Что значит слава в понимании болконского. «Ты всем хорош, но у тебя есть какая-то гордость мысли, и это большой грех» (по роману « Война и мир». Размышление на тему духовных исканий князя Андрея Болконского). Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского

У Кутузова был опыт жизни, который научил его верить только в «терпение и время». Убеждение в неотвратимости судьбы, решения которой нужно терпеливо ждать, определяет все поведение Кутузова. Он спокойно созерцает ход событий и уже одним своим видом вселяет в людей спокойствие, уверенность в том, «что все будет так, как должно быть». Кутузов твердо верил в победу России. Толстой утверждает, что военный или политический руководитель может принести пользу, если, почувствовав, как развиваются события, постарается внушить свою веру в благоприятный их исход массам. Эта сила веры и прозрения Кутузова связана с его национальным духом. Он родствен всему народу и не случайно в применении к Кутузову часто повторяется слово «отец».

Кутузов, Пьер, князь Андрей, другие любимые герои Толстого стоят на пороге великих откровений. К ним их ведет война, Бородино. Толстой называл лермонтовское «Бородино» зерном своего романа. В этом стихотворении он видел выражение народного духа, народного взгляда на ход Отечественной войны. Для показа читателям Бородинского сражения Толстой выбрал Пьера. Именно ему должна раскрыться великая и простая правда, к которой он идет с начала романа.

Приближается минута, когда должна окончательно выявиться сущность каждого человека, определиться цена его жизни.

О чем думал перед сражением князь Андрей? В его сознании как бы два потока. С одной стороны он думает о себе, о своей смерти, возможность которой чувствует. И тогда внешняя жизнь кажется ему лживой, обманчивой. Происходит окончательная переоценка ценностей. То, что раньше было дорого ему, теперь оказалось пустым и грубым: «слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество». И другой ряд мыслей - совсем в иной плоскости: мысли о родине, о любви, о несправедливости этого мира, до которого, если следовать первому потоку мысли, ему нет никакого дела. Андрей потерял веру во все, что казалось раньше ему самым важным в жизни. По мысли Толстого, этологический итог развития каждого человека, прошедшего через службу в государственном аппарате самодержавной России, в царской армии, познавшего истинную цену светского общества.

Князь Андрей верит, что сражение будет выиграно. Успех его зависит, по мнению князя Андрея от того чувства, которое есть в нем, в каждом солдате. В это могучее нравственное чувство, объединяющее людей, которые испытывают одно горе, верит князь Андрей. Он ненавидит все, что ведет людей к разъединению, к войнам; он поверил в силу единения людей перед лицом опасности. Андрей считает, что пришла минута, когда России необходимы нравственные, душевные силы. И ими обладает Кутузов. Противопоставление кутузовского, народного начала эгоистическому, корыстно-рассудочному определяет композицию романа. С Кутузовым - князь Андрей, купец Ферапонтов, Денисов, солдаты. Против Кутузова - Александр I, Борис Друбецкой, Берг. Те, кто с Кутузовым, поглощены общим, те, кто против него, разъединены, думают только о личном. Война тяжела для Кутузова, ненавистна для князя Андрея. Князь Андрей считает войну - преступлением.

Преступлением ее считает и сам Толстой. Он не может оправдать убийства даже патриотическими чувствами. Картины войны, нарисованные Толстым, возбуждают отвращение к войне и ужас перед ней. Эти убитые и раненые, которые, как кажется Пьеру, ловят его за ноги; и лужа крови, в которой сидит молоденький офицер; и страх быть схваченным в плен, когда Пьер судорожно сжимает шею француза и ему кажется, что голова француза оторвалась - все это создает мрачную атмосферу убийств, не освещенных никакой идеей. Эти картины рисует художник, в котором уже живут мысли, позднее приведшие его к мировоззрению, ядром которого станет призыв «не убий!». Перед смертельным ранением, в князе Андрее ощутимее становится чувство жизни. Последние его мысли: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» Раненый в живот, он рванулся в сторону - это был порыв к жизни, порыв к тому, чего раньше он не понимал, к счастью простого наслаждения жизнью и любовью к ней.

