Какой литературный критик назвал катерину лучом света. Сочинение на тему катерина — «луч света в темном царстве. Сочинение на тему Катерина - Луч света в темном царстве

Николай Борисов

Почему Н.А.Добролюбов называет Катерину “лучом света в тёмном царстве”?

Николай Александрович Добролюбов – известный русский критик, писатель, автор замечательных стихотворений. Молодой сподвижник Н.Г.Чернышевского и Н.А.Некрасова, он оставил яркий след в истории русской литературы. Добролюбову были свойственны революционно-демократические убеждения, которые полностью определили собой характер его литературно-критической деятельности.

Статья “Луч света в тёмном царстве” была напечатана в “Современнике” в 1860 году, за год до смерти Добролюбова. Статьи критика этого времени приобретают ярко выраженную политическую окраску. В статье он размышляет о скором конце “тёмного царства”, главным образом рассматривая фигуру Катерины, жены сына купчихи Кабановой.

В своей статье он вступает в полемику с другими критиками, доказывая правоту своего мнения и им, и нам. Во многом с Добролюбовым можно согласиться, но в некотором поспорить.

Название статьи отсылает нас к образу Катерины, “луча света в тёмном царстве”, лучику нравственности в жестоком и сером мире Кабановых и Диких. Добролюбов пишет: “…если какой-нибудь критик упрекает Островского за то, что лицо Катерины в “Грозе” отвратительно и безнравственно, то он не внушает особого доверия к чистоте собственного нравственного чувства”. Сам Николай Александрович придерживается прямо полярной позиции. Он однозначно присваивает Катерине положительный знак, отвергая всё прочее мнение и не допуская нашего, если оно отлично от его собственного.

Мы замечаем в статье следующие слова: «Критика – не судейская, а обыкновенная, как мы её понимаем, - хороша уж и тем, что людям, не привыкшим сосредотачивать своих мыслей на литературе, даёт, так сказать, экстракт писателя, и тем самым облегчает понимание произведения”.

Добролюбов закрывает глаза на то, что Катерина по сути своей противоречива и Островский первоначально даёт нам такое представление о ней. Мы же можем посмотреть на Катерину с другой стороны: как на изменницу, самоубийцу и клятвопреступницу. Однозначно неправильно было со стороны великого критика называть Катерину “борцом”, если она и борец, то боролась лишь сама с собой, с внутренним искушением (и, кстати, борьбу сдала), а не с тем, чему можно было противиться: с самодурством свекрови, с её морально устаревшими устоями, с обществом, которое вполне можно назвать пошлым мирком обывателей.

Но мы можем также пойти по другому пути, взглянуть на Катерину, как на наивную и религиозную девушку Катю, заблудшую, обессиленную внутренней борьбой, любовью к недостойному этого человеку, самодурству свекрови, девушку, чьи детские мечты и наивные христианские идеалы рухнули после замужества. С этой позиции и смотрит на неё Добролюбов. Пусть она действует совершенно непоследовательно, так сказать, повинуясь женской логике, пусть она медленно входит в это серое общество, свыкаясь со “свинцовыми мерзостями дикой русской жизни” (как много лет позже напишет в “Детстве” Максим Горький), но Катерина, в отличие от Ларисы из “Бесприданницы” не желает себя оправдать, она согрешила и кается в этом, судорожно ищет выход из по определению небезвыходной ситуации, натыкается на издевательства Кабанихи и не находит для себя никакого более уместного выхода, кроме самоубийства. Возможно, вышеизложенные мотивы и побудили Н.А.Добролюбова назвать Катерину “лучом света в тёмном царстве”. «Тёмное царство”, кстати говоря, название более ранней статьи критика, где он показывает серое общество скупых, бессердечных и не умеющих прощать обывателей, и не видит в нём никакого “луча”. Но, увлёкшись оправданиями поступков Катерины и жалостью к ней, критик не видит, по нашему мнению, более яркого и прямого “луча” – часового мастера-самоучку Кулигина, а ведь он личность гораздо более непротиворечивая и цельная, чем Катерина. Он желает обустроить Калинов, помочь его жителям и опять, как Катерина, натыкается на сопротивление архаичных, но высокопоставленных самодуров.

