Литературный калейдоскоп в старшей группе по программе. Конспект занятия по развитию речи "литературный калейдоскоп". по развитию речи в средней

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по эстетическому направлению развития воспитанников

«Тяжинский детский сад №1 «Березка»

И.П. Сабанина

воспитатель

Литературный калейдоскоп

организованная образовательная деятельность по речевому развитию

с детьми средней группы

Тяжинский 2017

Цель: 1. Закрепление знания сказок и отдельных фрагментов.

2. Обеспечение комфортных условий для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности.

3. Создание положительного эмоционального фона.

Задачи:

1. Обучающие: обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

2. Развивающие: развивать интонационную выразительность речи, логическое мышление, тактильное ощущение.

3. Воспитательные: воспитывать умение слушать своего товарища.

Ход образовательной деятельности

Дети встают в круг

Воспитатель: Ребята вы любите сказки? Каких сказочных героев вы знаете? Сегодня я предлагаю отправится в путешествие по сказкам. У меня есть волшебный клубочек. Пусть он сегодня укажет нам путь к сказкам. Куда он покатится, туда и мы пойдём. Ну что готовы путешествовать? Тогда оправляемся.

Дети идут за клубочком и проходят за столы.

Воспитатель: Ребята, вы не чего не слышите? Кто-то плачет. Ой, посмотрите это заинька. Давайте спросим, почему он плачет.

Зайчик: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала.

Воспитатель : Дети кто догадался, в какую сказку мы попали? (Заячья избушка). Посмотрите на столе лежат картинки к этой сказке, разложите героев сказки по порядку, кто первый пришёл на помощь к зайчику? Кто второй? Кого не хватает? (Петушка)

В каких сказках встречается петушок? (Кот, петух и лиса. Петушок и бобовое зёрнышко и тд.)

Воспитатель: Наш клубочек покатился дальше. Куда же он нас приведёт? Чей домик на пути? Я вам загадаю загадку, а вы угадаете чей.

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

Воспитатель: Верно. (Показывает картинку) Всё ли здесь правильно? (дверь в домик закрыта, что бы её открыть нужно вспомнить песенку каторую пела коза) А давайте вспомним какую песенку пела мама коза когда хотела войти в дом.

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мама пришла –

Молочка принесла;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю.

Воспитатель: Проход открылся, и мы можем двигаться дальше за клубочком.

За клубочком подходят к столу, на нём стоит цветок в горшке (фиалка) где за фиалкой находится картинка к сказке «Дюймовочка».

Воспитатель: Как называется цветок? Интересно кого мы здесь можем встретить (Предположение детей) А теперь отгадайте загадку и узнаете, кто здесь живёт:

Так мала она была,

Что под листиком жила.

Голова с горошину,

А сама хорошенькая.

Высотой с булавочку

Девочка-малявочка. (Дюймовочка)

Воспитатель: А вот и портрет Дюймовочки, да не один, а целых два. (Выкладывает перед детьми изображение Дюймовочки ) Найдите 5 отличий в этих рисунках.

Воспитатель: Нам снова пора в путь.

Впереди дремучий лес,

Полон сказок и чудес.

Посиди и отдохни,

Сказка будет впереди.

(Дети садятся на стульчики )

Воспитатель: Угадайте какая сказка здесь живёт?

Сидит девочка в корзинке

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая

Несёт её домой.

(Маша и медведь)

Воспитатель: Зачем Машенька отправилась в лес? (за грибами)

Воспитатель: Что с ней приключилось? (заблудилась)

Воспитатель: А что кричат в лесу, когда заблудятся? (АУ) Давайте пропоём эту песенку несколько раз. А теперь давайте пропоем наоборот. (УА)

Воспитатель: На что похожа эта песенка? (На плач.)

Воспитатель: Может это Мишка плачет, потому что остался без Машеньки?

В волшебном сундучке есть шапочка медведя. Сейчас я кого-нибудь превращу в медведя и мы с ним поиграем, чтобы он больше не плакал. (Проводит считалку)

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами

- Мишка-мишенька, дружок,

Сколько стоит пирожок?

- Пирожок-то стоит три,

А водить-то будешь ты!

