Предсмертные слова ван гога. «Печаль будет длиться вечно» (Auvers-sur-Oise). Вечером гулял по безлюдному берегу моря. Это было не весело и не грустно - это было прекрасно

Обзор выставки к 165-летию со дня рождения художника В. Ван Гога.

Ван Гог Винсент (Van Gogh, Vincent) (1853–1890), голландский художник. Родился 30 марта 1853 в Гроот Зюндерт (Нидерланды) в семье кальвинистского священника. Три дяди Винсента занимались торговлей произведениями искусства. По их примеру и под их влиянием в 1869 он поступил в компанию «Гупиль», продававшую картины, и работал в ее отделениях в Гааге, Лондоне и Париже, пока в 1876 не был уволен за некомпетентность. В 1877 Ван Гог приехал в Амстердам изучать богословие, но, провалившись на экзамене, поступил в миссионерскую школу в Брюсселе и стал проповедником в Боринаже, шахтерском районе Бельгии. В это время он начал рисовать. Зиму 1880–1881 Ван Гог провел в Брюсселе, где изучал анатомию и перспективу. Тем временем его младший брат Тео поступил в отделение компании «Гупиль» в Париже. От него Винсент получал не только скромное содержание, но также и моральную поддержку, несмотря на их частые расхождения во взглядах.

В конце 1881 после ссоры с отцом, Ван Гог поселился в Гааге. Некоторое время он учился у известного пейзажиста Антона Мауве. Эксцентричное поведение Ван Гога, усугублявшееся застенчивостью, оттолкнуло от него тех, кто хотел ему помочь. Он жил с женщиной по имени Кристина, происходившей из низших слоев общества, и часто изображал ее на картинах. Когда она ушла от него, художник в конце 1883 вернулся к родителям, которые жили тогда в Нюэнене. В работах нюэненского периода (1883–1885) начинает проявляться своеобразие творческой манеры Ван Гога. Мастер пишет темными красками, сюжеты его работ однообразны, в них чувствуется симпатия к крестьянам и сострадание к их тяжелой жизни. Первая большая картина, созданная в нюэненский период, – Едоки картофеля (1885, Амстердам, фонд Ван Гога), – изображает крестьян за ужином.

Зимой 1885–1886 Ван Гог отправился в Антверпен. Там он посещал занятия в Академии художеств. Художник вел полунищенское и полуголодное существование. В феврале 1886, в состоянии физического и духовного истощения, он уехал из Антверпена к брату в Париж. Здесь Ван Гог поступил в мастерскую художника-академиста Фернана Кормона, однако гораздо важнее для него было знакомство с живописью импрессионистов. Он встречался со многими молодыми художниками, в том числе с Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром, Полем Гогеном и Жоржем Сера. Они научили его ценить японскую гравюру; ее линейный рисунок, плоскостность и отсутствие моделировки оказали большое воздействие на формирование новой живописной манеры Ван Гога. Ненадолго он увлекся дивизионистской техникой Сера, но строгая и методичная манера живописи не соответствовала его темпераменту.

После двух лет, проведенных в Париже, Ван Гог, не выдержав сильного эмоционального напряжения, в феврале 1888 уехал в Арль. В этом южнофранцузском городе он нашел обилие сельских сюжетов, которые так любил писать. Летом 1888 художник создал некоторые из своих наиболее спокойных произведений: Почтальон Рулен (Бостон, Музей изящных искусств), Дом в Арле (Амстердам, фонд Ван Гога) и Спальня художника в Арле (Чикаго, Художественный институт), а также несколько натюрмортов с подсолнухами. Вдохновленный образами японской гравюры и яркими работами импрессионистов, он написал картину, которая по праву считается одним из лучших его произведений: Ночное кафе (картинная галерея Йельского университета).

Ван Гог жил в полном одиночестве, питался только хлебом и кофе и много пил. В этих обстоятельствах визит Поля Гогена в октябре 1888, которого Ван Гог ждал с нетерпением, закончился трагическим конфликтом. Эстетическая философия Гогена была неприемлема для Ван Гога; их споры становились все напряженнее и ожесточеннее. 24 декабря Ван Гог, потеряв способность контролировать себя, набросился на Гогена, а затем отрезал себе ухо. В мае 1889 он добровольно поселился в психиатрической лечебнице в Сен-Реми. В течение следующего года его рассудок временами прояснялся, и тогда он бросался писать; но эти периоды сменялись депрессией и бездеятельностью. В это время он написал знаменитые пейзажи с кипарисами и оливами, натюрморты с цветами и копировал по репродукциям картины своих любимых художников Милле и Делакруа.

