Тургенев вывод рассказа воробей. Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Воробей. Стихотворения в прозе

    Жанр: стихотворение в прозе. Стиль: художественный, основная задача которого нарисовать, изобразить событие, передать свое восприятие(стилевые черты: конкретность, образность, эмоциональность, выразительность). Тип речи: повествование с элементами описания (в центре изображения – картина последовательно сменяющих друг друга действий; описывается молодой воробей, старый воробей).

    Повествование строится от первого лица – лица автора (охотника) «Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. …»

    Даю три варианта, выбирай любой

    Героический поступок черногрудого воробья

    1. с жалким писком на зубастую пасть;

      жертвовать собою ради детища;

      сила, сильнее воли;

      Трезор признал силу.

      Любовь сильнее смерти.

    1. Молодой воробей.

      Черногрудый воробей

    2. Громадное чудовище

      Трезор остановился.

      Удалился, благоговея.

      Любовью держится жизнь.

      Возвращение с охоты.

      Собака и молодой воробей.

      Жертва старого воробья.

      Любовь сильнее страха смерти.

    Главные персонажи рассказа собака и старый воробей. Для описания собаки автор применяет глаголы, которые передают ее стандартное поведение охотничьего инстинкта: уменьшила шаги и начала красться ; медленно приближалась . Трезор представлен не злым, а исполняющим свое назначение как проявление стихийной силы. Но и эта сила, опять через глаголы: остановился, попятился, признал ; уступает любви и героизму. Героизм птицы вырисован глаголами: ринулся, заслонил, замирал, жертвовал . Однако, внутреннее состояние старого воробья Тургенев рисует прилагательными « взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий, маленький» . Соотнесение глаголов в составе сказуемого и прилагательных нарастает по мере накала событий стихотворения – неотвратимость, героизм и уважение выражены глаголами, (неотвратимость выражена тремя составными сказуемыми, уважение к героизму передано через пару простых глагольных сказуемых и одного составного (именного «признал силу»); героизм показан четырьмя простыми глагольными сказуемыми ) , а уже внутреннее состояние воробья передано пятью прилагательными (определениями – второстепенным членом предложения ) как доказательство того, что даже если ты слаб телом(это второстепенно), ты можешь быть силен духом и перед этой силой отступает самое, казалось бы неотвратимое(сказуемое – главный член предложения).

    Главная мыслб рассказа: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь».

    Из гне зда – гнё"зда, прибли жалась – бли"же, напра влении - напра"вить, засло нил – засло"н, тре петало – тре"пет, уси деть – си"дя, поспе шил - спе"шка.

    Бесп омощно, ра ст опырив, раск рытой. (глухой звук после приставки, значит в приставке тоже последний звук глухой)

Чей? Кто? Что сделал? Что сделал?

    Мой Трезор остановился , попятился . (остановился и попятился относятся к одному и тому же слову, являются одной и той же частью речи и отвечают на одинаковые вопросы, значит они однородные члены)

Кто? Что делал? Откуда? Что делал? Где?

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. (однородные сказуемые помогают нарисовать образную картину текста)

    И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке … - повествовательное, невосклицательное, простое (двусоставное), распространенное

    Антитеза (противопоставление): морда, зубастая раскрытая пасть – отчаянный жалкий писк; молодой воробей с желтизной около клюва – старый черногрудый воробей; маленькое тело – громадное чудовище.

Метафора (аналогия, сходство): камнем упал, героическая птица

Эмоционально-экспрессивная лексика : весь взъерошенный, искаженный, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два.

Афоризм (краткое выразительное изречение): только любовью держится и движется жизнь; сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Инверсия (перестановка слов или словосочетаний, нарушающая обычный порядок слов или словосочетаний.): каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!

Ритмический повтор частей сложного предложения: он ринулся спасать\ он заслонил собою свое детище…\ но все его тело трепетало от ужаса\голосок одичал и охрип\он замирал\он жертвовал собою! (многоточие дает читателю возможность представить невыразимый ужас птицы.