Плеханов как-то заметил, что «Толстой сильнее всего испытывал чувство ужаса перед смертью именно тогда, когда больше всего наслаждался сознанием своего единства с природой». «Все интересы настоящего сразу становятся князю Андрею безразличны. Он начинает, в последний раз в своей жизни, думать об общих вопросах бытия. Всю жизнь князь Андрей искал свое место в обществе и всю жизнь убеждался, как лживо и ненужно все, что общество предлагало ему. Близость смерти окончательно раскрывает ему глаза на истину. Когда князь Андрей увидел на соседнем операционном столе Анатоля, больное его сознание пронзает мысль: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!». Весь путь князя Андрея вел его к этому выводу.

Андрей, как и все положительные герои Толстого, осваивая мир разумом, не верит в силу разума. Анализирующая мысль все время приводит князя Андрея к отрицанию каких-то кусков жизни. Мир распадается. Остается только одно начало, которое может спасти мир и человека в нем: любовь всех ко всем. Разум не способен принять такую всеобъемлющую, иррациональную любовь. Он требует мести врагу личному и врагу отечества. Разум отказывается верить в Бога, который учит всеобщей любви. Когда мыслящий человек видит во всем зло, он озлобляется сам. Злобное чувство возникает в князе Андрее всякий раз, когда он разочаровывается в очередных идеалах: в светском обществе, в славе, в общественном благе, в любви к женщине. Но где-то в глубине его души всегда жила тоска по любви к людям.

И теперь, когда смерть начала разрушать его тело, эта жажда любви охватывает все его существо. И князь Андрей формулирует эту завершающую весь его путь мысль: смысл жизни - во всеобъемлющей любви. Впервые разум не просто следует за чувством, но и отказывается от себя. Весь путь Андрея Болконского - это путь перемежающегося взаимоотрицания ненависти и любви. Толстой, убежденный в бесплодности ненависти, заканчивает этот путь торжеством в нем любви и совершенным отказом от ненависти. Итог этот, по мысли Толстого, неизбежен для каждого человека, стремящегося к единению и тяготящегося разъединением. В раскрытии главной мысли романа - мысли о необходимости единения, изображению пути князя Андрея принадлежит важнейшая роль. Только в любви, исключающей всякую ненависть - путь к этому единению. Таков смысл исканий князя Андрея.

Не случайно после раскрытия этих мыслей князя Андрея о любви как единственной правде жизни Толстой пишет о Наполеоне. Те начала бесчеловечности, жестокости, эгоизма, к отрицанию которых пришел Андрей к концу Бородинского сражения, окончательно раскрываются в Наполеоне. До конца своей жизни Наполеон не мог понимать ни добра, ни красоты, ни истины. Бородинская битва вскрыла лучшее, что было в князе Андрее, и худшее, что было в Наполеоне.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » О чем думал перед сражением князь Андрей? . И в закладках появилось готовое сочинение.

Сочинение. Л.Н. Толстой. Смысл исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир»

