Презентация на тему война и мир фи. Презентация на тему "Л.Н. Толстой "Война и мир" ". Лев Толстой «Война и мир»


  • определить отношение автора к нормам жизни высшего света;
  • отметить приёмы, помогающие Л.Н. Толстому при характеристике героев;
  • показать срывание «масок» с представителей великосветского общества;
  • проанализировать речь лиц, приближённых к царскому двору;
  • определить значение 1 главы в композиции романа.

  • С какими героями, в какой последовательности знакомит автор читателя в первых главах романа?
  • Проследить, как автор срывает маски со своих героев.
  • Герои, «не вписывающиеся» в гостиную А.П. Шерер?
  • Соотношение французского и русского языка во время приёма. Роль «анекдота» князя Ипполита в конце вечера.

  • Почему С. Бондарчук пропускает в своём фильме фрагмент разговора А.П. Шерер с князем Василием?
  • На чём режиссёр фокусирует зрительское внимание?
  • Важна ли для понимания авторского замысла 1 глава, пропущенная в фильме?
  • Какова её роль?

  • Естественность первого знакомства с героем через описание внешности.
  • Глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений.
  • Выделение 1-2 постоянных примет (светлое выражение плоского лица кн. Василия; восторженная, как бы приклеенная улыбка Анны Павловны; умный, робкий взгляд Пьера…).


  • Как относится Л.Н. Толстой к нормам жизни светского общества?
  • Ко всем ли представителям высшего общества автор испытывает одинаковые чувства?
  • Какие художественные приёмы помогли нам осознать, что хотел сказать Л.Н. Толстой?

Проанализировать эпизод «Семья Ростовых. Именины». (Ч.1. гл. 7-11; 14-17).

  • Связь эпизода «Именины» с предыдущим («Салон Шерер»).
  • Приём хозяевами гостей. Характер, темы бесед.
  • Появление молодёжи. Интересы и поведение.
  • Значение подарка графини-матери Анне Друбецкой.
  • Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.
  • Развлечения и обычаи у Ростовых.


Разобраться в характере военной кампании 1805 – 1807гг.;

Выявить идейно-художественные особенности изображения войны.;

Выявить отношение к войне Л.Н. Толстого.


  • Историческая конкретность в изображении Толстым войны.
  • Многогранность изображения войны.
  • Показ автором ненужности и неподготовленности этой войны. Отношение к ней Кутузова и солдат (сцена смотра в Браунау, ч.2, гл.2 ) Сочетание массовых сцен и крупного плана в романе.

  • Отношение Толстого к войне. Утверждение бессмысленности и бесчеловечности войны. Сюжетная линия Н. Ростова, её роль (ч. 2 гл.4,8, 15)
  • Сложность построения фразы у Толстого (ч.2, гл 9)
  • Как должен себя вести в описываемых условиях опытный стратег? (ч.2, гл. 2, 14)

а) изображение трусости Жеркова и штаб-офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина (ч. 2, гл. 20-21);

б) Поведение князя Андрея, мечты о «Тулоне» (ч. 2, гл. 3,12, 20-21)


  • а) кем и как оно было задумано, ироническое отношение автора к «диспозициям» (гл. 12);
  • б)влияние природы на ход сражения (ч.3, гл. 14);
  • в) Кутузов и император Александр; бегство русских (гл.15-16);
  • г) подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах (ч.3,гл.16,19);

Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость её целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – всё это было причиной поражения русских.

«Эпоха наших неудач и нашего срама» - так определил эту войну сам Толстой.

«Война и Мир»

Слайд 2

1.История создания

Роману "Война и мир" Л.Н. Толстой посвятил шесть лет напряженного и упорного труда, роман создавался с 1863 по 1869 год, и переписывался семь раз. Замысел тоже менялся – об этом говорят названия ранней редакции: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».

«В 1956 г. я начал писать повесть с главным героем, который был декабристом и возвращался с семейством в Россию»

Слайд 3

Невольно, Толстой перешел от реальности, к 1825 году – восстановление декабристов, «эпоха заблуждений и несчастий моего героя».

Потом к 1812 году – к войне. «Что бы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой».(время детства и юности декабристов)

Но так как война 1812 г. была тесным образом связана с компанией 1805-1807 г.гТолстой решил начать роман с этого времени.

Слайд 4

2.Поиск названия

  1. Первоначальное название «Три поры», но Толстой уходил все глубже в прошлое, так появились другие даты.
  2. Три первые главы романа опубликованные в журнале «Русский вестник» - под заглавием «1805 год».
  3. В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается».
  4. В 1867 совмещение исторических и философского «Война и мир».
  • Слайд 5

    3.Художественные особенности

    Произведение имеет оригинальную жанровую форму романа – эпопеи. Это повествование о судьбе русского народа в эпоху наполеоновских войн.

    ЭПОПЕЯ – самая крупная жанровая форма эпоса, которая изображает большой период исторического времени, судьбоносное событие в жизни нации. Для эпопеи характерны:

    • широкий географический охват
    • отражение жизни и быта всех слоев общества
    • народность содержания
  • Слайд 6

    Основной художественный прием– антитеза.

    Антитеза (противопоставление) - этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805 – 1807 и 1812) и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые).

    Слайд 8

    4.Протатипы героев романа

    4.Протатипы героев романа

    Николай Волконский – прототип Николая Андреевича Болконского.

    «Князь был свеж для своих лет, держался прямо, высоко нёс голову, и чёрные глаза из-под густых, широких чёрных бровей смотрели гордо и спокойно».

    Марии Николаевна Волконская – прототип Марьи Болконской. Портретов Марии Волконской не сохранилось, лишь силуэт, изображающий её, когда она была девочкой.

    Слайд 9

    Сёстры Берс, дочери кремлёвского врача, стали прототипами Наташи Ростовой.

