском детинце. Ее строительство, в силу каких-то причин, не было завершено. До наших дней сохранилась Борисоглебская, или Коложская церковь в Гродно. Снаружи она украшена вставками из цветного полированного камня и керамическими плитками, покрытыми зеленой и коричневой глазурью. В Каменце в конце XIII в. была возведена оборонительная башня - знаменитая Каменецкая вежа (Белая Вежа), памятник военного зодчества Беларуси. Такие же вежи были в Бресте, Гродно, Новогрудке и Турове.

Древние художественные украшения Беларуси представлены разнообразными по форме и содержанию памятниками: от незамысловатых бусин и перстней до совершенных образцов ювелирного искусства. Представление о музыкальной культуре и инструментах того времени дают изображения музыкантов на изделиях прикладного искусства. В Новогрудке среди остатков постройки XII в. найдено изображение музыканта, играющего на струнном щипковом инструменте. Относящаяся к XII в. шахматная фигурка, изображающая барабанщика с бубном, найдена в Волковыске. Костяная фигура шахматного коня, обнаруженная в поселении XI в. в верховьях Птичи, является древнейшим предметом такого рода из открытых археологами на всей территории восточнославянских земель.

На развитии материальной культуры Западной Руси Х-ХII вв. положительно сказывались торговые связи. Белорусские купцы вместе с киевлянами вели торговлю с Царьградом, откуда привозили шелковые ткани, кружева, вина, мыло, различные лакомства. У варягов покупали бронзовые и железные изделия, олово, свинец. У арабов - бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, пряности. В западные страны продавались льняные ткани, выделанные кожи, смола и воск высокого качества, хмель, мед, меха. Из них привозили металлы, вино, соль, сафьян, перчатки, крашеную пряжу, предметы роскоши. О наличии именно таких торговых связей свидетельствуют клады этого времени, которые находят поблизости городов и погостов, по берегам больших рек, на волоках. В кладах хранились римские, византийские, арабские, западноевропейские монеты, даже отчеканенные в VIII-Х вв.

Духовно-культурный уровень племен, на основе которых впоследствии возникла белорусская народность, во многом зависел от их религиозных представлений. В это время, как и в последующие периоды, именно они являлись основой духовной культуры, мировоззрения обычаев и норм поведения людей. Дохристианской религией на территории Беларуси было язычество. Для него характерны обожествление природных сил и стихий (пантеизм), вера в реальное существование души, добрых и злых духов (анимизм), наделение человеческими чертами и качествами природных явлений, богов, мифических существ (антропоморфизм), вера в чудодейственную силу отдельных материальных предметов (фетишизм), представления о сверхъестественном родстве между людьми и определенными видами животных и растений (тотемизм), культ предков и др.

До принятия христианства предки современных белорусов обожествляли силы природы (воду, огонь, землю), животных, растения, деревья. Культ сил природы приводил к поклонению человекоподобному божеству - виде, берегине, русалке. Развитие земледелия и скотоводства стимулировало появление и распространение верований и обрядов, связанных с земледельческим культом, выражавшимся в зимних, весенних, летних и осенних празднествах. Развитие родоплеменной организации, создание союзов племен, выделение социальной верхушки приводило к изменениям религиозных представлений. Культ семейно-родового предка, патриарха (род, рожаница, дед, щур, чур) становится основой культа племенного бога. Постепенно из них складывается общий пантеон, выделяются главные божества, которых почитают все или многие племена. Существовали языческие святилища и особые служители богов - волхвы. Религиозные представления восточных славян явились основой складывания обычаев.

О жизни наших предков, и в частности о радимичах, рассказано в «Повести временных лет»: «Жьвяху в лесе, якоже всяки зверь, ядуще все нечисто, и срамословие в них пред отцы и пред снохами; и братцы не бываху в них, но игрища межю селы...» . Если судить по этой записи, то получается, что наши пращуры были на этом этапе в первобытном состоянии, находились на низком уровне развития культуры. Однако современные ученые полагают, что это описание обычаев радимичей, присущих им пережитков язычества и патриархально-родовых отношений носит пристрастный характер.

