Происхождение фамилии обломов. Роман И.А.Гончарова «Обломов»: система имен собственных Что означает фамилия обломов

Фамилия Обломов вызывает ассоциации со словом облом , которое в языке литературном означает действие по глаголу обломать (1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-л.; отломать кругом, по краю. 2. перен. Прост . Заставить кого-л. Вести себя определенным образом, подчинив себе его волю, сломив упрямство. и т. п. // С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-л.; уломать.) [Словарь русского языка в 4-х тт. Т. П - М., 1986. С.542-543 ], а в современном жаргоне - "неудачу, крушение планов"; "тяжелое душевное состояние, депрессию; отрицательные эмоции, переживания"; "апатию, нежелание делать что-л." [Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона. - СПб., 2001. С.389-390 ]. Кроме того, важную роль играет и переносное значение слова обломок : "остаток чего-л. прежде существовавшего, исчезнувшего" (ср. в "Моей родословной" А.С. Пушкина: "Родов дряхлеющих обломок "…; у Ф.И. Тютчева в стихотворении 1835 года "Как птичка, с раннею зарей…": "Обломки старых поколений, / Вы, пережившие свой век! / Как ваших жалоб, ваших пеней / Неправый праведен упрек!.. / Как грустно полусонной тенью, / С изнеможением в кости, Навстречу солнцу и движенью / За новым племенем брести!.."; у Е. А Баратынского - "Предрассудок! он обломок Давней правды. Храм упал; / А руин его потомок / языка не разгадал./ Гонит в нем наш век надменный, / Не узнав его лица, / Нашей правды современной / Дряхлолетнего отца…"(1841)). Кроме того, фамилию Обломова можно связать с народнопоэтической метафорой "сон-обломон ", который зачаровывает человека, как бы придавливает его могильным камнем, обрекая на медленное, постепенное умирание [Орнатская Т.И. "Обломок" ли Илья Ильич Обломов? (К истории интерпретации фамилии героя) / Русская литература. 1991. №4. С.229-230 ]. Возможно и сближение фамилии с устаревшим прилагательным облый "круглый". "В этом случае фамилия героя интерпретируется как контаминированное, гибридное образование, совмещающее семантику слов облый и ломать : круг, символизирующий отсутствие развития, статичность, неизменность порядка, представляется разорванным, частично "сломанным"" [Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М., 2003. С.200 ].
Имя Илья Ильич - редкое для литературного героя, отнюдь не "романтическое" имя. Одно из значений этого древнееврейского по происхождению именования - "божья помощь". Отчество повторяет имя, гончаровский герой не только Илья, но и сын Ильи, "Илья в квадрате" - достойный продолжатель родовых традиций. По замечанию одного из исследователей, "имя <…> самозамкнуто, ибо бездеятельный и бесплодный способ существования предков О<бломова> находит в нем конечное завершение" [Галкин А.Б. Обломов / Энциклопедия литературных героев. - М., 1997. С.289 ]. Имя и отчество отражают сквозной для романа образ времени: "Настоящее и прошлое слились и перемешались".
Имя гончаровского героя невольно напоминает читателю о былинном богатыре Илье Муромце . На это обратил внимание еще Ю. Айхенвальд: "Илья Муромец, который есть в Илье Ильиче, описан больше в том периоде, когда он сиднем сидит, чем когда он совершает подвиги духа" [Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Вып. 1. - М., 1906. С. 147 ]. Именно "об удали Ильи Муромца" рассказывает маленькому Илюше Обломову няня, влагая "в детскую память и воображение Илиаду русской жизни". Думается, что созвучие имен собственных Илья-Илиада столь же неслучайно, ибо помогает провести параллель между описанной Гончаровым историей "борьбы человека с самим собой" и гомеровским повествованием о многолетней войне древних.
"Это был человек лет тридцати двух-трех от роду", - говорится об Илье Ильиче Обломове в самом начале романа. Вспомним, что это символическое число, возраст Христа - время, когда человек находится на пике своих физических и духовных возможностей. Именно "тридцать лет и три года" сидел сиднем Илья Муромец, после чего "калики перехожие" исцеляют его, наделяя физической силой, и благословляют на странствия и подвиги. Подобно былинным "каликам перехожим-переброжим" являются к Обломову разнообразные посетители, а затем "вечный путешественник" Андрей Штольц заставляет лежащего, "точно ком теста", Илью Ильича подняться с дивана и везет "ко двору" - не великого князя Владимира, а Ольги Ильинской - где влюбленному герою и приходится "совершать подвиги" в честь дамы сердца: не лежать после обеда, ездить в театр, читать и пересказывать книги.
Место жительства героя первоначально - Гороховая улица , одна из центральных в Петербурге, на которой жили люди "средних классов". Ее первые два квартала принадлежали к аристократической Адмиралтейской части города, застроенной особняками знати. По мере удаления от центра облик Гороховой меняется: стоящие на ней здания по-прежнему "отличаются громадностью, но великолепие и изящество в строениях замечается реже" [Гейро Л.С. Примечания // И.А. Гончаров. Обломов. "Литературные памятники".- Л., 1987. С.650 ]. Название Гороховая вызывает неожиданную ассоциацию с фразеологизмом "при царе Горохе", связанным с русской народной сказкой, текст которой удивительно напоминает описание Обломовки: "В то давнее время, когда мир Божий был наполнен лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох" [Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. Т.1. - М.-Л., 1936 ]. Выражение "при царе Горохе" упоминается Гончаровым и в романе "Обыкновенная история": Адуев-младший и в столице мечтает жить по тем же законам, что и в провинции, руководствуется представлениями архаическими, мыслит, как "при царе Горохе". (Ср. обращенные к Илье Ильичу Обломову слова Штольца: "Ты рассуждаешь, как древний".). Позже он переселяется на выборгскую. Выборгская сторона (глухая окраина, мещанский район, почти провинция. Близкий знакомый Гончарова А.Ф. Кони определенно говорил о "длинной Симбирской улице <ныне - ул. Комсомола>, совершенно провинциального типа, очень хорошо описанной Гончаровым в "Обломове"") [Гейро Л.С. Примечания // И.А. Гончаров. Обломов. "Литературные памятники". - Л., 1987. С.679 ].
Попробуем вспомнить, каким образом впервые появляются перед читателем те литературные герои, которых Добролюбов включал в "обломовское семейство": Онегин - "летя в пыли на почтовых"; Печорин - "Раз осенью пришел транспорт с провиантом: в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости"; Рудин - "Раздался стук экипажа. Небольшой тарантас въехал на двор". Очевидно, что эти авторские ремарки задают идею движения, перемещения в пространстве, динамики и развития во времени. Тогда как об Обломове в первых же строках романа сообщается, что он "лежал утром на постели". Покой и неподвижность - так определено кредо гончаровского героя. И в самом деле, Илья Ильич опасается всяческих перемен и перемещений: в панику повергает его даже предстоящий переезд из дома на Гороховой улице, а уж о возможности путешествий отзывается Обломов исключительно в саркастическом тоне ("Кто же ездит в Америку и Египет! Англичане: так уж те так господом богом устроены; да и негде им жить-то у себя. А у нас кто поедет? Разве отчаянный какой-нибудь, кому жизнь нипочем").

