Базилика Святой Терезы в Лизьё, Нижняя Нормандия (Lisieux, Basse-Normandie). Cвятая Тереза из Лизье

В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них Мк 9, 36 .
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь (ἐὰν μὴ στραφῆτε) и не будете как дети (γένησθε ὡς τὰ παιδία), не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; Мк 10, 14 . 1 Кор 14, 20 .

“Небо я проведу на земле”

Как же я буду несчастна на Небе, если не смогу делать на земле приятное тем людям, которых люблю! ‹…› Я вернусь… я спущусь…

…особенно сильно я чувствую, что скоро начнется моя миссия, которая состоит в том, чтобы дать людям мой малый путь и чтобы Господа Бога любили так, как Его люблю я. Если Господь Бог исполнит мои желания, то до скончания века свое Небо я проведу на земле. Да, свое Небо я хочу провести, делая добро на земле.

Путь духовного младенчества, дорога доверия и полного самоотречения.

Мать Агнесса: Я попросила у нее разъяснений по поводу того пути, которому, как она говорила, хочет научить людей после своей смерти.

Тереза: Матушка, это путь духовного младенчества, это дорога доверия и полного самоотречения. Я хочу научить людей тем малым средствам, которые пошли мне на пользу. Я хочу сказать им, что здесь, на земле, можно делать лишь одно: бросать Господу цветы малых жертв, пленить Его ласками, именно так я и покорила Его, почему и буду так хорошо принята.

Вы знаете, матушка, что я всегда хотела стать святой. Но увы, сравнивая себя со святыми, я всегда приходила к заключению, что между ними и мной существует такая же разница, как между горой, вершина которой теряется в небесах, и безвестной песчинкой, попира емой ногами прохожих. Но, вместо того чтобы предаваться отчаянию, я сказала себе: “Господь не может внушать неисполнимые желания, значит и я могу, несмотря на свою малость, стремиться к святости. Возрасти мне невозможно, я должна терпеть себя такой, какая есть, со всеми моими несовершенствами. Но я хочу отыскать способ попасть на Небо малым путем, совсем прямым и коротким, совершенно новым путем.

Мы живем в век изобретений, теперь уже можно не карабкаться по лестнице, у богатых людей ее с успехом заменяет лифт. Мне бы тоже хотелось найти лифт, чтобы вознестись до самого Господа, ведь я слишком мала, чтобы взбираться по крутой лестнице совершенства”. Тогда я принялась искать в Священном Писании намек на желанный лифт и прочла слова, исшедшие из уст Премудрости: «Кто совсем мал, пусть придет ко мне» (см. Притч. 9, 4). Итак, я пришла, догадываясь, что обрела искомое, и желая узнать, что Ты, Боже мой, сделаешь совсем малому, ответившему на Твой призыв, я продолжила поиски и вот что нашла: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, на руках буду носить вас и на коленях ласкать» (см. Ис. 66, 13-12). Никогда еще слова благозвучнее и нежнее не радовали мою душу. Лифт, который должен был вознести меня до самого Неба, это Твои руки, Господи Иисусе! Для этого мне не нужно возрастать, наоборот, мне нужно оставаться маленькой и делаться все меньше и меньше. Боже мой, Ты превзошел мои ожидания, и я хочу воспеть милости Твои (см. Пс. 88, 2). «Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои. И до старости, и до седины буду возвещать их» (см. Пс. 70, 17-18).

Что такое "малый путь детства"

Это учение следует из повторного открытия центрального учения Евангелия, которое может быть выражено следующим утверждением: Мы, во Христе, дети Божьи, и мы должны любить нашего Отца Небесного сыновней любовью, полной доверия и самоотречения.

Христос учил нас, что Бог есть наш Отец. Святая Тереза держится этого учения изо всех сил и передаёт его истинный смысл.

Она глубоко поняла суть этого отношения к Богу-Отцу, т.е., что оно основывается на двух взаимодополняющих аспектах: глубокое осознание отцовства Бога по отношению к нам; и необходимость развития в нас сыновнего отношения, полного доверия к Богу, нашему Отцу.

Если вера святой Терезы в доброту своего Отца Небесного является абсолютно полной и безусловной, то это потому, что Бог есть Отец, и этот Отец есть Бог. Она выразила это следующим образом: "Мы никогда не сможем иметь достаточно веры в Бога, который так благ, так могущ и всемилостив".

Из этого мы можем понять, почему в её устах слова "добрый Папа Бог" не являются ребячески-несерьёзными. Напротив, они свидетельствуют о простоте ее глубоких отношений с Ним и о доверии, настолько безусловном, что она может смело сказать: "Я знаю, что значит рассчитывать на Его милость".

Может возникнуть соблазн поверить, что такая уверенность была основана на гарантии, которая была дана ей, потому что она "никогда не совершала тяжких грехов". Но она спешит поправить эту идею: "Матушка, если б я совершила все грехи, какие только возможны, моё доверие к Нему осталось бы таким же. Я чувствую, что все эти согрешения подобны капле воды, упавшей в пылающий костер." "Разве что-то может ограничить моё доверие?"

Святая Тереза имела дерзновенные желания, но никогда не допускала мысли, что у неё высокая душа или что она имеет необходимую силу, чтобы совершать великие деяния, подобно святым, которые были предложены ей в качестве подражания. Значит, ей нужно было найти путь, соответствующий малости, которую она так глубоко в себе сознавала.

Более того: она искала путь, который зависел бы от этой слабости. Не Апостол ли сказал: "Когда я немощен, тогда силен." (2Кор.12:10). Также, изучая Евангелие, она нашла слова самого Учителя: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (Мф.19:14).

Такие утверждения полностью согласовывались с её знанием, как своей слабости, так и отеческого сердца Бога, и стали для неё истинным светом. Это также послужило связующим звеном между ее духом детскости и уверенностью в Божественном Отцовстве.

"Я оставляю великим душам и возвышенным умам красивые книги, которые я не могу понять, и тем более использовать на практике; и радуюсь, что я мала, потому что дети и те, кто походит на них, будут допущены к небесному пиру. Я рада, что в Царствии Божием много обителей, потому что если бы там были только те, чьи описания и пути мне кажутся непонятными, я никогда бы не смогла войти туда."

Следовательно, это был ее путь. Сам Бог указал на него и объявил его действенность. На него Тереза должна была ступить решительно и с мужество м делать все необходимые выводы.