В мае 1890 Ван Гог почувствовал себя лучше, покинул приют и, вернувшись на север, поселился в Овер-сюр-Уаз у доктора Поля Гаше, интересовавшегося искусством и психиатрией. В Овере художник написал свои последние работы – два портрета доктора Гаше (Париж, музей Д"Орсе, и Нью-Йорк, коллекция Зигфрида Крамарски). Последние картины Ван Гога – виды пшеничных полей под жарким тревожным небом, в которых он пытался выразить «грусть и крайнее одиночество». Умер Ван Гог 27 июля 1890.

В искусстве Ван Гога доминирует всепоглощающая потребность самовыражения. В своих лучших произведениях он выступает как первый и наиболее яркий экспрессионист. Его страдания и борьба с судьбой отражены в яркой прозе нескольких сот писем, адресованных в основном брату.

Последний город пронзительной жизни Ван Гога... Творчество художника растиражировано и распиарено до тошноты, кажется, уже мутит от всех этих "ирисов", "подсолнухов", "кафе", "докторов Гаше" и проч., украшающих пудренницы, женские платки, сумки, всевозможные обложки, обертки, облатки. Но стоит остановиться в музее перед любой его картиной, отваливается вся пошлая шелуха, остается только Винсент. Так и в Овере.


Добраться до Овер-сюр-Уаз из центра Парижа очень просто: на станции метро Сан-Мишель надо сесть на электричку RER до Понтуаза, а уже в Понтуазе пересесть на электричку до Овера. Именно так мы добирались.

1. На вокзале Овера стоит забавный домик, похожий на наши котельные, разрисованный фрагментами из жизни Ван Гога.


2. Церковь видна прямо от вокзала, дорога к ней идет немного в горку.


3. На перекрестке - памятник художнику Добиньи. В своей лодке-мастерской путешествовал он по Сене и Уазе, писал пейзажи и первым открыл для художников этот прелестный городок.

4. Вот и церковь. Репродукция картины стоит на том самом месте, откуда она писалась. И так по всему городу.


5. Вдали за вон теми стриженными деревьями - городское кладбище.


6. Пейзаж по дороге. Не знаю, только с нами это произошло или у всех так, но всё время пребывания в Овере было полное ощущение присутствия Винсента. Щемящее чувство узнавания этих пейзажей, цвета, пропорций, пространства... Словно смотришь его глазами. Какое-то удивительное соприкосновение энергий.


7. Вот и последний приют Винсента и Тео. У левой стены овернского кладбища, и роза склонилась.


8. Окрестные поля. Уже убранные,..


8. ...засаженные неизвестными мне растениями с голубоватой листвой. которая волшебно контрастирует с красно-охрянной дорогой,..


9. ...заросшие золотарником,..


10. ...с редкими купами деревьев. Хочется думать, что под ними отдыхал в тенечке Винсент, но вряд ли столько лет живут эти деревья.


11. Место написание последней картины "Пшеничное поле с воронами".


12. Вид на городок от церкви.


13. Интерьер церки так же суров,..


14. ...как и наружный облик.


15. На улицах городка...


16. ...за все время пребывания почти не встречались люди, несколько туристов, одинокие прохожие, да вот эти завсегдатаи бара, а так...



Тишина, красота и покой.


19. Река Уаза - спокойная, не очень широкая


20. Прощаемся с рекой, Овером и Ван Гогом. Прощай, Винсент!