Интегрированный урок русского языка и литературы.

Имена собственные играют важную роль в структуре текста и образной системе романа Гончарова "Обломов". Они не только определяют существенные особенности характеров героев, но и отражают основные сюжетные линии произведения, их значимость является одной из особенностей стиля писателя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспрессивные возможности и роль имен собственных

в тексте художественного произведения (И.А. Гончаров «Обломов»)

Цели занятия:

1.показать экспрессивные возможности имен собственных в тексте; их роль в создании образов героев литературного произведения, развитии его основных тем;

2.способствовать развитию навыков исследовательской работы с текстом художественного произведения, толковым словарем;

3. совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

Ход урока:

Работу на уроке начинаем с синтаксической разминки:

«Его многие называли Иваном Иванычем, другие – Иваном Васильичем, третьи – Иваном Михайлычем. Фамилию его называли тоже различно: одни говорили, что он Иванов, другие звали Васильевым или Андреевым, третьи думали, что он Алексеев… Весь этот Алексеев, Васильев, Андреев, или как хотите, есть какой-то неполный, безликий намек на людскую массу, глухое отзвучие, неясный ее отблеск».

Сколько простых предложений в составе 1-го предложения? Чем выражены главные члены предложения? Что общего в структуре 2 и 3 части?

Составить схему предложения.

Сколько рядов однородных членов в 3-ем предложении?

И.А. Гончаров принадлежит к тем писателям, для которых принципиально важен выбор имени героя. Оно часто является одним из ключевых слов текста и обычно сосредоточивает в себе символические смыслы. В прозе Гончарова имена собственные выступают как важное средство характеристики героев, организуют художественный текст на разных его уровнях, служат ключом к подтексту произведения. Эти особенности стиля писателя можно проследить на примере романа «Обломов», который содержит ряд загадок, связанных с именем персонажей.

В романе противопоставляются две группы имен собственных:

1) широко распространенные имена и фамилии со стертой внутренней формой, представляющие собой, по определению самого автора, только «глухое отзвучие» (обращаемся к I тексту);

2) «значащие» имена и фамилии, мотивированность которых обнаруживается в тексте. Наиболее прозрачны «говорящие» фамилии чиновников.

