Раскольников в романе преступление имя. Раскольников, родион романович. Бедная, но дружная семья Раскольниковых. Описание поступка Родиона

Родион Романович Раскольников.

Главный герой романа - Родион Раскольников. Романтик, гордая и сильная личность. Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-русого цвета, ростом выше среднего, тонок и строен. Но в одежде Раскольникова автор подчеркивает его бедность и нищету: его одежда превратилась практически в лохмотья, шляпа была вся изношенная, «вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону». Раскольников - бывший студент юридического факультета, который он оставил из-за бедности и и своей теории. Сознание героя мучают два вопроса: «позволено ли совершать малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?» и «Тварь ли я дрожащая или право имею». Чтобы разрушить их, Раскольников убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, которая стала случайным свидетелем первого, запланированного убийства. После убийства Раскольников переживает глубокое духовное потрясение. У героя появляется горячка, он близок к помешательству и суициду. Крах теории для Раскольникова означал крах всего, всех жизненных установок. Он теперь отдалён от общества, отныне он - раскольник.

Говорящая фамилия Раскольников произошла от слова «раскол». Раскольниками называют тех, кто отделился, отвергнул основное течение. Родион подобно раскольникам откинул нравственные законы и изобрел свою собственную нравственную теорию. Смысл теории заключается в том, что все люди делятся на “право имеющих”, кто может переступить некий морально-нравственный рубеж, и “тварей дрожащих”, которые должны подчиняться сильнейшему. Обыкновенные люди - лишь существа, предназначенные для воспроизводства себе подобных. “Необыкновенные” - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они не только могут, а обязаны уничтожать все и вся на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. К таким, по мнению Раскольникова, принадлежат и Магомет, и Ньютон, и Наполеон.

Возвращаясь к фамилии, следует добавить, что фамилия так же указывает на мучительное раздвоение его личности, раскол души героя на две половинки. Одна часть души его - бескорыстна и по-детски невинна (детская улыбка Раскольникова, детский плач его в первом сне) другая - холодна, самолюбива, переполнена эгоизмом.

Имя Раскольникова - Родион - греческого происхождения, имеет несколько версий происхождения: по одной, оно произошло от греческого имени Иродион, означающего “герой”, по второй, оно имеет в корне греческое слово, означающее “роза”, а по третьей -- так могли называть жителя острова Родос. Остров Родос славился великими полководцами, так здесь возникает мотив сильных людей, которые смогли переступить через кровь и страдания. Здесь у Достоевского воспроизводится известный афоризм Эзопа: «Здесь Родос, здесь и прыгай!». Эта басня рассказывает о неком путешественнике, прибывшим на остров и хвастающийся тем, что совершил грандиозный прыжок в длину. В ответ на его хвастовство местные жители предложили продемонстрировать свое умение. Так и Раскольников в романе. Его Родосом становится убийство старухи.

Отчество Раскольникова - Романович. Роман в переводе с латинского означает «римлян», происходит от греческого «крепость», «сила». В романе говорится, что Раскольников хотел силу в себе испытать и крепость духа, хотел «Наполеоном сделаться». Таким образом, в отчестве героя продолжает развиваться мотив «наполеонов», сильных мира сего.

Интересную интерпретацию имени, фамилии и отчества Раскольникова мы находим у С. Белова. Исследователь замечает, что имя Родион по своему звучанию ассоциируется со словом «родина». Раскольников «раскалывает» породившую его мать-землю, «раскалывает» родину Романовых (отчество - Романович). Таким образом, Достоевский выступает здесь предвестником грядущих исторических событий, когда во имя «великих идей» разрешена была «кровь по совести», а родина Романовых, Россия, оказалась расколота в буквальном смысле этого слова.

К чему пришел Раскольников в финале? Для него становится ясным, что его теория «мертворожденная» (как ее называл С. Белов) и что «невозможно строить личное счастье или даже общее благополучие на страданиях другого, хотя бы и ничтожного существа» (Гроссман). Убийство кого бы то ни было недозволенно.

Мармеладов Семен Захарович.

«Семья Мармеладовых -- фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного... общества, и, как „сладок" этот мир, рисуется уже горько-иронической фамилией, подобранной Достоевским», -- писал В.Я. Кирпотин.

