Тенор звучание. Тенор - это какой голос? Самый высокий из мужских голосов

  • Альтино, лирический легкий и крепкий лирический тенора
  • Лирико-драматический и драматический тенора
  • Характерный тенор
  • Лирический и драматический баритон

Тенор

Среди теноров по приводимой классификации принято различать: альтино, лирический легкий, крепкий лирический, лирико-драматический, драматический и характерный тенора.

Диапазон голоса: от до малой октавы до до второй октавы. У тенора-альтино – до малой октавы – ми второй октавы. У драматических теноров – от ля большой до до второй октавы. Крайне редко встречаются голоса, диапазон которых и тембровая окраска позволили им исполнять и теноровые, и баритональные партии (например, Э.Карузо).

Альтино (А ), лирический легкий (ЛЛ ) и крепкий лирический (ЛК ) тенора

У первых двух типов голосов нижний отрезок голоса звучит только на пиано, верха – легкие. Эти голоса легко исполняют колоратурные пассажи и украшения. Лирический тенор имеет еще одно название – di grazia («ди грациа», изящный). Возможности этих голосов сравнимы с аналогичными типами женских голосов. Чаще всего тенорам альтино и лирическому легкому поручаются партии героев-любовников, но исполняют они и партии стариков.

Оперный репертуар:

  • Берендей – Римский-Корсаков «Снегурочка» (А );
  • Звездочет - Римский-Корсаков «Сказка о Золотом петушке» (только А );
  • Юродивый – Мусоргский «Хованщина» (А );
  • Ленский – Чайковский «Евгений Онегин» (ЛЛ );
  • Баян – Глинка «Руслан и Людмила» (ЛЛ и А );
  • Фауст – Гуно «Фауст» (ЛЛ );
  • Ромео – Гуно «Ромео и Джульетта» (ЛЛ );
  • Герцог – Верди «Риголетто» (ЛЛ );
  • Индийский гость - Римский-Корсаков «Садко» (может спеть А и ЛЛ );
  • Левко - Римский-Корсаков «Майская ночь» (ЛЛ );
  • Альмавива – Россини «Севильский цирюльник» (А и ЛЛ );
  • Лоэнгрин – Вагнер «Лоэнгрин» (ЛК );
  • Вертер – Массне «Вертер» (ЛК );
  • Рудольф – Пуччини «Богема» (ЛЛ ).

Обладатели таких голосов: Иван Козловский (А ), Сергей Лемешев (ЛЛ ), Леонид Собинов (ЛК ), Юрий Марусин (ЛЛ ), Альфредо Крауз (Л), Андрей Дунаев (ЛЛ ), Михаил Урусов (ЛК ), Ахмед Агади (ЛК ), Алибек Днишев (ЛЛ ).

Лирико-драматический (ЛД ) и драматический (Д ) тенора

Драматический тенор имеет еще одно название – di forza («ди форца», сильный), что определяет его место в оперном творчестве. Для него написаны партии героические, требующие голосовой мощи и ярких тембровых красок по всему диапазону голоса. Репертуар у лирико-драматического тенора почти такой же, как и у драматического.

Это – сильные характеры, яркие личности, способные на подвиг, на долю которых выпадают большие жизненные испытания.

Оперный репертуар драматического тенора:

  • Садко - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Зигфрид – Вагнер «Зигфрид»;
  • Отелло – Верди «Отелло».
  • Радамес – Верди «Аида»;
  • Собинин – Глинка «Иван Сусанин»;
  • Лыков - Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Калаф – Пуччини «Турандот»;
  • Каварадосси – Пуччини «Тоска».

Исполнители: Энрико Карузо (Д ), Марио Ланца (Д ), Николай Фигнер (Д ), Марио Дель Монако (Д ), Владимир Атлантов (Д ), Владислав Пьявко (Д ), Пласидо Доминго (Д ), Хосе Каррерас (ЛД ).

Характерный тенор

Этот тип тенора отличается особой тембровой окраской и, как правило, исполняет роли второго плана. Он может не обладать полным теноровым диапазоном, но на ограниченном участке диапазона его голос должен быть особенно выразителен и гибок в изображении вкрадчивости, лести, шипящего коварного шепота.

Оперный репертуар:

  • Шуйский – Мусоргский «Борис Годунов»;
  • Трике – Чайковский «Евгений Онегин»;
  • Мисаил – Мусоргский «Борис Годунов»;
  • Сопель - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Ерошка – Бородин «Князь Игорь»;
  • Бомелий - Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Овлур – Бородин «Князь Игорь»;
  • Подъячий – Мусоргский «Хованщина».

Лирический (ЛБ ) и драматический (ДБ ) баритон

Эти типы голосов сочетают в себе мощь звучания и мягкий, обволакивающе теплый тембр. Диапазон – от ля большой октавы до ля первой октавы. Нижние ноты у драматического баритона звучат сочнее, чем у лирического. На этом участке драматический баритон уверенно звучит на форте. Наиболее звучен этот голос от си малой октавы до фа первой. В ряде баритональных партий допускается фальцетное звучание, как особая краска, например, в каватине Фигаро. Лирическому баритону поручаются партии героев-любовников, которые действуют не по прихоти чувств, а продуманно и рационально.