Игра у медведя во бору!

Воспитатель: В каких ещё сказках можно встретить медведя. (Три медведя, Теремок, Колобок и тд.)

Воспитатель: В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого своё сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:

мышка – норушка;

лягушка - ……(квакушка)

зайчик - ……..(побегайчик)

лисичка - …….(сестричка)

волк - ……….(зубами щёлк)

волчок - …….(серый бочок)

А теперь на оборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь:

косолапый - ………..(медведь)

косой - ………..(заяц)

кумушка - ……(лиса)

топтыгин - ………(медведь)

трещотка, белобока - ……(сорока)

патрикеевна - ………..(лиса)

быстрые ноги, короткий хвост - …….(заяц)

Каждый зверь хорош по-своему. В нашем волшебном сундучке есть шапочки зверят. Наряжайтесь, превращайтесь, выходите, хвастайтесь. (Потешка Тень, тень – потетень )

Тень, тень-потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

«Всему свету я краса!»

Похвалялся зайка:

«Пойди догоняй-ка!»

Похвалялися ежи:

«У нас шубы хороши!»

Похвалялся медведь:

«Могу песни я петь!»

Воспитатель: Что такое? Положила в сундучок шапочки, а они превратились в карточки. (Рассматривают карточки из театра тактильных ощущений)

Воспитатель: Попробуйте с закрытыми глазами определить, где лиса, медведь, волк, заяц, ёж.

Воспитатель: Интересно, а что ещё скрыто в волшебном сундучке? (достаёт новую книгу сказок) Мы обязательно её почитаем, но позже. Потому что наш клубочек опять спешит. Посмотрите клубочек стал совсем маленький, значит наше путешествие пора заканчивать, но прежде чем закончить давайте вспомним, с какими сказками мы сегодня повстречались, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествие. А сейчас мы за клубочком вернёмся в группу и посмотрим новую книгу.

Валентина Чуденко
Литературный калейдоскоп - занятия по развитию речи в старшей группе

МБДОУ №18 "Колосок"

"Литературный калейдоскоп "

Конспект

Занятия по развитию речи в старшей группе

Подготовила и провела воспитатель Чуденко Валентина Сергеевна

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Дети заходят в зал, везде стоят стеллажи с книгами.

Загадать детям загадку :

«Не дерево, а с листами,

Не рубашка, а сшита,

Без языка, а рассказывает!» (ответы детей)

Правильно, это - книга.

Ребята! Наш зал сегодня необычен. Он сегодня очень напоминает… Что он напоминает? Как называется удивительный дом, в котором живут ваши друзья- книги. Как называется этот дом? Правильно, библиотека. Кто может сказать, что такое библиотека? (ответы детей)

(На одной из полок воспитатель обнаруживает игрушку-калейдоскоп . Рассмотривает его, смотрит в него и удивляется, какие красивые узоры и как они сменяют друг друга. Спрашивает детей : что это? Кто знает? Дети : калейдоскоп . Почему здесь оказался калейдоскоп – узнаем позже ).

В библиотеке много интересных книг. Молчаливые, они тихонько стоят на книжных полках и ждут своих читателей. Подойдёт читатель к полке, возьмёт книгу в руки, откроет первую страницу, и начнёт книга рассказывать…

Говорят, книга-это наш друг. А почему?

Правильно, потому что с самого детства книги сопровождают нас всю жизнь. Книги веселят, развлекают нас , учат и помогают разобраться в самых разных вопросах.

В библиотеке много книг и все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить , какими бывают книги. Взгляните на эти книги. (Показывает детям книги) . Что в этих книгах?

Дети :сказки. Почему же мы любим читать и слушать сказки? Сказка-это не просто развлечение . Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу. Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо.

А кто скажет, какие бывают сказки? Правильно, сказки бывают народные, сказки о животных и авторские сказки.

А почему сказки называются народными?

Правильно, потому что их придумал народ. Один человек придумывал сказку,рассказывал другому, тот человек, что-то добавлял от себя, пересказывал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась всё лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть «народная» .

Какие народные сказки вы знаете? (ответы детей.)

Вокруг нас там и тут сказки разные живут.

