Роль искусства в древнем обществе. Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта (6 класс). Украшения древнего Египта

Зачем людям украшения?

С давних времен человек украшал себя и предметы, которыми пользовался. Даже в древности украшение представлялось людям делом не менее важным, чем самая полезная и необходимая работа. Например, древний охотник разрисовывал свое тело устрашающими узорами перед тем как выступить против другого племени или пойти на охоту.

Древний охотник украшал себя необычным ожерельем из клыков хищных зверей. Каждый клык означал убитого зверя. Это была своеобразная демонстрация перед соплеменниками своей ловкости, силы.

Вождь племени носил пышный головной убор из перьев, наносил на тело татуировки. так он, достойнейший из достойных, мог выделить себя среди окружающих, обозначить свое особое положение.

И сегодня по одежде, убранству можно понять, кто генерал, кто солдат и какой армии, кто священник, кто спортсмен. Все предметы декоративного искусства несут печать определенных человеческих взаимоотношений. Украсить - значит наполнить вещь смыслом, определить положение ее хозяина в обществе, подчеркивая это всем образным строем вещи: ритмом, рисунком, орнаментом, сочетанием цветов.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Наш путь лежит в Древний Египет - удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из цивилизайий, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями.

У египтян сложилась своя четкая система декоративных символов.

Лотос - олицетворяет собой красоту, бессмертие, вечную жизнь.

Скарабей был символом бога утреннего солнца, катящего диск по небу.

Священная змея - символ власти.

Ладья вечности - этот символ связан с представлением о дневном и ночном плавании солнца - Ра по небесному и подземному Нилу.

Глаз - уаджет - оберег, защищающий от любой беды и символизирующий воскресение после смерти.

Произведения древних египетских ювелиров очень разнообразны. Это нагрудные украшения, подвески, ожерелья, браслеты, серьги. На всем лежит печать чрезмерной роскоши и изысканной утонченности. Многие урашения предназначались для торжественных шествий, церемоний. Материалом для них служили золото, драгоценные и полудрагоценные камни, цветная смальта. На них можно увидеть знаки-обереги, знаки-пожелания, друвние символы богов, выстроенные в узоры-тексты с символическим значением.

Вот массивная подвеска - пектораль фараона Тутанхамона с изображением крылатого скарабея, поддерживающего ладью Луны. Такое украшение клали на грудь умершему фараону. Обрати внимание на сложный многоярусный узор, который включал в себя самые разные символы, на дивное разноцветье камней, на благозвучное сочетание естественных природных цветов в украшении.

В самом верху возвышается лунный диск с изображением фараона среди богов. Завершают сложный узор орнамент из крупных цветов лотоса и изображения кобр-защитниц по его сторонам. Это украшение своим образным строем как бы выражало идею могущества и бессмертия египетского царя.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Выполни рисунок пекторали, используя знания древнеегипетской символики. Материалы для работы: фломастеры, цветные карандаши.



Карта реки Нил Наш путь лежит в Древний Египет удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из первых цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями. Голубым лотосом пересекает безжизненную пустыню могучая африканская река Нил, в долине которой была сосредоточена жизнь египтян. Яркое солнце, теплый влажный климат создали прекрасные условия для жизни людей, повлияли и на их одежды. С каким изяществом легкая, открытая одежда подчеркивает красоту загорелых тел, оттеняя их своей белизной!


Фараон полновластный правитель Египта почитался как сын Бога на Земле. Нарядные, красочные одежды выделяли его среди других людей, подчеркивая особое положение в обществе. Головной убор издавна отличал правителей всех стран. Фараон и его сановники носили великолепный полосатый платок клафт, ниспадающий по бокам строгими полосами и сплетенный на спине наподобие косы. Царственное величие фараона подчеркивали священные символы изображение урея (кобры-защитницы) и грифона. Знаком власти фараона была и высокая тиара двойная корона, украшенная теми же символами. Два скипетра изогнутый жезл и трехвостый бич, а также искусственная борода были знаками царского достоинства, могущества. Фараоны в клафте и тиаре













Маска фараона Тутанхамона Сокровенная мечта египтянина о продолжении жизни после смерти нашла воплощение в культе мертвых. Древние египтяне строили пирамиды (гробницы), величина и пышность убранства которых зависели от знатности умершего человека. В них, кроме мумии, находились изображения умершего и множество разнообразных предметов. В царскую гробницу помещали инкрустированную золотом мебель, богатые одежды, символы власти, роскошные сосуды, золотые украшения, оружие, напитки и еду. Согласно верованию древних, нужно было обеспечить умершему все блага, которые окружали его при жизни.