Выразительная роль глаголов , передающих все оттенки действий

Суффиксы : Еньк – уменьшительно-ласкательный; ищ – увеличительно- (детище), пренебрежительный (чудовище)

Постскриптум для личного развития

Композиция произведения традиционна: неспешная завязка, стремительное развитие действия и развязка.

- Возвращался и шел – однородные сказуемые, глаголы несовершенного вида прошедшего времени, соединенные союзом И , указывают на действие неторопливое, это синонимы;

- В друг наречие, сигнал к резкому началу действия;

-Уменьшила и начала красться, как бы зачуяв … - завязка действия;

-Гля ну л и увидал … мгновенность действия показана суффиксом НУ;

-Упал и сидел, растопырив …- последовательность действий, добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, помогает создать образ маленького воробья;

- Вдруг и вновь наречие резко меняет обстановку;

- Сорвавшись с близкого дерева - деепричастие удерживает динамику повествования.

Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883) - один из величайших представителей русской классической литературы XIX века. Писатель, поэт, драматург, публицист. Шесть романов, рассказы, повести, статьи, пьесы и стихотворения составляют его творчество.

Творчество Тургенева

Художественная система, которую создал Иван Сергеевич, оказала заметное влияние на русский и западноевропейский роман второй половины XIX века. Занимался широкой пропагандой русской литературы на Западе. В российской литературе он первым проявил интерес к изучению личности нового человека, современного автору. Тургенев анализирует нравственные и психологические качества человека, пытается разобраться в его отношениях с обществом. Благодаря Ивану Сергеевичу в русский язык проник и стал широко использоваться термин «нигилист».

Стихотворения в прозе

В творчестве Тургенева стихотворения в прозе занимают небольшое, но значительное место. Живые и образные, они не могут оставить читателя равнодушным. Любовь к людям, природе, животным, родной земле пронизывает каждое из них. Одно из таких стихотворений в прозе - «Воробей» Тургенева, анализ которого демонстрирует невероятную силу духа крошечного существа.

Сюжет

Рассказчик идет по аллее, возвращаясь с охоты. Он замечает маленького воробышка, который выпал из гнезда на землю. Воробышек очень мал и совершенно беспомощен.

Собака рассказчика видит птенца. Она чует дичь и готовится наброситься на малыша. Но внезапно другой воробей слетает с дерева на землю. Он заслоняет собой птенца. Со смелостью, порожденной отчаяньем, он пытается нападать на собаку и защитить дитя. Анализ "Воробья" Тургенева показывает силу любви и готовность к самопожертвованию маленького существа. По сравнению с пернатым, собака выглядит огромной. Воробью она наверняка кажется ужасным чудовищем, но это не останавливает его. Собаке ничего не стоит проглотить обоих птиц. Но, к изумлению рассказчика, его собака отступает, словно смутившись.

Анализ "Воробья" Тургенева показывает, что дело именно в силе духа маленькой птицы, которую почувствовала собака. Рассказчик зовет собаку и уходит с ней, благоговея перед мужеством воробья. Человек вновь убеждается во всепобеждающей силе любви.

Характеристика персонажей

В данном стихотворении в прозе четыре действующих лица. Проведя анализ стихотворения «Воробей» Тургенева, мы видим, что лишь двое из них активны - это воробей и собака. Птенец и человек являются лишь наблюдателями развернувшихся событий.

Собака является олицетворением судьбы. Вначале беспощадная и угрожающая, она надвигается на воробья. Что может противостоять силе судьбы? Перед ней склоняются даже великие мира сего, ей подвластно все. С судьбой остается только смириться и принять ее как данность. Но вызов судьбе бросает любовь. И судьба отступает.

Воробей являет собой жертвенную всепобеждающую любовь. Он видит, что угроза велика, но все равно встает между птенцом и собакой, чтобы защитить свое дитя.

Маленький воробушек - беспомощное существо, которое нуждается в любви и опеке. Он не в силах противостоять собаке.

Рассказчик - охотник. Но он замирает в благоговении, наблюдая за воробьем, защищающим птенца. Человек не считает, что собака проявила слабость, отступив перед нападающей птицей. Он восхищен способностью маленькой птицы принести себя в жертву ради любви. Из анализа «Воробья» Тургенева понятно, что охотник в данном стихотворении в прозе - лишь наблюдатель. Он не пытается вмешаться в события. Кажется, что собака и воробей преподносят человеку важный жизненный урок.

