Внешнеторговая политика: тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли. Тарифные методы регулирования

Существование межгосударственных таможенных границ привело к возникновению различных инструментов и методов, с помощью которых государства осуществляют свою внешнеторговую политику.

Одним из основных способов регулирования внешней торговли любой страны является таможенно-тарифная система, представляющая собой свод таможенных пошлин и правил, действующих в данном государстве. Как уже упоминалось в предыдущих главах, в основе таможенно-тарифной системы большинства стран лежит Гармонизированная система описания и кодирования товаров – ГС. Для всех стран, входящих во Всемирную таможенную организацию, она является законом и называется таможенным тарифом.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную границу.

Уровень таможенного обложения зависит от целого ряда факторов (разницы в уровне внутренних и мировых цен товаров в различных странах; степени концентрации производства и уровня монополизации рынка отдельных товаров; наличия на этих рынках производственных цепочек ТНК; соотношения производительности труда и издержек производства в отдельных странах и пр.). Например, в период ухудшения экономической конъюнктуры, особенно в годы кризисов, наблюдается рост ставок таможенных тарифов.

Таможенный тариф содержит: детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами; код облагаемых таможенной пошлиной товаров ; ставки таможенных пошлин с указанием их метода исчисления; способ обложения товаров; перечень товаров, пропускаемых на таможенную территорию страны беспошлинно; перечень товаров, запрещенных к вывозу из страны и ввозу в страну, транзиту через страну.

В зависимости от торгового режима страны тарифы могут иметь различную структуру. Если тарифы содержат единую ставку пошлин (одну колонку) для каждого товара вне зависимости от страны его происхождения, они называются одноколонковыми или простыми (не предусматривают льготных или дискриминационных пошлин и встречаются относительно редко). Когда государство к различным странам применяет разные торговые режимы (каждая таможенная ставка применяется к товарам определенных стран или группы стран), то в тарифе такой страны содержится несколько уровней пошлин (две и более колонок), такой тариф называется многоколонковым или сложным. В основу таможенных тарифных ставок положен принцип, в соответствии с которым товар облагается большей пошлиной в том случае, если степень его промышленной обработки достаточно высока.

Обычно сложные тарифы имеют две колонки: в одной указывается максимальная (генеральная) пошлина, которая чаще всего принимается за базу при исчислении различных преференций или дискриминаций; в другой – минимальная, действующая в отношении стран, для которых применяется режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Может быть и третья колонка. В ней указывается размер преференциальных пошлин по отношению к тем или иным странам (такой способ обычно применяют страны с развитой рыночной экономикой к развивающимся или наименее развитым странам).

Таможенный тариф может состоять из ставок таможенных пошлин, системы классификации товаров, которая создается специально для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности, а также правил применения автономных, договорных и преференциальных пошлин, т.е. системы колонок тарифа у многоколоночного тарифа .

Таможенные пошлины являются основой таможеннотарифной системы и представляют собой денежные сборы, взимаемые государственными органами с товаров, пересекающих таможенную границу государства.

Уплата таможенной пошлины является обязательным условием осуществления ввоза и вывоза товаров. Например, согласно Закону РФ "О таможенном тарифе" таможенная пошлина – это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п. 5 ст. 5 Закона).

По своему экономическому содержанию и характеру действия пошлины относятся к стоимостным, рыночным регуляторам внешнеторгового оборота, а по экономической сущности представляют собой разницу между внешнеторговой мировой (импортной) ценой и внутренней ценой. Процентное выражение этой разницы (суммы таможенной пошлины к цене) называется уровнем пошлины.

При этом внутренние цены должны быть чуть выше импортных, тогда внешнеторговая политика страны сможет обеспечить равную конкурентоспособность национальных товаров. Таким образом, пошлина выполняет регулирующую роль. Как всякий налог, пошлина увеличивает цену товара и снижает его конкурентоспособность. Но, чтобы эта роль выполнялась эффективно, внешнеторговая политика любой страны должна быть гибкой (пошлины должны периодически пересматриваться в соответствии с изменениями конъюнктуры на внутреннем и мировом рынке, причем пересмотру подлежат только переменные пошлины, ставки которых могут изменяться в случаях, установленных государством) . К числу таких случаев относят изменения уровня мировых, внутренних цен, государственных субсидий и т.п.

Практически все государства, одни в большей степени, другие – в меньшей, используют пошлины для пополнения доходной части своего бюджета (фискальная функция). Следовательно, пошлина – это налог, который образует доходную часть бюджета государства (в России – более 30%).

Инструментом дискриминационной политики в отношении различных государств является ценообразующая функция пошлины (увеличение цены импортных товаров позволяет создать стоимостный барьер, повышающий цену импортного товара и создающий разрыв в уровне цен на товары в разных странах). Таким образом, импортные пошлины активно влияют на накопление капитала, темпы развития и норму прибыли отдельных отраслей экономики. Пользуясь этим, государство регулирует объем импорта и его структуру. По мере развития страны фискальная роль таможенной пошлины падает.

Классификация пошлин осуществляется по следующим признакам: объекту взимания, способу взимания, размеру взимания, способу выработки (определения), практики применения.

В зависимости от объекта взимания различают вывозные (экспортные) таможенные пошлины, ввозные (импортные) таможенные пошлины и транзитные.

Вывозные пошлины применяются государством, когда необходимо ограничить экспорт определенного товара, в случае необходимости пополнения государственного бюджета, а также как инструмент улучшения структуры торговли за счет снижения вывоза из страны определенных товаров (например, с низкой степенью обработки, стимулируя таким образом производство и экспорт продукции с высоким уровнем добавленной стоимости).

Ввозные пошлины начисляются на импортные товары как условие их выпуска в свободное обращение на внутренний рынок страны. Ввозные (импортные) пошлины могут также иметь фискальный, регулирующий (низкие пошлины на сырье и высокие на готовые изделия) и протекционистский характер, т.е. иметь целью сдерживание ввоза определенных товаров на территорию страны. Это наиболее распространенный вид пошлин. Ими облагается более 80% товаров, импортируемых всеми странами мира.

Транзитные пошлины – пошлины, взимаемые страной, через которую груз следует транзитом в другую страну. В мире используются очень редко, в основном как средство торговой войны. В Российской Федерации установлены нулевые транзитные пошлины.

По способу взимания пошлины подразделяются на адвалорные, специальные (специфические), смешанные (кумулятивные, или комбинированные).

Особенности расчета таможенной пошлины зависят от вида ее ставки. Адвалорная (стоимостная ) ставка таможенной пошлины устанавливается в виде фиксированного процента с таможенной стоимости облагаемого товара, например, 15% таможенной стоимости автомобиля. Поэтому необходимая сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости товара и соответствующей ставки пошлины в процентах. Этот способ позволяет установить связь между ценой товара и размером дохода, который государство перечисляет в свой бюджет. В мировой практике адвалорные пошлины составляют 70–75% всех взимаемых пошлин.

Очень важно определить таможенную стоимость товара. В таможенной системе любого государства предусматривается несколько методов определения таможенной стоимости товара (по стоимости сделки с ввозимыми товарами, идентичными товарами, однородными товарами и т.д.). ВТО стремится унифицировать метод определения таможенной стоимости, и в рамках ГАТТ действует специальный Кодекс по определению таможенной стоимости товара.