Никто не будет отрицать, что слабость является характеристикой маленьких детей. Но эта слабость является самой надежной гарантией для тех, кто заботится о них и любит их. Тереза вспомнила текст пророка Исайи, переписанный в её маленькую записную книжку.

Тереза Мартен , Тереза из Лизье (Франция) стала известна как автор бестселлера. Ее причислили к лику святых в 1925 году, провозгласили Учителем Церкви в 1997 году. Небольшая автобиография «История одной души» вышла в первый раз через год после смерти Терезы в 1898 году, к 1915 году была переведена на 9 языков и по сей день публикуется едва ли не ежегодно.

Сравнительно легко понять, чем Тереза привлекательнее многих других святых. Большинство святых доживали до седых волос, а Тереза умерла молодой и ее прозвание «малая» воспринимается как юная. Ее полюбили как песчинку, потому что XX век оказался веком, когда обнаружилась хрупкость скал. Все гениальные проекты обернулись в лучшем случае ничем, в худшем – Освенцимом и ГУЛАГом. Песчинка же оказалась из кремния. Песчинка самое твердое, что есть в скале. Это скала освобожденная от всего самого нестойкого.

Я хочу привести здесь самые яркие ее жизненные воспоминания, отражающие этапы ее духовного пути.

Тереза родилась 2.01.1873 года в маленьком городке Алансоне на севере Франции. Ее отец - Луи Мартен содержал часовой магазин, мать Зели Герен занималась производством кружева. До встречи друг с другом родители Терезы всерьез думали о монашестве. Но призвание оказалось иным: у Терезы была большая семья – 4 старшие сестры (еще 2 брата и 2 сестры умерли в младенчестве). Все сестры в последствии станут монахинями.

Мартены – деятельные христиане. Они помогают беднякам, навещают одиноких больных и умирающих. Воспитанная в благочестивой, но не в ханженской обстановке, Тереза очень рано стремиться очень рано «угождать» Господу. Став взрослой, она скажет, что «никогда сознательно не говорила «нет» благому Богу с 3-х летнего возраста».

«Я хочу быть монахиней», - повторяет Тереза вслед за своей сестрой Полиной. Однако, она совсем не безупречный ребенок, за которого через много лет будут выдавать ее сестры. Своевольная и послушная, веселая и плаксивая, нежная и категоричная, - ее характер слишком противоречив, чтобы быть ангельским. Ее сердце и ум развивались слишком быстро, тогда как восприятие оставалось детским, что обостряло природную чувствительность.

В 4 года Тереза теряет мать, и, несмотря на то, что в семье сохранялась атмосфера нежности, веры и мира, в ее жизни наступает «самое скорбное время». Этот период продлиться 9 лет. Характер Терезы резко меняется. Из живой непосредственной она становиться застенчивой, робкой и до крайности чувствительной. Когда Терезе исполнилось 10 Полина, заменившая ей мать поступает в Кармель.

«Я не знала, что такое Кармель, но понимала, что Полина покидает меня. Я теряю свою вторую маму… Как описать весь ужас моего сердца?.. В одно мгновение я поняла, что такое жизнь. До сих пор она не казалась мне столь грустной, теперь же я познала ее во всей суровой действительности, увидела, что это постоянная разлука. Я горько плакала, ибо еще не понимала той радости, которую приносит жертвенность».

Свое первое причастие Тереза (ей было тогда 11 лет) описывает так: «Наконец наступил наиболее прекрасный день. Какие непередаваемые воспоминания оставили в моей душе самые незначительные подробности этого небесного дня… Этот день подобен всему тому, что, оказавшись на воздухе, теряет благоухание, он подобен мыслям души, которые нельзя передать земным языком, ибо они сейчас же теряют свой глубокий и небесный смысл. Как же сладко было душе моей это первое лобзание Иисуса!...

Это было лобзание любви. Я чувствовала себя любимой и говорила: «Я люблю Тебя и вверяю Тебе себя навеки». Не было ни прошений, ни борьбы, ни жертв: уже давно Иисус и маленькая бедная Тереза, взглянув друг на друга, поняли все… Этот день принес не обмен взглядами, а слияние, когда больше не было двух, и Тереза исчезла, словно капля воды, потерявшаяся в океанских глубинах. Остался один Иисус.

На следующий день после причастия я почувствовала, как в сердце рождается великая жажда страдания. Я ощутила прилив величайшего утешения, которое расцениваю, как одно из самых больших благодатей в жизни. Страдание влекло меня, его очарование, еще незнакомое мне, восхищало меня. До сих пор я страдала, но не любила страдание; с этого дня я почувствовала настоящую любовь к нему. Часто во время причастия я повторяла слова: «Боже мой, неизреченная сладость, обрати мне в горечь всякое плотское утешение!..» И Господь исполнял это желание и был моей единственной неизреченной радостью.

Мое чувствительное любвеобильное сердце с легкостью предалось бы другому сердцу, если бы оно смогло его понять… Но, увы, как узко и непостоянно человеческое сердце!!!.. Как я благодарна Иисусу за то, что Он дал мне обрести «лишь горечь в земных привязанностях».

Эта встреча с Господом навсегда определило их отношения. Ад, смерть, Страшный Суд – все эти «ужасные вещи», которые Тереза узнала из катехизиса и рассказов священника, после причастия больше не пугают. Господь открылся Терезе как Бог любви, ожидающий в ответ не добродетелей и подвигов, а бесконечного доверия к Его милосердию.

Через 2 года, в Рождественскую ночь, Господь исцеляет ее от мучительной слабости и детской чувствительности. Этот день она считает переломным моментом, открывающим «самый прекрасный» период ее жизни. Тереза вновь обрела душевную силу, которую потеряла со смертью матери и которую ей, как она сама говорила, «теперь уже предстояло сохранить навсегда».

Всеблагой Бог совершил чудо, чтобы я в мгновенье ока выросла. В ту светозарную ночь Рождества сладчайший младенец Иисус, которому исполнился всего лишь час, претворил ночь моей души в потоки света, став слабым и страдающим из любви ко мне, в эту ночь Он соделал меня сильной и смелой. Он облек меня в Свои доспехи, и, начиная с этой благословенной ночи я не проиграла ни одного сражения. Более того, я шла от победы к победе и начала, так сказать «бег исполина»!