На полянке есть загадки.

Отгадайте без подсказки.

Назовите посмелей этих сказочных друзей!

Загадываю загадки, а дети отгадывают.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей

Сделался милой, красивой, пригожей?

(Царевна лягушка.)

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

(Гуси – лебеди) .

В глухом лесу в своей избушке

Совсем одна живёт старушка .

Метлой она не пол метёт,

Метла – старушкин самолёт .

(Баба Яга.)

Это герои народных сказок.

Показываю детям книги о животных.

Кто нарисован на обложках? (Звери : кот, лиса, заяц,петух) .

Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие? (Сказочные : они одеты в русские народные костюмы, разговаривают друг с другом.)

В сказках о животных, животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими – либо человеческими чертами : хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью. Недаром говорится (называю начало фразеологизма, делаю паузу, дети называют хором концовку):

Хитёр как….(лиса) .

Голоден как (волк) .

Труслив как… (заяц) .

Болтлив как… (сорока) .

Беру с полки книгу и начинаю читать : «Жила была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая…. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку….» Вы догадались, ребята, какую книгу мы раскрыли? А знаете, кто её написал? (Шарль Перро.)

Это сказка уже не народная. А почему? Да потому, что у неё есть автор. Сказки, которые написал один человек, и нам известно его имя, называются авторскими или литературными . Литературные сказки писали многие русские и зарубежные писатели. У вас есть, наверное, любимые книжки и любимые писатели. Назовите их. Ответы детей.

Многие писатели и поэты пишут сказки в стихах. А что такое стихотворение? Кто знает? Стихотворение – небольшой рассказ, который написан в рифму.

Вы уже слышали сказку о добром докторе Айболите , но не все, наверное, знают, что написал её очень хороший детский писатель К. И. Чуковский.

Муха, муха, цокотуха

Позолоченное брюхо

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…

Из какой это сказки? А написал её кто?

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по морю идёт,

Бочка по морю плывёт.

(А. С. ПУШКИН «Сказка о царе Салтане«).

Посуду никогда не мыла,

Совсем не подметала пол,

И вся посуда убежала –

Тарелки, ложки, чашки, стол.

(К. И. ЧУКОВСКИЙ» Федорино горе»).

Сел он утром на кровать

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

Оказалось, это брюки…

Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду.

Кто это такой? Правильно – это Рассеянный с улицы Бассейной. А написал это произведение С. Я. Маршак. Многие дети очень любят стихотворения Маршака. Он много написал сказок, песен, загадок. А какие ещё произведения Маршака вы знаете? («Двенадцать месяцев «, «Кошкин дом» , «Вот какой рассеянный» ).

Беру с полки книгу А. Л. Барто «Игрушки» (читаю загадку) .

Я мячик в речку уроню,

Я шерстку причешу коню;

Качаясь по доске пройду,

А я… я заблужусь в саду.

В любимой книжке мы живём,

Но мы её не назовём!

Ответьте нам, друзья – подружки,

Как книжку эту звать?.

(«Игрушки)

Кто написал эту книгу? Да, верно,детская поэтесса Агния Львовна Барто. Это её короткие стихи об игрушках стали вашими первыми стихами, которые вы читали наизусть, порой, ещё не умея выговаривать звуки. Давайте их вспомним. Кто хочет прочитать эти стихи?

Дети по желанию читают стихи А. Л. Барто.

У зарубежных поэтов есть тоже интересные и весёлые стихи.

Ребята, кто знает какое -нибудь произведение зарубежных поэтов,прочтите, пожалуйста.

Ребёнок читает стихотворение Джеймса Ривза «Шумный Ба – Бах»

В какой республике мы живём? Правильно, мы живём в Адыгее.

У адыгейских поэтов очень много стихов написано для детей.

Ребёнок читает стихотворение ДжафараЧуяко «Ласточка «.

А теперь давайте поиграем в замечательную народную игру «Птички и птицелов.

Но прежде, чем начать игру нам нужно выбрать водящего. А как это сделать? Правильно, нам надо произнести считалку, то есть, посчитаться. Считалка является одним из жанров устного творчества народа. Считалка помогает распределять роли в играх.

