Эстетическая программа и живописная система импрессионизма презентация. Живопись импрессионизма. Пьер Огюст Ренуар


План: Понятие импрессионизма, представители, основные его черты в живописи, Понятие импрессионизма, представители, основные его черты в живописи, Клод Оскар Моне, краткая биография Клод Оскар Моне, краткая биография Наиболее известные работы Моне Наиболее известные работы Моне Пьер Огюст Ренуар, краткая биография Пьер Огюст Ренуар, краткая биография Наиболее известные работы Ренуара Наиболее известные работы Ренуара Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден Скульптура «Граждане города Кале» Скульптура «Граждане города Кале»


Клод Оскар Моне Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 г. в Париже. Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 г. («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»). Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 г. в Париже. Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 г. («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»). знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant). знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant). Художник скончался 5 декабря 1926 г. в Живерни Художник скончался 5 декабря 1926 г. в Живерни В честь Моне назван кратер на Меркурии. В честь Моне назван кратер на Меркурии.






1869 Холст, масло. 89 x 130 см Музей Орсэ, Париж Отвергнутая Салоном "Сорока" - великолепное воплощение зимнего дня и одна из самых известных картин Клода Моне.










Пьер Огюст Ренуар Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции. Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции. Ренуар впервые познал вкус успеха в 1864 году, когда одна из его картин прошла строгий отбор и была выставлена на Салоне, ежегодной государственной художественной выставке. Ренуар впервые познал вкус успеха в 1864 году, когда одна из его картин прошла строгий отбор и была выставлена на Салоне, ежегодной государственной художественной выставке. 3 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кане от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Похоронен в Эссуа. 3 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кане от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Похоронен в Эссуа.


Картины Ренуара Зонтики () Пьер Огюст Ренуар «Обнаженная в солнечном свете»






Завтрак гребцов Холст, масло. 128х173. Коллекция Филлипс. Национальная галерея Вашингтон.


Портреты актрисы Жанны Самари (гг.)


Две девушки у фортепиано () Купальщица (1892)




Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден Огюст Роден, (Auguste Rodin) (). Великий французский скульптор Огюст Роден во многих своих работах был близок к импрессионистам и художникам стиля модерн в стремлении передать мгновение в выражении лица или в позе человека; в переосмыслении классического академического подхода и стиля в скульптуре. Почти все его произведения вызывали интерес и неоднозначную реакцию публики Огюст Роден, (Auguste Rodin) (). Великий французский скульптор Огюст Роден во многих своих работах был близок к импрессионистам и художникам стиля модерн в стремлении передать мгновение в выражении лица или в позе человека; в переосмыслении классического академического подхода и стиля в скульптуре. Почти все его произведения вызывали интерес и неоднозначную реакцию публики

МХК, 11 класс

Урок № 22

Импрессионизм

и постимпрессионизм

в живописи

Д.З.: Глава 20, ?? (с.236-237), тв. задания (с.237-241)

© ред. А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • Содействовать осознанию учащихся роли импрессионистов и постимпрессионистов в изобразительном искусстве;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведение живописи;
  • Воспитывать культуру восприятия шедевров школы импрессионистов и постимпрессионистов.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • импрессионизм (в живописи);
  • постимпрессионизм (в живописи);
  • (в живописи) «Салон Отверженных»;
  • импрессионисты;
  • Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар;
  • пейзажи впечатления;
  • К. Моне, А. Сислей, К. Писсарро, П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген и А. Тулуз-Лотрек, К. А. Коровин, В.А. Серов, И. Э. Грабарь

Универсальные учебные действия

  • прослеживать эволюцию определять ценность выявлять способы и средства находить ассоциативные связи определять роль искусства
  • перечислять существенные признаки импрессионизма и соотносить его с определенной исторической эпохой;
  • характеризовать основные черты , образы и темы искусства импрессионизма;
  • прослеживать эволюцию творческого метода в произведениях известных представителей направления;
  • исследовать причинно-следственные связи , закономерности смены художественных моделей мира;
  • определять эстетическую, духовную и художественную ценность искусства художников-импрессионистов;
  • выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи в процессе анализа произведений искусства;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами импрессионизма, представленными в различных видах искусства;
  • определять роль искусства импрессионизма в разрешении жизненных противоречий и трагических конфликтов эпохи;
  • разрабатывать план-проспект выставки о творчестве импрессионистов с последующим оформлением экспозиции;
  • проводить самостоятельный анализ лирического стихотворения «Импрессионизм» О. Э.Мандельштама;
  • знакомиться с лучшими зарубежными и отечественными коллекциями произведений художников-импрессионистов

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество импрессионистов и постимпрессионистов?