В 1887 году Тереза принимает окончательное решение поступить в Кармель. Получив благословение своего отца, она получает в Кармеле отказ: Терезе всего 15 лет и супериор Кармеля категорически против поступления в монастырь столь юной послушницы. Вмести с отцом Тереза едет в Рим, чтобы получить благословение Папы Льва XIII.

Тереза была очень хороша собой и вызывала восхищение окружающих. Среди поломников было много представителей французской аристократии. Тереза свободно и живо беседовала со всеми, одновременно понимая, что все эти мирские регалии не имеют никакой ценности перед сокровищем небесным. «Я поняла, что подлинное величие принадлежит душе, а не имени. И только на небе мы узнаем наше «дворянское звание»».

«Все великие истины религии и тайны вечности погружали мою душу в неземное блаженство, уже предвосхищая то, что Господь уготовил любящим Его, я видела (не человеческими глазами, а очами сердца), что вечные награды совершенно несравнимы с легкими жертвами этой жизни, и я желала любить, безмерно любить Иисуса, подавать Ему тысячи знаков любви, пока это мне еще доступно».

Паломничество по святым метам сопровождалось созерцанием красот природы. «Какой поэзией наполнялась моя душа, созерцая все то, на что я смотрела первый и последний раз в жизни!...Я не испытывала сожаления, видя, как все это исчезает, мое сердце жаждало иных чудес. Оно уже достаточно насмотрелось на земные красоты, теперь предметом его стремлений были красоты небесные, и ради того, чтобы дарить их другим душам, я пожелала стать узницей!..»

«Я ощутила огромное желание трудиться ради обращения грешников, желание, которое ощущала как никогда живо… Одним словом, я почувствовала желание забыть о себе, чтобы радовать других, и любовь к ближнему вошла в мое сердце, и с тех пор я счастлива!

Однажды я рассматривала репродукцию с изображением нашего Господа на кресте и была поражена видом крови, стекавшей с одной из Его божественных рук. Какое страдание я испытала при мысли, что эта кровь стекает на землю, и нет никого, кто поспешил бы собрать ее. Тогда я решила мысленно встать у подножия креста, чтобы принимать эту истекающую божественную росу, и я знала, что потом мне придется окроплять ею человеческие души…

Также в моем сердце все время звучал вопль господа на кресте «Жажду!» От этих слов во мне разгоралось доселе неизведанное мною и очень живое пламя… Я хотела дать напиться моему Возлюбленному, я тоже чувствовала себя снедаемой жаждой душ человеческих… Души великих грешников притягивали меня, я сгорала от желания вырвать их из вечного огня».

Она начала с молитв о преступнике, казненного за убийства. «Все шло к тому, что он умрет нераскаянным. Во что бы то не стало я хотела избавить его от низвержения в ад и использовала все мысленные средства... На следующий день после казни из газеты я узнала подробности: отказавшись от исповеди осужденный взошел на эшафот как вдруг охваченный внезапным озарением, внезапно обернулся, схватил протянутое ему распятие и три раза приложился к священным ранам. И затем душа его отправилась получать милосердный приговор того кто провозгласил, что на небе радости будет больше об одном кающемся грешнике, нежели о 99 праведниках, не имеющих нужды в покаянии!

Я получила знамение: уста «моего первенца» припали к священным ранам!!! Какой неизъяснимо кроткий ответ.

В то время, когда Достоевский мучался тем, как можно верить, когда в мире есть убивающие, Тереза мучалась тем, что вера не полна, если такие убийцы не войдут в Царство Божее. Разрешение этого мучительного вопроса помогло Терезе более четко определиться в ее призвании. Она посвятила свою жизнь спасению грешников. «Я жажду, чтобы мы все вместе однажды собрались в Небесной Отчизне».

Селина (родная сестра) стала ближайшей наперсницей моих размышлений. Иисусу было угодно, чтобы мы вместе продвигались вперед, и Он соединил наши сердца узами более крепкими, чем узы крови. Какими радостными были наши беседы. Мы вглядывались вдаль и все, что мы видели, возносило наши души к Небу, прекрасному Небу. Как прозрачна и легка была завеса, скрывающая Иисуса от наших взоров. Путь, по которому я шла, был такой прямой, такой светлый, что у меня не было необходимости в ином наставнике кроме Иисуса.

И если бы ученые, которые провели всю свою жизнь в научных исследованиях, пришли бы расспросить меня, то, несомненно, удивились бы при виде четырнадцатилетнего ребенка понимающего тайны совершенства.

«Раньше я не чувствовала глубину сокровищ, сокрытых в Нерукотворном Лике Иисуса (по преданию Нерукотворный Лик Иисуса чудодейственно отпечатался на плате, поданном Ему Вероникой, по пути на Голгофу)». В Кармеле мне открылась тайна любви, сокрытая в Лике. Тот чье Царство не от мира сего, показал мне, что истинная Премудрость заключена в том, чтобы «желать, чтобы не знали тебя и ни во что не вменяли». И мне хотелось, чтобы мое лицо, подобно лику Иисуса было сокрыто, чтобы никто на земле меня не узнавал. Я жаждала страдать и быть забытой.

Тереза понимает, что она не похожа на великих аскетов и мучеников. Слишком она не совершенна и мала и потому ищет «лифт», который поднял бы ее прямо к Иисусу. Однажды в священных текстах попались такие слова: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас: на руках буду носить вас и на коленях ласкать». Руки Господа вот путь для нее! И для того, чтобы быть носимой на руках Божиих, ей нужно оставаться маленькой, приняв свою нищету и бессилие, доверив все одному Богу. Только доверие может привести к любви.

Беззаветно доверив себя любви, Тереза находит свое призвание: «В сердце матери моей Церкви я буду любовью. ЛЮБОВЬ ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ ВСЕ ПРИЗВАНИЯ, ВСЕ ВРЕМЕНА И ПРОСТРАНСТВА, ОНА – ВЕЧНА!»

В 23 года Тереза заболевает туберкулезом. К физическим страданиям добавляются духовные. «Я вижу стену поднявшуюся до неба. В мой ум проникают суждения самых отъявленных материалистов: мысль о том, что в будущем, благодаря постепенному прогрессу, наука найдет естественное объяснение всему и мы узнаем конечную причину всего сущего… Но я приношу в жертву эти жестокие страдания, чтобы уверовали бедные неверующие». Тем временем болезнь необратимо развивалась. Сестры, ухаживавшие за Терезой, стали обращаться с ней как с ребенком (хотя признавали ее духовную зрелость и превосходство). Она смиренно принимала их заботы, зная, что ей предстоит самое трудное испытание: свидетельствовать об истине своего учения, о «пути малых душ», проходя крестный путь страдания и смерти.