Специальные (специфические ) пошлины устанавливаются в твердо установленной сумме за определенную единицу облагаемых товаров. Такой тип пошлин обычно применяется к массовым грузам и сложным товарам. Применяются в основном в США, Канаде, Австрии, Норвегии, России (например, 20 долл, за 1 т или единицу товара). Специфические пошлины напрямую не связаны с ценой товара, и денежный доход от их взимания зависит только от объема ввозимого или вывозимого товара.

Может применяться комбинированная пошлина. Она исчисляется одновременно двумя методами: на часть товара применяются адвалорные пошлины, а все, что свыше установленной нормы, облагается по специальной пошлине. При этом в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения (разницы), либо путем сложения полученных величин. Например, комбинированная ставка для одежды "меховой овчинной" – 20% таможенной стоимости, но не менее 30 евро за 1 шт. указывает на исчисление таможенной пошлины посредством последовательного определения величин по стоимостной (20% таможенной стоимости) и количественной (30 евро за 1 шт.) составляющих ставки. Окончательный размер таможенной пошлины определяется путем сравнения по наибольшему показателю. Или, например, комбинированная ставка для спортивной обуви – 15% таможенной стоимости плюс 0,7 евро за 1 пару. Она также указывает на последовательность расчета по стоимостной и количественной составляющим, однако размер таможенной пошлины определяется путем сложения полученных результатов.

Как разновидность применяются альтернативные пошлины. Взимается та из пошлин, которая дает наибольшую величину таможенного сбора (20 долл, за тонну или 10% с цены товара, которая выше).

Размер взимания позволяет дифференцировать таможенные ставки на номинальные, льготные, минимальные, промежуточные и максимальные. Дифференциация пошлины зависит прежде всего от степени обработки товара. Например, при ввозе сырья может применяться как беспошлинный завоз, так и либо номинальные, либо льготные, либо минимальные пошлины. Это создает условия для снижения издержек национальной перерабатывающей промышленности. В совокупности такие пошлины составляют систему преференций и применяются в отношении товаров тех стран, которые пользуются РНБ (устанавливаются на основе преференциальных соглашений).

Условия предоставления преференций и правила определения страны происхождения товаров, в отношении которых применяется преференциальный режим, у большинства государств, предоставляющих тарифные преференции, унифицированы в соответствии с рекомендациями ОЭСР и ЮНКТАД.

Так, тарифные преференции являются инструментом снижения общеэкономических издержек российских экспортеров товаров в страны дальнего зарубежья. В целях получения дополнительных конкурентных преимуществ российские экспортеры могут воспользоваться невзаимными преференциальными режимами, предоставляемыми странами ЕС, США, Канадой и Турцией в рамках Общей системы преференций ООН. Преференциальные режимы импорта ЕС, США, Канады и Турции предусматривают применение пониженных (по сравнению с базовыми) или нулевых ставок ввозных таможенных пошлин в отношении определенной группы российских товаров. Преференциальный режим импорта товаров предоставляется развитыми странами в одностороннем невзаимном порядке Российской Федерации и не противоречит нормам и правилам ВТО .

Номинальный уровень пошлины – это ее размер (ставка), обозначенный в таможенном тарифе. Средний номинальный уровень таможенного обложения может быть рассчитан путем вычисления среднеарифметической величины (сложение ставок пошлин и деление суммарной величины на число ставок).

Промежуточные пошлины по своему уровню выше минимальных. Они устанавливаются на полуфабрикаты, узлы и детали, необходимые для сборки готового изделия. Такими пошлинами пользуются все государства, участвующие в МРТ по внутриотраслевому типу, наиболее активно их применяют ТНК. Последние могут их применять даже на готовую продукцию, если обмен ведется между филиалами одной корпорации.

Максимальные пошлины устанавливаются на готовую продукцию. Разница между минимальными и максимальными пошлинами весьма существенна. Такие пошлины носят автономный характер и являются верхним пределом уровня таможенного обложения, который может применять исполнительная власть. Устанавливаются на основе односторонних решений органов государственной власти.

Например, в США уровень минимальной пошлины составляет 1,8%, промежуточной – 6,1%, максимальной – 7%. По конкретным товарам разница может быть еще более значительной.

Увеличение уровня тарифной защиты по мере повышения уровня обработки товара носит название таможенной (тарифной ) эскалации. Таким образом создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и полуфабрикатов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени переработки, что создает стимулы для развития обрабатывающей промышленности внутри страны. Развивающиеся страны – члены ВТО считают, что тарифная эскалация создает дополнительные преграды для экспорта обработанных товаров на рынки развитых государств и добиваются в ходе тарифных переговоров, идущих в настоящее время в ВТО (Доха-раунд), ее сокращения.

Максимальные пошлины могут быть покровительственными, запретительными и наступательными.

Например, уровень покровительственных пошлин может превышать уровень максимальных. Их главная цель – защита собственной промышленности от конкуренции, кроме этого они вынуждают партнера пойти на уступки в экспорте нужной стране продукции. Запретительные пошлины отличаются более высокими ставками: на 30% больше покровительственных. Наступательные пошлины отличаются еще более высоким уровнем – на 30–40% выше запретительных. Их цель – полностью запретить импорт в страну тех или иных товаров, аналоги которых производятся национальной промышленностью. Естественно, что они ведут к снижению объемов предложения, а значит, к росту цен и снижению благосостояния населения не только в своей стране, но и в странах-партнерах.

Таким образом, одним из основных инструментов регулирования торговой политики государства является таможенный тариф, однако помимо таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности страны используют и нетарифные меры.

В современном мире большинство мер государственного воздействия на международную торговлю осуществляется нетарифными мерами. Это связано в первую очередь с тем, что тарифные ставки стран – членов ВТО закреплены документально и большинство государств не имеет возможности оперативно отреагировать на изменения условий торговли и внести коррективы в таможенные ставки в сторону увеличения или уменьшения.

Чаще всего запреты вводятся государствами исходя из своих интересов (или в качестве ответных мер) и устанавливаются как на длительный срок, так и на временной основе. Однако использование странами нетарифных мер может привести к снижению объемов импорта и, как следствие, увеличению цены на импортные товары.

К нетарифным мерам относятся практическим все меры, используемые государством для регулирования торговли, за исключением тарифов (любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и других нормативных актов (кроме таможенно-тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров; объем; товарную структуру внешней торговли; цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран).

Центр по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования дает следующее определение нетарифным методам – это совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

Следует подчеркнуть, что в мировой практике и торговой политике принято различать две большие группы мер нетарифного регулирования. Первая группа имеет целью прямое ограничение импорта (экспорта), или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов добровольных ограничений экспорта и т.д. Применение нетарифных мер этой группы опирается на развитую законодательную и административную базу. Их осуществление поручено соответствующим органам исполнительной власти, как правило, центральным правительственным органам. Вторая группа возникает в результате дискриминационного применения к иностранным товарам большого круга различных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарных и экологических мер.

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях.

  • 1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка.
  • 2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
  • 3. Выполнение международных обязательств.
  • 4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров.
  • 5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
  • 6. Защита общественной морали и правопорядка.
  • 7. Защита культурных ценностей.
  • 8. Обеспечение национальной безопасности.