подвопросы

  • Художественные искания импрессионистов. «Салон Отверженных» - решительный вызов официально признанному искусству. Поиски новых путей в живописи. Подвижность и изменчивость мира как главный объект изображения. Мастерство в передаче света, цвета и тени (на примере известных картин художников-импрессионистов). Творческие поиски в области композиции (Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар).
  • Пейзажи впечатления. Стремление художников запечатлеть мельчайшие изменения в состоянии природы (на примере известных произведений К. Моне, А. Сислея, К.Писсарро).
  • Повседневная жизнь человека. Внимание художников к жизни и интересам простого человека (на примере творчества О. Ренуара).
  • Последователи импрессионистов. Индивидуальный характер творчества П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена и А. Тулуз-Лотрека. Поиски нового художественного решения. Последователи импрессионизма в русской живописи (К. А. Коровин, В.А. Серов, И. Э. Грабарь)

Стилевые направления художественной культуры в Западной Европы XIX века

I треть XIX века

I половина XIX века

Середина XIX века

70-80 е г. XIX века

Конец XIX века – начало XX века


Париж, 1863 год , Дворец промышленности

Жюри знаменитого Салона отклоняет около 70% представленных работ.

В разразившийся скандал вмешался Наполеон III , который милостиво разрешил представить полотна в другой части Дворца промышленности.

Так 15 мая 1863 года была открыта выставка, получившая выразительное название «Салон Отверженных».

Среди них - Клод Оскар Моне (1840-1926), Камиль Писсарро (1830-1903), Пьер Огюст Ренуар (1841-1919), Альфред Сислей (1839-1899), Эдгар Дега (1834-1917) и др. Битва за новое искусство продолжалась вплоть до 1886 г., когда состоялась последняя, восьмая выставка этих художников.


Публика привыкшая к академическому искусству на этой выставке пребывает в полном недоумении…

Взрыв хохота вызывает «неприличная»

картина Эдуарда Мане

«Завтрак на траве»

Эдуард Мане

(1832 - 1883)


Э.Мане

Олимпия

На защиту картины встал писатель

« Он познакомил нас с Олимпией, девушкой наших дней, которую он встречает на тротуарах, кутающей свои худые плечи в холодную полинявшую шаль… Место господину Мане в Лувре уже обеспечено».


Вокруг Мане объединились немало талантливых художников, которые как и он не признавали официальное искусство и решили идти своим путём.

Франция

70-80-е годы 19 в.

«Салон Отверженных»

Эдуард Мане

1832-1883

Камиль Писсарро

1830-1903

Клод Оскар Моне

1840-1926

Пьер Огюст Ренуар

1841-1919

Альфред Сислей

1839-1899

1834-1917


Так в конце 19 века во французском искусстве появилось новое направление-импрессионизм. С французского impression- впечатление

Своим названием он обязан картине Клода Моне , впервые представленной на выставке отверженных художников в 1874 году .

Она называлась «Впечатление. Восход солнца».

«Зарождение импрессионизма

было радостно, как ранняя весна.

Первые импрессионисты вышли

на свет из темной комнаты и

по-детски радовались свету,

краскам».

Максимилиан Волошин


Особенности живописного языка импрессионистов .

Неважно, ЧТО изображено, важно – КАК.

Работа на

пленэре

Техника

пастели

Изобразить

подвижность

и изменчивость

мира

Общие

принципы

Восприятие

цвета на

расстоянии

Чувственное

восприятие,

впечатление

Живая

подвижная

композиция


Впервые художники – импрессионисты вышли из темных мастерских

на пленэр (фр. plein air вольный воздух).

Альфред Сислей. Дорога на опушке леса .

