Изучение автобиографических повестей о детстве. Автобиографические произведения русской литературы Автобиографическим произведением является повесть а н толстого

Алексей Николаевич Толстой – писатель многогранного и яркого дарования. Им созданы романы о современности и историческом прошлом нашей Родины, рассказы и пьесы, сценарии и политические памфлеты, автобиографическая повесть и сказки для детей.

А. Н. Толстой родился в г. Николаевске Самарской губернии – ныне город Пугачев Саратовской области. Он рос в обстановке дикого быта разорившихся заволжских помещиков. Эту жизнь писатель красочно изобразил в своих рассказах и романах, написанных в 1909–1912 гг. («Мишука Налымов», «Чудаки», «Хромой барин» и др.).

Великую Октябрьскую социалистическую революцию Толстой принял не сразу. Он эмигрировал за границу.

«Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни, – писал позже Толстой в автобиографии. – Там я понял, что значит быть парнем, человеком, оторванным от родины, невесомым, бесплодным, не нужным никому ни при каких обстоятельствах».

Тоска по Родине вызывала в памяти писате­ля воспоминания детства, картины родной природы. Так появилась автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1919), в которой чувствуется, как глубоко и задушевно любил свою Родину Толстой, как тосковал вдали от нее. В повести рассказывается о детских годах писателя, прекрасно изображены картины русской природы, русского быта, образы русских людей.

В Париже Толстой написал научно-фантастический роман «Аэлита».

Вернувшись в 1923 г. на Родину, Толстой писал: «Я стал участником новой жизни на земле. Я вижу задачи эпохи». Писатель создает рассказы о советской действительности («Черная пятница», «Мираж», «Союз пяти»), фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», трилогию «Хождение по мукам» и исторический роман «Петр I».

Над трилогией «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро») Толстой работал около 22 лет. Ее тему писатель определил так: «Это потерянная и возвращенная Родина». Толстой рассказывает о жизни России периода революции и гражданской воины, о сложном пути к народу русских интеллигентов Кати, Даши, Телегина и Рощина. Революция помогает героям трилогии определить свое место в общенародной борьбе за социализм, найти личное счастье. Читатель расстается с ними в конце гражданской войны. Начинается новый этап в жизни страны. Победивший народ приступает к строительству социализма. Но, прощаясь со своим полком, герои романа Телегин говорит: «Предупреждаю вас – впереди еще много трудов, враг еще не сломлен, и его мало сломить, его нужно уничтожить... Эта война такая, что в ней надо победить, в ней нельзя не победить... Ненастным, хмурым утром вышли мы в бой за светлый день, а враги наши хотят темной разбойничьей ночи. А день взойдет, хоть ты тресни с досады...»

Русский народ предстает в эпопее творцом истории. Под руководством Коммунистической партии он борется за свободу и справедливость. В образах представителей народа – Ивана Горы, Агриппины, балтийских матросов – Толстой отражает стойкость, мужество, чистоту чувств, преданность Родине советских людей. С большой художественной силой писателю удалось запечатлеть в трилогии образ Ленина, показать глубину мыслей вождя революции, его целеустремленность, энергию, скромность и простоту.

Толстой писал: «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер».


Одной из таких эпох была Петровская эпоха. К ней и обратился А. Толстой в романе «Петр I» (первая книга – 1929–1930 гг., вторая книга – 1933–1934 гг.). Это роман не только о великом преобразователе Петре I, но и о судьбах русской нации в один из «трагических и творческих» периодов ее истории. Писатель правдиво рассказывает о важнейших событиях Петровской эпохи: стрелецком бунте, крымских походах князя Голицына, о борьбе Петра за Азов, путешествиях Петра за границу, его преобразовательной деятельности, о войне России со шведами, о создании русского флота и новой армии, об основании Петербурга и т. д. Наряду со всем этим Толстой показывает жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс.

Создавая роман, Толстой использовал огромный материал – исторические исследования, записки и письма современников Петра, военные донесения, судебные архивы. «Петр I» – один из лучших советских исторических рома­нов, он помогает понять сущность далекой эпохи, воспитывает любовь к Родине, законную гордость ее прошлым.

Для детей младшего возраста Толстой написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». На материале сказки он сделал киносценарий и пьесу для детского театра.

В годы Великой Отечественной войны А. Толстой рассказывал о силе и героизме советских людей в борьбе с врагами Родины. Его статьи и очерки: «Родина», «Кровь народа», «Москве угрожает враг», рассказ «Русский характер» и другие – вдохновляли советских людей на новые подвиги.

В годы войны А. Толстой создал также драматическую повесть «Иван Грозный», состоящую из двух пьес: «Орел и орлица» (1941–1942) и «Трудные годы» (1943).

Замечательный писатель был и выдающимся общественным деятелем. Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, был избран действительным членом Академии наук СССР.

Писатель-патриот и гуманист, художник широкого творческого диапазона, мастер совершенной литературной формы, владевший всеми богатствами русского языка, Толстой прошел сложный творческий путь и занял видное место в русской советской литературе.