Тереза умерла после мучительной агонии в 1897 году. Ее последними словами были слова благодарности и любви: «Я бы не хотела страдать меньше… Боже мой… я… Тебя люблю!...»

Стихотворения Терезы.

Любовью жить.

Любовью жить – не значит ставить кущи,

Поднявшись даже на гору Фавор.

Смотреть на Крест не отрывая взор.

На Небе радость будет неземная

Никто не в силах нас ее лишить,

Но на земле желаю я, страдая,

Любовью жить, любовью жить.

Любовью жить – дарить себя без меры,

Любовь такая не перестает.

И я дарю себя с простою верой,

Когда ты любишь – ни к чему расчет.

Все, что имела, много или мало,

К Твоим ногам смогла я положить.

Одно богатство у меня осталось –

Любовью жить, любовью жить.

Любовью жить и, страхи изгоняя,

Забыть ошибки всех минувших дней.

Любовь сильней греха. Она святая:

В короткий миг грехи сгорели в ней.

О дивный пламень посреди горнила,

Где самый жар, мне место приготовь.

И я спою о том, как полюбила

Тебя любовь, Тебя любовь.

С любовью жить и умереть я рада,

Чтоб разрешились узы навсегда.

О, мой Господь, Ты станешь мне наградой,

Я не ждала иного никогда.

Тебя увижу и сольюсь с Тобою,

Огня любви уже не потушить.

Мне было так начертано судьбою:

Любовью жить, любовью жить!

И страха нет во мне.

О, если б я упала в греховную бездну,

Уверенность в одном спасла бы меня,

Что эти преступления, словно капля, исчезнут,

Коснувшись Твоего палящего огня.

Где мне найти Того, чье сердце все покроет

И станет навсегда опорою моей?

А если я слаба, полюбит и такою

И будет с каждым днем любить еще сильней.

Но никакая тварь, рожденная от века,

Не может так любить, бессмертие храня!

Мне нужен Ты, Господь, Ты, ставший Человеком,

Ты Братом стал моим, страдая за меня.

Я знаю хорошо, что все дела и мысли,

И жертвы пред Тобой не стоит ничего.

Но чтобы им предать хотя б немнорго смысла,

Я все их положу у сердца твоего.

Ты даже в ангелах увидел недостатки,

А людям дал закон средь молний с высоты,

Но к сердцу Твоему спешу я без оглядки,

И страха нет во мне: закон мой - это Ты.

Радость моя.

Когда на небе нет просвета и все вокруг меня молчит,

Я рада, принимая это, смирять себя и жить в ночи.

Приму Твою святую волю, и страхи все уходят прочь,

Мне радостна такая доля: любить, как день, глухую ночь.

Радость моя, Иисус, Тебя любить!

Я рада малой оставаться, ведь если где-то оступлюсь,

Смогу тогда легко подняться, и будет рядом Иисус.

Собрав всю нежность, что имею, скажу Ему: Ты – жизнь моя.

А если вера ослабеет, еще нежнее буду я!

Я рада слезы лить украдкой и улыбаться всем опять,

Страданья не горьки. а сладки, когда умеешь их скрывать.

Тебя утешу – и наградой Твоя улыбка станет мне.

Лишь за нее стадать я рада и жить в чужой мне стороне.

Я счастлива в духовной битве за избранных Тобой стоять

И буду в пламенной молитве Тебе усердно повторять:

О, Брат Божественный, я рада прожить, страдая и скорбя.

И для меня одна отрада: возможность радовать Тебя.

Я буду жить, о мой Спаситель, пока не скажешь мне пора!

И я войду в Твою обитель, коль скоро Ты мне будешь рад.

В огне любви моей Отчизны хочу я непрестанно быть.

Не в смерти радость и не в жизни, а лишь в одном – Тебя любить!

Р.S. «Когда я уйду на Небо, на землю прольется дождь из лепестков роз»

В истории христианского мира известны несколько монахинь с таким именем: величайшая миссионерка мать Тереза, умершая в 1997 году прошлого века, одна из лучших писателей испанского золотого века кармелитка Тереза Авильская (1515-1582), а также маленькая Тереза из Лизье, история и деятельность которой не такая грандиозная или известная, но при этом не менее важная.

Маленький цветок Иисуса

Так называют Терезу из Лизье - французскую монахиню, силой своей веры в Бога ставшую святой. Также ее называют Тереза Малая, Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика, хотя до пострига она звалась просто Тереза Мартен.

Прожившая всего 24 года, эта девушка своей любовью к Богу доказала, что можно жить вечно в сердцах людей, даже если при жизни мало кто тебя знал.

О семье

Биография Терезы из Лизье (маленький городок на севере Франции) не блистает особыми подвигами или впечатляющими поступками, но, несмотря на это, юной девушке удалось привлечь внимание к Богу многих людей. Родилась она в 1873 году в простой семье, в которой ее отец Луи содержал небольшой часовой бизнес: лавку и мастерскую, а мать Зели была кружевницей, изготавливающей потрясающие алансонские кружева. Примечательно, что до бракосочетания оба родителя всерьез подумывали об монашеском обете, но, видимо, судьба распорядилась иначе.

У малышки Терезы из Лизье было еще четыре сестры, которые впоследствии (так же, как и она) приняли монашество. Более того, еще четыре ребенка (два сына и две девочки) умерли во младенчестве, так что у будущей святой была довольно большая семья, которая являлась образцом христианской любви в ближнему. Все семейство активно помогало обездоленным, посещало одиноких умирающих в госпиталях и больницах, стараясь прививать любовь к людям всем охочим. До первого значимого события в своей жизни Тереза и ее семья жили в Алансоне, но, когда малышке исполнилось четыре года, ее мама скончалась от рака, и семье пришлось переехать в Лизье.