Камиль Писсарро. Весна в Эраньи.

Маки


Художников –импрессионистов объединяло

субъективное переживание света, цвета, тени, отражений на поверхности предметов

Эдуард Мане. Сирень.

Клод Моне. Цветущий сад.

Клод Моне. Руанский собор.

Камиль Писсарро. Мороз.

Камиль Писсарро.

Бульвар Монмартр

в Париже.


1. Подвижность и изменчивость мира становятся главной целью изображения.

С помощью света и цвета художники пытались запечатлеть «мимолетные видения», поэтому они наносили краски на холст быстрыми мазками, заботясь только об общем впечатлении от увиденного.

Здание парламента в Лондоне.


Подвижность и изменчивость

Клод Моне. Парламент.

Чайки. Река Темза.

Клод Моне. Парламент. Закат.


Клод Моне. Осень .

2. Передачи света и цвета .

С их помощью можно передать изменчивость и быстротечность жизни. Художники учитывали законы восприятия цвета на расстоянии и никогда не смешивали краски на палитре. Использовалось сочетание цветов солнечного спектра.

Альфред Сислей. Город Вильнев на берегу Сены.

Огюст Ренуар. Качели.


3. Техника пастели (фр. pastel – живопись цветными карандашами или красочным порошком) открывала огромные возможности в использовании цвета.

Фактура пастели бархатиста, она способна передать вибрацию цвета, который кажется как бы светящимся изнутри.

Голубые танцовщицы.

Танцовщицы

в зале

для занятий.

Танцовщицы

на поклонах.


4. Пейзажи впечатления.

Реалистическим пейзажам художники – импрессионисты предпочли

пейзажи впечатления. Любящими, заинтересованными глазами они

наблюдали за малейшими изменениями в состоянии природы,

пытаясь запечатлеть ее «душу»

Вокзал Сен-Лазар.


Берег Сены у Буживаля.

Мост в Марэ ранним утром.

Альфред Сислей

Камиль Писсарро.

Оперный проезд в Париже.

Набережная Малаке в солнечную погоду.


5. Повседневная жизнь человека

Эдуард Мане. Бар в Фоли Бержер.

Огюст Ренуар. Танец в Буживале.

Эдуард Мане. Музыка в саду Тюильри.


Огюст Ренуар.

«Ренуар превосходен

в портретах. Он не

только схватывает

внешние черты,

но и детально

воссоздает их

характер и внутренний

Теодор Дюре.

Прогулка

Портрет Жанны Самари.

Дама с веером.


Говоря о творчестве

импрессионистов,

нельзя

не отметить их поиски

в области живописных

композиций.

Эти художники во многом

обновили

принципы их построений,

отказавшись от академических

требований

неподвижности,

симметрии,

порядка и четкости.

О.Ренуар. Лодки на Сене.

К.Моне. Тюльпаны Голландии

А.Сислей. Регата.

К.Моне. Мост Ватерлоо.

Э.Мане. Весна.(Жанна)

А.Сислей. Лужайки весной.

К.Моне. Пруд в Монжероне

К.Моне. Эртрет. Закат.

Э.Мане. Скачки в Булонском лесу.


Постимпрессионизм

Цель через изменчивую видимость природы передать ощущение ее постоянства. Максимально яркие художественные образы. Яркие краски.

Ван Гог «Дорога в Провансе»

Поль Гоген «Таитянские пасторали»

Поль Сезанн «Натюрморт с луком»


Поль Гоген.Таитянские женщины.

Франция.

Голландия.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи

Жорж Сера. Цирк

Вид на Мартинику.

Терраса кафе ночью.

Поль Сезанн. Дорога в Шантийи.


Германия.

Андерс Цорн.

Купание у скал.

Волны Лапландии.


Россия.

Игорь Грабарь.

Февральская лазурь.

Константин Коровин.

Бульвар Капуцинок.


Валентин Серов.

