Тициан бахус и ариадна. Дионис и ариадна. Миф о превращении дочерей Миния в летучих мышей

В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса.
Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н.э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.


Вакх - Досси Доссо, ок. 1524 г.

По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре,а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам или сестре Семелы Ино.Дионис нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Дионис через Фракию отправился в Индию.Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники - тирренцы.Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов.В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке и Дионисе-козле. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос.


Вакх и Ариадна - Доминико де Анжелис.

На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родил Энопиона, Фоанта и др. Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса - Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса - Бромия ("бурного", "шумного"], били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин.Дионис славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены.Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное.На Ликурга - сына царя эдонов, выступавшего против культа Диониса, бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми.


Вакханалия перед статуей Пана Никола Пуссен, 1631-33 гг.

В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики.В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса
Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia букв. "песнь о козле" или "песнь козлов", то есть козлоногих сатиров - спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.
В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.


Вакханалия - Тициан, 1523-25 гг.

Вакх - Питер Пауль Рубенс, ок. 1638-40 гг.

Больной Вакх - Караваджо, ок. 1593 г.

Вакх, Вертумн и Сатурн - Паоло Веронезе, 1560-61 гг.

Вакханка - Адольф-Вильям Бугро

Вакханалия - Никола Пуссен, 1628-30 гг.

Вакханка - Адольф-Вильям Бугро, 1894 г.

Вакханка - Артур Уордл

Вакханка - Фредерик Лейтон.

Вакханка - Элизабет Луиза Ле Брюн

Воспитание Бахуса - Никола Пуссен, 1630-1635 гг.

Детство Бахуса - Адольф-Вильям Бугро, 1884 г.

Подросток Дионис - Гвидо Рени, 1615-20 гг.

Праздник Вакха - Диего Веласкес, 1629 г.

Пьющий Вакх - Гвидо Рени, ок. 1623 г.

Триумф Вакха - Корнелис де Вос

Триумф Вакха и Ариадны - Аннибале Карраччи, 1597-1602 гг.

Триумфальная процессия Вакха - Мартен ван Хеемскерк, 1537-38 гг.

Шествие Вакха - Франческо де Мура


Картина принадлежит к циклу из трех мифологических холстов, выполненных для герцога Альфонсо д"Эсте. Они предназначались для его “Алебастровой комнаты” в Ферраре - иными словами, кабинета. По преданию, герцог попросил Тициана, слава которого к этому времени уже распространилась по всей Италии, дописать картину “Вакханалия”, начатую умирающим Беллини. Художник согласился. И… вместе с “Вакханалией” вручил заказчику еще два шедевра - “Вакх и Ариадна” и “Праздник Венеры”, своего рода гимн роскошной природе и великой античности. Сюжеты для картин взяты из римской мифологии и литературы. История самой знаменитой - “Вакха и Ариадны” - навеяна поэмой “Свадьба Фетиды и Пелея” великого Катулла, написавшего ее по мотивом мифа.

Об этом великолепном цикле стоит сказать несколько подробнее, поскольку Тициан совершенно по-новому в европейской живописи интерпретировал античный мир. В искусстве впервые так ярко зазвучала музыка ликующего праздника жизни, где доминировала бурная радость языческой вакханалии. Для него античность - не хрупкая ускользающая мечта (вспомним Боттичелли), не мир величественной гармонии и интеллекта, как у Рафаэля, или титанической борьбы и непобедимых героев (в восприятии Микеланджело), а совсем другое. В подлинно венецианском духе Тициан пишет зрелищные, эффектные картины, полные мажорных и ярких эмоций. Наполненные патетической атмосферой, пронизанные неистовой динамикой, они источают дерзкий дух гедонистического наслаждения.

Картина из Лондонской национальной галереи, пожалуй, самая бурная по излиянию чувств. Ее сюжет повествует о прекрасной Ариадне, дочери критского царя Миноса. Влюбившись в афинского героя Тесея, она помогла ему убить злого Минотавра, который должен был погубить прибывших на Крит юношей и его самого. На обратном пути в Афины Тесей по повелению богов оставил Ариадну на острове Наксос. Ей суждено было стать супругой другого… Здесь ее и увидел Вакх. Его, бога вина и виноделия, прекрасного, вечно молодого, изображали с венком из виноградной лозы и плюща на голове - знаком бессмертия.