Тело ужасно болело. Несомненно, это больно, когда в тебя стреляют. Но сейчас болело сильнее. Болело так сильно, что хотелось умереть прямо сейчас, на месте. Невыносимая боль разливалась по телу, и Винсент уже не разделял её на моральную и физическую. Он осел на кровать. Напротив него в гостиничном номере с пистолетом в руке стоял Гоген. Его любимый Поль, его родной и добрый друг, единственный луч света в его жизни. - Анри... - только и прохрипел Винсент. Слова тут были не особо и нужны. Поль покачал головой. - Прощай, Винсент... - он развернулся и медленно пошёл к выходу, оставив художника на кровати с пулевым ранением. Ван Гог, естественно, не мог видеть, как по щекам Гогена горячими ручьями лились слёзы. Сомкнув зубы, чтобы не закричать от раздирающей сердце боли, он прокручивал все моменты своей жизни, начиная от рождения. Но ничего не привлекало его внимание, не оставляло такого следа в памяти, как время, прожитое с Полем в Арле. Долгое время он находился в поисках себя, долгое время страдал от пожирающего его душу одиночества. Оно убивало его день за днём. Винсент пытался высказать всё душевное состояние в письмах к брату. Тот в свою очередь изо всех сил старался помочь. Но ни один человек не был нужен ему так сильно, как Гоген. И вот, он наконец-то приехал в Арль. Ван Гог с тех пор так и не смог забыть те тёплые воспоминания. Каждый день с тех пор для него был наполнен жизнью. Он стал по-новому видеть мир, словно кто-то открыл ему глаза. Этим кем-то, как в последствии понял Винсент, был Анри. Золотые пшеничные поля, могучие кипарисы, бескрайние океаны лаванды, россыпь бриллиантовых звёзд на небе - и только один Поль сиял ярче них и согревал душу лучше, чем палящее солнце Арля. Винсент открыл глаза и увидел над собой обеспокоенного Раву. Он настойчиво расспрашивал его о том, что случилось. - Я, я стрелял в себя из пистолета... Не говори брату, прошу, он не должен приезжать. Вообще ничего не говори, это не его дело. Он не поможет, он тут ни при чём, Раву... Дальше всё было как в тумане: сначала пришёл врач, но после долгих и мучительных попыток так и не смог вытащить пулю. Затем приехал Тео. О, как же он был обеспокоен, он места себе не находил! Сидел у кровати брата, не вставая и не отрывая от него взгляда ни на минуту. Он даже пытался ещё раз вызвать врача, но тот лишь разводил руками. Время для Винсента тянулось бесконечно долго. Время от времени он то приходил в сознание и всё извинялся перед Тео, то снова впадал в беспамятство и видел перед собой лишь ярко-желтые поля подсолнухов, ясное небо Арля и такие знакомые, такие любимые глаза своего единственного настоящего друга. Сердце ужасно болело, в голове не укладывалась мысль о том, что Поль и правда это сделал. Но Винсент не винил его. Он винил лишь себя. Во всём, что было в его жизни, он теперь винил только себя. Для него больше не существовало никого, кто действительно что-то значил в его такой недолгой и такой ужасно трагичной и несчастной жизни. Были лишь эти до боли знакомые глаза Гогена и бескрайние просторы Арля. - Прощай, Анри. Печаль будет длиться вечно... - прошептал великий художник перед смертью. Это были последние слова умирающей истории. Но и Тео, и семья Раву сочли эти слова за приступ беспамятства. Гоген впоследствии так и не смог смириться с содеянным и пытался покончить с собой, в надежде, что там, на том свете, они с Винсентом снова обретут покой на бескрайних Арльских землях.

Жизнь Винсента Ван Гога, как переплетение всевозможных случайностей и событий, покрыта тайнами и слухами. До сих пор ученые спорят о причинах психического расстройства и внезапной смерти великого автора. В его картинах находят скрытые замыслы, а письма к брату открывают суровую правду о нелегкой жизни художника. Судьба была жестока, отпустив Ван Гогу всего 10 лет активной творческой жизни, но и этого короткого срока хватило, чтобы он превратился в мастера с оригинальной манерой живописи. Благодаря постоянному труду, выработанному таланту и собственному неповторимому взгляду на мир, Ван Гог сумел создать настоящие шедевры импрессионизма.
Родился Ван Гог в многодетной семье, получал образование и в школе, и дома. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…» .


Спасаясь от депрессии, Ван Гог обратился к живописи, всерьёз задумался об учёбе и в 1880 году при поддержке брата Тео уехал в Брюссель, где начал посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств. Однако через год Винсент бросил учёбу и вернулся к родителям. В этот период жизни он считал, что художнику вовсе не обязательно иметь талант, главное - много и усердно трудиться, поэтому он продолжил занятия самостоятельно.