О чем же они говорят?

Затертый → глагол «затереть» в значении «замять дело».

Вытягушин → глагол «вытягивать» в значении «обирать».

Махов → соотносится с фразеологизмом «махнуть на все рукой».

Таким образом, эти фамилии чиновников непосредственно характеризуют их деятельность.

В эту же группу входит фамилия Тарантьев.

Найти в «Толковом словаре» Даля однокоренные слова.

(Тарантить – говорить бойко, резко, скоро, торопливо, тараторить).

Таранта (обл.) – бойкий и резкий говорун.

«Движения его были смелы и размашисты; говорил он громко, бойко и всегда сердито; если слушать в некотором отдалении, точно будто три пустые телеги едут по мосту».

Имя Тарантьева – Михей – обнаруживает литературные связи и отсылает к одному из героев «Мертвых душ» Гоголя.

К кому именно, кто носит это же имя? (Собакевичу)

Прослеживается связь и с фольклорным персонажем, которого очень напоминал тот же Собакевич. (Медведь).

В романе «Обломов» имена собственные объединяются в довольно стройную систему: периферию ее составляют «говорящие» имена, которые даны, как правило, второстепенным персонажам, в центре же имена главных героев. Для этих имен характерна множественность смыслов.

Фамилия главного героя романа, вынесенная в заглавие, неоднократно привлекала внимание исследователей.

Попробуем и мы провести небольшое исследование, с какими словами соотносится фамилия Обломов и как раскрывается ее смысл.

(Учащиеся самостоятельно называют некоторые слова: обломок, облом, обломать; список слов дополняется с помощью словаря В. Даля).

Обломов

Обломок

человек-обломок, неполный, недовоплощенный человек

Примечание учителя:

Есть еще одна интерпретация связи Обломов-обломок. В.Мельник связывает фамилию героя со стихотворением Е.Баратынского «Предрассудок! Он обломок давней правды…».

облом

все, что не цело, что обломано

обломать

заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив его волю

Облый и ломать

облый-круглый; объединив значения этих слов, получаем: круг, символизирующий замкнутость, отсутствие развития, статичности, оказывается разорванным (сломанным).

Сон-обломон

Народно - поэтическая метафора: с одной стороны, с образом сна ассоциируется мир русских сказок с присущей ему поэзией; с другой стороны, это «Отломный сон», гибельный для героя.

Если других вариантов учащиеся больше не предлагают, то работа продолжается с помощью учителя. Задача учеников – уточнить значение слов и выражений.

Подтвердит ли Гончаров наши наблюдения?

Обратимся к тексту романа.

«…(он) радовался, что лежит он, беззаботен, как новорожденный младенец …;

…Я дряблый, ветхий, изношенный кафтан…;

Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему;

С первой минуты, когда я сознал себя, я почувствовал, что уже гасну… Он … заснул крепким, как камень, сном».

Найти в предложениях слова и выражения, соответствующие нашим наблюдениям.

Таким образом, в тексте регулярно подчеркивается раннее «погасание» сил духа и отсутствие целостности в характере героя.

Множественность мотивации фамилии Обломов связана, как видим, с разными смыслами: это, прежде всего, недовоплощенность, проявляющаяся в «обломе» возможного, но нереализовавшегося жизненного пути («Он ни на шаг не продвинулся ни на каком поприще»), отсутствие целостности, круг, отражающий особенности биографического времени героя и повторение «одного и того же, что бывало у дедов и отцов». «Сонное царство» Обломовки графически можно изобразить в виде круга «Что такое Обломовка, как не всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» - обломок Эдема?» - пишет Ю.Ломиц в книге «Гончаров».

Имя и отчество героя, объединенные повтором, - Илья Ильич – связаны со сквозным для романа образом времени. Течение времени в доме Пшеницыной, как и в Обломовке, сопоставляется с медленною постепенностью, с какою происходят геологические видоизменения нашей планеты: там потихоньку осыпается гора, здесь целые века море наносит ил или отступает от берега и образует приращение почвы. Этот развернутый образ распространяется и на жизнь Обломова в последней части романа:

«Но гора осыпалась понемногу, море отступало от берега или приливало к нему, и Обломов мало-помалу входил в прежнюю нормальную свою жизнь».

Биографическое время оказывается обратимым, и в доме Пшеницыной Илья Ильич вновь возвращается в мир детства – мир Обломовки: конец жизни повторяет ее начало, круг замкнулся:

«Настоящее и прошлое слилось и перемешалось…»

Какой смысл фамилии героя особенно выделяется в финале романа?