Алексей Толстой
(имя на языке оригинала)

Имя при рождении: Алексей Николаевич Толстой
Псевдонимы: Иван Сударев
Дата рождения: 29 декабря 1882 года (10 января 1883)
Место рождения: г. Пугачев (Николаевск) Саратовской области
Дата смерти: 23 февраля 1945 года
Место смерти: г. Москва
Гражданство: Россия, (СССР)
Род деятельности: писатель и драматург
Карьера: 1908 - 1945
Направление: социалистический реализм
Жанр: исторический роман, научная фантастика, драматургия
Дебют: сборник стихов "Лирика"
Произведения на сайте Lib.ru

Родился 29 декабря 1882 (10 января 1883) в городе Николаевске Самарской губернии , ныне г. Пугачев Саратовской области в семье помещика. Отец Толстого - граф Николай Александрович Толстой , мать – детская писательница Александра Леонтьевна Бостром , урождённая Тургенева, двоюродная внучка декабриста Н.И. Тургенева . Был воспитан отчимом Алексеем Аполлоновичем Бостромом, либералом и наследником "шестидесятников". Детские годы прошли на хуторе Сосновка под Самарой, принадлежавшем отчиму. Первоначальное образование получил дома под руководством приглашенного учителя.

Юность Толстого

Мать А.Н. Толстого

Отчим А.А. Бостром

В 1897 году Толстой поступает в Сызранское реальное училище, а в следующем году его переводят в Самарское реальное училище, которое он и заканчивает в 1901 году. В этом же году он поступает в на отделение механики. К этому времени относятся его первые стихи, не свободные от подражания Некрасову и Надсону . Толстой участвует в студенческих забастовках и демонстрациях. В 1907 году, незадолго до защиты диплома, Толстой оставляет институт, решив посвятить себя литературе.

В 1908 написал книгу стихов "За синими реками" - результат первого знакомства с русским фольклором. К этому времени относятся и первые прозаические опыты - "Сорочьи сказки".

На раннее творчество Толстого оказал влияние М.Волошин , который в те годы был с ним дружен. В 1909 написал первую повесть "Неделя в Тургеневе", вошедшую позднее в книгу "Заволжье". Затем вышли в свет два романа - "Чудаки" и "Хромой барин". Произведения Толстого привлекли внимание М.Горького , который увидел в нем "...писателя, несомненно крупного, сильного..." Критика тоже благосклонно оценила его первые публикации.

Октябрьская революция в судьбе писателя

В 1921 году писатель переезжает в Берлин и входит в сменовеховскую группу "Накануне" (общественно-политическое движение русской эмигрантской интеллигенции, отказавшейся от борьбы с Советской властью и перешедшей к ее фактическому признанию). Бывшие друзья-иммигранты отвернулись от А.Толстого. В 1922 году Толстой публикует “Открытое письмо Н. В. Чайковскому ”, объясняя ему причины своего разрыва с белой эмиграцией и признавая советскую власть как единственную силу, способную спасти Россию.

Стиль А.Н. Толстого

Писатель за работой

За десятилетие интенсивной творческой работы у писателя складывается свой стиль. Его отличительными особенностями являются обостренная сюжетность, вкус к полновесному и сочному слову, добытому из глубин народной речи. Наконец, высокое искусство анализа внутреннего мира героя посредством особой трактовки его действий, поступков, того, что сам писатель назовет «жестовой силой слова». Есть, например, в «Петре Первом» сцена, когда юный царь, узнав о смерти своего друга и сподвижника Франца Лефорта, немедленно выезжает из Воронежа и, «заганивая перекладных», добирается до Москвы. Безупречно передано состояние потрясенного Петра, его немые рыдания: «Долго стоял, положив руку на край гроба… Плечи стали шевелиться под зеленым кафтаном, затылок натянулся».

В 20-е годы художник обращается к самым разным жанрово-тематическим сферам. Прихотливо сочетаются XVIII в. («Граф Калиостро», цикл произведений о Петре I) и отдаленное будущее – эпоха межпланетных полетов («Аэлита», 1922), научно-фантастическая утопия (роман «Гиперболоид инженера Гарина», 1927) и нравственно-бытовая повесть из эпохи нэпа («Голубые города», 1925; «Гадюка», 1928), наконец, сатира, переходящая временами в обличительный памфлет («Похождение Невзорова, или Ибикус», 1924; цикл произведений об эмигрантах), и социально-психологический эпос («Хождение по мукам», 1921-1941). О чем бы ни писал А. Толстой, незыблемыми остаются приметы его неповторимого стиля: красочность живописной природы, скульптурность слога, помогающие воссоздать вещественную фактуру, ту свежесть и первозданность бытия, когда написанное как бы исчезает, а читатель погружается в самую гущу полнокровной и терпкой жизни.

Возвращение в СССР

В1923 году А.Н. Толстой возвращается в СССР, где публикует последнее созданное за границей произведение – научно-фантастический роман «Аэлита» и роман «Сестры» (1922, 2-я ред. 1925, первая часть трилогии «Хождение по мукам»). Испытав горечь временного отторжения от Родины, писатель признавался: «Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины, невесовым, бесплотным, не нужным никому, ни при каких обстоятельствах».