Краткое жизнеописание

С этого момента озорная и веселая, но при этом категоричная и своевольная Мария-Франсуаза-Тереза совершенно меняется: она становится слишком ранимой, чувствительной и принимающей все близко к сердцу. О таких людях часто говорят: делает из мухи слона. Малейшее слово или косой взгляд могли маленькую Терезу на длительное время, превращая в робкий комочек, который стремился быть невидимым для мира. Такое состояние будет длиться около девяти лет, истязая психику ребенка, но при этом закаляя дух. Ее сестра Полина (Паолина) берет на себя воспитание девочки, которая все меньше контактирует с внешним миром, но вдруг решает уйти в монастырь. Терезе из Лизье в это время исполняется десять лет, для нее это новый удар и новое испытание веры. Но совсем скоро ее озаряет: она тоже должна стать кармелиткой, как и ее любимая Полина.

В это же время ее сражает невиданный недуг, который не могут охарактеризовать медики: ее посещают странные галлюцинации, накатывают приступы панической атаки и необъяснимые истерики. Семья пытается помочь, заказывая многочасовые молебны и делая щедрые пожертвования, но все тщетно: ребенок находится на грани смерти. По ее просьбе в комнату приносят статую Пресвятой Богородицы, чтобы можно было молиться, ведь встать у Терезы уже не было сил. В один из приступов девочка стала истово молиться, прося помощи и защиты. И по словам самой Терезы, в какой-то момент она увидела оживший Святой Лик Богородицы и ее ангельскую улыбку, уверявшую, что все будет хорошо. Чувство восторга и неземного счастья пронзило душу Терезы из Ливье, с этого момента она чудом выздоровела.

Путь истинной и нерушимой веры

Именно этот момент укрепил веру девушки, и она твердо решила стать монахиней- кармелиткой. Настолько сильно было ее желание, что она решилась на поездку в Рим, к самому папе Льву Тринадцатому, дабы просить разрешения. Сначала ей было отказано ввиду юного возраста, но буквально в следующем году, когда ей исполнилось пятнадцать лет, духовенство, видя ее неугасимую тягу к сану, дает согласие: Тереза из Лизье становится послушницей монастыря. В это же время ее отец переносит удар, вследствие которого частично теряет рассудок, отчего Терезу и ее сестер за глаза обзывают «дочки сумасшедшего». Это ее еще больше ввергает в беспокойство, которое она лечит молитвами и служением церкви. Через год она постриглась в монахини, выбрав для себя имя сестра Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика.

Уже в это время ее постигают высокие мысли: она хочет стать великой святой и делится этими размышлениями со своим духовником, который предупреждает ее о гордыне, которой не место в сердце монахини. Но Тереза точно знает, что это не гордыня вовсе, а огромное желание донести до человечества силу божественной любви, которая может проявляться в чем угодно. Она начинает писать стихи, пьесы, в которых выражает свою исключительную любовь к Богу. Ее слова: «Я поняла, что любовь заключает в себе все призвания, все времена и пространства и что она вечна» - становятся ее дальнейшим девизом по жизни. В 23 года девушке, страдающей несколько лет от боли в груди и кашля, врачи ставят неутешительный диагноз "туберкулез легких". Всего через семь лет пребывания в монастыре св. Тереза из Лизье умирает в муках. Это случилось 30 сентября 1897 года.

"История одной души"

Тереза из Лизье в последние годы своей жизни по твердому побуждению настоятельницы монастыря, матери Агнессы, пишет автобиографическую повесть, в которой львиная доля отдана размышлениям о Боге, вере, а также мыслям из детства. По большому счету, это дневник молодой девушки, с которым она делится самым сокровенным. Этот труд назван «История одной души» именно настоятельницей и издан через год после смерти автора тиражом всего в две тысячи копий. Это был своеобразный посмертный подарок, который неожиданно снискал ошеломляющий успех сразу среди духовенства, но вскоре и среди простых людей. Тиражи множились, распространялись, и в начале двадцатого века книгу перевели на все ведущие языки мира. Только через несколько лет миру открылось, что мать Агнесса и Полина, сестра Терезы, - это одно лицо. Первоначально об этом знали только служащие монастыря.

Причисление к лику святых

Папа Пий Десятый в 1907 году изъявил первое желание канонизировать Терезу, что позже завершил Пий Одиннадцатый в 1925 году, всего через 28 лет со дня смерти девушки. Такой чести удостаивались единицы.

Более того, в 1997 году папа Иоанн Второй удостоил святую Терезу из Лизье звания Учителя Церкви, которое кроме нее имеют всего три женщины и 35 человек в целом по всему миру.

Маленький путь

Именно так называла свое служение Маленькая Тереза, объясняя тем, что не обязательно доказывать любовь к Богу великими геройствами или эпичными действиями - можно всего лишь ежеминутно, ежесекундно генерировать любовь к людям в самых различных проявлениях и самых незначительных с виду поступках. Она прислуживала и покорно улыбалась самой противной из монахинь, которая кормила ее только объедками, натирала полы и лестницы монастыря, страдая в то же время от приступов туберкулеза, дарила и внимание самым ущербным и обездоленным, молясь за их здравие. Душевное фиолетовое пламя Терезы из Лизье ни на секунду не угасало, подпитываясь самоотверженной и жертвенной любовью к Богу, которую она выражала таким простым, но при этом сложным способом. Любовь и только любовь, утверждала она, способна возвысить душу человека и даровать ей небесное царство.

Она продолжает помогать, даже покинув этот мир

Одна из самых известных цитат Терезы: «Мои небеса будут на Земле». Таким образом она давала понять, что никогда не перестанет помогать страждущим, даже после того как ее дух оставит физическое тело. Многие верующие утверждают, что это действительно так, чувствуя ее незримое присутствие.

Существует много историй, рассказывающих о чудесных явлениях святой Терезы в разных местах и ее защите, помощи и поддержке. Ее письменные труды до сир пор являются важнейшими столпами веры для многих людей:

  • Манускрипты А, В, С рассказывают о ее детстве, становлении веры и приобретении духовного опыта, показывающих читателю всю тонкость ее души.
  • Письма: 266 обращений к верующим, прихожанам, родственникам в письменном виде передают глубину ее веры.
  • 54 четыре поэмы о любви к Богу, самые весомые из которых - «Почему я люблю тебя, Мария» и «Любовью жить».
  • Театральные композиции Pious Recreations религиозного свойства для определенных праздников, а также собрание изречений и цитат «Последние беседы».

