Тереза из лизье. Святая Тереза из Лизье: биография, история и интересные факты

Святая Тереза - история одной души

"Если мои желания будут исполнены, мое небо обратится на землю вплоть до конца света. Я хочу с неба делать добро на земле. … Я знаю, что весь мир будет меня любить».

Так писала в своей автобиографической повести юная монахиня, умирая в 24 года от туберкулеза за высокими стенами католического монастыря в маленьком провинциальном городке Лизьё на севере Франции. На ее груди нашли листок с «Символом Веры» написанный кровью.

Скромная, миловидная, приветливая Тереза Младенца Иисуса и Нерукотворного Лика при жизни ничем не выделялась среди сестер ордена кармелиток. Мощь ее души открылась миру лишь после кончины святой.

В то время, когда в далекой России Федор Михайлович Достоевский, потерявший сына, мучился вопросом, как сохранить веру в мире, где люди способны убивать невинных младенцев, Тереза из Лизьё молилась о прощении великих грешников. У Христа она училась не разделять в своем сердце тех, кто достоин спасения, и тех, кто презираем и гоним всеми. Иисус, посещавший дома отверженных, простивший разбойника на кресте, благословлявший своих убийц, был ее опорой, единственным учителем и наставником. Великое и тяжкое бремя любви Господь возложил на Свою юную избранницу, почти ребенка.

В век воинствующего атеизма ей предстояло заговорить о Божественной любви, открыть современникам новый путь ко Христу, вернуть сотням тысяч душ смысл жизни.

Уже в три года маленькая Тереза почувствовала присутствие Бога в своем сердце. Когда она узнала, что есть ад, где царит лишь ненависть, она заявила о своей готовности добровольно пойти в преисподнюю, чтобы Господь был вечно любим и в этом страшном месте.

В Рождественскую ночь 1886 года, в церкви Сен-Пьер, стоя у яслей, в которых лежал Младенец Иисус, 14-летняя Тереза пережила окончательное обращение. Огонь любви затопил ее сердце, преобразив душу. Ей открылась тайна Младенчества Христа, ставшего беззащитным ребенком, чтобы люди научились любить. «Божественный призыв…на служение…был таким настойчивым, - писала Тереза, - что, даже если бы мне понадобилось пройти сквозь пламя, я бы сделала это ради верности Иисусу».

В то время, когда Богом пугали, внушая страх неотвратимости расплаты за грехи, Тереза говорила: «Я не могу бояться Бога, Который стал для меня таким маленьким». Господь открылся Терезе как Бог любви, ожидающий от нее лишь одного - ответного чувства.

«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Он снизошел ко мне, так как я была мала и слаба, и тайно наставлял меня в делах своей любви. И если бы ученые…пришли расспросить меня, то, несомненно, удивились бы при виде 14-летнего ребенка, понимающего тайны совершенства. Те тайны, которые вся их наука не может им открыть, ибо для того, чтобы овладеть ими, надо стать нищим в душе».

Тереза оставила дорогой ее сердцу родительский дом; отца, перед которым благоговела; легко перешагнула через все соблазны мира. Став в 15 лет послушницей строгого католического ордена, услышав и приняв в свое сердце слова Христа: «Будьте, как дети!», Тереза пошла путем ребенка. «Оставаться детьми перед Богом значит признать свое собственное ничтожество, ожидать всего от благого Бога, как ребенок ожидает всего от отца, … никогда не приписывать самим себе свои добрые дела,… никогда не впадать в отчаяние из-за своих прегрешений, потому что дети часто падают, но они слишком малы, чтобы сильно ушибаться».

Осознавая, что не все способны к высокому подвигу, Тереза открыла человеку XX века новый путь ко Христу, подарив учение «о пути малых душ». «Я поняла, что только любовь понуждает члены Церкви к действию, и, если любовь охладеет, - апостолы перестанут возвещать Евангелие, а мученики откажутся проливать кровь… Я поняла, что любовь заключает в себе все призвания, обнимает все времена и пространства… одним словом, она – вечна!».

Все, что окружало маленькую Терезу в монастыре, стало для нее средством увеличения в душе Божественной любви. Мелочи и тяготы повседневного быта, она превращала в жертву любви. Меняясь сама, Тереза говорила людям, что каждый из них может искупить свои слабости и недостатки путем малого служения Богу в любви, что каждый призван стать святым.

Все, о чем мечтала Тереза, что хотела, но не смогла и не успела совершить по своей малости во славу Христа при жизни, с огромной силой раскрылось после ее смерти. Тереза стала апостолом любви 20 века, миссионером и учителем Церкви. Народ назвал ее «маленькой святой». Церковь увидела в ней «Слово Божие, обращенное к нашему времени». В 1925 году Тереза из Лизьё была официально причислена к лику святых католической церкви, став «самой любимой девушкой на земле».

На протяжении всего XX века сотни тысяч паломников ежегодно приезжали во Францию, чтобы поклониться ее мощам. В ее честь было возведено более 1700 храмов по всему миру. Один из них, в восточном стиле, был открыт на территории русско-католической семинарии «Руссикум» в Риме. С тревогой наблюдая за тем, что происходило в начале века в России, католическая церковь провозгласила в 1929 году Терезу Малую заступницей и покровительницей православной страны, в которой вера в Бога была безжалостно извергнута из человеческих сердец.

Папа Пий Одиннадцатый отслужил в Риме литургию о даровании спасения России. В Лизьё была доставлена особая молитва о спасении страждущей русской земли, а монахини-кармелитки присоединили к ней свои девятидневные молитвы.

Так Тереза, никогда не бывавшая в России, возглавила всех верующих, которым не была безразлична судьба страны, ставшей самым слабым звеном христианского мира. В «Руссикуме», принявшем имя и покровительство Терезы, возник культ почитания святой и культ почитания России, были написаны богослужебные молитвы и иконы.

На одних святую Терезу изображали в образе юной девы, погруженной в созерцательную молитву. На других ее можно было видеть перед престолом Всевышнего, коленопреклоненно молящейся за Русскую землю, символически представленную образом белоснежного православного храма, охваченного огненным вихрем, и мужиком, неистово размахивающим топором. Россия шла своим страшным путем, даже не подозревая, какое огромное количество людей по всему миру молилось о ее спасении.

