Доказано: творческие люди думают и действуют иначе. Зачем художники рисуют причудливое, жуткое и безобразное? Непрерывная мозговая деятельность

Давайте поразмышляем в очередной раз об искусстве и таких непонятных, но зачастую всем интересных художниках. Кто эти загадочные люди со своими внутренними мирами? Зачем они постоянно что-то рисуют и кому это нужно?

С того момента, когда я впервые начала называть себя художником и показывать работы зрителям, я собрала чуть больше дюжины мифов, с которыми мне пришлось столкнуться. И надо сказать, что некоторые из них действительно существовали, но лет так 100-200 назад. Да, к сожалению, представления социума о художниках (на территории бывшего СССР) очень устаревшие. С этим нужно работать. И я предлагаю начать делать это прямо сейчас, возможно именно Вы до сих пор верите в них. Итак, мифы о художниках:

Миф №1: Чтобы написать картину, нужно ждать вдохновения (музу).

Реальность: Еще часто к этому приписывают – выпить, покурить. Якобы, творчество – такое капризное по своей натуре, что ему нужна подпитка.

Так вот, никакое вдохновение не берется из ниоткуда. Чтобы что-то сделать, нужно делать, как это не банально звучит. Да, существуют источники вдохновения, но они очень индивидуальны для каждого. И алкоголь или какие-то наркотические вещества не способствуют этому, кроме краткосрочной смелости и выплеска энергии. В общем если постоянно чем-то себя подпитывать – становишься зависимым и раздражительным. А это значит, что придется искать подпитку всегда и умереть раньше срока, так и не создав свой самый гениальный шедевр.

«Художник не тот, кто вдохновляется, а тот, кто вдохновляет».

Сальвадор Дали

Миф №2: Все художники – алкоголики.

Реальность: Не каждый художник – алкоголик, не каждый алкоголик – художник. В целом этот миф немного правдив, но лишь немного. Начнем с того, что художники – тоже люди и им свойственно отмечать праздники, иногда выпить что-либо алкогольное. И, возможно этот принцип «не пьешь, а художником быть хочешь» действительно действовал и действует. Но всё же, сейчас я все больше среди молодых людей вижу сторонников здорового образа жизни, правильного питания, спорта и т.д. И все меньше любителей много выпить и «гульнуть». Возможно, это еще и потому что все больше в искусство приходит женщин. А женщины, как я думаю, не настолько склонны губить свое здоровье.

Миф №3: Художники проживают жизнь в нищете, а чтобы стать известным – нужно умереть.

Реальность: В массовом сознании бытует образ «бедного и зависимого художника», возникший отчасти благодаря классической русской литературе. В реальности труды живописца оплачивались всегда достойно. К примеру, Илья Репин, будучи еще никому не известным 19-летним провинциалом, писал образа для глухой сельской церкви, и получал за каждый по пять рублей (столько же он платил в месяц за комнату в Петербурге). Но, как и сейчас, тогда были непризнанные гении, умершие в нищете (Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Амадео Модильяни). Только сейчас нет нищенствующих художников, потому что человек обычно ищет другие способы заработка (дизайн, оформление, преподавание).

Миф №4: Художники – не от мира сего.

Реальность: Почему возникает такая мысль? Наверняка этот образ возник из романов, историй о сумасшедших, которые были одержимы творчеством, летали на Марс за новой энергией и не могли найти контакт с современниками. Хочется повторить – художники тоже люди. Возможно, в чем-то они и не похожи на других – в одержимости своим делом, в любовании красотой, которая их окружает. Но что плохого в том, чтобы быть погруженным в то, что любишь и чем занимаешься. Большинство успешных художников отлично ладят с обществом и идут на контакт.

Миф №5: Чтобы создать качественную картину нужно потратить много времени.

Реальность: В этом случае все индивидуально. Кто-то привык работать быстро, кто-то медленно. Для кого-то создать шедевр возможно за 30 минут, кому-то не хватает жизни. Но никогда не стоит сравнивать искусство с другими отраслями жизни. Например, если я хочу качественно сделать инженерный проект, я должна сначала подумать, собрать информацию и потом работать. В искусстве часто все спонтанно, и даже если материал для работы собирается долго, сама работа зачастую пишется быстро.

Миф №6: Искусством невозможно заработать, или «тебе 30 лет – иди, найди нормальную работу!»