Оперный репертуар:

  • Жермон – Верди «Травиата» (ЛБ );
  • Дон Жуан – Моцарт «Дон Жуан» (ЛБ );
  • Веденецкий гость - Римский-Корсаков «Садко» (ЛБ );
  • Онегин – Чайковский «Евгений Онегин» (ЛБ );
  • Елецкий – Чайковский «Пиковая дама» (ЛБ );
  • Роберт – Чайковский «Иоланта».

Исполнители: Маттиа Баттистини, Титто Гобби, Павел Лисициан, Дмитрий Гнатюк, Юрий Гуляев, Юрий Мазурок, Дитрих Фишер Дискау, Александр Ворошило, Дмитрий Хворостовский.

Драматический баритон воплощает образы сильных героев, зачастую коварных и жестоких. Заметим, что эти партии исполнялись и басами-баритонами (например, партии Фигаро, Руслана).

Оперный репертуар:

  • Фигаро – Моцарт «Свадьба Фигаро»;
  • Риголетто – Верди «Риголетто»;
  • Яго – Верди «Отелло»;
  • Мизгирь - Римский-Корсаков «Снегурочка»;
  • Алеко – Рахманинов «Алеко»;
  • Игорь – Бородин «Князь Игорь»;
  • Скарпиа – Пуччини «Тоска»;
  • Руслан – Глинка «Руслан и Людмила»;
  • Граф ди Луна – Верди «Трубадур».

Исполнители: Сергей Лейферкус, Титта Руффо.

Бас-баритон, центральный бас, бас-профундо, бас-буффо

У высокого баса самая звучная нота – до первой октавы, рабочая середина – си-бемоль большой октавы – ре первой октавы.

Сила звучания центрального баса, насыщенность нижних нот возрастает по сравнению с басом-баритоном; нота до первой октавы звучит сильнее, чем у высокого баса. В партиях этой разновидности баса активно используется центральный и нижние участки диапазона. Рабочая середина – соль-ля большой октавы – до первой октавы.

Бас-профундо встречается очень редко, поэтому его партии зачастую поручаются центральному басу. Нижние ноты баса-профундо – ля контроктавы. Обладатели такого голоса: П. Робсон, М. Михайлов, Ю. Вишневой.

Отметим еще более редко встречающийся голос – бас-октавист, нижние ноты которого звучат очень мощно и наполнено – фа-соль контроктавы. Такими возможностями обладает, например, современный певец Юрий Вишневой. Этот тип голоса не что иное, как бас-профундо с расширенным диапазоном и более мощными нижними нотами.

Бас-буффо исполняет главные партии и партии второго плана, партии комические и партии стариков. У этого типа голоса ярко проявляются актерские способности на определенном участке диапазона, а красотой тембра, уникальной техникой они могут и не обладать.

Оперный репертуар баса-баритона:

  • Базилио – Россини «Севильский цирюльник»;
  • Мефистофель – Гуно «Фауст»;
  • Нилаканта – Делиб «Лакме»;
  • Сусанин – Глинка «Иван Сусанин»;
  • Владимир Галицкий – Бородин «Князь Игорь».

Исполнители: Ф. Шаляпин, Е. Нестеренко, П. Бурчуладзе, В. Байков, П. Толстенко, В. Лынковский.

Оперный репертуар центрального баса:

  • Кончак – Бородин «Князь Игорь»;
  • Фарлаф – Глинка «Руслан и Людмила»;
  • Варяжский гость - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Собакин - Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Гремин – Чайковский «Евгений Онегин»;
  • Рене – Чайковский «Иоланта».

Исполнители: Максим Михайлов, Марк Рейзен, Леонид Болдин.

Оперный репертуар характерного баса:

  • Бартоло – Россини «Севильский цирюльник»;
  • Скула – Бородин «Князь Игорь»;
  • Дуда - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Цунига – Бизе «Кармен».

Лирический тенор – это одна из разновидностей высокого мужского голоса. Часто лирический тенор называют тенор «ди-грация», что означает изящество и красота. Диапазон тенора составляет примерно от до малой октавы до до второй. Переходные ноты – фа-фа#. Но как нам известно, голос определяет не диапазон, а тембральная окраска. У лирического тенора тембр мягкий, но при этом звонкий и яркий, нежный и чувствительный на всей тесситуре диапазона. В операх лирические теноры исполняют чаще всего молодых парней, любовников, молодых королей, сыновей, князей. Лирический тенор – это очень красивый и чувствительный мужской голос. Лирический тенор легко справляется с виртуозными техническими партиями. Обладая мелодичностью и напевностью, лирические тенора могут исполнять самые душевные мужские арии. Помимо лирического тенора есть и ещё несколько градаций теноров – это драматический тенор и лирико-драматический тенор. Певцы с различными типами теноров отличаются тембрально в большей степени, нежели по диапазону.

