Журналистика периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия. Журналисты, погибшие на фронтах великой отечественной войны

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ Букурова Елена Анатольевна – педагог литературно-журналистской студии «Молодые голоса» МАОУ ДОД «Дом детского творчества» станицы Староминской Краснодарского края

2 слайд

Описание слайда:

Военные корреспонденты у стен Рейхстага «Война, она такое дело, О ней не вспоминать нельзя…» М.Тимошечкин «Военный архив» Вместе жили, Родине служили Острое перо и автомат, Фронтовою дружбою дружили Журналист, писатель и солдат. А. Жаров

3 слайд

Описание слайда:

ПЕСНЯ ВОЕННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ От Москвы до Бреста Нет такого места, Где бы не скитались мы в пыли. С лейкой и с блокнотом, А то и с пулеметом Сквозь огонь и стужу мы прошли. Без глотка, товарищ, Песню не заваришь, Так давай по маленькой нальем. Выпьем за писавших, Выпьем за снимавших, Выпьем за шагавших под огнем!... А не доживем, мой дорогой, Кто-нибудь услышит, Снимет и напишет, Кто-нибудь помянет нас с тобой! К.Симонов

4 слайд

Описание слайда:

Памятник военному корреспонденту Военному корреспонденту поставлен памятник в сквере Центрального дома журналистов в Москве. В плащ-накидке, с блокнотом в руках, он в любой момент готов пойти на выполнение редакционного задания, чтобы быть вместе с солдатами.

5 слайд

Описание слайда:

Военные корреспонденты сохранили летопись Великой Отечественной войны для потомков. В дни обороны Севостополя. Николай Михайлович Воронин - участник Великой Отечественной войны, полковник внутренней службы в отставке, профессиональный журналист, почти полвека жизни отдал службе в армии, органах КГБ и МВД, автор многочисленных газетных и журнальных публикаций о работниках и деятельности органов внутренних дел. Из -под его пера вышла серия книг, повествующая о суровых буднях огнеборцев, в том числе "Подвиг пожарных-чернобыльцев Подмосковья" и "Солдаты огненного фронта".

6 слайд

Описание слайда:

Военные корреспонденты сохранили летопись Великой Отечественной войны для потомков. В дни обороны Севостополя.

7 слайд

Описание слайда:

Советские военные корреспонденты Михаил Шолохов (на первом плане слева), Евгений Петров и Александр Фадеев (на втором плане слева направо). Западный фронт.

8 слайд

Описание слайда:

Константин Симонов Константин Симонов уже 24 июня 1941 года отправился на фронт военным корреспондентом газеты «Красная звезда». Он был свидетелем многих решающих битв. Через свои очерки, стихи, прозу писатель показал увиденное и пережитое как им самим, так и тысячами других участников войны. Свои впечатления и мысли Симонов излагал во фронтовых записках под названием «Разные дни войны».

9 слайд

Описание слайда:

Александр Твардовский Военный путь Александра Трифоновича начался осенью 1939 года, когда он в качестве военного корреспондента участвовал в походе Красной Армии в Западную Белоруссию. С 1942 года и до конца Великой войны Твардовский работал в «Красноармейской правде». За годы войны создал многочисленные стихи, объединённые во «Фронтовую хронику», очерки, корреспонденции. А поэма «Василий Тёркин», созданная в период с 1941 по 1945 годы, стала ярким воплощением русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной.

10 слайд

Описание слайда:

Алексей Толстой В годы войны Алексей Толстой пишет около 60 публицистических материалов (очерки, статьи, обращения, зарисовки о героях, военных операциях), начиная с первых дней войны (27 июня 1941 года - «Что мы защищаем») и до самой своей смерти в конце зимы 1945 года. Самым известным произведением Алексея Толстого о войне считается очерк «Родина».

11 слайд

Описание слайда:

Михаил Шолохов Всю Великую Отечественную войну писатель был военным корреспондентом газеты «Правда». Он видел разгром фашистов под Сталинградом. Опубликовал несколько очерков («На Дону», «На юге», «Казаки» и др.) и рассказ «Наука ненависти» (1942). Вышли в свет несколько отрывков из так и не дописанного романа «Они сражались за Родину» (1942-1944, 1949, 1969).

12 слайд

Описание слайда:

Борис Полевой Борис Николаевич Кампов родился 4 (17) марта 1908 года в Москве. Карьеру журналиста начал в 1928 году, имел покровительство Максима Горького. Работал в газетах «Тверская деревня», «Тверская правда», «Пролетарская правда», «Смена». Псевдоним Полевой родился в результате предложения одного из редакторов фамилию Кампов «перевести с латинского» (campus - поле) на русский. В годы Великой Отечественной войны Б. Н. Полевой находился в действующей армии в качестве корреспондента «Правды», в том числе на Калининском фронте (1942). Славу и Сталинскую премию ему принесла написанная за 19 дней «Повесть о настоящем человеке», посвящённая подвигу лётчика А. П. Маресьева. Только до 1954 года общий тираж её изданий составил 2,34 млн экземпляров. Военные впечатления легли в основу книг: «От Белгорода до Карпат» (1945), «Повесть о настоящем человеке» (1946), «Мы - советские люди» (1948). «Золото» (1949-1950) Автор четырёх книг военных мемуаров «Эти четыре года». Менее известны материалы об его присутствии на Нюрнбергском процессе в качестве корреспондента газеты «Правда» - «В конце концов» (1969). . В 1961-1981 годах - главный редактор журнала «Юность». С 1967 года он был секретарём правления Союза писателей СССР, с 1952 года был вице-президентом Европейского общества культуры. Депутат Верховного Совета РСФСР (1946-1958). Б. Н. Полевой умер 12 июля 1981 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.и

13 слайд

Описание слайда:

Александр Фадеев Фадеев (Булыга) Александр Александрович – прозаик, критик, теоретик литературоведения, общественный деятель. Родился 24 (10) декабря 1901 года в селе Кимры Корчевского уезда Тверской губернии. В годы Великой Отечественной войны Фадеев работал как публицист. Будучи корреспондентом газеты “Правда” и Совинформбюро, объехал ряд фронтов. В начале января 1942 года писатель прибыл на Калининский фронт, который "тяжело и бурно наступал под Ржевом". Фадеев захотел попасть и попал на самый опасный участок, где советские войска, охватывая противника, ещё недостаточно закрепились, где территория густо простреливалась с двух сторон. Впечатления от этого посещения Калининского фронта пригодились Фадееву не только для написания очередной корреспонденции, но и впоследствии при работе над романом "Молодая гвардия". 14 января 1942 года Фадеев опубликовал в "Правде" корреспонденцию "Изверги-разрушители и люди-созидатели", в которой он рассказал о том, что увидел в нашей области и Калинине после изгнания фашистских оккупантов. В другом очерке - "Боец" Фадеев описал подвиг красноармейца Падерина, посмертно получившего звание Героя Советского Союза: "В 1941 году, в боях за Калинин, у вражеского дзота, не дававшего продвинуться вперед и много унесшего жизней наших людей, Падерин был тяжело ранен и в порыве великого нравственного подъема закрыл амбразуру дзота своим телом". Осенью 1943 г. писатель выезжал в освобожденный от врагов г. Краснодон. Впоследствии собранный там материал лег в основу романа “Молодая гвардия”. Последний творческий замысел Фадеева – роман о современности “Черная металлургия” остался незавершенным. 13 мая 1956 г. в Москве в состоянии душевной депрессии писатель покончил жизнь самоубийством.

14 слайд

Описание слайда:

Илья Эренбург Илья Эренбург с началом войны стал корреспондентом газеты «Красная звезда». Первая статья писателя датирована 23 июня 1941 года. Всего за годы войны Эренбург написал около полутора тысяч памфлетов, статей, корреспонденций.