Мармеладов - титульный советник, отец Сонечки. «Это был человек лет за 50, с отёкшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто безумие». Мармеладов лишился места в связи с сокращением, поэтому и начал пить. Историю жизни Мармеладова мы узнаём из его же уст. Свою слабость и свои пороки герой поднимал до вселенского масштаба, часто вел себя при этом излишне театрально «Жалеть, зачем меня жалеть! - вдруг завопил Мармеладов, вставая с протянутой вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов».

С фамилией Семена Захаровича нет прямых ассоциаций. Возможен такой расклад: «мармелад» - это сладость, мягкая, желеобразная. Очень (даже слишком) сладкий продукт, как и герой романа, его душа не пропитана желчью мира, но жизнь приторна. Основное качество мармелада «мягкий» соответствует чертам характера героя и его манере изъясняться.

По сути, если заглядывать глубже, фамилия еще больше подчеркивает бедственное положение семьи, их нищету, голод и болезни. Семья - порождение неправильно устроенного общества, а фамилия призвана подчеркнуть «сладость» жизни в таком обществе.

Мужское имя Семён является формой древнееврейского мужского имени Симеон, означающего “слышащий (Бога)”, “услышанный Богом в молитве”.

Герой мечтает о том, чтобы его пожалели, сочувственно выслушали, проявили уважение: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Однако такого отношения к себе он не встречает нигде. И это неудивительно - Достоевский показывает, что уважение в обществе растет пропорционально материальному благосостоянию человека. И соответственно, нищие люди считаются изгоями, чуть ли не прокаженными, которым нет места среди «нормальных». Осознает это и Мармеладов, с горечью говорящий: «В бедности, - говорит он Раскольникову, - вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было».

Соня Мармеладова.

Соня - дочь Семена Мармеладова, замученная попреками обезумевшей от нищеты матери, вынужденная пойти на панель, чтобы содержать пьяницу отца и его семью. Внешне худенькая и бледная девочка, с острыми неправильными чертами лица. Ее нельзя была назвать хорошенькой, но зато ее голубые глаза были такие ясные, что когда они оживлялись, выражение лица становилось добрым и простодушным, невольно привлекало к себе.

Все поступки героини удивляют своей искренностью и открытостью, она ничего не делает для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестер, Раскольникова. Жизненная позиция девушки отражает веру в добро, справедливость и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он не был.

Ее имя Достоевский выбрал не случайно. Имя София пришло к нам из греческого языка и означает «мудрость», «разумность». М.С. Альтман сделал особый вывод о внутреннем смысле ее имени: «И если имя София вообще, означает мудрость, то у Достоевского мудрость его Софии - смиренномудрие». В романе чаще употребляется как Соня, Сонечка, что подчеркивает ее детскость. Но Раскольников, в самом начале романа называя ее Софьей Семеновной, как бы призывает ее недетскую мудрость, хоть и, не понимая ее до конца.

Что же качается фамилии, то судить о ней следует на основе совокупного образа всей семьи Мармеладовых, их трагичной жизни.

Петр Петрович Лужин.

Неожиданно и зловеще его появление в романе. О его существовании известно еще в первой части, можно сказать, с самого начала. Но на первый план он выдвигается даже внезапно. И вот его описание. Испытываешь некоторое разочарование. Казалось бы, такое имя -- Петр Петрович - ко многому обязывает. Известно, что Лужин, попросту говоря, подлец, и кажется, что должен увидеть человека, по-видимому, незаурядной внешности, который делает подлости хладнокровно, спокойно. Прочитав портрет Лужина, удивляешься: думая, что мерзок, но не до такой же степени! Первая ассоциация, которая приходит в голову, -- медуза. Перед нами предстало такое же отвратительное существо. Вполне понятно отношение к нему автора. Чувствуется даже насмешка над ним. Например, сравнение бакенбарда с котлетами или слова, «даже волосы…, представляли… ничего смешного». Почему «даже»?! Сам Достоевский очень лаконично оценил его: красивая и солидная физиономия. Неприязнь к этому персонажу усиливается, когда читаешь его безобразный ультиматум Дунечке и Пульхерии Александровне. Ставит в тупик контраст между именем и фамилией Петра Петровича Лужина. «Камень» и Лужин! Не зная его имени, можно было бы объяснить его фамилию: ведь он один из самых «грязных» в романе персонажей. После приходит на ум толкование его имени, правда, здесь надо немного отойти от того смысла, который в него обычно вкладывают: не «камень», а «каменный», «окаменевший»; еще один синоним (но это уже конкретно для Лужина) - черствый.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин.

Это один из двойников Раскольникова, его самый близкий друг. Безусловно, персонаж положительный. Раскольников убил. Убил и остался один. Один? Случайно ли в моменты, когда Раскольникову неимоверно трудно - болезнь ли это, или момент невыносимого одиночества - рядом появляется Разумихин? А кто больше всех помог Дунечке и Пульхерии Александровне, когда они только приехали в Петербург, и на них обрушилась сразу масса уничтожающих фактов: болезнь Роди, известие о его разговоре с Лужиным. И неизвестно, как бы кончился для них тот день, если бы не было рядом того же Разумихина. Он как-то непроизвольно снимает возникшее напряжение, успокаивает накалившиеся страсти. Дмитрий по-гречески «принадлежащий Деметре - богине земледелия», или земле. Земля, фундамент, опора для Раскольникова.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» множество символических деталей. Символичны пейзажи, интерьеры, портреты, имена и фамилии персонажей.

Главный герой романа — Родион Романович Раскольников. Само имя — Родион — греческого происхождения, что означает «житель острова Родос». Этимологически к тому же корню восходят слова «руда», «рыжий», «роза». «Руда» — в старославянском языке означает «кровь». Так, уже в самом имени главного героя задается мотив крови, который затем реализуется в сюжете.

Однако здесь есть связь и с самой теорией героя. Остров Родос славился великими полководцами, там обучались Пом-пей, Цезарь, Тиберий. Так, здесь возникает мотив сильных мира сего, людей, которые смогли преступить через кровь и страдания. Раскольников не может стать Цезарем и Тиберием, поэтому он становится «обыкновенным» убийцей. Здесь у Достоевского воспроизводится известный афоризм Эзопа: «Здесь Родос, здесь и прыгай!». Эта басня рассказывала о некоем путешественнике, прибывшем на Родос и хваставшем тем, что некогда он совершил грандиозный прыжок в длину. В ответ на его хвастовство местные жители предложили ему «продемонстрировать свое умение». Так и Раскольников в романе Достоевского. Его Родосом становится убийство старухи-процентщицы.

Отчество Раскольникова — Романович. Роман — в переводе с латинского означает «римлянин», происходит от греческого слова «крепость», «сила». Обращаясь к содержанию романа, вспомним, что Раскольников хотел силу в себе испытать, крепость духа, хотел «Наполеоном сделаться». Таким образом, в отчестве героя продолжает развиваться мотив «наполеонов», сильных мира сего.

Наконец, сама фамилия — Раскольников — указывает на мучительное раздвоение его личности, раскол души героя на две половинки. Одна часть души его — бескорыстна, сострадательна и по-детски невинна (детская улыбка Раскольникова, детский плач его в первом сне), другая — холодна, эгоистична, самолюбива, переполнена гордыней и индивидуализмом.

Раскольников бескорыстно помогает Мармеладовым, товарищу по учебе. Обожженный, он спасает из огня детей. Благороден он и по отношению к Дуне, не принимая ее жертвы в виде брака с «прекрасным человеком» Лужиным. И вместе с тем жизнь человеческая для Раскольникова ничего не стоит: проверяя свою теорию, вместе со «злой и вредной старушонкой» он убивает ни в чем не повинную Лизавету.

Интересную интерпретацию имени, отчества и фамилии Раскольникова мы также находим у С. В. Белова. Исследователь замечает, что имя Родион по своему звучанию ассоциируется со словом «родина». «Раскольников „раскалывает" породившую его мать-землю, „раскалывает" родину» Романовых (отчество героя — Романович).

Таким образом, Достоевский выступает здесь как бы гениальным предвестником грядущих исторических событий, когда во имя «великих» идей разрешена была «кровь по совести», а родина Романовых, Россия, оказалась «расколотой» в буквальном смысле этого слова.

Побочная сюжетная линия романа — линия Мармеладовых. Эта фамилия, напоминающая о сладостях и ассоциирующаяся с довольством, комфортом, чем-то приятным, призвана оттенить бедственное положение героев. Жизнь этого несчастного семейства совершенно противоположна этим ассоциациям. Постоянная нужда, нищета, голод, болезнь Катерины Ивановны, пьянство Мармеладова, Соня, вынужденная получить «желтый билет», — беды и несчастья сопровождают героев на протяжении всего повествования. «Семья Мармеладовых — фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного... общества, и, как „сладок" этот мир, рисуется уже горько-иронической фамилией, подобранной Достоевским», — писал В. Я. Кирпотин.

Многозначительно в романе и имя Лизаветы, ставшей невинной жертвой Раскольникова. Имя Елизавета древнееврейского происхождения, означает «Божья клятва», «Обет Богу». Лизавета изображена в романе наподобие юродивой. Это «высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть ли не идиотка, ... бывшая в полном рабстве у сестры своей». В лице Лизаветы есть что-то детское, защищаясь от нападения Раскольникова, она по-детски закрывается рукой.

Юродивые всегда считались на Руси людьми, близкими к Богу. .Убив Алену Ивановну, а заодно и Лизавету, оказавшуюся в квартире случайно. Раскольников, по Достоевскому, убивает обет Богу, почтение к нему. И после этого жизнь как будто уходит из него. А затем в финале романа его воскрешает любовь к Соне, той самой Соне, которая читала ему Лизаветино Евангелие и которая сама казалась похожей на нее.

Ситуация здесь в высшей степени символична: в духовном воскресении героя, возвращении его к жизни незримо участвует та, которую он этой жизни лишил. И в этом Достоевский видит высший смысл и высшую мудрость, заложенную в христианстве.

Таким образом, имена и фамилии героев в романе Достоевского глубоко знаменательны, связаны с идейным смыслом произведения, с символикой, с развитием сюжета.

Ф. М. Достоевский - великий человек и писатель, имя которого знает абсолютно каждый человек ещё со школьной скамьи. Одним из самых известных его романов является «Преступление и наказание». Достоевский написал историю о студенте, который совершил убийство, после чего его постигло ужасное наказание, но не в юридическом плане, а в моральном. Раскольников изводил сам себя, однако от совершенного страдал не только он сам. Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» также мучилась от поступка главного героя.

Смысл названия романа

«Преступление и наказание» - великий роман, который покорил миллионы читателей и любителей классики. Стоит сказать, что в названии кроется глубокий смысл и содержание произведения.

Немаловажно, что с самого начала Достоевский хотел дать своему роману другое имя, а «Преступление и наказание» он придумал, когда написание произведения было на стадии завершения. Нужно сказать, что роман уже нельзя представить с другим названием, потому что именно нынешнее отражает всю суть задумки великого классика.

Сначала преступление, а потом - наказание. Достоевский хотел подчеркнуть, что иногда для человека не так страшно как кара моральная. Раскольников ощутил всю ее полноту и понял, как страшно «наказывать» самого себя.

Стоит сказать, что не только Родион почувствовал, как тяжело переживать моральную кару. Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» также ощутила, насколько сильно можно мучиться от поступков, которые совершают любимые и родные люди.

Родион Раскольников

Ф. М. Достоевский решил познакомить читателя с главным героем своего романа ещё с первых его страниц. Автор описывал внешность Раскольникова: «он был стройным, красивым, рост его был выше среднего, а глаза его были большими и прекрасными». Главный герой романа вырос в семье бедного мещанина.

Писатель отмечает, что Раскольников всегда был плохо одет, и любой другой человек предпочёл бы в таких «лохмотьях» и вовсе не выходить на улицу. Отец главного героя умер, и его семья оказалась в очень трудном положении. Сестра Раскольникова была вынуждена устроиться гувернанткой, чтобы спасти нелёгкое материальное положение, а Родиону пришлось жить на деньги, присылаемые матерью. Однако средств всё равно не хватало, и молодой человек стал давать частные уроки. Такое тяжёлое вынудило Родиона оставить учёбу в университете.

История семьи Раскольниковых сыграла в жизни Родиона огромную роль. Стоит сказать, что бедность стала причиной множества несчастий, которые произошли в жизни главного героя. Однако, несмотря ни на что, Родион очень любил свою семью и был готов отдать за неё жизнь.

Мать Раскольникова

Пульхерия Александровна - мать Родиона, которая любила своего сына всем сердцем. Она представляет собой простую русскую женщину, которая была не только хорошим и а и ласковой, и любящей своих детей матерью. Автор показывает читателю, что Пульхерия хорошо выглядела, несмотря на свой возраст, а также некрасивую и неопрятную одежду.

Мать главного героя была уступчивой и всегда могла согласиться на многое. Однако, несмотря на это, она была честным человеком и именно эта черта не давала ей переступить через себя.

Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» предстала перед читателем бедной, но честной. Члены ее были готовы на всё друг ради друга.

Сестра Родиона

Дуня - любимая сестра Раскольникова. Стоит сказать, что между нею и братом уже давно установились тёплые которые смело можно назвать дружескими. Дуня очень любила Родиона и свою мать, из-за чего решилась на замужество с Лужиным, для того чтобы спасти родных людей от нищеты. Она хотела, чтобы Раскольников продолжил учиться в университете, а также работал с её будущим мужем.

Однако Родион отговорил свою сестру от брака с Лужиным, потому что тот был жадным и неблагородным господином. Вскоре Дуня вышла замуж за Разумихина - лучшего друга Раскольникова, который стал частью их небольшой семьи.

Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» является очень дружной. Несмотря на все невзгоды и препятствия, которые встречаются на пути у каждого ее члена, они остаются вместе и пытаются друг другу помогать.

Отец Родиона Раскольникова

Стоит сказать, что Достоевский решил не говорить много об отце Родиона. Известно только то, что глава семьи скончался. После его смерти Пульхерия и её маленькие дети были вынуждены зарабатывать себе на жизнь, а это давалось им совсем непросто.

Связь Раскольникова с семьёй. Поступок Дуни

Нужно повторить, что очень дружной и любящей была семья Раскольниковых. Характеристика героев даёт понять, что каждый из них был готов друг ради друга на все. Мать любила своих детей, а они любили её.

Трепетное отношение Раскольниковых друг к другу видно ещё в самом начале романа. Когда они остались в полной нищете после смерти отца, мать, Дуня и сам Родион изо всех сил пытались раздобыть деньги, для того чтобы хоть немного обеспечить семью. Сестра главного героя пошла на большие жертвы, решившись на замужество с Лужиным. Дуня хотела вступить с ним в брак в первую очередь для того, чтобы избавить свою семью от нищеты. Этот поступок говорит о том, что Раскольников был близок своей матери и сестре настолько, что они были готовы пойти на большие жертвы.

Бедная, но дружная семья Раскольниковых. Описание поступка Родиона

Несмотря на то что Родион был преступником, Достоевский не лишил его близких и любимых людей. Подтверждением этому является семья Раскольниковых. Характеристика членов этой семьи показывает читателю, что, несмотря на препятствия и невзгоды, они всё равно оставались друг другу самыми близкими и родными людьми.

Связь Родиона с его семьёй подтверждает ситуация, когда Родион узнал о предстоящем замужестве Дуни и Лужина. Сестра Раскольникова хотела выйти замуж за этого господина ради достатка своей семьи, однако Родион выразил свой протест и недовольство по этому поводу. Раскольников запретил своей любимой сестре заключать брак с жадным и не благородным Лужиным, потому что не хотел видеть, как его сестра будет мучиться и страдать. Этот поступок говорит о том, что семья и честь каждого её члена - главное.

Роль семьи в жизни Родиона

Стоит сказать, что Достоевский не зря уделял столько внимания семьям Раскольниковых и Мармеладовых. Писатель хотел показать, что значат в жизни каждого человека. Примером в повествовании становится семья Раскольниковых. Описание поступков и характеров каждого героя даёт читателю возможность понять, какую роль близкие люди играют в жизни друг друга. Нужно сказать, что отчасти семья Раскольникова стала причастной к совершению преступления Родионом, ведь мать и Дуня возлагали на главного героя все свои надежды. Именно поэтому он чувствовал за собой долг перед родными, а также большую ответственность за жизни матушки и сестры.

Роль семьи Родиона в «Преступлении и наказании»

На протяжении всего романа читатель испытывает не неприязнь, а жалость к главному герою произведения «Преступление и наказание». Семья Раскольникова находилась в трудном положении. Дуне, Пульхерии и Родиону постоянно приходилось переживать различные потрясения и сложные ситуации.

Судьба семьи Раскольниковых нелегка, а потому заставляет каждого читателя испытывать жалость и сочувствие. На протяжении всей жизни этим людям приходилось бороться за себя и своих близких, проходить сложные испытания, но в то же время беречь свою честь и жить справедливо. Роль семьи Раскольникова в романе заключается в том, чтобы с ее помощью автор смог обратить внимание читателя на то, как взаимоотношения с близкими могут влиять на Хорошая семья, в которой царит взаимопонимание и любовь, может дать покой и истинное счастье.

С гордым романтиком Родионом Раскольниковым, возомнившим себя «вершителем судеб», школьники знакомятся в 10 классе. История убийства старухи-процентщицы, случившаяся в Петербурге в середине 60-ых годов XIX века, никого не оставляет равнодушным. подарил мировой литературе самого яркого представителя личности, в которой «дьявол борется с Богом».

История создания

Свое самое знаменитое произведение, которое уважают в каждом уголке мира, Федор Михайлович задумал на каторге, куда угодил за участие в кружке Петрашевского. В 1859 году автор нетленного романа писал брату из тверской ссылки:

«В декабре я начну роман. (…) я говорил тебе про одну исповедь-роман, который хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения».

Каторжный опыт в корне изменил убеждения писателя. Здесь он встретился с личностями, которые покорили Достоевского силой духа, – этот духовный опыт и должен был лечь в основу нового романа. Однако его рождение отложилось на шесть лет, и только столкнувшись с полным безденежьем, «родитель» взялся за перо.

Образ ключевого персонажа подсказала сама жизнь. В начале 1865 года газеты пестрили ужасающей новостью о том, что молодой москвич по имени Герасим Чистов убил топором прачку и кухарку, служивших у одной мещанки. Из сундуков женщин пропали золотые и серебряные вещи, а также все деньги.

Список прототипов дополнил французский убийца. У Пьера-Франсуа Ласенера Достоевский позаимствовал «высокие идеалы», лежащие в основе преступлений. Мужчина ничего предосудительного в своих убийствах не видел, мало того, оправдывал их, называя себя «жертвой общества».


А главный стержень романа появился после выхода книги «Жизнь Юлия Цезаря», в которой император высказывает мысль о том, что сильные мира сего, в отличии от «серой массы обычных людей», наделены правом попирать нравственные ценности и даже убивать, если считают это нужным. Вот откуда взялась теория Раскольникова о «сверхчеловеке».

Сначала «Преступление и наказание» задумывалось в форме исповеди главного героя, не превышавшей по объему пять-шесть печатных листов. Готовый первоначальный вариант автор нещадно сжег и принялся работать над расширенной версией, первая глава которой появилась в январе 1866 года в журнале «Русский вестник». Спустя 12 месяцев Достоевский поставил точку в очередном произведении, состоящем из шести частей и эпилога.

Биография и сюжет

Жизнь Раскольникова незавидна, как и у всех молодых людей из бедных семей XIX века. Родион Романович учился на юриста в Санкт-Петербургском университете, однако из-за крайней нужды пришлось бросить учебу. Молодой человек жил в тесной чердачной каморке в районе Сенной площади. Однажды он заложил старухе-процентщице Алене Ивановне последнюю ценную вещь – отцовские серебряные часы, и в тот же вечер в кабаке познакомился со спившимся безработным, бывшим титулярным советником Мармеладовым. Тот рассказал о страшной трагедии семьи: от безденежья жена отправила дочь Соню на панель.


На следующий день Раскольникову пришло письмо от матери, в котором были изложены беды уже его семьи. Чтобы свести концы с концами, сестру Дуню собираются выдать замуж за расчетливого и уже немолодого надворного советника Лужина. Другими словами – девушку продадут, а на вырученные деньги у Родиона появится возможность продолжить учебу в университете.

Цель убить и обокрасть процентщицу, родившаяся еще до знакомства с Мармеладовым и вестей из дома, укрепилась. В душе Родион переживает борьбу между отвращением к кровавому поступку и высокой идеей о спасении ни в чем не повинных девушек, которые по воле судьбы играют роли жертв.


Раскольников все же убил старуху, а заодно ее кроткую младшую сестру Лизавету, пришедшую не вовремя в квартиру. Награбленное добро юноша спрятал в дыру под обоями, даже не выясняя, насколько теперь богат. Позже предусмотрительно перепрятал деньги и вещи в одном из питерских дворов.

После убийства Раскольникова настигают глубокие духовные переживания. Молодой человек собирался утопиться, но передумал. Он чувствует непреодолимую пропасть между собой и людьми, впадает в горячку и даже почти сознается в убийстве письмоводителю полицейского участка.


Измучившись от страха и одновременно с этим от жажды разоблачения, Родион Раскольников признался в убийстве . Сердобольной девушке не удалось уговорить молодого человека прийти в полицию с повинной, ведь тот намеревался «еще побороться». Но вскоре не выдержал, расплатившись за двойное убийство каторгой в Сибири. Соня отправилась вслед за Раскольниковым, поселившись рядом с местом его заключения.

Образ и основная мысль

Достоевский дает точное описание внешности Раскольникова: это красивый юноша с тонкими чертами лица и темными глазами, ростом выше среднего, стройный. Впечатление портит беднота одежды и злобное презрение, которое то и дело мелькает на лице героя.


Психологический портрет Родиона Романовича меняется на протяжении повествования. Сначала предстает гордая личность, но с крахом теории о «сверхчеловеке» гордыня усмиряется. В глубине души это добрый и чуткий человек, он преданно любит мать и сестру, однажды спас детей из пожара, а последние деньги отдал на похороны Мармеладова. Мысль о насилии ему чужда и даже противна.

Герой мучительно раздумывает на тему наполеоновской идеи о том, что человечество делится на две части – обычные люди и вершители судеб. Раскольникова беспокоят два вопроса – «тварь я дрожащая или право имею?» и «можно ли совершить малое зло ради большого добра?», ставшие мотивами его преступления.


Однако «идейный убийца» вскоре понимает, что преступить нравственные законы без последствий невозможно, придется пройти путь духовных страданий и прийти к раскаянию. Раскольникова можно смело назвать маргиналом, который не сумел защитить собственные убеждения. Его учение и бунт потерпели фиаско, нарисованная теория не выдержала испытаний реальностью. К концу романа характеристика главного персонажа меняется: Родион признает, что оказался «тварью дрожащей», обычным человеком со слабостями и пороками, и ему открывается истина – к полноте жизни, к любви, к Богу ведет лишь смирение сердца.

Экранизации

Главные герои романа «Преступление и наказание» появились во множестве фильмов российского и зарубежного кинематографа. Дебютировало произведение на родине в 1910 году, но современные любители творчества Достоевского потеряли возможность посмотреть труд режиссера Василия Гончарова – картина утрачена. Спустя три года Раскольников вновь «позвал» зрителей в кинотеатры, представ в лице артиста Павла Орленева.


Но это были незначительные ленты. Открыл летопись славных киноработ, поставленных по мотивам нетленного романа, фильм Пьера Шеналя с Пьером Бланшаром в главной роли. Французам удалось убедительно передать образ Раскольникова и трагизм русского произведения, актера даже наградили Кубком Вольпи. Еще в двух зарубежных картинах «Преступление и наказание» снимались словак Петер Лорре и француз .


Советский кинематограф прославился двухсерийным фильмом Льва Кулиджанова: на преступление пошел , который на съемочной площадке трудился вместе с (Порфирий Петрович), Татьяной Бедовой (Сонечка Мармеладова), (Лужин), (Мармеладов) и другими известными актерами. Тараторкину эта роль подарила популярность – до нее молодой актер скромно трудился в Ленинградском ТЮЗе и успел сняться в кино только однажды. Картина из всей россыпи постановок на тему произведения Федора Михайловича признана самой удачной.


Начало 2000-ых годов ознаменовалось бумом на создание фильмов по мотивам классических произведений. Режиссеры не прошли и мимо Достоевского. «Преступление и наказание» в восьми сериях экранизировал Дмитрий Светозаров. В картине 2007 года роль Родиона Раскольникова досталась , Соню Мармеладову сыграла , а Порфирия Петровича – . Киноработу с холодом приняли критики, назвав ее неоднозначной. В частности, смущала песня, сопровождающая титры:

«Кто много посмеет, тот и прав, тот над ними и властелин».
  • Журнал «Русский вестник» обязан роману Достоевского подъемом популярности. После опубликования «Преступления и наказания» издание приобрело 500 новых подписчиков – число внушительное по тем временам.
  • По первоначальной задумке автора роман ждал другой финал. Раскольников должен был покончить жизнь самоубийством, но Федор Михайлович решил, что такой исход уж слишком прост.

  • В Санкт-Петербурге по адресу ул. Гражданская, 19 – Столярный пер., 5 расположен дом, который называют домом Раскольникова. Считается, что в нем и жил главный герой романа. На чердак, как и написано в книге, ведут ровно 13 ступенек. Достоевский детально описывает и двор, где спрятал награбленное его персонаж. По мемуарным признаниям писателя, двор тоже реальный – Федор Михайлович обратил внимание на это место, когда на прогулке справлял там нужду.

  • Георгия Тараторкина утвердили на роль по фотографии. Актер лежал с тяжелой болезнью в больнице, диагноз ставили неутешительный – по прогнозам врачей пришлось бы ампутировать ноги. На фото Тараторкин впечатлил режиссера болезненным осунувшимся лицом, таким и представлялся ему Раскольников. Когда молодой актер получил радостную весть об утверждении его кандидатуры, тут же встал на ноги. Так роль спасла мужчине конечности.
  • В фильме Кулиджанова эпизод уничтожения улик Раскольниковым после убийства сопровождается приглушенным ритмичным стуком. Этот звук – записанное на магнитофон биение сердца Георгия Тараторкина.

Цитаты

«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово... Первый разряд всегда - господин настоящего, второй разряд - господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели».
«Ко всему-то подлец-человек привыкает!»
«Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано».
«Станьте солнцем, вас все и увидят».
«Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести».
«При неудаче все кажется глупо!»
«Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?»
«Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости. Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся».

Отличительными чертами великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского являются глубина, проникновенность, нравственная сила, недаром именно от него пошло философское течение «почвенничество». Социально-философский роман «Преступление и наказание» – популярный и известный не только в России, но и в мире шедевр Достоевского.

Роман представляет собой яркое и правдивое отражение жизни российского общества середины девятнадцатого века – нищета, алкоголизм, девушки бедных семейств, вынужденные жить по жёлтому билету (Соня

Мармеладова), беспредел ростовщиков (старуха-процентщица Алёна Ивановна). Роман открывает читателю все уголки и закоулки тогдашней жизни, порой жестокие и мрачные. Следуя за Родионом Романовичем Раскольниковым, мы видим десятки человеческих судеб, все стороны российской действительности, разных людей – «тварей дрожащих» и «власть имеющих».

Имена и фамилии главных героев романа являются «говорящими» – с первого прочтения у читателя легко складывается определённое мнение о личности, характере этих персонажей.

Главным героем социально-философского романа «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича

Достоевского является Родион Раскольников, бывший студент, живущий в глубокой нищете. Родион умён, добр. Он наблюдает за окружающим его обществом, видит страдания людей, размышляет об общественном устройстве. Будучи окружённым бедностью и людским горем, Раскольников создаёт бесчеловечную теорию.

Говорящая фамилия Раскольников произошла от слова «раскол», раскольниками называют тех, кто отделился, отвергнул основное течение. Родион подобно раскольникам отринул нравственные законы, изобрёл свою собственную нравственную теорию, которая противоречила жизни. Он был отколот от всех групп и слоёв, от всех течений и законов. Его последующее раскаяние, понимание всей тяжести преступления раскололо его душу, привнесло противоречие разума и души, теории и жизни.

Крах теории для Родиона означал крах всего, все жизненных установок. Он теперь отделён от общества, отныне он – раскольник. Если бы не Соня Мармаледова, Раскольников не смог бы жить дальше. Соня – дочь Мармеладова, чистая девушка, робкая, о чем говорит её фамилия, но верующая, духовно богатая, даже долгое время работая по желтому билету (занимаясь проституцией), она не потеряла чистоты души. Соня показала Родиону свою «правду» – добро, веру в людей и Бога, искренность. Имя Софья выбрано Достоевским не случайно. Святая София – мать святых Веры, Надежды, Любви – мучениц, воспитанных своей матушкой в духе христианских ценностей и претерпевших страшные страдания от римских властей. Так и Соня Мармеладова «воспитала» Раскольникова, показала ему праведную жизнь по христианским заветам, ценность и благостность веры в Бога. Она, как и стародавние мученицы, борцы за веру, не помутнела душой, даже занимаясь неблагочестивым занятием, ради выживания.

Андрей Семёнович Лебезятников – молодой человек, полный идей и теорий. Умом он не отличается, поэтому все его социальные и философские размышления робки и зачастую глупы. При этом Андрей Семёнович хочет показать себя умным человеком и преклоняется перед новыми, необычными социальными теориями, такими например как построение коммун. Здесь просматривается аналогия фамилии Лебезятникова со словом «лебезить» – заискивать.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин – друг Раскольникова, так же как и он, бывший студент. Без труда можно заметить аналогию его фамилии со словом «разум». Разумихин искренне заботиться о своём друге Родионе, даёт ему мудрые советы. Дмитрий Прокофьевич личность сильная, рациональная.

Заметов Александр Григорьевич – письмоводитель, сотрудник полицейской конторы. Можно проследить аналогию его фамилии со словами «заметка», «замечать». Он был человеком проницательным и подозревал Раскольникова в убийстве, пытался его дразнить, но при этом не открывал всех карт.