Роман «Война и мир» – это книга на все времена, и одна из самых читаемых в мире. Она несёт незабываемые уроки нравственности, и даёт пищу уму для размышлений. По громадному охвату событий, по числу действующих лиц, по художественной мощи это произведение не имеет равных в мировой литературе.
Толстой изображает неповторимо своеобразные черты каждого человека. Наблюдая за героями романа, мы проникаем в их внутренний мир, узнаём их тайные мысли, любим или презираем их. И такая старательность изображения отнюдь не случайна, ведь философскую основу романа составляет жизнь человека во всём многообразии её проявлений. Все коренные жизненные ситуации нашли в романе своё яркое воплощение: рождение и смерть, различные эпохи духовного развития личности – детство, отрочество, молодость, зрелость, семья и любовь. И всякое историческое событие в романе увидено глазами главных героев, оно прошло через их душу и сердце.
Любимые герои Толстого ищут ответ на извечные вопросы: что делать? Чему посвятить жизнь? Эти же вопросы задаёт себе и один из главных героев романа – Андрей Болконский. Он мечтает о славе, подобной славе Наполеона, и желает вырваться из сферы надоевшей ему светской и семейной жизни. Мечта о подвиге особенно волнует Болконского под Аустерлицем. В этом невыгодном для России сражении Андрей Болконский, решая добыть победу даже ценой собственной жизни, проявляет самоотверженность и героизм. Подхватив знамя в момент всеобщего замешательства, он увлекает за собой растерявшихся солдат. И вдруг стремительное движение резко обрывается. Князь Андрей падает, раненный в голову. И в этот момент в сознании тяжело раненного князя Андрея становятся на свои места «смещённые» представления о славе, развенчивается вера в могущество Наполеона, уясняется тщета собственных честолюбивых стремлений. Но на этом потрясения для князя Андрея не закончились. Дальнейшие события – появление ребёнка, смерть жены – до глубины души потрясли Андрея Болконского. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, он приходит к выводу, что жить для себя и для своих близких – это то единственное что ему остаётся делать в жизни. Встреча со своим другом Пьером, разговор с ним, и его слова: «Надо жить, надо любить, надо верить» – глубоко запали в душу князя Андрея и подтвердили его собственные выводы. Встреча с Наташей Ростовой, лунная весенняя ночь в Отрадном, - всё это подготовило окончательное возвращение Андрея к жизни. Ему кажется, что именно в любви он нашёл подлинное счастье. Но испытания вновь норовят выбить жизнь Болконского из колеи, и именно в тот момент, когда они, казалось бы, закончились. Счастье оказалось кратковременным, и чем светлее оно было, тем трагичнее ощущает он разрыв с Наташей. Но его личное горе по воле обстоятельств отступило на задний план. Теперь уже защита родины становится высочайшей целью его жизни, и князь Андрей возвращается в армию. Ужас войны, её бесчеловечная сущность и противоестественность вновь предстают перед ним, и это становится для Андрея всё более угнетающим в связи с участием и гибелью на поле боя подростков, почти детей. Чувство ненависти к войне невольно усиливается также и у читателя, и доходит до крайней точки, когда в войне гибнет один из любимых героев Толстого – Андрей Болконский. Это печально ещё и потому, что только перед смертью главный герой находит ответы на все свои вопросы и понимает смысл жизни. Не смотря ни на что, жить, помогая и сочувствуя людям, не смотря ни на что понимать их, не смотря ни на что слить свою жизнь с их жизнью – вот тот новый идеал, который пробудился в душе Андрея Болконского.
Мир идей «Войны и мира» сложен и разнообразен. На примере Андрея Болконского читатель проходит школу нравственности и патриотизма, гуманизма и духовности, учится бесстрастно ставить острые вопросы и не успокаиваться в поисках ответа на них. При любых обстоятельствах хочется вспомнить героев «Войны и мира» и сразу же перестать бояться быть решительным, патриотичным и быть бесконечно добрым человеком. А уже собственный пример будет замечательным примером для людей младших по возрасту.

Рецензии

Сочинение понравилось: краткое по объему, но достаточно глубокое по содержанию. В проблемах войны и мира, как и в проблеме бесконечности Вселенной не бывает границ. На меня, в прошлом военного, произвел просто потрясающее впечатление монолог князя Андрея о войне: "...Война не любезность, и надо понимать это и не играть в войну...(и далее каждое слово ПРАВДА О ВОЙНЕ). Ни до, ни после о войне ничего более точного не читал...
С искренним уважением и благодарностью,

Спасибо, Эрих!
Эх, знала бы учительница что сочинение очень даже хорошее - было бы вообще замечательно! Но радует то что сильно не придиралась.

Существуют два очень похожих понятия – мораль и нравственность. Мораль – это следование определенным правилам, существующим в обществе, а нравственность – это основа морали. Для многих людей понимание правильности своих поступков и мыслей строится на доброте, духовности, честности, уважении к себе и другим, это и есть те самые понятия нравственности, на которых держится мораль общества. На протяжении повествования, по мере изменения жизненных обстоятельств, нравственные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» отражают его взгляды на мир и события вокруг него в данный, конкретный момент времени.

Но при любых обстоятельствах Андрей Болконский сохраняет свой основной жизненный стержень – он всегда остается честным и порядочным человеком. Для него всегда остаются главными принципы, в основе которых стоит уважение к достойным, с его точки зрения, людям.

Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского

В начале романа князь Андрей страдает от жизни, которой он живет, ему кажется, что все, что его окружает, лживо и фальшиво насквозь. Он рвется на войну, мечтает о подвигах, о своем Тулоне. О славе и любви людей. А здесь ему все тошно и противно. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти» – говорит Болконский Пьеру, отвечая на вопрос, зачем он идет на войну.

То, что его молодая жена ждет ребенка, не только не останавливает его, напротив, княжна раздражает его своим кокетством, своей привычной для гостиных болтовней. «Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело» – пишет Толстой о Болконском в начале романа.

Путь духовных исканий Андрея Болконского начинается с мыслей о том, что настоящая жизнь – на войне, главное в этом мире – не семейный тихий уют, а воинские подвиги во имя славы, ради людской любви, ради Отечества.

Попав на войну, он с удовольствием служит адъютантом у Кутузова. «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее».

Болконский, перед решающим сражением, размышляет о будущем: «Да, очень может быть, завтра убьют», - подумал он. И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспомнил первые времена своей любви к ней; вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя… «Да, завтра, завтра!

Думал он. - Завтра, может быть, все будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, - даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать».

Он стремится к известности, к славе: «… хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей»

Словно в насмешку, в ответ на возвышенные рассуждения о том, что на данный момент кажется Андрею самым главным в жизни, Толстой тут же вставляет глупую шутку солдат, которых вовсе не интересуют высокие размышления князя:
«Тит, а Тит?»
- Ну, - отвечал старик.
- Тит, ступай молотить, - говорил шутник.
- Тьфу, ну те к черту, - раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг».

Но даже это не сбивает Болконского с героического настроя: «И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!» – думает он.

Болконский мечтает о подвигах, и, в отличие от Николая Ростова, не бежит с поля боя, напротив, князь поднимает в атаку отступающие войска. И получает серьезное ранение.

Вот здесь и происходит первый переломный момент в сознании Болконского, вдруг то, что казалось абсолютно правильным, становится совершенно ненужным и даже лишним в его жизни. Лежа раненным под небом Аустерлица, князь Андрей явственно осознает, что главное – вовсе не геройски погибнуть на войне, чтобы заслужить любовь совершенно посторонних людей, которым до тебя и дела то нет вовсе! «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»

Даже в тот момент, когда к нему подошел «Наполеон, его герой… в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был… чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».

И вот уже Наполеон с его честолюбивыми замыслами кажется князю ничтожным существом, не понимающим истинного смысла жизни. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял… Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

В бреду, не осознавая, Болконский грезит о семье, об отце, сестре, и даже жене и маленьком ребенке, который должен скоро появиться на свет – именно эти «мечтания… составляли главное основание его горячечных представлений». Для него стали вдруг главными «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах…».

И когда он вернулся родовое имение, успев застать жену в последние минуты жизни, «… в душе его оторвалось что-то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть». Рождение сына, смерть жены, все события, произошедшие с князем Андреем на войне, перевернули его отношение к жизни. Болконский даже принял решение никогда более не служить в армии, главным для него теперь становится забота о маленьком сыне, который нуждается в нем. «Да, это одно что осталось мне теперь» – думает князь.

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Все, что касается бурной общественной жизни, которую ведет отец, то, что происходит в армии, кажется скучным и неинтересным, все это только раздражает Болконского. Даже то, что во время чтения письма от Билибина у князя Андрея вдруг просыпается интерес к написанному, даже этот интерес сердит его, потому что он не хочет принимать участия в этой чуждой, «тамошней» жизни.

Приезд Пьера, беседы и споры о том, что лучше: делать добро людям, как утверждает Безухов, или не делать зла, как считает Болконский, эти события словно пробуждают князя ото сна. Этот философский спор отражает нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в непростой для них обоих период жизни.

Они оба, каждый по-своему, правы. Каждый из них ищет свое место в жизни, и каждый для себя хочет понять, как жить сообразно понятиям чести и достоинства. Этот спор становится еще одним переломным моментом в жизни князя Андрея. Неожиданно для него «свидание с Пьером было… эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

В этот период своей жизни Болконский сравнивает себя со старым корявым дубом, который не хочет подчиняться весне и расцветать, «Весна, и любовь, и счастие!» - как будто говорил этот дуб, - «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман!»