«Воробей» заставляет читателя задуматься: достаточно ли в нем силы духа, сможет ли он защитить своих близких. Произведение учит никогда не отступать перед опасностью, если в беде ближний.

Автор повестей «Первая любовь», «Вешние воды», романов «Дворянское гнездо», «Накануне» - прежде всего певец любви и почитатель природы, ассоциирующейся у него с мирозданием. В жизни как самого Тургенева, так и центральных его пламенные чувства занимают не только приоритетное, но и воистину основополагающее место. Это покажет маленькое произведение и его анализ — «Воробей». Тургенев изобразил в нём один из ликов любви.

Завязка стихотворения «Воробей»

Мужчина возвращается с охоты домой. Он уже идёт по аллее сада. Собака, как и положено легавой, бежит впереди - она всегда и везде высматривает добычу. Вдруг (благодаря этому наречию читатель обращает внимание, что сейчас что-то начнётся) она изменила темп и начала медленно к чему-то подкрадываться. Оказывается, недалеко от аллеи неподвижно сидел желтоклювый птенчик.

Он был совершенно беспомощен, только топорщил чуть прораставшие крылышки. Сочувствие к воробушку парализует охотника — именно это показывает читателям произведение и его анализ («Воробей»). Тургенев хотел продемонстрировать, что человек значительно медленнее, чем животные, реагирует на происходящее. Мужчина только смотрит и ничего не делает.

Кульминация

А собака, потихоньку переставляя лапы, приближается к несчастному. Вдруг (это наречие повторно резко меняет всю обстановку) с дерева перед самой мордой собаки с огромной зубастой оскаленной пастью отважно падает растопыривший все пёрышки воробушек.

Писатель использует при этом деепричастный оборот, как бы ускоряя действия защитника. Воробей жалок, беспомощен, хрипло пищит, но прыгает в сторону собаки, защищая птенца, закрывая его собой. В этой части произведения автор использует антонимы, противопоставляя громадность собаки по сравнению с маленьким тельцем птички.

Пернатое создание решило стать жертвой этого зверя, хотя ему ужасно страшно. Все использованные при этом глаголы точно и красочно передают те действий, которые помогли в этой отчаянной ситуации. Собака оторопела, остановилась и даже двинулась назад. Никогда нельзя терять надежду на спасение - такой вывод делают читатели, разобрав произведение по частям, сделав его анализ («Воробей»). Тургенев показал, как могуч природный инстинкт защиты своего детёныша.

Развязка

Охотник отозвал собаку, которая опешила, а сам с благоговением перед поведением старого воробья ушёл. Он брёл между деревьев, думал о произошедшем и невольно делал анализ. Воробей... Тургенев возвеличил маленькую птичку, а охотника оставил озадаченным. И главный персонаж этой истории, и автор, и читатели — все посмотрели на птичку, как на героя, преклоняясь перед её самоотверженной любовью.

Художественный стиль

Это лирическое повествование в прозе, в котором последовательно описывается вся цепь событий. В нём широко используются эпитеты при описании и старого, и молодого воробья. Именно они передают весь ужас происходящего действия. Ярко нарисована собака, которую тоже ведёт инстинкт. Она полностью подчинена охотничьему азарту. Это выше её сил - не следовать ему. Животное может остановить только хозяин, но никак не дичь.

А тут на её пути встал маленький воробей, весь трепещущий от страха, но готовый защищать птенчика. отвага остановили пса, который немало повидал. Эмоциональность и образность Тургенева нам во всех деталях показывают, казалось бы, незначительное событие. Автор поднялся до самых высоких обобщений в произведении «Воробей». Тургенев, тема у которого в стихотворении связана с любовью и жертвенностью, в других местах назовёт её священным пламенем и чувством, являющимся отблеском самой вечности.