В 1937 году Толстой посещает республиканскую Испанию, выступает на международных антифашистских конгрессах в Париже, Лондоне, Мадриде.

В годы Великой Отечественной войны

В период Великой Отечественной войны Алексей Толстой продолжает интенсивно работать в трех направлениях. Это проза – «Рассказы Ивана Сударева», замысел большого романа-эпопеи о военном подвиге народа «Огненная река (На верном пути)», драматургия – драматическая повесть из двух пьес об Иване Грозном – «Орел и орлица» и «Трудные годы». Много работает в жанре публицистики. Примечательная особенность военной публицистики А. Толстого - активное использование идей и образов героического прошлого нашей Родины, ее многовековой истории.

23 февраля 1945 года Алексей Николаевич Толстой скончался в Москве не успев закончить свой замысел писателя о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне .

Личная жизнь

Толстой был женат четыре раза.

Дети писателя

Писатель с сыновьями

Награды

В 1941 году Толстому была вручена Сталинская премия за роман «Пётр I».

Дилогия «Иван Грозный» («Орел и орлица», 1941, и «Трудные годы», 1943)

Очерки, публицистика («Рассказы Ивана Сударева», 1942-44)

Книга для детей «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936)

Статьи о литературном творчестве

Произведения написаны «от первого лица» (например, трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»; повесть Тургенева «Первая любовь»; романы-хроники «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука»; роман «Жизнь Арсеньева»; рассказы М. Горького из сборника «По Руси» и его трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»; - Михайловский «Детство Темы»; «Лето Господне»; «Детство Никиты»; «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды»).

В автобиографических произведениях главным всегда является сам автор, и все описываемые события передаются непосредственно через его восприятие. И все же эти книги – прежде всего художественные произведения, и приведенные в них сведения нельзя воспринимать как реальную историю жизни автора.

Обратимся к произведениям, и -Михайловского. Что же их объединяет?

Все герои рассказанных историй – дети.

За основу сюжета авторы взяли изображение картин духовного роста маленького человека. Повествуя о прошлом своего героя не в хронологической последовательности, а рисуя картины наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребенка, художники слова показывают, как воспринимал эти события реально существовавший человек того времени, о чем он думал, как он ощущал мир. Автор дает читателям почувствовать "живое дыхание" истории.

Главное для писателей – это не события эпохи, а их преломление в душе растущего человека; психология героев, их отношение к жизни, трудное обретение себя.


Все писатели своими произведениями утверждают, что основа жизни ребенка – любовь, которая ему нужна от других и которую он готов щедро дарить людям, в том числе и близким.

Уроки детства осмысляются героями всю жизнь. Они остаются с ним как ориентиры, которые живут в их совести.

Сюжет и композиция произведений основываются на жизнеутверждающем мировосприятии авторов, которое они передают своим героям.

Все произведения обладают огромной нравственной силой, которая необходима сегодня растущему человеку как противоядие против бездуховности, насилия, жестокости, захлестнувших наше общество.

Изображенное в произведениях видится как бы одновременно и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, оценивающего все с позиций большого жизненного опыта.

Что же отличает эти автобиографические произведения?

В произведениях, и - Михайловского авторы рассказывают не только о детстве героев, но и о том, как складывается их самостоятельная жизнь.

И открывают перед читателем детские впечатления своих героев.

Жизнь маленьких героев складывается и освещается писателями по-разному.

Горьковское произведение отличается от других повестей автобиографического характера тем, что ребенок находится в другой социальной среде. Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период жизни. Художественной задачей Горького было показать «свинцовые мерзости жизни» всего того социального слоя, к которому он принадлежал. С одной стороны, писателю было важно показать «тесный, душный круг жутких впечатлений», в котором жил Алеша в семье Кашириных. С другой стороны, - рассказать об огромном влиянии на Алешу тех «прекрасных душ», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение... к жизни светлой, человеческой».

Герой «Детства» всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы.

В повести «Мои университеты» сильно публицистическое начало, что помогает читателю глубже понять личность Горького, его мысли, чувства. Главным уроком этой повести является мысль писателя о том, что человека создает его сопротивление окружающей среде.

Детство персонажей других писателей согрето лаской и любовью родных. Свет и тепло семейной жизни, поэзия счастливого детства бережно воссоздаются авторами произведений.

Но тут же возникают и острые социальные мотивы: неприглядные стороны помещичьего и аристократически-светского бытия рисуются отчетливо и без прикрас.

«Детство» и «Отрочество» - повествование о Николеньке Иртеньеве, чьи мысли, чувства и ошибки изображены писателем с полным и искренним сочувствием.

Николенька Иртеньев, герой произведения, – мальчик с чуткой душой. Он жаждет согласия между всеми людьми и стремится им помочь. Он более остро воспринимает события жизни, видит то, чего не замечают другие. Не о себе ребенок думает, страдает, видя людскую несправедливость. Сложнейшие жизненные вопросы ставит мальчик перед собой. Что такое любовь в жизни человека? Что есть добро? Что есть зло? Что есть страдание, и можно ли прожить жизнь без страданий? Что есть счастье (и несчастье)? Что есть смерть? Что такое Бог? И в итоге: что есть жизнь, для чего жить?