    Ф.И.Толстой– прототип героя Фёдора Долохова «Ночной разбойник, дуэлист, в Камчатку сослан был, вернулся алеутом».

    Посмотреть все слайды

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    3 слайд

    Описание слайда:

    Цели и задачи: Проанализировать, как Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» изображает действия армии в Отечественной войны 1812 года. Показать значение народных сил в освобождении России от французских войск. Выявить роль образа Кутузова в романе Толстого.

    4 слайд

    Описание слайда:

    План исследования Изображение Толстым в романе «Война и мир» действий армии. Бородинское сражение как центральное событие Отечественной войны 1812 года. Батарея Раевского. Пьер Безухов на Бородинском поле. «Дубина народной войны…» Партизанская война в романе. 1. Отряды Денисова и Долохова. 2. Образ Тихона Щербатого. Образ Кутузова в идейной направленности романа.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Отечественная Война 1812 года в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого Основу романа «Война и мир» составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. В 3-ем и 4-ом томе Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года. Эта война для России была справедливой, национально- освободительной. На борьбу с захватчиками выступил весь народ, тесно сплотившийся вокруг своей армии.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Толстой рисует события Отечественной войны: переход французской армии через р. Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы, фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, победоносное завершение войны.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Подлинная кульминация романа-эпопеи – Бородинское сражение, в нём раскрывается вполне характер всего народа – главного вершителя исторических судеб, по мнению Толстого. Подготовка к описанию Бородинского боя потребовала от писателя особенно много сил. Толстой 25-27 сентября 1867 года совершил поездку на Бородинское поле, взяв с собой Стёпу Берса, младшего брата Софьи Андреевны. На местности он сделал необходимые записи. Впоследствии С. А. Берс вспоминал: «Два дня Лев Николаевич ходил и ездил по той местности… Он делал свои заметки и рисовал план сражения…»

    8 слайд

    Описание слайда:

    «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!..» Центральным событием Отечественной войны явилась Бородинская битва. Мужественное сопротивление русских войск, их несокрушимость удивляют самоуверенного Наполеона, не знавшего поражения в Европе. Панорама Бородинского сражения

    9 слайд

    Описание слайда:

    «Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой…» Толстой при изображении самого сражения раскрывает бодрость духа, проявление стойкости, выносливости солдат и в солдатском юморе, и в чувстве товарищества, и в сознании общности дела. Солдаты и офицеры батареи Раевского выполняют свой долг, всё время заняты: подносят снаряды, заряжают орудия. В батарее Раевского «чувствовалось одинаковое и общее всем оживление». Писатель далёк от идеализации солдат. Солдаты до конца тверды и спокойны. Бой за батарею Раевского. Гравюра А. Адама.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Значительную часть событий Бородинского боя Л. Н. Толстой показал в восприятии Пьера Безухова. Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения. Герой понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Никакие усилия французов не смогли сломить воли русских стоять насмерть. Посещение Бородинского поля в момент знаменитого сражения стало важным этапом на пути исканий героя. Безухов одобрительно воспринимает слова неизвестного солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва». «Солдатом быть, просто солдатом!»- такое желание овладело Пьером после Бородинского боя.

    11 слайд

    Описание слайда:

    «Дубина народной войны…» Партизанская война «Чувство мести, лежавшее в душе каждого человека и всего русского народа, породило партизанскую войну…» «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Были партии мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов». (Прототипом послужила Василиса Кожина – крестьянка Сычевского уезда Смоленской губернии). «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой…» Л. Н. Толстой. Василиса Кожина

    12 слайд

    Описание слайда:

    «Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародёры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками…»(Т. 4, гл.3; 12,13). Возникновение партизанской войны писатель относит к периоду вступления неприятеля в Смоленск. Толстой посвящает ряд ярких картин действиям партизан. Писатель создал замечательные образы командиров партизанских отрядов. Прототипом толстовского Долохова послужил знаменитый командир отряда капитан Фигнер, совершивший многочисленные подвиги. А прототипом Денисова стал Денис Васильевич Давыдов. В изображении их смелых похождений нет ничего надуманного и преувеличенного. Целый ряд документов подтверждает достоверность толстовского повествования. Д. В. Давыдов А. С. Фигнер

    13 слайд

    Описание слайда:

    Тихон Щербатый – «самый нужный человек в отряде» В центре повествования о партизанской войне стоит образ Тихона Щербатого, в котором воплощаются лучшие национальные черты воюющего крестьянского народа. Ещё до прихода в отряд Денисова он вел самостоятельную борьбу с французами. Тихон стал «самым нужным человеком в отряде» Денисова. Толстой показывает в герое силу и ловкость, приспособленность к любым условиям жизни и смекалку, юмор и трудолюбие, в тоже время автор подчеркивает в Тихоне стихийность и интуитивность. Партизанская война в понимании Щербатого – это возмездие за разорение и гибель. Тихон «пленных не брал», тем самым вступал в противоречие с тактическими планами Денисова, которому нужен был «язык». Однако даже сердящийся на него Денисов признает справедливость героя действовать именно так, как он хочет.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Образ Кутузова в идейной направленности романа Михаил Илларионович Кутузов показан в романе как человек, воплотивший в себя дух народа. Кутузов – руководитель освободительной войны. «Кутузов всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат», - писал Толстой. Вместе с армией, с народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России. Писатель рисует Кутузова простым и скромным. Изображая внешность полководца, Толстой, верный своей творческой манере, не выписывает весь портрет, а выделяет наиболее типичные детали. Автор отмечает тучность, грузность старческую слабость и даже «вытекший белый глаз на оплывшем лице». Но именно эти детали делают его облик обыкновенным, человечным. Притягательная сила русского полководца не становится слабее. Кутузов внимателен к нуждам солдат, заботится о них как старший боевой товарищ. Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории, поэтому писатель делает Кутузова выразителем своих собственных взглядов на военное искусство. Вот почему его герой в деле победы признаёт один моральный фактор, «называемый духом войска». Эта теория Толстого ошибочна.

    Описание слайда:

    Выводы Основным событием 3 и 4 тома романа «Война и мир» стала Отечественная война 1812года. Толстой показал патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения, размах и величие партизанской войны. Кульминационным событием войны стала Бородинская битва, в которой писатель показал мужество, героизм участников. Представителем народной войны стал полководец Кутузов. В романе он является воплощением народной мудрости, «простоты, добра и правды».

    Роман «Война и мир». История создания, проблематика, жанр и композиция.

    • Я старался писать историю народа…
    • Л. Н. Толстой
    • История создания
    • работа над романом в течение 6 лет – с 1963 по 1869 годы (исследование документов, архивов, исторических книг, встречи с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, посещение Бородинского поля)
    • Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из ссылки декабрист
    • Затем - Петр Кириллович Безухов,
    • 1825 год, «эпоха заблуждений и несчастий героя»;
    • 1812 год, молодость декабриста, славная эпоха для России.
    • Количество действующих лиц: более 600
    • Время действия в романе «Война и мир»: 15 лет (с 1805 по 1820 год)
    • События происходят в Москве, Петербурге, в дворянских поместьях, за границей, в Австрии
    • «Мне было совестно писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама… Я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов…» (Л. Н. Толстой)
    • История создания
    • Первоначальные заглавия: «Три поры», «1805 год», «Все хорошо, что хорошо кончается»
    • Первоначальная задумка – повесть «Декабристы» (Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из 30-летней ссылки декабрист)
    • Смысл названия
    • «Война и мир»
    • Смысл названия
    • В дореволюционной России два слова: МИРЪ и МIРЪ
    • Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля:
    • МИРЪ – отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствие
    • МIРЪ – одна из земель Вселенной; наша земля, земной шар, свет; все люди, весь род человеческий; община, общество крестьян; жизнь в мирских заботах, суетность
    • МИР 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная; объединенное по каким-либо признакам человеческое общество, общественная среда, строй и др.
    • МИР 2. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны; согласие воюющих сторон; спокойствие, тишина
    • ВОЙНА:
    • Вооруженная борьба между государствами или народами, между общественными классами внутри государства;
    • Борьба, враждебные отношения с кем-либо или чем-либо
    • В современном русском языке:
    • Смысл названия
    • Понимание - непонимание
    • Любовь - неприязнь
    • Доброта - холодность
    • Искренность - лживость
    • Жизнь - смерть
    • Разрушение - созидание
    • Гармония - диссонанс
    • Военные действия, сражения, непонимание, вражда, разъединение людей
    • Жизнь народа без войны, общность, единение людей
    • Смысл названия
    • «Война и мир»
    • Проблематика романа
    • Поднято множество проблем философского характера: смысл жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости, ответственности, подлинное и ложное в жизни человека, «мысль народная», «мысль семейная»
    • Два основных конфликта:
    • борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона);
    • борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова и Н. Ростова, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество)
    • «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось»
    • Л. Н. Толстой
    • Жанр и
    • композиция романа
    • В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары
    • Жанр и
    • композиция романа
    • Роман-эпопея (от греч. epopoija, от epos – повествование и poieo – творю):
    • Древняя эпопея – разновидность фольклора, опирающаяся на мифологические предания и представления о жизни («Илиада», «Одиссея», «Махабхарта», «Калевала»)
    • Самый крупный (не ограниченный в объеме) повествовательный жанр литературы; роман или цикл романов, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; самая монументальная форма эпического рода литературы. Эпопея изображает события, в которых решаются судьбы нации, народа всей страны, отражает жизнь и быт всех слоев общества, их мысли и чаяния
    • («Тихий Дон» М. Шолохова,
    • «Живые и мертвые» К. М. Симонова)
    • «Война и мир» как роман-эпопея имеет такие признаки:
    • совмещение рассказа об общенациональных событиях с рассказом о судьбах отдельных людей.
    • описание жизни Российского и Европейского общества девятнадцатого века.
    • имеют место изображения различных типов характеров всех социальных пластов общества во всех проявлениях.
    • в основе романа – грандиозные события, благодаря, которым автор изобразил основные тенденции исторического процесса того времени.
    • совмещение реалистических картин жизни 19 века, с философскими рассуждениями автора про свободу и необходимость, роль личности в истории, случайность и закономерность и т.п.
    • Жанр и
    • композиция романа
    • Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов)
    • Жанр и
    • композиция романа
    • Роман построен по принципу «сцеплений»:
    • сюжет разветвленный, сюжетные линии стянуты к единому центру – Бородинскому сражению
    • Историческая основа романа
    • В романе описываются три этапа войны России с Францией.
    • В первом томе изображены события 1805 г., война России в союзе с Австрией и на ее территории.
    • Во втором – 1806-1807 гг., российские войска находились в Пруссии;
    • Третий и четвертый тома
    • посвящены Отечественной
    • войне 1812 г. в России.
    • В эпилоге действие происходит
    • в 1820 г.
    • Жанр и
    • композиция романа
    • Жанр и
    • композиция романа
    • Система образов в романе: в центре – хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных)
    • Первичными для характеристики образов у Толстого считаются два критерия:
    • Отношение к Родине и родному народу.
    • Моральное состояние героев, т.е. духовная жизнь или духовная смерть.
    • Жанр и
    • композиция романа
    • Важнейшие художественные приемы в романе:
    • основной прием – антитеза;
    • приемы «отстранения», авторской характеристики;
    • диалоги, монологи, внутренние монологи;
    • художественная деталь, образы-символы
    • Принципиально новое решение организации художественного времени и пространства в романе

    Слайд 1

    Лев Толстой
    «Война и мир» 1 том

    Слайд 2

    1 урок. Важнейшие особенности Толстого-художника и мыслителя. «Война и мир». Смысл заглавия. Жанр. Композиция. Проблематика.
    Толстой создал своё моральное учение на основе учения христианского, но освобождённое от элементов официальной церковности. Сущность своего учения он изложил в сочинении «В чём моя вера?», в котором объявил о своём разрыве с официальной церковью. Созданное им оригинальное вероучение имеет три главных направления: опрощение, нравственное самоусовершенствование и непротивление злу насилием (призыв к борьбе со злом любыми средствами, кроме одного – насилия). Отсюда утверждение двойного гуманизма: гуманизма не только целей, но и средств их достижения.