Портрет Зинаиды Юсуповой

Девочка с персиками


Задание на дом

Портрет Жанны Самари


Винсент

Ван Гог

Автопортрет

Аральские дамы


Поль Гоген


Поль

Сезанн

Натюрморт с драпировкой


Камиль

Писсарро

Сена и Мост Искусств


Пьер Ренуар

Девушка с веером




Эдуард Мане

«Перед зеркалом»

Контрольные вопросы

1. Какие открытия в области художественного творчества были

сделаны импрессионистами? Проиллюстрируйте их на примере

известных вам произведений. Почему реалистическим пейзажам

художники-импрессионисты предпочли пейзаж и впечатления?

2. Почему современные французские критики увидели в картине К.

Моне «Впечатление. Восход солнца» «дерзкий вызов прекрасному»,

«оскорбление общественного вкуса»? Какие именно «впечатления» и

почему стремился выразить в ней художник? Чем можно объяснить

приверженность К. Моне к жанру пейзажа? Какими живописными

средствами ему удавалось передавать изменчивость мира,

неповторимое очарование и волшебство образов?

3. Какая почва была подготовлена импрессионизмом для

возникновения постимпрессионизма? Что сближало и отличало два

этих художественных течения?

4. Расскажите об истоках творчества Ван Гога. Что отличало его

художественную манеру? К каким сюжетам, темам и образам он

обращался? В чём особенность трактовки мира природы и человека

в его произведениях?

5 . Какие художественные открытия в жанре натюрморта были

сделаны П. Сезанном?

6. Используя картину К. А. Коровина «Париж. Бульвар Капуцинов»

(см. с. 238), поясните, почему художника причисляли в

определённый период его творчества к последователям

импрессионизма.



Темы проектных исследований или презентаций

  • Эстетическая программа и живописная система импрессионизма.
  • Художественные искания импрессионистов.
  • Художественная организация пространства в произведениях К. Моне.
  • Особенности использования цвета, света и тени в произведениях К. Моне.
  • Колористическая реформа К. Моне.
  • Проблема традиции и новаторства в творчестве Э. Мане.
  • Мастерство в создании женских портретов Э. Мане.
  • Творческий диалог и художественные аналогии Э. Мане и Ван Гог (Ф. Гойя, П. Пикассо, С. Дали - по выбору).
  • Художники русского импрессионизма - по выбору К. А. Коровин, В А. Серов, И. Э. Грабарь.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская СОШ», р.п. Ермишь, Рязанская область

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИМПРЕССИОНИЗМ

Импрессионисты Э. Мане Э. Дега К. Моне О. Ренуар А. Сислей К. Писсарро Г. Кайботт Б. Моризо

Начало импрессионизма Начало в 1874 г. - Париж. Первая выставка импрессионистов Выставка объединила художников, не признанных широкой публикой и отвергаемых жюри салонов - «Салон Отверженных» Термин «импрессионизм» (от французского слова «impression» - «впечатление») произнесен критиком Леруа относительно картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» Выставки импрессионистов с 1874 по 1886 г. Импрессионизм был мировым направлением в культуре, пронизавшим собой все виды изобразительного искусства, литературу, музыку, театр, повлиявшим на видение мира и философию людей Импрессионисты отказались в своих работах от повествования, фабулы, от социальной критики.

Э.Моне «Впечатление. Восход солнца»

Французский импрессионизм Это стилистическое направление, особое мировидение, мироощущение, мировосприятие. Импрессионисты - основоположники современного искусства. Они установили прямую связь между глазом живописца и светом. Это особый творческий метод, в основе которого передача впечатления, фиксация ускользающих мгновений жизни Влияние света и воздуха на формы и тона предметов - одно из основных требований, предъявленных к картине. Воспроизвести впечатление от мгновенного взгляда на пейзаж,при особенной игре света, в момент, когда формы еще не поняты и только еще начинается процесс усвоения мозгом того, что видит глаз. Впечатление иногда подобно тому, какое ощущает только что проснувшийся человек, видящий свет и цвета, но не успевший еще сообразить, где он и что перед ним находится

Французский импрессионизм Этюд как законченное произведение. Перестановка акцента: то, что раньше казалось этюдом, заготовкой, стало целью их живописи. Сближение этюда и картины, а нередко и слияние нескольких стадий работы в один непрерывный процесс. Освещение – ключевое понятие. По возможности запечатлеваются те скоропреходящие оттенки, которые создает быстро меняющееся освещение. Работа на пленере – открытом воздухе, а не в студии. Очень быстрая манера письма. Такой метод изменил темпы их работы, писать надо было быстро. Следствием этого явилась подвижная импульсивная фактура их живописи. Влияние фотографии. Взяли из фотографии - ускользающие, прежде не замечаемые жесты, новый ритм; новые точки зрения, крупный план Влияние японского искусства (гравюра).