По легенде, Вакх, возвращаясь из Индии, впряг в свою колесницу леопардов. Тициан же вольно заменил их гепардами. Кортеж Вакха - шумная веселая толпа сатиров, менад - мужчин, юношей и женщин, предающихся бурному веселью, среди которых и лукавые амуры. Все они пляшут под звуки литавр, бубна и охотничьего рога. В этой стремительной сумятице художник с упоением пишет детали: младенец-сатир волочит голову тельца - это один из вакхических обрядов. Цветок каперса между его копыт - символ любви. Здесь же толстый пьяный старик - Силен, главный сатир и приемный отец Вакха. Пьяный сатир справа размахивает телячьей ногой. В руках у него еще и жезл, увитый виноградным побегом. Один из спутников Вакха несет чан с вином. Змеи, непременная принадлежность вакхических культов, символизируют чувственное вожделение и плодородие.

Картина предельно насыщена экспрессией поз и жестов. Сам Вакх, стремительно, в эффектном прыжке пытается настигнуть испуганную Ариадну. Но не только динамика происходящего и построение всего изображения (композиции, совмещающей разнонаправленные движения) определяет звучание сцены. Цветовая гамма картины - богатая, звучная, ликующая. На фоне зеленовато-голубых и коричневых тонов, обозначающих пейзаж, перламутрово-нежными и золотисто-смуглыми кажутся светящиеся обнаженные тела героев. Среди них мелькают белые, лилово-розовые, лазурные одежды. Тициан пишет в особой, одухотворенно-трепетной манере, а форму строит с безупречной архитектоничностью зрелого мастера.

Так, всё вместе - жизненный тонус картины, драматизм рассказа, характер живописи - рождает поразительное чувство гармонии и чувственного праздника. Однако эротическое начало сливается здесь с высокой поэзией повествования, с красотой, грацией и обаянием главных персонажей.

Дух ослепительной и восхитительной Венеции, несомненно, пронизывает этот античный цикл Тициана.

Эту картину очень ценили Рубенс и Ван Дейк. Они копировали ее, изучали живописные приемы великого маэстро.

На лондонской картине есть горделивая надпись на латыни: “Тициан написал”.

_______________________________________

Гедонизм (греч. наслаждение) - этическое учение, возникшее в Древней Греции (IV век до н. э.). Целью жизни и высшим благом приверженцы гедонизма считают наслаждению. Добро - то, что его приносит, а зло - все то, что влечет страдание.

Ариадна пробуждается, видит, что Тесей ее бросил, и горько плачет и корит себя за то, что покинула свой род и поверила Тесею. В это время появляется Дионис в сопровождении сатиров и менад и овладевает расстроенной и покинутой Ариадной.

В минойской культуре Ариадна занимала довольно высокое место, ведь ее имя означает "святая", "чистая" - имена, которые присваивали правительнице подземного царства. В прекрасном стихотворении Ницше "Жалоба Ариадны" она свою боль и свои муки доводит до того, что она готова открыться чувственной любви, вот тогда и появляется Дионис и берет ее в супруги. Освобождение Ариадны приходит с Дионисом, который берет ее себе в жены. В связи с этим любопытно отметить, что у Минотавра есть еще и другое имя - Астерий; поклонники Минотавра чтили его как звезду. В то же время Астерий - имя, которое во время мистерий выкрикивают, желая вызвать Диониса как мальчика и дитя. В Дионисе Ариадна вновь находит своего брата, находит утраченную связь с родом. Это совершенно отчетливо видно на одной известной фреске в римской галерее. Здесь бог встречается со своей невестой, не земной женщиной, а возникающей откуда-то Персефоной или Афродитой. Она спит, но она не покинута. Богиня принимает приближающегося к ней бога с сопровождающей, сидя на скале. Она протягивает Дионису чашу, которую Дионис наполняет вином.

Ариадна - дочь критского царя Миноса и Пазифаи. Когда Тезей решился убить минотавра, которому афиняне, по требованию отца А., посылали ежегодно позорную дань из семи юношей и семи девиц и, таким образом, избавить отечество от чудовища, он получил от любившей его А. клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал минотавр. Совершив геройский подвиг, Тезей бежал с А. на остр. Наксос, где, по одному сказанию, А. была убита стрелами Дианы, по другому - покинута Тезеем и найдена Дионисием, который на ней женился. После ее смерти Дионисий сделался бессмертным богом и поместил ее корону среди созвездий. Во многих произведениях искусства изображен момент отчаяния А., покинутой Тезеем на остр. Наксосе, затем изображается спящая А. и появление Дионисия; чаще же всего встречается изображение А. на колеснице, окруженной вакханками. Известное произведение Даннекера во Франкфурте на М. изображает А. на пантере.

Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти А. в Афины, покинул ее, когда она спала (Hyg. Fab. 42). Бог Дионис, влюбленный в А., похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак (Apollod. epit. I 9). Когда боги справляли свадьбу А. и Диониса, то А. была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой. Им Дионис еще раньше обольстил А. на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из темного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесен Дионисом на небо в виде созвездия (Ps.-Eratosth. 5).

Миф об А. был чрезвычайно популярен в античном искусстве, о чем свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: "А., вручающая Тесею нить", "спящая А.", "Тесен, покидающий А.", "Дионис, обнаруживающий спящую А.", "шествие Диониса и А."). В эпоху Возрождения художников привлекали сюжеты: "боги вручают А. звездный венец" и "триумф Диониса и А." (Тициан, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Иордане и др.), в 18 в. - сюжет "покинутая А." (картина А. Кауфман и др.).

На обратном пути команда остановилась на острове Наксос. Усталые мореплаватели заснули. Тесею приснился сон: бог Дионис призывает его покинуть Ариадну, он сам хочет взять ее в жены" Нельзя не повиноваться богу, и Тесей, проснувшись, всходит на корабль, оставив на берегу спящую Ариадну" На заре просыпается дочь Миноса и сразу понимает, что покинута. Отчаянье сменяют безразличие и тоска. Но вот в сумерках зажигаются огни, они приближаются, слышно пение в честь бога Гименея, ее имя повторяют вместе с именем Диониса, вот и он стоит в колеснице, весенний бог, и таинственно улыбается ей. "Забудь о нем, теперь ты моя невеста", - говорит Дионис. Его поцелуй заставляет Ариадну забыть все, что с ней раньше было. Она стала богиней и поселилась на Олимпе"

4. Бахус и Ариадна. Именно Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тесею, которого она любила, выбраться из лабиринта с помощью клубка ниток, но в результате он покинул ее спящей на острове Наксос [ТЕСЕИ, 2]. Здесь ей на помощь пришел Бахус. Изображения, относящиеся к античной эпохе, показывают Ариадну спящей, когда к ней является Бахус, как описал это Филострат [Картины, 1:15]. Но согласно Овидию [Мет, 8:176-182], она в этот момент сидела "слезно молящей", и художники Ренессанса и более позднего времени обычно изображают ее бодрствующей. Бахус взял ее венец, украшенный драгоценными камнями, и "до созвездий метнул", чтобы "славилась в небе она". Так она стала созвездием. Он легко утешил ее, и вскоре они поженились. Он спускается на землю или поднимает Ариадну вверх в колесницу. Бахус снимает корону с ее головы, или же она уже на небе (светящийся круг из звезд). Свита Бахуса может отправлять свои обряды: один сатир демонстрирует, как его обвивают змеи, другой размахивает телячьей ногой, в то время как сатир-малыш тащит за собой голову теленка (ср. Катулл, Кармина, 64) (Тициан, Национальная галерея, Лондон). Овидий [Фасты, 3:459-516] описывает, как Бахус сам покинул Ариадну, чтобы совершить свое путешествие на Восток. По этой версии их встреча является, следовательно, новым их соединением после его возвращения. Это согласуется с присутствием леопардов, которые часто везут его колесницу.

На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родила Энопиона, Фоанта и др. (Apollod. epit. I 9).

Написанная в 1520-1523 годах. Полотно входит в цикл картин на мифологические темы, написанные для Альфонсо I д"Эсте , герцога Феррары . Находится в Национальной галерее в Лондоне .

Тициан
Вакх и Ариадна . 1520-23
Bacco e Arianna
Холст, масло. 176.5 × 190 см
Лондонская Национальная галерея , Лондон
(инв. NG35 )
Медиафайлы на Викискладе

История

Картина предназначалась для украшения дворца Альфонсо I д"Эсте , герцога Феррары , который был декорирован изображениями на классические мифологические темы. Полотно было заказано Рафаэлю на тему «Торжество Вакха». Однако Рафаэль умер в 1520 году, успев написать лишь предварительный рисунок и заказ был передан Тициану . Сюжет был взят из произведений древнеримских поэтов Катулла и Овидия . В 1806 году картина попала в Великобританию и упомянута в стихотворении Джона Китса «Ода соловью» (1819).

Реставрация

Полотно было дважды свёрнуто в течение первого столетия после написания, что привело к катастрофическим для картины последствиям. В 1806 году картина попала в Великобританию и, начиная с конца XIX века, постоянно реставрировалась для остановки опадения краски с холста. Реставрация в 1967-1968 годах, проводившаяся в Лондонской национальной галерее, когда был снят верхний слой побуревшего от времени лака, привела к тому, что краска стала также сходить. В результате потребовалась дополнительное закрашивание, что изменило на значительной площади цвет неба. Снятие лака критиковалось также за то, что это изменило изначальный цветовой замысел Тициана, но галерея заявляет, что это было необходимо из-за разрушения лакового покрытия.

Сюжет

Бог Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис) появляется справа. Влюбившись в Ариадну с первого взгляда, он выходит из колесницы с двумя гепардами (в оригинальном тексте у Катулла - с леопардами). Ариадна была только что брошена греческим героем Тесеем на острове Наксос - его корабль ещё виднеется вдали. На полотне запечатлён момент испуга Ариадны от внезапного появления бога. По легенде Вакх позже вознёс её на небо и превратил в созвездие Корона , которое символически изображено на картине (в небе над Ариадной).

Композиция разделена по диагонали на два треугольника: один - неподвижное голубое небо, для которого Тициан использовал дорогую

Вакхический поход: покорение Индии Дионисом. - Бог Дионис в Фивах. - Дионис и пираты (матросы Акета). - Гомеровский гимн «Дионис и разбойники». - Пенфей и вакханки. - Миф о превращении дочерей Миния в летучих мышей. - Дионис и Ликург. - Икарий и Эригона. - Миф о Дионисе и Ариадне. - Дионис и Персефона. - Вакхические саркофаги.

Вакхический поход: покорение Индии Дионисом

Героическая легенда в греческих мифах о боге Дионисе (Вакхе) есть не что иное, как мифологическая история введения культуры виноградной лозы и рассказ о действии, производимом опьянением.

Страх перед опьянением и сильное его действие объясняют очень естественно ту оппозицию и враждебность к Дионису, которые он, согласно мифам древней Греции, встречал почти повсюду, когда начинал знакомить людей с виноделием.

Культ Диониса имеет много общего с культом Кибелы, и шумный характер вакхических оргий напоминает шумные праздники в честь богини Кибелы. Но история завоевания Индии придает мифам о Дионисе особенный характер.

Многие исследователи античных мифов полагают, что рассказы о походе Диониса в Индию относятся ко времени завоевания Индии Александром Великим; другие же полагают, что они относятся к более древнему периоду.

В знаменитом индийском походе Диониса принимали участие , целая толпа , фавнов и .

Когда царь Индии Дериад (Δηριάδης) хочет броситься на бога Диониса, виноградные ветки, появившиеся вдруг из-под земли, обвивают все тело, ноги и руки царя и парализуют все движения Дериада. Когда армия Дериада подходит к реке, по мановению руки Диониса вода превращается в крепкое вино, и воины Дериада, мучимые жаждой, кидаются к этой реке и пьют до тех пор, пока опьянение, бред и бешенство не овладевают ими.

Изображение битв между армиями Диониса и индийцами весьма редки, но зато очень часто встречаются памятники искусства, на которых изображены триумф Диониса и его армия. Точно также возвращение Диониса-победителя довольно часто изображается в искусстве.

В лондонской Национальной картинной галерее находится картина Тициана на этот мифологический сюжет.

Бог Дионис в Фивах

Вернувшись из Индии, Дионис захотел, чтобы Фивы, город, в котором Дионис родился, был первым городом в Греции, который признал бы его культ, и потому отправился прямо туда.

В трагедии древнегреческого драматурга Еврипида «Вакханки» бог вина говорит следующее: «Я покинул богатые долины Лидии, обильные золотом, и поля Фригийские, я прошел по жгучим равнинам Персии и по счастливой Аравии; я обошел всю Азию и вошел в Фивы, этот первый город в Греции, который услыхал исступленный рев моих вакханок, потрясающих тирсами, увенчанных плющом».

Дионис и пираты (матросы Акета)

Однажды корабль, идущий из Лидии, приблизился к острову Наксосу. Лоцман этого корабля Акет приказал своим людям поискать на острове пресной воды. Матросы вернулись, ведя за собой мальчика неописанной красоты, которого они нашли в пустынном месте; он лежал пьяный, почти в забытьи, и только с трудом мог за ними следовать.

Лоцман Акет стал уговаривать матросов отпустить необыкновенного ребенка, в котором распознал бога. Но матросы отказались, говоря, что ребенок - их собственность и что они по-пиратски намерены его продать за хорошую цену.

Несмотря на сопротивление и уговоры Акета, пираты снялись с якоря и пустились в путь. Едва корабль Акета вышел в открытое море, как внезапно остановился.

Пораженные матросы натянули все паруса и принялись грести с удвоенной силой, но все их усилия ни к чему не привели.

Цепкий плющ, появившийся из недр моря, обвил весла, покрыл паруса, не допуская ветру их надувать. И перед изумленными глазами матросов появился вдруг юный Дионис, увенчанный виноградом, с тирсом в руке, окруженный тиграми, пантерами и рысями.

В то же время матросы почувствовали, как их тело покрывается рыбьей чешуей, а вместо рук и ног появляются плавники. Дионис превратил пиратов в дельфинов, и только один Акет сохранил человеческий образ.

Бог Дионис велел Акету плыть к Наксосу и там принести жертвы на его алтарях и участвовать в его мистериях.

Приключение Акета и его спутников было изображено на барельефах, украшавших памятник Лисикрата в Афинах.

Гомеровский гимн «Дионис и разбойники»

ДИОНИС и РАЗБОЙНИКИ

(гомеровский гимн, перевод В.В. Вересаева)

О Дионисе я вспомню, рожденном Семелою славной,

Как появился вблизи берегов он пустынного моря

На выступающем мысе, подобный весьма молодому

Юноше. Вкруг головы волновались прекрасные кудри,

Иссиня-черные. Плащ облекал многомощные плечи

Пурпурный. Быстро разбойники вдруг появились морские

На крепкопалубном судне в дали винно-черного моря,

Мужи тирренские. Злая вела их судьба. Увидали,

Перемигнулись и, на берег выскочив, быстро схватили

И посадили его на корабль, веселяся душою.

Верно, то сын, говорили, царей, питомцев Кронида.

Тяжкие узы они на него наложить собралися.

Но не смогли его узы сдержать, далеко отлетели

Вязи из прутьев от рук и от ног. Восседал и спокойно

Черными он улыбался глазами. Все это заметил

Кормчий и тотчас, окликнув товарищей, слово промолвил:

«Что за могучего бога, несчастные, вы захватили

И заключаете в узы? Не держит корабль его прочный.

Это иль Зевс-громовержец, иль Феб-Аполлон сребролукий,

Иль Посейдон. Не на смертнорожденных людей он походит,

Но на бессмертных богов, в олимпийских чертогах живущих.

Ну же, давайте отчалим от черной земли поскорее,

Тотчас! И рук на него возлагать не дерзайте, чтоб в гневе

Он не воздвигнул свирепых ветров и великого вихря!»

Так он сказал. Но сурово его оборвал предводитель:

«Видишь - ветер попутный! Натянем же парус, несчастный!

Живо за снасти берись! А об нем позаботятся наши.

Твердо надеюсь: в Египет ли с нами прибудет он, в Кипр ли,

К гиперборейцам, еще ли куда, - назовет наконец он

Нам и друзей и родных и богатства свои перечислит,

Ибо само божество нам в руки его посылает».

Так он сказал и поднял корабельную мачту и парус.

Ветер парус срединный надул, натянулись канаты.

И совершаться пред ними чудесные начали вещи.

Сладкое прежде всего по судну быстроходному всюду

Вдруг зажурчало вино благовонное, и амвросийный

Запах вокруг поднялся. Моряки в изумленье глядели.

Вмиг протянулись, за самый высокий цепляяся парус,

Лозы туда и сюда, и в обилии гроздья повисли;

Черный вкруг мачты карабкался плющ, покрываясь цветами,

Вкусные всюду плоды красовались, приятные глазу,

А на уключинах всех появились венки. Увидавши,

Кормчему тотчас они приказали корабль поскорее

К суше направить. Внезапно во льва превратился их пленник.

Страшный безмерно, он громко рычал; средь судна же являя

Знаменья, создал медведицу он с волосистым затылком.

Яростно встала она на дыбы. И стоял на высокой

Палубе лев дикоглазый. К корме моряки побежали:

Мудрого кормчего все они в ужасе там обступили.

Лев, к предводителю прыгнув, его растерзал. Остальные,

Как увидали, жестокой судьбы избегая, поспешно

Всею гурьбой с корабля поскакали в священное море

И превратились в дельфинов. А к кормчему жалость явил он,

И удержал, и счастливейшим сделал его, и промолвил:

«Сердцу ты мил моему, о божественный кормчий, не бойся!

Я Дионис многошумный. На свет родила меня матерь,

Кадмова дочерь Семела, в любви сочетавшись с Кронидом».

Славься, дитя светлоокой Семелы! Тому, кто захочет

Сладкую песню наладить, забыть о тебе невозможно.

Пенфей и вакханки

Пенфей , внук Кадма, царя и основателя Фив, стал противиться возвращению Диониса в его страну.

Повсюду уже раздавались звуки флейт и кимвалов, возвещавших о прибытии юного бога. Весь народ уже спешил навстречу Дионису, чтобы посмотреть на невиданный до того праздник.

Разгневанный царь Пенфей обращается к своим подданным, говоря: «Храбрые дети , какое безумие овладело вами?! Шум медных инструментов и флейт, смутное обещание праздного зрелища и чудес смутили ваш разум. Никогда не боялись вы ни бряцания оружия, ни блеска дротиков и стрел; вооруженный неприятель находил вас всегда непобедимыми. Неужели же вы допустите победить вас женщинам, толпе изнеженных мужчин, обезумевших от пьянства и оглашающих воздух ужасным барабанным боем? Пусть лучше нас уничтожит железо и огонь, нежели видеть, как наш город станет добычей почти ребенка, слабого, безоружного, этого изнеженного юноши, который не любит ни войны, ни сражений, не умеет управлять конями и всегда является надушенный, увенчанный плющом и одетый в платье из золота и пурпура» (Овидий).

Несмотря на советы родных, Пенфей приказал своим воинам взять Диониса и привести его в оковах.

Воины повинуются и приводят пленника, но, пока идут приготовления к казни, оковы сами собою падают, двери темницы открываются невидимой силой и пленник Дионис исчезает.

Вне себя от гнева Пенфей отправляется сам на гору Киферон, где празднуется Вакханалия в честь бога Диониса. Первая вакханка, попадающаяся навстречу Пенфею, - его собственная мать. В исступлении мать Пенфея не узнает своего сына и, воображая, что видит перед собой чудовище, кричит: «Вот он, ужасный вепрь, растерзаем его!» И все вакханки бросаются на Пенфея и разрывают его на куски.

Жители Фив, узнав о судьбе несчастного царя, признали тотчас же Диониса за бога и стали приносить жертвы на его алтарях. Миф о Пенфее, растерзанном вакханками, очень часто изображался в искусстве.

Миф о превращении дочерей Миния в летучих мышей

Мало-помалу культ Диониса распространился в Греции почти повсеместно. Только дочери Миния упорно отказывались признавать бога Диониса.

Вместо того чтобы участвовать в праздниках Диониса, дочери Миния сидели дома, работая и посмеиваясь над таинственными обрядами Вакханалий.

Однажды вечером, когда дочери Миния опять посмеивались над Дионисом и его культом, они услыхали звуки барабанов, флейт и кимвалов. Повсюду в доме распространился запах мирры и шафрана; холст, который дочери Миния ткали, покрылся листьями винограда и плюща, а нитки превратились в виноградную лозу, покрытую гроздьями.

Все жилище осветилось тысячами огней; повсюду раздавался адский шум, рев и рычание, как будто весь дом наполнился дикими зверями.

Дочери Миния, объятые ужасом, хотят спрятаться, но, пока они выискивают самый темный уголок дома, они чувствуют, как их тело покрывается перепонкой, которая соединяет все их члены, а вместо рук вырастают маленькие тонкие крылья.

Темнота, царящая в тех местах, где дочери Миния хотели укрыться, мешает им видеть их превращение; но вот дочери Миния поднимаются вверх и держатся на воздухе, не имея перьев; их поддерживают небольшие крылья, обтянутые прозрачной перепонкой. Дочери Миния хотят говорить и - издают только жалобный писк.

Леса не привлекают их, подобно другим птицам; дочери Миния предпочитают обитать в домах; свет - их злейший враг.

Могущественный Дионис отомстил им за пренебрежение его культом, превратив дочерей Миния в летучих мышей.

Дионис и Ликург

Во Фракии, куда отправился затем Дионис, бога вина стал преследовать царь этой страны Ликург, который, опасаясь опьяняющего действия вина, приказал уничтожить все виноградники.

Дионис, спасаясь от преследований Ликурга, бросился в море, где был принят радушно , которой он в благодарность подарил золотую чашу работы бога Гефеста (Вулкана).

Все вакханки и сатиры, обычные спутники Диониса, были заключены в темницу.

В наказание за это боги ниспослали на Фракию неурожай, а царь Ликург, потеряв рассудок, убил своего сына.

Спрошенный оракул сказал, что бесплодие земли прекратится лишь тогда, когда нечестивый царь Ликург погибнет. Жители Фракии привязали Ликурга на вершине горы и растоптали его копытами своих коней.

Освобожденные вакханки посвятили фракийцев во все обряды и таинства культа Диониса.

Миф о пребывании Диониса на дне моря и дарении золотой чаши Тефиде относятся к фабрикации вина и намекают на обыкновение в некоторых странах прибавлять морской воды к виноградному соку, чтобы ускорить брожение вина.

Икарий и Эригона

В царствование в Афинах Пандиона, сына , Дионис в сопровождении богини (Цереры) посетил в первый раз Аттику.

Этот миф имеет некоторое историческое значение: он указывает на то, что, по мнению афинян, культура винограда (Дионис) и хлебных злаков (Деметра) развилась в стране только после распространения культуры оливкового дерева, дарованного афинянам (Минервой) еще при основании города.

Бог Дионис, прибыв в Афины, поселился у афинянина Икария, принявшего бога вина весьма радушно. В благодарность за его гостеприимство Дионис научил Икария выделывать вино.

Икарий, приготовив вино, угостил им соседних поселян, которые нашли его превосходным, но, опьянев, они вообразили, что отравлены Икарием, и бросили его в колодец.