Наследие святой Терезы

В маленьком городке, который стал местом паломничества миллионов верующих ежегодно, была построена базилика святой Терезы. В Лизье, куда стекаются прихожане, дабы почтить память великой святой и набраться ее силы веры, храм начали строить в далеком 1929 году, через четыре года после ее канонизации. Строительство продолжалось вплоть до 1954 года, так как паломники к могиле Терезы шли неиссякаемым потоком, что несколько затрудняло строительные работы.

В итоге оказалось, что интерьер храма разрабатывали три поколения архитекторов: отец, сын и внук Кордоньеры. Базилика имеет высоту девяносто метров и длину более ста, все ее стены щедро украшены мозаикой, это второе по значимости святое место во всей Франции.

Несколько фактов о святой Терезе

  • 25 декабря 1886 года (как утверждала сама святая) она достигла единения с Богом, того, что сейчас называют состоянием просветления. Это случилось тогда, когда девушка увидела отца, тайно подкладывавшего подарки в рождественский носок (один из символов Рождества у католиков).
  • Всемирно известная мать Тереза Калькуттская взяла себе монашеское имя Тереза именно в честь маленького цветочка из Лизье, вдохновившись ее верой и силой любви к ближнему.
  • В 2011 году гробница с мощами Терезы Малой была выставлена в Израиле и находилась там около двух месяцев.
  • Ее последними, предсмертными словами стали: «Боже мой, я так тебя люблю!»

Святая Тереза - история одной души

"Если мои желания будут исполнены, мое небо обратится на землю вплоть до конца света. Я хочу с неба делать добро на земле. … Я знаю, что весь мир будет меня любить».

Так писала в своей автобиографической повести юная монахиня, умирая в 24 года от туберкулеза за высокими стенами католического монастыря в маленьком провинциальном городке Лизьё на севере Франции. На ее груди нашли листок с «Символом Веры» написанный кровью.

Скромная, миловидная, приветливая Тереза Младенца Иисуса и Нерукотворного Лика при жизни ничем не выделялась среди сестер ордена кармелиток. Мощь ее души открылась миру лишь после кончины святой.

В то время, когда в далекой России Федор Михайлович Достоевский, потерявший сына, мучился вопросом, как сохранить веру в мире, где люди способны убивать невинных младенцев, Тереза из Лизьё молилась о прощении великих грешников. У Христа она училась не разделять в своем сердце тех, кто достоин спасения, и тех, кто презираем и гоним всеми. Иисус, посещавший дома отверженных, простивший разбойника на кресте, благословлявший своих убийц, был ее опорой, единственным учителем и наставником. Великое и тяжкое бремя любви Господь возложил на Свою юную избранницу, почти ребенка.

В век воинствующего атеизма ей предстояло заговорить о Божественной любви, открыть современникам новый путь ко Христу, вернуть сотням тысяч душ смысл жизни.

Уже в три года маленькая Тереза почувствовала присутствие Бога в своем сердце. Когда она узнала, что есть ад, где царит лишь ненависть, она заявила о своей готовности добровольно пойти в преисподнюю, чтобы Господь был вечно любим и в этом страшном месте.

В Рождественскую ночь 1886 года, в церкви Сен-Пьер, стоя у яслей, в которых лежал Младенец Иисус, 14-летняя Тереза пережила окончательное обращение. Огонь любви затопил ее сердце, преобразив душу. Ей открылась тайна Младенчества Христа, ставшего беззащитным ребенком, чтобы люди научились любить. «Божественный призыв…на служение…был таким настойчивым, - писала Тереза, - что, даже если бы мне понадобилось пройти сквозь пламя, я бы сделала это ради верности Иисусу».

В то время, когда Богом пугали, внушая страх неотвратимости расплаты за грехи, Тереза говорила: «Я не могу бояться Бога, Который стал для меня таким маленьким». Господь открылся Терезе как Бог любви, ожидающий от нее лишь одного - ответного чувства.

«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Он снизошел ко мне, так как я была мала и слаба, и тайно наставлял меня в делах своей любви. И если бы ученые…пришли расспросить меня, то, несомненно, удивились бы при виде 14-летнего ребенка, понимающего тайны совершенства. Те тайны, которые вся их наука не может им открыть, ибо для того, чтобы овладеть ими, надо стать нищим в душе».

Тереза оставила дорогой ее сердцу родительский дом; отца, перед которым благоговела; легко перешагнула через все соблазны мира. Став в 15 лет послушницей строгого католического ордена, услышав и приняв в свое сердце слова Христа: «Будьте, как дети!», Тереза пошла путем ребенка. «Оставаться детьми перед Богом значит признать свое собственное ничтожество, ожидать всего от благого Бога, как ребенок ожидает всего от отца, … никогда не приписывать самим себе свои добрые дела,… никогда не впадать в отчаяние из-за своих прегрешений, потому что дети часто падают, но они слишком малы, чтобы сильно ушибаться».

Осознавая, что не все способны к высокому подвигу, Тереза открыла человеку XX века новый путь ко Христу, подарив учение «о пути малых душ». «Я поняла, что только любовь понуждает члены Церкви к действию, и, если любовь охладеет, - апостолы перестанут возвещать Евангелие, а мученики откажутся проливать кровь… Я поняла, что любовь заключает в себе все призвания, обнимает все времена и пространства… одним словом, она – вечна!».

Все, что окружало маленькую Терезу в монастыре, стало для нее средством увеличения в душе Божественной любви. Мелочи и тяготы повседневного быта, она превращала в жертву любви. Меняясь сама, Тереза говорила людям, что каждый из них может искупить свои слабости и недостатки путем малого служения Богу в любви, что каждый призван стать святым.

Все, о чем мечтала Тереза, что хотела, но не смогла и не успела совершить по своей малости во славу Христа при жизни, с огромной силой раскрылось после ее смерти. Тереза стала апостолом любви 20 века, миссионером и учителем Церкви. Народ назвал ее «маленькой святой». Церковь увидела в ней «Слово Божие, обращенное к нашему времени». В 1925 году Тереза из Лизьё была официально причислена к лику святых католической церкви, став «самой любимой девушкой на земле».

На протяжении всего XX века сотни тысяч паломников ежегодно приезжали во Францию, чтобы поклониться ее мощам. В ее честь было возведено более 1700 храмов по всему миру. Один из них, в восточном стиле, был открыт на территории русско-католической семинарии «Руссикум» в Риме. С тревогой наблюдая за тем, что происходило в начале века в России, католическая церковь провозгласила в 1929 году Терезу Малую заступницей и покровительницей православной страны, в которой вера в Бога была безжалостно извергнута из человеческих сердец.

Папа Пий Одиннадцатый отслужил в Риме литургию о даровании спасения России. В Лизьё была доставлена особая молитва о спасении страждущей русской земли, а монахини-кармелитки присоединили к ней свои девятидневные молитвы.

Так Тереза, никогда не бывавшая в России, возглавила всех верующих, которым не была безразлична судьба страны, ставшей самым слабым звеном христианского мира. В «Руссикуме», принявшем имя и покровительство Терезы, возник культ почитания святой и культ почитания России, были написаны богослужебные молитвы и иконы.

На одних святую Терезу изображали в образе юной девы, погруженной в созерцательную молитву. На других ее можно было видеть перед престолом Всевышнего, коленопреклоненно молящейся за Русскую землю, символически представленную образом белоснежного православного храма, охваченного огненным вихрем, и мужиком, неистово размахивающим топором. Россия шла своим страшным путем, даже не подозревая, какое огромное количество людей по всему миру молилось о ее спасении.

В 1955 году во Франции впервые на русском языке вышла в свет «Повесть об одной душе», автобиографическая рукопись святой Терезы, переведенная к тому времени уже на большинство языков мира. Вплоть до 1997 года имя талантливого переводчика повести оставалось неизвестным. Лишь случай помог узнать его имя.

Им оказался отец Василий, Василий фон Бурман, выходец из аристократической семьи обрусевших немцев. Пройдя все круги ада 20 века, пережив революцию, две войны, потерю семьи и родины, оказавшись в 1945 году в лагере военнопленных в Регенсбурге, Василий фон Бурман решил пойти по пути служения Богу. Из оков отчаяния его вырвали бенедиктинские монахи. Приняв католичество и познакомившись с учением святой Терезы, отец Василий перевел ее свидетельство на родной язык.

Предисловие к первому русскому изданию написал Владимир Николаевич Ильин, выдающийся религиозный мыслитель, философ- славянофил. Как и многие православные эмигранты, Ильин видел трагедию XX века в слабости христианской Церкви, разобщенной тысячелетним противостоянием. Философ с болью отмечал, что ни Запад, ни Восток не хотят видеть то богатство духа, которое сближает две древние христианские традиции, делая упор лишь на различиях, в то время как святые спасают мир, соединяя на мистическом уровне всех верующих в единое целое. Их опыт является фундаментом будущего единства.

Написав похвальное слово западной святой, пытаясь уяснить ее место в современном христианском мире, Ильин назвал святую Терезу бутоном, распустившемся в вечности в прекрасный цветок, благоухающий по сей день.

Маленькая Тереза дала большой урок современному обществу. Она напомнила миру незыблемую истину: если хочешь, чтобы добро победило зло, люби всех; научись прощать, начни искоренение зла и упразднение ада с себя. Видя несовершенство священников и католической церкви своего времени, святая Тереза не проклинала, не отказывалась от веры и Церкви, не погружалась в бесконечную критику, а шла путем молитвы и полного доверия Богу.

Провозглашенная в 1997 году учителем Церкви, святая совершила, казалось бы, невозможное. Через 100 лет после кончины, преодолевая сопротивление, разрушая недоверие, ее святые мощи в конце XX века впервые оказались в России. Пребывая в феврале 1999 года в католических храмах Москвы, они привлекли к поклонению не только католиков, но и православных, успевших полюбить и принять маленькую Терезу благодаря ее книге.

Хотя опыт святой Терезы пока недоступен большинству верующих России, тектонические движения духа уже начались в христианском мире. Путь любви, провозглашенный в XX веке католической святой Терезой из Лизьё и православным старцем Силуаном Афонским, открывает все больше человеческих душ навстречу Божественной любви. Большая фотография «маленькой святой», выставленная в витрине лотка обычного московского рынка, без слов свидетельствует об этом.


Тереза умерла в возрасте 24 лет, уединенно прожив около 10 лет в монастыре кармелиток. Она никогда не занималась миссионерской деятельностью, не основывала какого-то религиозного ордена, не совершала великих деяний. После ее смерти была опубликована лишь единственная книга под названием «История одной души», представляющая собой краткий отредактированный вариант дневника Терезы. Несмотря на это, спустя 28 лет после ее смерти интерес к ней возрос настолько, что Тереза была канонизирована в ответ на настойчивые требования верующих.

Что же заставило римско-католическую Церковь причислить эту девочку к лику святых?

Внезапная болезнь и чудесное выздоровление

Св. Тереза из Лизье, в миру Тереза Мартен, родилась 2 января 1873 года во Франции в семье часовщика Луи Мартена. Семья была очень религиозная, и с детства Тереза и ее сестры впитали в себя искреннюю веру родителей.

Мать Терезы умерла, когда девочке было четыре года, через пять лет ее старшая сестра Полина, заменившая ей маму, ушла в монастырь кармелиток, а спустя еще несколько месяцев Тереза серьезно заболела. Никто уже не надеялся, что она поправится, но Тереза верила, что Бог спасет ее, и постоянно молилась перед ликом Девы Марии. Однажды Тереза внезапно увидела, что Дева Мария улыбнулась ей, и в тот же самый миг она выздоровела.

После своего неожиданного исцеления Тереза Мартен приняла решение посвятить свою жизнь служению Богу, но как ей было убедить всех, что она способна вынести трудности монашеской жизни, если она не могла справиться даже со своими эмоциональными взрывами? Как бы она не старалась сдерживать свои бурные эмоции, всякий раз, когда ее кто-то осуждал или делал малейшее замечание, Тереза заливалась слезами. Она молилась, чтобы Иисус помог ей, но в ответ ей не было никакого знака.

День обращения

Отец Терезы не хотел, чтобы девочка взрослела, и до четырнадцати лет по традиции продолжал класть ей рождественские подарки в башмачок. Рождественским днем 1886 года четырнадцатилетняя Тереза и ее сестра вошли в дом и увидели, как отец клал подарки в башмачки. Все ждали, что Тереза разразится слезами, однако взрыва эмоций не последовало. С Терезой случилось что-то невероятное. Иисус снизошел в ее сердце и сделал то, что она сама сделать не могла. Он заставил ее почувствовать переживания отца сильнее, чем свои собственные. В своей автобиографии она называет это Рождество днем своего «обращения».