Предложить кому – либо из детей выбрать водящего.

Ну, вот мы с вами поиграли, а теперь давайте продолжим наше путешествие по другим литературным жанрам .

В нашей библиотеке есть несколько сборников пословиц и поговорок. И поверьте, читать эти книги очень интересно. Пословицы и поговорки несут в себе накопленный поколениями опыт, а также украшают нашу речь и делают её более выразительной. Вспомним пословицы!

Дети рассказывают пословицы и поговорки, знакомые им.

А есть ещё один литературный жанр – загадки . Загадка – краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки. Все ребята любят загадки. Послушайте и постарайтесь отгадать загадки . Загадываю загадки, а дети отгадывают.

У нас сегодня с вами получился целый литературный калейдоскоп . Так вот почему на нашей полке сегодня появился калейдоскоп . Как узоры сменяются в калейдоскопе , так литературные жанры сменялись один за другим на нашем занятии . Какие литературные жанры мы сегодня вспоминали? (ответы детей)

А теперь, ребята, наше путешествие по литературным жанрам закончилось . Мне было очень приятно с вами путешествовать. Я хочу, чтобы вы запомнили :»Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.» На память о нашем путешествии я хочу подарить вам книги сказок. Стоит вам открыть их, и вы вновь окажетесь в стране добра и мудрости.

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают,что значит поэт.

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире

Ислыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна – недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Развлечения для старшей группы

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП».

Воспитатель Ливада Л.А.

Образовательная область: Чтение художественной литературы

Возрастная группа: 5 лет

Тема: «Литературный калейдоскоп»

Цель: Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Доставить детям радость.

Программное содержание

Развивающие:

Развивать слуховое восприятие, внимание, участвовать в инсценировках.

Способствовать развитию, положительных эмоций при взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Расширять кругозор знания детей о сказках и о героях этих сказок.

Развивать мышление и память, объяснительную речь.

Воспитательные:

Воспитывать выдержку, терпение. Воспитывать интерес к сказкам, воспитание добрых чувств.

Предварительная работа: Чтение сказок, инсценировка произведений, рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию сказок

Словарная работа:

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, маски героев сказок, сюжетные картинки, раскраски, пазлы.

Методы и приемы.

Показ презентации, рассказ воспитателя, создание проблемной ситуации, художественное слово, музыкальное сопровождение, наблюдение за работой детей, анализ.

Ход:

(Звучит музыка «В гостях у сказки»)

Воспитатель: -Ребята вы любите слушать сказки? Предлагаю вам отправиться в путешествие к героям сказок. Пора отправляться в путешествие. Произносим магические слова:

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро,

А ещё в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы!

Раздаётся шум за ширмой. Что это за шум? Ребята, я посмотрю, что там происходит. (звучит музыка - тревожная). Выходит Баба-Яга.

Б.Я. Ну, что не ждали. Я теперь ваша воспитательница. А Любовь Анатольевна теперь будет охранять мой домик на курьих ножках. Согласны? (Нет)

А может, согласитесь? (Нет) Ну, хорошо я верну вам её, но с одним условием. Вы должны выполнить мои задания. Если выполните все мои желания и ответите на все вопросы правильно. Может, и верну вам вашу воспитательницу. Договорились!

Первое задание. Отгадайте мою загадку.

Загадка:

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику,

Что в лесу стоит.

Нужно этой девочке к бабушке скорей

Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная Шапочка) (Шарль Перро)Автор кто?

(Звучит песня «Про Красную Шапочку»)

Ребята посмотрите на экран, вы правильно отгадали? Да! Тогда одна группа выбирает иллюстрации к этой сказке. А другая собирает пазлы.

Подойдите детишки к столу, выберете иллюстрации к этой сказки, (дети выбирают по ходу рассматривания задаются вопросы «Б-Я» – Кто герои? Что произошло? Что ты помнишь из этой сказки? Кто тебе из героев понравился?)

Б-Я: (обращает внимание на оставшуюся иллюстрацию). Почему вы оставили эти картинки?

Дети:

Потому что в этой сказке Бабы –Яги нет..