Отличительной чертой характера Николеньки является стремление к самоанализу, строгому суду своих мыслей, побуждений и поступков. Он винит, казнит себя не только за недостойные поступки, но даже слова и мысли. А ведь это – муки чуткой детской совести.

Иная картина в повествовании о юности героя. В нем сохранились прежние устремления и благородные душевные качества. Но он воспитан в ложных предрассудках аристократического общества, от которых освобождается только к концу повести, и то лишь пройдя через сомнения и серьезные размышления и встретив иных людей – не аристократов.

«Юность» - это повесть об ошибках и возрождении.

Книги о детстве и юности создавались и до Толстого. Но Толстой первым внес в историю становления человеческой личности тему острой внутренней борьбы, нравственного самоконтроля, раскрывая «диалектику души» героя.

Тёма Карташев («Детство Тёмы») живет в семье, где отец отставной генерал, дает вполне определенное направление воспитанию детей. Поступки Тёмы, его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания отца, сопротивляющегося «сентиментальному» воспитанию сына, «вырабатывающего» из него «противную слюнявку». Однако мать Тёмы, женщина умная и тонко образованная, придерживается иного взгляда на воспитание собственного сына. По её мнению, любые воспитательные меры не должны уничтожить в ребенке человеческого достоинства, превращать его в «огаженного звереныша», запуганного угрозой телесных наказаний.

Недобрая память об экзекуциях за проступки сохранится у Тёмы на долгие годы. Так, спустя почти двадцать лет случайно оказавшись в родном доме, он вспоминает место, где его секли, и собственное чувство к отцу, «враждебное, никогда не мирящееся».

– Михайловский проводит своего героя, доброго, впечатлительного, горячего мальчика, через все горнила жизни. Не раз его герой попадает, как Жучка, «в вонючий колодец». (Образ Жучки и колодца неоднократно повторяется в тетралогии как символ тупикового состояния героев.) Однако герой способен возрождаться. Сюжет и композиция семейной хроники построены как поиски выхода из кризисов.

«Мой компас – моя честь. Двум вещам поклоняться можно – гению и доброте»,- говорит Карташев своему другу. Точкой опоры в жизни для героя станет работа, в которой раскроются таланты, духовные и физические силы героя.

В «Детских годах Багрова - внука» нет происшествий. Это история мирного, бессобытийного детства, удивляющего только необыкновенной чувствительностью ребёнка, которой способствует необыкновенно сочувственное воспитание. Особая сила книги заключается в изображении прекрасной семьи: «Семья позволяет человеку любой эпохи более устойчиво держаться в обществе... ограничивая в человеке животное», - писал А. Платонов. Он также подчеркивал, что семья в изображении Аксакова воспитывает чувство родины и патриотизм.

У Сережи Багрова было нормальное детство, овеянное родительской любовью, нежностью и заботой. Однако он замечал подчас отсутствие гармонии между отцом и матерью из-за того, «что с одной стороны, была требовательность, а с другой - неспособность удовлетворить тонкой требовательности». Сережа с удивлением отмечал, что его горячо любимая мать равнодушна к природе, высокомерна к крестьянам. Все это омрачило жизнь мальчика, который понимал, что доля вины лежит и на ней.

В основе повести И. Шмелева «Лето Господне» лежат впечатления детства и отражение мира детской души. Дом, отец, народ, Россия – все это дано через детское восприятие.

В сюжете мальчику отведено срединное положение, некий центр между отцом, кипящим в делах и заботах, и спокойным, уравновешенным Горкиным, которого богомольцы принимают за батюшку. А новизна каждой главы – в открывающемся взору ребенка мире Красоты.

Образ Красоты в повести многолик. Это, конечно, картины природы. Свет, радость – этот мотив в восприятии природы мальчиком звучит постоянно. Пейзаж - словно царство света. Природа одухотворяет жизнь ребенка, связывает её незримыми нитями с вечным и прекрасным.

С образом Неба входит в повествование и мысль о Боге. Самыми поэтическими страницами повести являются страницы, рисующие православные праздники и религиозные обряды. В них показана красота духовного общения: «Все были связаны со мной, и я был со всеми связан», - радостно думает мальчик.

Вся повесть словно сыновний поклон и памятник отцу, сотворенный в слове. Очень занятый, отец всегда находит время для сына, для дома, для людей.

Один из современников пишет о нем: «…Велика власть таланта, но еще сильнее, глубже и неотразимей трагизм и правда потрясенной и страстно любящей души… Никому больше не дано такого дара слышать и угадывать чужое страдание, как ему».

«Детство Никиты». В отличие от других произведений, в повести Толстого каждая глава представляет законченный рассказ о каком-то событии из жизни Никиты и даже имеет свое название.

С детских лет А. Толстой полюбил волшебную русскую природу, узнал богатую, образную народную речь, уважительно относился к народу и всеми этими качествами наделил и Никиту.

Поэзия разлита во всем, что окружает этого мальчика – нежного, наблюдательного и очень серьезного. В самых обыкновенных событиях жизни Никиты автор находит неизъяснимую прелесть. Он стремится опоэтизировать окружающий мир и заражает этим стремлением других.