Несомненно, на автора влияли факторы политического и религиозного характера. Как апологет интересов киевских князей он стремился оправдать их право, в том числе и моральное, на присоединение к Киеву всех остальных восточнославянских земель. Как верующий христианин, он, конечно же, не мог принять культуру, верования и обычаи язычников. Отсюда стремление исказить, подать в неприглядном виде все дохристианское. Брак, совершенный по обычаям языческой веры, подвергался критике. Если наши предки ели «скоромное» в «постный» день, то летописец пишет, что они ели «нечистое».

Еще в первобытнообщинную эпоху у восточных славян возникла устная обрядовая поэзия - весенний, летний, осенний и зимний циклы. Исходя из языческих религиозных верований, предки белорусов обожествляли стихийные явления природы, а также солнце, луну, реки и озера, деревья и камни - все значительное, что окружало и влияло на их жизнь. До повсеместного распространения христианства наши пращуры «клали требы озерам и рекам, ради немощи очныя умывались в кладезях и повергали сребреники» .

Не только в IХ-Х вв., но и в более позднее время они почитали бога создателя жизни, неба и всего окружающего, который носил несколько имен - Сварог, Стрибог, Световид. Его также называли Родом, а еще чаще Днем. Дивом. Солнечными божествами были Даждьбог, Каляда, Хорс и Ярило. Перун был богом грома и молнии. Богом урожая и достатка был Купала. Силу человеку на новый день давала вестница солнца Денница. Женским божеством прядения и ткачества была Мокошь. Перепут согревал огнем и помогал кузнецам. От Тура зависел успех на охоте. Велесу принадлежал подземный мир, а на земле он помогал пастухам и заботился о домашних животных. Лада была богиней любви и весеннего пробуждения. Богом погребального огня был Знич.

Наши пращуры верили, что существовали как добрые духи, оберегавшие человека от напастей, так и злые, враждебно настроенные к людям. Это последние засевали поля камнями, отнимали у коров молоко, насылали другие несчастья. Вокруг человека действовали силы, с которыми нужно было жить в согласии, слушаться их, соблюдать табу. Считалось, что в мире идет непрекращающаяся борьба многоликих Белобога и Чернобога, которые воплощали соответственно добро и зло, свет и тьму. Согласно язычницким верованиям, огонь был очищающей силой. Именно поэтому огню предавались тела умерших, вещи, которыми они пользовались при жизни.

Похороны предков представляли собой сложную обрядность, которая отражала представления о жизни души. Считалось, что после смерти тела душа остается жить, отлетая в «тридевятое царство», в рай. Такие элементы обряда похорон, как плач, поминки, игры-состязания были связаны с семейно-родовым погребальным культом. Каждое из племен по своим, только ему присущим правилам хоронило умерших. Кривичи, например, сжигали труп умершего, останки собирали в специальные сосуды, над которыми затем делали насыпи. По периметру их обкладывали камнями. Дреговичи клали трупы на землю и насыпали над ними курганы. Радимичи до X ст. сжигали умерших, а позже клали на специальное ложе, посыпанное пеплом, и над ним делали насыпь. Более сложный погребальный обряд, как правило, свидетельствует и о более высоком уровне развития культуры. Обязательными для погребального обряда были поминки, на которых душа также присутствовала и слушала, что и как говорят об умершем. Следует заметить, что «творяху тризну», наши предки, как и в повседневной жизни того времени, не злоупотребляли алкогольными напитками. Медовуху, а позже и пиво (водку на Беларуси до XVI в. вообще не знали) во время поминок пили «по кругу», передавая «чару» в направлении движения солнца, и только трижды.

Повсеместно был распространен культ предков. Празднования в честь усопших предков проводились несколько раз в году. Значительными были осенние Дзяды, весенняя Радуница - праздники, когда поминались усопшие. В эти дни души предков - их называли дзядами независимо от возраста, в котором человек покидал этот свет, - приходили в дома к своим родным, где их уже ожидали. Двери или окна были открыты, на столе стояла чарка и хорошее угощение для «дзядов». Вечером люди шли на могилы, где зажигали огни - знички.