    Слайд 3

    Смысл заглавия романа «Война и мир»
    Основой нравственной позиции Толстого стал идеал «простоты, добра и правды», высказанный им в 3 томе романа «Война и мир» при оценке Наполеона: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Ценность человека или события Толстой измерял степенью его близости к народной правде. Отсюда и главная мысль романа – « мысль народная»: «В «Войне и мире» я люблю мысль народную». Этим объясняется и смысл слов «война» и «мир» в заглавии романа. Мир – это не только перерыв между боями, это и крестьянский мир, община, которая стала идеалом Толстого, так как в ней не было социального принуждения, её отличало равенство, опирающееся на нравственные основы. Значит, второй смысл слова «мир» - равенство, единство людей, а «война» - это принуждение, неравенство, наличие власти, разобщённость, заставляющая людей воевать за свои корыстные интересы.

    Слайд 4

    Все герои Толстого принадлежат либо к партии «мира», либо к партии «войны»
    Полюс «мира» в романе – это кутузовское и каратаевское начало, к которому тянутся все Ростовы, Болконские, Тушин, Тимохин, Василий Денисов, партизаны, простые солдаты и весь народ.
    Высшим выражением «войны» является наполеоновское и курагинское начало. К «войне» относятся Друбецкие, Берг, всё окружение Александра I и Наполеона, штабные офицеры и светское дворянство.

    Слайд 5

    Два героя (князь Андрей и Пьер) жёстко не прикреплены ни к одному из полюсов. Они сквозь разочарования, духовные кризисы пробиваются от «войны» (в начале романа, где увлечены Наполеоном), к народной «простоте, добру и правде», то есть к «миру».

    Слайд 6

    «Война и мир» как роман-эпопея
    Роман-эпопея – это особый жанр, сочетающий в себе черты и романа и эпопеи. Романное начало проявляется в постановке проблемы личности, её идейно-нравственных исканий, в изображении сложного жизненного пути главных героев. При этом судьбы героев показаны на широком фоне русской жизни. 2. Эпическое начало проявляется в изображении важнейшего события в национальной истории – Отечественной войны 1812 года. Поэтому особую значимость приобретает проблема изображения народа. Отсюда же – большое количество массовых сцен и действующих лиц (свыше 550). 3. Соединение этих двух начал достигается тем, что идейно-нравственные искания отдельных героев даны в тесной связи с национально-историческими событиями. Автор показывает, что найти смысл жизни возможно лишь в единении с народом.

    Слайд 7

    Эпопея Признаки жанра
    1. В основе лежит важнейшее историческое событие, от которого зависит судьба целого народа (Отечественная война 1812 года). 2. Большое число действующих лиц различных сословий и классов. 3. Главный герой исторического романа - эпопеи – народ.

    Слайд 8

    Композиция
    1. Чередование военных сцен с мирными: 1том. Война 1805-1807 годов за границей и мирная жизнь героев в России. 2 том. Отсутствие военных действий. Война представлена как борьба добра со злом за нравственные начала в человеке. 3 том. Война 1812 года. 4 том. Итоги нравственных исканий героев и партизанская война. Эпилог. Судьбы героев после войны 1812 года.

    Слайд 9

    2. Сопоставление героев по их внутренним качествам, взглядам, поведению. Например, в 1 томе 1 части – противопоставление салону Шерер семей Ростовых и Болконских. 3. Наличие авторских философских отступлений, посвящённых проблеме роли личности и народных масс в истории. 4. Наличие пейзажных зарисовок, разнообразных по своей функциональной роли. 5. Обилие массовых сцен.

    Слайд 10

    Композиция 1 тома
    1 том – события 1805 года, когда Россия воевала с Австрией на её территории. 1 часть играет роль экспозиции. В ней заявлены многие темы романа: в чём состоит красота человеческой жизни, какую жизнь можно считать настоящей, осуждение высшей петербургской и московской знати, тема отношения к войне. Ключевые эпизоды: 1.Вечер в салоне А.П. Шерер. Петербург. (главы 1-6). 2. Борьба за наследство графа Безухова. Москва. (12-13, 18-21 главы). 3. Семья Ростовых. Именины (7-11, 14-17 главы). 4. Болконские. Жизнь в Лысых Горах (22-25 главы).

    Слайд 11

    1 том 2 -3 часть Изображение войны 1805-1807 годов «Эпоха наших неудач и нашего срама»
    2 часть. Ключевые эпизоды: 1.Сцена смотра войск в Браунау (1-3 главы). 2. Изображение войны «в крови, в страданиях, в смерти». Сюжетная линия Николая Ростова (4, 8, 15,19 главы). 3. Шенграбенское сражение: Лжегероизм (Жерков, Долохов) и истинный героизм Тимохина и Тушина (15-17, 20-21 главы). Поведение князя Андрея, мечты о «Тулоне» (3, 12, 15-17, 20-21).

    Слайд 12

    3 часть Ключевые эпизоды
    Аустерлицкое сражение: 1. Кутузов и император Александр (15-16 главы). 2. Николай Ростов в бою (13,17,18). 3. Подвиг князя Андрея и его разочарование в Наполеоне (11-12, 16, 19).

