Подробный конспект урока-диспута « “Злой нрав” или “глубокая постоянная грусть” лежат в характере Печорина» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (9 класс)). Тема: Герой-двойник, его роль в раскрытии печоринской души Злой нрав или глубокая пос

Тема: герой-двойник, его роль в раскрытии печоринской души.

Цель: сопоставляя образ Печорина с образами его двойников, более глубоко понять противоречивость героя и драму его судьбы.

Начало урока: чтение домашних размышлений о Мери и Печорине. Комментарий учителя (Да, Печорин, возможно, с радостью отмечал в себе искры влюбленности в Мери и пробуждал в ней любовь не только ради любопытства и развлечения. И если принес несчастье княжне, то сам не менее несчастен) -

Вспомним портрет, нарисованный рассказчиком в повести «Максим Максимович»: «Они(глаза) не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Мы видим в поступках героя подтверждение того и другого. Приведем несколько примеров:

Злой нрав:

Милая княжна, если вы объявите мне войну, я буду беспощаден.

За что она (Вера) меня так любит.. со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями…Неужели зло так привлекательно?

А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок… его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет.

Я внутренно хохотал…явно, что он влюблен… тут-то я буду наслаждаться.

Глубокая постоянная грусть:

« Когда он (Вернер) ушёл, ужасная грусть стеснила мое сердце. Всякое напоминание о минувшей печали или радости болезненно ударяет в мою душу…»

« Сердце мое болезненно сжалось, как после первого расставания. О, как я обрадовался этому чувству! Уж не молодость ли с своими благотворными бурями хочет вернуться ко мне, или это только её прощальный взгляд. Последний подарок – на память?»


«Я шёл медленно; мне было грустно… Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды…»

Вывод : вместо союза « или» (злого нрава или…) можно поставить союз и, ибо и то, и другое чувство присутствуют в

Печорине и объясняют противоречивость его поступков: да, он совершает дурные, даже злодейские поступки, но никто, кроме него, не судит за них себя так строго, не страдает, не отчаивается, не ропщет на судьбу.

Задание : Взаимоотношения с Грушницким и Вернером, которых назовем двойниками Печорина, еще более ярко вырисовывают эту незаурядную, яркую личность. Сопоставим образы Печорина и Грушницкого.

Почему Грушницкий так неприятен Печорину? (Грушницкий – карикатура на Печорина, так как подражает ему: играет роль разочарованного человека, говорит об этом пышными вычурными фразами, хочет произвести впечатление загадочного, скрывающего тайну героя. Печорина мучает разочарованность как болезнь, он ненавидит вычурность и фразы напоказ, поэтому ему невольно хочется избавиться от двойника – убрать его с дороги).

Вернер понял, что Грушницкий будет очередной жертвой Печорина: « Я предчувствую, что бедный Грушницкий будет вашей жертвой». Но предполагал ли он, что игра зайдет так далеко! Печорин объявляет войну всему «водяному обществу». Что испытывает Печорин, когда случайно подслушивает заговор против себя?

Да, он с трепетом ждет, что ответит Грушницкий, надеется, что хоть искра совести сверкнет в его душе. Но нет, он часть этого подлого общества, готового мстить тому, кто на них не похож. И Печорин по-настоящему взбешен: «Вы дорого можете заплатить за одобрение ваших глупых товарищей. Я вам не игрушка».

Печорин надеялся до последнего, что Грушницкий не согласится на подлость, это говорит нам, что он еще не законченный негодяй, и Печорин об этом знает. Какие эпизоды показывают нам, что в нем идет борьба между добром и злом?

Зачитаем примеры на экране:

«Грушницкий стоял передо мною, опустив глаза, в сильном волнении. Но борьба совести с самолюбием была непродолжительна. Драгунский капитан…толкнул его локтем; он вздрогнул и быстро отвечал мне…

Вернер: «Грушницкий, кажется поблагороднее своих товарищей». (Долго не соглашался на подлог с пистолетеми).

«С тех пор как мы приехали, он первый раз поднял на меня глаза; но во взгляде его было какое-то беспокойство, изобличавшее внутреннюю борьбу»

«Лицо его ежеминутно менялось. Я его поставил в затруднительное положение. Стреляясь при обыкновенных условиях, он мог целить мне в ногу, легко меня ранить и удовлетворить таким образом свою месть… но теперь он должен сделаться убийцей…Он отвел капитана в сторону и стал говорить ему что-то с большим жаром, я видел, как посиневшие его губы дрожали…»

- «Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного…»

-«Он вдруг опустил дуло пистолета и, побледнев, как полотно, повернулся к своему секунданту.

Трус! - отвечал капитан.

Выстрел раздался.

Просмотр эпизода «Дуэль» из фильма А. Котта «Герой нашего времени»

Обсуждение:

Какая борьба идет в душе Грушницкого, что мешает победить совести и великодушию?

Вывод : действительно, Грушницкий еще молод, характер не сформировался, он все время кому-то подражает, зависит от более сильной личности. Сначала это был Печорин, который все время подсмеивался над ним, сейчас это драгунский капитан, который толкает его на бесчестный поступок из ненависти к Печорину. Грушницкий – игрушка в их руках. В нем идет борьба между желанием наказать Печорина и неприятием жестокости и подлости игры, придуманной капитаном.


Наблюдение :


Какую роль в этой борьбе играет Печорин?

Вывод : он спокойно наблюдает за тем, что происходит в душе Грушницкого, констатирует: покраснел, побледнел, опустил дуло пистолета. Продолжает настаивать отказаться от клеветы. Кажется, он искренне хочет, чтобы в Грушницком проснулась совесть, но добивается противоположного – невольно передает ему свое презрение. В Грушницком просыпается ненависть к насмешливому, высокомерному, вечно правому противнику, он бросает вызов: нам на земле вдвоем нет места. Получается, что Печорин своим отношением к Грушницкому пробудил в нем не лучшие, добрые чувства, а низменные, злые.

Обсуждение:

- После смерти Грушницкого у читателя остается тягостное чувство невосполнимой потери, невозможности все изменить. Герою нашему тоже тяжело: «Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один». Вернер не может с ним более общаться: «…можете спать спокойно…если можете…Прощайте…» Почему мы виним вместе с Вернером во всем происшедшем Печорина?

Вывод:

Вернер помогает нам понять, что Печорин в своем психологическом эксперименте зашел слишком далеко. Он блистательно провел весь спектакль, наказал виновного, защитил честь оклеветанной девушки, но не стал героем в своих глазах, он недоволен собой, хотя считает, что «взял на себя всю тягость ответственности». Действительно, он слишком много взял на себя: сначала роль судьи, затем роль возмездия, палача. Однако не он дал жизнь человеку, и не ему её отнимать, пусть даже у самого ничтожного человека.

Заключение

На экране цитата из « Предисловия к «Герою нашего времени» Вл. Набокова:

…Лермонтову удалось создать вымышленный образ человека, чей романтический порыв и цинизм, тигриная гибкость и орлиный взор, горячая кровь и холодная голова, ласковость и мрачность, мягкость и жестокость, душевная тонкость и властная потребность повелевать, безжалостность и осознание своей безжалостности остаются неизменно привлекательными для читателей самых разных стран и эпох, в особенности же для молодежи.

Задание : Задумайтесь, справедливо ли суждение Набокова, с чем вы согласны, что можете добавить о герое, который, я уверена, не оставил вас равнодушными. Изложите свои размышления в домашнем сочинении .


1. Печорин в восприятии окружающих.
2. Как оценивает себя сам Печорин.
3. Жизнь внутренняя и внешняя.

Я не для ангелов и рая
Всесильным богом сотворен;
Но для чего живу, страдая,
Про это больше знает он.
М. Ю. Лермонтов

Название романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» конечно же не случайно. Автор хотел подчеркнуть, что характер Печорина — это своего рода собирательный образ поколения дворянской молодежи, ровесников Лермонтова: «Герой Нашего Времени... точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Судьба поколения, бездумно и бессмысленно растратившего силы и лучшие движения души, является одной из значимых тем в творчестве Лермонтова. Например, безжалостная характеристика поколения дана в стихотворении «Дума» («Печально я гляжу на наше поколенье...»). Однако разница заключается в том, что в «Думе» Лермонтов обобщает, говорит о поколении в целом. В «Герое нашего времени» речь идет о судьбе конкретного человека, представителя своего времени и поколения.

Обращение к образу незаурядной и гордой личности, выдающиеся способности которой не реализовались, является продолжением традиций романтизма, в первую очередь заложенных в творчестве Дж. Байрона. В то же время в романе Лермонтова ощущается сильное тяготение к реализму. «...В нем больше правды, нежели бы вы того желали», — подчеркивает автор, говоря о характере своего героя. Действительно Лермонтов не приукрашивает своего героя и не стремится сверх меры очернить его. Чтобы добиться наиболее объективного, беспристрастного изображения особенностей личности своего героя, автор то показывает Печорина глазами Максима Максимыча, то вводит собственные наблюдения, то раскрывает перед читателем страницы дневника, в который Печорин записывал не только события из своей жизни, но и размышления, дающие возможность составить представление о незримых движениях его души.

Противоречивость натуры Печорина отмечают все, кто хоть недолго общался с ним или даже просто наблюдал за ним со стороны. Максим Максимыч, который относился к Печорину дружески, считал его «славным малым», искренне недоумевает по поводу его странностей: «Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеху...».

Лермонтов пишет о скрытности своего героя и о странности в его мимике: глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Автор отмечает, что «это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Как человек, склонный к самоанализу, Печорин прекрасно сознает противоречивость своей натуры. В своем дневнике он не без юмора отмечает: «Присутствие энтузиаста обдает меня крещенским холодом, и, я думаю, частые сношения с вялым флегматиком сделали бы из меня страстного мечтателя». Что это — желание выделиться из толпы? Едва ли... — Печорин и так достаточно высокого мнения о себе, чтобы заниматься таким пустяками. Скорее движущей силой здесь является «дух сомнения», мотив влияния которого вообще достаточно силен в творчестве Лермонтова. «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает», — признается сам Печорин.

Одно из наиболее ярких противоречий Печорина проявляется в его отношении к любви. Не единожды он пишет в своем дневнике о желании быть любимым. Нужно признать, что он умеет этого добиться. Однако сам Печорин не способен на сильное ответное чувство. Завоевав бесхитростное сердце Бэлы, он скоро теряет к ней интерес. А для чего он так старательно добивался любви Мери? На это вопрос Печорин и сам толком не может ответить. Вероятно, потому, что ему приятно ощущение власти над другим человеком: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!.. Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

К Вере Печорин испытывал достаточно сильную привязанность, однако обнаруживается это в тот момент, когда он понял, что больше ее не увидит. Однако и Веру он любил «как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна». Самой Вере эта любовь принесла больше душевных терзаний, чем радости, ведь Печорин ни ее любовью, ни любовью других женщин не дорожил настолько, чтобы чем-то пожертвовать для них, поступиться хоть малейшими своими привычками.

Итак, Печорин, с одной стороны, мечтает о том, чтобы его любили, полагает, что ему хватило бы одной сильной привязанности, а с другой, осознает себя непригодным для семейной жизни: «Нет, я бы не ужился с этой долей! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится...».

Другое противоречие натуры Печорина — это постоянная скука и жажда деятельности. Видимо, по своей сути Печорин является достаточно активной личностью: мы видим, как он вовлекает окружающих в водоворот событий, им же и спровоцированных. «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!», однако эти приключения происходят именно благодаря активной позиции самого героя. Но деятельность Печорина не имеет прочной основы: все, что он предпринимает, нацелено на борьбу со скукой — и только. И даже этой цели не может достигнуть герой Лермонтова. В лучшем случае ему удается ненадолго отогнать скуку, но вскоре она возвращается: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня...». Мало этого, отсутствие цели, праздный образ жизни способствовали развитию таких отрицательных качеств, как цинизм, высокомерие, пренебрежения к чувствам окружающих.

А ведь Печорин наделен и многими достоинствами: острым умом, проницательностью, своеобразным чувством юмора, силой воли, храбростью, наблюдательностью и обаянием. Однако жизнь его лишена внутреннего смысла и радости: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни».

Печорин Григорий Александрович - главный герой романа. Его характер сформировался в обстановке высшего света, что роднит его с героем романа “Евгений Онегин”. Но суета и безнравственность общества “приличьем стянутых масок” наскучили герою. Печорин -- офицер. Он служит, но не выслуживается, не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело, то есть не стремится произвести впечатление средствами, доступными обычным людям. М. Ю. Лермонтов намекает на политический характер ссылки Печорина на Кавказ, некоторые замечания в тексте позволяют говорить о его близости к идеологии декабризма. Так в романе возникает тема личной героики в том трагическом осмыслении, которое она получает в 30-е годы XIX века.

Уже в первой повести подчеркивается, что Печорин -- человек незаурядный. “Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи”, -- говорит Максим Максимыч, Необычность героя проявляется и в его портрете. Его глаза, отмечает автор, “не смеялись, когда он смеялся!”. Что это: признак “злого нрава или глубокой, постоянной грусти”?

С образом Печорина в романе связана проблема нравственности. Во всех новеллах, которые Лермонтов объединит в романе, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бэла, разочаровывается в дружбе с ним Максим Максимыч, страдают Мери и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом “честные контрабандисты”, погибает молодой офицер Вулич. Сам герой романа осознает: “Как орудие казни, я упадал на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаленья...” Вся его жизнь -- постоянный эксперимент, игра с судьбой, причем Печорин позволяет себе рисковать не только своей жизнью, но и жизнями тех, кто оказался рядом. Ему свойственны неверие и индивидуализм. Печорин, по сути, считает себя сверхчеловеком, сумевшим подняться над обычной нравственностью. Впрочем, он не желает ни добра, ни зла, а лишь хочет понять, что это такое. Все это не может не отталкивать читателя. И Лермонтов не идеализирует своего героя. Впрочем, в названии романа, на мой взгляд, заключена “злая ирония” не над словом “герой”, а над словами “наше время”.

Именно эпоха реакции, наступившая в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину. Герой “чувствует в душе своей силы необъятные”, но не находит в жизни возможности реализовать “назначенье высокое”, потому растрачивает себя на погоню за “страстями пустыми”, утоляет жажду жизни в бессмысленном риске и постоянном самоанализе, который разъедает его изнутри. Рефлексию, перенесение активной деятельности на замкнутость в собственном внутреннем мире М. Ю. Лермонтов считает одной из важнейших черт своего поколения. Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...” Каковы причины этой раздвоенности? “Я говорил правду -- мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...” -- признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин -- эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл “страдающим эгоистом” и “эгоистом поневоле”. То же самое можно сказать и о Печорине. Роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”.

И все же Печорин -- натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник -- не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Бэлы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость -- маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы “Демон”. И правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное. Но эта демоническая личность стала частью “нынешнего племени” и превратилась в карикатуру на саму себя. Сильная воля и жажда деятельности сменились разочарованностью и бессилием, и даже высокий эгоизм постепенно начал превращаться в мелкое себялюбие. Черты сильной личности остаются лишь в образе отщепенца, который, однако, принадлежит своему поколению.

Гениальность М. Ю. Лермонтова выразилась прежде всего в том, что он создал бессмертный образ героя, воплотившего все противоречия своей эпохи. Не случайно В. Г. Белинский увидел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем»

Значение романа «Герой нашего времени» в последующем развитии русской литературы огромно. В это произведение Лермонтов впервые в «истории души человеческой» вскрыл такие глубинные пласты, которые не только уравнивали ее с «историей народа», но и показывали ее приобщенность к духовной истории человечества через ее личностно-родовую значимость. В отдельной личности высвечивались не только ее конкретно-временные социально-исторические признаки, но и всечеловеческие.

?????? ??????????????? ????? ?. ?. ?????????? «????? ?????? ???????» ? ???????? ??????? ????? ???????? ????? ???? ? ?? ?????? ????????? ?????????????? ?????????? ?????????, ?. ????????, Ф.М. ????????????, ??????. ?. ?. ??????? ??? ??????? ? ???????? ????? ?????????? ? ??? ?????? «????? ?????? ???????»: «?????????-??????? ??? ????, ??? ??, ? ???? ?? ??????, ????? ??? ???, ?????? ??????????, ?????? ??????? ????????????? ?????, ?????? ???????????? ?? ??? ?????? ??????? ??????? ???????????? ??????????...»

Разделы: Литература

УРОК 1.
«Странный человек»

Тема: «Странный человек» («Бэла»)

Цель: Вывести смысл повести за рамки любовного сюжета, обнаружить в нем общие причины трагедии Печорина

Задачи:

  • выяснить первоначальное восприятие учащимися романа;
  • подвести ребят к пониманию значения композиции и роли в раскрытии идейного замысла романа;
  • заинтересовать их романтическим сюжетом повести «Бэла» и личностью странного человека – Печорина.

Концепция: Анализ повести «Бэла» интересен для учеников, так как они захвачены драматической историей любви Печорина к черкешенке и сочувствует ей. Цель урока заключается в том, чтобы вывести смысл повести за рамки любовного сюжета, обнаружить в нем общие причины трагедии Печорина. На уроке необходимо показать Печорина в его отношениях с горцами и Максимом Максимычем. Вначале выясним отношение учеников к героям повести, проводя устное словесное рисование или рассматривая иллюстрации Серова, Врубеля, Репина. Обаяние горцев, их цельность, сила чувств, смелость и естественность к решению вопроса о том, почему Печорин хочет приблизиться к ним.

Любовь к Бэле для Печорина не каприз избалованного сердца, но попытка вернуться в мир искренних чувств «детей природы». Почему эта попытка не удалась? Почему Печорин восхищает Бэлу и добивается ее любви? Можно ли было предвидеть по началу отношений Печорина с Белой трагическую развязку? Какую роль в этом предвосхищении событий читателем играют пейзажи? Кто виноват в гибели Бэлы? Разрешение в беседе этих вопросов подводит к центральному вопросу урока: кто же Печорин – виновник или жертва трагедии?

Перечитываем исповедь Печорина перед Максимом Максимычем и убеждаемся в том, что герой объясняет здесь как следствие законов времени и своего круга. Снимает ли это вину с Печорина? Как он отнесся к смерти Бэлы? Максим Максимыч винит Печорина в равнодушии: «… его лицо не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя». Правда, на своем месте Максим Максимыч, который «любил ее, как отец», пошел заказывать гроб и признается, что «частью для развлечения занялся этим».

Затем выясняем, какую роль во всей этой истории играет Максим Максимыч, кто он – сочувственный свидетель или непосредственный участник происходящего. Мысль познакомить Печорина с Бэлой принадлежит Максиму Максимычу. Сочувствуя по доброте сердца «тоненькому, беленькому» офицеру «с большими странностями», Максим Максимыч хочет развлечь его и везет на свадьбу к князю. При этом у него «было свое на уме», хотел он этой встречей с Бэлой изменить мнение Печорина о черкешенках.

Добрый порыв Максима Максимыча оборачивается бедой именно потому, что он не привык думать о следствиях своих поступков. Порой он сам винит себя в том: «Никогда себе не прощу одного: черт меня дернул, приехав в крепость, пересказать Григорию Александровичу все, что я слышал, сидя за забором; он посмеялся, - такой хитрый! – а сам задумал кое-что». Непосредственность Максима Максимыча подводит его, как и его доброта: сам того не желая, он подсказывает Печорину способ похищения Бэлы. Максим Максимыч честен и чуток, он понимает, что похищение Бэлы – «нехорошее дело», но доказать своей правоты Печорину не в силах.

Печорин здесь дан в самом невыгодном освещении: он добивается Бэлы, ничем не рискуя, хитросплетения ума заменяют отвагу. Похищение, совершенное чужими руками, скверно, но Максим Максимыч не в силах объяснить это и может лишь укорять Печорина, который постоянно ставит его «в тупик». Читаем в лицах их диалог и обращаем внимание на странность первых доводов Максима Максимыча: «Вы сделали поступок, за который и я могу отвечать». Забота о себе в такой момент менее всего свидетельствует о доброте, как разность официального и интимного тона в репликах Максима Максимыча свидетельствуют об отсутствии цельности его позиции.

Добро Максима Максимыча не может противостоять злу, которое совершает Печорин. Более того, Максим Максимыч, невольно вовлекаясь в поединок, который идет между Белой и Печориным, поддразнивает его и, как игрок, соглашается на пари. По другому поводу, говоря оботношении Максима Максимыча к горцам, автор заметит: «Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения».

Итак, доброта, непосредственность, честность Максима Максимыча оказываются явно недостаточными, чтобы противостоять злу или хотя бы понимать смысл совершающего. При этом, любя Печорина, Максим Максимыч не в силах и ему помочь, понять его трагедию: «Скажите-ка, пожалуйста, - продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне, - вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужто тамошняя молодежь вся такова?» Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть вероятно, и такие, которые говорят правду… и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок. Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво:

А все, чай, французы ввели моду скучать?

Нет, англичане.

Ага, вот что!.. – Отвечал он, - да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!»

Ограниченность Максима Максимыча не просто соседствует с его добротой, но подтачивает ее и противодействует ей.

В заключении урока знакомим учеников с точкой зрения Белинского на Максима Максимыча и предлагаем дома ответить на вопрос, серьезно или иронично заключение повести: «сознать, однако же, что Максим Максимыч человек достойный уважения? Если вы сознаетесь в этом, то я вполне буду вознагражден за свой, может быть, слишком длинный рассказ».

Выделение в последних строках повести отношения к штабс-капитану подчеркивает, что для автора романа смысл повести не сводится к истории Бэлы. Дома поручаем ученикам прочесть статьи учебника: «Особенности изображения природы Кавказа и быта горцев», «Казбич и Азамат», «Бэла», «Печорин и горцы» - и к одной из статей подобрать факты в романе подтверждающие те характеристики героев, которые даны в учебнике. Кроме того, поручаем ученикам перечитать вторую часть романа и ответить на вопрос: "Злой нрав» или «глубокая, постоянная грусть» лежат в основе характера Печорина?

Структура урока:

Учебные проблемные ситуации:

Экспозиция

Шел 1840 год. В свет выходит роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». На автора посыпались обвинения:

  • «оклеветал целое поколение. Назвать такого человека героем безнравственно»;
  • «Мы заявляем, - кричали другие, задетые автором романа, - Печорин – портрет самого Лермонтова».

Все эти разноречивые и несправедливые отклики заставили Лермонтова написать предисловие, где он отверг неверные толкования и раскрыл свое отношение: «… В нем больше правды, нежели вы того желали».

Итак, мы начнем изучать этот роман, постараемся с вами на этом и следующих уроках разгадать загадки произведения, раскрыть его замысел. Но сначала поговорим о предисловии к роману.

Выразительное чтение.

Учителем предисловия к роману.

Как вы понимаете высказывания критиков? С каким героем вы познакомились? Какое впечатление он на вас произвел?

I учебная ситуация.

Кто же Печорин – виновник или жертва трагедии?

Авг 11 2010

Но при всей своей одарённости и богатстве духовных сил он, по его собственному справедливому определению, - «нравственный калека». Его характер и всё его поведение отличаются крайней противоречивостью. Эта противоречивость отчётливо сказывается уже в его внешности, отражающей, как и у всех людей, по мнению Лермонтова, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, настойчиво подчеркивает странности своего . Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». говорит: «Это признак пли злого нрава, или глубокой, постоянной грусти…» «Взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжёлый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен». Походка Печорина «была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками,- верный признак некоторой скрытности характера». С одной стороны, у Печорина «крепкое сложение», с другой - «нервическая слабость». около 30 лет, а «в его улыбке что-то детское».

Максим Максимыч тоже поражался странностям Печорина, противоречиям в его характере: «В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился: ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил па кабина один на один…»

Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе со леей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, «болезнь» поколения того времени.

«Целая моя , - указывает сам , - была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». В чём же они проявляются?

Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин- скептик, разочарованный , который живёт «из любопытства», с другой - в нём огромная жажда жизни, деятельности.

Во-вторых, в нём борется рассудочность с требованиями чувства, ум и сердце. Печорин говорит: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Но у Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу. От соприкосновения с ней, «какая бы горесть ни лежала на сердце, - говорит он, - какое бы беспокойство ни томило мысль, всё в минуту рассеется, на душе станет легко».

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Своё внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, «есть не что иное, как жажда власти, а первое моё удовольствие, - говорит он далее, - подчинять моей воле всё, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?»

Но Печорин не такой бессердечный эгоист. Он способен на глубокую любовь. Об этом говорит нам его отношение к Вере. Получив её последнее письмо, Печорин, «как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск… Одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку… При возможности потерять её навеки, - пишет он, - Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, !» Оставшись без коня в степи, «он упал на мокрую траву и, как ребёнок, заплакал». Эта противоречивость и не даёт возможности Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души.

Накануне дуэли, вспоминая всю свою прошедшую жизнь, Печорин задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Отвечая на этот вопрос, он пишет в своём дневнике: «А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Но Печорин не нашёл этого своего «высокого назначения», не нашёл деятельности, достойной его «необъятных сил». Он тратит богатые силы свои на действия, его недостойные: разрушает жизнь «честных контрабандистов», похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от неё, убивает Грушницкого. Всем, с кем он соприкасается, он приносит горе или даже гибель: погибли Бэла и Грушницкий, несчастны Вера и Мери, до глубины души огорчён Максим Максимыч: сухая встреча его с Печориным заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми.

Вот оно, самое страшное противоречие: «необъятные силы души» - и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» - и приносит людям одно лишь зло и несчастье, наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеющие душой: жажда полноты жизни - и полная безнадёжность, сознание своей обречённости.

Кто ж виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность», в лишнего человека? Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Во мне душа испорчена светом», т. е. тем светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не смог. «Моя

бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом: лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли». Но дело здесь не только в дворянском обществе. В 20-е годы из этого общества вышли и декабристы. Дело в том, что Печорин типичный герой своего времени.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Печорин сильная, волевая натура, жаждущая деятельности . Литературные сочинения!