Техника и метод импрессионистов Свет – главный герой их живописи Принцип «писать то, что видишь среди света и воздуха» - основа пленэрной живописи импрессионистов. Свет стал равноправен сюжету. Из компонента изображения он превратился в предмет изображения. Пейзаж импрессиониста всегда показывает не только данную местность, но и данную местность в данном освещении. Асимметрия композиции. Неожиданные точки зрения и сложные ракурсы. Децентрализация изображения, смещение композиционных осей, "произвольные" срезы частей композиции, предметов и фигур самой картины. Деталь может заслонять главное, отсутствие традиционного разделения на фон и основной предмет изображения. Картина как фрагмент натуры, словно увиденного в окно или, по определению Дега, "подсмотренного через замочную скважину".

Техника и метод импрессионистов Нет предварительного рисунка. Контурный рисунок, как и светотень, отсутствует; глубина не передаётся перспективой, Преимущество живым цветам солнечного спектра. Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру. Разложение сложных тонов на чистые цвета. Чистые цвета часто кладутся на холст без предварительного смешивания на палитре и воспринимаются зрителем согласно системе оптического смешения; Мазки разнообразной формы. Цветные прикосновения дробятся, рассыпаются на многочисленные «запятые», нанесённые одни возле других. Жидкие, свободные, пастозные мазки придают рельефность красочного слоя.

Эдуард Мане Пренебрегает светскими условностями, общепринятыми идеалами красоты «Завтрак на траве» Открывает подлинную красоту в повседневном течении жизни. «Балкон» Придает поэтичности обычному, реальному образу «Олимпия»

Э.Мане. Завтрак на траве

Э.Мане. Балкон

Э.Мане. Олимпия

Клод Моне Первым формулирует принципы нового направления, разрабатывает программу пленера и характерную для данного направления технику. Мир, погруженный в воздушную среду, лишается материальности, превращается в гармонию световых пятен. «Бульвар Капуцинок» Писал один и тот же мотив, исследуя эффекты освещения в разное время суток и в различные времена года. «Руанский собор» «Кувшинки» Считал, что черного цвета в природе нет, утверждал, что даже тени цветные.

К. Моне. Бульвар Капуцинок

К. Моне Кувшинки

К. Моне. Руанский собор, западный портал и башня Сен-Роман, полдень. К. Моне. Портал Руанского собора: гармония в утреннем свете К. Моне. Руанский собор, западный портал, пасмурная погода.

Камилл Писсарро Искал художественную прелесть в обыденном, а значительность – в повседневном. «Жатва» Париж и его окрестности предстают и в лиловых сумерках, и в тумане серого утра, и в синеве зимнего дня. «Бульвар Монмартр»

К. Писсарро. Жатва

К. Писсарро. Бульвар Монмартр. После полудня. Солнце

К. Писсарро. Бульвар Монмартр. После полудня. Дождь

К. Писсарро. Бульвар Монмартр. Утро. Пасмурно.

Огюст Ренуар «Живописец счастья» Истинное призвание – изображение человека Образы построены на гармоничных, чистых, мажорных красочных сочетаниях «Портрет Жанны Сомари» Человек – неотрывная, самая прекрасная часть природы «Завтрак Гребцов»

О. Ренуар. Портрет Жанны Сомари

О. Ренуар. Завтрак гребцов

Эдгар Дега Противник непосредственности в искусстве, пленэра, почти никогда не писал картин с натуры. Изображал будни театра, ипподрома, женщин за туалетом, сцены труда. «Голубые танцовщицы» «Гладильщицы» «Скаковые лошади перед трибуной» Картины овеяны грустью, иногда ироничны, порой саркастичны «Абсент»

Э.Дега. Голубые танцовщицы

Э. Дега. Гладильщицы