Можно ли занять среднюю между явным обожествлением Катерины и явным её унижением позицию? Конечно, да, и именно с неё мы и попытаемся взглянуть на её личность, поступки и обстоятельства, побудившие её совершить тяжкий грех – самоубийство, как бы подытожить наше мнение.

Давайте, попробуем задать себе вопрос: что же за ошибки совершила Катерина? Во-первых, послушала Варвару, которая по-хорошему, должна была предостеречь её от измены, но наоборот выступила в роли ветхозаветного змия, искушавшего Адама и Еву. Но Катерина, в отличие от Евы, не сдаётся соблазну без боя. Она вступает в долгую и мучительную борьбу с собой, но Варвара наносит ещё один удар, который сыграл роль яблока – приносит ключ. Если Катерина сумела бы до конца соблюсти свою моральную конституцию, она бы выбросила ключ. Но всё же, Варвара – не змий. Она неумышленно соблазняет Катерину, в отличие от коварного Сатаны, да потом ещё жалеет её, пытается исправить содеянное.

Во-вторых, Катерине следовало вообще с самого начала понять, что Борис отнюдь не тот благородный, мужественный человек, которого ей так красиво нарисовало сердце. Понять, что он слаб и ничтожен, можно было уже из того, что он оправдывается перед Катериной, когда приходит на свидание вторым:

“Борис: Вы сами велели мне прийти…”

В-третьих, не следовало поддаваться эмоциям и при Кабанихе просить у мужа прощения за измену, ведь Тихон – не деспот, он человек, способный в душе понять и простить, а его мать – бессердечная лживая старуха, способная везде видеть лишь Тьму.

Конечно, это отнюдь не все причины, это только, так сказать, макрофакторы, в ситуации Катерины ещё есть множество микрофакторов. Но это наша позиция, Добролюбов пошёл не по нашему “среднему” пути рассуждения, а, согласно своей радикальной позиции, ударился в явное сочувствие к Катерине, увидел лишь одну сторону монеты, и в итоге назвал её “лучом света в тёмном царстве”, хотя этот луч значительно меркнет по ходу развития действия.

Катерина - пожалуй, лучший женский образ, созданный Островским; во многом он напоминает образ Лизы в «Дворянском гнезде» И.О. Тургенева. Подобно Лизе, Катерина вся проникнута религиозным чувством. «До смерти я любила в церковь ходить, - говорит она Варваре, - точно, бывало, я в рай войду, не вижу никого и время не помню, и не слышу, когда служба кончится... А то, бывало, девушка, ночью встану у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра». Катерина обладала сильным, энергичным характером, не выносившим никакой обиды. «Такая уж я зародилась горячая», - рассказывает она Варваре, -я еще шести лет была, так что сделала? Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!»


Катерина воспиталась на полной свободе. Мать в ней души не чаяла и исполняла все ее невинные желания. Выйдя замуж за Тихона, Катерина надеялась жить со всеми в любви и согласии. Но с первых же дней замужества она встретила тяжкое насилие; самые невинные ее желания и действия подвергались осуждению. Лишь только она в порыве нежности к мужу захочет обнять его, как Кабанова грозно кричит: «Что на шею виснешь, бесстыдница?» Захочет ли она подойти к окну, как Кабанова уже ворчит: «Али на молодцов хочешь посмотреть?»

Катерина почувствовала себя совершенно одинокой в кабановском доме, так как муж ее Тихон, забитый и испорченный дурным воспитанием, нисколько не интересовался ее душевным состоянием и только думал о том, где бы выпить «с горя». Неудивительно, что после этого Катерина обратила внимание на Бориса Григорьевича и полюбила его. Катерина знала, что эта любовь - чувство греховное, и потому сначала старалась бороться против него. Она старалась возбудить в себе любовь к мужу, просила его взять с собою, но Тихон, занятый собой, только и мечтал о том, как бы погулять на свободе. «С такой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь», - говорит он с грубой откровенностью, на что Катерина совершенно справедливо заметила: «Какже мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» Не встретивши поддержки со стороны мужа, Катерина оказалась не в состоянии бороться со своим чувством.