Вопрос классификации, сопоставления, количественной оценки нетарифных мер занимает одно из центральных мест в деятельности ВТО. В рамках организации применяется классификационная схема, насчитывающая несколько сотен наименований нетарифных мер.

До 2009 г. в соответствии с классификацией ВТО нетарифные меры были разделены на пять групп: участие государства в торговле, ограничительная практика и государственная политика общего характера; таможенные процедуры и административные формальности; технические барьеры в торговле; количественные и специфические ограничения аналогичного характера; ограничения, заложенные в механизме платежей. Наряду с ВТО такие классификационные перечни имелись у многих международных экономических организаций. Например, по классификации ЮНКТАД выделяли семь групп нетарифных мер: ценовой контроль, финансовый контроль, автоматическое лицензирование, количественные ограничения, монопольные, технические и прочие меры в отношении чувствительных товаров. Но разработанная классификация не в полной мере отражала современные реалии, поскольку в настоящее время широко применяются новые нетарифные меры, а систематического обновления базы данных не проводилось с 2001 г.

В 2006 г. ЮНКТАД выступила с инициативой по пересмотру классификации нетарифных мер. Для выполнения технической работы, связанной с этим проектом, была создана Межорганизационная группа поддержки, включающая представителей различных международных организаций: ЮНКТАД, Международного торгового центра (ЮНКТАД – ВТО), Всемирного банка, ВТО, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Организации промышленного развития ООН (ЮНИДО), МВФ и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В результате была разработана усовершенствованная классификация нетарифных мер (2009 г.), которая включает в себя 16 разделов:

  • 1) санитарные и фитосанитарные меры (СФС);
  • 2) технические барьеры в торговле (ТБТ);
  • 3) предотгрузочная инспекция и другие формальности;
  • 4) меры контроля цен;
  • 5) лицензии, квоты, запреты и другие меры количественного контроля;
  • 6) налоги, сборы и другие аналогичные тарифам меры;
  • 7) финансовые меры;
  • 8) меры по ограничению конкуренции;
  • 9) связанные с торговлей инвестиционные меры;
  • 10) ограничения для распространения;
  • 11) ограничения на послепродажное обслуживание;
  • 12) субсидии;
  • 13) ограничения для государственных закупок;
  • 14) интеллектуальная собственность;
  • 15) правила происхождения;
  • 16) меры, связанные с экспортом .

Наиболее распространенные нетарифные меры охватывают две категории:

  • нетарифные ограничения, специально вводимые с целью регулирования доступа иностранных товаров на национальные рынки (квотирование, лицензирование, запреты, добровольные ограничения экспорта, таможенные формальности и др.);
  • нетарифные инструменты, воздействие которых на товарные потоки является побочным, скрытым (технические регламенты и стандарты, санитарные нормы, административные ограничения, налоги, акцизные сборы, субсидии и др.) .

Рассмотрим некоторые виды нетарифных мер. Наибольшие сложности для предприятий-экспортеров при доступе на зарубежные рынки представляют требования стандартов. Так, только в США Национальным институтом стандартизации и технологии (The National Institute of Standards and Technology) разработано 9,37 тыс. обязательных стандартов (регламентов). В стране аккредитовано более 200 неправительственных организаций, которые разрабатывают отраслевые и межотраслевые стандарты. ASTM (Американское общество по испытанию материалов, ASTM International) принято 3348 обязательных стандартов (регламентов), ANSI (Американский национальный институт стандартов, American National Standards Institute) – 805, ASME (Американское общество инженеров машиностроения, American Society of Mechanical Engineers) – 667, API (Американский институт нефти, American Petroleum Institute) – 438 . По своему основному назначению технические барьеры являются мерами технической, а не торговой политики и становятся нетарифными барьерами, когда они применяются с целью создания препятствий на пути импорта.

Количественные ограничения экспорта и импорта – это прямая административная форма государственного регулирования внешней торговли, непосредственно ограничивающая количество ввозимых и вывозимых товаров и прямо воздействующая на их товарную номенклатуру и географическое направление внешней торговли. К формам количественных ограничений относят: контингентирование, квотирование, неавтоматическое лицензирование, правила о смешивании, добровольные ограничения экспорта, а также запреты.

Контингентирование (квотирование ) – это установление государством экспортных и импортных квот (контингентов), разрешающих или ограничивающих в количественном или стоимостном выражениях ввоз (вывоз) товаров.

По российскому законодательству контингентирование как метод количественного ограничения экспорта и импорта может вводиться в исключительных случаях Правительством РФ, исходя из национальных интересов в целях выполнения международных обязательств и защиты национального производителя. Мотивацией применения контингентирования при экспорте часто является дефицит экспортных товаров на внутреннем рынке, предотвращение исчерпания невосполняемых природных ресурсов, в связи с необходимостью поддержания платежного баланса страны, в порядке защитных мер для устранения существенного ущерба или предотвращения угрозы причинения такового производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории России.

В ФРГ такие нетарифные ограничения направлены на защиту сталелитейной промышленности (квотные ограничения), атомной энергетики (режим негласного квотирования товаров и услуг ядерного топливного цикла), пищевой отрасли (тарифная квота на пшеницу мягких сортов со средним и низким содержанием протеина), текстильной и швейной промышленности (путем заключения соглашений с поставщиками о самоограничении экспорта).

Во внешнеторговой политике страны часто используют квотирование (табл. 11.4), которое дает ему ряд преимуществ, а именно:

  • – выравнивать платежный баланс за счет дальнейшего гарантированного увеличения затрат на импорт в условиях ужесточения иностранной конкуренции;
  • – осуществлять более гибкую экономическую политику, так как в отличие от тарифных ограничений квоты не регламентируются правилами ГАТТ/ВТО;
  • – квоты облегчают государству осуществление регулирующих функций в отношении национальных производителей;
  • – быстро добиваться специальных лицензионных привилегий для отраслей, нуждающихся в защите, поскольку применять квотирование импорта проще, чем вводить пошлины, которые служат источником государственного дохода.

Таблица 11.4. Категории квот

Квоты подразделяются на глобальные (определяют размер общего импорта какого-либо товара, который не распределен между поставщиками); индивидуальные (предусматривают распределение пропорционально доле каждого поставщика в импорте за базовый период на основе двустороннего согласования); тарифные (когда ввоз ограниченного количества товара осуществляется при более льготном таможенном режиме, чем то, что ввозится сверх этого количества) и сезонные (могут устанавливаться на ввоз некоторых видов сельскохозяйственной продукции в период пика производства внутри страны).

Традиционной мерой регулирования импорта (а иногда и экспорта) является лицензирование, предусматривающее разрешительный порядок внешнеторговых операций с каким-либо товаром или страной и подразделяющееся на автоматическое и неавтоматическое. В первом случае лицензия используется исключительно в целях наблюдения за ходом внешней торговли. Импортер (экспортер) обращается в государственный орган с заявкой на лицензию, получаемую автоматически. Цель такого лицензирования – мониторинг поставок для контроля за выполнением международных договоренностей или за поставками чувствительных товаров. При неавтоматическом лицензировании вводятся специальные разрешения (лицензии) на импорт и экспорт, которые выдаются по усмотрению соответствующих властей или на основе каких-либо конкретных критериев.

  • О системе технического регулирования и стандартизации США // БИКИ № 16 (9411). 2009. 10 февр.
  • Тарифные методы регулирования внешней торговли - это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт). Все прочие мето­ды -нетарифные.

    Нетарифные методы подразделяются на количествен­ные - квотирование, лицензирование, ограничения; скры­тые - госзакупки, технические барьеры, налоги и сборы, требование о содержании местных компонентов; финансо­вые - субсидии, кредитование, демпинг (для экспорта).

    Таможенный тариф - перечень товаров и система ставок, по которым они облагаются пошлинами.

    Таможенная пошлина - обязательный взнос, взи­маемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

    Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
    1.фискальную;
    2.протекционистскую;
    3.балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров)

    Классификации таможенных пошлин. (не обязательно, мне кажется)

    По способу взимания:
    - адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
    -специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1т);
    - комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1т).

    По объекту обложения:
    - импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
    - экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
    - транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

    По характеру:
    - сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
    - антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
    - компенсационные - пошлины, накладываемые нa импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

    По происхождению:
    - автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений государственной власти. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются сответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
    - конвенционные (договорные) пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГЛТГ), или соглашений о таможенном союзе;
    - преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

    По типам ставок:
    - постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
    - переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление.

    Введение

    1 Методы государственного регулирования внешней торговли

    1.1 Тарифные методы регулирования

    1.2 Нетарифные методы регулирования

    2 Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе

    3 Особенности регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь

    Заключение

    Список использованных источников

    Приложение

    ВВЕДЕНИЕ

    Регулирование внешнеэкономической деятельности государством принимало различные формы в течение истории; на современном этапе формы и методы воздействия на международную торговлю значительно варьируются исходя из того, какой внешнеторговой политики придерживается страна – либеральной или протекционистской. Степень и инструменты влияния правительства на экономику и, в частности, на внешнеторговую сферу, играют важнейшую роль в позиционировании страны в мировом экономическом сообществе.

    Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.

    Структура данной работы включает три раздела, каждый из которых решает одну из указанных задач.

    Объект изучения работы – способы и степень государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность. Предметом исследования является теоретическое освещение возможных инструментов регулирования и сравнение существующих подходов к данной проблеме в Европейском Союзе и Республике Беларусь.

    В процессе написания первого раздела данной работы были использованы в основном учебные пособия и теоретические статьи. При создании второго и третьего раздела применялись в основном статьи по данной тематике, а также монографии по проблеме государственного регулирования.

    МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

    ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

    Тарифные методы регулирования



    C развитием мировой экономики и международных экономических связей развивались и усложнялись инструменты внешнеэкономической политики государств, превратившись к настоящему моменту в комплексную систему механизмов реализации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

    В рамках внешнеторговой политики как составляющей внешнеэкономической политики выделяют две группы инструментов: таможенно-тарифная система и комплекс мер нетарифного регулирования.

    Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

    Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые государством в протекционистских или фискальных целях с товаров в момент пересечения ими границ. Существует несколько классификаций пошлин. Прежде всего, по объекту обложения выделяют:

    импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции ;

    экспортные – налог, взимаемый с экспортных товаров при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Данный вид пошлины вводится чаще всего либо в целях увеличения валового дохода, либо для создания дефицита этого товара на мировых рынках, повышая тем самым мировые цены на данный товар. В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются; Конституция США, например, даже запрещает их использование.

    транзитные пошлины, которые взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и в большинстве стран мира рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей.

    Любой налог на импортируемый или экспортируемый товар может взиматься в одной из следующих форм пошлины:

    адвалорная – пошлина, определяемая законом как фиксированный процент от стоимости экспортируемого или импортируемого товара с учетом или без учета транспортных расходов;

    специфическая – налог, определяемый как фиксированная сумма денег на каждую единицу товара (единицу измерения);

    смешанная пошлина – объединение адвалорного и специфического налогов.

    Адвалорная пошлина может быть подсчитана и установлена только после определения таможенной стоимости товара. Расчет же таможенной стоимости товара не всегда объективен, прежде всего, из-за неформализованности этой процедуры. Например, таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ (FOB – free on board), включающей кроме цены в стране отправки стоимость доставки товара в порт отправки, а также стоимость погрузки его на судно. Таможенная стоимость товаров в странах Западной Европы – членах Европейского союза определятся на базе цены СИФ (cost, insurance, freight – стоимость, страхование, фрахт), включающей помимо цены самого товара стоимость погрузки на судно, транспортировки из порта назначения, оплату фрахта судна и страховки товара. Такой метод определения таможенной стоимости товаров увеличивает таможенную пошлину на 5-7%. Специальная же пошлина очень проста в применении, однако, уровень защиты национальных производителей с ее помощью снижается в период инфляции и увеличивается в период дефляции, оставаясь постоянным и в том, и в другом случае для адвалорной пошлины.

    Существуют также особые пошлины, которые применяются страной либо в одностороннем порядке в защитных целях от недобросовестной конкуренции со стороны торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других государств. Наиболее распространенными особыми пошлинами являются сезонные (применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера), антидемпинговые и компенсационные (накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых использовались субсидии). Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

    Таможенный тариф может устанавливаться на основе принципа тарифной автономии или по соглашению. В соответствии с принципом тарифной автономии страна самостоятельно фиксирует тариф и может его изменить по собственной инициативе. Конвенционные же пошлины устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего соглашения.

    Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками, однако, применяются и переменные – тарифы, ставки которых могут изменяться в установленных правительством случаях. Такие тарифы используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. Страны могут использовать тарифную квоту – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

    Несомненной тенденцией современной мировой экономики является ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг. Так, с конца 40-х тарифы на ввоз промышленных товаров в развитые страны снизились на 90% - в среднем до 4%. . Нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков – ЕС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы. Однако на этом фоне легко заметить и противоположное явление – «двойные стандарты» развитых стран по отношению к развивающимся. Развитые страны, декларируя незыблемость принципов свободы торговли и требуя от других их неукоснительного исполнения, на практике повышают тарифы на импорт тех товаров, в торговле которыми развивающиеся страны могли бы иметь сравнительное преимущество, – продукцией трудоемких отраслей промышленности и сельского хозяйства. По подсчетам, развивающиеся страны ежегодно теряют до 50 млрд. долл. вследствие тарифной политики, проводимой развитыми государствами . Выходя на мировой рынок, первые сталкиваются с тарифами, в четыре раза более высокими, чем платят вторые. Следовательно, снижение уровня таможенных пошлин вовсе не означает ликвидации регулирования.

    2. Нетарифные методы регулирования

    Степень воздействия государства на внешнюю торговлю в последние годы возросла во многом благодаря нетарифным ограничениям. Эти ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами.

    Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

    o во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами, и, следовательно, объем и методика их применения полностью определяются национальным законодательством страны;

    o во-вторых, они позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках определенного срока, что более удобно в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

    o в-третьих, применение нетарифных методов не влечет дополнительного налогового бремени для субъектов ВЭД. Тем не менее, они связаны с иными расходами участников внешней торговли (например, внесение платы за получение лицензии), что, несомненно, отражается на конечной цене товаров, предлагаемых потребителю.

    Среди нетарифных методов регулирования торговли выделяют количественные, скрытые и финансовые методы.

    Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включают квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

    Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квотирование – ограничение количества или стоимости объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из нее (экспортная квота) за определенный период. Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензированную торговлю.

    Лицензирование может быть самостоятельным инструментом государственного регулирования; в этом случае лицензия выдаются в форме разовой, генеральной, глобальной или автоматической. Основными способами распределения импортных лицензий являются аукцион на конкурентной основе и система явных предпочтений. Самым выгодным для страны и самым справедливым способом распределения лицензий является аукцион. В результате открытого аукциона устанавливается такая цена на импортные лицензии, которая приблизительно равняется разнице между ценой импортера и самой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный товар. Однако в реальности аукционы редко проводятся открыто и лицензии распределяются на коррупционной основе. В соответствии с системой явных предпочтений правительство закрепляет лицензии за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально размерам структуре спроса со стороны национальных импортеров.

    «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт. По сути «добровольные» экспортные ограничения представляют собой ту же квоту, только устанавливаемую не импортером, а экспортером. Зачастую экспортирующие страны находят обходные пути, а именно: переключаются на категории товаров, не подвергающиеся ограничениям; образуют предприятия за границей.

    Наряду с количественными методами торговой политики существенную роль в настоящее время играют разнообразные методы скрытого протекционизма. По некоторым оценкам существует несколько сотен скрытых методов, с помощью которых страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. Наиболее распространенные из них:

    · технические барьеры – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров и многое другое;

    · внутренние налоги и сборы – скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке;

    · политика в рамках государственных закупок – требование от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже не смотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных;

    Другими примерами скрытых методов ограничения торговли могут служить требования о содержании местных компонентов или получение «статуса страны с рыночной экономикой».

    К финансовым методам регулирования торговли относятся субсидирование, экспортное кредитование и демпинг. Они направлены на снижение стоимости экспортируемого товара и, следовательно, повышение его конкурентоспособности.

    Экспортная субсидия – это льготы и бюджетные выплаты экспортерам для расширения вывоза товаров. Правительство может также субсидировать отрасли, конкурирующие с импортом. Благодаря субсидиям экспортеры могут продавать свою продукцию на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем. Однако, увеличение экспорта сокращает количество товаров на внутреннем рынке и приводит к повышению внутренних цен, а вслед за этим снижается спрос. Кроме того, субсидии увеличивают расходы бюджета; в конечном результате, потери страны превышают прибыли.

    Скрытое субсидирование экспортеров выражается через предоставление льгот по уплате налогов, через льготные условия страхования и различные виды экспортного кредитования.

    Распространенной формой конкурентной борьбы является демпинг, заключающийся в продвижении товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах, или даже ниже издержек. Демпинг может стать следствием внешнеторговой политики государства, если экспортер получает субсидию.

    Как экспортные субсидии, так и демпинг в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Национальные антидемпинговые законодательства многих стран позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта преднамеренного демпинга.

    Наиболее жесткой формой ограничения внешней торговли являются экономические санкции. Примером может служить торговое эмбарго, то есть запрещение ввоза в страну или вывоза из нее каких-либо товаров. Эмбарго вводится обычно по политическим мотивам – иногда даже несмотря на то, что это наносит ущерб самой стране-инициатору.

    Особым режимом таможенно-тарифного регулирования является Общая система преференций. Суть ее состоит в предоставлении промышленно развитыми странами в одностороннем порядке тарифных льгот при импорте товаров из развивающихся стран. Система призвана способствовать экономическому росту развивающихся стран.

    Тарифные и нетарифные методы воздействия государства на внешнюю торговлю широко используются многими странами. Для обоснования этих методов сторонники протекционизма приводят ряд доказательств, многие из которых, однако, могут быть опровергнуты.

    Сторонники протекционизма считают, что ограничение импорта необходимо, чтобы поддержать отечественных производителей и сохранить рабочие места, что должно обеспечить социальную стабильность. Но с другой стороны, ограничивая конкуренцию, создаются условия для сохранения неэффективного производства. Обычно говорят, что протекционизм необходим для защиты молодых отраслей промышленности, которым требуется время, чтобы окончательно сформироваться и укрепить свои позиции на рынке. Однако определить действительно перспективные отрасли с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны достаточно трудно. Кроме того, протекционизм снижает стимулы к повышению эффективности, и в результате становление отрасли может затянуться.

    Протекционистская политика часто проводится для пополнения доходов бюджета; эта практика популярна в странах, где еще не сформировалась эффективная налоговая система. Но поступления в бюджет будут зависеть от эластичности спроса на импорт по цене, и, следовательно, чем эластичнее будет спрос, тем больше возрастут доходы государства при ослаблении защиты.

    Другим отрицательным последствием протекционизма является закономерная ситуация, когда такая политика, проводимая одной страной, вызывает ответную реакцию со стороны других, что усиливает конъюнктурные колебания на мировом рынке.

    Тарифные меры приводят к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифов вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

    Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

    Наиболее распространенной формой государственного регулирования внешнеторговой деятельности является тариф, однако, в настоящее время наблюдается усиление значения и появления новых разнообразных форм нетарифного ограничения импорта и стимулирования экспорта. Несмотря на то, что следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного благосостояния нации, все страны мира применяют те или иные торговые ограничения. Между тем при некоторых условиях использование тарифа может оказаться более эффективной мерой, чем экономическая пассивность. Важным является нахождение оптимального импортного тарифа для государства, потребителя и производителя.

    Под таможенным тарифом понимается:

    ♦ систематизированный перечень ставок таможенных пошлин;

    ♦ инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;

    ♦ ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятием таможенной пошлины).

    Таможенная пошлина - налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства. Основные функции таможенных пошлин:

    фискальная, относится как к импортным, так и экспортным пошлинам;

    защитная, относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от иностранных;

    балансировочная, относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт.

    Все таможенные тарифы могут быть к лассифицированы по пяти группам (см-, рис. 7.2.1).

    1. Классификация тарифов по направлению движения товара:

    экспортный тариф - пошлина, накладываемая на экспортные товары. Применяется с целью недопущения массового вывоза дефицитного товара за рубеж при большом различии цен на внутреннем и мировом рынках на определенные виды экспортных товаров, а также пополнения бюджета. Применяется редко;

    импортный тариф - пошлина, накладываемая на импортные товары. Применяется с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

    транзитный тариф - пошлина, накладываемая на товар, перевозимый по территории данной страны. Цель этих пошлин -
    обеспечить дополнительные поступления в бюджет.

    Рис. 7.2.1. Классификация таможенных тарифов

    2. Классификация тарифов по способу установления:

    адвалорный тариф - пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товара (например, 10% от таможенной стоимости). Применяется в основном для товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы;

    специфический тариф - ставка таможенной пошлины, взимаемая с единицы веса, объема, длины и т. д. (например, $20 за 1 т). Применяется в основном для стандартизированных товаров (например, сырье);

    комбинированный тариф - одновременно взимаемые адвалорные и специфические ставки (например, 10% от таможенной стоимости, но не более $20 за 1 т);

    альтернативный тариф - применяется согласно решению таможенных органов адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.