Молодцы, правильно.

Ребята, у Красной Шапочки в корзинке не пирожки для бабушки, а задания для вас. Второе задание называется «Рифмы» вспомните известные рифмованные сказочные выражения, Например: Волчок – серый бочок.

Волк - ...(зубами щелк)

Ежик - ... (не головы, не ножек)

Мышка - ...(норушка)

Сивка - Бурка -...(вещая каурка)

Волчище -...(серый хвостище)

Баба - Яга - ...(костяная нога)

Зайчишка - ...(трусишка)

Конек - ...(Горбунок)

Сорока -..(белобока).

Зайка - …(побегай-ка).

Лягушка - …(квакушка).

Б.Я . -Отлично! Но следующее моё задание очень сложное. Вам его никак не отгадать.

Вот третье задание . Сегодня я хочу рассказать вам новую сказку. Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать её название. (звучит спокойная музыка)

“Коктейль сказок”

Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю”. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку.

Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: “Красная Шапочка, я тебя съем!”. А она отвечает: “ Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”.

Желание исполнилось: вырос цветик – семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у неё один хрустальный башмачок. А в руке – золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Баба-Яга . Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте тогда вспомним героев, которые встретились нам в “новой” сказке. Я вам на экране буду показывать героев сказок если они были в моей сказке то вы говорите «да» и хлопаете. Договорились. На экране появляются герои сказок.

(Дети называют сказки: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Колобок”“По щучьему веленью”,(рус.нар.) “Волк и лиса”“ Золотой ключик”, (в обраб. Толстого), “Баба Яга”, “Красная Шапочка”, “Золушка”(Шарль Перро), “Цветик – семицветик”(Катаев Валентин Петр.), “Дюймовочка” (Г. Х. Андерсен), “Карлсон, который живет на крыше”Астрид Линдгрен:)

Б-Я . Да, какие вы умные. Но вот четвёртое задание наисложнейшее. Игра называется «Словечки». Я назову вам слово, например: дом, а это маленький домик, а как ещё можно назвать ласково домишко, это большой домище,

Волк – волчонок – волчище. Корзина – корзиночка – корзинище, лапа – лапка – лапище, кот-котёнок-котище.

Молодцы, ребята понравилось мне с вами играть. Но у меня ещё есть пятое задание, но оно очень сложное. Я думаю вам не справиться. Покажите мне отрывок из сказки «Волк и лиса»,(лиса собрала рыбу и повстречался волк) «Цветик-семицветик»(девочка выполняет последнее желание)

Как замечательно, у вас получается. Вы выполнили все мои задания. Хорошо сейчас вам верну вашу Любовь Анатольевну. Закрывайте глаза и произнесите все вместе фрекс-пекс. (Звучит музыка выход воспит.)

Л.А. Спасибо, вам ребята, что спасли меня. Если б вы не ответили на вопросы Бабы-Яги, осталась бы я у неё. Я вам благодарна, что вы были находчивые, дружные и артистичные. Я вам хочу подарить картинки, где нарисованы герои из сказок, которые надо будет разукрасить.

(Звучит музыка)



Конспект НОД по образовательной области "Коммуникация" в средней группе на тему
"Литературный калейдоскоп"