Стихотворение в прозе

Это написал в апреле 1878 года. В это время автору исполнилось 60 лет и его всюду преследовал призрак близящейся кончины. Чтобы отвлечься от чёрных мыслей, убедить себя в вечной победе добра над злом, он создаст это стихотворение в прозе. Оно пронизано проникновенными строками о любви, на которой всё держится и движется. Именно на этой позитивной ноте заканчивает Тургенев «Воробей», краткое содержание которого было изложено.

Конспект урока литературы в 5 классе

по теме «Стихотворение в прозе «Воробей» И.С.Тургенева». Введение в лингвистический анализ текста»

Цель:

Знакомство с литературным жанром «стихотворение в прозе»; обучение учащихся элементам лингвистического анализа стихотворения, умению определять чувства и переживания лирического героя.

Задачи:

    Воспитательные

Воспитывать любовь к русской классической литературе;

Воспитывать нравственные качества личности: умение сопереживать, уважительно относиться к «братьям нашим меньшим», доброту и любовь к природе.

2. Развивающие

Развитие коммуникативных компетенций учащихся, аналитических умений и

и навыков, творческих способностей.

3. Обучающие

Формирование у учащихся представления об особенностях стихотворений в

прозе, навыков аналитической работы с текстом.

Тип урока: сообщение новых знаний

Планируемые образовательные результаты:

    Предметные

    Умение определять жанровые особенности произведения, определять образ лирического героя, характеризовать художественный мир произведения и писателя.

    Формирование поисково-исследовательских навыков, навыков работы с книгой, лексической работы.

Умение самостоятельно определять задачи и проблемы урока,

структурировать материал, давать самооценку деятельности, выражать

(высказывать) свою позицию, подбирать аргументы.

    Личностные

Воспитание уважительного отношения к слову, к русской литературе;

воспитание на примере художественного произведения нравственных качеств личности.

Решаемые учебные проблемы:

    Выявление художественной идеи стихотворения в прозе «Воробей».

    Определение роли образно-выразительных средств в стихотворении.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

    Стихотворение в прозе

    Художественная идея

    Образно-выразительные средства языка художественного произведения

    Смысловой центр повествования

Методы работы с учащимися:

    ИКТ (презентация – визуализация информации)

    Выразительное чтение художественного произведения

    Работа с учебной информацией (работа в парах)

    Исследовательская работа с текстом стихотворения в прозе «Воробей» (работа в группах)

    Лингвистическая работа по определению лексического значения слова «благоговеть»

Ход урока

    Этап. Вхождение в тему урока, создание условий для осознанного восприятия нового материала

    Видеоряд о животном мире в сопровождении «Вальса ля минор» Шопена

(слайды 1-23)

    Беседа с учащимися:

Ребята, какие чувства возникли у вас при просмотре слайдов?

(Чувство умиления, доброты)

Что объединяет картинки в этом видеоряду?

(Забота старших о младших, нежность, родительская

защита и опека своих детенышей)

Кому были посвящены последние фото презентации?

(Воробью)

Обратите внимание на последний слайд. Каким вы увидели воробышка?

(Жалким, взъерошенным, одиноким; наверное, ему

грозит какая-то опасность)

Как вы думаете, кто сегодня будет «героем» нашего урока?

(Правильно, воробей) (Слайд № 23)

II .Этап. Изучение нового материала. Анализ стихотворения в прозе «Воробей»

И.С.Тургенева

(Запись темы урока в тетрадь)

1. Выразительное чтение учителем стихотворения в прозе «Воробей». (Слайд №24)

Какие чувства вызвало у вас это произведение?

(Восхищение поступком старого воробья, жалость

к воробышку)

И.С.Тургенев любил природу, тонко её чувствовал, умел подмечать в ней

важные и удивительные моменты. Создал замечательный цикл «Стихотворения

в прозе».

(Сообщение ученика о работе И.С.Тургенева над стихотворениями в прозе)

2.Работа над жанром произведения.

Ребята, а вас ничего не удивляет в названии – «стихотворение в прозе»?

(Стихотворение и проза)

Действительно, существует такой жанр в литературе. Откройте стр.261

учебника. Запишите в тетради определение:

Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме.