15 слайд

Описание слайда:

Семён Борзунов Родился 23 февраля 1919 года в селе Студеное Аннинского района Воронежской области. В феврале 1941 года окончил Военно-политическое училище и, будучи офицером-танкистом, в первые же часы 22 июня встретил врага на западной границе в районе Перемышля. Был ранен, но, придя в сознание, отказался от госпитализации и остался в боевом строю. Участвовал в обороне Львова, Тернополя, Киева... Затем в его судьбе произошел резкий поворот: он стал военным корреспондентом сначала дивизионной, потом армейской и фронтовой газет. Принимал участие в первых наступательных боях под Ленинградом и Тихвином, под Сталинградом и Воронежем. 22 сентября 1943 года вместе с небольшой группой разведчиков в первой лодке форсировал Днепр, за что командованием фронта представлялся к званию Героя Советского Союза. Однако это представление где-то затерялось в инстанциях. Уже в конце войны, представляя боевого журналиста к новой государственной награде, редактор газеты "За честь Родины" 1-го Украинского фронта писал: "Во всех решающих боях фронта: в зимнем наступлении 1943 года, в весеннем и летнем наступлениях 1944 года, а также в последних наступательных боях 1945 года, тов. Борзунов неизменно находился с передовыми частями... Организуя материал на передовой линии под огнем врага, он показал себя бесстрашным журналистом. Майор Борзунов С. М. достоин награждения орденом Красного Знамени". На этот раз представление не затерялось, и, находясь в горящем Берлине, Борзунов получил поздравительную телеграмму о награждении орденом Красного Знамени. Всего же у него шесть орденов и свыше 20 медалей. Живёт и работает в Москве.

16 слайд

Описание слайда:

Иван Лотышев Иван Павлович Лотышев – один из старейших журналистов Кубани, автор десятка учебных пособий и путеводителей по краю, ветеран Великой Отечественной войны, родился 25 мая 1921 в селе Бондаревка Воронежской области. В 1936 году отец с семьей в поисках лучшей доли переехал на Кубань, в станицу Казанскую Кавказского района. В 1938 году вступил в комсомол, уже в девятом классе был редактором школьной стенгазеты «За учебу», писал статьи в районную газету «За коммуну». Затем война, фронт, военное училище, печально известная 103-я курсантская стрелковая бригада, которая почти вся полегла при защите Кубани, тяжелейшие бои за Новороссийск (бригада Лотышева обороняла цементный завод «Октябрь»), перевод в зенитный полк Военно-морского флота, который базировался в Геленджике, участие в Параде Победы 24 июня 1945 года... В годы войны был внештатным корреспондентом двух газет Краснодарского края «Красный черноморец» и «На страже». После приказа 1946 года о демобилизации поступил в Московский полиграфический институт и параллельно в библиотечный институт. По окончании третьего курса, в 1951 году, Ивана Павловича взяли на работу в Краснодарское книжное издательство. Будучи редактором отдела краеведческой литературы, он объездил весь Краснодарский край, пешком прошел от Ейска до Батуми.Так родились книги «Лазурный берег Кавказа» и «По берегам двух морей». Затем были учебные пособия «Путешествие по родному краю» и «География Краснодарского края», «Кубанские легенды и сказания», «Летописцы Кубани» и др.

17 слайд

Описание слайда:

Иоганн Зельцер В 1928 году окончил Машинную школу Балтфлота. Служил на крейсере «Профинтерн», а с 1929 года стал военным журналистом. Помимо того, что Зельцер занимался журналистикой, он также занимался сценаристикой картин. В кино с 1934 года. Большинство его картин были рассказами о флоте в период Великой Отечественной войны. При жизни Зельцер был награжден орденом Красной звезды. Самыми известными фильмами, снятыми Зельцером, были «Дочь родины», «Искатели счастья» и «Моряки». С первого дня войны - моторист линкора и редактор многотиражной газеты линкора «Марат». Старший политрук Иоганн Зельцер погиб 16 сентября 1941 года в Кронштадте при налёте фашистской авиации на корабль. Похоронен в братской могиле города Кронштадта.

18 слайд

Описание слайда:

Лев Озеров «Сквозь пламень строк душа пропущена...» Сквозь пламень строк душа пропущена. Ну, а царей-то помним много ли? Из Александров - только Пушкина, Из Николаев - только Гоголя. Озеров Лев Адольфович (настоящая фамилия Гольдберг) (10 (23) августа 1914, Киев - 18 марта 1996, Москва) - русский поэт, переводчик, литературовед. С начала Великой Отечественной войны Лев Озеров - военный журналист. Работал в газете «Победа за нами», публицистом на радио и в печати. С 1943 г. до последних дней жизни преподавал в МГУ, Литературном институте, профессор (с 1979 г.) кафедры художественного перевода. Доктор филологических наук. Озеров десять лет руководил Литобъединением на Московском автозаводе имени Лихачева. В 1964 создал Устную библиотеку поэта, которую вел в Доме актера на протяжении 27 лет. Лев Озеров выпустил более 20 прижизненных сборников. Опубликовал множество стихотворных переводов, главным образом с украинского (Т. Шевченко и другие), литовского (К. Борута, А. Венцлова, Э. Межелайтис и другие), идиш (С. Галкин и другие) и других языков народов СССР.

19 слайд

Описание слайда:

Муса Джалиль 23 июня 1941 года, на второй день войны Джалиль отнес в военкомат заявление с просьбой направить его на фронт, а 13 июля надел военную форму. Окончив краткосрочные курсы политработников, он прибыл на Волховский фронт корреспондентом армейской газеты «Отвага». В первые недели Отечественной войны Джалиль написал цикл стихотворений «Против врага», куда вошли боевые песни, марши, страстные патриотические стихи, построенные как взволнованный поэтический монолог. Февраль 1942 года. Старший политрук Муса Джалиль - фронтовой корреспондент армейской газеты "Отвага" на Волховском фронте. На фронте он написал более тридцати стихотворений. В июне 1942 года в составе Волховского фронта попал в окружение. Тяжелораненый, оказался в плену (под Мясным Бором). Находясь в тюрьме, он продолжал писать стихи, которые вошли в цикл «Моабитские тетради» (они были вынесены на свободу его сокамерниками и в 1957 году удостоены Ленинской премии). Муса Джалиль вместе с десятью соратниками был казнен в Моабитской тюрьме 26 августа 1944 года.

Начало Великой Отечественной войны было полной неожиданностью для всех советских людей, громом среди ясного неба. Буквально за неделю до войны ТАСС распространило сообщение о том, что, по мнению советских кругов, слухи о намерении Германии предпринять нападение на Советский Союз «лишены всякой почвы». Все газеты от 22 июня рассказывали только о мирных делах, а в то время, когда читатели держали их в руках, уже лилась кровь на западных рубежах страны. В полдень Центральное радио передало выступление В.М. Молотова. В правительственном заявлении сообщалось о вероломном нападении фашистской Германии. Люди узнавали эту страшную новость главным образом на улицах, из репродукторов, включенных по всей стране.

В связи с новыми задачами, которые поставило военное время, система прессы была значительно изменена. Существенному сокращению подверглась гражданская печать. Если до войны в стране издавалось 39 центральных газет, то теперь их количество уменьшилось до 18. Был приостановлен выход ряда отраслевых изданий, как, например, «Нефть», «Животноводство», «Металлургия». Некоторые близкие по тематике и аудитории издания были объединены в одно, как это произошло с газетой «Советское искусство» и «Литературной газетой», слитых в общий орган «Литература и искусство». Общественно-политические издания, как правило, сокращали свои тиражи и объемы: «Правда» перешла с 6 полос на 4, республиканские, краевые, областные газеты стали выходить на 2 полосах, районные газеты перешли на еженедельный выпуск. Практически повсеместно закрылись областные комсомольские издания и вновь, как и в годы гражданской войны, их функции стали выполнять сменные молодежные страницы в партийных газетах. Сокращение числа газет и журналов происходило и за счет территориальных потерь. Таким образом, если накануне войны в стране выходило более 8800 газет с разовым тиражом свыше 38 млн. экз., то в 1942 г. их стало около 4,5 тысячи, а тираж сократился до 18 млн. экз.

24 июня 1941 г. было принято совместное постановление ЦК партии и правительства «О создании и задачах Советского Информационного Бюро», в котором определялись его основные задачи: «а) руководство освещением международных событий и внутренней жизни Советского Союза в печати и по радио; б) организация контрпропаганды против немецкой и другой вражеской пропаганды; в) освещение событий и военных действий на фронтах, составление и опубликование военных сводок по материалам Главного Командования». Такая последовательность в изложении задач свидетельствует о том, что в первую очередь руководство страны беспокоили проблемы контроля за всей журналистикой, а не обеспечение населения всесторонней информацией. Тем не менее, ежедневные сводки Совинформбюро являлись основным источником информации о положении на фронте в течение всего периода войны. Работники Совинформбюро получали сообщения из ТАСС, редакций центральных газет, от своих собственных корреспондентов, но основные данные приходили из Генерального штаба.