Круг. Но в то же время значимыми оказываются и смыслы, связанные с глаголом ломать (обломать). В «забытом уголке, чуждом движения, борьбы и жизни», Обломов останавливает время, преодолевает его, однако обретенный идеал покоя в свою очередь обламывает крылья его души, погружает его в сон.

Сравнить : «У тебя были крылья, да ты отвязал их;

… в нем есть и ума не меньше других, только зарыт, задавлен он всякой дрянью и заснул в праздности».

Имя героя-Илья-указывает не только на «вечное повторение» (Илья Ильич), но имеет и фольклорно-мифологические корни.

Какие ассоциации в этом плане возникают? (Илья Муромец, Илья-пророк).

Имя соединяет Обломова с миром его предков, сближает его образ с образом былинного богатыря и пророка. Имя Обломова, оказывается, соединяет, оно несет в себе указание как на длительную статику («неподвижный» покой), так и на возможность ее преодоления, обретение спасительного огня, но эта возможность остается нереализованной в судьбе героя. Подтвердите текстом романа:

“… в жизни моей ведь (ни)когда (не)загоралось (ни)какого, (ни)спасительного, (ни)разрушительного огня … Или я (не)понял этой жизни, или она (ни)куда

(не)годится, а лучшего я (ни)чего (не)знал, (не)видал, (ни)кто (не)указал мне его».

  1. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

Антипод Обломова – Андрей Иванович Штольц.

Контрастными оказываются и их имена, и их фамилии. Противопоставление это носит особый характер: противоположны не сами имена собственные, а порождаемые ими смыслы.

«Детскости», «недовоплощенности», «округлости» Обломова противопоставляется «мужественность» Штольца (Андрей с древнегреческого «мужественный, храбрый»), а кротости, мягкости, «природному золоту» сердца Ильи Ильича – гордость (StOIZ – «гордый») деятельного человека и рационалиста. Гордость Штольца имеет в романе разные проявления: от уверенности в себе и осознания собственной силы воли до экономии сил души. Немецкая же фамилия героя, противопоставленная русской фамилии Обломов, вводит в текст романа оппозицию двух миров: «своего» (русского, патриархального) и «чужого».

Особое место в системе образов романа занимает Ольга Ильинская (после замужества – Штольц).

Как ее имя подчеркивает внутреннюю связь с Обломовым?

Ильинская – повтор имени Обломова в структуре фамилии героини. По мнению Е.Краснощековой, «в идеальном, замысленном судьбой варианте, Ольга была предназначена Илье Ильичу. Но непреодолимость обстоятельств развела их. Драма человеческой недовоплощенности выявилась в грустном финале судьбой благословленной встречи».

С чем связано, на что указывает изменение фамилии Ольги Ильинская → Штольц?

Это изменение отражает и развитие сюжета романа, и развитие характера героини.

Устойчивые ассоциации вызывает у читателей и само ее имя. «Миссионерка» (по тонкому замечанию И.Анненского) Ольга носит имя первой русской святой (Ольга → герм. Helge – «находящийся под покровительством божества»; «священный», «вещий»). Как заметил П.А. Флоренский, имя Ольга обнаруживает ряд особенностей характера тех, кто его носит: «Ольга … крепко стоит на земле. По своей целостности Ольга безостановочна и по-своему прямолинейна … Раз направившись волею к известной цели, Ольга вся без остатка и без оглядки уйдет в достижение этой цели, не щадя ни окружающих, ни себя самое».

В финале романа появляется сын Обломова Андрей Ильич, воспитывающийся в доме Штольца и носящий его имя. Именно за ним будущее.

Прокомментируйте это объединение имен противопоставленных друг другу героев.

Объединение имен служит знаком персонажей и представляемых ими философий.

Итоги урока . Итак, мы убедились, что имена собственные играют важную роль в структуре текста и образной системе романа. Они не только определяют существенные особенности характеров героев, но и отражают основные сюжетные линии произведения; их значимость является одной из особенностей стиля писателя.

Домашнее задание:

Ольге Ильинской в романе противопоставлена Агафья Матвеевна Пшеницына.

1. О чем может рассказать имя героини?

2. Найти в тексте романа портреты Ольги и Агафьи Матвеевны. Отметьте контрастные детали.

3. Пшеница в христианской символике – знак возрождения. Когда и почему происходит преображение Агафьи Матвеевны, возрождение ее души?

4. Она поняла, что проиграла и просияла ее жизнь, что бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять, что засветилось в ней солнце и померкло навсегда … Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно».

Расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Найти в тексте ключевые слова, создающие образы света и сияния.