В устном поэтическо-былинном творчестве белорусов - в сказках, песнях, преданиях и былинах - выражалась любовь к своей земле - родине, стремление к свободе, уважение к человеку, его труду, неприятие притеснения и угнетения. В общерусском былинном эпосе есть следы кривичско-белорусских былин, и в частности легенда о Волоте Волотовиче, былина о Волхве Всеславиче. В Х-ХIII вв. героями эпических произведений становились исторические личности, преимущественно князья и выдающиеся выходцы из народа.

Трудно переоценить культурно-политическое значение официального принятия христианства на Руси в 988 г. Принятие этой веры включало восточнославянские земли в христианский мир, присоединяло их к тысячелетней культурной традиции греко-римской цивилизации. Оно поднимало Русь на боле высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами и народами. В идеологическом, религиозно-культурном плане она попадала в орбиту Византийской империи, в «византийское сообщество народов». Единая общегосударственная религия сыграла свою положительную консолидирующую роль во всех сферах общественной жизни и прежде всего в культурно-духовной. Она венчала и упрочивала древнее мировоззрение людей, придавала ему более возвышенный, утонченный характер. Благодаря этому судьбоносному факту Киевская Русь оставила потомкам великолепное искусство и блестящую литературу. О том, как распространялась новая религия в Полоцкой земле можно судить по некоторым документальным источникам. Есть известие, например, что уже в IX в. здесь были христиане, т.е. эта религия стала утверждаться в Беларуси в то же время, как и в Польше, Дании, Швеции, Норвегии, Хорватии и др. европейских странах. Господствующей же религией здесь христианство стало лишь в конце ХII - ХIII в., когда ему удалось, в основном, преодолеть мощные языческие традиции. Сразу же после крещения населения в Киеве водным путем, по Днепру, в Новгород отправились с миссией христианизации греческие и болгарские священнослужители. Сопровождал их дядя великого князя - Добрыня с войском. Путь миссии пролегал через Туров и Полоцк, где местные язычники приводились к новой вере. В самом Полоцке и Турове возникли епархиальные центры. Отдельные историки полагают, что первое полоцкое епископство было создано не позднее 992 г., а туровское - в 1005 г. Известно, что Рогнеда не только стала христианкой, но и. как уже отмечалось, приняла монашеский постриг. Изяслав, ее сын, был христианином и с уважением относился к духовному и монашескому сану. Известно также, что при нем в Полоцке уже был один христианский храм. Понимая перспективы новой религии, возможности, которые она несла государству и народу, в том числе и широкие общеевропейские политические выгоды, полочане постепенно склонялись к христианству греческого обряда. Становление новой религии в белорусских землях шло по схеме: князь - дружина - город - деревня.

Конечно же, между новой, христианской верой и старой, языческой имела место определенная борьба. Недаром же процесс христианизации растянулся на века. Очевидно, при этом не обходилось и без насилия, о чем свидетельствует народная примета, что встреча с монахом, попом чревата бедой. Скорее всего, длительное время византийская иконопись процветала за стенами городов и монастырей, а в отдаленных от них местах продолжались языческие пляски, колдовали старухи, приносили людей в жертву злым богам волхвы. Сначала одна культура накладывалась на другую, а слились они гораздо позднее. При этом христианство приспосабливало свои праздники и обряды к древнему народному календарю, языческим наездникам придавался церковный смысл, прежним богам присваивались имена христианских святых. Т.е. религиозным верованиям был присущ характерный синкретизм - органическое взаимопереплетение древних языческих с более поздними христианскими представлениями.

Благотворным было влияние христианства на распространение письменности, образования, искусства, а также на изменение нравов. После крещения вставала острая необходимость в расширении христианского просвещения, литургических текстах, подготовке церковных служителей, строительстве и насыщении церковной утварью храмов. В результате религиозной потребности стала распространяться славянская азбука, разработанная в 863 г. просветителями Кириллом и Мефодием и названная затем «кириллицей».