(Работа в парах)

Прочитайте статью учебника заполните таблицу:

(на работу отводится 3-4 минуты)

В чем сходство и в чем различие стихотворной и прозаической речи?

(ответы учащихся)

Сравните свои записи с записью в таблице. (Слайд № 25)

Стихотворная речь

Прозаическая речь

    Ритм. Рифма.

    Деление текста на строфы.

Деление текста на абзацы.

Обращение к чувствам, переживаниям лирического персонажа.

    В большей мере выражается личное переживание или впечатление.

В меньшей мере выражается личное переживание или впечатление.

Итак, «Воробей» - стихотворение в прозе.

И.С.Тургенев обращался к своим читателям: (слайд №26)

«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно,

скучно станет – книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня

одно, завтра другое, - и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-

Нибудь в душу».

    Анализ стихотворения в прозе «Воробей».

Назовите персонажей произведения.

(Собака Трезор, молодой воробей, старый

черногрудый воробей, рассказчик)

    Исследовательская работа с текстом (работа в группах, учащиеся делятся на 3 группы, заполняют таблицы)

Задание: Выпишите ключевые слова, характеризующие каждый из этих образов:

1 группа – собака,

2 группа – молодой воробей,

3 группа – старый черногрудый воробей.

(на работу отводится 4-5 минут)

Проверим выполнение задания. Выберите в группе того, кто будет характеризовать поведение персонажей, остальные записывают в тетради недостающие сведения.

(слайды № 28,29,30)

    Средства выразительности, используемые автором для создания образов.

А сейчас, ребята, мы с вами рассмотрим языковые средства выразительности, при помощи которых автор создаёт образы героев данного произведения. (Продолжение работы в группах, заполнение таблицы)

Обсуждение полученных результатов, проверка по сводной таблице. (Слайды № 31-33)

Образы произведения

Средства выразительности

С какой целью используются

Молодой воробей

Деталь:

С желтизной около клюва и пухом на голове

Оценочная лексика:

Сидел неподвижно, беспомощно, растопырив едва прораставшие крылышки

Словообразующие суффиксы:

Крыл ышк и, дет ищ е

Для привлечения внимания читателя – перед нами птенец, он только появился на свет.

Оценочные слова усиливают восприятие читателя – беззащитность, беспомощность маленького существа вызывают чувство сострадания, жалости.

Суффиксы –ышк- (умен.-ласкат.) передают отношение лирического героя к персонажу. Суффиксом –ищ- рассказчик показывает, что старому воробью птенец дорог так же, как человеку его дитя.

Старый воробей

Сравнение:

Камнем упал

Эпитеты:

Взъерошенный, искаженный,

с отчаянным и жалким писком

Уменьшительно-ласкательный суффикс :

Мал еньк ое тело

Глаголы:

Камнем упал, прыгнул два раза, ринулся спасать, заслонил собой;

Тело трепетало, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собой

Эпитет:

Героическая птичка

Для усиления образности: движения воробья решительны и отчаянны: он чувствует смертельную опасность, но сила сильнее смерти заставляет его, превозмогая ужас, броситься навстречу «чудовищу»

Эпитет героическая птичка выражает авторскую оценку поступку старого воробья

Собака

Трезор

Глаголы:

Бежала впереди – уменьшила шаги – начала красться – медленно приближалась – остановился – попятился – признал силу

Эпитеты:

зубастая раскрытая пасть

смущенный пес

Собака осторожна(ведь она охотничья, а воробышек для нее – добыча), движения медленны. И вдруг – воробей, камнем упавший (эффект неожиданности), Трезор чувствует необыкновенную силу в этом маленьком существе, ведь воробей защищает свое детище, - и остановился, попятился.

3. Образ рассказчика

А теперь, ребята, посмотрим на образ рассказчика в стихотворении. Найдите в тексте слова, которые передают чувства рассказчика.

(«Я поспешил отозвать смущенного пса –

И удалился благоговея… Я благоговел перед той

маленькой героической птичкой, перед любовным

её порывом»)

Что обозначает слово благоговеть?

Лексическая работа

благоговеть, -ею, -еешь ; несов .. перед кем-чем (высок.). Относиться с благоговением к кому-чему-н.