В 1955 году во Франции впервые на русском языке вышла в свет «Повесть об одной душе», автобиографическая рукопись святой Терезы, переведенная к тому времени уже на большинство языков мира. Вплоть до 1997 года имя талантливого переводчика повести оставалось неизвестным. Лишь случай помог узнать его имя.

Им оказался отец Василий, Василий фон Бурман, выходец из аристократической семьи обрусевших немцев. Пройдя все круги ада 20 века, пережив революцию, две войны, потерю семьи и родины, оказавшись в 1945 году в лагере военнопленных в Регенсбурге, Василий фон Бурман решил пойти по пути служения Богу. Из оков отчаяния его вырвали бенедиктинские монахи. Приняв католичество и познакомившись с учением святой Терезы, отец Василий перевел ее свидетельство на родной язык.

Предисловие к первому русскому изданию написал Владимир Николаевич Ильин, выдающийся религиозный мыслитель, философ- славянофил. Как и многие православные эмигранты, Ильин видел трагедию XX века в слабости христианской Церкви, разобщенной тысячелетним противостоянием. Философ с болью отмечал, что ни Запад, ни Восток не хотят видеть то богатство духа, которое сближает две древние христианские традиции, делая упор лишь на различиях, в то время как святые спасают мир, соединяя на мистическом уровне всех верующих в единое целое. Их опыт является фундаментом будущего единства.

Написав похвальное слово западной святой, пытаясь уяснить ее место в современном христианском мире, Ильин назвал святую Терезу бутоном, распустившемся в вечности в прекрасный цветок, благоухающий по сей день.

Маленькая Тереза дала большой урок современному обществу. Она напомнила миру незыблемую истину: если хочешь, чтобы добро победило зло, люби всех; научись прощать, начни искоренение зла и упразднение ада с себя. Видя несовершенство священников и католической церкви своего времени, святая Тереза не проклинала, не отказывалась от веры и Церкви, не погружалась в бесконечную критику, а шла путем молитвы и полного доверия Богу.

Провозглашенная в 1997 году учителем Церкви, святая совершила, казалось бы, невозможное. Через 100 лет после кончины, преодолевая сопротивление, разрушая недоверие, ее святые мощи в конце XX века впервые оказались в России. Пребывая в феврале 1999 года в католических храмах Москвы, они привлекли к поклонению не только католиков, но и православных, успевших полюбить и принять маленькую Терезу благодаря ее книге.

Хотя опыт святой Терезы пока недоступен большинству верующих России, тектонические движения духа уже начались в христианском мире. Путь любви, провозглашенный в XX веке католической святой Терезой из Лизьё и православным старцем Силуаном Афонским, открывает все больше человеческих душ навстречу Божественной любви. Большая фотография «маленькой святой», выставленная в витрине лотка обычного московского рынка, без слов свидетельствует об этом.

Мария-Франсуаза-Тереза Мартен родилась 2 января 1873 года в Алансоне, во Франции. В возрасте четырнадцати лет Тереза имела такое горячее желание
постричься в монахини, что во время палом­ничества с отцом в Рим, находясь на официальной аудиенции, она смело попросила Папу Льва XIII разрешить ей поступить в Кармель - монастырь кармелиток – в пятнадцать лет. Тот ответил, что она примет постриг, «если это будет угодно Богу». На следующий год епископ из Байе удовлетворил просьбу Терезы, и 9 апреля 1888 года она поступила в Кармель в Лизье, при­няв имя Сестры Терезы младенца Иисуса и Святого Лика.

В 1893 году она становится наставницей послушниц, считающей что ее миссия состоит в обучении душ своему «малому пути». Ее путь был путем любви, и она писала: «Именно любовь и только любовь делает нас прием­лемыми в глазах Бога». Любимыми книгами Терезы были произведения Святого Иоанна де ла Круса, Евангелия и «Подражание Христу» Фомы Кемпийского. Единственное, чего она желала, это «побудить людей любить Бога так, как я люблю Его, преподавать душам свой малый путь* - путь «духовного детства, путь веры и абсолютной самоотдачи».

С огнем постоянства и апостольским рвением она намеревалась слу­жить примером пути простоты в современном сложном мире. В апреле 1896 года Терезу сочли достойной принять посвящение распятия. Она страдала туберкулезом и в течение года терпела «муки на кресте», подобно Иисус, несшему крест за грехи человечества. Тереза несла свою ношу с той же пре­данностью и верой в Бога, какие проявлялись с самого начала ее миссии. В июле 1897 года ее, уже охваченную восторгом огней воскресения, отправи­ли в лазарет. День и ночь она повторяла слова: «Боже мой, я люблю Те­бя!», - пока 30 сентября 1897 года в возрасте двадцати четырех лет не вер­нулась в Сердце своей величайшей Любви.



За два года до смерти Терезу попросили написать автобиографию - вос­поминания о детстве и о религиозной жизни. Год спустя после ее кончины рукопись была опубликована в книге «История одной души», которая быстро стала одной из самых читаемых духовных книг.

Терезу лучше всего помнят за эти два высказывания: «Я хочу жить на Небе, творя добро на Земле» и «После своей смерти я вызову дождь из роз», ибо она предвидела, что после смерти ее миссия - «побудить людей любить Бога так, как люблю Его я» - продолжится. Статуи изображают эту святую с букетом роз в руках.

После перехода в мир иной Тереза, не теряя времени даром, взялась за исполнение обещанных благих дел на Земле. Монастырь получил тысячи свидетельств о заступничестве, исцелениях и обращениях в веру, приписы­ваемых Терезе. В одной трогательной истории Тереза явилась настоятель­нице обедневшего монастыря в Италии, чтобы дать ей пятьсот франков,
необходимых для оплаты долга общины. 451 Во время первой мировой вой­ны многие солдаты, читавшие автобиографию Терезы, носили частицы ее мощей и украшали грязные стены окопов ее ликом. Один французский солдат рассказывает о необыкновенном происшествии, случившемся с ним на передовой. Дело было так: он и другие солдаты читали Розарий, и он воззвал к Сестре Терезе. Когда сражение было в самом разгаре, он вне­запно увидел ее стоящей около одного из орудий. Улыбаясь, она сказала ему: «Не бойся, я пришла, чтобы защитить тебя». Ни один из солдат, [чи­тавших Розарий], не погиб, и вскоре все они вернулись с поля боя здоро­выми и невредимыми. 452