Вместе с христианством на Руси стали появляться произведения древнеримской и древнегреческой литературы. На западнорусских землях распространялись своды житий святых, служившие нравственным примером и пособием по изучению истории, сочинения отцов церкви, сборники философско-религиозного содержания - Златоуст, Златоструй, Измарагд. Без сомнения, здесь распространялись и произведения светской древнерусской литературы. Кстати будет заметить, что в это время важнейшими культурно-просветительскими центрами на территории Беларуси были монастыри: Туровский (Варваринский), Мозырский (Петропавловский и Параскевы), Полоцкий (Борисоглебский). Открытие в монастырях своеобразных мастерских (скрипториев) по переписыванию книг содействовало распространению письменного слова. В скрипториях переписывались Святое Писание и произведения отцов церкви, патерики и жития, византийские хроники и местные летописи. Известно, что в XI в. при епископских кафедрах в Полоцке и Турове работали монастырские школы, где монахи преподавали детям зажиточных горожан основы письма и чтения. В XII в. такая школа работала при женском монастыре в Полоцке .

Богатая культура Беларуси – самобытность, разнообразие стилей, форм, направлений...

История белорусской культуры

Самобытная художественная культура Беларуси формировалась на протяжении столетий. Здесь существовали оригинальные архитектурные и художественные школы, создавались неповторимые музыкальные и литературные произведения.

Все дошедшие до наших дней шедевры белорусского искусства находятся под защитой государства. Они хранятся в коллекциях крупнейших белорусских музеев, собраниях библиотек. Классика белорусской музыки и драматургии демонстрируется на театральных подмостках и в концертных залах.

Современная культурная жизнь Беларуси динамична и разнообразна. В стране проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей.

Все это интересно и доступно как для белорусов, так и для гостей страны.

Изобразительное искусство Беларуси

Изобразительное искусство Беларуси разнообразно по стилям, направлениям и жанрам. Самые интересные произведения белорусской живописи и скульптуры различных эпох можно увидеть в художественных музеях страны.

Крупнейшим собранием произведений искусства обладает . Он активно пропагандирует национальное искусство. Здесь постоянно проходят выставки произведений белорусских художников.

Интересные коллекции произведений белорусского искусства в Витебском художественном музее, Могилевском областном художественном музее, Полоцкой художественной галерее.

Во многих районных центрах Беларуси есть художественные галереи , где можно увидеть работы местных художников.

Музыка в Беларуси

Современное музыкальное искусство Беларуси стремится сохранить национальные традиции, одновременно развивая популярные в мире стили и направления. Произведения белорусских композиторов, мировой классической и эстрадной музыки звучат в исполнении как профессиональных, так и самодеятельных музыкантов.

Большую популярность завоевали ведущие музыкальные коллективы страны:

    Президентский оркестр Республики Беларусь

    Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыкипод управлением М.Финберга

    Государственный академический симфонический оркестр

    Государственная академическая хоровая капелла им. Г.Ширмы

    Национальный академический народный хор Республики Беларусь им. Г.И.Цитовича

    вокально-инструментальный ансамбль "Сябры"

В Беларуси ежегодно проходят фестивали , представляющие различные направления и жанры музыкального искусства:

    "Белорусская музыкальная осень"

    "Минская весна"

    "Золотой шлягер"

    "Музы Нясвіжа"

Символом фестивального движения Беларуси стал , участие в котором принимают популярные артисты из разных стран мира.

Театр в Беларуси

Белорусский профессиональный театр развился из древних народных обрядов, творчества бродячих музыкантов, придворных трупп белорусских магнатов, деятельности любительских коллективов рубежа XIX–XX вв. В настоящее время в стране работает 28 государственных театров, большое количество самодеятельных народных коллективов, в т.ч.:

    кукольные театры

    драматические театры

    музыкальные театры

Самым прославленным театром республики является . Его постановки завоевали грандиозный успех как у отечественного, так и у зарубежного зрителя.