Глядя на это дерево, князь Андрей убеждает себя «что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Но в том то все и дело, что ему приходится себя убеждать в этом, в глубине души, еще не осознав окончательно, он готов к новым метаморфозам. К тому, что перевернет его душу и всколыхнет в ней дремлющее ожидание радости и любви.

Как раз в этот момент он и встречает Наташу Ростову, влюбляется в нее и вдруг обнаруживает, что на самом деле он может быть счастлив и может любить, и даже старый дуб подтверждает его мысли: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, - ничего не было видно».

Все, что было хорошего в его жизни, приходит ему на ум, и эти мысли приводят его к заключению, что на самом-то деле: «жизнь не кончена в 31 год». Любовь, еще не осознанная до конца, окончательно возвращает Болконского к деятельности.

Но в жизни всегда все меняется, изменятся и отношения князя Андрея с Наташей. Ее роковая ошибка приведет к разрыву с Болконским и к тому, что он опять разуверится в жизни.

Не захотев понять и простить Наташу, князь уедет на войну, и там, попав под обстрел и будучи уже смертельно раненным, Болконский все же придет к пониманию того, что главное в жизни – это любовь и всепрощение.

Заключение

Так что же такое нравственность в понимании князя Болконского в романе «Война и мир»? Это честь и достоинство, это любовь к семье, к женщине, к людям.

Но, зачастую, чтобы осознать и вывести для себя окончательный вердикт, человек проходит через серьезные испытания. Благодаря этим испытаниям мыслящие люди развиваются и растут духовно и нравственно. В сочинении на тему «Нравственные искания Андрея Болконского» мне хотелось показать, что для князя Андрея понятие нравственности – основа жизни, тот самый стержень, на котором держится его внутренний мир.

Тест по произведению

Тема « Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни»

Цель : раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствование через образ главного героя романа «Война и мир» князя Андрея Болконского.

Задачи :

Познавательная:

Формировать умения оценки и анализа художественного произведения, умения свободно высказывать свои суждения, аргументировать свой ответ;

Развивать эмоциональное восприятие учащихся, активизировать художественно-эстетические потребности детей.

Регулятивная:

Способствовать формированию умения планировать собственную деятельность;

Формировать умения осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации

Коммуникативная:

Формировать представления о нравственных ценностях;
- воспитывать любовь к художественной литературе.

Тип урока: эвристическая беседа с элементами поисковой, исследовательской деятельности с применением информационно-коммуникативных технологий.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, иллюстрации к роману.

Эпиграфы.

"Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость". Л. Н. Толстой.

Истинное назначение человека – жить, а не существовать . Д.Лондон

В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. Аристотель.

Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства . Р.Бах.

Единственный смысл жизни человека – это совершенствование своей основы . Л.Толстой

Ход урока.

1.Оргмомент.

Доброе утро! Ребята, мы с вами сегодня будем работать в не совсем обычной ситуации. На уроке мы поговорим об одном из главных героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».

Слайд 1 Нравственный кодекс Толстого

Великий писатель Л.Н.Толстой считал, "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость" . Для писателя это был нравственный кодекс. Такой жизнью жил сам писатель, такой жизнью живут и герои его произведений.

- Гениальный роман гениального писателя - «Война и мир».

Как вы думаете, кто из героев этого романа воплотил взгляды писателя на жизнь, полную ошибок и разочарований, взлётов и падений?

(Андрей Болконский и Пьер Безухов)

- Действительно, А. Болконский и П.Безухов – самые любимые герои Толстого. И эти образы многогранны, объёмны и требуют нашего пристального внимания. Поэтому сегодня мы остановимся на образе одного героя, старшего по возрасту, Андрее Болконском. Он сегодня будет героем нашего урока и нам предстоит исследовать этот образ. А вот что будет темой исследования в образе Андрея Болконского, мы узнаем, прочитав эпиграфы. Ваша задача – прочитать и выделить ключевые слова, отражающие суть этого высказывания.

Слайд 2. Эпиграф.

(выделение ключевых слов)

- Какова общая тема выделенных слов, сочетаний слов?

(смысл жизни)

- Попробуем сформулировать тему урока, связав выделенные слова и образ главного героя произведения.

(поиски смыла жизни Андреем Болконским)

Да, тема нашего урока – это «Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни». Запишите в тетради тему.