Одна из первых картин - «Едоки картофеля»


В это же время Ван Гог испытал новое любовное увлечение, влюбившись в свою кузину, вдову Кее Вос-Стрикер, гостившую вместе с сыном в их доме. Женщина отвергла его чувства, но Винсент продолжал ухаживания, чем настроил против себя всех родных. В результате его попросили уехать. Ван Гог, испытав новое потрясение и решив навсегда отказаться от попыток устроить свою личную жизнь, уехал в Гаагу, где с новой силой окунулся в занятия живописью и стал брать уроки у своего дальнего родственника - представителя гаагской школы живописи Антона Мауве.
Винсент много работал, изучал жизнь города, особенно бедных кварталов. Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма - мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Крыши. Вид из мастерской ван Гога», 1882, бумага, акварель, мел, частное собрание Ж. Ренана, Париж).


В феврале 1886 ван Гог уехал из Антверпена в Париж к брату Тео, занимавшемуся торговлей произведениями искусства. Начался парижский период жизни Винсента, оказавшийся очень плодотворным и богатым на события. В этот период палитра ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок. В творчестве появились нотки спокойствия и умиротворения, вызванные влиянием импрессионистов.


«Мост через Сену»


Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»


«Папаша Танги»


На парижский период жизни приходится наибольшее количество созданных художником картин - около двухсот тридцати. В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки»


В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье». Творческие поиски художника привели его к истокам нового художественного стиля - постимпрессионизма.


Несмотря на творческий рост Ван Гога, публика по-прежнему не воспринимала и не покупала его картины, что весьма болезненно воспринималось Винсентом. К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции - в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга» - своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Самую важную роль в будущей мастерской ван Гог отдавал Полю Гогену.
Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах...


"Желтый дом"


«Терраса кафе ночью»


"Красные виноградники в Арле"


25 октября 1888 года в Арль приехал Поль Гоген, чтобы обсудить идею создания южной мастерской живописи. Однако мирное обсуждение очень быстро переросло в конфликты и ссоры: Гоген был недоволен безалаберностью Ван Гога, сам Ван Гог же недоумевал, как Гоген не хочет понять самой идеи единого коллективного направления живописи во имя будущего. До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что Ван Гог напал на спящего Гогена, и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь художник отрезал себе мочку уха. По общепринятой версии, это было сделано в порыве раскаяния; в то же время некоторые исследователи считают, что это было не раскаянием, а проявлением безумия, вызванного частым употреблением абсента. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей».


Автопортрет с отрезанным ухом


В периоды ремиссии Винсент просил отпустить его назад в мастерскую, чтобы продолжать работу, однако жители Арля написали заявление мэру города с просьбой изолировать художника от остальных жителей. Ван Гогу было предложено отправиться в поселение для душевнобольных Сен-Реми-де-Прованс, недалеко от Арля, куда Винсент и прибыл 3 мая 1889 года. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм.


"Звёздная ночь"


Пейзаж с Оливами


"Пшеничное поле с кипарисами"


Картина «Пейзаж в Овере после дождя» была написана в 1890 году, незадолго до смерти художника. Потом она перешла к его брату Тео.


Картина "Пшеничное поле с воронами" была закончена предположительно 10 июля 1890 года, за 19 дней до смерти Ван Гога в Овер-сюр-Уазе. Существует версия, что Винсент покончил с собой в процессе написания этой картины


Выйдя на прогулку с материалами для рисования, художник выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови...
По словам Тео, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»).


"Дерево"


Ван Гог, не признанный современниками, у потомков снискал невиданную популярность. Полотна его кисти, спустя сто лет после появления на свет, стали не только одними из самых дорогих произведений современного искусства, они, наконец, были по достоинству оценены знатоками и ценителями подлинных шедевров. Сейчас его произведения украшают собрания самых знаменитых галерей и музеев мира.

Моя любимая картина у Ван Гога - "Подсолнухи".


«Подсолнухи» (фр. Tournesols) - название двух циклов картин нидерландского художника Винсента ван Гога. Первая серия выполнена в Париже в 1887 году. Она посвящена лежащим цветам. Вторая серия выполнена через год, в Арле. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Две парижских картины приобрёл друг ван Гога Поль Гоген.