В этом произведении, рассказанном с шутливой улыбкой, раскрыт большой мир и глубокие чувства взрослых и детей.

Как видно из анализа произведений, жизнь одних героев складывается безмятежно и спокойно в счастливой семье (Сережа Багров, Никита).

Другие персонажи шалят, мучаются, влюбляются, страдают, теряют родителей, борются, ставят перед собой трудные философские вопросы, над которыми с рождения и до смерти бьется мыслящий человек.

Как и все произведения Л. Н. Толстого, трилогия «Детство. Отрочество. Юность» явилась, по сути, воплощением большого количества замыслов и начинаний. В ходе работы над произведением писатель тщательно оттачивал каждую фразу, каждую сюжетную комбинацию, старался подчинить все художественные средства четкому следованию общей идее. В тексте толстовских произведений важно все, мелочей нет. Каждое слово употреблено не случайно, каждый эпизод продуман.

Главной целью Л. Н. Толстого становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности, то есть в те периоды жизни, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире, свою нерасторжимость с ним, и затем, когда начинается отделение себя от мира и осмысление окружающей его среды. Отдельные повести составляют трилогию, действие же в них происходит согласно идее, сначала в усадьбе Иртеньевых («Детство»), затем мир значительно расширяется («Отрочество»). В повести «Юность» тема семьи, дома звучит во много раз приглушеннее, уступая место теме взаимоотношений Николеньки с внешним миром. Не случайно со смертью матери в первой части разрушается гармония отношений в семье, во второй -- умирает бабушка, унося с собой огромную моральную силу, и в третьей -- папа вторично женится на женщине, у которой даже улыбка всегда одинаковая. Возвращение прежнего семейного счастья становится совершенно невозможным. Между повестями существует логическая связь, оправданная прежде всего логикой писателя: становление человека хоть и разделяется на определенные стадии, однако непрерывно на самом деле.

Повествование от первого лица в трилогии устанавливает связь произведения с литературными традициями того времени. Кроме того, оно психологически сближает читателя с героем. И наконец, такое изложение событий указывает на некоторую степень автобиографичности произведения. Впрочем, нельзя сказать, что автобиографичность явилась наиболее удобным способом воплотить некий замысел в произведении, так как именно она, судя по высказываниям самого писателя, не позволила осуществить первоначальную идею. Л."Н. Толстой задумывал произведение как тетралогию, то есть хотел показать четыре этапа развития человеческой личности, но философские взгляды самого писателя в ту пору не укладывались в рамки сюжета. Почему же все-таки автобиография? Дело в том, что, как сказал Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой “чрезвычайно внимательно изучал типы жизни человеческого духа в самом себе”, что давало ему возможность “написать картины внутренних движений человека”. Однако важно то, что в трилогии фактически два главных героя: Николенька Иртеньев и взрослый человек, вспоминающий свое детство, отрочество, юность. Сопоставление взглядов ребенка и взрослого индивида всегда было объектом интересов Л. Н. Толстого. Да и дистанция во времени просто необходима: Л. Н. Толстой писал свои произведения обо всем, что в данный момент его волновало, а значит, в трилогии должно было найтись место для анализа русской жизни вообще. И надо сказать - нашлось.

Здесь, анализ русской жизни - это своего рода проекция его собственной жизни. Чтобы это увидеть, необходимо обратится к тем его жизненным моментам, в оных прослеживается связь с трилогией и другими произведениями Льва Николаевича.

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".

После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести "Утро помещика", 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали "самым пустяшным малым", а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки" (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество", 1852-54, и "Юность", 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк "Севастополь в декабре месяце" прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" - "религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической".

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как "великую надежду русской литературы" (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в "Исповеди" (1879-82): "Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел". Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 - за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе "Люцерн"), осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну.

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть "свобода учащегося" и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. "Азбука" и "Новая Азбука". В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).

Однако, о трилогии.

По замыслу автора, «Детство», «Отрочество» и «Юность», а также повесть «Молодость», которая, однако, не была написана, должны были составить роман «Четыре эпохи развития». Показывая ступень за ступенью становление характера Николая Иртеньева, писатель тщательно исследует, как воздействовала на его героя среда -- сначала узкий семейный круг, а затем все более широкий круг его новых знакомых, сверстников, друзей, соперников. В первом же завершенном произведении, посвященном ранней и, как утверждал Толстой, лучшей, самой поэтической поре человеческой жизни -- детству, он с глубокой грустью пишет о том, что между людьми воздвигнуты жесткие преграды, разъединяющие их на множество групп, разрядов, кругов и кружков. У читателя не остается сомнений, что юному герою Толстого будет не легко найти место и дело в мире, живущем по законам отчуждения. Дальнейший ход повествования подтверждает это предположение. Особенно трудной порой для Иртеньева оказалось отрочество. Рисуя эту «эпоху» в жизни героя, писатель решил «показать дурное влияние» на Иртеньева «тщеславия воспитателей и столкновения интересов семейства». В сценах университетской жизни Иртеньева из повести «Юность» с симпатией обрисованы его новые знакомые и друзья -- студенты-разночинцы, подчеркнуто их умственное и нравственное превосходство над героем-аристократом, исповедовавшим кодекс светского человека.

Искреннее стремление молодого Нехлюдова, выступающего главным героем в рассказе «Утро помещика», облагодетельствовать своих крепостных крестьян выглядит наивной мечтой недоучившегося студента, который впервые в жизни увидел, как тяжко живет его «крещеная собственность».

В самом начале писательского пути Толстого в его творчество властно вторгается тема разобщения людей. В трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» отчетливо выявлена этическая несостоятельность идеалов светского человека, аристократа «по наследству». Кавказские военные рассказы писателя («Набег», «Рубка леса», «Разжалованный») и рассказы о Севастопольской обороне поразили читателей не только суровой правдой о войне, но и смелым обличением офицеров-аристократов, явившихся в действующую армию за чинами, рублями и наградами. В «Утре помещика» и «Поликушке» трагедия русской дореформенной деревни показана с такой силой, что для честных людей становилась еще более очевидной безнравственность крепостничества.

В трилогии, каждая глава содержит в себе определенную мысль, эпизод из жизни человека. Поэтому и построение внутри глав подчинено внутреннему развитию, передаче состояния героя. Длинные толстовские фразы пласт за пластом, уровень за уровнем возводят башню человеческих ощущений, переживаний. Своих героев Л. Н. Толстой показывает в тех условиях и в тех обстоятельствах, где их личность может проявиться наиболее ярко. Герой трилогии оказывается перед лицом смерти, и тут все условности уже не имеют значения. Показываются взаимоотношения героя с простыми людьми, то есть человек как бы проверяется “народностью”. Маленькими, но невероятно яркими вкраплениями в ткань повествования вплетены моменты, в которых речь идет о том, что выходит за рамки понимания ребенка, что может быть известно герою только по рассказам других людей, например война. Соприкосновение с чем-то неизвестным, как правило, оборачивается почти трагедией для ребенка, и воспоминания о таких мгновениях всплывают в памяти прежде всего в минуты отчаяния. К примеру, после ссоры с St.-Jerme Николенька начинает искренне считать себя незаконнорожденным, припомнив обрывки чужих разговоров.

Разумеется, Л. Н. Толстой мастерски использует такие традиционные для русской литературы приемы подачи характеристики человека, как описание портрета героя, изображение его жеста, манеры поведения, так как все это -- внешние проявления внутреннего мира. Чрезвычайно важна речевая характеристика героев трилогии. Изысканный французский язык хорош для людей сomme il faut, смесь немецкого и ломаного русского языков характеризует Карла Иваныча. Неудивителен и тот факт, что задушевный рассказ немца написан по-русски с отдельными вкраплениями немецких фраз.

Итак, мы видим, что трилогия Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» построена на постоянном сопоставлении внутреннего и внешнего мира человека. Автобиографичность трилогии - на лицо.

Главной целью писателя, безусловно, был анализ того, что же составляет сущность каждого человека. И в мастерстве осуществления такого анализа, на мой взгляд, Л. Н. Толстой не знает равных.

Алексей Николаевич Толстой, биография которого будет рассматриваться в этой статье, - писатель яркого и многогранного дарования. Им написаны романы об историческом прошлом России и современности, пьесы и рассказы, политические памфлеты и сценарии, сказки для детей и автобиографическая повесть. О судьбе этого замечательного человека будет полезно узнать каждому.

Происхождение

Биография Толстого Алексея Николаевича началась в далеком 1883 году. Он появился на свет 29 декабря в Николаевске, в Самарской губернии. Будущий писатель воспитывался в семье помещика. Его отчим - А. Бостром - был наследником шестидесятников и либералом. К нему от законного мужа ушла мать Толстого - Александра Леонтьевна. Она была женщиной образованной, дворянского происхождения. Ее девичья фамилия - Тургенева, она приходилась внучатой племянницей декабристу Николаю Тургеневу. Родным отцом писателя был граф Толстой Николай Александрович. Впрочем, некоторые приписывают отцовство отчиму мальчика - Алексею Аполлоновичу Бострому. Этот момент в происхождении Алексея Николаевича по сей день является загадкой для биографов.

Детство

Ранние годы мальчика прошли в Сосновке - хуторе, принадлежавшем отчиму. Начальное образование будущий писатель получил дома, занимаясь под руководством приходящего учителя. Далее биография Алексея Толстого продолжилась в Самаре, куда он в 1897 году переехал вместе с родителями. Там мальчик поступил в реальное училище и окончил его в 1901 году. Затем он переехал в Петербург, чтобы продолжить свое образование. Там Алексей Николаевич поступил в технологический институт на отделение механики. К тому же времени относятся его первые поэтические опыты, созданные под влиянием творчества Надсона и Некрасова.

Раннее творчество

Писательство настолько увлекло юношу, что в 1907 году, перед защитой диплома, он оставил институт и решил целиком посвятить себя литературному творчеству. Краткая биография Алексея Толстого гласит, что в 1908 году он сочинил книгу стихов под названием «За синими реками», которая стала результатом его знакомства с русским фольклором. Через год он написал свою первую повесть - «Неделя в Тургеневе». Затем свет увидели два романа писателя - «Хромой барин» и «Чудаки». На произведения Алексея Толстого обратил внимание сам М. Горький. Он охарактеризовал их как творения, несомненно, крупного и сильного писателя. Критика также проявила благосклонность к первым публикациям автора.

Военные годы

Биография Алексея Толстого во время Первой мировой войны заслуживает отдельного внимания. Писатель трудился военным корреспондентом от издания «Русские ведомости», находился на фронтах, побывал во Франции и Англии. В это время он написал ряд рассказов и очерков о войне: «На горе», «Прекрасная дама», «Под водой». Алексей Николаевич также обратился к драматургии и сочинил две пьесы - «Касатка» и «Нечистая сила». События февральской революции вызвали интерес писателя к проблемам российской государственности. Он всерьез заинтересовался историей времен Петра Первого. Писатель много дней провел в архивах, стремясь проникнуть в суть того непростого времени.

Октябрьскую революцию Алексей Николаевич воспринял враждебно. Во время всеобщей смуты погибли его братья и были расстреляны другие родственники, некоторые скончались от болезней и голода. Во всем писатель винил большевиков. Он все еще продолжал работать, в его творчестве появилась историческая тематика (рассказы «День Петра», «Наваждение»), однако в 1918 году переехал вместе с семьей в Одессу, а оттуда эмигрировал за рубеж.

Эмиграция

Биография Алексея Толстого продолжилась в Париже. Писатель отзывался об этом периоде как о самом сложном отрезке своей жизни. Вдали от родины ему приходилось нелегко. Бытовая неустроенность усугублялась тем, что Толстой не смог найти единомышленников в эмигрантской среде. Его безграничную веру в русский народ никто не разделял. Преодолевая гнетущую тоску по Родине, Алексей Николаевич сочинил несколько произведений, пронизанных воспоминаниями о милом детстве. В 1920 году он написал повесть «Детство Никиты», а спустя два года опубликовал книгу «Приключения Никиты Рощина». В 1921 году Толстой перебрался в Берлин. Здесь он примкнул к сменовеховской группе «Накануне». Это общественно-политическое объединение русских эмигрантов отказалось от борьбы с властью Советов и перешло к ее фактическому признанию. В результате бывшие друзья по эмиграции отвернулись от Алексея Николаевича. В 1922 году Берлин посетил Горький. С ним у писателя установились тесные дружеские отношения. Под влиянием Алексея Максимовича писатель в 1922 году опубликовал «Открытое письмо Н. В. Чайковскому», в котором объяснял причины своего разрыва с белой эмиграцией и безоговорочно признавал советскую власть. Во время жизни за рубежом Толстым были написаны многие прозаические произведения: «Рукопись, найденная под кроватью», «Черная пятница», роман «Аэлита» и первая часть трилогии «Хождение по мукам» - «Сестры».

Возвращение на Родину

Биография Толстого Алексея Николаевича в 1923 году сделала новый судьбоносный виток - писатель вернулся в Россию. На Родине в последующие годы наряду с бесчисленными повестями и рассказами он написал вторую и третью часть «Хождения по мукам»: «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро». Затем писатель создал откровенно неудачную верноподданническую повесть «Хлеб», в которой прославлял оборону Царицына под руководством Сталина, и помпезную пьесу «Путь к победе». Однако вскоре Алексею Николаевичу приходит на ум действительно гениальная идея. Он начиняет сочинять исторический роман «Петр Первый», в котором всячески одобряет деятельность великого реформатора. Предполагалось, что жесткие методы Сталина уходят своими корнями глубоко в историю России. Этот жест был оценен властью по достоинству. Алексей Толстой, краткая биография которого приводится в этой статье, был осыпан всяческими милостями и заслужил прозвище «товарищ граф». Роман «Петр Первый» писатель создавал почти шестнадцать лет, и он так и остался неоконченным.

Великая Отечественная война

Алексей Николаевич Толстой, биография которого интересна и поучительна, в годы Великой Отечественной войны часто выступал с рассказами, очерками, статьями, главными героями которых были обыкновенные люди, сумевшие проявить в тяжелых испытаниях. В годы войны ему удалось блестяще проявить свой публицистический дар. Алексей Николаевич написал более шестидесяти патриотических статей, в том числе известный очерк под названием «Родина» (в 1941 году, 7 ноября). Кроме того, он сочинил цикл фронтовых очерков «Рассказы Ивана Сударева» и драматическую дилогию «Иван Грозный». В своих произведениях стремился передать несокрушимый дух своих соотечественников Алексей Толстой. «Русский характер» - рассказ, который заставляет читателей задумываться о тех, кто сумел отдать свою жизнь за свободу Отчизны. Впоследствии писатель хотел сочинить роман о подвиге русского народа во время Великой Отечественной войны, но этот замысел так и остался неосуществленным.

Последние годы жизни

В гостеприимный и открытый дом писателя все время приходили гости. Здесь собирались интересные люди: музыканты, актеры, литераторы. Алексей Толстой, русский характер которого не позволял ему замкнуться в четырех стенах и целиком посвятить себя творчеству, умел жить на широкую ногу и щедро делился получаемыми благами с друзьями. Писатель несколько раз был женат, женщины любили его за необычайно легкий нрав и широту натуры.

Биография Алексея Толстого завершилась в 1945 году, 23 февраля, в Москве. Он всего несколько месяцев не дожил до Победы. Писателя с большими почестями похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Толстой Алексей Константинович. Детство

Общеизвестно, что в русской литературе заявил о себе не один Алексей Толстой. Краткая биография одного из них была изложена выше, однако не меньшего внимания заслуживает другой известный российский писатель. Толстой Константин Алексеевич родился 28 сентября 1878 года в селе Красный Рог Черниговской губернии. Его отцом был граф Толстой Константин Петрович, а матерью - внебрачная дочь графа Разумовского Перовская Анна Алексеевна. Женщина по неизвестным причинам рассталась с мужем сразу после рождения мальчика и, вместо родного папы, будущего писателя воспитывал дядя по материнской линии - А. А. Перовский. Этот человек прославился в русской литературе под псевдонимом Антоний Погорельский.

Ранние годы Алексей провел на Украине, в имении дяди - селе Погорельцы. С десятилетнего возраста мальчика постоянно вывозили за границу. Будущий писатель входил в ближайшее окружение наследника престола, будущего императора Александра Второго.

Карьера и творчество

Повзрослев, сделал удачную статскую карьеру Алексей Константинович Толстой. Сначала (в 1934 году) он был определен в «студенты» московского архива при Министерстве иностранных дел, затем служил в русской дипломатической миссии в Германии, а в 1940 году поступил на службу в Петербурге при дворе, где получил в 1943 году чин камер-юнкера.

Краткая биография Алексея Толстого не может раскрыть все знаменательные события в его жизни. Известно, что в 1830-1840-х он сочинил на французском языке два фантастических произведения: рассказы «Встреча через триста лет» и «Семья вурдалака». В 1941 году в мае писатель впервые опубликовал свою книгу - фантастическую повесть «Упырь». Белинский весьма благосклонно отнесся к этому произведению и увидел в нем проблески недюжинного дарования.

Личная жизнь

Биография Толстого Алексея Константиновича в 1850 году ознаменовалась важным событием - он влюбился в жену полковника Миллер Софью Андреевну. Этот брак был официально оформлен лишь в 1863 году, так как ему препятствовали родственники влюбленных. С одной стороны, бывший муж Софьи Андреевны никак не давал развод, а с другой, мама писателя всячески препятствовала отношениям сына.

Алексей толстой, творчество и жизнь которого освещаются в данной статье, вышел в отставку в 1861 году. Он поселился под Санкт-Петербургом, на берегу реки Тесны в усадьбе «Пустынька», и лишь изредка наведывался в столицу. В следующее десятилетие своей жизни (1860-1870) он часто выезжал за границу и путешествовал по Англии, Франции, Германии, Италии. Творчество писатель не бросал и постоянно печатался в журналах «Вестник Европы», «Русский вестник» и «Современник». В 1867 году опубликовал сборник своих стихов Толстой Алексей Константинович. Биография этого человека была насыщена интересными событиями. Он оставил свой след в русской литературе.

Кончина

Писатель умер в 1975 году, 28 сентября, во время очередного приступа сильнейшей головной боли. Биография Толстого Константина Алексеевича завершилась потому, что он ввел себе слишком много морфия, который был ему прописан врачом. Музей-усадьба этого замечательного человека находится в Красном Роге (Брянская область). Здесь писатель провел свои детские годы и неоднократно сюда возвращался. В этом поместье Алексей Константинович Толстой, биография которого интересна многим, нашел себе последний приют. Детей писатель после себя не оставил. Он вырастил только приемную дочь - Бахметьеву Софью Петровну.

Толстой Алексей Константинович. Творческое наследие

Произведения Алексея Толстого отличались заметным своеобразием. Писатель создал немало сатирических стихотворений и баллад. Он также является автором знаменитого исторического романа «Князь Серебряный». Творческая биография Толстого Алексея Константиновича также связана с написанием драматической трилогии об Иване Грозном. Кроме того, перу этого замечательного автора принадлежат лирические стихотворения. Достаточно вспомнить строчки из популярного романса «Средь шумного бала…», чтобы оценить всю мощь литературного дарования Алексея Константиновича. Толстой еще был неплохим драматургом. В 1898 году открытие Московского Художественного театра ознаменовалось постановкой его исторической драмы «Царь Федор Иоанович».

И уж никак нельзя обойти вниманием комический талант этого замечательного писателя. Алексей Константинович Толстой, биография которого весьма насыщенна, наряду с братьями Жемчужными создал бессмертный образ Козьмы Пруткова. Более половины сочинений этого забавного персонажа принадлежит его авторству.

Теперь вы знаете биографии двух выдающихся русских писателей. Толстой - фамилия, которая навсегда закрепилась в отечественной литературе как символ высочайшего писательского таланта, превзойти который дано далеко не каждому.