Вот массивная подвеска пектораль великолепной работы с изображением крылатого скарабея, поддерживающего ладью Луны. Такое нагрудное украшение клали на грудь умершему фараону. Обрати внимание на сложный многоярусный узор, который включил в себя эти символы, на дивное разноцветье камней, на благозвучное сочетание естественных природных цветов в украшении. Это замечательное произведение декоративного искусства Древнего Египта. Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте создавалось во славу царей. Декор был средством выражения идеи, могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни.

Урок на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 5.

Тема: «Декор – человек, общество, время».

Урок №1.

Дата: 22.04.2011 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.

Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Оборудование и материалы:

Иллюстративный материал с изображением памятников искусства Древнего Египта, одежды, амулетов.

Литературный ряд – стихи О. Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже».

Художественные материалы.

Раздаточный материал: кукла-шаблон.

План урока

Беседа об истории и культуре Древнего Египта (вспоминаем уроки истории):

Характерные особенности египетской культуры;

Одежда, причёски и украшения египтян, дошедшие до нас рельефы и росписи Древнего Египта.

Постановка художественной задачи (выполнение египетского костюма с использованием куклы-шаблона).

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов.

Ход урока

Беседа.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Урок сегодня я хочу начать со стихотворения:

На плите,

На саркофаге,

На папирусной бумаге

И на всём, что видит взгляд,

Иероглифы пестрят.

Загогулины,

Кружочки…

Всё знакомое почти,

А попробуй-ка, прочти!

О какой стране идёт речь? (Древний Египет.)

Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур.

Именно с неё вы начинаете изучать историю древних государств.

Что вы знаете о Древнем Египте?

(Это страна пирамид-усыпальниц фараонов – царей Древнего Египта).

В этой стране люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных.

…Стоим перед богом по имени Гор.

С большим удивлением смотрим в упор:

При всём человечьем обличье

Имеет он голову птичью!

Он рядом с богиней стоит львинолицей.

А рядом богиня-корова теснится,

И только богиня Исида

Похожа на женщину видом.

…Мы видим бога по имени Тот,

А также богиню по имени Нут.

Мы помнили точно,

Кто – этот, кто – тот,

Наверное, целых пятнадцать минут.

О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую носили одежду, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта.

Египетская одежда на протяжении многих столетий остаётся неизменной. В принципе, речь идёт только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами. Но и здесь действуют точные законы. Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, схенти, туловище было свободно от одежды.

Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового; бёдра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета.

И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего – королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. В живописи и скульптуре красиво контрастирует белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно установлен.

В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определённого цвета – жёлтого.

Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая, длиной до лодыжек рубашка калазирис на одной или двух бретелях, оставляющая грудь открытой. Иногда шили цельнокроеную рубашку с глубоким вырезом на груди.

Дома египтянки одежды не носили, но украшали себя ожерельями и браслетами. Бёдра были убраны тончайшими цепочками.

Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти. Кстати, право носить обувь – простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и кожи – принадлежало только фараону, реже его приближённым. Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох.

Египтянки активно употребляли косметику: красили чёрной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зелёные круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги. Традиционным украшением был ускх – воротник-ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.

Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы).

Постановка художественной задачи.

А теперь, ребята, самостоятельно выполните традиционный египетский костюм. Вы можете пользоваться куклой-шаблоном (как на уроках по русскому костюму), можете выполнить самостоятельную композицию.

В работе вам поможет весь иллюстрационный материал и даже учебники истории.

Выполнение задания.

Подведение итогов.

Экспресс-выставка (Бутик «У Нефертити»).