Слайд № 3 Запись темы урока.

- Ребята, как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить в конце урока, исходя из нашей темы? (Что стало итогом жизненных исканий Андрея Болконского?)

--А чтобы ответить на этот вопрос, что нам нужно исследовать? (жизненный путь)

2. Основная часть

--Сегодня мы остановимся на самых значительных моментах жизни героя и, исследуя их, ответим на вопрос: «Что стало итогом жизненных исканий князя Андрея Болконского?»

Слайд 4. Первое знакомство. Отрывок фильма (2:24)

(на приеме Анны Павловны Шерер в Петербурге)

Слайд 5. Внешность

Прочитаем отрывок из романа. И ответим на вопросы.

-Что примечательно в его внешности? На какие черты характера обращает внимание Л.Толстой?

(усталый, скучающий взгляд)

Это уже сложившийся человек, офицер, образован, умен, незауряден. Он женат, известен в свете, но разочарован в жизни. Находится в душевном кризисе: «Эта жизнь не по мне…». Именно с этого момента начинается сложный и мучительный путь поиска смысла жизни.

Слайд 6 . Духовный кризис. Уход на войну.

- Каким образом он решает выйти из тупика?

(Он решает ехать на войну)

Слайд 7. Мечты о славе.

- о чем он мечтает на войне? Прочитаем отрывок из текста - Какие его размышления накануне Аустрлицкого сражения?

(О своем Тулоне как у Наполеона, мечтает о славе)

Отрывок фильма (0:18)

Действительно, Наполеон был кумиром того времени, и не только для Болконского. Недаром А.С.Пушкин в «Евгении Онегине» писал: «Мы все глядим в Наполеоны

Слайд 9. Аустерлиц. Подвиг князя Андрея.

-- Что происходит с князем во время Аустерлица?

(Князь Андрей взбешен массовым бегством солдат. Князя Андрея охватывает стремление изменить ситуацию: он с криками УРА побежал и за ним побежал весь полк. Князь Андрей вел их со знаменем в руках. Этот миг был поистине героическим в жизни Болконского. После драки он оказывается ранен.)

Он лежит на поле Аустерлица и открывает для себя высокое небо.

--- Что может символизировать небо? (Небо-символ духовного обновления; это тайна, вечность.)

Отрывок фильма (3:00)

-- К какому выводу приходит князь?

(Андрей пришел к выводу, что правда жизни совсем проста и заключается в любви человека к дому, семье, к природе, что естественная жизнь природы и человека более важна, чем война и слава Наполеона, его кумира.)

И снова перед князем Андреем встает вопрос: «Что-то другое человек должен искать в жизни? Но что?»

После плена и выздоровления, князь возвращается домой в Лысые горы.

Слайд 11. Возвращение домой после ранения.

--- Какие испытания обрушиваются на него после возвращения?

(смерть жены)

--- К какому выводу приходит князь после смерти жены и рождения сына? (Надо жить для родных, именно в горе происходит переоценка ценностей).

--- Чем он занимается?

(Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком)

Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя

-- Но могла ли деятельная натура князя Андрея ограничиться этим? Каково его душевное состояние?

(Нет, преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии)

Начинаются новые поиски смысла жизни, и главным событием на этом пути явилась встреча с Пьером на пароме и разговор с ним о смысле жизни.

фрагмент фильма (3:30)

Слайд 13. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса.

--Какие ключевые слова произносит Пьер? («Надо жить, надо любить, надо верить….»)

-- Как эти слова повлияли на Андрея?

(Слова указали Андрею путь к счастью. Пьер подействовал на Андрея не примером своих дел, а своим энтузиазмом, жизненной энергией. Но сначала мысль, что он может вернуться к новой жизни, любви, деятельности, была неприятна ему)

И об этом говорит такой эпизод, как встреча с дубом по дороге в Отрадное. И дуб –это символическое психологическое состояние самого князя.

Слайд 14.

-- Что думал герой в это время? Прочитаем отрывок.

---Но так ли это? Чьи это мысли?

(Болконский старается приписать дубу мысли, одолевающие его самого).