У Икария была дочь, красавица Эригона, понравившаяся Дионису. От него у Эригоны был сын Стафил, т. е. «виноград» в переводе с древнегреческого языка. Стафил, сын Эригоны и Диониса, впоследствии научил людей разбавлять вино водой и тем избегать дурных последствий опьянения.

Не видя отца, Эригона вместе со своей собакой Мерой (Μαῖρα) принялась его искать. Найдя тело Икария, Эригона в отчаянии повесилась.

Боги превратили Эригону в созвездие Девы, а Меру - в созвездие Пса и наслали мор и бешенство на аттических девушек, которые, подражая примеру Эригоны, стали вешаться.

И только когда жители воздали почести Эригоне, воздвигнув ей жертвенный алтарь, бедствия прекратились.

Приход Диониса в дом Икария и горесть Эригоны часто изображались на памятниках искусства как античной, так и новейшей эпохи.

Миф о Дионисе и Ариадне

Дионис посетил много стран, повсюду научая людей виноделию и возделыванию виноградников.

Затем Дионис возвратился на остров Наксос, для того чтобы вступить в мистический брак с Ариадной.

Брошенная героем Тесеем, Ариадна пребывала на Наксосе. Дионис видит Ариадну спящей на берегу моря, слышит ее жалобы и, пораженный красотой Ариадны, приближается к ней, а коварный Эрот ранит ее стрелой. Прекрасная Ариадна, позабыв неверного Тесея, начинает пылать любовью к Дионису.

На многих римских фресках, открытых в Помпеях, изображено прибытие бога вина на Наксос.

Погруженная в сон Ариадна послужила темой для бесчисленных произведений античного и нового искусства.

Тициан и Лука Джордано написали несколько картин на этот мифологический сюжет.

Тип Ариадны есть как бы дополнение типа Диониса. Ариадна как бы олицетворяла вечное опьянение. Сонливое и томное выражение лица Ариадны как нельзя более соответствовало обычному выражению молодого бога Диониса.

Античная скульптура оставила нам несколько прекрасных изображений Ариадны. Между ними большей известностью пользуется статуя Ариадны, находящаяся теперь в музее Ватикана.

Прекрасный бюст Ариадны, воспроизведение которого можно найти в каждой рисовальной школе нашей эпохи, может быть также и бюстом Диониса, которому, согласно преданиям, художники часто придавали женские формы.

Дионис и Персефона

Ариадна является подругой Диониса почти на всех памятниках, изображавших триумф этого бога. Церемония мистического брака Диониса и Ариадны фигурирует в бесчисленных произведениях искусства; особенно часто является она изображенной на античных надгробных памятниках. Но при этом Ариадна как бы превращается или воплощается в богиню Персефону, и Дионис тогда является олицетворением смерти.

Осеннее солнце, лучи которого способствуют дозреванию винограда, есть предвестник зимы, когда все растительное царство умирает; поэтому естественно, что Дионис является в союзе с богиней Персефоной, олицетворявшей растительность.

Ариадна, олицетворяя собой вечное опьянение - состояние, ближе всего соответствующее представлению древних о смерти, также естественно соединена с Дионисом. Мистический союз Диониса и Ариадны, как символ смерти, изображался чаще всего на саркофагах.

В Элевсинских мистериях колос ржи, возрождающийся после того, как зерно сгнило в земле, и вино, образовавшееся из винограда, выжатого прессом, являются символами воскресения и подавались участникам таинств в виде пирога и питья.

Вакхические саркофаги

На многих античных саркофагах Дионису приданы черты лица покойника, а Ариадне - покойницы.

В античности существовали особые мастерские, в которых изготовлялись саркофаги. Все скульптурные украшения саркофагов исполнялись заранее, но головы Диониса и Ариадны только намечались, чтобы потом придать им черты тех лиц, для которых саркофаги предназначались.

В Лувре находится подобный памятник античного искусства, известный под названием «Саркофаг из Бордо». Голова Ариадны там только слегка намечена.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.