Часто молодые исполнители, пытаются определить свой голос по диапазону . Это большая ошибка, потому что самым важным в определении типа голоса является его тембр. Например, середина первой октавы – это часть диапазона и тенора и баритона, как же тогда определить в этой тесситуре тип голоса? Нужно слушать характер звучания! Это сможет сделать только опытный педагог, так что в начале певческой карьеры вам без хорошего педагога просто не обойтись.

Ещё одним признаком, который поможет определить тип голоса – это переходные ноты . Их местонахождение напрямую связано со строением голосового аппарата и связок. Чем тоньше и короче связки, тем голос выше, и тем выше находится переходный участок или переходные ноты. Для развитого тенора этот участок находится в диапазоне от ми до соль диез первой октавы. Но нужно иметь в виду, что постепенно в зависимости от тренировок этот переходный участок может смещаться наверх. Голос опытного певца сильно отличается от его же голоса в самом начале занятий вокалом. Состоявшийся вокалист может петь в грудном регистре намного выше, чем позволял ему аппарат прежде.

Данная градация голосов имеет большое значение в опере. Во многих современных вокальных жанрах таких тембральных тонкостей не требуется, и знания о нюансах тембра далеко не всегда могут пригодиться вокалистам. Но всё же, если вы собираетесь профессионально заниматься вокалом , вам нужно максимально разбираться в нюансах вашей профессии, для того чтобы стать блистательным исполнителем.

— самый высокий мужской голос; по звучанию его можно сравнить с тембром виолончели, удвоенной кларнетом, и, может быть, фаготом, по мере усиления драматических нот оттенков голоса.
Объем голоса от до малой октавы (иногда си большой октавы) до до2; у тенора-альтино до до-диез2—ре2. Судя по арии с хором Собииина «Что нам метель» из-«Ивана Сусанина» (IV д.), в которой встречается и ре-бемоль2, очевидно, раньше драматические тенора имели эти ноты в своем объёме, «Рабочей серединой» можно считать отрезок от ми—фа малой октавы до фа-диез— соль первой октавы.
Нижний отрезок тенора-альтино и лирического тенора также звучит слабо и невыразительно, как и у колоратурного и лирико-колоратурного сопрано; в пиано, при легком сопровождении, звучит удовлетворительно. Более высокие ноты звучат все светлее, ярче и безмятежнее, становясь похожими на альт (отсюда — альтино), сохраняя, однако, легкость, приятность и нежность и приобретая некоторую мужественность. Этим двум голосам свойственна большая подвижность. Хотя они довольно легко справляются с колоратурной техникой, но не в такой степени, как соответствующие им женские голоса,
Лирический тенор нередко называют тенором «ди грация» и это добавление дает ясное представление об этом голосе.

Драматический тенор или, как его раньше называли, тенор «ди форца» (тенор силы), или героический, также свидетельствует об определенных свойствах, а главным образом о все увеличивающейся силе голоса, его мощи, мужественности, решительности. Чтобы представить себе его тембр, к прежнему «сплаву» из виолончели, фагота, нужно добавить валторну, а, может быть, и трубу.
Это драматически-героическое звучание усиливается по направлению к верху; вместе с тем па верхнем отрезке чувствуется и некоторая напряженность.
Лирико-драматический тенор — промежуточный между лирическим и драматическим, но в зависимости от субъективных исполнительских данных, приближающийся то к первому, то ко второму. Мы уже говорили выше о том, что драматические голоса встречаются все реже и реже и что их репертуар ведут лирико-драматические голоса. Это явление наблюдается и среди теноров. Лирико-драматический тенор имеет те же, в общем, свойства, что и лирико-драматическое сопрано.
Упомянем еще о характерном теноре, неизменном участнике всех спектаклей, исполняющем роли второго плана. Однако, среди них есть и очень заметные. Характерный тенор может быть и лирическим, и драматическим, но, главное, он за пределы «рабочей середины» не выходит. Он должен работать па таком небольшом, сравнительно, среднем отрезке, чтобы любой динамический оттенок, любое характерное звучание, например, чрезмерная угодливость, или наоборот, угрожающий шепот, а, может быть, крик — все это было легко исполнимо. Такова, например, драматическая роль Шуиского («Борис Годунов»), комическая Винокура («Майская ночь»).
Свойства характерных голосов, а таковыми могут быть и женские, и мужские, выявляются в процессе исполнительской практики, реже в начале, чаще тогда, когда певец уже владеет мастерством исполнения, но его вокальные возможности подвергаются возрастным изменениям. В театральной практике нет еще терминов «характерное сопрано, меццо-сопрано или баритон», хотя партии такие есть, например, Домна Сабурова («Царская невеста») или Свояченица («Майская ночь»).однако характерный тенор и характерный бас уже cyществуют.
Специфической особенностью мужских голосов является так называемый фальцетный звук, очень похожий своим тембром на женский голос. До открытия, которое сделал Дюпре, этим звуком пользовались все тенора, беря звуки выше ля-бемоль второй октавы. Для нотации этого способа употребляется, надписываемое над соответствующими нотами слово «фальцет», (что означает фистула, под этим названием этот звук и известен в народе). Звук этот можно почти всегда услышать при исполнении, например, арии «О, дай мне забвенье, родная» («Дубровский») и каватины «Медленно день угасал» («Князь Игорь»). В обоих случаях тенор последний слог в слове «приди» (которым оканчивается и ария Дубровского и каватина Владимира Игоревича) берет фальцетом.
Существует и еще прием пения, присущий всем мужским голосам, это пение «меццо-воче», т. е. вполголоса. Его можно сравнить с засурдиненным звучанием струнных или медных (отчетливо слышится форте, но оно звучит как бы в отдалении, приглушенно). Женским голосам это почти не свойственно.