Однако сближение с Борисом не принесло ей счастья. Если бы Катерина не была правдива, то она нашла бы выход из своего тяжелого положения. Она, подобно Варваре, стала бы лгать и притворяться. Но правдивая душа ее не переносит обмана. Как только приехал муж ее, Катерина не находила себе покоя от угрызений совести. Бессмысленные речи сумасшедшей барыни, раскаты грома, картина геены огненной - окончательно потрясли ее душу, и она всенародно призналась в своем грехе.

После этого ей немыслимо было оставаться в доме Кабановой. Как утопающий хватается за соломинку, так Катерина надеялась убежать с Борисом Григорьевичем. Но последний оказался настолько слабохарактерным, что оттолкнул от себя несчастную женщину. Тогда Катерина пришла в совершенное отчаяние и бросилась в Волгу.


Добролюбов, написавший по поводу «Грозы» статью «Луч света в темном царстве», видел в лице Катерины луч света и признавал, что она своей жизнью выразила «протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под до¬машней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». Это мнение, однако, вызвало возражения. «Разве «темное царство», - замечает другой критик,- хоть немного поколебалось в своих устоях оттого, что погибла эта правдивая, честная натура, разве ее смерть заставила хоть одного человека усомниться в истинности тех правил жизни, которые в своем крайнем выражении довели до могилы молодую, хорошую жизнь? Наоборот, с точки зрения кабановской морали гибель Катерины есть лучшее подтверждение того, как опасно нарушать ее заветы и предписания. Нет, не луч света, не отрадное явление, возвещающее близкую кончину мира Диких и Кабановых представляет собой Катерина, а несчастную жертву безграничного деспотизма и самодурства, культивируемых в этой среде».

Перед вами отличное сочинение по произведению «Гроза» А.Н. Островского. Это сочинение на тему «Катерина – луч света в темном царстве».

Текст сочинения

В пьесе «Гроза» А.Н. Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение.

Центральное место в пьесе занимает судьба Катерины: история ее замужества, жизнь в доме Кабановых, любовь ее и тоска по воле. По складу своего характера Катерина резко выделяется из той среды, в которую она попала. В этой исключительности и своеобразии характера героини и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую должна была пережить в «темном царстве » Диких и Кабановых.

Катерина – натура поэтически-мечтательная. Образ птицы часто возникает в ее сознании:

«Отчего люди не летают! отчего люди не летают, так, как птицы?.. Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…»

Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, промелькнувших так незаметно, Катерина сама рассказывает Варе о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Тогда, в родительском доме, она жила, «точно птичка на воле ». Ласки матери, которая в ней «души не чаяла », уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много », вышивание по бархату — вот круг тех ежедневных впечатлений, под влиянием которых сложился ее внутренний мир. Впечатлительная от природы Катерина жадно прислушивалась к рассказам странниц и богомолок. В результате в ней сильно развились воображение, фантазия, религиозная мечтательность. Жила Катерина замкнутым внутренним миром, погружаясь порой в какие-то сны наяву, подобные сказочным видениям.

«…B солнечный день из купола светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано в сад уйду… упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу…» — рассказывает она Варваре.

Катерина обладает пылкой и страстной душой.

«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!…»

Катерина способна не только на смелые поступки, но и на полный разрыв с опостылевшей ей жизнью.

«Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

И вот Катерина попадает в семью Кабановой, в атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая, с его волшебным миром грез и видений, Катерина попадает и обстановку «темного царства ». Естественно, что конфликт между «темным царством » и душевным миром Катерины оказался неизбежным.

Положение Катерины осложняется еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она ему быть верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона. Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встал новый человек, непохожий на всех окружающих, с душой, схожей с ее собственной, и с настроениями, близкими ей самой. Любовь к Борису стала смыслом ее существования. Катерина и в любви особенная. Она готова на все для любимого человека, переступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!… Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? » — заявляет она Борису. Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего греха. Обостренная борьба чувства и долга кончается тем, что несчастная женщина публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Скоро происходит и развязка драмы: самоубийство героини, которая проявила свой отчаянный, хоть и бессильный, протест против «темного царства ».

В ее трагическом конце, по словам Добролюбова, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина «.