---Какие ещё события повлияли на возрождение к жизни Андрея Болконского? (услышанный разговор Наташи о полете. Он был поражен ее жизнелюбием. Андрей завидует ее умению быть счастливой. И после этой встречи Андрей по-иному смотрит на жизнь.)

--- И вот спустя 2 дня возвращается в своё имение и снова встречает..дуб?

Слайд 15. Вторая встреча с дубом

--Что он видит? Прочитаем отрывок.

--- К какому выводу приходит князь А.Болконский?

(Князь Андрей понял, что жизнь не кончена и нужно сделать так, чтобы она шла не для него одного, а отражалась на всех).

Слайд 16. Душевный подъем.

- -- Как меняется жизнь Андрея после встречи с Наташей и дубом?

Чем он занимается?

(Князь Андрей теперь пытается найти смысл жизни в любви, общественной деятельности. Он в Петербурге. Встречи с Аракчеевым, Сперанским, работа по составлению новых законов, улучшающих жизнь народа. Он влюбляется в Наташу Ростову).

Отрывок фильма.(2:45)

Но это счастье оказалось кратковременным.

Слайд 18. Участие в законодательной деятельности Сперанского.

- Что случается дальше в судьбе князя?

Андрей предлагает Наташе руку, она согласна, но ему необходимо ехать на год в Европу по желанию отца, поэтому свадьба откладывается. Наташа увлекается Василем Курагиным и даже собирается с ним сбежать и тайно обвенчаться. Об этом становится известно князю. Рушится мечта о личном счастье. Он не смог простить измены Наташе. Андрей разочаровывается в Сперанском)

Опять тупик, опять разочарование.

--- Что выводит князя из духовного кризиса? Какое событие? (Война 1812 года)

Слайд 19. Князь Андрей в войне 1812 г.

Прочитаем разговор князя с Кутузовым.

--- Что теперь становится высочайшей целью жизни князя Андрея?

(Высочайшей целью для князя Андрея становится защита Родины от врага. Он формирует на собственные деньги полк, добровольно отправляется на войну, отказавшись от службы в штабе, считая своим долгом быть вместе с солдатами. Князь очень предан полку, Солдаты любят его, гордятся им.)

Отрывок фильма (0:32)

Князь накануне Бородинского сражения.

Вспомните Болконского накануне Аустрелица - мечты о славе, известности, личное тщеславие героя. А здесь – переживание за Родину, высокое чувство патриотизма.

-- Что значила война и Бородинское сражение для князя Андрея?

(Отправляясь на фронт 1812 г. Андрей Болконский не преследует честолюбивых намерений, он едет защищать Родину, защищать свой народ. И уже находясь в армии он не стремиться к высоким чинам, а воюет рядом с простыми людьми: солдатами и офицерами. Поведение князя Андрея в Бородинском сражении – это подвиг, но подвиг не в том смысле, как его понимал князь во время Аустерлица, а подвиг во имя Родины!)

Болконский смертельно ранен. В импровизированном госпитале он видит раненого Курагина, которому ампутируют ноги. Всю военную кампанию Болконский «гонялся» за своим врагом - отомстить за поруганную честь, и вот судьба представила ему шанс - оба при смерти. Болконский уже совсем другой человек с другими взглядами на жизни и людей.

Прочитаем мысли Болконского после ранения. Слайд 21-22.

-- Среди раненых на подводах его находит Наташа Ростова, ухаживает за ним, но дни Болконского сочтены.

Отрывок фильма (1:35)- Встреча с Наташей.

Отрывок фильма (3:35) - Смерть

Слайд 24. Последние мгновения

Слайд 26-27. Схема

Вот такой жизненный путь прошел герой Толстого –Андрей Болконский, давайте ещё раз посмотрим на этапы жизни А.Болконского и отметим взлёты и падения героя, соединим их и посмотрим, что у нас получилось ? (кривая ) зарисуйте в тетрадях.

Таким образом, судьба Андрея Болконского - сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство, не случайно Кутузов скажет герою: «Ваша дорога - дорога чести». Безусловно, Толстому по душе неординарные люди, подобные князю Болконскому.

3. Подведение итогов урока

-- Вернемся к проблемному вопросу: «Что стало итогом жизненных исканий князя Андрея?» Мы ответили на него?