Для легких теноров, а иногда и для лирико-драматического, также создаются произведения в виде вокализов, т. е. без слов.
Образы, воплощаемые тенором очень разнообразны: от молодых героев до почтенных старых людей. Причем характерно то, что партии самых высоких мужских голосов — теноров-альтиио и теноров — нередко предназначаются старикам (например, певец Баян, царь Берендей, Звездочет, Юродивый, и т.д.), но чаще всего — это молодые любовники.
Репертуар лирико-драматических и драматических теноров почти одинаков (из-за редкого появления драматических голосов, о чем мы уже говорили в разделе о драматическом сопрано).
Говоря о все уменьшающемся притоке сильных, мощных драматических голосов — чаще всего в категориях сопрано, тенора, баса — мы не связываем это обстоятельство с вокальной школой, хотя отдельные просчеты в этой области и возможны. Причиной этого являются, вероятно, какие-то физиологические изменения в человеческом организме, зависящие от изменений окружающих его условий. Возможно, что имеет место и другая причина, о которой не раз говорилось и писалось, а именно: в школах не только общеобразовательных, но даже музыкальных, до сих пор нет правильного музыкального воспитания, а, следовательно, нет учета, нет отбора голосов, нет и их «выращивания».
Делаем это отступление, как оговорку, чтобы, прослушивая соответствующие произведения, студенты учитывали, что партию драматического тенора поет, возможно, и лирико-драматический тенор.
Тенор-альтино, лирический легкий и крепкий тенор рекомендуем прослушать в следующих партиях:

Альмавива, каватина «Скоро восток золотою» (I д.)—Россини, «Севильский цирюльник».
Леопольд, партия — Галеви, «Жидовка».
Герцог, баллада «Та иль эта» (I д.); песенка «Сердце красавицы» (IV д.)—Верди, «Риголетто».
Надир, романс «В сияньи ночи лунной» (I д.) — Бизе, «Искатели жемчуга».
Фауст, каватина «Привет тебе, приют невинный» (ПГ д.) — Гуно, «Фауст».
Ромео, каватина «Солнце, взойди скорей» (I д., 2 к.) — Гуно, «Ромео и Джульетта».
Вертер, ария «О, не буди меня» — Массне, «Вертер».
Арлекин, серенада «О Коломбина» (2 к.)—Леонкавалло, «Паяцы».
Лоэнгрин, рассказ «В краю чужом, в далеком горнем царстве» (Ш д., 2 к.)—Вагнер, «Лоэнгрин».
Рудольф, ариозо «Совсем замерзла ручка» (I д.)—Пуччини, «Богема».
Баян, песня «Есть пустынный край» (I д.) — Глинка, «Руслан и Людмила».
Юродивый, песня-присказка «Месяц едет, котенок плачет»; плач «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие» (IV д., 3 к.) — Мусоргский, «Борис Годунов».
Грицько, думка «Зачем ты, сердце, рыдаешь и стонешь» (I д.) — Мусоргский, «Сорочинская ярмарка».
Звездочет, обращение к царю Додону «Славен будь, великий царь» (I д.)—Римский-Корсаков, «Сказка о золотом петушке».
Берендей, каватина «Полна, полна чудес» (II д,)—Римский-Корсаков, «Снегурочка».
Индийский гость, песня «Не счесть алмазов» (4 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Левко, песня «Солнышко низко» (I д.); ариозо и песня «Спи, моя красавица» (III д.) — Римский-Корсаков, «Майская ночь».
Владимир Игоревич, каватина «Медленно день угасал» (II д.) — Бородин, «Князь Игорь».
Синодал, ариозо «Обернувшись соколом» (I д., 3" к.) — Рубинштейн, «Демон».
Владимир, романс «О, дай мне забвенье, родная» (I д., 2 к.) — Направник, «Дубровский».
Ленский, ария «Куда, куда вы удалились» (II д., 4 к.) — Чайковский, «Евгений Онегин».
Молодой цыган, песня «Взгляни, под отдаленным сводом» — Рахманинов, «Алеко».
Алеша Попович, 2-я песенка «Расцветали в поле цветики» (I д,) — Гречанинов, «Добрыня Никитич»,
Салават Юлаев, партия — Коваль, «Емельяи Пугачев».
Задрипанный мужичонка, песня «У меня была кума» (финал 6-й к.)—Шостакович, «Катерина Измайлова».
Купчик, романс «Сам не знаю, почему» (IV д.) — Хренников, «Мать».
В симфонической литературе имеется и интересный образец партии первого тенора соло (теиор-альтино) — Третья симфония (I и IV части) Книппера.
В приведенном списке только в партии Звездочета автором указано, что она исполняется тенором-альтино. Однако и партия Задрипанного мужичонки впервые исполнялась тенором-альтино (все ее построение и характер подтверждают правильность этого). И, конечно, только тенор-альтиио может исполнить партию первого тенора соло в Третьей симфонии Книппера. Остальные партии — и Берендея, и графа Альмавивы, и Юродивого, и Салавата, и Индийского гостя, и Баяна, и Арлекина и ряд других также могут быть хорошо исполнены тенором-альтино.