Воспитатель
Ермакова И.И.
Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Социализация".
Цели:
- помочь детям вспомнить и закрепить названия и героев и уже известных им сказок;
- выяснить, знают ли они загадки и стихотворения;
- продолжать учить отгадывать загадки;
- развивать чувство рифмы;
- расширять кругозор и словарный запас детей;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
- воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: Книги, иллюстрации, карточки со сказками.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Дети сидят полукругом на стульчиках на ковре.
Воспитатель.
- Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам. Представьте, что мы попали в волшебную страну сказок, которой правит добрый царь, и там случилась беда. Баба-Яга украла солнышко с неба, и все сказки стали не цветные, а серые, мрачные и печальные. Давайте поможем вернуть солнце в страну сказок, ответим на вопросы викторины. Согласны?
Дети.
- Да!
Воспитатель.
- Тогда отправимся в путь!
2. Дидактическая игра "Кто герой сказки"
Сдобный, пышный, круглощёкий
У него румяный бок
Убегает по дорожке
И зовется... (Колобок)
Кто яичко снес простое,
А разбил кто золотое?
(Курочка Ряба и мышка из сказки "Курочка Ряба")
Стоял в поле теремок.
Был не низок, не высок.
Сколько жителей всего
Заселилося в него?
(Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок)
Посадил дед круглую, белую и вкусную,
Выросла большая, вот так урожай!
Кто тянул репку по порядку посчитай?
(Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка)
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца
("Сестрица Аленушка и братец Иванушка")
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?
(Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка из сказки "Три медведя")
Воспитатель.
- Молодцы дети! Отлично справились с первым заданием.
3. Д/игра "Угадай-ка"
Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки
- "Несет меня Лиса за темные леса, за высокие горы. (Петушок из сказки "Кот, Лиса и Петух)
- "По-щучьему велению, по-моему хотению, везите сани меня сами!" (Емеля из сказки "По-щучьему велению"
- "Несу косу на плече, хочу лису посечи, слезай Лиса с печи!" (Петушок из сказки "Заячья избушка")
- "Ой козлятушки, ой ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла" (Коза из сказки "Волк и семеро козлят")
- "Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!" (Маша из сказки "Маша и медведи")
- "Печка, матушка, спрячь нас!" (Сестрица из сказки "Гуси-лебеди")
Воспитатель.
Отлично, ребята! Как вы хорошо знаете сказки и их героев. Но викторина продолжается.
4. Дидактическая игра "Сказочные предметы"
Детям предлагается отгадать названия сказочных предметов из различных сказок.
1. На чем летает Баба-Яга? (На метле в ступе)
2. Чем машут волшебники, произнося заклинания? (Волшебной палочкой)
3. Какой предмет лежит дома на полу, а в сказках летает? (Ковер-самолет)
4. Если она лежит на столе, еда появляется сама (Скатерть-самобранка)
5. Обувь, помогающая двигаться очень быстро (Сапоги-скороходы)
6. Она все может сделать невидимым (Шапка-невидимка)
Воспитатель.
Молодцы! И с этим заданием вы справились.
- Дети, я вам сейчас загадывала много загадок, а вы сами знаете какие-нибудь загадки?
5. Дети загадывают друг другу загадки.
- Зимой и летом одним цветом (Елка)
- Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)
- Зимой белый, летом серый (Заяц)
- Висит груша, нельзя скушать (Лампочка)
- Спереди пятачок, сзади крючок,
Посредине спинка, а на ней - щетинка (Свинья)
- Мягкие лапки, в лапках царапки,
Часто умывается, а с водой не знается (Кот)
-По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая, да не лисица (Белка)
и т.д.
Воспитатель.
Молодцы, Дети! Сколько вы, оказывается, знаете загадок.
6. Дидактическая игра "Подскажи словечко"
Детям предлагается вставить в стихах пропущенные слова в рифму.
Стала девочка котенка спать укладывать:
-Вот тебе под спинку
Мягкую... перинку,
Сверху на перинку
Чистую... простынку
Вот тебе под ушки
Белые... подушки
("Усатый-полосатый" С.Маршак)
Мама спит, она устала...
Ну и я играть... не стала,
Я волчка не завожу
Я уселась и... сижу
("Посидим в тишине" Е. Благинина)
Маша варежку надела
-Ой, куда я пальчик... дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не... попал
("Где мой пальчик" Н.Саконская)
Падал снег на порог
Кот лепил себе... пирог,
А пока лепил и... пек,
Ручейком пирог... утек
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался... вскачь?
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко... топал!
("Мяч" С.Маршак)
Воспитатель.
-Ребята, вы оказались замечательными поэтами и сказочниками и отлично справились со всеми заданиями викторины. Благодаря вам Солнышко вернулось в страну сказок и сказки снова стали цветными. Добрая Фея из Сказочного лес в знак благодарности дарит вам прекрасную "Книгу сказок".

Гилева Р.Ш.

Занятие по развитию речи в старшей группе

Тема: «Литературный калейдоскоп»

Задачи:

Закрепить знание сказок.

Развивать диалогическую речь.

Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление.

Развивать умение выполнять различные игровые задания.

Воспитывать умение слушать своего товарища.

Предварительная работа:

Чтение сказок.

Материалы:

Игрушка театра би-ба-бо зайчик, коза.

Ход занятия:

Воспитатель.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть Добро навеки

Побеждает зло.

В. Шаинский

Ребята, вы любите сказки? Назовите, каких сказочных героев вы знаете?

Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказкам.

Воспитатель. Загадывает загадку о колобке.

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Кто это?

Дети. Колобок

Воспитатель. Непоседе-Колобку стыть бы на окошке,

Но решил он: «Убегу, разомнусь немножко».

Пусть он укажет нам путь к сказкам.

Куда он покатится, туда мы и пойдем.

Воспитатель (предлагает ребенку надеть куклу зайчика)

Посмотрите, зайчик сидит и плачет. Давайте спросим его, о чем он плачет.

(Дети спрашивают)

Зайчик. Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а лисы - ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.

Воспитатель . Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали?

Дети. «Заячья избушка»

Воспитатель. Посмотрите, на картинки к сказке. Расставьте героев по порядку. Кто первый пришел на помощь к зайке? Кто второй? Кого не хватает?

Воспитатель . Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет? Чей-то домик на пути.

Угадайте, чей:

Ждали маму с молоком,

А впустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

Дети. Козлята.

Воспитатель . Верно. Посмотрите, все ли в этой сказке верно? Кто в сказке лишний?

Дверь в домике закрыта. Надо вспомнить, какую песенку пела мама-коза, когда хотела войти?

(предложить ребенку куклу - коза и спеть песенку)

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла -

Молочка принесла;

Бежит молочко по вымечку,

из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю .

Воспитатель. Проход открылся, мы можем двигаться дальше. В какую сказку нас приведет колобок на этот раз?

Сидит девочка в корзине

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет её домой.

Дети. Это сказка «Маша и медведь».

Воспитатель. Как в сказках называют медведя? (Михаил, Миша Косолапый, Михайло Потапыч, Дедушка Миша, Топтыгин и т.д.)

Воспитатель. Медведь огорчился, что Маша не осталась у него жить.

Давайте поиграем с ним, порадуем его.

Игра «У медведя во бору»

Воспитатель . В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого есть сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:

Мышка-…норушка;

Лягушка-…квакушка;

Зайчик-…побегайчик;

Лисичка-…сестричка

Волк-…зубами щелк.

А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь:

Косолапый-…медведь;

Косой-…заяц;

Кумушка-…лиса;

Быстрые ноги, короткий хвост-…заяц.

Воспитатель : Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет?

Петушок с котом дружили,

Дружно жили, не тужили.

А хитрющая лиса,

Всё испортить вдруг решила.

Притаившись под окном,

Петушка в ловушку заманила.

Воспитатель . В какую сказку привел нас колобок?

Дети. «Кот, петух и лиса»

Воспитатель . Вспомните, какой музыкальный инструмент захватил с собой кот, когда отправился выручать петушка.

Дети. Гусли.

Воспитатель : Ну вот, наше путешествие заканчивается. Наш колобок, наверное, сильно устал, пусть он немножко отдохнет и поиграет с нами.

Мы по сказке походили,

В ней все круто изменили. (идут на месте)

Мы ногами топали, (топают)

Мы в ладоши хлопали. (хлопают)

Будут в сказке помнить нас.

Наклонились мы на «раз», (наклонились)

На «два» поднимались, (выпрямились)

Всем поулыбались. (улыбнулись)

И опять потопали. (топают)

И ручками похлопали. ( хлопают)

Вот какие молодцы,

Вот какие удальцы! (руки на пояс)

Воспитатель. Наш колобок отдохнул и может показать нам дорогу обратно.

Воспитатель. Ну вот, мы и вернулись.

Воспитатель. Вы, ребята, молодцы, вы, ребята, удальцы и за это я вам приготовила для вас сюрприз (воспитатель достает из сундучка подарки, раздает)

А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались?

В какой сказке вам понравилось больше всего? (ответы детей) На этом наше занятие закончено. Спасибо!