С первых дней войны начала разворачиваться широкая сеть военных изданий. Самой массовой центральной военной газетой была «Красная звезда», помимо нее в число общесоюзных изданий входили «Красный флот», «Красный сокол», «Сталинский сокол».

Центральные военные журналы в большинстве своем специализировались по родам войск и были рассчитаны на офицерский состав – «Артиллерийский журнал», «Связь Красной Армии», «Военно-инженерный журнал» и др. Для рядовых солдат выпускались массовые популярные издания – «Красноармеец», «Фронтовая иллюстрация».

Газеты фронтов и флотов (многие из них были созданы на основе изданий военных округов) выходили ежедневно на 4 полосах, армейские – также ежедневно объемом в 2 полосы, дивизионные и бригадные издания, как правило, были двухполосными и имели меньшую периодичность – 3–4 раза в неделю. Все издания этой группы были рассчитаны главным образом на массового читателя, некоторые газеты выпускались на языках народов СССР. В действующей армии уже в 1942 г. насчитывалось 13 фронтовых, 93 корпусных и армейских, более 600 дивизионных и бригадных газет.

Формирование на оккупированных территориях партизанских соединений, подпольных организаций привело к возникновению партизанской и подпольной печати, рост которой был особенно активен в 1943 г. В частности, в Смоленской области выпускались «Лазовец», «Народный мститель», «Партизанская правда». Много газет выходило на Украине, в Белоруссии, а всего по стране в 1943–1944 гг. было издано около 270 партизанских и подпольных периодических органов. Распространялись эти газеты среди населения регионов, занятых фашистами, их основной задачей было укрепление веры в победу, организация сопротивления врагу, разоблачение гитлеровской пропаганды.

Аналогичные функции были возложены на всю печать, выпускавшуюся для населения оккупированных территорий (а это более 80 млн. человек), – центральную газету «Вести с Советской Родины», республиканские «За Советскую Украину», «За Советскую Литву» и др., областные газеты. Как правило, эти издания выходили в Москве и распространялись через партизан и подпольщиков, сбрасывались с самолетов. Например, в Смоленскую область регулярно доставлялась областная газета «Рабочий путь», при которой в 1942 г. начал выходить специальный выпуск под названием «Малютка». Это было небольшое по формату издание, которое зимой печаталось с красной полосой, чтобы легче было заметить на снегу.

В особых условиях работали в годы войны журналисты Ленинграда. Все 900 дней в блокадном городе печатались основные центральные издания, а также выходили местные – областная партийная газета «Ленинградская правда», областная комсомольская газета «Смена», военная газета «На страже Родины» и даже многотиражки, как, например, «За трудовую доблесть» Кировского завода. Бумага для периодических изданий и листовок доставлялась по «дороге жизни», а матрицы центральных газет – самолетом. Всю войну, при любых бомбежках и артобстрелах, работало и Ленинградское радио. Круглые сутки раздавался в радиосети стук «символического сердца города» – метронома.

Деятельность советского радиовещания в 1941–1945 гг. была перестроена таким образом, чтобы обеспечить постоянной и оперативной информацией о ходе военных событий население всей страны. В Куйбышеве, Свердловске и Комсомольске-на-Амуре создаются филиалы Всесоюзного радиокомитета. В эфире постоянно звучали боевые репортажи с различных участков фронта, очерки и рассказы о героизме солдат, мужестве и стойкости работников тыла. Одна из ценнейших находок радиожурналистов этого времени – «говорящие письма» солдат, благодаря которым многие потерявшиеся родственники смогли найти друг друга. Передачи, которые транслировались на оккупированные территории, зачастую были единственными ниточками, связывавшими людей с большой Родиной. Они перепечатывались партизанами и подпольщиками в виде листовок, газет и служили основным орудием борьбы с фашистской пропагандой. Значительно увеличивается объем вещания на зарубежные страны – более 50 часов в сутки.

Как и в годы гражданской войны, в 1941–1945 гг. широко использовались такие формы пропаганды и агитации, как листовки, брошюры, плакаты, регулярно выходили «Окна ТАСС» (всего около полутора тысяч выпусков).

Вся система советской журналистики работала на общую победу, на разгром врага. В первые месяцы войны на основании сообщений Совинформбюро трудно было понять, что происходит в стране: города не назывались, указывались только направления, «энские» участки фронта. Сведений о потерях в Красной Армии не было, но сообщалось о том, как бойцы отдельных подразделений стойко оборонялись, сколько ими уничтожено живой силы и техники противника. Со временем стала появляться информация о действиях партизан и зверствах немцев на оккупированной территории, о трудовом героизме рабочих в тылу.

Главное управление политической пропаганды Красной Армии уже на следующий день после начала войны подготовило директивы, согласно которым главной задачей военной прессы становилось воспитание героизма, мужества, военного искусства, дисциплинированности. Были сформулированы основные лозунги, которыми должна была руководствоваться пресса, в частности: «Фашизм – это порабощение народов. Фашизм – это голод, нищета, разорение. Все силы на борьбу с фашизмом!», «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». Эти и другие лозунги во многом и определяли основное содержание как военных, так и гражданских газет.

3 июля рано утром по радио на всю страну была передана речь И.В. Сталина, в которой он называл своих слушателей «братья и сестры», «друзья». Он объяснял отступление и военные неудачи первых дней внезапностью нападения гитлеровцев, их вероломством. Вместе с тем И.В. Сталин подчеркнул, что благодаря советско-германскому пакту страна выиграла время, оправдывая таким образом предвоенную «дружбу» с фашистами.

С начала войны и до ноября 1941 г. имя И.В. Сталина почти не упоминается в газетах, нет его портретов, нет «обращений народа» к вождю. Но в целом сталинская политика по отношению к прессе остается прежней. Под предлогом военной тайны вся информация жестко регламентируется. Так, после падения столицы Украины в сообщении Совинформбюро содержалась по этому поводу только одна строка: «После многодневных ожесточенных боев наши войска оставили Киев». Всем редакторам центральных изданий был специальный звонок – не давать никаких подробностей. Осенью 1941 г., когда над Москвой нависла прямая угроза, в газетах прямо об этом не могли писать, поскольку такой формулировки еще не было в сообщениях Совинформбюро. В передовой статье «Правды» от 10 октября, например, говорилось о «важнейших жизненных промышленных центрах», к которым пытается пробиться враг, но Москва не называлась.

Тема патриотизма, любви к Родине в годы войны начинает звучать с особой силой. После долгих лет пропаганды идей пролетарского интернационализма началось обращение к национальным чувствам, национальной гордости, особенностям национального характера. В публикациях часто использовались исторические аналогии, рассказывалось о великих русских полководцах, о военных успехах страны в прошлом, показывались освободительные традиции народов России. Так, в первом военном номере «Красной звезды» в статье «Уроки истории» В. Вишневский писал: «Не быть вольному русскому человеку – сыну победителей на Чудском озере, у Танненберга, сыну покорителей Берлина – под фашистской пятой. Не быть свободолюбивому украинцу – сыну запорожцев – под проклятой баронской пятой... Не быть никогда! Не согнет шею ни белорус, ни гордый грузин, ни казах, ни смелый латыш»14.

В начале войны у советских людей еще не было подлинной ненависти к агрессорам, присутствовало определенное благодушие, наивность – сказывался и запрет на антифашистские выступления, который фактически существовал с 1939 г. Показать звериную суть фашизма, вызвать ярость и гнев против врага – одна из важнейших задач, которая решалась журналистами. И. Эренбург, например, так и называл свои статьи – «О ненависти», «Оправдание ненависти», «Убей!», «Отомстить!».

В период, когда советские войска отступали, внимание прессы и радио было приковано к небольшим участкам фронта, к отдельным бойцам, которые проявляли колоссальное мужество и самоотверженность. Рассказы о подвигах Н. Гастелло и А. Матросова, В. Талалихина и 28 памфиловцев, тысяч других героев не только показывали силу духа советских людей, но и давали образцы для подражания. Со 2 июля в «Правде» появляется постоянная рубрика «Боевые эпизоды» (впоследствии – «На фронтах Отечественной войны»), которая не сходила с газетной полосы до 1945 г. Здесь были опубликованы, например, «Четыре товарища» А. Безыменского, «Морские охотники» В. Вишневского, «Поединок» С. Голованиновского и мн. др. Отличительной чертой всех материалов, вышедших под этой рубрикой, было внимание к отдельным случаям, конкретным эпизодам. Широкие картины военных сражений, действия армий и фронтов в целом начали показываться уже во время наступательных операций, после Сталинграда. Характерны в этом отношении заголовки материалов Б. Полевого, написанных весной 1944 г., – «Днестровская эпопея», «Разгром немцев под Уманью», «Наступление наших войск в Румынии» и т.д.

Пресса уделяла много внимания проблемам воинского мастерства. На первом этапе массовые издания в какой-то степени выполняли функции учебника по военному делу, например, рассказывали о том, как нужно уничтожать танки, строить оборонительные сооружения, давали практические советы по гражданской обороне. Когда уже был получен опыт в боях с гитлеровцами, все чаще стала проводиться мысль, что главный показатель умения воевать – это урон, нанесенный противнику, а не только личный героизм. Поэтому, в частности, изменилось отношение к воздушному тарану.

В течение первого года войны работа промышленности, сельского хозяйства освещалась не очень широко, поскольку тысячи предприятий только начали перестраиваться на военный лад, либо пребывали в стадии эвакуации. В мае 1942 г. вновь разворачивается Всесоюзное социалистическое соревнование – за увеличение выпуска военной продукции. Очерки, репортажи, корреспонденции о самоотверженной работе женщин, подростков у станков и в поле публиковались под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!». С началом освобождения захваченных территорий все шире освещается тема восстановления народного хозяйства.

Страшные преступления фашистов на оккупированной территории, героизм подпольщиков и партизан – эти темы зазвучали с особой силой зимой 1941–1942 гг. После изгнания фашистов из Подмосковья журналисты узнали от жителей с. Петрищево о том, как фашисты мучили и казнили девушку, пытавшуюся поджечь дома, где жили немецкие захватчики. 27 января в «Правде» был напечатан подвал «Таня» П. Лидова, а в «Комсомольской правде» – очерк С. Любимова «Мы не забудем тебя, Таня!». В феврале, после того, как по опубликованной фотографии была опознана героиня, 3. Космодемьянская, вышел второй очерк П. Лидова «Кто была Таня». Материалы вызвали огромный резонанс, они перепечатывались многими местными и армейскими газетами, в зарубежной прессе, передавались по радио, издавались отдельными листовками и брошюрами. Картина зверств фашистов с каждым освобожденным селом и городом дополнялась все новыми и страшными подробностями. На протяжении всей войны журналисты показывали в своих материалах кровавые злодеяния агрессоров. Последними страницами в этой летописи преступлений стали документы Нюрнбергского процесса, публиковавшиеся в советской печати в 1945–1946 гг.

В связи с началом освобождения от оккупантов территорий европейских стран в советской журналистике была развернута кампания по пропаганде освободительной миссии Советской Армии и идей интернациональной солидарности, помощи братским народам. Вступление войск на территорию Германии обосновывалось необходимостью «задушить зверя в его логове», окончательно разгромить фашизм. Как и в начале войны, особую актуальность приобретает тема фашизма, нацизма, но уже в другом аспекте – аспекте трагедии всей немецкой нации, которая не должна нести ответственность за преступления гитлеровцев. Гуманизм советского воина, вступившего на землю врага, подчеркивался, например, в очерке Б. Горбатова и О. Курганова «Мирные немцы», опубликованном в «Правде» 26 февраля 1945 г.

Пресса, радиовещание подробно рассказывали обо всех важнейших этапах Великой Отечественной войны: битве за Москву, обороне Ленинграда, сражении за Сталинград, штурме Берлина.

Эти и многие другие героические события 1941–1945 гг. отражены в той летописи, которая велась ежедневно на газетных страницах советскими журналистами. Публицистика периода 1941–1945 гг. – одна из непревзойденных вершин, ее воздействие на умы и сердца людей было сильно как никогда, газетные строки, прозвучавшие в эфире слова часто вызывали боевой порыв, героические поступки, внушали веру в победу. Нет ничего удивительного в том, что мастерство журналистов в годы войны достигло такого высочайшего уровня. Постоянными корреспондентами газет стали многие крупные художники – А. Толстой, М. Шолохов, И. Эренбург, К. Симонов, А. Твардовский, Б. Горбатов, Н. Тихонов, А. Платонов, В. Гроссман, В. Вишневский и другие. Их яркие, страстные выступления помогли советским людям выжить и победить в самой страшной войне XXвека.

Первая статья А. Толстого, написанная после начала войны, называлась «Что мы защищаем» и была опубликована в «Правде» 27 июня 1941 г. В ней определились все основные темы дальнейшей военной публицистики писателя и в том числе центральная – тема Родины. Завершалась статья пронзительными словами: «Это – моя Родина, моя родная земля, мое Отечество, – и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе...». Большой резонанс среди читателей имела статья А. Толстого «Кровь народа» – яркое правдивое произведение, пронизанное горечью и верой в победу одновременно. Огромное число откликов и писем вызвала и статья писателя «Родина», посвященная ответу на один вопрос – за что воюет советский народ. Его жизнеутверждающие слова «Ничего, мы сдюжим!», которые идут рефреном через всю статью, стали символом, лозунгом, были подхвачены многими газетами страны. Эти и другие статьи А. Толстого, а также рассказ «Русский характер», цикл «Рассказы Ивана Сударева» публиковались в разных газетах – в «Правде», «Красной звезде», «Известиях», «Комсомольской правде» и др., кроме того, выходили в авторских сборниках, которые печатались огромными тиражами с «Блиц-криг» или «блиц-крах» (1941), «Немецкие орды будут разгромлены» (1942), «Что мы защищаем» (1942), «Я призываю к ненависти» (1942) и др.

С первых дней войны начал сотрудничать с «Правдой» и с «Красной звездой» М.

Шолохов. Уже 4 июля в «Правде» был опубликован его очерк «На Дону», где показывались сцены проводов на войну в казачьих станицах, размышления и настроения тех, кто остается на хозяйстве. Патриотический дух казаков очень тонко передан в корреспонденции «В станице Вешенской», очерке «В казачьих колхозах». Непосредственно из действующей армии М. Шолоховым был написан материал «На смоленском направлении», основная идея которого сформулирована в словах: «Какие бы тяжелые испытания ни пришлось перенести нашей Родине, – она непобедима». О зверствах фашистов, о гневе, который нарастает в сердцах людей, рассказал писатель в очерке «На Юге». Тема ненависти была продолжена М. Шолоховым в очерке-рассказе «Наука ненависти». Он был опубликован в «Правде» в первую годовщину войны – 22 июня 1942 г. и по праву считается одним из наиболее ярких художественно-публицистических произведений этого периода. И. Эренбург к 1941 г. был известен не только как писатель, но и как автор ярких очерков и репортажей о войне в Испании, которые он публиковал как корреспондент газеты «Известия». В годы Великой Отечественной войны он стал одним из самых активных журналистов, ежемесячно писал по 12–20 материалов, которые печатались в центральных и фронтовых газетах, а затем издавались сборниками под названием «Война» (вышло 4 тома). Как вспоминал впоследствии сам И. Эренбург, он никогда в жизни так много не работал, как в эти годы. Иногда писал по 3–4 материала в день – для «Красной Звезды» в номер, по просьбе «Daily Herald», «New York Post», «La France», информационного агентства «United Press» и пр. Чуть ли не ежедневно выступал по радио как для советских слушателей, так и для французов, американцев, чехов, поляков. Яростный антифашист, он едко высмеивал врагов. Серия материалов «Фриц-философ», «Фриц-нарцисс», «Фриц-блудодей», «Фриц-литератор» показывала бесчеловечность, духовное ничтожество, подлость захватчиков, вызывала чувство нравственного превосходства над врагом. Одна из самых знаменитых статей И. Эренбурга «Выстоять!» появилась на страницах «Красной звезды» в период тяжелейших битв под Москвой в октябре 1941 г. Публицист не скрывает опасности, но его вера в победу незыблема: «Враг наступает. Враг грозит Москве. У нас должна быть только одна мысль – выстоять... Мы должны выстоять. Октябрь сорок первого года наши потомки вспомнят как месяц борьбы и гордости. Гитлеру не уничтожить России! Россия была, есть и будет».

