Толкунова перестала лечиться от смертельной болезни после операции, сделанной три года назад. Толкунова перестала лечиться от смертельной болезни после операции, сделанной три года назад Родные певицы были готовы к ее уходу

– Мы были очень близки и похожи характерами. Нам всегда было о чем поговорить, – вспоминает Евгения Николаевна. – Постоянно куда-то ездили… Я очень любила петь, и моя мама тоже пела… Но поскольку жили мы бедно, в простой семье, возможности стать артисткой не было. Я всю жизнь проработала в вагонном депо. А вот Валя смогла осуществить нашу семейную мечту! Пела в детском хоре, ездила с гастролями по стране, училась в Институте культуры…



По словам Евгении Николаевны, ее дочь будто чувствовала, что столкнется с тяжелой болезнью. Она всю жизнь помогала неизлечимо больным, под ее опекой всегда было несколько человек, которые не знали отказа ни в деньгах, ни во внимании.

– Валя помогала своей первой преподавательнице по вокалу, которая тяжело болела, – вспоминает мать певицы. – Дала денег на операцию поклоннице из Нижнего Новгорода, помогала одной девочке с Дальнего Востока, которая страдала рассеянным склерозом. Валя до последнего посылала ей деньги, а потом оплатила похороны и памятник. Да и со своим мужем вторым, хоть уже вместе не жили, поступила по-человечески. Когда он тяжело заболел и практически ослеп, перестал слышать, забрала его к себе, наняла сиделку. А уж обо мне и говорить нечего! Меня она полностью обеспечивала, шкафы были забиты одеждой, которую она дарила. И квартиру, где я живу, купила она.

Второй муж Валентины Толкуновой, 86-летний журналист Юрий Папоров, умер через полтора месяца после жены. После смерти супруги он фактически осиротел, почувствовал себя никому не нужным и очень переживал. Ведь у Папорова тоже была онкология, он заболел еще раньше, чем Толкунова. Через несколько дней после смерти Толкуновой он попал в больницу и уже не вышел оттуда. Папорова похоронили рядом с Валентиной Васильевной, на том же Троекуровском кладбище.

Всевышний помог ей умереть без боли

– Валя делилась со мной всем, поэтому я первая узнала о ее болезни, – говорит мать артистки. – После первой операции она довольно долго чувствовала себя нормально, казалось, болезнь удалось остановить… Но в 2006 году нашли новые метастазы. Она не следила за собой, много работала и о болезни никому не рассказывала. Я говорила ей: тебе надо больше отдыхать. Но она ездила по гастролям, пока не свалилась…

Мать певицы утверждает: у Толкуновой был шанс пожить подольше! Врачи предлагали ей разные варианты лечения. Но певица не соглашалась…

– После второй операции Вале стало лучше, – рассказывает Евгения Николаевна. – Врачи предложили сделать химиотерапию. А она отказалась! Не могла себе представить, что останется без волос. Сказала: «Сколько бы ни осталось жить, я до конца жизни останусь такой, какой меня знал народ». Очень была волевая. Конечно, «химия», наверное, и помогла бы ей какое-то время прожить. Но может быть, она и права. Ушла раньше, но хотя бы без безумных болей. До последнего, даже под капельницей, которую поставили из-за тромба, не верила в плохое. Меня в больнице всегда встречала радостной улыбкой. Когда ее увозили на последние два дня в реанимацию, была совсем слабенькая. Но еще и меня успокаивала: «Знаешь, мама, все будет хорошо. Я видела сегодня Бога, и он сказал мне: «Я тебя люблю и тебе помогу». Это были последние слова, которые я от нее слышала. Он помог ей избавиться от мучительных страданий, которые ее могли ожидать.

Для Валентины Васильевны ее длинные роскошные волосы были своеобразным оберегом, талисманом. Казалось, потеряй она их – потеряет и себя. Родные это знали и поэтому не стали настаивать на том, чтобы бороться до конца. Вот только теперь иногда, когда делается особенно горько, жалеют об этом.