Театральная жизнь Беларуси насыщенна яркими фестивальными событиями. Постоянную прописку в разных городах страны получили престижные театральные фестивали , на которые приезжают коллективы со всего мира. Среди самых известных форумов:

Международный театральный фестиваль "Белая вежа" (Брест)
Международный фестиваль театрального искусства "Панорама" (Минск)
Международный фестиваль студенческих театров "Тэатральны куфар" (Минск)
Международный молодежный театральный форум "M@art. контакт" (Могилев)
Международный форум театрального искусства "ТЕАРТ" (Минск)
Белорусский международный фестиваль театров кукол (Минск)

В рамках Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" проходит полюбившаяся публике программа "Театральные встречи".

Кино в Беларуси

Искусство кино в Беларуси развивается с 30-х годов ХХ века. В 1924 г. создано Белорусское государственное управление по делам кинематографии и фотографии - Белгоскино. В 1928 г. в Ленинграде открылась киностудия "Советская Беларусь", выпускавшая художественные, хроникальные и научно-популярные фильмы. В 1939-м студия переехала в Минск, а с 1946-го носит название "Беларусьфильм" .

Первый белорусский художественный фильм "Лесная быль" в 1926 г. создал режиссер Юрий Тарич . Во время Великой Отечественной войны белорусские документалисты одними из первых снимали репортажи с фронта.

Тема трагедии народа стала одной из главных в послевоенном творчестве режиссеров Беларуси. Особую нишу отечественные кинематографисты заняли в детском кино . Мировое признание завоевало белорусское документальное кино .

Современное белорусское кино продолжает традиции предыдущих поколений, ищет новые пути развития. Отечественные фильмы завоевывают награды престижных кинофестивалей мира. Драма "В тумане" (режиссер Сергей Лозница ), снятая международной группой по повести , на 65-м Каннском кинофестивале в 2012 г. удостоена специального приза жюри Международной федерации кинопрессы FIPRESCI .

В Беларуси осуществляется много совместных проектов с кинематографистами стран мира. На "Беларусьфильме" снимали фильмы Никита Михалков, Петр и Валерий Тодоровские, Дмитрий Астрахан, Александр Сокуров.

Белорусы накапливали свое духовное богатство не один век, от чего оно и настолько разнообразно и привлекает к себе окружающих. имеет очень древние корни, при этом традиций и обычаи, хоть и в дополненном и немного видоизмененном варианте, дошли и до нашего времени.

Духовная культура Белоруссии

Формирование общества на протяжении столетий принесло хорошие плоды. На сегодняшний день культура Белоруссии настолько красочна, насыщена и всесторонне развита, что она является всемирным достоянием. Белоруссия также популярна своими реалиями, которые со временем перешли к символам самобытности страны. Наиболее популярными являются слуцкие пояса, резьба, многоцветный кафель, ажурная вытынанка и многое другое.

Религия Белоруссии

Что касается религиозных верований, то выделяют три направления. Основная и ведущая религия Белоруссии – это христианство. По данным 2012 года православие исповедует 77 % населения, всего 10 % католиков и 1,5 % исповедует другие религии, среди которых ислам, иудаизм, бахаизм и индуизм.


Экономика Белоруссии

По объему ВВП Белоруссия занимает 64-е место мирового рейтинга. Экономика Белоруссии развивается в основном за счет экспорта. Тем не менее, рост экономики связан также и со сферой услуг, сельским хозяйством и туризмом. На сегодняшний день валюта – белорусский рубль.


Наука Белоруссии

Страна развивается в разных направлениях, не исключением стала наука. Сегодня в центре научного центра Белоруссии проводятся исследования по вопросам политики, идеологии, управления. Наука Белоруссии и достижения в этой области отражены в журнале «Проблемы управления».


Искусство Белоруссии


Обычаи и традиции Белоруссии

Существующие традиции и обычаи, которые устанавливались еще в древние времена, довольно разнообразны и тесно соприкасаются со всеми славянскими странами. Обычаи и традиции Белоруссии тщательно соблюдаются. Главными праздниками считаются пасха, коляды, громницы, масленица и прочие.


Спорт Белоруссии

Культуре тела в Белоруссии отводится особое внимание. Отличным подтверждением тому стали спортивные достижения. В стране были возведены мирового класса сооружения. Спорт Белоруссии включает в себя совершенно все существующие виды.