благоговение, -я, ср. (высок.). Глубочайшее почтение.

(С.И.Ожегов. Словарь русского языка)

Какие качествами личности наделен рассказчик в стихотворении?

(Рассказчик наделен высокими нравственными

качествами: уважением ко всему живому, умением

чувствовать происходящее, добротой и

милосердием)

    Идея стихотворения в прозе «Воробей»

Найдите в тексте предложения, в которых заключается основная мысль, идея произведения, предложение, которое является смысловым центром повествования.

(слайд №34)

«Любовь, думал я, сильнее смерти. Только ею,

Только любовью держится и движется жизнь».

Сколько раз в этих предложениях употребляется слово любовь? И чему противопоставляется?

(Слово любовь употребляется дважды, т.е. это повтор.

Противопоставляется слову смерть)

Что такое повтор, для чего употребляется в художественном тексте?

Повтор – двукратное или многократное использование одних и тех же

речевых элементов, придает тексту связность, усиливает его

эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли.

О какой любви говорит писатель?

(О любви как наивысшей форме проявления доброты,

граничащей с самопожертвованием. О любви,

которая сильнее смерти. Именно это

хотел донести до нас писатель своим стихотворением

в прозе «Воробей»)

Встречались ли в вашей жизни случаи, похожие на ту, которую описал И.С.Тургенев? (Возможно, да. Учащиеся делятся своими историями)

III этап.

Ребята, в жизни очень много примеров безграничной любви в мире животных, заботы о тех, кто попал в беду. Сейчас мы с вами посмотрим презентацию о дружбе в мире животных.

(презентация)

IV этап. Рефлексия.

    Ваше впечатление от урока.

    Что нового вы узнали?

    Продолжите предложение: «Иван Сергеевич Тургенев – человек, любящий и глубоко чувствующий …»

V этап. Домашнее задание.

    Рисунки к стихотворению в прозе «Воробей»

    Продолжить знакомство со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева. Выучить наизусть и выразительно рассказать стихотворение «Русский язык».

Серия миниатюр «Стихотворения в прозе» – итог жизни писателя, философское ее осмысление, отражение сокровенных мыслей и чувств.

Большинство произведений цикла полны грусти, одиночества и размышлений о скоротечности жизни, характерных для пожилого человека. Но миниатюра «Воробей» написана в оптимистичных тонах. В ней звучит настоящий гимн жизни и любви, перед которыми бессильно любое зло.

В нескольких словах Тургенев обрисовывает настоящую жизненную драму. Главные ее герои – животные. Однако читатель ясно понимает, что речь идет о самоотверженной любви вообще, и не только родительской.

Композиция произведения традиционна: неспешная завязка, стремительное развитие действия и развязка. Охотничий пес Трезор вовсе не является воплощением зла. Он больше олицетворяет судьбу, рок. Собака, подчиняясь инстинктам, хватает дичь. Ее не волнует, что это всего лишь желторотый птенчик. Для маленького воробья пес является «громадным чудовищем» . Птица трепещет от ужаса, но не может «усидеть на высокой, безопасной ветке» и бросается спасать «свое детище» .

Самоотверженность взрослого воробья заставляет собаку пятиться. Трезор ошеломлен героизмом маленькой птицы. Он уважает силу, которая заставила воробья жертвовать собой ради птенца и, пусть с «жалким писком» , наступать на обидчика своего детеныша.

Сбивчивость, взволнованность в изложении, а также прерывистые фразы создают дополнительный накал чувств, придают динамизм действию. Ярко и эмоционально описывает Тургенев состояние птицы при помощи целой серии прилагательных (взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий, маленький ) и глаголов (ринулся, заслонил, замирал, жертвовал ).

С момента первой публикации этой трогательной и поучительной истории о храбром воробье прошло 120 лет. Но произведение до сих пор издается отдельной книжкой для маленьких читателей и заставляет задуматься взрослых. Тургенев закончил стихотворение афористично: «только любовью держится и движется жизнь» . Эти слова актуальны и правдивы во все времена.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография