Представление о счастье попа. Сочинение Некрасов Н.А. Положительные черты характера героя

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – центральное произведение творчества Н.А. Некрасова. Это монументальное лирико-эпическое творение, охватывающее целый исторический период жизни русского народа.

Одной из центральных проблем поэмы является проблема понимания счастья: герои повсюду ищут счастливого человека, пытаясь понять, «кому живется весело, вольготно на Руси». Этот вопрос является у Некрасова сложным, многогранным, рассматривается с различных точек зрения – социальной, политической, нравственной, философской, религиозной.

Прологе к поэме странствующие мужики выстраивают целый ряд счастливых, по их мнению, людей: чиновник, купец, помещик, священник, царь… Автор же относится с иронией к самой сути этого спора: «Мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь – колом ее оттудова не выбьешь…». Не согласен он с мужиками и в правильности выстроенной ими системы благополучия, полагая, что счастье этих людей является ограниченным, сводится к материальной обеспеченности.

Формулу такого счастья называет презираемый поэтом «поп»: «покой, богатство, честь». Мужики же соглашаются с ним в силу своей необразованности, наивного

Простодушия. Именно этот персонаж своим рассказом о «счастливой жизни» вносит разлад в образ мыслей странников и изменяет характер их поведения: от роли абстрактно спорящих созерцателей жизни они переходят к роли ее непосредственных участников.

Наиболее яркое проявление этого мы находим в главе «Сельская ярмонка», в которой изображается разноголосие разноязыкого, разгульного, пьяного народного «моря». Здесь происходит диалог странников со всем мужицким «миром» который вовлекается в спор о счастье. В этой части поэмы происходит резкий поворот странствующих мужиков в сторону народной жизни.

Что же такое счастье в представлении народа? Есть ли счастливые люди в этой среде? Поставленные вопросы раскрываются автором в главе «Счастливые». В которой по собственной инициативе к странникам подходят «счастливцы» из народных низов. Перед нами возникают обобщенные, но ограниченные картины счастья крестьянского («реп до тысячи на небольшой гряде»), солдатского («… в двадцати сражениях я был, а не убит!»), рабочего («щебенки наколачивать в день на пять серебром»), холопского («у князя Переметьева я был любимый раб»). Однако итог этой беседы неприемлем ни для автора, ни для его дотошных героев, вызывает их общую иронию: «Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, горбатое с мозолями, проваливай домой!».

Однако в финале этой части некрасовского произведения содержится по-настоящему серьезный и глубокий рассказ о счастливом человеке – Ермиле Гирине, знаменующий более высокий уровень народных представлений о счастье. «Не князь, не граф сиятельный, а просто он – мужик!» – по своему авторитету, влиянию на крестьянскую жизнь этот человек оказывается сильнее князя и графа. И сила эта заключается в доверии народного «мира» и в опоре Ермила на этот «мир». Это отчетливо проявляется в его тяжбе с Алтынниковым за мельницу.

Гирин наделен бесценным по своей общечеловеческой значимости чувством христианской совести и чести – в этом и заключается его счастье, в авторском понимании. Совестливость Ермила Гирина, по мнению поэта, не исключительна – она выражает одну из наиболее характерных особенностей русской крестьянской общины, а этот персонаж одним из луших представителей своего народа.

Таким образом, Ермил опровергает первоначальное представление странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имел все, что необходимо для счастливой жизни по предложенной формуле: и покой, и богатство, и уважение. Однако он жертвует этими благами ради правды народной и попадает в острог, сохранив тем самым свою честь, христианскую совесть. Это один из самых ярких примеров понимания истинного счастья в произведении Некрасова.

Постепенно, по мере смены событий и появления новых героев, в поэме складывается обобщенный, собирательный образ счастливого человека. Таким счастливцем оказывается у Некрасова борец за народные интересы. Как бы в ответ на рост народного самосознания из разноголосого хора крестьянских голосов начинают все громче звучать песни Гриши Добросклонова – русского интеллигента, настоящего подвижника, которому за это «судьба готовила… чахотку и Сибирь». Образ человека, видящего возможность достижения «счастия народного» в результате всеобщей и активной борьбы за «непотрошеную губернию», является сквозным для всего некрасовского творчества. Это село Избытково, по авторскому замыслу, и ищут теперь духовно выросшие странники, давно забывшие о первоначальной цели своего путешествия.

Таким образом, некрасовские странники выступают символом тронувшейся с места, жаждущей перемен к лучшей жизни пореформенной народной России. Однако в поэме нет противопоставления счастья «верхов» и «низов», она подводит читателя к идее воплощения всеобщего счастья – «пира на весь мир».

Первая глава рассказывает о встрече правдоискателей с попом. В чем же ее идейно-художественный смысл? Предполагая найти счастливого «в верхах», мужики прежде всего руководствуются мнением, что основа счастья всякого человека — «богачество», и пока им встречаются «мастеровые, нищие, / Солдаты, ямщики» да «свой брат крестьянин-лапотник», не возникает и мысли спрашивать

Как им — легко ли, трудно ли

Живется на Руси?

Ясно: «Какое счастье тут?»

И картина холодной весны с бедными всходами на полях, и печальный вид русских деревень, и фон с участием нищего, исстрадавшегося народа — все навевает странникам и читателю тревожные мысли о народной судьбе, тем подготовляя внутренне ко встрече с первым «счастливцем» — попом. Поповское счастье в представлении Луки рисуется так:

Попы живут по-княжески...

Малина — не житье!

Попова каша — с маслицем,

Попов пирог — с начинкою,

Поповы щи — с снетком!

и т.д.

И когда мужики спрашивают попа, сладка ли жизнь поповская, и когда соглашаются с попом, что обязательными условиями счастья являются «покой, богатство, честь», кажется, что исповедь поповская пойдет по пути, намеченному колоритной зарисовкой Луки. Но Некрасов придает движению основной мысли поэмы неожиданный поворот. Поп очень серьезно отнесся к вопросу крестьян. Прежде чем поведать им «правду-истину», он «потупился, задумался» и начал говорить совсем не о «каше с маслицем».

В главе «Поп» проблема счастья раскрывается в плане не только социальном («Сладка ли жизнь поповская?»), но и нравственно-психологическом («Ты как — вольготно, счастливо / Живешь, честной отец?»). Отвечая на второй вопрос, поп в своей исповеди вынужден говорить о том, в чем он видит истинное счастье человека. Повествование в связи с рассказом попа обретает высокий учительный пафос.

Мужикам-правдоискателям встретился не сановный пастырь, а обыкновенный сельский поп. Низшее сельское духовенство в 60-е годы составляло самый многочисленный слой русской интеллигенции. Как правило, сельские попы хорошо знали быт простого народа. Конечно, это низшее духовенство не было однородным: были здесь и циники, и забулдыги, и стяжатели, но были и такие, кому оказывались близки нужды мужиков, понятны их чаяния. Встречались среди сельского духовенства люди, оппозиционно настроенные по отношению к высшим церковным кругам, к гражданским властям. Не нужно забывать, что значительная часть демократической интеллигенции 60-х годов вышла из среды сельского духовенства.

Образ встреченного странниками попа не лишен своеобразного трагизма. Это тип человека, характерный для 60-х годов, эпохи исторического разлома, когда ощущение катастрофичности современной жизни либо толкало честных и мыслящих людей господствующей среды на путь борьбы, либо загоняло в тупик пессимизма и безысходности. Нарисованный Некрасовым поп — один из тех гуманных и нравственных людей, которые живут напряженной духовной жизнью, с тревогой и болью наблюдают всеобщее неблагополучие, мучительно и правдиво стремясь определить свое место в жизни. Для такого человека счастье невозможно без душевного покоя, удовлетворения собой, своей жизнью. Покоя же в жизни «доведываемого» попа нет не только потому, что

Болящий, умирающий,

Рождающийся в мир,

Не избирают времени

и поп в любое время должен идти, куда зовут. Гораздо тяжелей физической усталости моральные муки: «намается, переболит душа» смотреть на человеческие страдания, на горе нищей, осиротевшей, потерявшей кормильца семьи. С болью вспоминает поп те минуты, когда

Старуха, мать покойника,

Глядь, тянется с костлявою

Мозолистой рукой.

Душа переворотится,

Как звякнут в этой рученьке

Два медных пятака!

Рисуя перед слушателями потрясающую картину народной нищеты и страданий, поп не только отрицает возможность лично своего счастья в обстановке всенародного горя, но внушает мысль, которую, пользуясь более поздней поэтической формулой Некрасова, можно выразить словами:

Счастье умов благородных

Видеть довольство вокруг.

Поп первой главы не безразличен к народной судьбе, не безразличен он и к мнению народному. Каков же в народе попу почет?

Кого вы называете

Породой жеребячьею?

...О ком слагаете

Вы сказки балагурные

И песни непристойные,

И всякую хулу?..

Эти прямые вопросы попа странникам раскрывают встречающееся в крестьянской среде неуважительное отношение к духовному сословию. И хотя мужикам-правдоискателям неловко перед стоящим рядом попом за столь обидное для него мнение народное (странники «кряхтят, переминаются», «потупились, молчат»), они не отрицают распространенности этого мнения. Известная обоснованность враждебно-иронического отношения народа к духовенству доказывается рассказом попа об источниках поповского «богачества». Откуда оно? Взятки, подачки от помещиков, но основной источник поповского дохода — собирание последних грошей с народа («Живи с одних крестьян»). Поп понимает, что «крестьянин сам нуждается», что

С таких трудов копейками

Живиться тяжело.

Он не может забыть эти медные пятаки, звякнувшее в старушечьей руке, но даже он, честный и совестливый, берет их, эти трудовые гроши, потому что «не брать, так нечем жить». Рассказ-исповедь попа построена как суд его над жизнью того сословия, к которому он сам принадлежит, суд над жизнью своей «духовной братии», над своей собственной жизнью, ибо собирание народных грошей для него — источник вечной боли.

В результате беседы с попом мужики-правдоискатели начинают понимать, что «не хлебом единым жив человек», что для счастья мало «каши с маслицем», если она у тебя одного, что честному человеку жить захребетником — тяжко, а те, кто живет чужим трудом, кривдой, — достойны лишь осуждения и презрения. Счастье на неправде — не счастье — таков вывод странников.

Ну, вот тебе хваленое,

Поповское житье —

набрасываются они «с отборной крепкой руганью / На бедного Луку».

Сознание внутренней правоты своей жизни есть обязательное условие счастья человека — учит поэт читателя-современника.


Счастье. Что это? Каждый человек хоть раз спрашивал себя: «В чем заключается счастье?». Поздравляя близких и друзей, мы часто желаем им счастья, считая, что быть счастливым – это самое главное в жизни. Однако в понятии «счастье» каждый из нас видит что-то свое: для одних – это здоровье, для вторых – любовь, третьи вторят, что счастье заключается богатстве, а другие вообще ставят власть и славу на первое место.

По моему мнению, в определенные минуты нашей жизни в слове «счастье» мы видим разное содержание, ведь бывает и такое, что сегодня мы нуждаемся в любви и понимании, завтра – в деньгах, а еще через какое-то время нам нужна карьера и успех. Знаменитые поэты и писатели тоже задумывались над тем, что такое счастье. И Н.А. Некрасов не является исключением. В своем произведении «Кому на Руси жить хорошо» автор рассказывает о похождениях семи мужиков, которые ищут того, кому «живется весело, вольготно на Руси». В своей поэме Н.А.Некрасов затрагивает тему счастья народа и пытается описать последствия реформы для жизни народа. Писатель стремится показать современную: как живет, к чему стремится, с чем связывает надежда. Так как же понимают счастье герои и автор «Кому на Руси жить хорошо»?

Итак, как уже было сказано ранее, сюжет произведения основан вокруг странствования семи крестьян, которые решили найти подлинного счастливца. Они зарекаются не оставлять поиски, пока не узнают ответ на интересующий вопрос. Крестьяне выдвигают свои догадки по поводу того, кто может оказаться настоящим обладателем счастья: поп, боярин, помещик, чиновник, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или сам царь. Первый, кого встречают на своем пути мужики, - это поп. Поп считает, счастье состоит в покое, богатстве и почете. Но ни первого, ни второго, ни третьего у священника нет. Его работа забирает у него душевные силы, оплачивается весьма скудно, а про почет и говорить нечего. Жизнь помещика тоже представлялась для большинства крестьян волшебной, однако и его счастье оказалось очень условно. По Оболту-Оболдуеву, счастье – это богатство, власть и покорность крестьян. Но после отмены крепостного права у него отобрали все имущество: и крестьян, и земли. Прежняя Русь навеки ушла, забрав с собой счастье помещика. Еще на дороге у крестьян встречается дьячок, счастье которого заключается «в благодушестве», он рад тому, что ему не нужно ничего. Но это утверждение является лживым, ведь дьячок озабочен тем, чтобы получить «косушечку». Прочие рассказы простого народа о счастье только и делают, что вызывают горький смех или слезы. В конце концов странники делают вывод:

Эй, счастье мужицкое!

Дырявое, с заплатами,

Горбатое, с мозолями

В финале поэмы перед читателем предстает образ Гриши Добросклонова, который, по мнению Н.А.Некрасова, сможет построить счастье народа. Этот герой интересуется жизнью и бытом простого народа и мечтает о том моменте, когда вся Русь заживет счастливо. Он является первым героем произведения, который не гонится за личным счастьем. Счастье Гриши едино с счастьем всего народа.

Более того, тот факт, что именно Гришу Добросклонова Н.А.Некрасов считает действительно счастливым человеком, многое говорит о понимании счастья самого автора. Н.А. Некрасова всегда беспокоила судьба простого народа. И именно простому народу посвящено творчество поэта. Н.А.Некрасов был убежден, что его призвание – явить миру страдания народа, обличить пороки общества, он старался не дать людям забыть о язвах общества и вдохновить их на борьбу с несправедливостью.

Подводя итог сказанному, можно прийти к выводу, что для каждого счастье свое, однако все заслуживают того, чтобы быть счастливыми. Произведение «Кому на Руси жить хорошо» сделало социальный срез по реформе на Руси, показало прошлое, настоящее русского народа и намекнуло на пути переустройства. Н.А.Некрасов выставил напоказ результаты отмены крепостного права: массовое разорение, нищету, унижение, надругательство над крестьянами.

Обновлено: 2018-03-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Литература

Ответ на билет №20

1. Художественное исследование народной жизни.

2. Фольклорная основа поэмы.

3. Кому на Руси жить хорошо?

Говорящие названия;

Образ крестьян;

Идеал счастья:

Помещика;

4. Понимание счастья Некрасовым.

5. Образы бунтарей - народных заступников.

6. Образ Г. Добросклонова - нравственный идеал Некрасова.

7. Оптимистический финал поэмы.

1. Поэма Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, которую он писал около 20 лет, - итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Для того чтобы ответить на вопрос, сформулированный в стихотворении Некрасова “Элегия”:

“Народ освобожден, но счастлив ли народ?” - поэту потребовалось создать эпопею, которая отразила все важнейшие события и явления в жизни народа в переломный момент истории страны. Автор смотрит на происходящее глазами народа, выражая, прямо или косвенно, его чувства и устремления. Мысли народа, его представления о счастье, о путях к этому счастью выражают не только отдельные герои (семь мужиков, Яким Нагой, Матрена Тимофеевна, Савелий, помещики, купцы, солдаты, чиновники, священники, странники и богомольцы), но и участники массовых сцен, в которых народ предстает как нечто единое: на празднике-ярмарке в селе Кузьминское, на сельском сходе, избирающем бурмистра, на городской базарной площади, на приволжском лугу, в сцене пира на весь мир.

2. Использование фольклора и сказочных элементов позволяет автору не только построить сюжет с большим охватом пространства, времени и действующих лиц, но и связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью. ^ Уже зачин поэмы “В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай”, не дающий точных географических координат изображаемых событий, подчеркивает, что речь пойдет обо всей русской земле. Названия деревень, в которых живут мужики, встретившиеся на столбовой дороге, глубоко символичны:

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень -

Заплатова, Дырявина,

Разугова, Знобишина,

Горелова, Неелова -

Неурожайка тож.

В своем странствии они проходят через Испуганную и Неграмотную губернии, встречаются с жителями деревень Босово, Адовщина, Столбняки, узнают о том, что от неурожая “целые селения на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут...”. Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы разорения и голода. Портрет крестьянина-труженика не напоминает сказочного доброго молодца:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой обрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

А волосы - песок.

Беспросветная жизнь должна бы рождать недовольство, протест:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная -

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается...

Центральный вопрос поэмы: “Кому живется весело, вольготно на Руси?” не имеет однозначного ответа:

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! -

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву

А Пров сказал: царю...

В первой части поэмы священник формулирует общенародный идеал счастливой жизни, с которым не только по простодушию и наивности соглашаются правдоискатели:

В чем счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь,

Не так ли, друга милые?

Они сказали: “Так”.

Но дело в том, какое содержание вкладывают представители разных сословий в понятие “счастье”. Для попа счастье - в крепостническом прошлом, когда церковь была на содержании у богатых помещиков. Разорение помещиков и обнищание крестьянства привели к упадку духовное сословие. Содержание священника и причта ложится на плечи крестьянина, который “сам нуждается и рад бы дать, да нечего”. Два помещика, Оболт-Оболдуев и Утятин-князь, тоскуют о навсегда утраченном рае крепостной Руси. Их дворянское счастье - в праздности, роскоши и чревоугодии:

Французу не привидится

Во сне - какие праздники,

Не день, не два - по месяцу

Мы задавали тут.

Свои индейки жирные,

Свои наливки сочные,

Свои актеры, музыка,

Прислуги - целый полк!

Пять поваров, два пекаря...

в потехах псовой охоты, в своеволии, которое разрешало крепостное право:

Кого хочу - помилую,

Кого хочу - казню.

Закон - мое желание!

Кулак - моя полиция!

Богатство“прогрессивного” помещика Оболта-Оболдуева основано на поборах с оброчных крестьян, которые гостинцы добровольные несли из “Киева - с вареньями, из Астрахани - с рыбою”. Покой помещика - вера в идиллию единой семьи помещика и крестьянина, где помещик - отец, а крестьяне - дети, которых помещик по-отечески наказывает и великодушно милует.

Счастье помещик понимает как удовлетворенное властолюбие, выражающееся в самодурстве. Честь помещика - это спесь, тщеславная гордость своим происхождением. А народ понимает счастье по-своему. Солдат счастлив тем, что в двадцати сражениях “был, а не убит”, “нещадно бит я палками” - а остался жив; старуха радуется, что не умрет с голоду, так как “родилось реп до тысячи на небольшой гряде”; каменщик, надорвавшийся на работе, рад, что добрался до родной деревни. Их счастье - в отсутствии несчастья. Для народа богатство - достаток, который дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим.

Покой - внутренняя гармония и чистая совесть. Честь - уважение, любовь, сострадание, возможные между людьми.

Для народа слова: богатство, честь, покой - наполнены высоким нравственным содержанием. И в соответствии с этими нравственными запросами народ выбирает свой эталон счастья, указывая странникам на счастливых. Это Ермил Гирин, человек чести, правды и совести:

Да, был мужик единственный!

Имел он все, что надобно

Для счастья: и спокойствие,

И деньги, и почет,

Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой.

Народ называет счастливой Матрену Тимофеевну Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением:

“Не дело между бабами счастливую искать”. Счастливой она была только в молодости:

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья

И добрая работница

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

Хороший муж, лад в семье - это и есть счастье. А потом пошли беды и несчастья: погиб сын, забрали мужа в солдаты, саму высекли, дважды горели, “Бог сибирской язвою” трижды наградил. Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла, вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям.

Матрена называет деда Савелия - “богатыря святорусского”, который двадцать лет провел на каторге.

Эти простые люди - золотой фонд русской нации. Одним из условий счастья народного в их понимании является свобода. Поэтому так ненавистны им холопы: предатель Егор Шутов, староста Глеб, Яков:

Люди холопского звания -

Сущие псы иногда!

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

4. Некрасов глубоко убежден, что счастье возможно только в обществе свободных людей. Поэтому так дороги ему люди, не смирившиеся со своим рабским положением.Всем своим повествованием он приводит читателя к мысли:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

5. В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона.

6. Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе “Доброе время - добрые песни”, и связан он с образом Гриши Добросклонова, в котором воплотился нравственный идеал писателя. Сын дьячка, вскормленный всем крестьянским миром, впитавший с молоком матери горькую крестьянскую слезу, Гриша не просто испытывает глубокую и преданную любовь к народу, но и становится народным заступником, сознательным борцом за народное счастье. О его дальнейшей судьбе Некрасов говорит:

Судьба ему готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Такая судьба типична для русских революционеров-демократов. Фамилия героя похожа на фамилию Добролюбова, которого Некрасов очень любил и ценил. Именно Гриша формулирует авторскую мысль о счастье народа:

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего!

7. Песня “Русь” - гимн крестьянской Руси, которая, преодолев бессилие, холопское терпение, проснется и поднимется на борьбу за свое освобождение:

Рать подымается

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

Но мысли о революционном преобразовании мира, по мнению Некрасова, еще не вошли в народное сознание.

Реальный мир персонажей поэмы привлекает читателя. Странники ищут счастливых среди тех, кто находится рядом с ними. Одними из таких людей являются священнослужители.

Образ и характеристика попа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» схож с действительностью, но есть в тексте и созвучие с известными сказочными персонажами.

Первый встречный

Из семи спорящих мнение, что счастлив поп, принадлежит Луке. Имя мужика означает свет. Имя Лука дают людям, которые видят во всех положительное начало. Лука вселяет веру в божественное предназначение человека. Почему автор решил показать попа первым? Ответ можно искать в реальной жизни крестьянина. Рождение, смерть, праздники на Руси начинались с попов. Они сопровождали все главные события жизни человека любого сословия. Попы отвечали за связь земного с небесным, реального с потусторонним, материального с духовным.

Жизнь попа

Сельская церковь – место службы персонажа поэмы. Автор не приводит в описании индивидуальных черт внешности. Поп типичен и практически безлик. Единственный эпитет – строгое лицо. Заработок священнослужителя – доходы от крестьян. Он мало чем отличается от нищих: побирается, прося за свой труд. Поп не требует платы, ему дают каждый столько, сколько может. Понимает персонаж, что деревни нищают, и его жизнь становится трудней. Ему хочется счастья для мужика. «Наживаться» на богатых проще. Поп объясняет странникам, почему он берет у крестьян: это плата за работу, средства для пропитания своих членов семьи. Если брать плату только словами благодарности, семья попа пойдет по миру. Тяжело совестливым священнослужителям брать пятаки из костлявых рук больных и нищих. Мозолистые руки дающих сами просят о помощи. Богатые купцы и помещики перебираются в города, оставляя деревни под присмотр своих слуг, управляющих.

Жизнь и манера поведения священнослужителей часто становилась предметом насмешек. Поп знает об этом. В песнях, сказках, частушках высмеивается не только сам поп, но и его жена, дочь, дети. Не всегда это справедливо, но слава о них бежит впереди. Даже приметы в народе не радуют священника: «С кем встречи вы боитеся». Дурной знак, если на пути появляется священник. Нет почета в народе к служителям веры в Бога, потеряли они уважение к себе.

Положительные черты характера героя

Странники встретили попа, которого нельзя однозначно назвать отрицательным персонажем. Искренне он рассказывает ходокам, что нельзя быть равнодушным к людскому горю. Смерть не может ни расстроить. Переживает поп, видя сирот, вдов. Привычка не вырабатывается:

«Нет сердца, выносящего … предсмертное хрипение, надгробное рыдание, сиротскую печаль…».

Душа переболит, ломается, но не черствеет.

Терпение. Священники чаще получают приход по наследству. Они с младенческих лет привыкают к жизни в Вере, не ропщут на Бога.

Умение выслушать и поддержать. Священник находит слова для крестьянок, теряющих кормильца, для матери, хоронящей детей, для больных и убогих.

Смелость. Поп должен прийти к умирающему или больному в любое время суток. Он идет в дождь, ветер, снег. Приходится идти ночью, через лес. Нет у попов сопровождающих, есть только вера.

Отрицательные черты священнослужителей

Среди поповского сословия встречаются разные характеры. В большинстве они отрицательны, поэтому и относится к ним народ с таким пренебрежением. Живут попы за счет чужого труда. Они как купцы берут в дом слуг, заставляют их работать на свою семью.

Какие черты наиболее типичны для священников:

  • цинизм;
  • тунеядство;
  • стяжательство;
  • жадность;
  • грубость;
  • обжорство.

Такими, в основном, были высшие церковные круги. Странники встретили обыкновенного сельского служителя церкви. Рассказ его о счастье автор сравнивает с исповедью, судом над жизнью своих. Больно понимать, что живешь на слезах и боли мужика. Странно, но понятно, что нет в рассказе денег, которые получил поп на крещении младенцев, венчании. Рождение чаще проходит на жатве, во время работы, некогда звать священника. А свадьбы в поэме еще несчастнее.



Встречается на страницах поэмы еще один поп – Иван. Он герой рассказа Матрены. Из его слов можно понять, что нечем заплатить народу за ритуалы священные:

«… за свадебку, за исповедь должают по годам».

Иван равнодушен, жесток и циничен. Он шутит над горем матери, не видит греха в истязании тела малыша на глазах у страдающей женщины. Он пьет с властями, ругает нищий приход. Нет сочувствия в попе Иване.

Что же для попа счастье? Доверие людей к религии, покорность, смирение. Но все это уходит в далекое прошлое. Изменилась жизнь. Народная бедность, исчезновение класса помещиков подорвали поповское благополучие. Чувства священника противоположны. Ему жалко мужика, но где брать деньги. Сочувствием к народному горю сыт не будешь. Сословие попов разнородно. Не все сострадали, большинство лицемерно и жестоко обирали крестьян, верящих в необходимость религиозных ритуалов.