Исключительной оперативностью и точностью в работе отличался корреспондент «Правды» Б. Полевой. Его материалы с военной точки зрения всегда были грамотными, отвечающими действительной обстановке. По мнению маршала И.С. Конева, Б. Полевой писал о боевых событиях на фронте «с наибольшим знанием дела, наиболее справедливо и объективно». Его посылали на самые важные участки фронта, он всегда был на переднем крае, а часто и в самом пекле событий. На основе личных наблюдений, а не на основе сводок писал свои материалы и военный корреспондент «Правды» Б. Горбатов. Он опубликовал немало ярких очерков и корреспонденции, но вершиной его творчества справедливо считаются «Письма к товарищу». В «Письмах» журналист вел прямой, проникновенный разговор с бойцами – своими товарищами, одетыми в солдатскую шинель. Он вкладывал в эти послания всего себя, все свое сердце, обращаясь ко всем вместе и к каждому в отдельности. Первое «Письмо» появилось в печати в сентябре 1941 г., когда немцы захватывали один город за другим, и Б. Горбатов заговорил о родной земле, о своем Донбассе: «Там наши хаты под седым очеретом – и моя, и твоя. Там прошумела наша веселая юность – и моя, и твоя. Там степь бескрайна и небо сурово...» По лиричности, образности языка отдельные части текста напоминали стихотворение в прозе. Совсем другой характер у второго письма, названного «О жизни и смерти», – строгий, четкий как клятва: «Над родной донецкой степью встает солнце. Солнце боя. Под лучами его я торжественно клянусь тебе, товарищ! Я не дрогну в бою! Раненый, не уйду из строя. Окруженный врагами – не сдамся. Нет в моем сердце сейчас ни страха, ни смятения, ни жалости к врагу – только ненависть. Лютая ненависть. Сердце жжет... Иду». Последние «Письма к товарищу» Б. Горбатов писал после освобождения родного Донбасса от немецких оккупантов, и посвящены они теме восстановления народного хозяйства. Как считает К. Симонов, цикл «Писем» Б. Горбатова – это самый сильный и самый точный «художественный документ» периода войны.

В 1941–1945 гг. связи отечественной журналистики с мировой системой СМИ значительно упрочились и окрепли. Общий враг, фашизм, сплотил мировые державы, была создана антигитлеровская коалиция, открыт второй фронт. Как в европейской, так и в советской прессе тема борьбы с фашизмом вышла на первый план. Начался активный обмен информацией: в СССР на страницах газет публиковались многочисленные отклики на победы русского оружия, цитировались и перепечатывались материалы зарубежных авторов, а в западных СМИ – советских. Впервые после 1917 г. журналисты нашей страны так активно работали с европейскими и американскими газетами, журналами, радиокомпаниями и информационными агентствами. Только один И. Эренбург подготовил несколько сотен материалов для зарубежной аудитории. После окончания войны эти интеграционные процессы начали сворачиваться, но в то же время усилилось влияние СССР на функционирование системы журналистики в странах Восточной Европы.

После подписания акта о капитуляции гитлеровской Германии и празднования Победы началась всесторонняя перестройка жизни страны на мирный лад. Урон, принесенный войной СССР, был огромен – более 20 млн. жизней, около 70 тысяч разоренных сел и деревень, почти 2 тысячи разрушенных городов. Большая часть промышленных предприятий европейской части России подлежала полному или частичному восстановлению – всего около 32 тыс. заводов, фабрик, электростанций, шахт и т.д. Поэтому в первые послевоенные годы проблемы восстановления и подъема народного хозяйства стали центральными для всей страны и для отечественной журналистики, в частности.

Восстановительные мероприятия осуществляются и в самой системе прессы. В июне 1945 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет». В этом документе был дан перечень из 35 газет, которые с 15 июля должны были перейти на 4-полосный объем, т.е. вернуться к довоенному варианту. Постепенно были восстановлены объем и периодичность городских и районных изданий, возобновили свой выход местные молодежные газеты. Появляются и новые областные, городские, молодежные газеты, как, например, «Калининградская правда», «Львовская правда», «Невская заря» (Черняховск), «Заполярье» (Воркута), «Комсомолец Кузбасса», «Молодежь Эстонии», «Тюменский комсомолец» и т.д. Только городских газет было создано около 60. Активно развивается печать на национальных языках. Все эти мероприятия приводят к быстрому количественному росту прессы: в 1946 г. выходило 7039 газет с тиражом 29, 6 млн. экз., а к 1950 г. их число увеличилось почти на 800 наименований, тираж – более чем на 6 млн. экз. Еще выше были темпы развития журнальной периодики: в 1946 г. выходило 960 изданий, а в 1950 – 1408, тиражи увеличились соответственно с 104 млн. почти до 182 млн. экз.

Из вновь созданных центральных изданий особое значение придавалось газете «Культура и жизнь», которая начала выходить как орган отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) летом 1946 г. В ее задачи входило не только общее руководство, но и постоянное инструктирование прессы и радиовещания, а также контроль за развитием литературы и искусства с точки зрения соответствия линии партии. «Выше уровень идеологической работы!», – призывала передовая статья первого номера газеты.

В послевоенные годы главное информационное агентство страны ТАСС значительно расширяет свою работу: увеличиваются его республиканские отделения, растет число корреспондентских пунктов по стране. Под руководством ТАСС были созданы телеграфные агентства в республиках – РАТАУ (Украина), БелТА (Белоруссия), ГрузТАГ (Грузия) и т.д. Особое внимание стало уделяться зарубежной информации, в связи с чем были открыты новые корпункты в странах Восточной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки.

Еще во время войны в конце 1944 г. правительство СССР приняло меры к укреплению материально-технической базы радиовещания. В годы первой послевоенной пятилетки значительно увеличился выпуск радиоприемников и репродукторов, было установлено около 30 новых радиостанций, а к 1955 г. их общая мощность возросла вдвое. В Постановлении ЦК ВКП(б) «О мерах по улучшению центрального радиовещания» (1947 г.) был высказано недовольство по поводу содержания и профессионального уровня политических, музыкальных и литературных передач. Основными причинами недостатков, по мнению руководства партии, были плохая организация работы аппарата и недостаточно строгий повседневный контроль над содержанием радиопередач. В качестве одной из важнейших задач было обозначено ведение пропаганды по радио на зарубежные страны.

Практически сразу после окончания войны, уже в июне, Московский телевизионный центр провел свои первые передачи. К концу года было возобновлено регулярное вещание в Москве, а потом оно начало вестись и в других крупнейших городах страны. Было осуществлено переоборудование Московского телецентра и строительство новых в Ленинграде, Киеве и Свердловске. Благодаря созданию передвижных телевизионных станций в 1949 г. была проведена первая в СССР нестудийная телевизионная передача – репортаж о футбольном матче на стадионе «Динамо», но в основном в эфир транслировались разнообразные кинофильмы и общественно-политические, музыкальные, литературно-драматические программы, подготовленные в студиях.

Руководство всей журналистикой в этот период осуществляется методами жесткого администрирования и централизации. ЦК партии в своем постановлении от 20 июня 1945 г. не только требует от газет стать «боевыми органами политического воспитания масс», но и указывает, сколько и каких отделов должно быть в редакциях газет разного типа, определяет количество штатных единиц в изданиях и даже объем гонорарного фонда на номер. Такая подробная регламентация абсолютно всех сторон деятельности редакций вполне соответствовала взглядам И.В. Сталина на прессу как на колесико и винтик общепартийного дела, и его отношению к журналистам как к подручным партии. В эти годы активно практикуются совещания, семинары редакторов, их отчеты и доклады как в центральных, так и в местных органах власти, что являлось одной из форм руководства журналистикой и средством повышения личной ответственности редакторов за содержание материалов прессы и передач радио.

Проблемно-тематический комплекс выступлений газет, журналов и радиовещания послевоенного десятилетия развивался в целом по тем же направлениям, как и в 30-е гг.: борьба за выполнение и перевыполнение пятилетних планов, подробный рассказ о вводе в строй новых промышленных предприятий, освещение хода сельскохозяйственных кампаний, поддержка различных форм социалистического соревнования, починов, распространение передового опыта новаторов и рационализаторов, разоблачение мирового империализма и т.д. Повторялись многие основные лозунги и рубрики довоенных лет – «Пятилетку – в четыре года!», «На стройках пятилетки», «Из опыта передовых колхозов», «Школа передового опыта» и пр. Использовались те же формы и методы массовой работы – выездные редакции, общественные рейды, сменные полосы, рабселькоровские посты и т.д.