    3. Классификация тарифов (по величине) в зависимости от страны происхождения товара:


    максимальный тариф устанавливается для всех стран на основании государственных законодательных актов, без согласования с другими государствами;

    минимальный тариф предоставляется тем странам, которые получают статус наиболее благоприятствуемой нации. Эта ставка устанавливаются в результате взаимных договоренностей. Страна, предоставляющая другой стране статус наиболее благоприятствуемой нации, обязуется не превышать ставки тарифов, которые предусмотрены ею по отношению к другим странам, т. е. страны, договаривающиеся об этом статусе, предоставляют друг другу льготы, которых лишены остальные государства;

    преференциальный тариф действует в отношении определенных стран или групп стран. Его величина, как правило, меньше минимального. Существует международное соглашение «Обобщенная система преференций», по которому промышленно развитые страны предоставляют развивающимся льготы. Эти льготы выражаются в более низких таможенных тарифах.

    Цель - побудить покупать товары, экспортируемые развивающимися странами, и, с другой стороны, стимулировать в развивающихся странах импорт из более развитых.

    4. Классификация тарифов по характеру происхождения:

    автономный тариф устанавливается страной независимо от других субъектов мировой торговли;

    конвенционный (договорной) тариф устанавливается страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений.

    5. Классификация тарифов по направлению действия:

    · преференциальный тариф устанавливается с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу;

    · сезонный тариф устанавливается для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера прежде всего сельскохозяйственной;

    · дискриминационный тариф устанавливается с целью затруднить и ограничить экспорт или импорт товаров определенной страны.

    Дискриминационные тарифы делятся на:

    · ответные (на недружественную торговую политику);

    · компенсационный используется с целью уравнять цены аналогичных товаров национального производства и импортных, пользующихся субсидиями, за счет включения в цену последних более высокой импортной пошлины;

    · антидемпинговый, как ответная мера по защите национального производителя, если установлен факт демпинга со стороны иностранных конкурентов и ввоз товара наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям или препятствует расширению производства подобных товаров на внутреннем рынке.

    Демпинг – продажа товаров по необоснованно заниженным ценам. В этой ситуации экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо зарубежном рынке дешевле, чем на другом.

    7.5. Нетарифные методы регулирования внешней торговли

    Нетарифные меры регулирования внешней торговли имеют более высокую степень воздействия на внешнеэкономическую деятельность, так как установление жесткого контроля над внешней торговлей некоторыми товарами во многих случаях оказывается более эффективным, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования.

    Нетарифные методы регулирования имеют ряд преимуществ по сравнению с тарифными методами. Основа преимущества - ограниченная возможность тарифного регулирования, однообразность данной системы. Система же нетарифных барьеров достаточно разветвлена, благодаря чему достигается большая эффективность.

    Существует несколько типов нетарифных ограничений:

    I. Количественные ограничения импорта и экспорта.

    1. Контингентирование (квоты) - регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения ввоза/вывоза иностранных или отечественных товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени.

    Эмбарго - полный запрет ввоза иностранных товаров на внутренний рынок. В мировой практике устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию. Разрешаются квоты на сельскохозяйственную продукцию и некоторые другие товары (например, текстиль, иногда готовую продукцию; если неограниченный ввоз иностранных товаров может нанести ущерб национальным отраслям). Квоты делятся на:

    глобальные - на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который можно импортировать/экспортировать вне зависимости от страны импортера/экспортера. Используется редко, поскольку существует опасность потерять рынки импортеров;

    индивидуальные - устанавливается в рамках глобальной квоты; существует распределение, учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних соглашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т. е. вводятся на определенный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Экономические последствия - ограничение предложения, увеличение роста доходов национального производителя.

    Представим следующую ситуацию (рис. 7.5.1). Внутреннее предложение товара на рынке составляет S d а спрос - Dd, тогда внутреннее производство составит - Q 0 Если же предложение такого же товара из-за рубежа неограниченно и составляет S w (по мировой цене - P w), то производство товара на внутреннем рынке составит Q 1, потребление - Q 2, импорт товара - Q 2 Q 1 Страна принимает решение ограничить импорт и вводит импортную квоту в размере Q 4 Q 3 В результате этого внутренние цены поднимаются до P 1 внутреннее производство увеличивается до Q 3, внутренний спрос сократится до Q 4.

    Рис. 7.5.1. Импортная квота

    2. Лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом регулирования. Тогда в первом случае - это всего лишь документ, который подтверждает право ввоза/вывоза товара в пределах получения какой-либо квоты; во втором случае существует определенный ряд форм лицензирования:

    индивидуальная лицензия - разовое разрешение на импорт/ экспорт товара. Выдается государственным органом власти импортеру/экспортеру, является именной (указано юридическое лицо);

    открытая индивидуальная лицензия - разрешение на импорт/ экспорт товара без ограничения количества;

    генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение на импорт/экспорт товара без ограничений как по количеству, так и по времени; лицензия является безличной;

    автоматическая лицензия - разрешение, выдаваемое немедленно после заявки на импорт/экспорт товара (упрощенная форма получения лицензии).

    Квотная рента - специфический доход при введении квоты, проистекающий из искусственного повышения цены. Его получает обладатель права ввоза товара на внутренний рынок (на внешнем рынке товары покупаются по P w , а продаются на внутреннем по P 1 ,). Ее получателями могут быть различные субъекты в зависимости от порядка предоставления лицензии:

    аукцион - продажа лицензий на конкурсной основе (цена, как правило, равна квотной ренте, идет государству);

    бесплатная передача - рента идет национальному субъекту - импортеру;

    передача лицензии стране-производителю - добровольное количественное ограничение экспорта, принятое в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении льгот.

    Сходство в применение квот и тарифов состоит в том, что:

    ♦ цена на импортные товары возрастает;

    ♦ доходы национальных производителей возрастают.

    Различие - в случае введения тарифа импортер не ограничен количеством ввозимого товара, т. е. мерой для него является экономическая целесообразность ввоза товаров.

    II. Государственные субсидии и финансовые льготы.

    Субсидии - денежная выплата правительством национальным производителям с целью их поддержки и дискриминации импорта. Субсидии по характеру выплат делятся на:

    прямые- непосредственные выплаты экспортеру после совершения им операции в размере разницы издержек и полученного им дохода (дотации производителю при выходе на внешний рынок). Запрещены ВТО, поскольку их применение достаточно очевидно для торговых партнеров и может вызвать ответные меры;

    косвенные (скрытые) - предоставление экспортерам льгот по уплате налогов, возврат импортных пошлин, льготные условия страхования, помощь в структурной перестройке и т. д.

    Субсидии предоставляются как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям экспортных товаров. Экспортные субсидии - нетарифный метод регулирования, представляющий бюджетные выплаты экспортерам, дающий им возможность продавать товар на иностранном рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

    III. Импортный депозит - своеобразный залог в денежной форме, который импортер должен внести в банк перед закупкой партии иностранного товара. Размер этого залога, срок, валюта фиксируются в каждом государстве законодательно. Это своеобразный кредит, который импортер дает государству, но не получает за него проценты; через некоторое время средства возвращаются импортеру, в итоге издержки импортера растут.

    IV. Государственная система размещения заказов - покупка государственными предприятиями товаров, произведенных национальными производителями, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

    V. Валютное регулирование:

    ♦ внешние валютные ограничения (например, клиринг - торговля между странами на основе взаимозачетов);

    ♦ ограничения, связанные с приобретением и продажей валюты;

    ♦ механизм дифференцирования валютных коэффициентов (установление различного курса для определенных торговых сделок);

    ♦ девальвация - понижение курса национальной валюты;

    ♦ ревальвация - повышение курса национальной валюты.

    VI. Технические барьеры - ограничения, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и другие нормы и правила построены так, чтобы создать барьер на пути иностранного товара (например, стандарты, аттестация, проверка качества товара и т. д.).

    Число мер государственного регулирования внешней торговли постоянно растет, поскольку в международный обмен вовлекаются все новые продукты различных сфер экономической деятельности. Это с необходимостью предполагает использование и более широкого круга средств и инструментов, позволяющих эффективно ограждать национальную экономику от негативного влияния внешних факторов, содействовать укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.

    Инструменты (методы) государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Классификация этих инструментов на тарифные и нетарифные впервые была предложена Секретариатом ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле - GATT , General Agreement оп Tariffs and Trade) в конце 60-х гг. XX столетия. Этим Соглашением нетарифные ограничения (НТО) были определены как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли».

    К настоящему времени единая (универсальная) международная классификация нетарифных инструментов государственного регулирования внешней торговли еще не выработана и не согласована. Существуют классификации ГАТТ/ВТО, Международной торговой палаты, Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference оп Trade and Development , UNCTAD - ЮНКТАД), Международного банка реконструкции и развития, Тарифной комиссии США, отдельных ученых, исследующих данные проблемы.

    В настоящее время, помимо тарифных методов государственного регулирования, ЮНКТАД классифицирует нетарифные методы регулирования внешней торговли (нетарифные ограничения) следующим образом:

    • 1) паратарифные методы;
    • 2) меры контроля за ценами;
    • 3) финансовые меры;
    • 4) меры количественного контроля;
    • 5) меры автоматического лицензирования;
    • 6) монополистические меры;
    • 7) технические меры.

    Таким образом, вместе с тарифными мерами ЮНКТАД выделяет восемь основных мер (методов) тарифного и нетарифного государственного регулирования внешней торговли.

    Тарифные методы являются наиболее распространенными и постоянно используемыми - в форме импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин.

    Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тарифа (ИТТ ), который представляет собой систематизированный перечень (или номенклатуру) ввозимых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами, а также совокупность методов определения их таможенной стоимости и взимания пошлин; механизм введения, изменения или отмены пошлин; правила определения страны происхождения товара.

    Главными составляющими ИТТ являются:

    • систематизированный перечень (номенклатура) ввозимых товаров;
    • методы определения таможенной стоимости (цены) ввозимых

    товаров и взимания пошлин;

    • механизм введения, изменения или отмены пошлин;
    • правила определения страны происхождения товара;
    • пределы полномочий органов исполнительной власти в таможенной области.

    ИТТ базируется на принимаемых в различных странах законодательных актах, таможенных кодексах. Вместе с внутренней налоговой системой страны ИТТ регулирует общий экономический климат в ней и оказывает существенное воздействие на многие процессы, протекающие в экономической жизни страны.

    Активная часть ИТТ - ставки таможенных пошлин, являющихся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза иностранного товара (пошлины взимаются в момент пересечения таможенной границы государства).

    В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импортные , экспортные и транзитные. При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее часто - экспортные и транзитные.

    В соответствии со способом установления пошлин различаются:

    • адвалорные пошлины;
    • специфические пошлины;
    • комбинированные пошлины.

    Наиболее распространенные в международной торговле адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от стоимости (цены) пересекающего таможенную границу товара. В этой связи существенное значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле. Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товара (т.е. чем больше в нем добавленная стоимость).

    Существенное значение в системе импортного таможенного тарифа имеют правила определения страны происхождения товара, поскольку применительно к различным группам стран ввозные (импортные) пошлины дифференцируются. Базовыми при этом являются ставки ввозных пошлин, применяемые к товарам, ввозимым из стран, в отношении которых у данной (ввозящей товар) страны действует режим наибольшего благоприятствования (Most Favoured Nation Treatment). Суть его состоит в том, что страна, применяющая к ряду других стран режим наибольшего благоприятствования (PHБ), в случае снижения импортных пошлин по отношению к какой-либо третьей стране (в отношении которой данной страной PH Б не применяется) должна автоматически снизить импортные пошлины на те же товары и до того же уровня, что и для этой третьей страны. В соответствии с заключенными соглашениями и сложившейся к настоящему времени практикой в отношении развивающихся стран действуют ввозные пошлины в два раза меньшие, чем базовые ставки. Товары из стран, в отношении которых не применяется РНБ, ввозятся по ставкам импортных таможенных пошлин в 2 раза больше базовых ставок. Товары из наименее развитых стран ввозятся беспошлинно (с «нулевыми» пошлинами).

    Рассмотрим основные нетарифные меры (методы) государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Они представляют собой совокупность экономических (кроме таможенного тарифа), административных и технических мер, оказывающих регулирующее воздействие на внешнюю торговлю. При этом экономические меры включают контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые меры (связанные с субсидиями, санкциями и др.), а также защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные, специальные) и дополнительные таможенные обложения (акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС), другие налоги). Административные меры включают запреты (эмбарго) в открытом и скрытом виде, лицензирование (автоматическое и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.

    Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним относятся различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся прежде всего налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

    НДС (value added tax - VAT), акцизы (excise tax, internal revenue tax) и другие паратарифные платежи применяются как нетарифные меры государственного регулирования внешней торговли, направленные на защиту интересов отечественных товаропроизводителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Данные платежи регулируют цены импортных товаров на внутреннем рынке страны и защищают отечественные товары от иностранной конкуренции.

    Паратарифные методы, как правило, прямо не связывают с целями регулирования внешней торговли (как таможенные пошлины), однако их воздействие на внешнюю торговлю нередко оказывается весьма существенным.

    Меры контроля за ценами. Это меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает их международную конкурентоспособность {компенсационныемеры).

    Антидемпинговые пошлины фактически представляют собой дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют материальный ущерб отечественному производителю страны-импортера. В международной практике достаточно продолжительное время не существовало общепризнанного всеми определения демпинга. Это создавало предпосылки для таможенных властей некоторых стран, особенно в сложные с экономической точки зрения периоды развития, принимать произвольные и часто необоснованные решения в отношении экспортеров ввозимой в страну продукции.

    Принятый в рамах ГАТТ/ВТО Антидемпинговый кодекс (Соглашение о применении статьи VI ГАТТ-1994) конкретизировал методику определения факта демпинга и соответствующие юридические основания для использования антидемпинговых пошлин. Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом случае индивидуально, при этом ее размер должен соответствовать разнице между нормальной ценой и демпинговой ценой {dumping margin ), что позволяет реально нейтрализовать демпинговую операцию. Введение антидемпинговой пошлины не носит автоматического характера - она вводится только после проведения расследования с целью установления самого факта демпинга и выяснения того, что демпинговый экспорт действительно причинил (или угрожает причинить) материальный ущерб отрасли промышленности импортирующей данный товар страны.