Жизнь, смерть и творчество Винсента Ван Гога изучены достаточно хорошо. О великом голландце написаны десятки книг и монографий, защищены сотни диссертации и снято несколько фильмов. Несмотря на это, исследователи постоянно находят новые факты из жизни художника. Недавно исследователи поставили под сомнение каноническую версию о самоубийстве гения и выдвинули свою версию.

Исследователи биографии Ван Гога Стивен Найфи (Steven Naifeh) и Грегори Уайт Смит (Gregory White Smith), считают, что художник не покончил жизнь самоубийством, а стал жертвой несчастного случая. К такому выводу ученые пришли после того, как провели масштабную поисковую работу и изучили множество документов и воспоминаний очевидцев и друзей художника.

Грегори Уайт Смит и Стиве Найфи

Свою работу Найфи и Уайт Смит оформили в виде книги, получившей название «Ван Гог. Жизнь». Работа над новой биографией нидерландского художника заняла более 10 лет, несмотря на то, что ученым активно помогали 20 исследователей и переводчиков.

В Овер-сюр-Уаз бережно хранят память о художнике

Известно, что смерть настигла Ван Гога в гостинице небольшого города Овер-сюр-Уаз, расположенного в 30 км от Парижа. Считалось, что 27 июля 1890 года художник отправился на прогулку по живописным окрестностям, в ходе которой выстрелил себе в область сердца. Пуля не достигла цели и прошла ниже, поэтому ранение оказалось хоть и тяжелым, но не привело к немедленной смерти.

Винсент Ван Гог «Пшеничное поле со жнецом и солнцем». Сен-Реми, сентябрь 1889

Раненный Ван Гог вернулся в свой номер, куда владелец гостиницы вызвал врача. На следующий день в Овер-сюр-Уаз приехал Тео, брат художника, на руках которого тот скончался 29 июля 1890 года, в 1.30 ночи, спустя 29 часов после рокового выстрела. Последними словами, которые произнес Ван Гог, была фраза «La tristesse durera toujours» (Печаль будет длиться вечно).

Овер-сюр-Уаз. Таверна «Раву» на втором этаже которого скончался великий голландец

Но согласно исследованиям Стивен Найфи, Ван Гог отправился на прогулку по пшеничным полям на окраинах Овер-сюр-Уаз вовсе не для того, чтобы свести счеты с жизнью.

«Люди, которые были с ним знакомы, считали, что его случайно убила пара местных подростков, но он решил их защитить и взял вину на себя».

Так считает Найфи, ссылаясь на многочисленные упоминания этой странной истории очевидцами. Было ли у художника оружие? Вероятнее всего было, так как Винсент однажды приобрел револьвер для отпугивания стай птиц, часто мешавших ему рисовать с натуры на природе. Но при этом никто не может с уверенностью сказать, брал ли Ван Гог оружие с собой в тот день.

Крошечная каморка, в которой провел последние дни Винсент Ван Гог, в 1890 году и сейчас

Впервые версию о неосторожном убийстве выдвинул еще в 1930 году Джон Ренвальд, известный исследователь биографии живописца. Ренвальд посетил город Овер-сюр-Уаз и поговорил с несколькими жителями, которые еще помнили трагический случай.

Также Джон смог получить доступ к медицинским записям доктора, осматривавшего раненого в его номере. Согласно описанию раны, пуля вошла в брюшную полость в верхней части по траектории, близкой к касательной, что совсем не характерно для случаев, когда человек стреляет в себя сам.


Могилы Винсента и его брата Тео, пережившего художника всего на полгода

Стивен Найфи в книге выдвигает очень убедительную версию происшедшего, в которой виновниками смерти гения стали его юные знакомые.

«Было известно, что эти двое подростков в то время дня часто ходили выпивать с Винсентом. У одного из них был ковбойский костюм и неисправный пистолет, с которым он играл в ковбоя».

Ученый считает, что неосторожное обращение с оружием, еще и неисправным, привело к непроизвольному выстрелу, которым и был смертельно ранен в живот Ван Гог. Вряд ли подростки хотели смерти своего старшего друга - скорее всего, произошло убийство по неосторожности. Благородный художник, не желая ломать жизнь юношам, взял вину на себя, а парням велел помалкивать.