    Слайд 13

    Проблематика романа
    1. Тема героической борьбы русского народа. 2. Проблема роли личности и народных масс в истории. 3.Тема войны и мира, антивоенная тема. 4. Проблема взаимоотношений народа и дворянского класса. 5. Проблема истинного и ложного героизма. 6. Проблема обличения бездуховности высшего светского общества, его антипатриотизма. 7. Проблема поиска смысла жизни. 8. Проблема настоящей жизни. Отсюда и частные нравственные проблемы: долга и чести, дружбы, любви и другие.

    Слайд 14

    Особенности психологизма в романе
    Психологизм – подробное и глубокое воспроизведение внутреннего мира человека. При помощи психологизма Толстой раскрывает нравственные искания своих героев, процесс постижения ими смысла жизни. Для этого он использует разные приёмы. 1. Психологический анализ. Автор анализирует и объясняет причины того или иного психологического состояния героев. (чувства и переживания Андрея Болконского на Аустерлицком поле после ранения, восприятие Наташей оперы, впечатление Пьера Безухова от расстрела пленных). 2. Внутренний монолог. Автор передаёт поток мыслей и переживаний персонажа. (Пьер после дуэли с Долоховым, молитва Наташи, мысли Николая Ростова после атаки на французов). 3. «Диалектика души» (термин Чернышевского). Толстой одним из первых стал изображать внутренний мир человека в движении, динамике, раскрывая непрямые и часто нелогичные связи между мыслями, представлениями, воспоминаниями. (Психологическое состояние Пьера в Торжке перед встречей с Баздеевым, мысли Наташи после встречи с Анатолем в опере). 4. Психологические детали (чаще – портрет, через который раскрывается внутреннее состояние души человека). 5. Сны (А. Болконский перед смертью), пограничные состояния сознания (бред Николая Ростова после ранения).

    Слайд 15

    Домашнее задание 1 том, 1 часть
    3 апреля. 2 урок. Семинар. Работа в группах. (Том 1, часть1) Знакомство с героями. Критическое изображение высшего света в романе. Мысль семейная в романе. Какую жизнь Толстой считает настоящей? 1 группа. Критическое изображение высшего света в романе. Салон А.П.Шерер. 2 группа. Критическое изображение высшего света в романе. Семейство Курагиных. 3 группа. Семейство Ростовых. Именины у Ростовых. 4 группа. Андрей Болконский. Семейство Болконских. Имение Лысые Горы.

    Слайд 16

    2 -3 уроки. Какую жизнь Толстой считает настоящей?

    Слайд 17

    Критическое изображение высшего светского общества
    Толстой не принимает и сурово осуждает людей, цель которых – карьера, богатство, корыстное политиканство, власть, жестокость и способность к убийству. Этих людей он относит к миру войны. Для их разоблачения он вырабатывает свой метод – «срывание всех и всяческих масок». Так, внешне мы видим в салоне изящество, ум, такт, высокие политические интересы. А внутренне это фальшивые люди, их разговоры и поведение лицемерны. Например, князь Василий, рассуждая на высокие политические темы, думает лишь об устройстве сына. Скрывая корыстные намерения, он говорит, « как заведённыё часы», «как актёр говорит слова старой пьесы». У всех гостей «улыбка сливалась с неулыбкой». Постоянно звучащая французская речь подчёркивает оторванность знати от народа, его интересов, культуры, языка. Хозяйку салона Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской, подчёркивая автоматизм всего происходящего, отсутствие искренности, простых человеческих чувств.

    Слайд 18

    «Приличьем стянутые маски»…
    Люди «войны» могут быть опасны, если нужно защитить свои корыстные интересы. Это проявляется в эпизодах борьбы за наследство старого графа Безухова. В борьбе за завещание (за мозаиковый портфель) раскрывается истинное лицо князя Василия, что выражено через портретную характеристику: «Щёки его начали нервически подёргиваться, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице, когда он бывал в гостиных». Пьер видит «озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны». Маски сорваны, суть обнажена.

    Слайд 19

    «Людям войны» Толстой противопоставляет «жизнь сердца» Ростовых и «жизнь ума» Болконских. В салоне Шерер лишь два живых человека – Пьер и князь Андрей. Появление Пьера пугает хозяйку салона, в нём было нечто «не свойственное месту». Что именно? «Этот страх мог относиться только к тому умному и вместе с тем естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной». Толстой подчёркивает и его особую улыбку: «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно, исчезало серьёзное лицо и являлось другое, детское, доброе».

    Слайд 20

    Истинную цену свету знает Андрей Болконский. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот тот заколдованный круг», из которого он хочет вырваться. Поэтому идёт на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!» Оба они, Пьер и князь Андрей, увлечены Наполеоном, считают его великим человеком.

    Слайд 21

    «Жизнь сердца» Ростовых
    «Луч света проникает в гостиную вместе с этим молодым поколением»

    Слайд 22

    «Жизнь сердца» Ростовых
    Искренность Ростовых противопоставлена искусственной жизни света. Два приёма (у Шерер и на именинах двух Наталий) различны во всём. В салоне - обряд приветствия никому не нужной тётушки, у Ростовых – «благодарность всем без исключения». Естественность, отсутствие фальши, чистота внутреннего мира, близость к народу проявляется в ряде сцен. Какой мы видим в этих сценах Наташу Ростову?

    Слайд 23

    Она живёт чувствами, и это пока прекрасно
    Наташе 12 лет. Она олицетворение естественности, счастья, влюблённости, искренности и своеволия. Портретные детали подчёркивают это: эпитеты передают её внутреннее ощущение счастья («зарумянившаяся», «оживлённая», «у неё звонкий смех»). Её отличает сердечная отзывчивость (плачет вместе с Соней). И при этом она делает «бог знает что», то, что прощается в детстве, но может принести беду по мере взросления (целуется с Борисом, громко спрашивает, какое будет пирожное). Непосредственность переживаний, Ликующая радость жизни не оставляют места для размышлений. Позже Пьер о ней скажет; «Она не удостаивает быть умной».

    Слайд 24

    «Она не удостаивает быть умной»

    Слайд 25

    «Жизнь ума» Болконских
    Есть ещё один способ уйти от пустой, лицемерной жизни света. Это размеренная, осмысленная жизнь ума и души. Так живут в Лысых Горах Болконские. Это «особая порода» людей. Всех их отличает невысокий рост, определённые и сухие черты, главное – сходство глаз, которые светятся умом и добротой, «непривычным блеском», у княжны Марьи – «лучистые». Их связывает глубокая работа мысли, высокий интеллект, склонность к умственной деятельности, глубина душевного мира, гордость, аристократизм.

    Слайд 26

    Домашнее задание 1 том 2 часть
    1 группа. Анализ эпизода (1-3 главы). Как смотр войск при Браунау характеризует Кутузова-полководца и человека? Как раскрывается отношение народа к войне? 2 группа. Изображение войны «в крови, в страданиях, в смерти». Сюжетная линия Николая Ростова (4, 8, 15,19 главы). 3 группа. Как изменился на войне А. Болконский? Чем отличается от других штабных офицеров? Как относятся к нему Кутузов и офицеры? (3, 9, 12 главы). Как проявляется в нём наполеоновское начало? 4 группа. С какой целью Кутузов предпринял Шенграбенское сражение? Как решается тема истинного и ложного героизма? Сравните поведение солдат, штабных офицеров, князя Андрея, Тушина, Тимохина, Долохова во время сражения. Проследите поведение капитана Тушина перед боем, в бою и после него. Каким увидел его князь Андрей? Что понял он? 5 группа. О чём мечтал А. Болконский накануне Шенграбенского сражения? Какие его представления оказались ошибочными? (3,12, 15-17, 20-21 главы).

    Слайд 27

    Кутузов и Наполеон у Толстого олицетворяют два коренных человеческих типа, две концепции жизни, о конфликте которых и написан роман

    Слайд 28

    Шенграбенское сражение Кутузов – полководец и человек
    Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической деятельности Наполеона. В сцене смотра войск при Браунау мы видим, что русская армия не готова к войне и цели её непонятны простым солдатам. Цель Кутузова – сберечь своих солдат, убедить австрийских генералов в том, что русская армия не готова идти на соединение с армией генерала Мака. Кутузов, который, как сказано в предыдущей главе, “намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему”. И действительно, Кутузов, “поглядывая на обувь, несколько раз грустно покачивал головой и указывал на неё австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо”.

    Слайд 29

    Единство главнокомандующего и армии
    Каким видим Кутузова? У него тяжёлая походка, слабый голос, пухлое, изуродованное раной лицо. Он отрицательно относится к войне на чужой территории и стремится удержать армию от сражений. Толстой неоднократно подчёркивает близость главнокомандующего и людей “из рядов” - Тимохина (“Ещё измаильский товарищ”), “офицеров, которых он знал по турецкой войне”, а иногда и солдат, которым Кутузов, проходя по рядам, говорил “по нескольку ласковых слов”. И разговор солдат после смотра (“Как же сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу? - А то нет! Вовсе кривой. - Не... брат, глазастее тебя. Сапоги и подвёртки - всё оглядел...”), и песня, радовавшая Кутузова, - всё подтверждает единство главнокомандующего и армии - ещё более важное в 1812 году.

    Слайд 30

    Антивоенная тема в романе Николай Ростов «И зачем я пошёл сюда!»
    Отрицательное отношение Толстого к войне выражено через пейзажные зарисовки, через сцену мирного общения русских и французских солдат перед боем, через восприятие войны Николаем Ростовым, пока ещё невоенным человеком (для него это первый бой). Что чувствовал Ростов в первом сражении? Что он видел? Он видел небо, солнце: «Как хорошо показалось небо, как глубоко, спокойно и глубоко!» И это небо выше и важнее происходящего сейчас на земле: бессмысленных убийств, жертв, неизвестно во имя чего приносимых. В начале боя он думает о наслаждении атаки («Ох, как рубану его!»), когда же его хотят убить, он приходит в ужас: «Не может быть, чтобы они хотели убить меня». Вот он, раненый, сидит на лафете и понимает, что не создан для убийств: «И зачем я пошёл сюда!»

    Слайд 31

    Шенграбенское сражение – символ мужества русских
    Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России. Для обеспечения этого Кутузов отправил на Венско - цнаймскую дорогу отряд Багратиона, героические действия которого спасут армию. Цели этого сражения понятны солдатам, по-этому, не задумываясь, они готовятся к бою: «Четырёхтысячный отряд Багратиона, весело раскладывая костры, сушился, обогревался, и никто из людей отряда не знал и не думал о том, что предстояло ему».

    Слайд 32

    «Еду для того, чтобы спасти армию» Андрей Болконский в Шенграбенском сражении
    «Я иду на войну, потому что эта жизнь, которую я веду здесь,– не по мне», - говорит Болконский Пьеру. Наряду с желанием вырваться из «заколдованного круга» он мечтает о своём Тулоне, о подвиге, который прославит его: «Вот, он, тот Тулон, который выведет его из ряда неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!» Он адъютант Кутузова, и чувство ответственности за судьбу армии («мы не лакеи, которым нет дела до господского дела») отличает его от штабных офицеров, ищущих лёгкой карьеры и наград. В самые трудные моменты он стремится быть полезным. Из Брюнна едет «спасать армию». Со спокойным мужеством находится на самых опасных участках Шенграбенского боя. Встреча с Тушиным до боя и на его батарее, а затем после боя и в штабе Багратиона заставила его увидеть настоящий героизм и воинский подвиг в истинном свете.

    Слайд 33

    «Надо быть ближе к солнцу»
    Князь Андрей считал, что подвиг мог совершить только человек, занимающий высокое официальное положение или имеющий героическую внешность. Но маленький, неказистый и косноязычный Тушин опроверг своим мужеством это ошибочное представление. Это новое знание оскорбляет его самолюбие. Почему? Тушин, только что совершивший подвиг, не может защитить себя перед начальством. Он был бы строго наказан, если бы не вмешательство Князя Андрея. Выйдя из штаба и распрощавшись с Тушиным, князь Андрей не мог подавить в себе презрение к нему. Он болезненно переживает любое прикосновение к прозе жизни. Его влечёт только выдающееся, исключительное (Кутузов, Наполеон). Недаром он говорит: «Надо быть ближе к солнцу». В этот период жизни Болконский переживает свой первый душевный кризис, когда понимает ошибочность своих представлений о подвиге и людях, его совершающих.

    Слайд 34

    Истинное и ложное
    Один из главных пороков современной цивилизации, по мысли Толстого, в широком распространении ложных понятий. В связи с этим проблема истинного и ложного становится одной из ведущих в произведении. Как же отличить истинное от ложного? Для этого у Толстого есть два критерия: истинное исходит из глубины души человека и выражается просто, без позы и «игры на публику». Ложное, наоборот, порождено низменной стороной человеческой натуры и всегда ориентировано на внешний эффект. Что же подразумевает Толстой под понятием «ложный героизм»?Пока человек хочет совершить подвиг прежде всего для того, чтобы его заметили, и мечтает о подвиге непременно красивом, это, по Толстому, ещё не настоящий героизм. Истинный героизм возникает тогда, когда человек думает не о себе, а общем деле и не заботится о том, как он выглядит со стороны.

    Слайд 35

    Тема истинного и ложного героизма
    Истинным героем в сражении показан капитан Тушин. В его облике автор стремится увидеть неуставное, человеческое, поэтому во внешности его нет ничего героического: «В его фигурке было что-то особенное, совершенно невоенное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Перед боем он говорит, что боится смерти, в бою же «Тушин не испытывал ни малейшего чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Он самостоятельно принимает решения: «Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять… решил, что хорошо бы зажечь деревню». В результате именно он со своей батареей остановил движение французов в центре сражения.

    Слайд 36

    Мужество, героизм, самоотверженность Тушина и его батареи показаны как естественное поведение на войне истинных героев. После боя, в сцене подведения итогов в штабе, он опять «маленький», боящийся начальства человек, избежавший наказания благодаря вмешательству Болконского, оценившего его подвиг: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой».

    Слайд 37

    «Успехом дня мы обязаны более всего… геройской стойкости капитана Тушина и его роты»

    Слайд 38

    Истинным героем является и Тимохин, который в сцене смотра войск при Браунау выглядел весьма неприглядно: «Лицо капитана выражало беспокойство школьника, которому велят сказать не выученный им урок. На красном (очевидно, от невоздержания) лице выступали пятна, и рот не находил положения». Во время же боя он «с одною шпажкой набежал на неприятеля». «Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удерживалась в порядке…и неожиданно атаковала французов».
    Награды не достаются ни Тушину, ни Тимохину, награды получают Жерковы и Долоховы. Жерков храбр перед начальством, в бою труслив. Он отправлен на батарею Тушина, чтобы передать приказ об отступлении: « Жерков, бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашёл непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно».

    Слайд 39

    К лжегероям относится и Долохов, для которого война – способ вернуть звание после того, как он был разжалован в рядовые. В сцене смотра войск он обращается к Кутузову: «Прошу дать мне случай загладить мою вину и доказать мою преданность государю императору и России». В сражении он проявляет храбрость, преследуя те же эгоистические, карьерные цели: «Мною взят в плен офицер… Я остановил роту. Прошу запомнить, ваше превосходительство. Рана штыком, я остался во фронте».

    Слайд 40

    Истинный героизм проявляют на войне прежде всего простые люди – солдаты, капитан Тушин, капитан Тимохин и другие. «Простота, добро и правда» - главные критерии отличия истинного от ложного в «Войне и мире».

    Слайд 41

    тест
    Часть 1 Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1 – B7; C1 – С3. Солдаты, большей частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах. Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё веселее и веселее.

    Слайд 42

    Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он всё помнил, всё соображал, всё делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.

    Слайд 43

    Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), – из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.

    Слайд 44

    – Вишь, пыхнул опять, – проговорил Тушин шепотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, – теперь мячик жди – отсылать назад. – Что прикажете, ваше благородие? – спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что-то. – Ничего, гранату... – отвечал он. «Ну-ка, наша Матвевна», – говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый нумер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение.

    Слайд 45

    Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков. «Ишь, задышала опять, задышала», – говорил он про себя. Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.

    Слайд 46

    – Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! – говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос: – Капитан Тушин! Капитан! Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб-офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему: – Что вы, с ума сошли? Вам два раза приказано отступать, а вы... «Ну, за что они меня?...» – думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника. – Я… ничего… – проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. – Я…

    Слайд 47

    Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать еще что-то, как еще ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь. – Отступать! Все отступать! – прокричал он издалека. Солдаты засмеялись. (Л.Н. Толстой «Война и мир»)

    Слайд 48

    При выполнении заданий В1 – В2 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

    Слайд 49

    B3 Какое название Н.Г. Чернышевский дал художественному открытию Толстого, отобразившего «текучесть» внутренней жизни человека, ее изменчивость? Ответ: _________________________________________ . B4 Выпишите из 3 абзаца фрагмента слово, которым автор обозначает необычное состояние героя, его внутреннее видение и чувствование происходящего. Ответ: _________________________________________ . B5 Назовите средство художественной изобразительности, с помощью которого автор характеризует поведение солдат батареи во время боя (см. 1 абзац фрагмента). Ответ: _________________________________________ .

    Слайд 50

    B6 Какой прием использует автор, сопоставляя различные проявления Тушина: его внутреннее отождествление себя с «мощным мужчиной» и страх перед начальством? Ответ: _________________________________________ . B7 Как называется выразительная подробность в произведении, несущая важную смысловую и идейную нагрузку (например, старинная пушка, прозванная Тушиным «Матвевной»)? Ответ: _________________________________________ .

    Слайд 51

    Для выполнения заданий С2 – С3 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений. C2 Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание одного из исследователей: «Тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем “реальный”, видимый Тушин». Демонстрационный вариант ЕГЭ 2008 г. ЛИТЕРАТУРА, 11 класс. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (2008 - 7) C3 В каких произведениях русской классики ставятся проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской «мыслью народной»?

    Слайд 52

    С-2
    В эпизоде звучит тема истинного, непоказного героизма. Такой героизм проявляют капитан Тушин и солдаты его батареи, сумевшие остановить движение французов в центре сражения. «Реальный, видимый» Тушин - человек маленького роста, неприметный, боящийся начальства («Ну, за что они меня?...» – думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника). – Я… ничего… – проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. – Я…). В бою «он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра». Приём контраста подчёркивает, что «тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем “реальный”, видимый Тушин». С такой оценкой героя нельзя не согласиться, потому что, не ощущай себя Тушин богатырём, не победить ему французов.

    Слайд 53

    Ответы
    В1 Шенграбенское В2 Болконский В3 диалектика души В4 наслаждение В5 сравнение В6 контраст антитеза

    Слайд 54

    Аустерлицкое сражение
    1 том 2 -3 часть (11-19 главы). Изображение войны 1805-1807 годов («Эпоха наших неудач и нашего срама»). 1. Кутузов и император Александр (15-16 главы). 2. Николай Ростов в бою (13,17,18). 3. Подвиг князя Андрея и его разочарование в Наполеоне (11-12, 16, 19).

    Слайд 55

    Аустерлицкое сражение
    Это сражение трёх императоров, цели его непонятны простым солдатам. Толстой считал, что сражение, не имеющее высокого нравственного стимула, будет проиграно. И личная воля отдельных людей, в том числе и Кутузова, не может изменить ход событий. Кутузов отрицательно относится к сражению: он считает, что нужно или отступать, или подождать подкрепление из России. Он предсказывает результат сражения: «Я думаю, что сражение будет проиграно». На военном совете он не предлагает свой план сражения, он просто спит, зная, что бессилен что-либо изменить. Русско-австрийскую армию Толстой называет «толпой»: «толпы бежали назад», «войска бежали густой толпой». Кругом «туман», туманны и распоряжения командиров.

    Слайд 56

    «Что делают! Что делают? – бормотал про себя Кутузов. – Что же это?»
    За бездарность императоров расплачиваются солдаты и офицеры действующей армии. Вот Ростов узнаёт, что из «всей массы огромных красавцев людей (кавалергардов) после стычки осталось только осьмнадцать человек». Потом он увидел, что «на поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек 10-15 убитых, раненых на каждой деятине места». Гибнут сотни бойцов на узкой плотине. Весь этот ад возник по вине человека «с прекрасным счастливым лицом и ласковым голосом». После поражения Александр 1 выглядит уже иначе: «Государь был бледен, щёки его впали и глаза ввалились», «заплакав», он «закрыл глаза рукой».

    Слайд 57

    Внутренне схож с русским императором и Наполеон. У обоих на лицах перед сражением – счастье. Их роднит ребяческое легкомыслие по отношению к армии, народу. В письме Наполеон обращается к Александру со словами: «Государь, брат мой». Они братья по духу и по цели, они строят своё счастье на несчастье других. Так обнаруживается главнейшая мысль 1 тома – мысль о ничтожности тех, кто живёт собой, своим счастьем, построенном на несчастье других.

    Слайд 58

    «Всё отдам за минуту славы!» (Андрей Болконский)

    Слайд 59

    «Вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он». «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими.. Одного этого я хочу, для одного этого я живу».
    В это же время Наполеон, глядя на солнце, выплывающее из тумана, видел, как оно осветит поле его торжества. И он тоже не думал о том, что его торжество будет следствием страданий и гибели людей. Стремясь к славе, князь Андрей действительно совершает подвиг, со знаменем в руках он поднимает солдат в атаку: «Вот оно! – думал князь Андрей, охватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных против него... Он побежал вперёд с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним. Действительно, он пробежал один только несколько шагов…Весь батальон с криком»ура!» побежал вперёд и обогнал его».

    Слайд 63

    Для Толстого же война - кровь и грязь, боль и вынужденное убийство себе подобных, "противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие". К этой правде ведет он своего героя (и читателей) через все хитросплетения военной кампании 1805 года, через поле Аустерлица. В стремлении князя Андрея самореализоваться "по образу и подобию" кумира, повторить его путь Толстому ненавистно все: и сам кумир, и желание сбыться в чужой судьбе. И тогда к князю Андрею приходит ошеломляющее прозрение.

    Слайд 64

    «Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба"
    И перед глазами князя Андрея раскроется чистое высокое небо - символ истины. И отрывистые, резкие фразы, порожденные сумятицей сражения, сменяются величавым, медленным и глубоким повествованием: "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались... совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба". Что же включает князь Андрей в это «всё»? (Суета, ложь, борьба тщеславий, бессмысленность войны, увлечение Наполеоном). Взамен былого кумира он обретает высокие и вечные ценности, которых не знал прежде: счастье просто жить, возможность дышать, видеть небо, быть.

    Слайд 65

    (2 том) Какую жизнь Толстой называет мирной и настоящей и почему рушится «мир» к концу 2 тома?
    Духовные искания Пьера Безухова (пересказ-анализ глав: 1 часть 4-6 главы; 2 часть 1-4, 10 главы; 3 часть 7 глава). 1. Каким видим Пьера в сценах ссоры и разрыва с женой, в сцене дуэли с Долоховым? 2. Что привело Пьера в общество масонов? Какую деятельность ведёт он в нём? Каковы причины разочарования?