(да, жить надо небесполезно, творя любовь и добро)

Слайд 20. Выводы. Запишите в тетрадях

Максимилиан Волошин, поэт начала ХХ века, сказал: «У каждого человека свой посох: бери его и иди». Андрей Болконский выбрал свой посох, свой путь: путь чести, добра, верности данному слову.

Сейчас прозвенит звонок. Вы уйдете с моего урока. Но хочется верить, что вы, ребята, будете помнить этот урок, и каждый из вас найдет « достойный посох» и честно пройдет с ним по жизни.

Вы стоите на пороге взрослой жизни, и хочется пожелать вам:

ЧТОБЫ ВЫШЕ ЗАКОНА БЫЛО ПРОЩЕНИЕ,
ВЫШЕ НАКАЗАНИЯ - МИЛОСЕРДИЕ,
ВЫШЕ НЕНАВИСТИ - ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ!

4. Домашнее задание

Запись Д\З. слайд №11 Домашнее задание: сочинение-рассуждение « В чём смысл жизни человека?»

Оценивание работы студентов на уроке

«Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г. Белинский).

Герой комедии А.С. Грибоедова Александр Андчреевич Чацкий в какой-то момент восклицает: «Ум с сердцем не в ладу». От этого происходит непонимание очевидного, разочарование, душевная травма. А как добиться того, чтобы ум и сердце находились в гармонии, ведь они, по мысли Белинского, одинаково нуждаются друг в друге? Как научиться жить так, чтобы разум не лишал человека чувств, эмоций? При этом чувства не должны подчинять себе разум, не должны лишать людей способности думать, рассуждать, анализировать. Конечно, быть в гармонии со своим разумом и чувствами удается не всем.

Чаще всего мы видим, что чувства захлестывают человека, что приводит зачастую к трагедии. Например, герой романа И.С. Тургенева Евгений Базаров, нигилист, отрицающий все на свете, сильная личность, способная вести за собой других, не может справиться со своими чувствами, когда он безответно полюбил. Он отрицал романтизм, любовь, поэзию и вдруг, полюбив, почувствовал романтика в самом себе. Попытка избавиться от чувства, мешающего ему жить и работать, приводит к его безвременной гибели. Без сомнения, причины трагедии Базарова не только в безответной любви, роман более глубок и философичен, свести его исключительно к любовной истории нельзя. Но именно в тот момент, когда героя захватило чувство, он разуверился и в своих идеях, ведь перед смертью он говорит: «Я нужен России. Нет, видно, не нужен».

Мысль Тургенева о том, что человек не должен подавлять свои эмоции, чувства, что нельзя жить только идеями и полным равнодушием к миру человеческих переживаний, созвучна мыслям другого великого писателя, а именно Л.Н. Толстого.

В романе «Война и мир» Андрей Болконский, почти идеальный герой, живет больше своим разумом, чем чувствами. Его роднит с Базаровым сила характера, воля, глубокий ум, умение подавлять эмоции. Его бесстрашием на полях сражений можно только восхищаться. Когда он во время Шенграбенского сражения приезжает на батарею капитана Тушина, чтобы отдать ему приказ об отступлении, он испытывает чувство страха, ведь кругом рвутся неприятельские снаряды. Но Болконский говорит себе: «Я не могу бояться», он остается на батарее, помогает убрать орудия, чем вызывает уважение всех солдат. Но у князя Андрея есть свои недостатки, его обуревает гордыня, он не умеет прощать, он не способен понять чувства другого человека. У него разум преобладает над чувствами, и за это он наказан. Полюбив Наташу Ростову, князь Андрей по требованию отца откладывает свадьбу на год, не понимая, что это значит для Наташи. Она не может перестать жить, она слишком жизнерадостна, полна эмоций, переживаний, от этого и происходит ее увлечение подлецом Анатолем Курагиным. Князь Андрей не может простить ее, не может понять, что это событие произошло и по его вине тоже. Понимает ли он, какая это трагедия для Наташи, ведь она чуть не умерла? Способность понять и простить приходит к князю Андрею лишь после ранения, в результате которого он погибает.

Таким образом, русские писатели так же, как и Белинский, считают, что разум и чувства не противопоставлены друг другу, а должны быть в равновесии, гармонии, потому что именно они составляют основу единого целого — человеческой личности.