Лучшие дня

Одна женщина - один театр

Умерла Валентина Толкунова - одна из самых ярких звезд советской эстрады. Обычно в таких случаях вспоминают биографию человека, но жизненный путь при всем желании не назовешь сложносплетенным или лихо закрученным. Эдакая типично-образцовая биография певицы, ни тебе всяких непрофильных институтов, ни крутых зигзагов судьбы - детский хор, музыкальное училище и долгие-долгие годы работы на эстраде.

Певица родилась 12 июля 1946 года в городе Армавире, что в Краснодарском крае, но всегда считала себя москвичкой - вскоре после рождения дочери родители переехали в столицу, и выросла девочка в Ховрино. Петь начала с детства, почти десять лет было отдано Московскому детскому хору, где она, по ее словам, прошла настоящую школу вокала у педагога по музыке Татьяны Николаевны Овчинниковой. После школы в 1964 году Толкунова поступает на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры.

Казалось бы - дорога накатана, но вот тут начинаются странности.

Не секрет, что успех певиц во все времена частенько неотделим от усилий и возможностей мужа, но с Толкуновой все получилось абсолютно наоборот. В двадцать с небольшим многообещающая студентка выходит замуж за известного композитора . Толкунова временно оставляет учебу, идет работать в биг-бенд «ВИО-66», которым руководил ее муж, и пять лет поет там джаз. К сожалению, брак оказался недолгим и через пять лет распался (второй - с журналистом Юрием Папоровым — стал куда более удачным и продолжался около тридцати лет).

И хотя певица за этот «джазовый период» успела закончить свое дирижерское образование да вдобавок еще обзавестись дипломом «Гнесинки», певческую карьеру ей пришлось начинать сначала. А эстрада - дама капризная при всех режимах и во все времена, и улыбки судьбы на этой стезе дожидаются немногие.

Толкуновой повезло - именно в этот, казалось бы, совсем не благоприятствующий карьере период начинается ее взлет.

Как это часто бывает - в дело вмешался случай. В 1971 году в Советском Союзе был снят первый в истории телесериал «День за днем». Сейчас уже мало кто помнит этот ежевечерний рассказ об обитателях московской коммуналки, снятый по сценарию с гениальным Грибовым и молодым, не толстым еще Невинным. Но в судьбе певицы он стал одним из самых главных событий.

В этой теленовелле никому не известная Валентина Толкунова исполнила несколько песен Ильи Катаева на анчаровские стихи - «Я ночью шла по улице», «Стою на полустаночке» и т. п.

Певицу заметили, и по просьбе поэта Льва отдает ей свою песню «Ах, Наташа», которая лежала у него в столе несколько лет. После выступления певицы на юбилейном вечере Ошанина маститый композитор в антракте нашел Толкунову и честно признался, что никогда и не предполагал, что из его материала можно сделать столь блестящую песню.

После этого в музыкальных кругах пошел слух, что молодая певица может вытянуть любую песню, и Толкунова начинает выдавать один хит за другим.

Сначала композитор Аедоницкий предложил ей исполнить песню «Серебряные свадьбы», от которой накануне отказалась одна именитая певица, и толкуновское выступление на «Песне-73» закончилось овацией. Потом были «Деревянные лошадки», «Носики-курносики», а через год уже специально для Валентины Толкуновой молодой композитор пишет «Поговори со мною, мама».

Толкунова становится одной из самых знаменитых певиц страны - устоять перед этим неповторимым и на раз узнаваемым тембром и предельно искренней интонацией было невозможно.

К сожалению, период громкой славы оказался недолгим - на рубеже 70-80-х произошло событие, подкосившее карьеру многих певцов, работавших на стыке народной традиции и современной эстрады.

Страна сильно изменилась, новые ритмы вытеснили прежние, и на фоне набирающих силу рока и диско Толкунова с ее «цветастыми полушалочками» и «девчоночками фабричными» стала казаться страшным анахронизмом. Не помогли ни голос, ни профессионализм - никто не виноват, просто времена изменились.

Этот удар выдержали немногие певцы нашей весьма консервативной эстрады - кто-то пытался радикально измениться, но получилось у считанных единиц. Толкунова же решила остаться собой. Записывала новые песни - «Я не могу иначе», «Мой милый, если б не было войны», «Диалог у новогодней елки», работала для детей - пела в мультфильмах «В порту» и «Зима в Простоквашино». И все равно прорывалась к зрителю.

Окончательно исчезла с телеэкранов Валентина Васильевна только в новые времена, когда все мы, завороженные новой жизнью и новыми возможностями, табуировали прошлое и избавлялись от него с какой-то остервенелостью.

Толкунова эти трудные времена пережила с вызывающим уважение достоинством. Не суетилась, не пыталась монетизировать прежний успех, не пыталась никуда пролезть, как-то вернуть ушедшее. Честно признавалась в интервью: «Я, наверное, из другого века, очень несовременна. Я дочь той эпохи, а время, в котором мы живём… Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой». Работала на своего слушателя, очень много ездила по стране, не отказываясь от самых скромных предложений:

«Я стараюсь ездить с концертами в разные точки нашей огромной Родины для того, чтобы успеть отдать людям своё сердце, свои песни. Я никогда не отказываюсь выступать для инвалидов, ветеранов, детей, молодёжи.

Если у организаторов таких концертов нет денег, я выступаю бесплатно, для меня это не имеет никакого значения.

Меня упрекают и даже ругают за то, что я соглашаюсь работать бесплатно, ведь сейчас ни один даже совсем безголосый певец и пальцем не шевельнёт, пока ему не заплатят. Меня часто спрашивают: «Сколько вы стоите?» Я всё время удивляюсь этой фразе и не могу, да и не хочу к ней привыкать. Поэтому неизменно отвечаю: «Нисколько не стою». Тогда люди порой раздражённо говорят: «Хорошо. Сколько стоят ваши песни?» Ну что за дикость? Как могут песни или я сама чего-то стоить? Это же бесценно. И я сама, и мои песни даны Богом для людей. Цену имеет лишь мой труд.

Мне приятно осознавать, что там, в глубинке, я нужна. Приезжая туда, я не чувствую холода, а чувствую теплоту сердец и заботливость души. Там больше нужна душевная лирическая песня, нежели в Москве или Петербурге.

Не судите и не судимы будете, и я никого не могу судить, но мне кажется, что сегодня люди отдают предпочтение чему-то блистающему, мерцающему, сияющему, гремящему, но не внутренней сути, затаенности души».

Вообще, достоинство — это, пожалуй, ключевое слово для поминания Валентины Васильевны. Даже когда начался обратный процесс и пошла обвальная мода на советское ретро, она, в отличие от многих своих коллег, устояла и не бросилась в суетливую погоню за вторым шансом. Не замелькала на всяких концертах типа «солянка сборная», мы так и не увидели ее в телевизионных ретро-конкурсах и прочем любимом отечественной культурой балагане. Жила так же, как всегда. И при этом - никогда не жаловалась и ни о чем не жалела:

«Песня не может быть русской или советской. Не бывает песни, привязанной к строю. Хорошая песня для всех, и её нельзя называть русской или советской.

Я не пела песен-лозунгов. Я никогда никому не служила. Я пела человеческие песни.

Вспомните, «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики», «Мы на лодочке катались», «Мой милый, если б не было войны». Эти песни для всех, они и сейчас нужны, они востребованы. Я не могу сказать, что сижу без концертов. Нет, я не обездоленный, я обеспеченный человек. Двадцать два года за рулем, сейчас езжу на джипе, имею хорошую квартиру. Я ни на что не жалуюсь, мне не на что жаловаться. Я сама в этой жизни выкарабкиваюсь. Без дела не сижу, работы много».

Работой она жила всегда. Даже когда несколько лет назад ей поставили страшный диагноз, она все равно продолжала выступать. В середине февраля на концерте в белорусском Могилеве певице стала плохо. После срочной госпитализации выяснилось, что болезнь дала рецидив. Почти месяц врачи боролись за жизнь певицы, но положение было слишком серьезным - рак четвертой степени, опухоли в груди и мозге с метастазами в печень и легкие.

Сегодня утром Валентина Толкунова скончалась в Боткинской больнице. Сегодня, вспомнив, как никогда хочется поспорить с одной из ее лучших песен последних лет - «Уходя, ничего не берите из прошлого».

Народную артистку России Валентину Толкунову похоронят на Троекуровском кладбище в Москве в среду, проститься с ней можно будет в «Театре Эстрады», время прощания уточняется.

Народная артистка РСФСР Валентина Толкунова скончалась в Москве на 64-м году жизни после продолжительной болезни. Известной певицы не стало сегодня утром, около 08:00, в реанимации Боткинской больницы.

Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин выразил свои соболезнования родным и близким легенды советской эстрады.

Толкунова находилась в Боткинской больнице с конца февраля. В ночь с пятницы на субботу она была переведена в реанимацию из-за резкого ухудшения самочувствия. Как сообщает LifeNews.ru, после этого певица попросила привести священника для соборования. Обряд был совершен прямо в больничной палате.

В больницу артистка попала после концерта в белорусском Могилеве. Первоначально сообщалось, что у нее повышенное давление, причиной которого стало переутомление. В Москву Толкунову отправили в реанимобиле.

Валентина Толкунова – одна из самых ярких звезд советской эстрады. Обычно в таких случаях вспоминают биографию человека, но жизненный путь Валентины Васильевны при всем желании не назовешь сложносплетенным или лихо закрученным. Эдакая типично-образцовая биография певицы, ни тебе всяких непрофильных институтов, ни крутых зигзагов судьбы – детский хор, музыкальное училище и долгие-долгие годы работы на эстраде.

Певица родилась 12 июля 1946 года в городе Армавире, что в Краснодарском крае, но всегда считала себя москвичкой – вскоре после рождения дочери родители переехали в столицу, и выросла девочка в Ховрино. Петь начала с детства, почти десять лет было отдано Московскому детскому хору, где она, по ее словам, прошла настоящую школу вокала у педагога по музыке Татьяны Николаевны Овчинниковой. После школы в 1964 году Толкунова поступает на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры.

Казалось бы – дорога накатана, но вот тут начинаются странности.

Не секрет, что успех певиц во все времена частенько неотделим от усилий и возможностей мужа, но с Толкуновой все получилось абсолютно наоборот. В двадцать с небольшим многообещающая студентка выходит замуж за известного композитора Юрия Саульского. Толкунова временно оставляет учебу, идет работать в биг-бенд «ВИО-66», которым руководил ее муж, и пять лет поет там джаз. К сожалению, брак оказался недолгим и через пять лет распался (второй – с журналистом Юрием Папоровым – стал куда более удачным и продолжался около тридцати лет).

И хотя певица за этот «джазовый период» успела закончить свое дирижерское образование да вдобавок еще обзавестись дипломом «Гнесинки», певческую карьеру ей пришлось начинать сначала. А эстрада – дама капризная при всех режимах и во все времена, и улыбки судьбы на этой стезе дожидаются немногие.

Толкуновой повезло – именно в этот, казалось бы, совсем не благоприятствующий карьере период начинается ее взлет.

Как это часто бывает – в дело вмешался случай. В 1971 году в Советском Союзе был снят первый в истории телесериал «День за днем». Сейчас уже мало кто помнит этот ежевечерний рассказ об обитателях московской коммуналки, снятый Всеволодом Шиловским по сценарию Михаила Анчарова с гениальным Грибовым и молодым Невинным. Но в судьбе певицы он стал одним из самых главных событий.

В этой теленовелле никому не известная Валентина Толкунова исполнила несколько песен Ильи Катаева на анчаровские стихи – «Я ночью шла по улице», «Стою на полустаночке» и т. п.

Певицу заметили, и по просьбе поэта Льва Ошанина Владимир Шаинский отдает ей свою песню «Ах, Наташа», которая лежала у него в столе несколько лет. После выступления певицы на юбилейном вечере Ошанина маститый композитор в антракте нашел Толкунову и честно признался, что никогда и не предполагал, что из его материала можно сделать столь блестящую песню.

После этого в музыкальных кругах пошел слух, что молодая певица может вытянуть любую песню, и Толкунова начинает выдавать один хит за другим.

Сначала композитор Аедоницкий предложил ей исполнить песню «Серебряные свадьбы», от которой накануне отказалась одна именитая певица, и толкуновское выступление на «Песне-73» закончилось овацией. Потом были «Деревянные лошадки», «Носики-курносики», а через год уже специально для Валентины Толкуновой молодой композитор Владимир Мигуля пишет «Поговори со мною, мама».

Толкунова становится одной из самых знаменитых певиц страны – устоять перед этим неповторимым и на раз узнаваемым тембром и предельно искренней интонацией было невозможно.

К сожалению, период громкой славы оказался недолгим – на рубеже 70–80-х произошло событие, подкосившее карьеру многих певцов, работавших на стыке народной традиции и современной эстрады.

Страна сильно изменилась, новые ритмы вытеснили прежние, и на фоне набирающих силу рока и диско Толкунова с ее «цветастыми полушалочками» и «девчоночками фабричными» стала казаться страшным анахронизмом. Не помогли ни голос, ни профессионализм – никто не виноват, просто времена изменились.

Этот удар выдержали немногие певцы нашей весьма консервативной эстрады – кто-то пытался радикально измениться, но получилось у считанных единиц. Толкунова же решила остаться собой. Записывала новые песни – «Я не могу иначе», «Мой милый, если б не было войны», «Диалог у новогодней елки», работала для детей – пела в мультфильмах «В порту» и «Зима в Простоквашино». И все равно прорывалась к зрителю.

Окончательно исчезла с телеэкранов Валентина Васильевна только в новые времена, когда все мы, завороженные новой жизнью и новыми возможностями, табуировали прошлое и избавлялись от него с какой-то остервенелостью.


Толкунова эти трудные времена пережила с вызывающим уважение достоинством. Не суетилась, не пыталась монетизировать прежний успех, не пыталась никуда пролезть, как-то вернуть ушедшее. Честно признавалась в интервью: «Я, наверное, из другого века, очень несовременна. Я дочь той эпохи, а время, в котором мы живём… Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой». Работала на своего слушателя, очень много ездила по стране, не отказываясь от самых скромных предложений:

«Я стараюсь ездить с концертами в разные точки нашей огромной Родины для того, чтобы успеть отдать людям своё сердце, свои песни. Я никогда не отказываюсь выступать для инвалидов, ветеранов, детей, молодёжи.


Если у организаторов таких концертов нет денег, я выступаю бесплатно, для меня это не имеет никакого значения.

Меня упрекают и даже ругают за то, что я соглашаюсь работать бесплатно, ведь сейчас ни один даже совсем безголосый певец и пальцем не шевельнёт, пока ему не заплатят. Меня часто спрашивают: «Сколько вы стоите?» Я всё время удивляюсь этой фразе и не могу, да и не хочу к ней привыкать. Поэтому неизменно отвечаю: «Нисколько не стою». Тогда люди порой раздражённо говорят: «Хорошо. Сколько стоят ваши песни?» Ну что за дикость? Как могут песни или я сама чего-то стоить? Это же бесценно. И я сама, и мои песни даны Богом для людей. Цену имеет лишь мой труд. Мне приятно осознавать, что там, в глубинке, я нужна. Приезжая туда, я не чувствую холода, а чувствую теплоту сердец и заботливость души. Там больше нужна душевная лирическая песня, нежели в Москве или Петербурге.

Не судите и не судимы будете, и я никого не могу судить, но мне кажется, что сегодня люди отдают предпочтение чему-то блистающему, мерцающему, сияющему, гремящему, но не внутренней сути, затаенности души.

Вообще, достоинство – это, пожалуй, ключевое слово для поминания Валентины Васильевны. Даже когда начался обратный процесс и пошла обвальная мода на советское ретро, она, в отличие от многих своих коллег, устояла и не бросилась в суетливую погоню за вторым шансом. Не замелькала на всяких концертах типа «солянках сборных», мы так и не увидели ее в телевизионных ретро-конкурсах и прочем любимом отечественной культурой балагане. Жила так же, как всегда. И при этом – никогда не жаловалась и ни о чем не жалела: «Песня не может быть русской или советской. Не бывает песни, привязанной к строю. Хорошая песня для всех, и её нельзя называть русской или советской.

Я не пела песен-лозунгов. Я никогда никому не служила. Я пела человеческие песни.

Вспомните, «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики», «Мы на лодочке катались», «Мой милый, если б не было войны». Эти песни для всех, они и сейчас нужны, они востребованы. Я не могу сказать, что сижу без концертов. Нет, я не обездоленный, я обеспеченный человек. Двадцать два года за рулем, сейчас езжу на джипе, имею хорошую квартиру. Я ни на что не жалуюсь, мне не на что жаловаться. Я сама в этой жизни выкарабкиваюсь. Без дела не сижу, работы много».


Работой она жила всегда. Даже когда несколько лет назад ей поставили страшный диагноз, она все равно продолжала выступать. В середине февраля на концерте в белорусском Могилеве певице стала плохо. После срочной госпитализации выяснилось, что болезнь дала рецидив. Почти месяц врачи боролись за жизнь певицы, но положение было слишком серьезным – рак четвертой степени, опухоли в груди и мозге с метастазами в печень и легкие.

В понедельник утром Валентина Толкунова скончалась в Боткинской больнице. Сегодня, вспомнив, как никогда хочется поспорить с одной из ее лучших песен последних лет – «Уходя, ничего не берите из прошлого».

Валентина Толкунова дважды была замужем. Ее первым супругом был композитор, дирижер вокально-инструментального оркестра Юрий Саульский, а вторым - журналист-международник, автор книги "Хемингуэй на Кубе" Юрий Папоров. Сын певицы - Николай - работает художником по свету в Московском театре музыкальной драмы и песни.

Народная и заслуженная артистка РСФСР, заслуженная артистка Калмыкии награждена орденами Почета, Дружбы народов, Ломоносова, Святой Анны, Святого Владимира, Петра Великого, почетным знаком ФАПСИ, медалью "В память 850-летия Москвы". Она также кавалер ордена "Меценаты столетия", лауреат премии Ленинского комсомола и премии МВД России, "Почетный железнодорожник России", "Заслуженный энергетик России", "Почетный артековец", "Почетный бамовец", "Почетный пограничник и академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка".

Правительство Украины вручило ей Международный орден Чести и орден Святителя Николая. Митрополит Киевский Владимир наградил Толкунову орденом Святой Варвары. Также певице были вручены почетные грамоты правительств Казахстана, Украины, Туркменистана, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Эстонии.

Народную артистку России Валентину Толкунову похоронят на Троекуровском кладбище в Москве в среду, проститься с ней можно будет в «Театре Эстрады»,

Родные певицы были готовы к ее уходу

Не стало золотого голоса России – всенародно любимая певица Валентина Толкунова ушла от нас на 64-м году жизни. Последние недели врачи Боткинской больницы очень осторожно говорили о состоянии своей звездной пациентки: рак в запущенной стадии, надеяться можно лишь на чудо. Мы надеялись. Но оно не случилось. Женщину с ласковым голосом, подарившую нам свои нежные песни – «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики», «Стою на полустаночке», любила вся Россия. Валентина Васильевна умерла сегодня утром.

Смерть – это всегда неожиданность и шок, но близкие певицы, прекрасно понимавшие всю серьезность ее диагноза, были готовы к тому, что Толкуновой оставались считанные месяцы:

Это случилось сегодня утром. Валентина Васильевна давно и тяжело болела и, к сожалению, мы психологически были к этому готовы, - сказал член семьи певицы в интервью ИТАР-ТАСС.

Последние мысли Валентины Васильевны были о своих близких. Когда в ночь на субботу из-за резкого ухудшения Валентину Толкунову перевели в реанимацию, она попросила привести к ней священника для соборования. Говорят, певица молилась не о себе, а о своих родных, которых она оставляет здесь… В понедельник в 6 утра артистка впала в кому, а к 8 часам ее не стало.

Сказать, что я скорблю, это ничего не сказать,- признался Лев Лещенко . - Я просто в трансе. Ее смерть - это огромная, грандиозная потеря для нашей культуры и для всех нас, артистов. По словам Льва Валерьяновича, Толкунова была великой певицей, великим патриотом и его большим другом.

Сейчас близкие певицы решают, где и когда будет похоронена Валентина Васильевна. Свои соболезнования родным и близким Толкуновой уже выразил президент России Дмитрий Медведев .

«Я не могу иначе»

Страшный диагноз онкологи поставили Валентине Толкуновой несколько лет назад. Тогда певице пришлось перенести операцию по удалению опухоли груди. Казалось, болезнь отступила. Но, как оказалось, она лишь затаилась. Часть раковых клеток уцелела, и они дали метастазы в мозг.

После первой операции Валентина Васильевна некоторое время следовала советам врачей, но затем полностью погрузилась в работу. Певица говорила, что хочет успеть отдать людям свое сердце, свою душу, свои песни. «Я не могу иначе», - повторяла она слова своего знаменитого хита. Она гастролировала по стране, давала многочисленные концерты для детишек, пенсионеров и инвалидов. Поэтому и на вопрос докторов: «Почему так поздно пришли?» - ответила лишь: «Не успела».

Толкунову часто стали видеть в церкви. Пару лет назад певица даже приобрела дом в Дивеево, дабы иметь возможность уединяться для молитв на святой земле Серафима Саровского .

«Спасибо всем, кто переживает за Валечку»

В июле 2009-го певица отметила 63-летие – свой последний день рождения. Шумного праздника не было. К тому времени она несколько месяцев страдала сильными головными болями.

Вконец измучившись, Толкунова решила показаться врачам. Диагноз оказался неутешительным. Злокачественная опухоль в третьей стадии. Валентину Васильевну срочно прооперировали в госпитале им. Бурденко. Тогда корреспонденты «Экспресс газеты» дозвонились до мамы Толкуновой.

Такая вот страшная беда постигла нас, - едва сдерживала рыдания Евгения Николаевна.

- Может, нужна какая-то помощь?

Ничего пока не знаю. Все это так ужасно. Помощь… Может быть, деньгами. Валечка сейчас в одной из московских больниц. Держится она молодцом. Но что будет дальше…

- От всей души надеемся на лучшее.

Спасибо всем, кто переживает за Валечку. Прошу вас - молитесь за нее…

Заболела из-за первого мужа?

Эзотерики и теоретики учений о взаимосвязи духовной жизни человека и его физического здоровья утверждают: онкологическое заболевание возникает не на пустом месте. По их мнению, «спусковой механизм» - обида на близкого человека. Она доставляет душевный дискомфорт.

В 25 лет Валентина Толкунова пережила глубокую личную драму. Безумно любя мужа - знаменитого композитора Юрия Саульского , певица мечтала всегда быть с ним. Но через пять лет брак развалился. Случилось это в момент распада ансамбля «ВИА-66», которым руководил Юрий Сергеевич. Именно тогда Валечка узнала, что обожаемый супруг приударил за молоденькой актрисой театра. Удар вызвал долгую депрессию. Душевные силы Валентина восстанавливала, скрывшись на даче ото всех.

Впоследствии певица говорила, что восприняла разрыв с Саульским философски. И всегда отзывалась о ветреном супруге тепло. Но в окружении артистки знали: забыть первого мужа она так и не смогла.

Юрий Саульский умер в августе 2003 года после продолжительной онкологической болезни. Толкунова на похороны пришла одной из первых. И оплакивала покойного так, словно снова была 25-летней женщиной, потерявшей самого дорогого и любимого человека.

Редакция «Экспресс газеты» приносит искренние соболезнования родным и близким Валентины Васильевны.

Досье «ЭГ»

Толкунова Валентина Васильевна родилась 12 июля 1946 года в городе Армавире Краснодарского края. Однако, сама всегда считала себя москвичкой, потому что в столицу ее перевезли родители в годовалом возрасте.

10 лет пела в ансамбле Центрального дома детей железнодорожников под управлением С. О. Дунаевского, куда выдержала конкурс еще ребенком.

С 1964 по 1966 год – Валентина Васильевна училась на дирижерско-хоровом отделении в Московском государственном институте культуры.

1971 год - закончила Музыкальное училище имени Гнесиных. С 20 лет пела в биг-бэнде “ВИО-66” под руководством Юрия Саульского, увлекается джазом.

1972 год – Толкунова дебютирует на сцене Колонного зала с песней “Ах, Наташа” Шаинского.

С того момента Валентина Толкунова – одна из самых любимых и узнаваемых певиц в России. Ее репертуар, насчитывающий несколько сотен песен, украшают такие произведения искусства, как "Стою на полустаночке" (И. Катаева, М. Анчарова), "Серебряные свадьбы" (П. Аедоницкого, Е. Шевелевой), "Поговори со мною, мама" (В. Мигули, В. Гина), "Носики-курносики" (Б. Емельянова, А. Булычева).

1989 год - на базе Москонцерта создано Творческое объединение "АРТ" - Театр музыкальной драмы и песни, художественным руководителем которого и стала певица.

2003 год – вступила в партию «Единая Россия».

23 раза номинировалась на телевизионный конкурс “Песня года”.

Второй муж Валентины Васильевны - дипломат, журналист-международник Юрий Папоров . Первый ее супруг – Юрий Саульский. Сыну Валентины Толкуновой - Николаю, 31 год.

Дискография

«Стою на полустаночке» (1972)

«Во всем мне хочется дойти до самой сути» (1973)

«Комсомолу посвящается» (1975)

«Носики-курносики» (1977)

«Диалог у новогодней елки» (1982)

Двойной альбом «Если б не было войны» (1985)

Двойной альбом «Разговор с женщиной» (1986)

«Сережа» (1989)

«Сорок пять» (1992)

«Я не могу иначе» (1995)

«Я деревенская» (1997)

«Сон трава» (1997)

«Мой придуманный мужчина» (2002)

Спектакли

«Русские женщины» (по поэме Некрасова, на стихи Пушкина и Кольцова (1986)

«Ожидание» (1989)

«Я не могу иначе» (1990)

«Брызги шампанского» (1991)

«Не оставляй меня, любовь» (1992) (посвященный 25-летию творческой деятельности В. Толкуновой)

«Я росинка твоя, россиянка» (1995)

«Новая весна В. Толкуновой» (1997)

Озвучивание мультфильмов

«В порту» (1975)

«Зима в Простоквашино» (песня «Кабы не было зимы»)

Заставка передачи «Спокойной ночи, малыши» (песня «Спят усталые игрушки»)

Награды и почётные звания

Заслуженная артистка Калмыкии (1975)

Заслуженная артистка РСФСР (1979)

Лауреат премии Ленинского Комсомола (1980)

Народная артистка РСФСР (1987)

Лауреат премии МВД России (1995)

Почётный железнодорожник России (1996)

Заслуженный энергетик России(1997)

Почётный артековец

Почётный БАМовец

Почётный пограничник

Орден Дружбы (1996)

Почётный знак ФАПСИ (1997)

Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)

Кавалер ордена «Меценаты столетия» (2003, 2006)

Орден Святого Владимира (2003)

Международный Орден Чести (2003)

Орден Святителя Николая (2003)

Орден Петра Великого (2004)

Орден Святой Анны (2006)

Орден Святой Варвары (2004)

Орден Почета (2006)

Почётные грамоты правительств Эстонии, Казахстана, Туркменистана, Украины, Калмыкии, Кабардино-Балкарии.