Тереза была причислена к лику святых 17 мая 1925 года, менее чем через двадцать восемь лет пос­ле смерти, а в 1927 году ее провозгласили покрови­тельницей всех миссий и миссионеров на Земле, а также всех дел во благо России. Терезе приписывают множество чудес. День ее поминовения - 1 октября. Нам иногда нравится думать, что святыми рож­даются. Жизнь Терезы показывает, что это не так. Часто вспоминают, что Тереза была доброй, любя­щей и послушной. Однако эти качества не возникли сами по себе. На са­мом деле, когда Тереза была ребенком, миссис Мартен характеризовала свою дочь как «несгибаемо упрямую». 453

Тереза училась переплавлять упрямство в железную волю. Она расска­зывала, как одержала одну «большую победу» в «определенной битве». Она пишет: «В нашей общине есть сестра, которая обладает даром выводить ме­ня из себя, чтобы она ни делала: своей манерой поведения, словами, харак­тером - все кажется мне очень неприятным. И, тем не менее, она очень ре­лигиозна, что должно быть очень приятно Богу. Не желая давать волю той естественной антипатии, которую я испытывала по отношению к ней, я сказала себе, что любовь должна выражаться в делах, а не в словах. И тогда я стала обращаться с этой сестрой как с самым близким человеком... Я не довольствовалась только частыми молитвами о сестре, которая вызывала во мне такое смятение, я заботилась еще и о том, чтобы оказывать ей всевоз­можные услуги; и когда у меня возникало искушение повернуться к ней спиной в неприветливой манере, я улыбалась ей с самым дружеским видом и меняла тему разговора...

Зачастую, когда... мне доводилось работать вместе с этой сестрой, и я чувствовала, что борения во мне достигают критической точки, я всякий раз убегала, словно дезертир с поля боя. У нее никогда не возникало подозрений
относительно [истинных] мотивов моего поведения, и ее убежден­ность в том, что ее характер мне очень нравится, оставалась неизменной». 454

Вознесенная Владычица Тереза из Лизье поведала нам некоторые отк­ровения о своих переживаниях в небесном мире: «После вознесения мне была дарована милость посвятить часть моей небесной жизни работе на Земле. Но для другой части Отец поручил мне пройти обучение под руко­водством трех Владык: Эль Мории, Кутхуми и Джвал Кула. Эти три волхва, адепты Востока, которые пришли засвидетельствовать рождение Господа Христа, теперь следили за рождением и полным проявлением этого Христа в моем существе, многократно ускоряя своим присутствием этот процесс.

Через их сердца я изучала мистерии Востока, постигала глубину посла­ний Будды и его единство с нашим Господом. Шаг за шагом они помогали мне ткать полное одеяние света, включающее в себя целостное учение Бо­га для этого века.

Таким образом, возлюбленные, у меня была прекрасная возможность получить наставления, способные восполнить все те [недостающие] свя­щенные мистерии, которые не были раскрыты в государственной церкви. Поэтому вы понимаете, что многие учения, которые даны вам сегодня, бы­ли получены мною на внутренних уровнях после вознесения.

Как я говорила раньше, в церкви есть множество душ, достигших свя­тости, праведности и чистоты [необходимых для достижения святости], но поскольку власть предержащие в этом мире захватили руководящие посты в церковной иерархии и не считают нужным передавать людям Вечное Евангелие, те, кто готов к вознесению и святости, не могут получить это знание и поэтому перевоплощаются.

Благословенные, я не желаю давать вам никакого повода для личной или духовной гордыни. Я здесь для того, чтобы сказать вам, что некоторые из присутствующих здесь оказались в числе тех, кому пришлось перевопло­титься, ибо церковь с ее традициями, как вы бы выразились, «недодала» им.

Посему, возлюбленные, я пришла сказать, что вы можете рассматривать путь ученичества как тысячу ступеней на золотой тысячеуровневой спира­ли, по которой вы двигаетесь шаг за шагом, подчиняясь порядку и дисцип­лине. Вознесенные Владыки, покровительствующие вашему Посланнику и этому движению и оказавшие помощь Иисусу в создании истинной Церк­ви Вселенской и Торжествующей на Земле через этих Посланников, тоже сочли необходимым установить упорядоченный ритуал, ибо всецело осоз­нают, что требуется для восхождения на одну из этих ступеней.

Образ монахини, которая страдает от рака, но скрывает болезнь от всех остальных и исполняет скромную работу, скобля лестницы на территории
монастыря, 455 следует рассматривать как архетип души, которая несет свою карму, осознает необходимость удаления грязи с каждой ступени сознания, вычищая ее фиолетовым пламенем до тех пор, пока данный уровень записи и мышления не будет целиком и полностью очищен. В процессе работы она, возможно, поднимется на одну ступень. В прошлые века душе требовалась порой целая жизнь, чтобы подняться на эту одну ступень, ибо единственным способом очищения кармы, записи и себя самого, равно как и проявления этой кармы в виде болезни в теле, была молитва и исполнение епитимьи.

Таким образом, возлюбленные, для того чтобы постичь, «как велик ты, о Бог, Отец мой, Мать моя, как велик дар фиолетового пламени!», вы должны развить в себе чувство соразмерности и реализма, помогающие понять, что дар фиолетового пламени дан в виде эксперимента. Это пламя является дис­пенсацией - возможностью, предоставленной Вознесенными Существами Седьмого луча, не последним из которых является ваш возлюбленный Сен-Жермен. И по завершении определенных циклов они должны будут дать от­чет Владыкам Кармы и Двадцати Четырем Старцам, стоящим вокруг вели­кого белого престола, и те решат, взяли ли люди это пламя чтобы использо­вать исключительно для освобождения от личных проблем, или же для дос­тижения более достойной цели - в качестве ускорителя для продвижения по пути посвящений, помогающего душе воссоединиться с Богом.

Поэтому вы должны понять, что являетесь дозорными в ночи, которые стоят на посту в свое время и на своем месте так же, как это делали многие другие, прошедшие впереди вас. В эту темную ночь века Кали Юги, вы, вместе с возлюбленной Матерью - [Богиней] Свободы, несете факелы фи­олетового пламени и факелы озарения. Так что, возлюбленные, поймите, что все святые ордена имели свои ритуалы, порядки и правила.

Те, кто решит служить, храня пламя в своей стране или городе, должны прийти в состояние духовного сонастроя, чтобы осознать необходимость исполнения как духа, так и буквы Закона, необходимость самоотдачи и послушания в служении. Именно такой подход быстрее всего приведет [вас] к желанной цели наполнения светом семи чакр, сбалансированных в величайшем благословении Бога Отца-Матери». 456

Выложила у себя фото и спросила, кто эта святая. Мне тоже стало интересно и я подошла с этим вопросом к с.Малгожате в Кафедральном Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Сестра объяснила, что это Святая Тереза из Лизье или как её ещё называют, Маленькая. Кстати, в нашем Соборе хранятся мощи её родителей. Ниже я приведу рассказ о ней автора Лилии Шеломановой.

Фото silver_slider


Тереза умерла в возрасте 24 лет, уединенно прожив около 10 лет в монастыре кармелиток. Она никогда не занималась миссионерской деятельностью, не основывала какого-то религиозного ордена, не совершала великих деяний. После ее смерти была опубликована лишь единственная книга под названием «История одной души», представляющая собой краткий отредактированный вариант дневника Терезы. Несмотря на это, спустя 28 лет после ее смерти интерес к ней возрос настолько, что Тереза была канонизирована в ответ на настойчивые требования верующих.

Что же заставило римско-католическую Церковь причислить эту девочку к лику святых?

Св. Тереза из Лизье, в миру Тереза Мартен, родилась 2 января 1873 года во Франции в семье часовщика Луи Мартена. Семья была очень религиозная, и с детства Тереза и ее сестры впитали в себя искреннюю веру родителей.

Мать Терезы умерла, когда девочке было четыре года, через пять лет ее старшая сестра Полина, заменившая ей маму, ушла в монастырь кармелиток, а спустя еще несколько месяцев Тереза серьезно заболела. Никто уже не надеялся, что она поправится, но Тереза верила, что Бог спасет ее, и постоянно молилась перед ликом Девы Марии. Однажды Тереза внезапно увидела, что Дева Мария улыбнулась ей, и в тот же самый миг она выздоровела.

После своего неожиданного исцеления Тереза Мартен приняла решение посвятить свою жизнь служению Богу, но как ей было убедить всех, что она способна вынести трудности монашеской жизни, если она не могла справиться даже со своими эмоциональными взрывами? Как бы она не старалась сдерживать свои бурные эмоции, всякий раз, когда ее кто-то осуждал или делал малейшее замечание, Тереза заливалась слезами. Она молилась, чтобы Иисус помог ей, но в ответ ей не было никакого знака.

Отец Терезы не хотел, чтобы девочка взрослела, и до четырнадцати лет по традиции продолжал класть ей рождественские подарки в башмачок. Рождественским днем 1886 года четырнадцатилетняя Тереза и ее сестра вошли в дом и увидели, как отец клал подарки в башмачки. Все ждали, что Тереза разразится слезами, однако взрыва эмоций не последовало. С Терезой случилось что-то невероятное. Иисус снизошел в ее сердце и сделал то, что она сама сделать не могла. Он заставил ее почувствовать переживания отца сильнее, чем свои собственные. В своей автобиографии она называет это Рождество днем своего «обращения».

Терезу называли «маленьким цветочком», но у нее была стальная воля. В 1889 году, в возрасте 15 лет Тереза предприняла первую попытку поступить в монастырь, но настоятельница монастыря отказалась дать своё согласие, ссылаясь на юный возраст. Однако девочка пошла к епископу. Когда же и епископ сказал нет, она решила обратиться выше. Вскоре епископ, убедившись в том, что желание Терезы не минутная прихоть, изменил своё решение, и Тереза смогла реализовать свою мечту. Иисус трижды испытывал волю Терезы и проверял, насколько сильно ее желание посвятить себя служению ему.

Тереза понимала, что, будучи монахиней - кармелиткой, она никогда не сможет совершить великих деяний. «Любовь можно доказать поступками; а как я должна проявлять свою любовь? Я не могу совершить великих деяний. Единственный способ доказать мою любовь - это разбрасывать цветы, и эти цветы будут маленькими пожертвованиями, как и каждый мой взгляд, слово и все мои внешне непримечательные поступки, которые я буду совершать ради любви». Она пользовалась любым случаем, чтобы принести жертву, неважно, какой бы малой она не казалась. Она улыбалась сестрам, которые ей не нравились. Она ела все, что ей давали, не жалуясь, - поэтому ей часто давали худшие остатки. Однажды Терезу обвинили в том, что она разбила вазу. Несмотря на то, что это была не ее вина, Тереза не спорила, а упала на колени и молила о прощении.

Когда Полину избрали настоятельницей монастыря, многие сестры опасались, что семья Мартен захватит монастырь, поэтому она попросила Терезу о великой жертве - остаться послушницей. Это означало, что Тереза никогда не станет настоящей монахиней, не примет постриг, что она всегда будет вынуждена просить разрешение на все, что она делает.

Тереза постоянно думала о том, как можно достигнуть святости в своей жизни. Она не хотела быть просто хорошей, она хотела быть святой. Она думала, что должен быть путь для людей, которые проживали свои маленькие, незаметные жизни, подобные той, которую вела она. «Но я говорила себе: Бог не заставляет меня желать чего-то невозможного и поэтому, несмотря на мою малость, я могу стремиться к святости. Я буду искать какие-нибудь возможности, чтобы попасть на небеса, найдя свой собственный путь, пусть очень короткий и прямой, но совершенно новый».

Главным понятием в размышлениях святой Терезы стал «малый путь». Так она называла путь достижения святости, не подразумевающий совершения героических действий или подвигов во имя веры.

Тереза обратилась к Святому Писанию, чтобы почерпнуть из него, как достичь той жизни, к которой она стремилась, и прочла такие слова: «Кто бы ты ни был, приди ко мне». «Твои руки, Господи Иисус, вознесут меня к небесам. И поэтому мне не нужно больше расти: я должна остаться маленькой и становиться все меньше и меньше», - писала Тереза.

Она размышляла о своем предназначении, она чувствовала в себе призвание священника и Апостола. Мученичество было мечтой ее юности, и эта мечта росла вместе с ней. Любовь к ближнему дала ключ ее призванию. Тереза поняла, что у Церкви есть сердце, и это сердце пылает любовью. Она поняла, что любовь заключает в себе все призвания, она всеобъемлюща, она — вечна. Тогда, исполненная безумной радости, Тереза воскликнула: «О Господи, Любовь моя... мое призвание, наконец-то я нашла его! Мое призвание — это Любовь!»

В монастыре Тереза жила двумя тайнами: детством Иисуса (требующим послушания и простого, доверчивого предания себя Богу) и Его страстями (требующими сопричастности и жертвы). Поэтому она попросила позволения называться сестрой Терезой Младенца Иисуса и Святого Лика.

В 1896, у Терезы начал развиваться туберкулез, несмотря на это она продолжала работать, никому не говоря о своей болезни, но через год об этом узнали все. Боли были такими сильными, что Тереза писала, что если бы не вера, она отдала бы свою жизнь без колебаний. Она чувствовала, что умрет молодой и ничего после себя не оставит. И все же она старалась казаться улыбающейся и бодрой - и ей это удавалось так хорошо, что некоторые думали, что она всего лишь притворяется, что больна.

Тереза мечтала о работе, которую она будет делать после смерти, помогая всем, кто живет на земле. «Я вернусь», - сказала она. «Мои небеса будут на земле». Тереза умерла 30 сентября 1897 года в возрасте 24 лет. Она знала, что с благословения Господа умрет именно в этом возрасте. Ведь она чувствовала в себе призвание священника, и Господь позволил ей умереть в том возрасте, когда она приняла бы сан, будь она мужчиной, таким образом, ей не пришлось страдать. Последние годы жизни она посвятила автобиографической книге, где описывала свою жизнь и размышляла над богословскими вопросами.

Через год после смерти Терезы Полина опубликовала дневник Терезы под называнием «История одной души» тиражом всего 2 000 экземпляров, но ко всеобщей неожиданности книга имела потрясающий успех — епископы и ведущие богословы Франции выражали своё восхищение наряду с простыми читателями. В начале ХХ века «История одной души» была переведена на все ведущие европейские языки.

Святая Тереза из Лизье была канонизирована 17 мая 1925 года. В 1929 году, учитывая всё возрастающие масштабы паломничества на могилу святой, в Лизье была построена великолепная базилика святой Терезы. В 1997 году папа Иоанн Павел II провозгласил Терезу Учителем Церкви.

Тереза стремилась развить подход к духовной жизни, которая была бы понятной и поддающейся воспроизведению всеми, кто хочет ей следовать, независимо от их уровня образования. «Малый путь» веры в Господа, найденный Терезой для достижения святости, заключался в выполнении ежедневных маленьких обязанностей, а не великих деяний. Не одно поколение католиков преклонялось перед этой юной святой, названной «Маленьким цветочком», а ее короткая жизнь вдохновляла людей гораздо больше, чем тома, написанные учеными богословами.

Тереза из Лизье - одна из святых-покровительниц миссионеров, но не потому, что она когда-либо занималась миссионерской деятельностью, а из-за ее особой любви к миссионерскому движению, а также молитв и писем, которыми Тереза поддерживала миссии. Ее жизнь - это напоминание всем нам, кто чувствует, что ничего нельзя сделать, - именно такие «маленькие» дела, какие совершала Тереза, строят Царство Божие.
В Католической церкви сегодня день памяти Святой Терезы из Лизьё.


Ярким свидетельством католической святости является Катарина Сиенская (+1380), возведенная папой Павлом VI в высший разряд святых - в "Учители Церкви". Зачитаю несколько выписок из католической книги Антонио Сикари "Портреты святых". Цитаты, по-моему, не потребуют комментарий.

Екатерине было около 20 лет. "Она чувствовала, что в ее жизни должен произойти решающий перелом, и продолжала истово молиться Своему Господу Иисусу, повторяя ту прекрасную, нежнейшую формулу, которая стала для нее привычной: "Сочетайся со мной браком в вере!" (Антонио Сикари. Портреты святых. Т. II. - Милан, 1991. - С.11.).

"Однажды Екатерина увидела видение: ее божественный Жених, обнимая, привлекал ее к Себе, но потом взял из ее груди сердце, чтобы дать ей другое сердце, более похожее на Его собственное"(с.12).

Однажды сказали, что она умерла. "Она сама говорила впоследствии, что ее сердце было растерзано силой божественной любви и что она прошла через смерть, "узрев райские врата". Но "вернись, дитя Мое, - сказал мне Господь, тебе нужно вернуться… Я приведу тебя к князьям и властителям Церкви." "И смиренная девушка начала рассылать по всему свету свои послания, длинные письма, которые она диктовала с поразительной быстротой, часто по три или по четыре одновременно и по разным поводам, не сбиваясь и опережая секретарей. Все эти письма завершаются страстной формулой: "Иисус сладчайший, Иисус Любовь" и часто начинаются словами…: "Я, Екатерина, служанка и раба рабов Иисуса, пишу вам в драгоценнейшей Крови Его…" (12).

"В письмах Екатерины бросается в глаза прежде всего частое и настойчивое повторение слов: "Я хочу" (12).

"Некоторые говорят, что решительные слова "я хочу" она в состоянии экстаза обращала даже ко Христу" (13).

Из переписки с Григорием Х1, которого она убеждала вернуться из Авиньона в Рим: "Говорю вам от имени Христа… Я говорю вам, отче, в Иисусе Христе… Ответьте на зов Святого Духа, к вам обращенный" (13).

"А к королю Франции обращается со словами: "Творите волю Божию и мою" (14).

Не менее показательны "откровения" и возведенной также папой Павлом VI в "Учители Церкви" Терезы Авильской (XVI в.). Перед смертью она восклицает: "О, Бог мой, Супруг мой, наконец-то я Тебя увижу!". Этот в высшей степени странный возглас не случаен. Он - закономерное следствие всего "духовного" подвига Терезы, существо которого открывается хотя бы в следующем факте.

После многочисленных своих явлений "христос" говорит Терезе: "С этого дня ты будешь супругой Моей… Я отныне не только Творец твой, Бог, но и Супруг" (Мережковский Д.С. Испанские мистики. - Брюссель, 1988. - С. 88.) "Господи, или страдать с Тобой, или умереть за Тебя!" - молится Тереза и падает в изнеможении под этими ласками…", - пишет Д. Мережковский. Не приходится поэтому удивляться, когда Тереза признается: "Душу зовет Возлюбленный таким пронзительным свистом, что нельзя этого не услышать. Этот зов действует на душу так, что она изнемогает от желания". Не случайно поэтому известный американский психолог Вильям Джеймс, оценивая ее мистический опыт, писал, что "ее представления о религии сводились, если можно так выразиться, к бесконечному любовному флирту между поклонником и его божеством" (Джемс В. Многообразие религиозного опыта. /Пер. с англ. - М., 1910. - С. 337).