В каватине Альмавивы можно блеснуть и вставным до и колоратурой вставных каденций.
Лирико-драматический и драматический тенор рекомендуем прослушать в следующих партиях:

Рауль, романс «Вся прелесть в ней» (I д.), дуэт Валентины н Рауля (IV д.)—Мейербер, «Гугеноты».
Васко да Гама, ария «О, чудный край» (IV д.)—Мейербер, «Африканка».
Манрико, песня «Вечно один с тоскою» (I д., 2 к.); ария «Когда пред алтарем» (III д., 2 к.); кабаллетта «Нет не удастся дерзким злодеям» (И1 д., 2 к.) — Верди, «Трубадур».
Радамес, романс «Милая Аида» (I д.)—Верди, «Аида».
Отелло, ариозо «С вами прощаюсь навсегда, воспоминанья» (II д.); монолог «Боже, ты мог дать мне позор» (III д.); монолог «Я не страшен, хоть и вооруженный» (IV д.)—Верди, «Отелло».
Самсон, партия — Сен-Санс, «Самсон и Далила».
Хозе, ария «Видишь, как свято сохраняю цветок» (II д.) —Визе, «Кармен».
Еник, ариозо «Как можно верить» (И д.) — Сметана, «Проданная невеста».
Йонтек, думка «Меж горами ветер воет» (IV д.) — Монюшко, «Галька».
Зигмунд, весенняя песня «Мрак зимы теперь побежден» (I д.) -— Вагнер, «Валькирия».
Зигфрид, героическая песня плавки «Ыотуиг! Нотунг! Меч боевой» и песня ковки меча (I д.)—Вагнер, «Зигфрид»,
Вальтер, песня «Сад озарен» (III д., 1 к.)—Вагнер, Нюрнбергские мейстерзингеры».
Джонсон, ариозо «Пусть она верит, будто я на воле» (III д.) — Пуччини, «Девушка с Запада».
Калаф, ариозо «Не плачь, моя Лю» (Г д.); ариозо «Спать не смейте» (III д.)—Пуччини, «Турандот».
Собииин, партия — Глинка, «Иван Сусанин».
Садко, речитатив и ария «Кабы была у меня золота казна» (I к.); «Высота, высота, поднебесная» (4 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Вакула, песня-жалоба «Где ты, сила моя?» (I д., 2 к.) — Римский-Корсаков, «Ночь перед Рождеством».
Герман, ариозо «Я имени ее не знаю»; клятва «Получишь смертельный удар. Гром, молния.» (финал I д.); ария, «Что наша жизнь?» (7 к.)—Чайковский, «Пиковая дама».
Вакула, ария «О, что мне- мать, что мне отец» (2 к.); ария-песня «Слышит ли, девица, сердце твое» (II д., 1 к.) — Чайковский, «Черевички».
Нерон, строфы «О, печаль и тоска» — Рубинштейн, «Нерон».
Кер-Оглы, песня «Пусть грохочет гром», ариозо «Все нам братья», ария «Тебе предан я» (НГ д.) Гаджибеков; «Кер-Оглы».
Ленька, колыбельная (финал 4 к.); песня «Из-за леса светится» (6 к.)—Хренников, «В бурю».
Пьер Безухов, ариозо «Если б самым красивым», финал (б к.) — Прокофьев, «Война и мир».
Матюшенко, песня «Ой, ты, ветер» (II д.); речитатив и ариозо «А если я не так веду людей?» (III д.); монолог «Так что ж, по-темкинцы, назад?» (IV д.)—Чишко, «Броненосец „Потемкин"».
Богун, речитатив и ария «О край родной» (III д.) —Данькевич, «Богдан Хмельницкий».
Назар, ария «Туман, туман долиною» — Данькевич, «Назар Стодоля».
Джалиль, ария «Прощай, Казань»; «Разве таким я знал тебя» (финал)—Жиганов, «Муса Джалиль».
Все произведения, указанные в списке исполняются и лирико-драматическим, и драматическим тенором. Более того, партии из предыдущего списка такие, как Рудольф («Богема»), Дубровский, Фауст, Ромео исполнялись с успехом лирико-драматическим и драматическим тенором при наличии хорошей школы у певца (например, И. А. Алчевским, И. В. Ершовым). Но и в приведенном списке некоторые партии исполняются лирическими крепкими тенорами, как например, партия Лыкова, Гвидона, Ионтека; Калафа,— каждый вид голоса компенсирует недостающее ему тем, чем наделен он сам в преобладающем количестве.
Но есть партии, которые должны исполняться только драматическими тенорами, чтобы сила и мощь их голоса соответствовали образу героя, воплощаемого на сцене; таковы, например, Садко, Вакула, Зигмунд, Зигфрид, Самсон, Отелло. При прослушивании все это необходимо учитывать, тем более это нужно иметь в виду при воплощении замысла в сочинении.
Из вокализов можно рекомендовать:

Шуйский, сцена с Борисом (II д.) —Мусоргский, «Борис Годунов». Мисаил, сцена в корчме (II д., 1 к.)—Мусоргский, «Борис Годунов».
Попович, сцена с Хиврей (II д.)—Мусоргский, «Сорочинская ярмарка».
Подьячий, партия (I д.) — Мусоргский, «Хованщина». Бомелий, сцена с Любашей (II д.) — Римский-Корсаков. «Царская невеста».
Винокур, рассказ «Вечером, как помнится» (И дм 1 к.) — Римский-Корсаков, «Майская ночь».
Сопель, партия (4 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Брошка, партия — Бородин, «Киязь Игорь».
Овлур, «Позволь мне, княже, слово молвить» (II д.) — Бородин, «Князь Игорь».
Трике, куплеты «Какой прекрасный этот день» (II д.) — Чайковский, «Евгений Онегин».
Школьный учитель, сцена с Солохой и песенка «Баба к бесу привязалась» (II д.)—Чайковский, «Черевички».
Вашек, ария «Матушка сказала так» (И д.)—Сметана, «Проданная невеста».
Назар, песенка «Пристрастился медведь» (II д.) — Кабалевский, «Семья Тараса».
Мишук, песенка «Эх вы, девушки-красотки» (I д.)—Дзержинский, «Тихий Дон».
Два древних старика, сцена на свадьбе «Какого года присяги?»— Дзержинский, «Тихий Дон».

Драматический тенор, наиболее крепкий из высоких мужских голосов, тембр этого голоса зачастую бывает жестким, стальным, звучание обычно "лазерное" прямое. Обычно это самые мощные по звучанию голоса. Также стоит добавить, что настоящий драматический тенор, зверь довольно редкий, а уж такие тенора, что их голоса напоминают стенобитные тараны, вообще рождаются раз в столетие.

Марио Дель Монако (1915-1982), по многим свидетельствам, обладал наиболее сильным, темным по тебру голосом, близкому уже к баритону, по глубине звучания. Монако не пел почти лирических партий, кроме Рудольфа из "Богемы" Пуччини и Альфредо из "Травиаты" Верди. Коронной его партией была роль Отелло в одноименной опере Верди. В этой партии голос Монако звучал максимально свободно, со всей свойственной ему мощью.

Dio mi potevi "Otello" Verdi
Тут Монако позволяет себе показать весь динамический диапзон своего голоса, от сравнительно легкого и тихого звучания, до громового форте в конце. Стоит обратить внимание на четкость переходов между нотами, на объем голоса, на его "прямоту" в хорошем смысле этого слова.


Di quella Pira "Trovatore" (Трубадур) Верди.
Знаменитая "Стретта Манрико" в которой Марио совершенно свободно заходит в верхнее До, столь же свободно он пропевает все, довольно неудобные короткие ноты в этой арии, все звучит выверено и четко, но с ощущением, того, что певец идет на пределе возможностей, что было вовсе не так. Таких певцов как Марио Дель Монако также называли tenore di forza.

Che gelida manina "Богема" Пуччини. В это арии Монако очень старается звучать лирические, что у него почти получается. Но в кульминации, на верхнем До, природа его голоса берет свое.

Франко Корелли (1921-2003): Был возможно единственным, кто мог поспорить с Монако в плане мощи звучания. Голос его был был более светлым, мягким, при необходимости Корелли мог заставить его звучать почти лирически. Кроме великолепных вокальных данных, Франко был обладателем глубочайщей музыкальной, и не только музыкальной, культуры. Корелли стал легендой при жизни. Что интересно, несмотря на громовой голос Франко не пел Отелло (тут причиной, как он сам признавался было то, что эта партия казалась ему излишне нервной, тяжелой психологически), а одной из любимых партий у Корелли был Рудольф из "Богемы", получавшийся у него намного лучше чем у Монако, да и у многих лирико-драматических и лирических теноров. Также одной из удивительных вокальных способностей Корелли было плавное деминуэндо (постепенное уменьшение громкости звука) на высоких нотах, от громового форте до легкого пиано.