В сентябре 1953 г. состоялся пленум ЦК, на котором впервые было открыто сказано, что в стране дела идут не очень хорошо. Резкой критике подверглась сельскохозяйственная политика в целом, как очень тяжелое было охарактеризовано положение в животноводстве. Это был первый удар по показухе. С целью решения зерновой проблемы руководство страны решило ввести в сельскохозяйственный оборот миллионы гектаров пустовавшей земли. Весной 1954 г. развернулась кампания по освоению целинных и залежных земель. В прессе, на радио была объявлена «мобилизация» на покорение целины, зазвучали призывы к молодежи стать участниками этого великого дела. «За широкое освоение целинных и залежных земель!», «Покорители целины», «На целинных землях Казахстана», «Так трудятся посланцы комсомола» – типичные рубрики и «шапки» газетных страниц начала 50-х гг.

На страницах послевоенной печати подробно отражался процесс преобразований в странах Восточной Европы, создания новых государств, идущих по социалистическому пути развития, – Польской Народной Республики, Югославской Федеративной Народной Республики, Народной Республики Болгарии, Корейской Народно-Демократической Республики и т.д. Сообщения об этих событиях сопровождались утверждениями, что идеи коммунизма охватывают весь мир. В связи с возникновением мировой системы социализма советская журналистика стала постоянно освещать и пропагандировать социальные, экономические, культурные достижения стран социалистического содружества, подробно рассказывать о национально-освободительном движении в различных регионах мира. С началом «холодной войны» и усилением конфронтации со странами НАТО разворачивается мощная пропагандистская кампания по разоблачению агрессивных устремлений международного империализма и консолидации сторонников движения за мир.

В послевоенные годы отечественная журналистика по-прежнему играет важнейшую роль в поддержании культа личности И.В. Сталина. Газеты, журналы, радио постоянно внушают мысль, что именно И.В. Сталин обеспечил победу в кровавой войне с фашизмом, именно ему принадлежат заслуги в возрождении страны. Преклонение перед Сталиным культивировалось сознательно и постоянно. Огромные портреты, славословия, как со стороны самых известных людей страны – писателей, ученых, артистов, так и от имени «простых» советских людей, тиражировались практически ежедневно.

Одновременно осуществляются мероприятия по усилению идеологической работы, начинается кампания «за партийность и идейность» литературы и искусства. В 50-е гг. выходит целый ряд постановлений партии – «О журналах “Звезда” и “Ленинград”», «О журнале “Знамя”», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «Об опере “Великая дружба”» и т.д., в которых прозвучала резкая критика в адрес признанных писателей, поэтов, композиторов. Грубые выпады были допущены в адрес А. Ахматовой, М. Зощенко, Д. Шостаковича, В. Мурадели, Д. Кабалевского. Многие материалы, публиковавшиеся в это время в «Культуре и жизни», выглядели как обвинительные заключения. В кампанию травли включились и другие издания. Например, в журнале «Звезда» была напечатана статья, где стихи А. Ахматовой назывались антинародными, ее поэзия – «замкнутой в самой себе», а ее духовный мир – «комнатным мирком». В «Литературной газете» А. Ахматову обвинили в измене и низкопоклонстве перед иностранщиной за то, что она увидела в пушкинском «Золотом петушке» традиции зарубежного фольклора.

В конце 1948 г. закрыли Еврейский антифашистский комитет, газету «Эйникайт», перестали публиковать И. Эренбурга и других известных писателей, журналистов – началась травля «космополитов»-евреев. В рамках кампаний «за чистоту материалистической науки» и «борьбы с низкопоклонством перед Западом» пострадал ряд видных ученых и деятелей культуры. В январе 1953 г. был осуществлен арест «группы врачей-вредителей», которые обвинялись в смерти видных деятелей партии и попытках убить некоторых советских маршалов. 21 января 1953 г. в день годовщины смерти В.И. Ленина под его портретом в газетах был опубликован указ о награждении женщины-врача «за помощь в деле разоблачения врачей-убийц».

К началу 50-х гг. в стране сложилась новая экономическая и политическая ситуация. Восстановительный период закончился, о чем свидетельствовали показатели развития народного хозяйства. В общественной жизни утвердился мирный настрой, люди начали все больше осознавать, что вместе с уходом войны в прошлое должны уходить и тяготы, бытовые лишения, принцип достижения результатов «любой ценой», репрессии против неугодных. Эти новые настроения значительной части советского общества нашли свое отражение в развитии страны в связи с приходом в 1953 г. после смерти И.В. Сталина на пост первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева. Уже 4 апреля 1953 г., через месяц после смерти И.В. Сталина, в «Правде» появилось сообщение о том, что врачей обвинили незаконно, следователь арестован, а у «помощницы» отобрали орден. Вскоре прошла информация о прекращении еще нескольких политических дел, начался процесс реабилитации жертв сталинизма.

  • Часть IV Журналистика во время перехода от дворянского к разночинскому периоду освободительного движения в России
  • Часть III Журналистика во время перехода от дворянского к разночинскому периоду освободительного движения в России
  • Одним из «одержимых жаждой боя» был и Яков Потехин. Сейчас его грудь украшают ордера Ленина, три Красного Знамени, Кутузова II степени, два Отечественной Войны и один Красной Звезды, У него двенадцать наград за доблесть и командирское мастерство. Он командовал стрелковой дивизией. Советская печать может гордится им.
    В начале войны Потехин заведовал отделом о фронтовой газете боевой позицией. Из-под его пера в те дни вышли брошюры «Стрелковое отделение в бою», «Разведчики», «Пулеметчики» и другие, изданные в Москве. Но Потехин не удовлетворялся работой в газете. Его тянуло в строй.
    - Там мое место, - говорил он товарищам. - В полку...
    - Фронт кругом вас. Вы делаете полезное дело, - отвечало ему начальство.
    Однажды редактор вызвал к себе и сказал:
    - Пока я здесь, вы никуда не уйдете...
    Потехин не сдался. Как-то он зашел к начальнику политуправления фронта и высказал свою мечту. Но на это получил ответ:
    - Могу назначить комиссаром Мгинского укрепрайона...
    - Но я не был на политработе...
    - Тогда оставайтесь в газете.
    Во время одной командировки в Волхове Потехин встретился с командующим фронтом и попросился в полк. Ему тогда повезло. Журналиста зачислили заместителем командира по строевой части. Друзья-газетчики приветствовали и поздравляли его. Но редактор позвонил члену Военного Совета и уговорил его не подписывать приказа о назначении. Однако со временем и редактор сдался. В апреле 1942 года Потехина тепло проводили.
    Влечение в строй у Потехина не исходило из какого-либо честолюбия. Еще до прихода в редакцию он командовал стрелковым батальоном, имел военное образование. Душа коммуниста, ненавидевшего фашизм, кадрового офицера - вот что звало его в бой. Весну и лето 1942 года Потехин был в полку, в обороне на Карельском перешейке, делая все, чтобы враг не переступил удерживаемые рубежи.
    Осенью его вызвали в штаб и сказали:
    - Вам поручается командование только что сформированной отдельной лыжной бригадой.
    Для журналиста это было серьезным испытанием, проверкой. Бригада состояла из молодых ленинградских парней. Потехин много сил приложил, чтобы обучить их боевому делу. И ребята не подвели. Бригада отважно действовала при прорыве блокады Ленинграда. Ее бойцы, скользя на лыжах, отрезали пути отхода гитлеровцам из Шлиссельбурга, оказав огромную помощь командованию в выполнении задачи. Сам Потехин шел в рядах бойцов, умело ими управлял. За подвиги в этой операции Я. Потехин награжден орденом Красного Знамени.
    Наступила весна, и бригаду расформировали. Потехина назначили заместителем командира стрелковой дивизии. В этой должности он участвовал в боях за снятие блокады города, наступал на Карельском перешейке, а потом воевал а Восточной Пруссии. И здесь его видели не в тылу, а там, где кипел бой. То он находился на наблюдательном пункте, то шел с головным полком, то появлялся в роте или батальоне, которым «туго приходилось» в наступлении.
    Однажды ходил со взводом в разведку и получил нагоняй от командарма.
    В феврале 1945 года Я. Потехину доверили дивизию. Свои полки он водил на штурм Кенигсберга. На одном из ответственных участков наступления его дивизия отбила двадцать одну яростную атаку противника, продвинулась вперед и блестяще выполнила поставленную перед ней задачу. В те дни наш герой был отмечен таким орденом, какой редко может иметь журналист. 24 апреля Потехин получил радиограмму, в которой говорилось, что он награжден орденом Кутузова II степени. В наградном листе было написано, что он «умело руководил своими частями при разгроме гитлеровцев под Кенигсбергом, проявил при этом личную храбрость и мужество».
    Потехину пришлось повоевать и на Дальнем Востоке с империалистической Японией. В августе он вел передовой отряд стрелкового корпуса через Большой Хинган. Под его командованием бойцы брали Халун-аршанский укрепрайон, вместе с другими частями освобождали города Ванемяо и Кайтун. И здесь грудь командира из журналистов украсил новый орден.
    А как же с печатью? Порывал ли он с ней? Нет! И в войну он не оставлял пера: писал в «Красную звезду» и в армейскую - «Знамя Победы». После войны работал в «Военном вестнике». Демобилизовавшись и вернувшись в Ленинград, сотрудничал в той же газете «На страже Родины», уже несколько лет внештатный корреспондент «Вечернего Ленинграда». Он член Союза советских журналистов.

    Опубликовано: Ноябрь 10, 2015

    Литераторы и поэты в годы Великой Отечественной войны

    Никто не забыт…


    Война, перешагнув в ночь на 22 июня 1941 года границы СССР, стала для нашей страны Отечественной. На её фронтах оказались люди разных возрастов, национальностей и профессий. Не были исключением и деятели советской культуры, в том числе представители литературного цеха.

    Жди меня

    Фото: фронтовые корреспонденты на берегу Балтийского моря

    Они сражались с оружием в руках или становились фронтовыми корреспондентами, одновременно продолжая творить, вдохновляя бойцов, вселяя в них уверенность в победе даже в самые тяжёлые первые месяцы войны. Стихотворение

    «Жди меня» Константина Симонова , написанное в 1941 году на фронте и адресованное Валентине Серовой, будущей жене поэта, обрело собственную, уже не зависящую от автора жизнь. Тысячекратно повторяясь на страницах газет и фронтовых листков, переписываясь в солдатских письмах, оно превратилось в некое заклинание.

    Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло… Увы, далеко не всем довелось вернуться с войны. А стихотворение, ставшее песней и основой одноимённого фильма, продолжало жить.

    Женское лицо войны

    Военное лихолетье коснулось не только мужчин. Не обошло оно и женщин, многие из которых встали в ряды бойцов. Были среди них и поэтессы. Имя Ольги Берггольц знакомо каждому ленинградцу, а те, кому, пусть даже в детстве, довелось пережить блокаду, навсегда запомнили её голос, звучавший из чёрных тарелок репродукторов и уличных громкоговорителей. Человек чрезвычайно тяжёлой судьбы: смерть двух дочерей, арест, ребёнок, мертворожденный в застенках НКВД, расстрел первого мужа Бориса Корнилова, смерть второго, Николая Молчанова, в блокадном Ленинграде - таковы вехи семейной жизни Берггольц. Но она выстояла.

    В нечеловеческих условиях блокады она продолжала творить, и сегодня на гранитной стеле Пискаревского кладбища, где в братских могилах лежат более полумиллиона ленинградцев, высечены слова Берггольц: «Никто не забыт и ничто не забыто» , которым было суждено стать символом народной памяти.

    Нельзя не вспомнить о другой талантливой поэтессе и отважном бойце Юлии Друниной . 17-летняя, окончив наскоро курсы медсестёр, она оказалась на фронте санинструктором пехотного батальона, точнее его остатков, пробивающихся из окружения. Здесь она встретила первую любовь, которой позже посвятила стихи, ни разу не упомянув имени своего героя. В её стихах он - просто комбат. Он погиб уже при переходе линии фронта, а Юлия тогда же была контужена. Потом были долгие годы воины, новые контузии, ранения, госпитали. В 1943 году в госпитале она написала пронзительное стихотворение о войне:

    Я только раз видала рукопашный,

    Раз наяву. И тысячу - во сне.

    Кто говорит, что на войне не страшно,

    Тот ничего не знает о войне


    Судьба хранила её - Юлия вернулась с войны. И продолжала писать лирические стихи. Когда в 1967 году Друнина побывала в Германии, в Западном Берлине, её спросили, как же сумела она сохранить такие нежность и женственность, пройдя через страшную мясорубку войны.

    Она ответила: - Для нас весь смысл той войны был именно в защите женственности, материнства, благополучия детей… Но жизнь в послевоенном Союзе оказалась совсем не такой, как представлялось в мечтах фронтовикам.

    Вероятно, поэтому Друнина с энтузиазмом и надеждой на лучшее будущее приняла перестройку. Она стала активной участницей общественной жизни, много писала, была избрана в Верховный Совет СССР, его последний созыв. Но уже через год Друнина поняла: перестройка уводит страну совсем не к тем целям, что были заявлены в её начале, при этом безжалостно разрушая моральные ценности, которым было привержено воевавшее поколение.

    Десять лет назад на Брянщине открылся памятник журналистам Великой Отечественной. В 1943 году на месте мемориала в машине, подорвавшейся на мине, погибли редактор и сотрудница газеты «На разгром врага».

    И Друнина сложила свои депутатские полномочия. Последовавший вскоре развал Союза стал крушением её надежд. Вот её реакция:

    Ухожу, нету сил.

    Лишь издали

    (Всё ж крещёная!)

    Помолюсь…

    И она ушла навсегда: 21 ноября 1991 года плотно закрыла ворота гаража, в котором стоял её старенький «Москвич», и включила двигатель…

    Вечно молодые

    Вернулись живыми с войны Борис Слуцкий и Давид Самойлов. Очень по-разному сложилась послевоенная судьба бывших фронтовиков: некоторые были обласканы властью, стали лауреатами Ленинских и Сталинских премий (Константин Симонов - семикратно), другие (те же Слуцкий и Самойлов) пребывали в опале. По-настоящему их узнали лишь в конце 1980-х годов.

    Но были ещё поэты, в большинстве своём молодые и малоизвестные, которые с войны не вернулись. Со студенческой скамьи института философии, литературы и истории ушёл добровольцем на фронт Павел Коган , поэт-романтик, представитель (по выражению Лили Брик) второй волны русского футуризма. Очень рано проснулся в нём поэтический талант. В предвоенные годы Павлом было написано немало стихов, иногда излишне патетических, порой задушевных лирических. Но во всех, даже незрелых произведениях чувствовался непрестанный поиск своего места в бурлящей полной противоречий жизни стране.

    Ни одно стихотворение Павла Когана не было опубликовано при его короткой жизни. В 1937 году, в самый пик разгула политических репрессий, 19-летний Павел пишет, по сути, гимн свободе - стихотворение «Бригантина» . Оно не было опубликовано, однако тут же превратилось в песню, причём, как позже вспоминал автор музыки, друг Когана, Георгий Лепский, в 1941-м также ушедший на фронт, текст и мелодия «Бригантины» родились практически одновременно в течение каких-то трёх часов.

    Более двух десятков лет песня не могла похвастаться популярностью, пока в 1960 году в период хрущёвской оттепели не вышел в свет сборник стихов Павла Когана, после чего её впервые публично исполнил Юрий Визбор.

    С той поры звучит эта песня у походных костров туристов и геологов, на студенческих вечеринках. Популярна она и в среде многочисленных российских диаспор, разбросанных по всему свету:

    Надоело говорить и спорить,

    И любить усталые глаза.

    В флибустьерском дальнем синем море

    Бригантина поднимает паруса.

    Лейтенанту Павлу Когану было 24 года. Он героически погиб 23 сентября 1942 года на склонах сопки Сахарная Голова под Новороссийском, оставшись в одиночку прикрывать отход своей разведгруппы. Вместе с Павлом в конце 1930-х годов посещал литературные семинары начинающий поэт Михаил Кульчицкий , уже тогда обративший на себя внимание маститых литераторов талантом и поэтической зрелостью.

    В 1937 году его приняли сразу на второй курс Литературного института им. М. Горького, а в 1941-м он ушёл на фронт. Младший лейтенант Кульчицкий оказался в самой гуще Сталинградской битвы и погиб за две недели до её победного завершения, 19 января 1943 года. Имя поэта выбито на стене Пантеона Славы на Мамаевом кургане.

    Забытое имя

    К сожалению, немногие сегодня помнят ещё одного не пришедшего с фронта поэта - Алексея Лебедева . После призыва в армию Алексей пошёл на флот. Боевое крещение получил в ходе советско-финской войны, будучи курсантом Ленинградского высшего военно-морского училища им. Фрунзе (ныне - Морской корпус Петра Великого), которое окончил в 1940 году.

    И снова - Балтийский флот. Теперь Алексей - штурман подводной лодки. Но не только: начав писать стихи ещё в школьные годы, он продолжал поэтическое творчество на всех этапах своей короткой жизни. В 1939 году вышла в свет первая книга Алексея «Кронштадт». В августе 1941-го поэт написал пророческое стихотворение, посвящённое жене:

    Переживи внезапный холод,

    Полгода замуж не спеши,

    А я останусь вечно молод

    Там, в тайниках твоей души.

    Так и вышло - он остался вечно молодым, погибнув в море вместе со своей подводной лодкой 15 ноября 1941 года. В 1942-м Наркоматом Военно-морского флота была издана последняя книга стихов Алексея Лебедева «Огненный вымпел», оригинал которой хранится в библиотеке Калифорнийского университета.

    Мы вспомнили лишь нескольких не вернувшихся с войны. А ведь погибло целое поколение тех, что, как писал поэт Николай Майоров , погибший в 22 года в бою под Смоленском, «ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы ».

    Вечная им память.




    От: ,  

    - Присоединяйтесь!

    Ваше имя:

    Комментарий:

    фотографий Проханова на войнах разразились завистливо-шипящими соЛЖЕницынскими маразматическими строками из романа "В круге первом", называя его "нашей совестью":

    "корреспондент, едва только показывал свою книжечку, уже был принимаем как важный начальник, как имеющий право давать установки. Он мог добыть сведения верные, а мог и неверные, мог сообщить их в газету вовремя или с опозданием, -- карьера его зависела не от этого, а от правильного мировоззрения. Имея же правильное мировоззрение, корреспондент не имел большой нужды и лезть на такой плацдарм или в такое пекло: свою корреспонденцию он мог написать и в тылу ".

    Я напомню, что реально делали фронтовые и военные журналисты и сколько их погибло во время Великой отечественной войны.

    Памятник погибшим журналистам

    На фронтах Великой Отечественной войны погибло 1500 представителей нашего цеха. Среди них Герои Советского Союза - Муса Джалиль, известный поэт, журналист, перед войной работавший в Москве, сотрудник армейской газеты «Отвага», казненный в Моабитской фашистской тюрьме в марте 1944 года.
    Цезарь Куников, московский журналист (командир отряда десантников, погиб в бою за Новороссийск в феврале 1943 года). Петр Назаренко, корреспондент газеты «Красная звезда», впоследствии начальник артиллерии дивизии, погиб в апреле 1944 года на правом берегу Днестра. И многие, многие другие...

    Советская пресса была тем инструментом, который убеждал, мобилизовывал людей на подвиг, на самопожертвование, на преодоление трудностей. На службу Родине были поставлены лучшие журналистские и писательские силы, они талантливо, горячо и искренне писали о подвигах и геройстве солдат, о трудностях и мужестве людей, об их стойкости и любви к Родине. И сами журналисты часто рисковали жизнь, особенно фотокорреспонденты и кинооператоры, чтобы выполнить задание редакции, случалось, что и погибали.

    Писатели М.Шолохов, А.Фадеев, Е.Петров в гостях у командующего Западным фронтом генерал-лейтенанта И.С.Конева (крайний слева).

    Все СМИ во время Великой Отечественной войны работали в особом режиме. Важнейшую роль играло проводное радио. Оно передало правительственное заявление о вероломном нападении Германии на СССР в 12 часов 22 июня. И уже через 45 минут передало первые военные “Последние известия”. 24 июня было создано “Совинформбюро”, важнейшей задаче которого являлось изложение сводок о военных действиях и фронтовых сообщений. С этого времени и до окончания войны каждый день миллионов людей начинался и заканчивался сообщениями “Совинформбюро”. Тогда вся страна знала имя главного диктора, читавшего эти сводки, Юрия Левитана. Всего в годы войны прозвучало более двух тысяч ежедневных сводок и 122 сообщения “В последний час”. Перестраивалась на военный лад и работа всех СМИ. В газетах и на Всесоюзном радио появились военные отделы. Их главная задача была показать коварные замыслы врага, раскрывать его захватнические планы по отношению к народам СССР, а также разъяснять населению и воинам, что война для нашего народа является справедливой, ибо призвана защищать Отечество от вероломных захватчиков.

    Фронтовой оператор Н.Киселёв.

    Была перестроена структура СМИ. Сократилось вдвое число центральных газет (до 18), уменьшились их тиражи. Перестали выходить многие специализированные, отраслевые, а также комсомольские издания. Сократилась и местная пресса. Но вместо этого была создана сеть новых изданий, прежде всего фронтовых газет. Это были газеты военных подразделений всех уровней - армейские, бригадные, стрелковые, танковые, общевойсковых соединений, войск противовоздушной обороны. Всего было создано к концу 1942 г. около 700 таких газет. Для работы в них проводились специальные мобилизации журналистов в соответствиями с директивами партийных органов. В армии и на флоте выходило 5 центральных газет. Главная из них - “Красная звезда”. В ней с началом войны начали печататься известные пистели А.Сурков, В.Гроссман, К.Симонов, А.Толстой, И.Эренбург и другие. 1200 номеров этой газеты военной поры - это героическая летопись нарастающей мощи армии и военного искусства ее военачальников. Центральным органом на флоте была газета “Красный флот”, а в конце 1941 г. стала издаваться специальная газета для личного состава военно-воздушных сил “Сталинский сокол”. Затем “Красный сокол” - для личного состава авиации дальнего действия. Выходили и журналы (20) для армии и флота, политического и литературно-художественного направления.

    Важную роль играли и тыловые газеты, которые писали о положении на фронте, о героизме бойцов, но главное - призывали оставшихся в тылу делать все возможное и невозможное для того, чтобы обеспечивать их всем необходимым. “Все для фронта, все для победы!” - этот лозунг определял главный смысл публикаций этих изданий. Кроме фронтовых газет были еще подпольные (около 200 в 1944 г.) и партизанские издания, выходившие на оккупированной территории. Их задача - борьба с врагом в его тылу.

    Часть советской киногруппы перед подписанием капитуляции в Берлине (8 мая 1945 г.,)

    Публицистика времен войны весьма разнообразна. Она не знала себе равных в мировой истории и рождалась из сплава таланта журналистов, их личной убежденности в необходимости борьбы за свободу Родины и их связи с реальной жизнью. В газетах этого времени публиковалось немало писем рабочих, бойцов армии, тружеников тыла, это создавало у людей ощущение единения народа перед лицом общего врага. С первых же дней войны выдающиеся писатели-публицисты М.Шолохов, А.Толстой, Н.Тихонов, К.Симонов, Б.Горбатов, Л.Леонов, М.Шагинян и другие начали писать о войне для газет. Они создали сильные произведения, убеждавшие людей в грядущей победе, рождавшие в них патриотические порывы, поддерживавшие веру и уверенность в несокрушимость нашей армии. В первые годы войны эти произведения звали людей на защиту отечества, на преодоление препятствий и лишений, на борьбу с врагом. Произведения этих авторов публиковались во многих фронтовых газетах. Важную роль играли и корреспонденции военных корреспондентов.

    Одним из наиболее известных был К.Симонов. Он прошел тысячи километров по военным дорогам, и свои впечатления описал в многочисленных очерках, рассказах, повестях, стихах. Его сурово-сдержанная манера письма нравилась читателям, вызывала доверие, вселяла веру и надежду. Его очерки звучали и по радио, распространялись по каналам Совинформбюро. Его знаменитые стихи “Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны.

    Поэт Евгений Долматовский в Берлине, 1945 г
    Публицистика использовала и сатирические жанры. Памфлеты, карикатуры, фельетоны широко использовались в газетах и журналах. Выходили специализированные сатирические издания “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие. Важнейшее место в журналистике военных лет заняла фотопублицистика. Фотокорреспонденты запечатлели, донесли до современников и сохранили для потомков героику и будни того времени. С 1941 г. выходил специальный журнал “Фронтовая фотоиллюстрация” и “Фотогазета”.

    Евгений Халдей возле Германа Геринга на Нюрнбергском процессе

    На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Евгения Халдея, Давидзона и многих-многих советских фотографов, которые зафиксировали следы нацистских преступлений.

    Поэтому неоценим подвиг журналистов, воевавших пером и фотоаппаратом и также внесшим свой вклад в нашу Победу!