Своеобразие любовной лирики тютчева. Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева

Любовная лирика Тютчева

План

1.Введение

2.Музы поэта

3.Особенности

Любовная лирика Тютчева значительно обогатила русскую литературу. Поклонник «чистого» искусства в жизни был обычным человеком, которому свойственны ошибки и увлечения. У Тютчева были серьезные романы с несколькими женщинами.

Поэт дважды был женат, но семья и дети не могли заставить его отказаться от тайной «гражданской» жизни. Кто-то может посчитать божественной карой два главных несчастья а. Трагической смертью умерла его первая жена.

Самый серьезный роман поэта с Л. Денисьевой также закончился гибелью возлюбленной в раннем возрасте. Эти потери внесли в любовную лирику поэта мотивы печали и тоски.

Первую сильную любовь поэт испытал к Амалии фон Лерхенфельд во время своего проживания в Мюнхене. Тютчев сделал предложение, но получил решительный отказ со стороны родителей девушки. Во время недолгого отъезда Тютчева из Мюнхена семья выдала Амалию замуж. В начале своего ухаживания поэт посвятил Амалии стихотворение «Твой милый взор, невинной страсти полный…», являющееся признанием в любви.

Значительно позже он вспоминал об этом в произведении «Я помню время золотое…». Амалии также посвящено стихотворение «К. Б.», ставшее широко популярным романсом «Я встретил вас…». Первой женой Тютчева стала молодая вдова с тремя детьми - Элеонора Петерсон. Элеонора была хрупкой женщиной с чувствительной душой. Она тяжело переживала известие об измене мужа с Эрнестиной Дернберг. Нервное переутомление значительно сказалось на ее здоровье. Элементарная простуда нанесла последний удар бедной женщине. Элеонора оставила поэту еще двух дочерей и сына.

Известны два произведения поэта, посмертно посвященные Элеоноре: «Еще томлюсь тоской желаний…» и «В часы, когда бывает…». Вскоре после смерти жены Тютчев венчался со своей давней возлюбленной - Эрнестиной Дернберг. Счастливый брак продолжался долгое время, пока Тютчев не испытал нового увлечения. Эрнестина прекрасно знала об измене мужа, но прощала его ради детей. Любовь к Эрнестине стала богатым источником вдохновения поэта. Ей посвящены такие прекрасные стихотворения, как «Люблю глаза твои, мой друг…», «Она сидела на полу…» и др.

Самыми популярными стихотворениями Тютчева стали произведения, посвященные последнему увлечению поэта - Е. А. Денисьевой. Она была значительно моложе Тютчева, но любила его с невероятным самопожертвованием. Ее презирали и открыто смеялись над положением любовницы. Такая жизнь стала причиной быстро прогрессирующей чахотки. Денисьева умерла в возрасте 40 лет. Результатом романа стал «Денисьевский цикл» стихотворений, включающий «О, как убийственно мы любим», «Не раз ты слышала признанье…», «Нет дня, чтобы душа не ныла…» и другие. Незадолго до смерти Тютчев подвел итог своим любовным отношениям, написав стихотворение «Все отнял у меня казнящий Бог…». Его он посвятил своей самой верной подруге жизни - Эрнестине Дернберг.

Главной отличительной особенностью произведений Тютчева о любви была их особая душевность. Поэт был «неисправимым» романтиком. Его стихи очень целомудренны, в них не упоминаются грубые житейские мелочи. Тютчев преклоняется перед волшебным чувством любви. Свои отношения с женщинами он сравнивает с поклонением божеству. Посвящения любимой очень чисты и насыщены торжественными фразами. В «Денисьевском» цикле появляются трагические мотивы.

«Незаконная» любовь наложила отпечаток на творчество Тютчева. Он описывал то, что испытывал сам. Великое чувство сочеталось с безнадежностью, романтика - с непониманием и отвержением общества, нежные отношения - с невозможностью быть вместе. Любовная лирика Тютчева стала образцом русской поэтической классики. В ней отразились самые сокровенные движения человеческой души как в счастье, так и в страдании.

Федор Иванович Тютчев - личность, хорошо известная не только в профессиональных литературных кругах, но и среди всех, кто хотя бы раз брал в руки самый обычный школьный учебник по литературе. Творчество этого выдающегося поэта заучивается наизусть, цитируется и запоминается и сегодня - и это, наверное, самое главное, что может быть у каждого талантливого человека - память о нем, которая живет в его произведениях. Тютчев был человеком очень разносторонним, и это полностью отразилось на его творческой карьере - здесь есть и произведения об окружающем мире, и проникновенные любовные признания, и многие другие жанры. которые проникают в самое сердце.

С чем же связан такой ошеломительный успех поэта, почему его помнят до сих пор, почему его стихотворения многим людям открывают глаза на действительность и почему они актуальны и на сегодняшний день? Возможно, ответ на этот волнующий вопрос кроется в биографии автора, ведь, как и любой талантливый человек, Федор Иванович начал писать стихотворения в первую очередь о своей жизни, и только потом перешел к более серьезным темам, и только потом научился мастерски описывать свои живые чувства.

Краткая биография Федора Ивановича Тютчева

Федор Тютчев родился в далеком 1803 году пятого декабря в Брянском уезде - здесь, в родовой усадьбе, он провел свои ранние годы и получал образование на дому - именно так было принято в те времена в приличных и состоятельных семьях. Федор еще в ранние годы проявил тягу и любовь к литературе и стихосложению, и его учитель и наставник, поэт и переводчик, сделал все возможное для того, чтобы дар юноши не пропал даром - именно он помог ему с изучением латыни, посадил за переводы, и уже в двенадцать лет Федор Иванович осилил перевод оды Горация, что поистине является выдающимся фактом биографии и говорит о Тютчеве, как об очень развитом человеке.

В 1817 году Федор Иванович решает продолжить свое образование в интересном для него направлении и в качестве вольнослушателя посещает лекции Словесного отделения Московского университета, где не остается незамеченным и принимается в число членов общества любителей российской словесности еще задолго до официального зачисления в ряды учеников.

Тютчев за границей

Федор Иванович Тютчев уже в 1821 году получает аттестат об окончании учебного заведения и практически сразу отправляется в Мюнхен в составе делегации в качестве внешнего атташе от России. Именно здесь в 1826 году он встречает свою возлюбленную Элеонору Петерсон, на которой в скором времени женится и у пары появляется на свет трое замечательных дочерей, одна из которых в последствии связала род Тютчевых с не менее почетным родом Аксаковых - Анна вышла замуж за Ивана Аксакова, а их брак благословили родители с обоих сторон.

Несмотря на все безоблачные перспективы и самую настоящую, большую и искреннюю любовь в семье Федора и Элеоноры, совершенно неожиданно в жизнь поэта и его семьи ворвалась самая настоящая трагедия. Однажды во время путешествия на теплоходе из Петербурга в Турин случилось непредвиденное крушение и судно начало идти ко дну. Семью, конечно же, удалось спасти, во многом благодаря усилиям по счастливой случайности оказавшегося на теплоходе Ивана Тургенева, однако вся эта трагедия серьезно сказалась на здоровье Элеоноры Тютчевой, и уже в скором времени она сильно заболела и слегла. Поэт проводил у постели жены долгие часы, старался не оставлять ее ни на минуту и сильно волновался за ее судьбу, однако, несмотря на все старания лучших врачей, которых приглашал писатель, в скором времени супруга скончалась. Говорят, что трагедия настолько тяжело ударила по состоянию молодого поэта, что он буквально за несколько часов поседел - настолько сильно и горячо он переживал утрату возлюбленной.

Тем не менее, несмотря на все страдания и переживания, буквально через год после смерти законной супруги, Федор Иванович сочетается браком с молодой Эрнестиной Дёрнберг, с которой, по слухам, связь у писателя была еще задолго до кончины любимой супруги. Интересно, что и Эрнестина была замужем в то время, как был женат Федор Иванович - и именно ее супруг познакомил ее с поэтом на балу за несколько дней до собственной печальной кончины. Видимо, двое одиноких людей, потерявших в силу болезней так рано своих возлюбленных и супругов, просто обязаны быть вместе волею судеб - и именно так и сложилось у Федора Ивановича и Эрнестины.

В 1839 году совершенно неожиданно дипломатическая карьера Федора Ивановича обрывается, что совершенно не мешает ему на протяжении еще пяти лет спокойно проживать за границей в свое удовольствие. Именно в эти годы Тютчев с одобрения самых вышестоящих чинов России и самого императора поддерживает дипломатические отношения между Россией и Европой, публично открыто и самостоятельно выступает, высказывая свою точку зрения по поводу возможных конфликтов и успешно регулирует все возникающие между Россией и европейскими странами вопросы.

Возвращение в Россию

В 1844 году Федор Иванович возвращается в родное государство и вновь поступает на дипломатическую службу, что не является удивительным ни для него самого, ни для его коллег - все же в политике и дипломатии поэт разбирается отлично, и его вклад был оценен по заслугам как его современниками, так и будущими поколениями, которые удостоились чести разбираться в его биографии.

Тютчев активно участвует в публичных мероприятиях и организациях, помогая развивать дипломатические и политические движения, просвещает соотечественников о жизни за границей и описывает собственный образ "тысячелетней России". Уже тогда Тютчев будто предсказывает образование Советского Союза - еще за много лет до появления данного, поэт заявляет, что создание такого союза пошло бы на пользу не только России, но и всем ближайшим славянским государствам.

Тютчев успешно проработал и действующим статским советником, и, несмотря на множественные разногласия с властями и критику в его адрес, прослужил он на этой должности полноценных пятнадцать лет. До конца своей жизни поэт интересовался политической ситуацией не только в Родном государстве, но и в полюбившейся ему за несколько лет Европе. Умер поэт неожиданно - сначала у него отнялась левая рука, частично сковав его деятельность, а позже в момент прогулки с поэтом случился удар, который полностью парализовал всю левую половину тела.

Память о поэте живет до сих пор. К сожалению, его личная жизни и на сегодняшний день не раскрыта полностью, и подробно об этом могут рассказать только его произведения любовного характера, которым Тютчев уделял огромное место в своей жизни.

Любой творческий человек, а, тем более, поэт - это всегда очень тонко чувствующая и глубоко переживающая личность. Именно у таких людей рождаются самые проникновенные лирические произведения, которые часто задевают самую душу и сердце любого, кто прикоснется к этим бесценным строкам. Тютчев, конечно же, не был исключением, и любовная лирика занимает особое, отдельное место во всей его творческой деятельности.

Главными темами в произведениях Тютчева считаются:

Описание ситуации в горячо любимой стране;

Окружающая реальность и природа вокруг;

Искренняя любовная лирика.

Несмотря на то, что большинство произведений Тютчева отлично подходят под формат коротких од, именно любовная лирика в его стихах была максимально подробно раскрыта и описана так, что берет за душу даже того, кто взял книгу впервые.

Любовной лирике Тютчева, как это не удивительно, свойственна горечь и трагедия - здесь настолько остры переживания, что прочувствовать их можно с самых первых строк. Часто эксперты связывают лирику Тютчева в один цикл под названием "денисьевский" - так сложилось потому, что большинство любовных произведений поэт посвящал Е.Денисьевой. Конечно, не одна она удостоилась быть увековеченной в произведениях выдающегося автора - и супруги Федора Ивановича так же ярко и тепло, но с присущей лирике поэта трагедией, описаны в его строчках.


В своих лирических произведениях Федор Иванович полностью открыт и честен с каждой из своих возлюбленных - он не стесняется своих чувств даже несмотря на то, что они далеко не всегда оказываются взаимны. Он воспевает каждую свою любовь и выражает искреннюю благодарность дамам за возможность почувствовать себя влюбленным как мальчишка - наверное, именно это и говорит о тонкой душевной организации поэта, наверное, именно это и открывает глубины его души и полностью объясняет, что же двигало поистине гениальным человеком в его начинаниях и что же помогло ему добиться такого ошеломительного успеха.

Конечно, сегодня Тютчев увековечен и в памятниках, и в названиях улиц, в его честь созданы целые музеи, но самая главная и достоверная память о поэте, отдавшем всю свою жизнь не только родному государству и политике, но и тонкой, как будто кружева, литературе. Именно те строки, которые при жизни поэт сплетал умело и мастерски, дошли до нашего времени, и произведения эти будут актуальны еще многие годы. А что касается лирики - именно в произведениях Федора Ивановича Тютчева каждый способен найти родное и близкое для себя, открыть новые горизонты своих чувств и переоценить отношение к окружающим, а заодно почувствовать на себе, как чисто и искренне любили наши предки в прошлом - и ведь так любили не только поэты, но именно поэты того времени смогли донести эту чистую и настоящую любовь до нас.

Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев был противоречивым человеком. Он всегда очень болезненно ощущал собственную двойственность, душу, расколотую пополам. Особенно ярко эта личностная черта проявилась в любовной лирике.

Роман Тютчева и Елены Денисьевой стал основой многих стихотворений поэта. В них - исповедь о любви. Позже критики выделили эти произведения в отдельный цикл, который назвали «денисьевским».

Любовь является нам здесь в своей трагической сущности. Это «самоубийство», «блаженство и безнадежность», «поединок роковой». Развивается любовь – исчезает счастье покоя, начинаются страдания:

Не говори: меня он, как и прежде, любит,

Мной, как и прежде, дорожит…

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.

Отношения любящих сложны, чувства крайне противоречивы. Они не могут друг без друга, но и вместе им очень тяжело. Потрясенный этим противоречием, герой восклицает:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Вся беда человека состоит в том, что он не может противостоять страсти. Любовь – это стихия, подобная морской или огненной. Ее невозможно ни предотвратить, ни остановить. Поэтому Тютчев порой изображает страсть как настоящую катастрофу:

Он мерит воздух мне так бережно и скудно…

Не мерят так и лютому врагу…

Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Могу дышать, но жить уж не могу.

Такая страсть - погибель для человека. Но самое ужасное, как пишет поэт, видеть мучения любимой женщины, которые всегда сильней, чем собственные. С болью Тютчев отмечает:

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел – спроси и сведай,

Что уцелело от нее?

Поэт осуждает себя. Он виноват во многом. Четырнадцать лет Тютчев вел двойную жизнь, не оставляя ни жену, ни подругу. Светское общество жестоко вмешивалось в их отношения с Денисьевой, всячески оскорбляя и пороча бедную женщину. Возлюбленная поэта очень страдала. Вот как он пишет об этом:

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Конечно, не только страдания приносила любящим страсть. В их жизни были минуты подлинного счастья, блаженства. Вот что поэт рассказывает о своих чувствах в стихотворении «Последняя любовь»:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Однако драматических моментов в отношениях Тютчева и Денисьевой было гораздо больше. Вот, например, такой эпизод:

Она сидела на полу

И груду писем разбирала –

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала…

Золе перегоревшей страсти уподобляет любовные письма поэт. Лирическая героиня стихотворения находится в странном состоянии. Ей, вероятно, кажется, что все минувшее происходило не с ней:

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела –

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

Герою горько видеть ее такой. Но изменить ситуацию он не в силах, поэтому вынужден наблюдать за возлюбленной, выражая лишь душевное участие и отмечая про себя:

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо-пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

Раздвоенный эпитет в этой строфе утверждает неизбежность разрыва любящих, но разлучила их не утрата чувства, а смерть Елены Денисьевой от чахотки. Вспоминая ее последние часы, Тютчев создает одно из самых скорбных стихотворений цикла:

Весь день она лежала в забытьи,

И всю ее уж тени покрывали.

Лил теплый летний дождь – его струи

По листьям весело звучали.

Жизнь природы продолжается, она так прекрасна, а любимая поэта неотвратимо угасает. Безумно жаль ее, но мы больше сочувствуем лирическому герою, которому еще предстоит пережить смерть возлюбленной:

И вот, как бы беседуя с собой,

Сознательно она проговорила

(Я был при ней, убитый, но живой):

«О, как все это я любила!»

Финальная строчка – кульминация стихотворения. Это последнее признание в любви к миру и к близкому человеку. «О Господи! – восклицает герой, - и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось»…

Любовная лирика Тютчева потрясает своей психологической глубиной и выразительностью женского образа, наделенного индивидуальными чертами.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru

Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь - это «поединок роковой»: и слияние душ, и их противостояние. Стихотворения о любви у поэта полны драматизма:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

У Тютчева в стихах - буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви человека ведет судьба. Стихотворение «Я встретил вас…» посвящено первой любви Тютчева, Амалии Лерхенфельд, к которой поэт посватался, когда ей было 14 лет. Родители девочки не согласились на этот брак. Прошло 34 года, Амалия не забыла своего возлюбленного и приехала проведать его. Тютчев уже умирал, и появление Амалии у своей постели воспринял как чудо. После ее прощального визита поэт написал стихотворение «Я помню время золотое…»:
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, -
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

В стихотворении «Близнецы» Тютчев называет близнецами Самоубийство и Любовь. Автор уверен, что любовь может довести человека до самоубийства.

Знаменитый «денисьевский цикл» Тютчева стал отражением глубокой и страстной любви поэта к молодой учительнице его детей Е. А. Денисьевой. Ей посвящено большое количество стихотворений, которые, собранные в цикл, представляют собой своеобразный дневник их отношений, длившихся 14 лет. Денисьева умерла молодой от чахотки.В стихотворении «О, как убийственно мы любим…» поэт говорит о том, что любовь нужно беречь, охранять от зла мира, иначе ее можно потерять. Поэт казнит себя за эту любовь, которая принесла его возлюбленной столько страданий:
…Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла…

Общество презирало Денисьеву за связь с женатым поэтом. В начале отношений она была веселой и жизнерадостной девушкой, но потом:
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.

Эта любовь поэта закончилась смертью возлюбленной. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:
Любила ты, и так, как ты, любить -
Нет, никому еще не удавалось!
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

В стихотворениях, написанных после смерти возлюбленной, поэт пытается воскресить ее образ, кается в грехах перед ней, вспоминает моменты их общего счастья, продолжает разговаривать с ней:
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Любовная лирика Тютчева полна желанием понять душу женщины, обожествлением и сочувствием. На этой лирике впоследствии формировались таланты Блока, Цветаевой и многих других поэтов вплоть до наших современников.

  1. Новое!

    Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, - И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать... Ф. И. Тютчев Лирика Тютчева - одна из вершин русской философской поэзии. В его творчестве высокая поэзия соединяется с философским...

  2. Тютчевская "страна" необычна - она то залита солнечным светом, то покрыта сумраком, но всегда узнаваема, близка. Если начать вспоминать стихи Ф. И. Тютчева о природе, то, наверное, большинству людей в первую очередь придет в голову "Весенняя...

  3. Новое!

    Федор Иванович Тютчев (1803-1873) вошел в историю русской литературы как высоко одаренный лирический поэт, выразивший в своем творчестве романтическое понимание душевной жизни человека и жизни природы. Он продолжал традиции Жуковского и немецкой романтической...

  4. Психология - это наука о душе, наука о познании внутреннего мира человека. Люди, занимающиеся психологией, могут глубоко понять своего собеседника, а подчас играть его чувствами, тем самым управляя его сознанием. Вспоминается Порфирий Петрович из романа...

Кто из нас знает лицо молодого Федора Ивановича Тютчева? Почти никто. Мы помним его облик на склоне лет: серьезные грустные глаза, высокий лоб, седые редкие волосы, сухие от страданий губы, длинные пальцы. Да, мы помним его зрелым и серьезным человеком. И таким он пришел в поэзию - зрелым и серьезным. Принято считать, будто публикацией двадцати четырех стихотворений в третьей и четвертой книгах пушкинского «Современника» в 1836 году Тютчев дебютировал в поэзии. В стихотворениях Тютчева мелочи и детали быта пропадают, стираются, исчезают в небытии.

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь, и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

То глас ее; он нудит нас и просит...

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растёт и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звёздной

Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Поэт остро чувствует, доходчиво говорит о человеке среди планет, как будто сам живет там. По словам Л.Н. Толстого, Тютчев был «одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки». Но также, он был живым человеком, которому свойственны все слабости и ошибки. Вот на этой стороне его жизни мне хочется остановиться подробнее. В своём реферате я покажу Тютчева как ценителя женской красоты. Таким образом, целью своей работы ставлю: показать влияние любовного чувства на творчество поэта, рассмотреть любовную лирику Тютчева.

Любовная лирика Тютчева

Для поэтов "чистого искусства" характерны высокая культура, преклонение перед совершенными образцами классической скульптуры, живописи, музыки, романтическая тяга к идеалу красоты, стремление приобщиться к "иному", возвышенному миру. Любовная лирика пронизана мощным драматичным, трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами его личной жизни. Он пережил смерть любимой женщины, оставившую в душе незаживающую рану. Шедевры любовной лирики Тютчева родились из подлинной боли, страданий, чувства невосполнимой утраты, ощущения вины и раскаяния.

Наивысшим достижением любовной лирики Ф.И. Тютчева является так называемый "Денисьевский цикл", посвященный любви, пережитой поэтом "на склоне лет" к Елене Александровне Денисьевой. Характерное для них осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели, встречается и в раннем творчестве Тютчева, поэтому правильнее было бы назвать относящиеся к «денисьевскому циклу» стихотворения без привязки к биографии поэта. Этот удивительный лирический роман длился 14 лет, закончившись смертью Денисьевой от чахотки в 1864 году. Но в глазах общества это были "беззаконные", постыдные отношения. Поэтому и после смерти любимой женщины Тютчев продолжал винить себя в ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от "суда людского". Сам Тютчев в формировании «цикла» участия не принимал, поэтому зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи -- к Е.А. Денисьевой или жене Эрнестине. Стихотворения о последней любви поэта по глубине психологического раскрытия темы, не имеют себе равных в русской литературе:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Огромная сила воздействия на читателя искренности и безыскусности выражения глубокой, выстраданной мысли о скоротечности огромного, неповторимого счастья, которого уже не вернуть. Любовь в представлении Тютчева -- это тайна, высший дар судьбы. Она волнующа, причудлива и неконтролируема. Это любовь к женщине. Поэтому поэт написал много стихотворений на эту тему. Любовь в лирике Тютчева - это не внешнее увлечение и не восхищение прелестью любимого существа, - это глубокое, стихийное чувство, поглощающее всю человеческую душу. Влечение, неожиданно прорывается взрывом страсти, которая может дать человеку высочайшее упоение и может привести его к гибели. Нежность и отдача себя любимому человеку, могут нежданно превратиться в "поединок роковой». В стихотворении, входящем в знаменитый «денисьевский цикл», любовь названа «убийственной».

Любовь, любовь -

гласит преданье -

Союз души с душой родной -

Их соединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

Однако подобная метаморфоза все-таки не способна убить любовь; более того, страдающий человек не желает избавиться от мук любви, ибо она дарит ему полноту и остроту мироощущения. Любовь, таким образом, ассоциируется со страданием, тоской, душевной болью, слезами. Любовная лирика Тютчева может быть прочитана как своеобразный интимный дневник, в котором отразились его бурные романы. У Тютчева в стихах - буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви человека ведет судьба. Со смертью любимой женщины ушли жизнь, мечты, желания, померкли ее прежде яркие краски. Точное до боли сравнение, уподобляющее человека птице с поломанными крыльями, передает чувство потрясения от тяжелой утраты, опустошенности, бессилия:

Любила ты, и так, как ты, любить --

Нет, никому не удавалось!

О Господи!.. и это пережить...

Любовная лирика Тютчева полна желанием понять душу женщины, обожествлением и сочувствием. Любовь у Тютчева раздваивается и начинает бороться сама с собой: с одной стороны, тютчевская любовь ласковая и нежная, а с другой -- страшная, губящая людей, роковая. Человек сильных страстей, он запечатлел в стихах все оттенки этого чувства и мысли о неумолимой судьбе, преследующей человека. Ведь любовь оказывалась одним из проявлений столь близкой Тютчеву стихии жизни. Любовная поэзия Тютчева - это целая повесть, в которой есть свои прологи и начала, взрывы и кульминации. Любовь в поэзии Тютчева - грозовая, губительная страсть. Через все его творчество проходит противопоставление тихого рассвета любви бурному разгару страстей. Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него. Движение лирической мысли очень четко передает движение человеческого сердца.

Любовь - самое большое потрясение в жизни человека. Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности. Поэт отстаивает право каждого на это чувство и показывает, насколько оно лично.

Любовь для поэта - и блаженство, и безнадёжность, и напряжение чувств, несущее человеку страдание и счастье двух сердец. С особым драматизмом тема любви раскрывается в стихах, посвящённых Е.А. Денисьевой. Тютчев стремится отказаться от узко субъективной точки зрения на любимую. Он хочет более понятно раскрыть мир чувств, её личность. Поэт сосредоточивает внимание на собственных переживаниях, но стремится проникнуть в духовный мир женщины. Он раскрывает его через описание внешних проявлений чувств, и, таким образом, романтическое излияние начинает вытесняться описанием: "Она сидела на полу и груду писем разбирала". В лирике вводится второй голос - голос женщины.

По своему психологическому складу любимая в "денисьевском цикле" напоминает тургеневских героинь. У того и другого любовь - "поединок роковой". Тютчев в своих раздумьях о женской доле, о женском характере близок Тургеневу. Она в "денисьевском цикле" похожа на героиню рассказа Тургенева "Три встречи". Обнаруживается текстуальные сближения стихов Тютчева с романами и повестями Тургенева, в изображении любовных страданий. Неполноценность героя выражена в горестной "самокритике".

Не раз ты слышала признанье:

Я, точно недостоин Вас

"Не стою я любви твоей…"

Не стою того, чтобы Вы для меня

Перед любовью твоею

Отторглись от Вашей сферы.

Мне больно вспомнить о себе…

Я расстаюсь с вами, вероятно навсегда,

Пойми ж и ты моё смиренье.

И оставить Вам о себе память хуже

Пред сердцем Любящим твоим.

Той, которую я заслуживаю,

Было бы слишком горько.

Вот для чего я пишу к Вам.

Я не хочу ни оправдываться,

Ни обвинять, кого бы то ни было,

Кроме самого себя…

Выдержки из письма Рудина свидетельствуют о сходстве морально-психологического состояния героев Тургенева и Тютчева. Сама история любви, рассказанная Тютчевым в "денисьевском цикле" в психологическом отношении напоминает историю любви тургеневских героинь. Однако в тютчевском герое больше решимости и страсти. Главное, что Тютчев увидел и высоко оценил в женщине, - это силу чувства. Его любимая предстала в стихах как подлинная героиня любви, совершившая подвиг. Тютчев утверждает за женщиной право на личное чувство, на любовь, на борьбу за неё. В любви за неё героиня раскрыла себя, лучшие качества своей личности, свои возможности. Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Поэтическому слову учат нас стихи. "Он не шутит с музой", - говорил про него Толстой, - учиться этому умению гармонически сочетать содержание и форму призывал Толстой молодых писателей, когда он сказал начинающему Горькому: "Надо учиться стихами у Пушкина, Тютчева, Шеншина".

С течением времени лирика Тютчева насыщается всё большей изобразительностью и конкретностью. Опыт русского реализма не прошёл для поэта бесследно. Завершитель русского романтизма, Тютчев выходит уже за его пределы. Его творчество становится предвестием художественного течения рубежа 19-20-ого веков символизма. Последние годы жизни в лирике Тютчева утверждалась мысль о том, что любовь, даже трагическая, - символ подлинного человеческого существования, без которого жизнь немыслима. В любовной лирике Тютчева прослеживается сложная жизнь сердца. По Тютчеву, только любовью можно спастись и «в старости глубокой», только в любви заключается смысл человеческого существования.

любовный лирика тютчев