Катерина - луч света в темном царстве (Вариант: Тема совести в русской литературе)

А. Н. Островский оказал огромное влияние на развитие русского драматического искусства. До него таких пьес, как «Гроза», в русском театре не было, По жанру «Гроза» - это народная трагедия, в основе которой лежит сложный социально-бытовой конфликт. Душевная драма Катерины, разыгравшаяся в быту, в семье, накладывает отпечаток на жизнь всего народа. Ведь обстановка, в которой живут герои пьесы, чрезвычайно трагическая: бедность, грубость нравов, невежество, произвол, то есть то, что определяется словом «неволя».

В центре драмы «Гроза» образ Катерины. Ей отано авторское и зрительское сочувствие. Островский связывал с образом главной героини мысль о том, что стремление к свободе и счастью естественно и неодолимо, какие бы препятствия ни ставила жизнь, Высокие нравственные идеалы во все времена имели особое значение.

В пьесе «Гроза» Островский показал борьбу старого купеческого поколения, воспитанного на «Домострое», и новых, молодых людей, начинающих освобождаться от устаревших представлений о жизни.

Катерина - главная героини пьесы - единственная решилась бросить вызов «темному царству», тогда как другие представители молодого поколения стараются к нему приспособиться. Тихон, муж Катерины, ищет спасения от матери в вине. Варвара стала хитрой и научилась скрывать от Кабанихи свои выодки. Борис не способен ничего сделать (да и не хоет), так как находится в материальной зависимости от Дикого. Только Кудряш, самый независимый из всех, может иногда сказать грубое слово Дикому, но и он сживается с калиновскими нравами.

Катерина же совсем другая. И причина ее особенного поведения прежде всего связана с воспитанием. В детстве она росла, окруженная заботой и лаской матеи, которая любила свою дочь и не заставляла ее мноо работать. «Я жила, - рассказывает Катерина Варваре, - ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Катерина искренне верит в Бога, а посещение церкви для нее - праздник. Стремление к прекрасному для главной героини выражается в молитвах и церковном пении, Прогулки летом на ключ за водой, уход за цветами, вышивание по бархату - вот любимые занятия Катерины, которые развили в ней большую впечатлительность и мечтательность, сформировали светлую поэтическую натуру главной героини.

У Кабановых внешне жизнь ничем не отличается от той, которую вела Катерина в доме матери, но здесь все «как будто из-под неволи». Кабаниха тоже привечает странниц, но они разносят слухи и сплетни и рассказывают невероятные истории, и их нельзя назвать действительно богомольными людьми.

Катерина попала в душную атмосферу семейного рабства. Она принуждена на каждом шагу испытыать свою зависимость от свекрови, переносить от нее незаслуженные упреки и оскорбления, не находя подержки и защиты со стороны мужа. Катерина ищет взаимопонимания у Варвары, расказывает ей о своих переживаниях, но она не способна понять ее тонкие душевные движения. «Ты какая-то мудреная!» - говорит она Катерине.

В поисках человека, которому можно открыть душу, довериться, Катерина обращает внимание на Бориса. Он отличается от жителей Калинова неплохим образованием и хорошими манерами, и Катерина видит в нем надежду на лучшую жизнь. Понимая, что измена - большой грех, она сначала скрывает любовь даже от самой себя, но чувство оказывается сильнее рассудка, и Катерина все же решается на встречу с возюбленным. Десять дней продолжаются свидания, десять дней Катерина почти счастлива. Однако ее терзает мысль о божьей каре за грехи, о «геенне огненной». Когда же возвращается муж, ей становится еще хуже, так как он одним своим видом напоминает ей о совершенном грехе. Полностью разрушает шаткое равновесие в душе Катерины полусумасшедшая барыня, которая пророчит ей скорую смерть в адских муках.

Катерина не может хранить страшную тайну в себе, так как совесть мучает ее, все ее внутреннее естество восстает против неправды. Она все рассказывает Тихону, а главное - Кабанихе.

После этого жизнь Катерины становится и вовсе невыносимой. Свекровь «точит ее, как ржа железо». И Катерина решается на отчаянный поступок: она убегает из дома, чтобы проститься с Борисом, которого Дикой отсылает из города. Это был очень решительный поступок, так как Катерина понимает, что после этого домой ей будет вернуться нельзя. Да она и не хочет возвращаться: «Уж коли очень мне здесь опостынет, не удержат меня никакой силой».