Маленький цветочек со стальной волей

Терезу называли «маленьким цветочком», но у нее была стальная воля. В 1889 году, в возрасте 15 лет Тереза предприняла первую попытку поступить в монастырь, но настоятельница монастыря отказалась дать своё согласие, ссылаясь на юный возраст. Однако девочка пошла к епископу. Когда же и епископ сказал нет, она решила обратиться выше. Вскоре епископ, убедившись в том, что желание Терезы не минутная прихоть, изменил своё решение, и Тереза смогла реализовать свою мечту. Иисус трижды испытывал волю Терезы и проверял, насколько сильно ее желание посвятить себя служению ему.

Тереза понимала, что, будучи монахиней - кармелиткой, она никогда не сможет совершить великих деяний. «Любовь можно доказать поступками; а как я должна проявлять свою любовь? Я не могу совершить великих деяний. Единственный способ доказать мою любовь – это разбрасывать цветы, и эти цветы будут маленькими пожертвованиями, как и каждый мой взгляд, слово и все мои внешне непримечательные поступки, которые я буду совершать ради любви».

Она пользовалась любым случаем, чтобы принести жертву, неважно, какой бы малой она не казалась. Она улыбалась сестрам, которые ей не нравились. Она ела все, что ей давали, не жалуясь, - поэтому ей часто давали худшие остатки. Однажды Терезу обвинили в том, что она разбила вазу. Несмотря на то, что это была не ее вина, Тереза не спорила, а упала на колени и молила о прощении.

Когда Полину избрали настоятельницей монастыря, многие сестры опасались, что семья Мартен захватит монастырь, поэтому она попросила Терезу о великой жертве – остаться послушницей. Это означало, что Тереза никогда не станет настоящей монахиней, не примет постриг, что она всегда будет вынуждена просить разрешение на все, что она делает.

Она мечтала стать святой

Тереза постоянно думала о том, как можно достигнуть святости в своей жизни. Она не хотела быть просто хорошей, она хотела быть святой. Она думала, что должен быть путь для людей, которые проживали свои маленькие, незаметные жизни, подобные той, которую вела она. «Но я говорила себе: Бог не заставляет меня желать чего-то невозможного и поэтому, несмотря на мою малость, я могу стремиться к святости. Я буду искать какие-нибудь возможности, чтобы попасть на небеса, найдя свой собственный путь, пусть очень короткий и прямой, но совершенно новый».

Главным понятием в размышлениях святой Терезы стал «малый путь». Так она называла путь достижения святости, не подразумевающий совершения героических действий или подвигов во имя веры.

Тереза обратилась к Святому Писанию, чтобы почерпнуть из него, как достичь той жизни, к которой она стремилась, и прочла такие слова: «Кто бы ты ни был, приди ко мне». «Твои руки, Господи Иисус, вознесут меня к небесам. И поэтому мне не нужно больше расти: я должна остаться маленькой и становиться все меньше и меньше», - писала Тереза.

Она размышляла о своем предназначении, она чувствовала в себе призвание священника и Апостола. Мученичество было мечтой ее юности, и эта мечта росла вместе с ней. Любовь к ближнему дала ключ ее призванию. Тереза поняла, что у Церкви есть сердце, и это сердце пылает любовью. Она поняла, что любовь заключает в себе все призвания, она всеобъемлюща, она - вечна. Тогда, исполненная безумной радости, Тереза воскликнула: «О Господи, Любовь моя... мое призвание, наконец-то я нашла его! Мое призвание - это Любовь!»

В монастыре Тереза жила двумя тайнами: детством Иисуса (требующим послушания и простого, доверчивого предания себя Богу) и Его страстями (требующими сопричастности и жертвы). Поэтому она попросила позволения называться сестрой Терезой Младенца Иисуса и Святого Лика.

Болезнь

В 1896, у Терезы начал развиваться туберкулез, несмотря на это она продолжала работать, никому не говоря о своей болезни, но через год об этом узнали все. Боли были такими сильными, что Тереза писала, что если бы не вера, она отдала бы свою жизнь без колебаний. Она чувствовала, что умрет молодой и ничего после себя не оставит. И все же она старалась казаться улыбающейся и бодрой – и ей это удавалось так хорошо, что некоторые думали, что она всего лишь притворяется, что больна.

Тереза мечтала о работе, которую она будет делать после смерти, помогая всем, кто живет на земле. «Я вернусь», - сказала она. «Мои небеса будут на земле». Тереза умерла 30 сентября 1897 года в возрасте 24 лет. Она знала, что с благословения Господа умрет именно в этом возрасте. Ведь она чувствовала в себе призвание священника, и Господь позволил ей умереть в том возрасте, когда она приняла бы сан, будь она мужчиной, таким образом, ей не пришлось страдать. Последние годы жизни она посвятила автобиографической книге, где описывала свою жизнь и размышляла над богословскими вопросами.

«История одной души»

Через год после смерти Терезы Полина опубликовала дневник Терезы под называнием «История одной души» тиражом всего 2 000 экземпляров, но ко всеобщей неожиданности книга имела потрясающий успех - епископы и ведущие богословы Франции выражали своё восхищение наряду с простыми читателями. В начале ХХ века «История одной души» была переведена на все ведущие европейские языки.

Святая Тереза из Лизье была канонизирована 17 мая 1925 года. В 1929 году, учитывая всё возрастающие масштабы паломничества на могилу святой, в Лизье была построена великолепная базилика святой Терезы. В 1997 году папа Иоанн Павел II провозгласил Терезу Учителем Церкви.

Тереза стремилась развить подход к духовной жизни, которая была бы понятной и поддающейся воспроизведению всеми, кто хочет ей следовать, независимо от их уровня образования. «Малый путь» веры в Господа, найденный Терезой для достижения святости, заключался в выполнении ежедневных маленьких обязанностей, а не великих деяний. Не одно поколение католиков преклонялось перед этой юной святой, названной «Маленьким цветочком», а ее короткая жизнь вдохновляла людей гораздо больше, чем тома, написанные учеными богословами.

Тереза из Лизье – одна из святых-покровительниц миссионеров, но не потому, что она когда-либо занималась миссионерской деятельностью, а из-за ее особой любви к миссионерскому движению, а также молитв и писем, которыми Тереза поддерживала миссии. Ее жизнь – это напоминание всем нам, кто чувствует, что ничего нельзя сделать, - именно такие «маленькие» дела, какие совершала Тереза, строят Царство Божие.