Реальность: Искусством заработать возможно! И очень важно, когда художника поддерживают близкие люди, семья. Знаете какой вопрос следует после представления «я – художник»? Обычно спрашивают: «Где работаешь?» Т.е. в принципе никто даже не догадывается, что существуют люди, зарабатывающие этим себе на жизнь. Конечно, сейчас все сложнее быть свободным художником. Это кроется в слабой платежеспособности социума и не качественной культуризации населения. Художник – трудная профессия. Раньше, во времена Леонардо да Винчи, художники носили нагрудный знак Буйвола, который сравнивал их работу с работой крепыша буйвола.

Миф №7: Все художники носят бороды/береты/кольца/шляпы.

Реальность: Даже не представляю, почему этот миф до сих пор живет в 21 веке. Я еще согласна с тем, что художники любят выделяться, надевать нестандартные вещи, создавать образ. Но чтобы носить бороду и берет… Кстати, бороду ныне носят многие молодые люди, и не все они художники.

Миф №8: Рисовать – просто, это не вагоны разгружать.

Реальность: Художник – это профессия и призвание одновременно. Творчество, конечно, не сравнимо с тяжелыми физическими нагрузками, но по большому счету мы живем в 21 веке и стараемся все больше работать умственно. А работать в искусстве и создавать картины/проекты – это такой же интеллектуальный труд, требующий самоотдачи и глубокой мысли.

Миф №9: Если ты художник, значит – ты должен прямо сейчас и здесь нарисовать меня! За бесплатно!

Реальность: Кажется все просто. А попробуем так говорить каждому «Привет. Ты программист? А сделай мне сайт по-быстрому. А что за это еще и платить нужно?» Нелепо звучит? Вот так же озадачено и иной раз со злостью смотрит художник на людей, просящих «а нарисуй меня».

Миф №10: Художник должен быть голодным.

Реальность: К сожалению, сейчас так буквально понимают это выражение, что мне становится грустно. Скорее всего, создатель этой фразы подразумевал голод – как постоянное желание творить, а не как мысли о еде. Ведь все идут каждый день на работу, не всегда плодотворно работают, иной раз просто просиживают время, и им за это платят. Соответственно, каждый труд должен быть оплачиваемым.

Миф №11: Художник может всем рисовать бесплатно или за символическую плату (сюда же – благотворительные проекты и участие в сомнительных розыгрышах призов).

Реальность: Это, к сожалению, миф, в котором живут практически все в нашей суровой реальности. Хочется добавить, что чаще всего человек, предлагающий невероятное «везение», выпавшее на долю несчастного художника, удивляется отказу, говорит, что труд войдет в историю, останется в веках, и великое имя творца не забудет никто и никогда. Как ни странно, такие предложения поступают практически каждый день.

Миф №12: Художник должен писать картины маслом (преимущественно пейзажи с водопадами и портреты пышных женщин).

Реальность: Искусство не стоит на месте, постоянно развивается. Появляются новые виды и формы выражения мысли через арт. Среднестатистический же обыватель в лучшем случае знает Айвазовского и Репина. Соответственно искусство в их представлении именно такое. А признаком высочайшего мастерства является способность нарисовать «как живое». Люди зачастую чувствуют себя не в своей тарелке, когда соприкасаются с искусством, которое не могут быстро и легко понять, не могут взглянуть на вещи неформально, в результате срабатывает реакция отрицания искусства только потому, что оно непонятно.

Миф №13: Современное искусство (contemporary art) – абсолютный бред. «Как Пикассо и Малевич я тоже могу рисовать!»

Реальность: Обычно в таких случаях я предлагаю сразу же нарисовать «так же как Пикассо» и сходить с этим рисунком в музей (или хотя бы посмотреть на репродукцию в книге), для сравнения. Даже ничего не хочется говорить больше. Просто когда в следующий раз так подумаете – сравните свой рисунок с Пикассо.

Я уверена, что список мифов далеко не исчерпан. И очень надеюсь, что эта информация помогла вам хоть чуточку разобраться в мире искусства. Чем лучше вы будете узнавать этот мир, тем больше удовольствия он будет приносить.

P.S. А ещё говорят, что художники – суеверные люди. Возможно и так, а возможно и нет, но по этому поводу у каждого своё мнение…

В статье использованы иллюстрации Татьяны Раменской и Александры По.

(с) Юлия Пастухова

Жизнь творческих людей всегда в той или иной мене окружена не только флером таинственности, но и разного рода кривотолками. Что из них правда, а что – веками культивировавшийся вымысел?

Миф 1. Все художники – охотники до выпивки

Почему не повара, продавцы, преподаватели математики или дворники? Да потому что кое-кому нужно заправляться горючим «для вдохновения». Спору нет, некоторые живописцы действительно призывают музу сорокаградусными методами, а то и наркотиками. Многие великие не чурались зеленого змия: Модильяни, Саврасов (а тут сразу два стереотипа: мало того что художник, так еще и русский!), Ван Гог, Гоген и другие. Ну и что? Неужели было мало любителей выпить среди представителей других сфер деятельности? Ельцин, Сталин, Петр Первый, Александр Македонский в увлечении живописью замечены не были, а вот в страсти к спиртному – это пожалуйста.

Миф 2. Все художники бедные

Миф 3. Все художники богатые

И снова нет! Таких примеров история знает, кажется, меньше. Статистика говорит в пользу портретистов, предпочитавших реализм или приукрашавших изображаемого. Портреты богачей (от дворян до императора) – круче, чем золотой прииск. Фавориты Екатерины II нервно курят в сторонке. И всё же примеры из предыдущего пункта возвращают современных художников-мечтателей из мира розовых слоников на землю. О том, как продать работу по адекватной цене, идет речь в моей статье «За сколько продавать картины? »

Миф 4. Художники экономят на подарках

Подарил картину – и порядок. Я не буду говорить об альтернативных издержках (то есть о том времени, которое живописец мог бы потратить на картину для продажи). Речь о материальной стороне вопроса. Краски, кисти и другие расходные материалы стоят денег, особенно дороги холсты на подрамниках: цена простенького холста 40х50 составляет в среднем 500-700 рублей. А теперь прибавьте заказной багет в несколько тысяч рублей и паспарту , если речь об акварели! Мне «самоделка» обходится в несколько раз больше, чем покупной подарок.

Миф 5. Все великие художники – мужчины

О нет, я отнюдь не феминистка, скорее даже наоборот. Но всё же констатирую факт: женщинам не особо позволялось заниматься творчеством на протяжении столетий. А как только разрешили, на живописный Олимп взошли и Зинаида Серебрякова, и Фрида Кало, и Наталья Гончарова, и Мэри Кэссетт, и Берта Моризо. Писали наравне с мужчинами, ничуть не хуже! А сейчас зайдите в любую изостудию – аудитория все равно что в парикмахерской (на десять девчонок двое ребят). Подробнее о знаменитых художницах читайте в статье «

Bсе ли картины вставляют в рамы?

Пит Мондриан. Композиция с желтым, красным, синим, черным и серым. 1920

1 из 2

Жорж Сёра. Воскресный день на озере Гранд-Жатт. 1884

2 из 2

Цитата из книги

«Обычно картины вставляют в рамы, выставляя их напоказ. Рамы привлекают внимание к картине и защищают ее края. Некоторые рамы отличаются вычурностью, особенно у старинных работ, которые когда-то висели в особняках. Другие рамы совсем простые, они не отвлекают от созерцания искусства. Предназначение рам - дополнять картины, заключенные внутри, показывать их с лучшей стороны.

Пит Мондриан считал, что рамы подобны стенам. Иногда кажется, будто они встают между зрителями и искусством, словно создавая препятствие, отделяя живопись от всего остального мира. Мондриану хотелось, чтобы все получали удовольствие от его работ и никто не чувствовал себя отделенным от них. Он писал на краях холста. А иногда даже на боковинах.

Он разрушил эти стены!

Жоржу Сёра не нравилось, что рамы отбрасывают тень на края картины. И он сам изобразил раму. Она состоит из тысячи крохотных точек более чем 25 разных цветов.

Знаешь ли ты, что изображение на телеэкране складывается из точек, которые называются пиксели? Эта картина была написана более чем за 50 лет до того, как изобрели цветной телевизор!»

Комментарий

Может показаться смешным отдавать целую главу рамам, тем более - практически начинать с этого книгу. Но в этом есть свои резоны. Во-первых, мы никогда не смотрим на картину в пустоте. Свет, высота, на которой она расположена, соседние работы, аннотации - все это создает пространство вокруг нее. Рассуждая о современной скульптуре, непременно говорят об окружающем ее «поэтическом пространстве»: смысл какой-нибудь абстрактной скульптуры рождается только тогда, когда на нее смотрит зритель. Во-вторых, действительно, рама часто становится сюжетом самой картины - как доказано на забавных примерах выше. Наконец, рама - обязательное звено цепочки вопросов и ответов, которое поможет лучше понять произведение. После того как разберешься с тем, кто автор и повлиял ли он на историю искусства, можно мимоходом взглянуть на раму. Кстати, в 1990 году в нью-йоркском Метрополитене была своего рода выставка наоборот: музей выставил множество пустых рам, чтобы обратить внимание на часто игнорируемую реальность.

Почему все плоское?

Небамон охотится на болотах. Гробница Небамона, ок. 1350 г. до н. э.

1 из 2

Жан Метценже. Стол у окна. 1917

2 из 2

Цитата из книги

«Не все предметы искусства выглядят объемными.

Двухмерные, или 2D, изображения плоские, как эта страница. Трехмерные, или 3D, - имеют высоту, ширину и глубину, как мяч.

В разные времена искусство было либо таким же плоским, как поверхность, на которой писали художники, либо объемным, как реальные вещи.

Многое древнее искусство, как, например, египетская роспись на стенах, выглядит плоским. Она больше напоминает диаграммы и совершенно не похожа на жизнь.

Еще в древние времена художники умели передавать объем, и плоские изображения они рисовали специально.

В Древнем Египте знатных людей хоронили в расписанных гробницах вместе с их сокровищами. Стены гробницы украшали рисунками, не предназначавшимися живым. Они показывали богам, чем люди занимались при жизни.

Изображение выглядит плоским, чтобы быть понятнее богам.

<…> Что стоит на столе? Видишь ли ты вазу с цветами, стакан, игральную карту и окно рядом?

Жан Метценже не соблюдает законы перспективы, но все равно хочет показать, что предметы на картине трехмерные. Поэтому он изображает их одновременно под разными углами. Такая техника называется кубизмом».

Комментарий

Этот пункт отражает общий скепсис о том, что художники разучились достоверно изображать трехмерную действительность - грубо говоря, «рисовать похоже». Автор «Голых людей» Сьюзи Ходж заручается поддержкой древних мастеров, абстракционистов и кубистов. Собирать их вместе под маркером «плоское» довольно смешно - кубисты как минимум создают больше трех плоскостей в своей картине, а иногда даже изображают один и тот же объект в разные моменты времени, так что плоскими их работы назвать нельзя. Тем не менее на этот детский вопрос нет однозначного ответа, и каждый раз нужно думать, почему художник решил сделать все плоским. Ходж забывает о культурной специфике: перспектива - европейское изобретение, и в искусстве многих стран она может в принципе не встречаться. Рассуждение о том, что плоское изображение становится более декоративным и абстрактным, вполне резонно - как и ассоциация «плоского» и «древнего». Но при этом Ходж почему-то избегает очень простого и очевидного вывода: убирая одни детали из изображения, автор акцентирует внимание на других. Грубо говоря, упрощая (и уплощая) изображение, художник может сделать его более выразительным, и во многих случаях за счет упрощения ему будет легче этой выразительностью управлять.

Почему в искусстве так много голых людей?

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1486

1 из 2

Ив Кляйн. Антропометрия без названия. 1960

2 из 2

Цитата из книги

«В живописи, скульптуре и фотографии обнаженные люди встречаются очень часто.

Все пошло от древних греков, считавших, что обнаженное тело прекрасно и достойно изучения. Даже сегодня художники учатся рисовать голых людей, чтобы лучше понять форму тела. Это называется рисованием с живой натуры.

Обнаженная Венера, римская богиня любви и красоты, плывет, стоя в створке раковины. Согласно древней легенде, Венера родилась уже взрослой и перемещалась по морю. Боттичелли написал свою картину через много лет после возникновения этой легенды.

В искусстве нагота часто обозначает новую жизнь. Во времена Боттичелли женщины тщательно укрывали свои тела. Но Венера обнажена, так как она богиня, а не обычная женщина!

Многие художники считают, что женское тело красивее мужского, поэтому в искусстве обнаженные женщины встречаются чаще обнаженных мужчин.

В 1960 году Ив Кляйн придумал новый способ изображать женские тела. Он обмазывал обнаженных женщин синей краской и укладывал их на гигантский холст на полу. Они служили «живыми кистями».

Комментарий

Самая интригующая глава книги вынесена в заголовок - что, в общем-то, довольно понятно. Но ясного ответа на вопрос мы здесь тоже не найдем - среди предложенных вариантов собрано сразу несколько: изучение пластики тела и его красоты, символ жизни и пощечина общественному мнению. Тут, впрочем, нет никакой загадки: мало вещей на свете вызывают у человека такую же сильную реакцию - интерес и неловкость, стыд и желание, восхищение или, напротив, отвращение, - как нагота. Обнаженное человеческое тело в искусстве - и, по разным причинам, именно женское - самый сильный символ жизни и смерти. В этом смысле голое тело - это инструмент художника, который он может либо изобразить на картине, либо показать в жизни. В последнем случае речь идет о перформансе. Обнаженный перформанс будет более волнующим, иногда хрупким, иногда неприятным. Кроме того, нагое тело - это еще и обязательный символ искренности, который любил использовать Люсьен Фрейд, показывая беспомощность человеческого существа. При этом обнаженное тело в европейской традиции настолько тесно увязано с идеей красоты, что демонстрация излишне неприятного тела, как это любил делать Фрейд, шокирует не меньше и заставляет задуматься о старении и увядании. С рассуждением о преобладании обнаженных женщин над мужчинами все тоже не так просто: в царской России, например, можно было рисовать только обнаженную мужскую натуру, а за женской художники традиционно отправлялись в Италию.

Нужно ли знать сюжет картин?

Джон Эверетт Милле. Офелия. 1851–1852

1 из 2

Корнелия Паркер. Холодная темная материя: наблюдение за разрушением. 1991

2 из 2

Цитата из книги

«Истории рассказываются во всех видах искусства - от живописи и скульптуры до кино.

Произведение искусства - это окно в воображение другого человека. Мы видим факты и истории чужими глазами.

Примерно 160 лет назад существовало движение под названием «Братство прерафаэлитов». Художники этого течения писали сюжеты, часто почерпнутые из истории. Их картины иногда называли «романами в рамах». Милле был прерафаэлитом.

<…> Красавица Офелия утопилась, и художник воображает, как это могло произойти. Чтобы картина была интереснее, он украшает ее многочисленной символикой. Например, красные маки и голубые незабудки означают память или поминовение мертвых.

Это хорошо известный сюжет, и люди повалили толпой в Королевскую академию в Лондоне, где картина была впервые выставлена в 1852 году.

За этим произведением искусства стоит своя история. Корнелия Паркер хотела создать настроение, атмосферу, заставить нас задуматься о нашей жизни и о том, что мы оставим после себя.

Мы мало думаем о сарае в саду. Мы храним в нем ненужные вещи, о которых быстро забываем. Паркер решила его взорвать!

Затем она собрала куски обугленного дерева и покоробившегося металла и на леске подвесила их к потолку. В середине она расположила лампу, чтобы на стены отбрасывались зловещие тени».

Комментарий

В этой главе автор делает хитрый ход и пытается приравнять историю создания картины к ее сюжету. Зачем это нужно? В XX веке искусство во многом стало бессюжетным, и если раньше без понимания истории было невозможно разбираться в искусстве (например, считывать классические иконописные сюжеты - и благодаря этому осознавать, совершил или не совершил художник революцию в данной работе), то теперь куда большую важность приобрели история художника и история создания конкретной картины. Следить за биографией автора стало так же увлекательно, как за сезонами сериалов-долгожителей: перебрался в Европу, стал больше радеть за мигрантов, но оттого вдруг стал менее интересным, или, скажем, Цай Гоцян - переквалифицировался в мастера больших технологических фейерверков и растерял все свое концептуальное обаяние. А вот Ричард Лонг: всю жизнь топтал тропинки по всему миру, не предал свои идеи, за что и вошел во все учебники по ленд-арту.

Кто все эти люди?

Эдвард Хоппер. Китайское рагу. 1929

1 из 2

Марк Куинн. Я. 2006

2 из 2

Цитата из книги

«Многие картины заполнены людьми, но кто они такие?

В прошлом, еще до изобретения фотографии, знатные люди заказывали свои портреты. Художники должны были показать, насколько заказчики могущественны, красивы и богаты. Часто художнику для групповых портретов позировали целые семейства.

<…> На портрете Эдварда Хоппера изображены две модницы за столом в ресторане. В отличие от портретов прошлого, эти женщины не являются важными персонами. Они самые обыкновенные и не отличаются от случайных посетителей. В толпе мы видим множество неизвестных нам людей, и именно их хотел изобразить Хоппер.

И хотя он показывает двух незнакомок, моделью для обеих послужила жена Хоппера!

<…> Для слепка головы Марк Куинн использовал собственную кровь. Скульптура хранится в холоде, иначе она растает.

По словам Куинна, это напоминание о том, как хрупка жизнь. Каждые пять лет скульптор изготовляет новую голову, так что можно увидеть, как он стареет».

Комментарий

Действительно, размышляя о том, кто же изображен на картине, нужно прежде всего подумать о заказчике работы. Сопоставив время написания и главного героя, можно выдвинуть гипотезу даже о том, насколько художник был успешным. Библейские сюжеты часто писались по заказам церкви, хотя были, конечно, и частные поручения. До импрессионистов портреты писались в основном на заказ для богатых людей, поэтому французские художники совершили революцию, когда начали рисовать обывателей, - правда, потом им пришлось думать о том, как продать все эти картины. А по работе Марка Куинна легко сделать вывод о том, что художник не голодает и проблем импрессионистов не испытывает: для его работ нужна не столько храбрость, сколько солидные бюджеты.

Зачем на картинах фрукты?

Поль Сезанн. Яблоки и апельсины. 1899

1 из 3

Ян ван Кессель. Натюрморт «Ванитас». 1665–1670

2 из 3

Джон Лорбир. Тарзан/Стоящая нога. 2002

3 из 3

Цитата из книги

«Художники часто рисуют яблоки и апельсины, но зачем?

В первую очередь фрукты надежны. В отличие от моделей-людей, они не моргают, не дергаются и не требуют чая.

Изображение фруктов помогает художникам изучить формы, цвета и тона природы.

Такая живопись называется натюрмортами. До изобретения фотографии художники демонстрировали свои таланты, создавая реалистичные натюрморты. Но затем все изменилось…

Поль Сезанн написал эту картину уже после изобретения фотоаппарата, и он не чувствовал, что его задача - копировать действительность. Это мог сделать и фотограф!

Он написал круглые фрукты на плоском холсте, но в новой манере. Чтобы показать формы фруктов, он изобразил каждое яблоко одновременно под многими углами, в разных ракурсах. Кажется, что яблоки вот-вот упадут со стола.

<…> Эта картина имеет двойное значение. Рядом с цветами Ян ван Кессель изобразил череп - символ смерти. Это предупреждение, напоминающее о бренности жизни. Мы не должны забывать, что в конце концов умрем!

Натюрморт - это французское слово, означающее «мертвая природа». На полотне цветы выглядят как живые, но в реальной жизни они обращаются в гной.

<…> Джон Лорбир - оптический иллюзионист, прославившийся своими застывшими фигурами.

Тут все довольно путано. Он такой же объект, как фрукт, запечатленный на натюрморте, но при этом живой и не нарисованный. Время идет, а он остается неподвижным и висит на стене, как картина.

Комментарий

Хороший ответ на вопрос, но не хватает важного акцента. Натюрморт - это прежде всего исследование чистой формы. И если художник редко пишет натюрморт - как это, например, делали многие импрессионисты, - это значит, что его волнуют не формальные качества картины, а сиюминутное ощущение, которое она передает. В натюрморты действительно закладывается мысль о бренности бытия - но нельзя принимать ее как абсолют: в конце концов, многие герои на портретах тоже смертны. Идея о том, что перформанс иногда может оказаться натюрмортом, также весьма забавна - но при этом нужно помнить, что это большая редкость.

Российская студенческая весна-2017

Направление: журналистика

Номинация: лучший редакционный материал

Почему творческие личности немного странные?

«Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить».

Н.В. Гоголь

Вы наверняка хоть раз в жизни слышали фразу «творческая личность», причем обычно она носит слегка ироничный подтекст со значением «необычный, чудной». Творческие личности думают, поступают, а иногда даже говорят не так, как обычные люди. У них странные, непонятные привычки и режим дня. Они могут нелепо одеваться и быть чересчур эмоциональными, инфантильными и эксцентричными. Но, самое удивительное, что себя они странными нисколько не считают. Им просто некогда обращать внимание на такие пустяки, ведь они полностью поглощены своим творчеством, и даже если в глазах общественности индивид вообще лишен таланта, то сам он очень любит свой труд несмотря ни на что.

Почему творческие люди странные? Часто про них говорят, что они «летают в облаках» или «не от мира сего». И это абсолютно верно. Креативность в человеке проявляется, в первую очередь, через его воображение. Воображение лежало в основе музыки Баха, стихов Пушкина и картин Пикассо. Благодаря повышенной чувствительности творец в своей повседневной жизни постоянно сталкивается с несовершенством мира, дисгармонией, хаосом и противоречиями, поэтому с помощью своей фантазии он перемещается в чудесный выдуманный мир, в котором нет места бытовым проблемам и невзгодам. Там очень хорошо, и именно туда отправляется творец всякий раз, когда берет в руки кисть/надевает пуанты/садится за рояль (нужное подчеркнуть). Сам процесс творчества приносит ему огромное удовольствие, поэтому он работает днями и ночами напролет, забывая про сон и пищу. А результаты своих творческих порывов он стремится показать другим, чтобы подарить им часть своего идеального мира, чтобы сделать их жизнь гармоничнее, совершеннее и прекраснее. В каждом творце живет романтик, который мечтает изменить реальность к лучшему.



Еще одно качество творческих личностей – способность видеть необычное в обычном. Творцы, как дети, готовы удивляться всему! Они очень наблюдательны, любознательны и любят учиться. Постоянное стремление пробовать новое отличает творческого человека от обычного. Творческая личность должна постоянно развиваться и расти, совершенствуя свое мастерство.

Иногда творческие личности воспринимаются в обществе неадекватно в связи со своей независимостью в суждениях и творческой смелостью. У творца всегда есть свое мнение, а мнение окружающих влияет на него гораздо меньше, чем на типичного обывателя. Творцу все равно, что подумают о нем другие, а наплевательское отношение на общественное мнение зачастую вызывает негативные суждения со стороны. Творчество само по себе – это выход за пределы стереотипов и шаблонов, а такое поведение, как известно, не приветствуется толпой. Толпа имеет свои правила, и креативы в них точно не вписываются.

Еще одной характеристикой творческих людей психологи называют позитивное отношение к сложным задачам. Трудности только мотивируют их работать еще больше и усерднее. Кстати, стоит упомянуть и о работоспособности творцов. Уж они точно не побегут, сломя голову, с работы, как только стукнет шесть часов вечера. В плане своей личной жизни они могут казаться безалаберными лентяями, но в своем деле они очень дисциплинированны, обязательны и трудолюбивы.

Ну и последнее, наверное, самое важное качество творца – это талант. Талант закладывается в человеке природой в его умственных способностях и анатомических свойствах. «Талант - как бородавка - либо он есть, либо его нет», - говорила Фаина Раневская. Уже в детстве родители замечают, что их ребенок делает что-то лучше, чем другие дети. Наверное, сейчас я скажу прописную истину, но талант может угаснуть навсегда, если его вовремя не подхватить и не развить упорным трудом. Кроме таланта, креативы обычно имеют повышенное стремление к красоте, так сказать, развитое эстетическое чувство.

Подводя итог, хочется сказать, что все-таки творческими личностями не рождаются, а становятся. Известно огромное количество примеров, когда самодисциплина и трудолюбие создавали настоящих гениев, не хуже тех, которые были талантливы изначально. Сейчас существует масса тренингов по развитию креативности и тестов на распознавание своих творческих наклонностей. А в целом, все это неважно, если творчество, которым Вы занимаетесь, приносит Вам удовольствие. И, даже если Вы не умеете танцевать, но Вам это безумно нравится, никто не смеет Вас останавливать!

Источник фото: http://dance-theatre.ru/centr-sovremennoi-horeorgafii/

Текст: Алина ПЕТУХОВА

Есть целая куча статей про тонкую натуру художника. Авторы говорят, что художники по-особому все видят и чувствуют, что у них своеобразное мышление и от этого их очень легко задеть за живое. Я сама художник и не знаю, отчего, но мне смешно читать такие вещи.

Дело в том, что во всем этом, конечно, есть доля правды, но точно такая же доля, как если бы все это говорилось о программисте, космонавте или о домохозяйке. Художники такие же люди. Они не обладают никаким сверхъестественным чутьем или суперспособностями, а также у них отсутствуют какие-либо психические отклонения (разумеется, если речь идет не о единичных случаях).

Достаточно просто разобраться в том, что творится в голове художника, если провести с ним несколько дней, занимаясь одним делом, то есть рисованием.

У Бориса Егоровича, моего преподавателя, в студии бардак, полнейший. Его жена по-доброму смеется над ним, потому что не понимает, как такой аккуратный в бытовом плане человек, всегда сам стирающий свои носки и нижнее белье, не позволяющий ей гладить свои рубашки, до идеальной гладкости заправляющий свою постель, может засовывать грязные кисточки в карман, тащить мокрые коряги с улицы в студию и те же манипуляции производить с вороньими перьями. А ведь все предельно ясно. Перья и коряги - объекты, которые обязательно когда-нибудь пригодятся для натюрморта. И много их никогда не бывает. Кисточки хранить в кармане куда удобнее, чем класть их на пол и на стол. А грязные они, потому что а зачем мыть все кисточки, когда чистые еще лежат перед носом? Думаете, Борис Егорович сует грязную кисть в карман от рассеянности? Оттого, что его мысли витают в облаках под действием нахлынувшего вдохновения? Да нет. Что толку переживать за рабочий костюм? Его же потому и носят, что не боятся испачкать. И не важно, что мадам жена считает, что он еще годен к носке, Борис Егорович ведь правда лучше знает, куда будет продуктивнее приспособить предметы своего гардероба. А друзья и родственники все подшучивают и подшучивают, называют Плюшкиным. Да разве можно так, когда все рационально!

А Евгения Даниловича так же не со зла сравнивают с гномом, добывающим алмазы на дне шахты. Почему? Потому что так с ним обычно и бывает. Присядет в самый дальний угол, обложится какими-то газетками и бумажками, включит радио на полную громкость, схватит дерево и принадлежности для резьбы, скрутится над всем этим добром колесом и бывай Евгений Данилович, увидимся на поверхности.

Ай, ну что же вы, друзья? Без газет работали бы с бревном? Чтобы опилки падали на все вокруг? Я бы пожелала вам удачи при дольнейшей уборки всего это. Газета ведь лучшее решение: постелил, поработал, свернул все, стряхнул в урну, и готово. Вокруг чистота, газета цела, готова ко вторичному и даже к миллионному использованию. Почему так обязательно прятаться в угол? А потому что там окно, там свет. Утром хорошо. При ярком естественном освещении гораздо больше увидишь, нежели при искусственном. Хотя куда деваться, когда на улице темнеет. Без радио скучно. Пусть прошлый век, но не телевизор же смотреть, когда должен с деревом проделывать ювелирную работу. Да и колесо - это скорее тяжкое последствие работы. У резчиков по дереву и скульпторов часто проблемы с осанкой, часто растет горб. Так ведь этим горбом такие шедевры создаются! А все оттого, что ближе наклоняются, чтобы от каждого лишнего миллиметра избавиться. А они:”Гном”. Вот тебе на! Как будто по носу щелкнули.

И про меня заодно послушайте, хотя я и не настолько опытна в художественном плане, как мои наставники, Борис Егорович и Евгений Данилович. Без небольшой предыстории не обойдусь.

Моя подруга “делает ногти”. И это тоже в какой-то степени искусство. Берет за это, допустим, шестьсот рублей. Как-то раз я попросила ее продемонстрировать свой талант на мне (за деньги естественно). Она согласилась. И более того, предложила скидку, как подруге, в сто рублей. Так приятно стало, до ужаса просто. И другие наши подруги очень от этого умиляются. Так вот теперь к делу!

Привожу я свои работы в комнату. Заходят обитатели соседней. Видят их, восхищаются и говорят:”Ой, Алин, а нарисуешь наши портреты так же?” Вспомнив свою подругу я отвечаю:”Конечно! И даже скидку вам сделаю в сто рублей!”. Но знаете что! Никаких умилений за этой фразой не последовало. И приятно, очевидно, соседям тоже не стало. Они рассмеялись во весь голос и сказали:”А ты что с нас деньги за какой-то рисунок брать будешь?”

Борис Егорович и Евгений Данилович, будучи мужчинами, не роняли слез в своих ситуациях. А я, так как женщина, после ухода гостей решила себе это позволить. Делать ногти - это сложное занятие, и не каждый сумеет. Но когда ты рисуешь, ты не просто накладываешь слой краски за слоем, ты кладешь туда свое настроение, свое отношение к предмету, который является твоей моделью, свое время, исчисляющиеся, поверьте, не тремя часами (гораздо больше). Работа художника, как и работа скульптора, - его дитя, она вымучена, выстрадана, она любима, потому что словно оторвана от сердца. А в глазах людей она ничего не стоит. Художник не боится, когда его рациональности не понимают. Его душа плачет только тогда, когда его тяжелый труд обесценивают, когда над его работой или над процессом ее создания смеются, пусть даже и не со зла.

Берегите чувства художника. Ведь он плачет ровно в таких же ситуациях, в каких плачут работники других профессий. Только художники обречены сталкиваться с такими ситуациями намного чаще. Оттого многие из них и несчастны.