У Катерины оставалась маленькая надежда на то, что Борис возьмет ее с собой, но, получив отказ, она понимает, что для нее лишь один выход остался - самоубийство. Нет, Катерине не жизнь надоела. Она хочет жить, но именно жить, а не существовать под тяжелым гнетом Кабанихи.

Правильно ли поступила Катерина, приняв такое решение? Силу или слабость характера она проявила? Трудно ответить на этот вопрос. С одной стороны, нужно иметь немалую храбрость, чтобы лишить себя жизни, а для религиозной Катерины это во много раз сложнее, так как самоубийство - это страшный грех. Но, с другой стороны, еще больше мужества нужно иметь, чтобы остаться жить в доме Кабанихи и нести свой крест или бороться (а возможно ли это?) с «темным царством».

И все же Добролюбов не случайно называет героиню Островского «лучом света в темном царстве». Она, слабая и религиозная женщина, все же нашла в себе силы для протеста. Она единственная поднялась против грубости и деспотизма, жестокости и несправедливости, лицемерия и ханжества и своим поступком, как лучом света, озарила на миг темные стороны жизни.

В своей героине Островский нарисовал новый тип самоотверженной русской женщины, решительностью своего протеста предвещавшей неизбежную гибель «темного царства». И это, по словам Добролюбова, вносило в пьесу начало, «освежающее и ободряющее». Все самое светлое отразил в характере главной героини Островский: доброту и искреность, поэтичность и мечтательность, честность и правдивость, прямоту и решительность. Именно такой трогательной и чистой остается в нашей памяти Катерина в ее стремлении обрести любовь, семью, уважение к себе и взаимопонимание.

[ 2 ]

царства?» - спрашивал Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга «Гроза».

Написанная в 1860 году, она и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение. Гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу. И в пьесе это не только явление природы, а яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной жизни.

В произведении много действующих лиц. Главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее «лучом света в темном царстве». Чем же так отличается Катерина от других «жителей этого царства»?

В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы такими не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя.

Хотя Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она «жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле». Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства.

В доме родителей Катерины всегда было много странниц и богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, искренне верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжкий грех. Катерина в религии - «поэт» (по выражению одного горьковского героя), наделена ярким воображением и мечтательностью. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда входила в церковь, видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминает народные сказания и песни.

Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной натуры способствовали пробуждению в Катерине нездоровой чувствительности. Поэтому, когда во время грозы она услышала проклятия полоумной барыни, то стала молиться. Когда же увидела на стене рисунок «геенны огненной», нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.

Ее религиозность даже как-то оттеняет такие черты, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая и жующая родных Кабаниха никогда не способны понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяющим загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, неспособным оценить истинную любовь, характер Катерины становится особенно привлекательным. Она не хочет и не может обманывать и прямо заявляет: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу». Любовь к Борису - это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с «темным царством». Она не воспринимает свой протест как возмущение против целой системы, даже не задумывается об этом. Но так устроено «темное царство», что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертный грех, как восстание против основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса кончается смертью героини: ведь она не только одна, но и раздвоена внутренним сознанием своего «греха».

Гибель смелой женщины - это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над «темным царством», сковывающим ее и других свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, - непрощаемый грех. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда». А последними ее словами были: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Можно оправдывать или обвинять Катерину за ее трагическое решение, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решимостью. Смерть ее потрясла даже таких забитых людей, как Тихон, который в глаза обвиняет мать в гибели жены.

Значит, поступок Катерины был действительно «страшным вызовом самодурной силе». Значит, в «темном царстве» способны рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это «царство».


Страница: [ 2 ]

    Основным конфликтом в пьесе Островского *« Гроза» является столкновение Катерины, главной героини, с «темным царством» жестокого деспотизма и слепого невежества. Оно приводит ее к самоубийству после множества мучений и терзаний. Но это не послужило причиной...

    Была ли любовь Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского “Гроза” преступлением? Заслужила ли бедная женщина такое страшное наказание? Несчастья Катерины начинаются после того, как, выйдя замуж за Тихона Кабанова, она переезжает в его дом. Там молодая...

    Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, Дореформенные...

    В атмосфере «темного царства», под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он начинает лгать, хитрить, изворачиваться. ...