Материалы к уроку.

I. «Его многие называли Иваном Иванычем другие Иваном Васильевичем третьи Иваном Михайлычем. Фамилию его называли тоже различно одни говорили что он Иванов другие звали Васильевым или Андреевым третьи думали что он Алексеев… Весь этот Алексеев Васильев Андреев или как хотите есть какой-то неполный безликий намек на людскую массу глухое отзвучие неясный ее отблеск».

II. «(он) радовался, что лежит он, беззаботен как новорожденный младенец …;

…Я дряблый, ветхий, изношенный кафтан; Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему;

И зависть грызла его, что другие так полно и широко живут, а у него как будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования;

С первой минуты, когда я сознал себя, я почувствовал, что уже гасну»;

Он … заснул крепким, как камень, сном.

III. «в жизни моей ведь (н-)когда (н-)загоралось (н-)какой (н-)спасительного (н-)разрушительного огня … Или я (н-)понял этой жизни или она (н-)куда (н-)годится а лучше я (н-)чего (н-)знал (н-)видал (н-)кто (н-)указал мне его».


Фамилии героев романа Гончарова имеют символический смысл. Их можно назвать «говорящими», так как они указывают на отличительные свойства героев.

Главный герой романа - . Фамилия Обломов указывает на то, что в душе героя что-то обломилось. И теперь у него нет целостности, нет стремления к решительным действиям. Героя зовут так же, как и отца, что символизирует стремление к такой же жизни, которой жили его родители в деревне Обломовке.

Называя своего героя именем Илья, Гончаров ссылался также на фольклор. Былинный богатырь Илья Муромец тоже был прикован тридцать лет к постели, но он, в отличие от Обломова, был болен. После исцеления Илья Муромец стал совершать подвиги, а Илья Обломов так и не смог воплотить мечты в реальность. Герой не сумел приспособиться к новому обществу и постепенно «обломился» от него навсегда.

Противоположностью Ильи Обломова был его друг . Фамилия Штольц в переводе с немецкого значит «гордый», а имя Андрей - «мужественный и храбрый». На этом и делает акцент автор, изображая героя. С детства ему привили чувство собственного достоинства, научили храбро идти к своей цели. Штольц – фамилия, которую дал герою его отец-немец. Немецкие корни сделали Андрея организованным, деятельным человеком.

Главная героиня произведения - . Гончаров фамилией героини показывает ее предназначение стать женой Ильи Обломова, но по причине не сложившихся отношений с Ильей, она становится женой Штольца. И брак с Андреем хотя и можно назвать удачным, но не счастливым, ведь ей судьбой был предназначен Илья.

– простая, добрая женщина, с которой смог ужиться Обломов. Ее фамилия показывает природное начало в ней. Имя Агафья означает «хорошая, добрая». В древнегреческом словаре слово agape означает самоотверженную любовь. Именно так и относилась Агафья к Илье Обломову: «Никаких понуканий, никаких требований не предъявляет Агафья Матвеевна».

Фамилии второстепенных героев тоже раскрывают их характер. Например, Махов означает «махнуть на все рукой» или «подмахнуть». А Затертый происходит от глагола «затереть», что можно понимать как способность героя «замять дело». Тарантьев говорит о том, что человек умеет «тарантить», то есть разговаривать резко, скоро. Автор охарактеризовал этого героя как бойкого и хитрого. У модного журналиста фамилия Пенкин тоже неспроста. Она ассоциируется с выражениями «снимать пенку», «с пеной у рта» и символизирует образ пены, то есть чего-то поверхностного. Пенкин таким и изображен – человеком, который ни во что глубоко не вникает, не изучает.

Имена и фамилии играют важную роль в романе, так как они помогают понять особенности характера героев и замысел автора в целом.

Роль имен собственных в романе И. А. Гончарова «Обломов».

Цель урока:

Доказать, что для И. А. Гончарова в его романе «Обломов» выбор имени и фамилии героя принципиально важен, что они, как правило, являются одними из ключевых слов текста и обычно сосредотачивают в себе символические смыслы;

Совершенствовать навыки анализа художественного текста;

Способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся.

Оборудование: портрет И. А Гончарова, чистые плакаты и диаграммы.

Ход урока:

Учитель: Во многих исследованиях, посвященных художественной речи, постоянно отмечаются огромные экспрессивные возможности и конструктивная роль имен собственных в тексте. Имена собственные участвуют и в создании образов героев литературного произведения, развертывании его основных тем и мотивов, формировании художественного времени и пространства, способствуют раскрытию идейно – эстетического содержания текста, часто выявляя его скрытые смыслы.

Далее учитель формулирует цели урока. Отмечается, что в процессе подготовки урока все учащиеся класса получили задание: поработать с именами и фамилиями романа, используя толковые словари В. И. Даля, МАС и «Толковый словарь» под ред. Ожегова. Параллельно с этим работали творческие группы, занимавшиеся более детальным исследованием имен собственных.

Итак, сколько фамилий вы нашли в тексте? Одинаковое ли значение имеют эти фамилии?

Слово предоставляется творческой группе, занимавшейся данным вопросом.

Учитель: Согласны ли вы с выводами наших исследователей?

Сколько имен в романе? Играют ли они какую – либо роль в тексте?

Слово предоставляется второй творческой группе, занимающейся этим вопросом.

Учитель: Согласны ли вы с ее исследованием?

Я специально просила не касаться 4-х первых фамилий главных героев, зная, что класс проделал большую работу по их исследованию и отыскиванию лексических значений тех слов, от которых, по их мнению, образованы эти фамилии. Конечно, первой в этом ряду стоит фамилия главного героя. Лексические значения каких слов вы искали в словарях для объяснения этой фамилии?

Ответ: Обломок, облый, обломать, облом.

Учитель: Какое из этих слов вы бы поставили на первое место?

Ответ: Обломок. Значение – остаток чего – либо, прежде существовавшего, исчезнувшего.

Учащиеся объясняют, что это символ прошлого.

Учитель: Что же символизирует прошлое в романе?

Ответ: Обломовка.

Ответ подтверждается цитатами.

Учитель: Какой отпечаток наложил на Обломова прежний мир?

Ученики говорят о воспитании, полученном Обломовым в Обломовке, и о том, каким он вырос, благодаря этому воспитанию.

На большом плакате, озаглавленном «Обломов», появляется первая запись:

Обломов – житель Обломовки – обломок прошлого мира, наложившего на героя свой отпечаток (воспитание, дальнейшая жизнь).

Учитель: Только ли Обломов – обломок прошлого?

Ответ: Нет, еще Захар.

Учащиеся приводят доказательства: указание на связь Захара с фамилией Обломов, обращают внимание на значение его имени. Он бережно хранит память о прошлом и дорожит ею, как святыней. (Все доказательства подтверждаются цитатами).

Учитель: Некоторые учащиеся вашего класса нашли связь фамилии «Обломов» с старевшим прилагательным «облый» - круглый. Так у нас образовалась третья творческая группа. Предоставим ей слово.

После выступления творческой группы на плакате появляется еще одна запись: круг – символ замкнутости, отсутствие развития, неизменность порядка (образы сна, камня, потухания), гаснуть – угасание сил, духа; круг – это биографическое время героя, попытки вырваться из которого ни к чему не привели.

Учитель: Почему стало возможным возвращение Обломова в циклическое время?

Что принесло ему такое возвращение?

Почему? Ведь вроде бы он обрел то, что было для него идеалом?

Есть ли в тексте подсказки, что Обломов останется прежним?

Ответ: Сочетание имени и фамилии Илья Ильич – вялая жизнь, отсутствие однообразия.

Учитель: Лексические значения каких слов вы еще выписывали? Докажите, что они связаны с фамилией героя.

Ответ: Обломать – обломить края, концы чего – либо, облом – место, где что – либо обломалось, обломилось.

Ученики вспоминают фразу об обломанных крыльях. На плакате появляется еще одна запись: обломал крылья – мечты, лучшие стремления.

Учитель: Давайте обратим внимание на других героев романа. Кто является антиподом Обломова?

Ответ: Штольц.

Учащиеся, доказывая ответ, сравнивают звукопись имен и фамилий героев, черты их характера. Отмечается, что противопоставление идет и по именам собственным. Штольц – в переводе с нем. «гордость». Имя Илья – старинное имя – неземной, мечтательный, Андрей – мужественный, мужчина, храбрый, по названию имений: Обломовка – обломок прошлого, Верхлево – верхлявый – подвижный – нарушение однообразия, статики. Все подтверждается цитатами. Выводы записываются на втором плакате, озаглавленном «Обломов – Штольц».

Учитель: Что же объединяло этих разных людей?

Учащиеся подтверждают свои ответы текстом.

Учитель: Есть ли еще в тексте романа антиподы?

Ответ: Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына.

Выводы записываются на третьем плакате, озаглавленном «Ильинская» - «Пшеницына».

Учитель: О чем говорит фамилия «Ильинская»?

Учащиеся отмечают звукопись и говорят, что Ольга больше подходит Обломову, отмечают общность их интересов.

Учитель: Почему же Ольга не осталась с Обломовым?

Есть ли в тексте подсказки, что она не будет с Обломовым?

Ответ: Неоднократное подчеркивание такого качества ее характера, как гордость. Это намек, что она будет со Штольцем.

Учащиеся сравнивают героинь по внешности (брови – локти), по именам, отмечают сходство имени Агафья с именем святого Агафия – защитника людей от огня.

Учитель: Может быть, упоминание о святом сделано напрасно?

Ученики говорят о мотиве огня в романе. Ольга – огонь чувств и действий (слова Обломова, ее порывы), Агафья связана с огнем как хранительница домашнего очага. Жизнь Обломова – угасание. Она, как и святой, защищает его от огня.

Ответ: Она послана герою Богом как воплощение его мечты.

Учитель обращает внимание на плакат и спрашивает, закончен ли он.

Ответ:В конце романа Агафья Матвеевна изменяется и сближается с Ольгой Ильинской. Ольга мечтала возродить Обломова, но в результате возрождается Агафья Матвеевна. Недаром ее фамилия происходит от слова «пшеница», а пшеница являлась христианским символом возрождения.

Учитель: Происходит ли в романе объединение двух антиподов Обломов – Штольц?

Ученики говорят о сыне Обломова Андрее, взявшем от отца фамилию и отчество, а от Штольца – имя и воспитание. Они находят в этом два смысла: либо он возьмет лучшее от обоих героев, либо обломовщина бессмертна.

В конце урока учащиеся делают письменные выводы.

Раскройте тайну фамилии ОБЛОМОВ (в латинском транслите OBLOMOV ) глядя на результаты расчета в нумерологической магии цифр. Вы узнаете скрытые таланты и неизвестные желания. Возможно, вы не понимаете их, но чувствуете, что чего то не знаете о себе и ваших близких.

Первая буква О фамилии ОБЛОМОВ расскажет о характере

Предел мечтаний - остаться только вдвоем. Вы видите свою счастливую жизнь только в замкнутом мире. Почаще общайтесь с друзьями и помните: Ваша любовь к логическому анализу может испортить даже самые лучшие отношения.

Характерные черты фамилии ОБЛОМОВ

  • постоянство
  • пробивные способности
  • способность к большим чувствам
  • единение с природой
  • непостоянство
  • отсутствие систематичности
  • артистичность
  • большая изобретательность
  • логика
  • мелочность
  • заботливость
  • застенчивость
  • педантичность
  • трудолюбие
  • большая эмоциональность
  • таинственные волнения

ОБЛОМОВ: число взаимодействия с миром «8»

Люди, находящиеся под влиянием числа восемь, отличаются характером беспокойным и целеустремленным. Они редко бывают довольны тем, что имеют, и стремятся максимально расширить границы своих возможностей. Потенциал «восьмерочников» очень велик, но и запросы маленькими не назовешь, поэтому чувство удовлетворения от проделанной работы или радость победы они испытывают редко. Люди восьмерки умеют строить планы и воплощать их в реальность, но вынуждены мириться с тем, что все получается немного (а то и вовсе) не так, как было задумано.

«Восьмерочники» мало чего боятся. Ответственность за других и руководство большими коллективами для них естественны, как и резкие перемены в жизни. Как правило, они хорошо ладят с окружающими, но стараются избегать слишком большой близости и предпочитают играть роль лидера в отношениях. Высоко ценя интеллект, моральные качества и чувство юмора, они не переносят лести и лжи, а также бывают очень чувствительны к проявлениям невежливости и бестактности.

Супружеские отношения «восьмерочников» складываются мирно, хотя не всегда в них присутствуют страсть или даже глубокая привязанность. Тем не менее, люди восьмерки почти всегда стремятся к устойчивым отношениям и браку – без постоянного спутника жизни они чувствуют себя дискомфортно. Избегать ссор в семье им помогает врожденный такт, а справляться с бытовыми проблемами – умение как действовать самостоятельно, так и распределять обязанности.

«Восьмерочники» любят принимать гостей и не упускают возможности похвастаться своим домом, как правило – большим и уютным. Собственное жилье – «пунктик» многих людей восьмерки; в съемных квартирах или родительском доме они обычно чувствуют себя не слишком уютно. При этом стяжателями, интересующимися только материальными благами, их назвать никак нельзя; многие «восьмерочники» щедро делятся всем, что зарабатывают, активное участие принимают в деятельности благотворительных организаций и помогают близким и дальним родственникам деньгами. Но главное, что дают люди восьмерки окружающим – это их любовь и искренняя заинтересованность.

«Восьмерочники» так заботятся о других, что порой им не хватает сил и энергии на то, чтобы обустроить собственную жизнь. Другой распространенной проблемой является стремление к недосягаемым целям и неспособность сохранять спокойствие и здравый смысл, если на пути появляются препятствия.

ОБЛОМОВ: число душевных стремлений «3»

Тройка оказывает неоднозначное влияние на своих подопечных: они могут быть дружелюбными и высокомерными, уступчивыми и бескомпромиссными, коммуникабельными и закрытыми. Им нравится быть на виду, они любят комфорт, но стабильными их точно нельзя назвать, поэтому их поведение всегда остается крайне непредсказуемым.

Рожденные под знаком тройки одинаково прислушиваются к голосу сердца и разума, а в зрелом возрасте несут за собой багаж бесценного опыта и житейской мудрости. Привыкшие во всем руководствоваться доводами рассудка, троечники совершенно не способны на сочувствие, однако среди их знакомых много ранимых, впечатлительных и даже неуравновешенных людей.

Находящиеся под влиянием тройки могут добиться успеха в любой профессии, но все же предпочитают сферы, которые способны подарить стабильность. Они прекрасно разбираются в людях, могут нарисовать психологический портрет каждого и с легкостью находят выход даже из самых сложных ситуаций. Троечники весьма уютно чувствуют себя в светском обществе, умеют поддержать беседу, обладают не только ораторскими навыками, но и умением слушать других. Они обожают дружеские посиделки, а если берутся за организацию праздника, то справляются с этим лучше любого профессионала.

В сфере личных отношений, как это ни покажется странным, люди тройки регулярно сталкиваются с проблемами. Они кажутся черствыми и равнодушными, не склонны демонстрировать положительные черты своего характера и редко бывают самими собой. Такой человек вполне может прослыть хитрым лжецом и лицемером, так как его стремление приукрашивать правду порой не знает границ. Он не привык делиться со второй половинкой своими мыслями и желаниями, но при этом живет в собственноручно построенном воздушном замке.

Рожденный под воздействием тройки всегда находит свое место под солнцем. Ему нравится рассказывать людям о своих успехах, зачастую сильно преувеличивая действительность. Многие считают этого человека обычным хвастуном, но при этом не судят его слишком строго, ведь он не лишен обаяния. Помимо этого, троечник с удовольствием делает подарки, внимателен к нуждающимся и нередко участвует в благотворительности.

ОБЛОМОВ: число истинных особенностей «5»

Если на человека пятерка оказывает свое влияние, то они надолго остаются взрослыми детьми. Даже в солидном возрасте такие люди ведут себя как бунтари-подростки. Такой человек готов рискнуть всем ради сущей мелочи. Продумывать и планировать последствия своих решений – это не для них. Иногда протест таких лиц направлен против общепринятых правил и выглядит довольно нелепо.

В общем можно сказать, что это своего рода развлечение. Выдумывать себе врагов и сражаться с ними – вот главная забава для человека «отличника». Стабильная, спокойная жизнь вызывают у него тоску, неудовлетворенность и желание перемен.

Интересно, что даже если в жизни такого человека временно не наблюдается никакой борьбы, то он сам тянется к драмам и трагедиям. Ему это не только интересно, но и подпитывает его жизненные силы. Страдания и мрачные истории вызывают у него любопытство. А это может привести к глупым поступкам, и фатальным ошибкам. Но преодолеть это влечение человек «отличник» просто не в силах. Он хочет узнать этот мир досконально и со всех сторон.

Зачастую виной всему становятся слишком живая фантазия и самоуверенность. С таким набором черт, они редко становятся хорошими супругами, надежными деловыми партнерами. Ведь будущее их вовсе не заботит. Они никогда не будут собирать средства на значительные покупки – лучше возьмут кредит. Планировать жизнь они тоже не в состоянии – в любой момент могут сорваться путешествие.

При этом они верят, что судьба благоволит к ним и если вдруг случится серьезная неприятность, они смогут мобилизовать все свои таланты и все решится лучшим образом. Даже если они уже ошибались, это ничему их не учит. Они редко делают выводы из ситуации. Именно этого умения им не хватает больше всего.

Чего не отнять у людей под знаком пятерки так это эрудиции и кругозора. Они могут рассказать обо всем на свете, причем увлекательно и эмоционально. Их всегда будут слушать с удовольствием. Если такой человек имеет хобби, он постарается иметь от него выгоду. В целом можно сказать, что эти люди всегда на передовой.

Туда, куда более осторожные никогда не отправятся, «отличники» последуют с радостью. А для таких приключений всегда надо быть в хорошей физической форме, поэтому они любят спорт, следят за питанием и часто остаются стройными и подтянутыми до преклонных лет.

Болезни и однообразная жизнь вгоняет таких людей в депрессию, из которой выбраться им не просто.