Ah, si ben mio. Di quella pira! "Трубадур"
Несмотря на то, что Монако прекрасно исполнял эту партию, по моему мнению Корелли поет её сильнее, эмоциональнее, тоньше.

Che gelida manina "Богема".
Партия Рудольфа, как уже упоминалось выше, была одной из любимейших у Корелли.
Несмотря на мощь и объем голоса, он поет все максимально лирически, хотя природу никуда не деть, большой голос это большой голос.

Celeste Aida "Aida" Verdi.
Упомянув Корелли нельзя не коснуться его великолепных деминуэндо. В конце романса Радамеса "Милая Аида" Корелли на верхнем Си делает плавное деминуендо, от форте до еле слышимого пиано, при этом голос не уходит на пиано в фальцет.

Аурелиано Пертиле (1885-1952): Обладая большим, звучным, драматическим голосом, Аурелиано Пертиле пел почти весь репертуар тенора, от Отелло до Артуро из "Пуритан" (правда последнюю партию он был вынужден петь на тон ниже, чем написано у композитора).
Тембр Пертиле специфичен, современники называли его квакающим тенором, за резкий, иногда даже будто бы неприятный голос. Но прекрасная техника, музыкальность, буквально математическая выверенность в исполнении, заставляют забыть о каких-то неприятных тембральных оттенках. Обычно после прослушивания нескольких вещей, создается впечатление, что у Аурелиано был голос с благороднейшим звучанием тембра.

Dio mi potevi "Otello" Verdi.
В этом произведении, в соответствии с традициями Пертиле поет мощно, но иногда уходит в легкое звучание, в лирических местах.

Di quella pira "Trovatore"
Тут очень хорошо слышен тембр Пертиле, а также слышна его четкость, продуманность каждой фразы, впечатляют свободные и мощные верхние ноты, насыщенные тембром.

Mein Lieber Schwan "Лоэнгрин" Рихард Вагнер.
В партии Лоэнгрина, Пертиле поет очень мягко, лирически, на пиано, но иногда выходит и на форте, кажущееся еще более мощным, из-за предшествующего ему пиано.

Уверена, что не ошибусь, если стану утверждать – мужской голос тенор является предметом вожделения массы юношей, мечтающих о вокальной карьере. Я считаю, что это влияние моды, которая действует опосредованно, через композиторов, пишущих современный вокальный материал преимущественно для высокого мужского голоса.

«Как сделать голос тенором?» - даже такой вопрос, который любой мало-мальски разбирающийся в реалиях вокала человек просто посчитает глупым, можно найти и в Интернете, и в той или иной форме на этом сайте в рубрике «Спрашивали? Отвечаю…» .

Хорошо, если молодой человек знает точно, какой у него тип голоса, и выбирает для себя репертуар, который максимально соответствует возможностям его организма. Но часто случается совершенно обратное - имея объективно, от природы, совсем другой тип голоса, начинающий вокалист стремится петь ноты, которые слишком для него высоки. К чему это приводит? К постоянному перенапряжению своих вокальных органов, а вот оно, это перенапряжение – прямой путь и к болезням, и к потере голоса впоследствии.

Один из признаков – диапазон голоса тенор

Итак, уже понятно, что тенор – высокий голос. Насколько высокий? КЛАССИКА определяет диапазон голоса тенор как До малой – До второй октавы.

Значит ли это, что Ре второй (или Си большой) певец тенор спеть не сможет? Нет, конечно, вполне сможет. Но вот КАЧЕСТВО исполнения нот за пределами диапазона может стать другим. Надо же понимать, что речь идет о классической музыке (и вокале).

При этом, начиная с некоторой ноты первой октавы (для разных подтипов голоса – она разная), тенор использует смешанную технику – микст, этот участок обозначен желтым цветом. То есть, так или иначе, головной регистр в голосе работает, но не в своем чистом виде, а как «примесь» к грудному. Тенор – название для классического мужского голоса, называть тенором поп- или рок-певца - не совсем верно.

Во-первых, классические вокальные произведения, которые написаны для исполнения их именно певцом тенором, не выходят за рамки названного диапазона, во-вторых, в классике не используется чистый мужской головной голос (основанный на фальцетном регистре), поэтому тенор и ограничен До второй октавы, хотя, может быть, лучше говорить о Ре-Ми (но есть из этого правила исключения - контр-тенор, о нем ниже). В-третьих, классическая вокальная техника (нельзя об этом забывать) отличается своими особенностями.