Еще одной иллюстрацией представления о святости в католицизме является Тереза из Лизье (Тереза Маленькая, или Тереза Младенца Иисуса), которая, прожив 23 года от роду, в 1997 году, в связи с столетием со дня кончины, "непогрешимым" решением папы Иоанна Павла II была объявлена еще одним Учителем Вселенской Церкви. Вот несколько цитат из духовной автобиографии Терезы "Повесть об одной душе", красноречиво свидетельствующие о ее духовном состоянии (Повесть об одной душе // Символ. 1996. № 36. - Париж. - С.151.)

"Во время собеседования, предварившего мой постриг, я поведала о делании, которое намеревалась совершить в Кармеле: "Я пришла спасать души и прежде всего - молиться за священников " (Не себя спасать, но других!).

Говоря о своем недостоинстве, она тут же пишет: "Я неизменно храню дерзновенное упование на то, что стану великой святой … Я думала, что рождена для славы и искала путей к ее достижению. И вот Господь Бог… открыл мне, что моя слава не будет явлена смертному взору, и суть ее в том, что я стану великой святой !!!" (ср.: Макарий Великий, которого сподвижники за редкую высоту жизни называли "земным богом", лишь молился: "Боже, очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою"). Позднее Тереза напишет еще более откровенно: "В сердце моей Матери-Церкви я буду Любовью… тогда я буду всем… и через это моя мечта осуществится!!!"

Тереза Мартен

(1873 - 1897)

Родилась 2 января 1873 года; умерла 30 сентября 1897 года. Причислена к лику святых Римско-католической церковью в 1925 году, в 1997 году провозглашена Учителем Церкви. Память 1 октября.

Тереза родилась 2 января 1873 года в маленьком городке Алансоне на севере Франции. Ее отец - Луи Мартен содержал часовой магазин, мать - Зели Герен занималась производством алансонского кружева. До встречи друг с другом родители Терезы всерьез думали о монашестве, но призвание оказалось иным: у Терезы была большая семья - четыре старшие сестры (еще два брата и две сестры умерли в младенчестве). Все сестры впоследствии станут монахинями.

Мартены - деятельные христиане. Они помогают беднякам, навещают одиноких и умирающих. Воспитанная в благочестивой, но не ханжеской обстановке, Тереза очень рано стремится “угождать Господу”. Став взрослой, она скажет, что “никогда сознательно не говорила “нет” благому Богу с трехлетнего возраста”.

“Я хочу быть монахиней”, - повторяет Тереза вслед за своей сестрой Полиной. Однако она совсем не “безупречный ребенок”, за которого через много лет будут выдавать ее сестры. Своевольная и послушная, веселая и плаксивая, нежная и категоричная, - ее характер слишком противоречив, чтобы быть ангельским. Ее сердце и ум развивались слишком быстро, тогда как восприятие оставалось детским, что обостряло природную чувствительность, развившуюся затем в “ужасную болезнь духовной скрупулезности”.

В четыре года Тереза теряет мать, и, несмотря на то что в семье сохранялась атмосфера нежности, веры и мира, в ее жизни наступает “самое скорбное время”. Этот период продлится девять лет. Характер Терезы резко меняется. Из живой и непосредственной она становится застенчивой, робкой и до крайности чувствительной. Любой, самый невинный, поступок она превращает в муку и наказание. Ей достаточно одного взгляда, чтобы расплакаться, и она довольна, когда никто не обращает на нее внимания. Общество чужих людей становится для Терезы невыносимым, а веселость возвращается к ней лишь в тесном семейном кругу. Она выбирает себе “вторую маму” - сестру Полину, которая занимается ее воспитанием и образованием. Семья переезжает в Лизье - небольшой город почти на самом Ла-Манше.

Когда Терезе исполнилось десять, Полина приняла решение уйти в монастырь кармелиток. Для Терезы это новый удар, однако постепенно она обретает уверенность, что Кармель - это и ее призвание. “Я почувствовала, что Кармель - это пустыня, куда по воле благого Бога я тоже должна укрыться. Я ощутила это с такой силой, что в моем сердце не осталось никакого сомнения”.

Вскоре после ухода сестры в монастырь Тереза переживает “странную болезнь”, во время которой ощущает приступы необъяснимого ужаса и галлюцинации. Доктора не могут поставить диагноз. Семья заказывает девятидневные мессы, молебны в Кармеле; в комнату Терезы приносят статую Пресвятой Богородицы. Однажды, во время приступа “бедная маленькая Тереза обратилась к своей Небесной Матери. Она просила Ее от всего сердца сжалиться, наконец, над ней... Внезапно Пресвятая Богородица показалась мне такой прекрасной, что ничего подобного я никогда не видела. Ее лицо дышало неизъяснимой нежностью и добротой, а пленительная улыбка пронзила мою душу... Сразу все горести куда-то исчезли...”. Двенадцать лет спустя она объяснит эту болезнь действием дьявола, разгневанного поступлением Полины в Кармель: “Он хотел выместить на мне тот ущерб, который наша семья должна была нанести ему в будущем”.

Свое первое причастие 8 мая 1884 года Тереза назвала “поцелуем любви”. Эта встреча с Господом навсегда определила их отношения. Ад, смерть, Страшный Суд - все эти “ужасные” вещи, которые Тереза узнала из катехизиса и рассказов священника во время конфирмации, после причастия больше не пугают ее. Господь открылся Терезе как Бог Любви, ожидающий в ответ не добродетелей и подвигов, а бесконечного доверия к его милосердию.

Во время второго причастия на праздник Вознесения в сердце Терезы рождается “огромная жажда страданий” и уверенность в том, что ей уготовано великое множество крестов: “До сих пор я страдала, но не любила страдание; с этого дня я почувствовала настоящую любовь к нему”. Через два года, в Рождественскую ночь, Господь исцеляет ее от мучительной слабости и детской чувствительности.

Этот день - 25 декабря 1886 года - она считает переломным моментом, открывающим третий, “самый прекрасный” период ее жизни. После девяти мучительных лет Тереза “вновь обрела душевную силу, которую потеряла со смертью матери” и которую ей, как она сама говорила, “теперь уже предстояло сохранить навсегда”.

В 1887 году Тереза принимает окончательное решение поступить в Кармель. Получив благословение своего отца, она обращается к супериору Кармеля священнику Делатройетту но здесь ее ждет отказ: Терезе всего пятнадцать и супериор категорически против поступления в монастырь столь юной послушницы. Вместе с отцом Тереза едет в Рим, чтобы получить благословение Папы Льва XIII.

9 апреля 1888 года Тереза становится послушницей Кармеля в Лизьё. На собеседовании перед принесением обетов она скажет: “Я пришла сюда, чтобы спасать души и, прежде всего, молиться за священников”.

Господь оказал Терезе “милость не иметь ни одной иллюзии при поступлении в Кармель.... Я нашла жизнь в монастыре точно такой, какой я ее себе представляла: ни одна жертва не удивляла меня...”. Терпеливо выносить шум, производимый одной из сестер во время молитвы; не жаловаться, когда невнимательная соседка брызгает ей в лицо грязной водой во время стирки; безропотно питаться остатками пищи, которые ей подают, потому что больше никто не хочет их есть; преданно и радостно повиноваться даже тогда, когда инстинктивно хочется возразить; ласково обращаться с крайне неприятной сестрой, так, что той кажется, будто она особенно любима, - то есть не упускать ни одной маленькой жертвы, взгляда, слова, пользуясь каждой мелочью, - все это становится бесконечно важным, потому что делается во имя Любви.

Но самым большим испытанием для Терезы в это время была болезнь отца. Господин Мартен перенес удар, следствием которого стал паралич и частичное расстройство рассудка. Болезнь была безнадежна и унизительна. “Ее король” теперь походил на бедного безумца. О нем говорил весь город и монастырь, а сестер Мартен называли “дочерьми сумасшедшего”. Тереза страдает, но и в молитве не находит утешения. Обычное ее состояние в эти дни - духовная сухость.

В январе 1889 года Тереза вступает в новициат, а через восемь месяцев принимает постриг. Накануне ее охватывает паника: ей кажется, что она всех обманывает и монашество - совсем не ее призвание. Молодая послушница обращается к настоятельнице, и та, посмеявшись над ее страхами, успокаивает ее.

В Кармеле Тереза живет двумя тайнами: детством Иисуса (требующим послушания и простого, доверчивого предания себя Богу) и Его страстями (требующими сопричастности и жертвы). Поэтому она попросила позволения называться сестрой Терезой Младенца Иисуса и Святого Лика.

29 июля 1894 года умирает отец Терезы, и вскоре в Кармель поступает третья сестра Терезы - Селина. Все имущество отцовского дома, где больше никого не осталось, было продано, исчезли самые дорогие воспоминания. Тереза старается утешить своих сестер и саму себя: “Теперь мы все осиротели, но можем с любовью произнести: “Отче наш, сущий на небесах”. Он Единственный у нас остается, и Он - все для наших душ!”

Когда-то она сказала больному отцу: “Я постараюсь быть твоей славой, став великой святой”. На исповеди Тереза говорит священнику о том, что мечтает о святости. Святой отец предостерегает ее от гордыни, но Тереза уже поняла, что Господь не посылает неосуществимых желаний. Она лишь хочет найти свой путь, понимая, что не похожа на великих аскетов или мучеников. Слишком она несовершенна и мала и потому ищет “лифт”, который поднял бы ее прямо к Иисусу. Однажды в священных текстах ей попались такие слова: “Кто совсем мал, пусть придет ко Мне”. И еще: “Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас: на руках буду носить вас и на коленях ласкать” (Ис 66, 13-12). Руки Господа - вот путь для нее! И для того, чтобы быть носимой на руках Божиих, ей не надо расти, наоборот, надо оставаться маленькой и становиться все меньше, принять свою нищету и бессилие, доверив все одному Богу. Только доверие может привести к любви.

В свободное от монастырских работ время Тереза сочиняет стихи и пьесы, участвует в поставленных ею самой спектаклях. Она не заботится о стиле, но стремится лишь выразить свою любовь к Богу. Мать Агнесса попросила ее написать воспоминания детства, которые позже составят книгу “История одной души”.

В двадцать три года Тереза, уже несколько лет испытывающая боли в горле и груди, заболевает туберкулезом. К физическим страданиям добавляются духовные. Она переживает сильное искушение против веры, чувствует себя одинокой, оставленной: “Я вижу стену, поднявшуюся до неба... Все исчезло... Я верую, потому что хочу верить”. В эти тяжелые дни Тереза пишет сестре: “Если бы ты знала, какие ужасные мысли меня терзают! Молись за меня неустанно, чтобы я не слушала дьявола, который ХОЧЕТ, чтобы я поверила его лживым наветам. В мой ум проникают суждения самых отъявленных материалистов: мысль о том, что в будущем, благодаря постепенному прогрессу, наука найдет естественное объяснение всему и мы узнаем конечную причину всего сущего... Но я приношу в жертву эти жестокие страдания, чтобы уверовали бедные неверующие, все, кто удалился от церковного вероучения”.

Именно сейчас Тереза осознала, что ее страстные желания быть в Церкви апостолом, воином, учителем, мучеником, священником объединяет одно - любовь к ближнему и что это тот самый путь, который непременно приводит к Богу: “Я поняла, что ЛЮБОВЬ ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ ВСЕ ПРИЗВАНИЯ, ВСЕ ВРЕМЕНА И ПРОСТРАНСТВА И ЧТО ОНА - ВЕЧНА”.

Беззаветно доверив себя любви, Тереза находит свое призвание: “В сердце Матери моей Церкви я буду любовью”. Не оставляя во время болезни свои воспоминания, Тереза поясняет: сокровища милосердной любви предлагаются ВСЕМ. Она - не исключение, как раз наоборот! Немощная и слабая, она являет собой живое доказательство того, что любовь избирает малых.

Тем временем болезнь необратимо развивалась. Сестры, ухаживавшие за Терезой, стали обращаться с ней, как с ребенком (хотя они признавали ее духовную зрелость и превосходство). Она смиренно принимала их заботы, зная, что ей предстоит последнее, самое трудное испытание: свидетельствовать об истине своего учения о “пути малых душ”, проходя крестный путь страдания и смерти.

Тереза умерла после мучительной агонии вечером 30 сентября 1897 года. Ее последними словами были слова благодарности и любви: “Я бы не хотела страдать меньше... Боже мой... я.... Тебя люблю!”...

[Андрей и Ольга Дьячковы]
в кн. Св. Теререза из Лизье . М., 1999; стр.17-21
(с www.st.teresa.ru/ter-19-05-bio.html, теперь недоступно)

Я. Кротов

ПЕСЧИНКА, БЫВШАЯ СКАЛОЙ

Тереза Мартен, святая Тереза из Лизье прославилась как автор бестселлера. Ее почитание, причисление к лику святых в 1925 году, провозглашение Учителем Церкви в 1997 году, - всё это было бы невозможно, не будь она автором одной-единственной книжки. Небольшая автобиография “История одной души” вышла первый раз через год после смерти Терезы, в 1898-м, к 1915 году была переведена на девять языков, и по сей день публикуется на том или ином языке едва ли не ежегодно. Даже на русском языке вышло три разных перевода этой книги, два из них - в 1997 и 1997 годах.

Сравнительно легко понять, чем Тереза привлекательнее многих других святых: ничего не написавших или писавших только о богословских или практических вопросах церковной жизни. Большинство святых, слава Богу, доживали до седых волос, а Тереза умерла молодой, и ее прозвище “малая” (для отлички от святой Терезы Авильской, жившей в Испании на три столетия раньше) воспринимается как “юная”. Современное общество предпочитает кумиров без седин, это естественно после того, как именно убеленные сединами деятели столетиями ввергали это общество в одно кровопролитие за другим. Но вот на пять лет раньше Терезы к лику святых причислили другую француженку - Жанну д’Арк. Она, конечно, известна большему числу людей. Тереза умерла молодой, в двадцать четыре года, но Жанна умерла вообще в девятнадцать лет. Тереза погибла от мучительно развивавшегося туберкулеза, но Жанна погибла на костре. Жанна спасла Францию, спасла французского короля, а Тереза могла похвастаться разве что цветами, спасенными от сорняков, и совершенно не беспокоилась о спасении монархии - в отличие от многих французских христиан того времени. “Королем” она называла своего отца, и тем не менее ушла в монастырь, оставив несчастного больного на попечение посторонних людей. Жанна д’Арк - скала, Тереза рядом с ней - песчинка. Между прочим, не по своей воле.

Тереза пишет, что мечтала заниматься миссионерством - девятнадцатый век был веком миссионерства, в том числе, и католического, в том числе и женского, Терезе было на кого равняться. Из этого ничего не вышло, кроме переписки с несколькими миссионерами и молитв о них. Ее современницы, из которых многие тоже попали в святцы, основывали конгрегации и монастыри, Тереза не основала даже кружка кройки и шитья. Ее современницам являлась Пресвятая Дева - в Париже святой Катрин Лябуре, в Лурде святой Бернадетте, что-то им говорила, творила чудеса. Терезе никто не являлся, она об этом и не мечтала. Даже болезнь Терезы была для того времени обычной как насморк, не то что стигматы как у некоторых.

Время Терезы было временем прогресса или, по крайней мере, веры в прогресс не только техники, но и человека, человечества. Церковь толкали, отпихивали как силу реакционную, вялую, пассивную. Христиане (христиане в целом, на этом уровне различия конфессий так же второстепенны, как цвет волос) либо начинали ругаться и говорить, что нечего лезть вперед, все и так хорошо (что было попросту неправдой и неправдой остается даже до сего дня), либо начинали делом доказывать, что и верующие тоже делом заняты, творят вовсю и даже больше и лучше неверующих помогают улучшать жизнь. У неверующих хождение в народ, у верующих миссионерство, у неверующих марксизм, у верующих томизм, у неверующих ученые и политики, у верующих тоже ученые и тоже политики, христианские демократы и академик Павлов - церковный староста. Тереза была за бортом корабля современности - словно песчинка на пляже. Она и знала, что она песчинка, а не скала.

Как песчинку ее и полюбили, потому что двадцатый век оказался веком, когда обнаружилась хрупкость скал. Все гениальные проекты обернулись в лучшем случае пшиком, в худшем - Освенцимом и ГУЛагом. Распались великие колониальные империи, с ними испарилось и великое миссионерство, осталась проповедь Евангелия в совершенно частном порядке, без причитаний о великой миссии белого человека - и без пушек, кстати, за что особое благодарение Богу. После двух мировых войн, дюжины революций, опыта тоталитаризма в Германии, России, Китае, Камбодже, Италии (не забыть и другие страны, затормозившие на полпути к пропасти) человечество - кто выжил и кто свободен - словно отдыхает от гонки за всеобщим и в обязательном порядке счастье. Атомная бомба убило множество людей, а еще убила веру в науку и ученых - и за это слава Богу.

Ради счастья будущих поколений положили столько народу, что сегодня большинство людей всем светлым идеям предпочитают пиво и пляж. Это потребительство, это мещанство, но это максимально далеко от газовых камер, а кстати и от костров Средневековья. Главная беда современного христианства - а кстати и вина, если не христианства, то уж христиан точно - что к нему относятся как к одной из идеологий. И еще хорошо, если людям это противно, куда хуже, когда людям нравится делать из христианства идеологию, оправдывающую занудное морализаторство, принудиловку, насилие над чужой совестью и личностью - о, конечно ради спасения этой самой личности. Попытка противопоставить этой этике спасения этику творчества тоже попахивает принудиловкой: твори, а не то погибнешь. А личность не хочет принудиловки ни в виде спасения, ни в виде творчества, она хочет простого, просторного человеческого счастья - здесь, сейчас и как можно больше. Современное человечество решительно предпочитает пляж, а не высоты духа и громадье планов. Апофеоза это достигает у альпинистов, которые доказывают себе и миру, что и самая высокая гора - такой же славный объект отдыха и развлечения, как самая ничтожная песчинка.

О ней (на других сайтах) :

Её (на других сайтах) :

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДУШИ (есть разные переводы на русский язык)

  • перевод Андрея и Ольги Дьячковых