    Следует обратить внимание на то обстоятельство, что международная практика проведения антидемпинговых расследований свидетельствует о том, что довольно многие обвинения в демпинге затем в ходе расследования не подтверждаются. Однако сам факт расследования и публичные обвинения в демпинге резко осложняют проведение экспортно-импортных операций и ставят под сомнение достижение в их ходе заинтересованными сторонами (экспортерами и импортерами) запланированных финансовых результатов. В случае доказанности факта демпинга и понесенного от него материального ущерба правительство страны своим специальным решением вводит антидемпинговые пошлины.

    Как показывает анализ применения антидемпинговых мер в мировой торговле, в период с 1995 г. они сами в значительной мере стали фактически использоваться как скрытый (или замаскированный) инструмент протекционистской политики (или как один из инструментов так называемого нового протекционизма).

    Постепенное усиление в некоторых странах поддержки как экспорта, так и внутреннего производства (например, в форме дотаций, налоговых льгот, льготных тарифов и т.д.) нашло свое отражение в принятом в рамках ВТО Соглашении по субсидиям и компенсационным пошлинам, которым были установлены правила использования странами субсидий и компенсационных пошлин. Однако, как и антидемпинговые меры, компенсационные меры нередко применяются странами как инструмент фактического «скрытого протекционизма».

    Для защиты от иностранных конкурентов некоторых экономически уязвимых секторов национальной экономики (прежде всего различных отраслей аграрного сектора) могут применяться и скользящие импортные сборы (направленные на то, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня).

    Финансовые меры связаны, как правило, с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).

    Меры количественного контроля (квотирования) связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений на ввоз и вывоз конкретных товаров.

    Эти меры применяются практически всеми странами. Положения ГАТТ-1994, связанные с применением количественных ограничений во внешней торговле, весьма противоречивы, содержат взаимоисключающие положения и к настоящему времени фактически не создают четкой и стройной международной правовой основы для регулирования порядка применения мер количественного контроля (количественных ограничений). С одной стороны, ГАТТ-1994 содержит положения, в соответствии с которыми все страны, входящие в состав ВТО, должны отказаться от использования количественных ограничений. Однако, с другой стороны, в этом Генеральном соглашении есть положения, в соответствии с которыми страны - его участницы могут применять количественные ограничения (например, для поддержания равновесия платежного баланса страны). В ГАТТ-1994 есть так называемые исключения из правила недискри-минации, которые позволяют странам использовать количественные ограничения избирательно против некоторых стран. В этом Соглашении есть и положения о запрете импорта и экспорта тех или иных товаров. Например, экспорт конкретного товара может быть запрещен или ограничен в ситуации, когда на внутреннем рынке данной страны существует дефицитность (нехватка) данного товара.

    Автоматическое лицензирование. Суть этой меры состоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа (лицензии). С введением ЛИцензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за торговлей данными товарами. Хотя такого рода мониторинг сам по себе не является ограничительной мерой (так как это лицензирование автоматическое), однако он облегчает введение таких мер в случае необходимости. Практика автоматического лицензирования является достаточно распространенной. Не случайно в рамках ВТО действует Соглашение о процедурах импортного лицензирования (которое иначе определяют как Кодекс по импортному лицензированию).

    Данное соглашение направлено на упрощение и унификацию формальностей при выдаче импортных лицензий. Им предусматривается возможность создания системы автоматического лицензирования (при которой выдача соответствующей лицензии происходит автоматически).

    Монополистические меры. Суть этого нетарифного инструмента регулирования внешней торговли состоит в том, что в различные периоды отдельные государства устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами вообще (т.е. включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах мотивируется их руководством соображениями поддержания общественной морали, здоровья и нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарствами (фармацевтика), продовольственной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями (продовольствие).

    Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом виде, когда в качестве монопольного продавца или покупателя государство определяет соответствующую государственную компанию. В некоторых случаях весьма близкой к государственной монополии внешней торговли отдельными товарами оказывается практика централизации экспорта и импорта на базе создания добровольных ассоциаций экспортеров и импортеров данных товаров. Централизация экспортных и импортных операций может в скрытом виде проявиться, например, в практике обязательного страхования тех или иных товаров национальными страховыми обществами, обязательной перевозки соответствующих товаров национальными транспортными компаниями и др.

    Существование в реальной практике такой нетарифной меры регулирования внешней торговли нашло свое отражение в том, что в ГАТТ-1994 имеется специальная статья (XVII), посвященная деятельности государственных торговых предприятий (state trading enterprises ), которая фактически связана с монополистическими мерами во внешней торговле. Эта статья не запрещает деятельность таких предприятий, но требует, чтобы они действовали в торговле на основе общих принципов недискриминапии и руководствовались коммерческими соображениями, включая цену и качество товаров. Государственные торговые предприятия должны предоставлять равные возможности любым предприятиям других стран заключать с ними коммерческие сделки.

    Поэтому даже некоторые страны, входящие в ВТО, где всемерно развиваются принципы либерализации торговли, используют форму государственных торговых предприятий.

    Технические барьеры во внешней торговле связаны с осуществлением контроля импортных товаров с точки зрения их соответствия национальным стандартам безопасности и качества. Они обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу.

    В рамках Всемирной торговой организации действует Соглашение по техническим барьерам в торговле (.Agreement on Technical Barriers to Trade, TBT - ТБТ). Данное соглашение признает за всеми странами право устанавливать обязательные технические стандарты (включая требования к упаковке и маркировке товаров). Цель установления и использования этих стандартов - обеспечение качества экспортной продукции, требований производства, защита жизни и безопасности людей, животных и растений, а также защита окружающей среды и обеспечение требований национальной безопасности.

    При этом Соглашение ТБТ признает, что государства имеют право устанавливать защиту, например, жизни людей, животных и растений или окружающей среды на национальном уровне, т.е. на том уровне, который в данной стране будет рассматриваться как необходимый. Иными словами, Соглашением ТБТ предполагается, что принятые в разных государствах законодательные меры в данной области могут различаться.

    Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положения данного Соглашения, которыми руководствуются страны в своей практике государственного регулирования внешней торговли, распространяются как на сами товары, так и на то, каким способом они производятся. При этом способ производства товара учитывается Соглашением ТБТ лишь в том случае, когда он изменяет качество товара. Например, данная страна запрещает ввоз в нее стального листа холодной прокатки, аргументируя это тем, что процесс производства не обеспечивает необходимого качества изделия (т.е. критерием остается качество продукта). Данная ситуация входит в компетенцию Соглашения ТБТ. Принципиально иной является ситуация, когда какая-либо страна запрещает ввоз в нее стального листа из другой страны на том основании, что производящий стальной лист завод не имеет эффективной системы экологической защиты, однако на качестве данной продукции это не сказывается. В этом случае нет оснований для применения положений Соглашения ТБТ.

    В соответствии с Соглашением ТБТ в тех случаях, когда странами принимаются свои технические нормы, не основанные на действующих международных стандартах, страны - члены ВТО должны заранее опубликовать извещение об этом Секретариата ВТО.

    В приложении к Соглашению ТБТ содержится так называемый Кодекс добросовестной практики , регламентирующий подготовку, принятие и применение стандартов. Этот Кодекс содержит указанные выше положения.