Каким бывает тенор

Справедливости ради, следует говорить о подвидах голоса тенор, ведь сам по себе этот вид мужского голоса тоже бывает разным. Существует следующая градация:

контр-тенор (в свою очередь делится на альт и сопрано) - самый высокий голос, использующий в полной мере «головную» часть диапазона (верхний регистр). Это тонкий мальчишеский голос, либо не исчезнувший в период мутации, а сохранившийся наряду с более низким грудным, мужским тембром, либо продукт развития голоса именно в данной манере пения. Если мужчина целенаправленно развивает свою верхнюю часть диапазона, то при определенной природе он сможет петь, как контр-тенор. Этот высокий мужской голос очень напоминает женский:

Э. Курмангалиев “ария Далилы”

М. Кузнецов “ария Царицы ночи”

Легкий тенор - наиболее высокий голос, который, тем не менее, имеет полновесный грудной тембр, который, хотя и звучит очень легко и воздушно, тем не менее, отличается от женского:

Х. Флорез “Гранада”

лирический тенор – мягкий, тонкий, нежный, очень подвижный голос:

С. Лемешев “Скажите, девушки, подружке вашей...”

лирико-драматический тенор – более насыщенный, более плотный и обертональный тембр, сравните его звучание с легким тенором, исполняющим ту же песню:

М. Ланца “Гранада”

драматический тенор – самый низкий из семейства теноров, уже близкий по тембру к баритону, его отличает мощность звучания, поэтому для такого голоса написаны партии многих главных героев оперных спектаклей: Отелло, Радомес, Каварадосси, Каллаф... И Герман в «Пиковой даме» - тоже он

В. Атлантов “ария Германа”

Как видите, за исключением самого высокого подвида, остальные отличаются друг от друга не своим диапазоном, а своим ТЕМБРОМ , или, как его еще называют, «краской голоса». То есть, ТЕМБР , а не диапазон, является основной характеристикой, которая позволяет отнести мужские голоса и тенор, в том числе, к тому или иному типу и подтипу.

Основная отличительная особенность голоса тенор – его тембр

Известный исследователь профессор В.П. Морозов так говорит об этом в одной из своих книг:

«Этот признак оказывается во многих случаях важнее даже диапазонного признака, так как мы знаем, что имеются, например, баритоны, берущие теноровые верха, но, всё же, это баритоны. А если тенор (по тембру, без сомнения) не имеет теноровых верхов, то не считать же его только поэтому баритоном…»

Самой существенной ошибкой молодежи, еще не имеющей вокального опыта, становится попытка определить свой голос исключительно по его диапазону. Для примера, середину первой октавы поет и баритон, и тенор, как быть? Слушать характер звучания голоса. А как его услышать? А обратиться к специалисту! В 16-20 лет в мозгу еще не успели сложиться определенные слуховые представления о том, как звучит средний мужской голос по сравнению с высоким на одном и том же участке диапазона. Это знания и опыт вокального педагога, к которому и нужно обратиться.

Кстати, даже педагог не всегда определит тип голоса с одного прослушивания, по крайней мере, чтобы отличить драматический тенор от лирического баритона, нужно потрудиться! Поэтому, совсем не важно точно знать подтип своего голоса, если вы стремитесь петь репертуар современный, а не разучиваете оперные партии. Это давно поняли и на Западе, где вокальные педагоги определяют голоса своих подопечных, относя их к трем типам – низкий, средний или высокий. Об этом я говорю и в статье «Переходные участки голоса – наши вокальные маяки» на этом сайте.

Переходный участок – еще один признак, что тип голоса тенор

Нельзя не сказать о том, что еще одним отличительным признаком типа голоса будут переходные участки (переходные ноты). Их «местонахождение» на высотной линейке прямо связано со строением вокального аппарата, главным образом, конечно, голосовых складок. Чем более тонкие и легкие складки у певца, тем более высокий звук они создают, не задействуя фальцетный, головной регистр. То есть, тем выше будет находиться переходная нота в голосе (точнее, весь участок).

Для любого тенора переходная нота может быть где угодно на этом участке, это вовсе не значит, что драматический тенор будет иметь переход на Ми, а лирический или легкий – на Соль. Нельзя мерить линейкой! Да и опытность певца сыграет существенную роль, и вот почему.

Дело в том, что постепенно, с тренировкой голоса, переходный участок смещается несколько вверх, ведь голос опытный, закаленный, совершенно не похож на голос начинающий, как взрослый атлет в сравнении с подростком. Профессионал может петь чистым грудным регистром выше, чем новичок с тем же типом голоса, это следствие развития навыков. Из этого следует, что если новичку определят переходную ноту как Ре первой октавы, то это не означает, что тип его голоса – баритон. Просто со временем, при правильных занятиях, переходная нота может сместиться и на Ми, и на Фа.

Так вот, вокалисту необходимо иметь ТЕМБР голоса тенор в первую очередь. Рассматривая только существующий на данный момент диапазон и расположение переходной ноты, точно тип голоса определить нельзя. Обращать внимание нужно на ВСЕ ТРИ аспекта, при этом на тембр – наибольшее.

Почему не совсем справедливо рассматривать современные высокие голоса рок- и поп- звезд с точки зрения стандартного классификатора? Они что, не теноры?

Об этом поговорим на .

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник