Описание картины Николая Крымова «К весне. Технологическая карта урока по литературному чтению на тему «Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи» (4 класс) Сочинения по темам

09.05.2015

Описание картины Николая Крымова «К весне»

Николай Петрович Крымов был замечательным художником, который был известен и как теоретик искусства, и как учитель для других художников. Многие его ученики остались ему благодарными на долгое время, и создали также множество удивительных работ. Картина «К весне» была написана художником в 1907 году, в самом рассвете его творчества. И она показывает нам чудесное время оживления природы - те самые немногочисленные дни, когда происходит смена времени года. Многие люди могут просто не замечать этого времени, и поэтому автор внес свою лепту, запечатлев чудесное мгновение. Мы видим деревянные дома, которые обычно находились за городской чертой, и где жили обычные люди. Снег еще не сошел ни с земли у домов, ни с крыш, ни с деревьев. Но начинается весна, и становится теплее. Капель добавляет к этой атмосфере еще большей жизнерадостности. И на картине мы видим, как зима постепенно отступает, и покров ее становится все меньше и меньше.

С крыш деревьев снег подает вниз, и они уже практически полностью очищены. Деревья, которые мы также видим на переднем плане, уже полностью очистились от снега. Перелетные птицы, прилетевшие сюда целой стаей, возвещают о скором тепле. Причем это не только серые скворцы, или грачи, которые прилетают весной. Это еще и снегири, которые в скором времени отправятся в холодные места. За домами мы видим лес, который только отошел от зимней спячки, и в скором времени будет готовиться к тому, чтобы распахнуть свои зеленые листья навстречу весне, солнцу и теплу. Картина выполнена в ярких красках, и мы понимаем, что солнце уже не морозное. Как обычно зимой. Оно наполняет все вокруг теплом, и прогоняет зиму с этих мест. Скоро потекут ручейки, земля очистится от снега, распустятся листья, и каждый день будет более веселым и солнечным, чем зимой.

Николай Петрович Крымов — художник, творивший в прошлом веке. Его любимым жанром были пейзажи. Поля, леса, сельские домики, утопающие в снегах или лучах света — Крымов писал родную природу и не изменял избранному пути несмотря на бурные события, происходившие в стране. Он пережил три войны, знал нищету, но в своих работах никогда не касался политики или злободневных тем, так же как никогда не стремился творчеством угодить кому-либо.

Семья — всему начало

Художник Н. П. Крымов родился 2 мая (20 апреля по старому стилю) 1884 года. Он не принадлежал к числу тех творцов, родители которых были категорически против следования ребенка по пути искусства. Отец Николая, Петр Алексеевич, был портретистом, работал в манере «передвижников», преподавал рисование в московских гимназиях. Талант мальчика он и его супруга Мария Егоровна заметили рано. Глава большого семейства (у Николая было одиннадцать братьев и сестер) с малых лет прививал детям умение видеть красоту окружающего мира. Он и стал первым учителем Николая Крымова.

Учителя

В 1904 году мальчик поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. В 1907 перевелся на живописное. Среди его преподавателей были известные деятели искусства: В. Серов, внесший немало преобразований в учебный процесс, Л. О. Пастернак, отец Бориса Пастернака, иллюстратор произведений Льва Толстого, художник-передвижник младшего поколения. Однако, как пишет сам Крымов, художник, который стал его главным учителем, умер еще до того, как Николай стал студентом. Это был Исаак Левитан. Его работы оказали заметное влияние на творчество Крымова.

Первый успех

Николай Крымов — художник счастливой судьбы. Его талант оценили по достоинству уже во время пребывания в училище. Этюд «Крыши со снегом», написанный в 1906 году, впечатлил преподавателя А. Васнецова, брата известного художника. Он купил картину у молодого мастера, а через два года ее выкупила Третьековская галерея. Крымову тогда было всего двадцать четыре года.

Голубая роза

Безусловно, Крымов — художник-пейзажист: любимый жанр он определил, только начав творческий путь, однако его манера письма претерпевала изменения на протяжении всей жизни. В 1907 году Николай Петрович стал одним из самых юных участников выставки «Голубая роза». Мастера, участвовавшие в экспозиции, отличались особой манерой изображения. Они умели подметить тайну в обыденной красоте, передавать поэзию привычного. На выставке Крымов разместил три работы: «К весне» и два варианта «Песчаных откосов».

Художники, участвовавшие в выставке, стали именоваться «голуборозовцами». Их работы были полны внутренней гармонией и особой тишиной. Представители направления, в том числе и Крымов, пробовали свои силы и в импрессионизме. Этот жанр был близок по духу «голуборозовцам». Импрессионисты стремились передать в работах мимолетные впечатления, красоту момента в его движении. Однако по мере становления Крымов и его соратники, пробовавшие себя в молодом, зародившемся во Франции направлении, стали отходить от него, претворяя в полотнах новые, порой противоположные импрессионизму идеи.

Дальнейший творческий поиск

Тягу к символизму, свойственную «голуборозовцам», художник Н. Крымов в полной мере насытил во время работы над оформлением журнала «Золотое руно». Картины того периода (1906-1909, «Под солнцем», «Снегири» и другие) некоторой размытостью красок и сходством с полуденным маревом напоминали гобелены.

В то же время манера письма Крымова стала меняться. Символизм и недосказанность начали уступать место иронии, шутке и гротеску. Картины «Ветреный день», «Московский пейзаж. Радуга», «После весеннего дождя», «Новый трактир» тяготеют к примитивизму и передают новые впечатления, накопившиеся за многие годы жизни в Москве с ее ярмарками и праздниками. Новые пейзажи Крымова наполнены детским восприятием. Светлые картины буквально дышат весельем и озорством, радостью из-за простых и привычных событий: появления радуги, солнечных лучей или новых высоких домов на улице. А передает это художник при помощи ярких красок и геометризации формы, пришедших на смену тщательной проработке цветовых сочетаний. Однако и эта манера письма стала лишь промежуточным этапом в творческом развитии Крымова.

Недостижимая гармония

С 1910-х в творчестве Крымова стали отчетливо проступать классические мотивы, характерные для французских пейзажистов XVII века. и Никола Пуссен разработали композицию с тремя планами, в каждом из которых доминировал определенный цвет: коричневый, зеленый и на третьем плане — голубой. Картины, написанные в такой манере, сочетали реальность и фантазию одновременно. Они передавали вполне земные пейзажи, но гармония, царившая на полотне, была недостижимо совершенной.

Николай Крымов — художник, никогда не повторявший слепо за учителями или признанными гениями прошлого. Классическую манеру Пуссена и Лоррена он соединял в своих работах с примитивизмом, как в картине «Рассвет», и позже с собственной теорией тона. Со временем он отошел от написания пейзажей только с натуры. Николай Петрович стал дополнять увиденное в реальности фантазией, воспроизводя сюжеты по памяти и создавая ту самую гармонию, мечта о которой преследовала большинство мастеров начала прошлого века.

Зима и лето

С натуры Крымов писал только летом, когда они с женой уезжали за город или гостили у знакомых. Художник всегда подыскивал жилье с балконом, чтобы иметь возможность работать на воздухе и изображать живописные пейзажи.

Зимой же мастер творил по памяти, дополняя реальные картины новыми элементами. Эти работы, как и написанные с натуры, передавали красоту и гармонию природы, ее тайную и явную жизнь. Одно из полотен, которые таким образом создал художник Крымов, — «Зимний вечер» (1919). Даже если не знать названия картины, время суток на ней не вызывает сомнений: тень постепенно накрывает снега, на небе видны розоватые облака. За счет игры цвета и света художник смог передать тяжесть сугробов, под которыми спит земля, игру лучей заходящего солнца, не видимого на полотне, и даже ощущение мороза, подгоняющего путников домой, к теплу очага.

Система тона

В воспоминаниях современников художник Крымов, картины которого сейчас хранятся в музеях и частных коллекциях, предстает человеком принципиальным и последовательным, на все имеющим свою точку зрения. Среди его взглядов особо выделяется теория «общего тона», разработанная и многократно опробованная им. Суть ее в том, что главное в живописи не цвет, а тон, то есть сила света в цвете. Крымов учил студентов видеть, что вечерние краски всегда темнее дневных. Излагая теорию, он предлагал сравнивать белый цвет листа и Николай Петрович обосновывал в своих статьях, а затем показывал в работах, что естественность пейзажу дает именно правильно выбранный тон, а выбор цвета становится второстепенной задачей.

Сквозь все перипетии эпохи

Неземная гармония, игра света и тени, покой и пойманный момент — все это художник Крымов. Картина «Зимний вечер», а также полотна «Серый день», «Вечер в Звенигороде», «Домик в Тарусе» и другие, передают красоту мира в целом и природы в частности. От этой темы в своем творчестве Николай Петрович не отходил несмотря на все бурные события, что творились тогда в стране. Политические лозунги и наставления партии не проникли на его полотна. Свою «систему тона» он развивал и передавал ученикам. Николай Крымов умер 6 мая 1958 года, успев передать науку живописи многим молодым художникам, ставшим впоследствии известными деятелями искусства.

Вклад Николая Крымова в теорию живописи неоценим. Сегодня работы мастера можно увидеть в музеях страны. Многие из картин Крымова хранятся в частных коллекциях. Полотна художника по-прежнему вызывают восхищение, а его емкие и меткие высказывания в среде деятелей искусства давно стали крылатыми выражениями.


В историю русского искусства Н. П. Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.

Родился в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 г. поступил в МУЖВЗ, где занимался у В. А. Серова и К. А. Коровина.

В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками и работе на полотнах небольших форматов.

Классическая музыка Шопен


Мартовский мороз. 1900-е
Картон, масло. 32 x 24 см
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина

Талант молодого художника развивался быстро. Уже одна из первых его самостоятельных вещей - "Крыши под снегом" (1906)-была приобретена В. А. Серовым для Третьяковской галереи.

Картон, масло. 24 x 19 см

Москва

https://img-fotki.yandex.ru/get/101212/144337373.39c/0_15db5b_ab0e11a3_XXL.jpg" width="1022" height="1024" border="0" title="Сосны. 1907Холст, масло. 80 x 80 смЧастное собрание" alt="Сосны. 1907Холст, масло. 80 x 80 смЧастное собрание">
Сосны. 1907
Холст, масло. 80 x 80 см
Частное собрание



Сосны и скалы. 1907
Холст, масло. 69 x 106 см
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Крымов участвовал в выставках объединений "Голубая роза", "Венок", Союза русских художников. К моменту окончания училища (1911) он уже известный художник. Ранние работы Крымова ("Солнечный день", 1906; "Снегири", 1906; "К весне", 1907; "После весеннего дождя", 1908, и др.) можно назвать умеренно импрессионистическими: раздельный мазок, чистые краски, правда несколько блеклые, так сказать "нежные" и "поэтичные", - вполне в духе времени.


Солнечный день. 1906
Холст, масло. 27 x 49 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва


К весне. 1907
Холст, масло. 52 x 71 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва


«После весеннего дождя»
1908г.
Холст на картоне, масло 53,3 х 71
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

В пейзажах 1910-х гг. ("Лунная ночь в лесу", 1911; "Розовая зима", 1912; "Вечер", 1914; "Опушка леса", вторая половина 1910-х, и др.) Крымов стремился соединить непосредственность впечатления с декоративностью, обобщенность формы с тщательностью и тонкостью исполнения.


Лунная ночь. 1910-е
Бумага, тушь, гуашь. 13 x 20 см
Частное собрание



Розовая зима. 1912
Холст, масло. 55 x 66 см
Смоленский государственный музей-заповедник

Крымов любит писать воду и отражения в ней, когда мир словно удваивается, когда небо сливается с землей, когда возникают неожиданные пространственные прорывы ("Утро", 1911; "Ночной пейзаж с домом", 1917; "Полдень", вторая половина 1910-х). Природа в его картинах словно замерла; какие бы природные состояния ни изображал художник, над всем господствует его собственное поэтически-созерцательное состояние.


Утро. 1910
Холст, масло. 58 x 71 см

Санкт-Петербург



Полдень. 1910-е
Холст, масло
Вологодская областная картинная галерея

Но иногда в работах Крымова появляются жанровые мотивы, имеющие несколько лубочный характер ("Пейзаж с грозой", "Площадь", обе 1908, и др.). В эти годы творчество Крымова, при всем его своеобразии, еще лишено цельности, и в картинах художника можно обнаружить следы влияний разных мастеров - от А. И. Куинджи до К. А. Сомова и Н. Н. Сапунова.


Пейзаж с грозой. 1908
Холст, масло. 67 x 99 см



Площадь. 1908
Холст, масло. 47 x 88 см
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

Однако главным для Крымова всегда оставалось живое эмоциональное восприятие природы, ему решительно чужды модные надуманные построения и безудержное экспериментаторство. Это определило характер его дальнейшего развития.
В работах 1920-х гг. - например, "Деревня летом" (1921), "К вечеру" (1923), "Русская деревня" (1925) - Крымов уже классик, в смысле осознанного возвращения к традициям русской реалистической живописи конца XIX - начала XX в. (любимые художники Крымова - И. Е. Репин и И. И. Левитан).


Деревня летом. 1921
Картон, масло. 36 x 49 см



Вечер. Около 1920
Холст, масло. 30 x 42 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва



Пейзаж с рекой. 1923
Холст, масло. 39 x 50 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Честность и еще раз честность. Ничего внешнего. Никаких заученных приемов и подчеркнутых эффектов. Своеобразие и оригинальность проявятся сами собой, если художник действительно талантлив.


Пейзаж с деревьями. 1923
Бумага на фанере, масло. 16 x 22 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва

В работе с натуры Крымов требовал безусловной верности зрительному впечатлению. Тем не менее многие его пейзажи написаны по воображению, когда, используя отличное знание природы, художник создает своего рода живописный эквивалент определенному эмоциональному состоянию. Обобщенность своих картин Крымов объяснял тем, что он "не успевает" передать природу в целом и одновременно в многообразии деталей, в отличие, например, от А. А. Иванова, который "успевал".


На краю деревни. 1924
Холст, масло. 53 x 70 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва

Внешне основные творческие принципы Крымова кажутся очень простыми, но базируются они на глубокой профессиональной художественной культуре. При этом сам художник был не удовлетворен случайностью достигаемых результатов, отсутствием продуманного метода работы.


Зимой в провинции. 1933
Холст, масло. 43 x 74 см
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург

В 1926 г. он формулирует известную теорию "общего тона" в живописи. Не цвет, а тон, то есть сила света в цвете, - главное в живописи. Только верно взятый в тоне цвет действительно становится цветом, а не краской, одухотворяется. В качестве камертона, позволяющего определить истинную степень освещенности объекта изображения, Крымов предлагал использовать огонек свечи или спички. В сущности, художник попытался теоретически обобщить классическое, окончательно сложившееся в XIX в. понимание живописи.


К вечеру. 1926
Холст, масло. 37 x 46 см
Частное собрание


Сарай. 1926
Картон, масло. 22 x 29 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва


Речка. 1926
Картон, масло. 27 x 35 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва

Опираясь на свой метод, он написал множество прекрасных, тонких по живописи и чувству пейзажей: "Пейзаж. Летний день" (1926), "Вечер в Звенигороде" (1927), "Домик в Тарусе" (1930), "Зима" (1933), "Перед сумерками" (1935), "Вечер" (1939), "Вечер" (1944), "Цветы в крашеном ящике" (1948), "На краю деревни" (1952) и др. У Крымова было немало прямых учеников, которых он обучал по специально разработанной в соответствии со своей теорией системе. Но еще большее число художников имело возможность пользоваться его советами.


Вечер в деревне. 1927
Холст, масло
Таганрогский художественный музей

МАТЕРИАЛ ПРЕДСТАВЛЕН С ВИДЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА, СОПРОВОЖАЕТСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. УЧИТЕЛЬ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ В ОДНОИМЁННОЙ ПАПКЕ. ТИП УРОКА: УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ - ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВАЯ. ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Стихотворение С. А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н.П.Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи Подготовила Идрисбаева Светлана Николаевна, МБОУ ООШ №1 н.п. Африканда, Мурманская область

КЛЫЧКОВ СЕРГЕЙ АНТОНОВИЧ 1889 - 1937 КРЫМОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ 1884 - 1958

Цель исследования: - изучить произведения Клычкова А. С. и Крымова Н.П., - сравнить их, чтобы найти ответ на вопрос и проверить предположения.

Задание: рассмотреть с. 116 – 117 учебника, назвать тему урока, составить план исследования. 1. Анализ стихотворения Клычкова С. А. 2. Анализ картины Крымова Н. П. 3. Сравнение стихотворения и картины. План исследования.

ФИЗМИНУТКА Ранней весною дети гуляли, И за природой они наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их лучики согрели. Грачи прилетали, Крыльями помахали. И медведь в лесу проснулся, В ручеёк он окунулся. Кругом такая красота- Значит, к нам пришла весна.

щу-ря-ся по дуб- ро -вам стран-ни-чек в на- ру - кав -ни- це со сви - рел -кой

1-я строфа «Лесная опушка» - ГДЕ ПРОИСХОДИТ? 2 – 4-я строфы «Зайцы и дятел», «Медведь», «Автор» - ЧТО ПРОИСХОДИТ? 5-я строфа «Лель» КТО ПРИШЁЛ?

Домашнее задание по выбору: подобрать стихи Клычкова С.А. подготовить презентацию картинной галереи Крымова Н.П. выучить наизусть стихотворение «Весна в лесу»

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Идрисбаева Светлана Николаевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 класс

Тип урока: урок-исследование (индуктивного типа)

УМК: Школа России

Продолжительность урока: 45 мин

Обобщение урока

В произведениях поэта и художника есть общая тема и главная мысль, но каждый из них создаёт уникальный творческий продукт, используя различные средства выразительности

Тема

Стихотворение Клычкова С.А. «Весна в лесу». Картина Крымова Н.П. «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи

Цель

Создание условий для выдвижения детьми и формулирования ими разных гипотез о неизвестном, формирования способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Задачи

Образовательные:

  • формирование умения анализа лирического текста;
  • развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;
  • развитие умения определять содержание и выразительные средства произведения живописи.

Развивающие:

  • развитие умения определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
  • развитие умения читать стихи выразительно.

Воспитательные: развитие умения замечать прекрасное в окружающем, формирование эстетического вкуса.

УУД

Личностные УУД: восприятие литературного лирического произведения как особого вида искусства; эмоциональная отзывчивость на прочитанное, увиденное.

Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения; составлять план работы по решению учебной задачи; определять границы коллективного знания и незнания по теме.

Коммуникативные УУД: проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; понимать цель своего высказывания; проявлять терпимость к другому мнению; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; оценивать достижения участников групповой работы по выработанным критериям; находить нужную информацию в словарях.

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации на основе литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, схемы; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов, выявлять основную мысль произведения; находить в литературном тексте средства художественной выразительности, в произведении живописи средства изобразительной выразительности, объяснять смысл образных слов и выражений, сравнивать литературное произведение с репродукцией картины.

Планируемые результаты

Предметные:

  • умение называть фамилии и инициалы русских поэтов XX в.;
  • умение анализировать поэтический текст;
  • умение сравнивать произведения двух видов искусства;
  • передача настроения при чтении стихотворения с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.

Личностные:

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
  • проявление интереса к красоте поэтического слова;
  • получение эстетического удовольствия от восприятия живописи;
  • осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;
  • эмоционально-ценностное отношение к природе.

Метапредметные:

  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • выполнение учебно-познавательных действий, ориентирование в своей системе знаний, формулирование выводов, обобщений;
  • работа по предложенному плану;
  • выделение критериев (оснований) для проведения сравнения произведений литературного и изобразительного искусства;
  • сравнение произведения литературы и живописи;
  • оценивание действий одноклассников.

Основные понятия

Лирика, чувства, настроение, тема и главная мысль произведения, средства художественной и изобразительной выразительности

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, окружающий мир

Ресурсы: основные

дополнительные

Учебник Литературное чтение 4 класс, ч. II, с. 116, 117, портреты поэта Клычкова С.А. и художника Крымова Н.П., музыка Вивальди А. «Весна», словарь настроений, напечатанный текст стихотворения для анализа, карточки-облачки, фломастеры, толковые словари, словарь устаревших слов, презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор.

Формы работы на уроке

Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П – парная, Г - групповая

Технология

Проблемно-исследовательская

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предмет

ные

УУД

Познавальные УУД. Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД.

Организационный момент

Время: 2 мин .

Этапы:

а) организация класса

Дежурный призывает к соблюдению порядка в классе и сообщает о готовности к уроку: «Класс к уроку готов!»

Предлагает работать дежурному по классу

И Выполнить работу по организации класса

Р Определяют собственную готовность к уроку, осознают значимость начала учебной деятельности

б) включение в деятельность

Ученики по очереди выполняют задание и садятся.

Учитель предлагает назвать фамилию, имя, отчество одного из поэтов изучаемого раздела с помощью портретной галереи и сесть за парту

И Озвучить инициалы и фамилии поэтов раздела «Поэтическая тетрадь»

Называть фамилии и инициалы русских поэтов XX в.

Р Мобилизация внутренних ресурсов на учебную деятельность

Изучение нового материала

Время: 35 мин.

Этапы I:

А) Мотивация познавательной деятельности

Отвечают, что на одном из портретов изображён поэт Клычков Сергей Антонович.

Высказывают предположения, например: «Крымов тоже поэт», «Вместе учились», «Крымов иллюстрировал стихи Клычков», «Жили в одно время»…

Формулируют совместно с учителем цель исследования: изучить произведения Крымова и Крылова, сравнить их чтобы найти ответ на вопрос и проверить предположения.

Учитель фиксирует на доске два портрета

(Клычкова С.А. и Крымова Н.П.).

Затем прикрепляет подпись: фамилию, имя, отчество и годы жизни поэта.

Далее говорит, что рядом висит портрет Крымова Николая Петровича (прикрепляет подписи) и просит ответить на вопрос «Как вы думаете, кто это? Почему здесь помещён его портрет? Какая связь между ними?» (Учитель ставит знак вопроса между портретами)

Учитель кратко фиксирует предположения на бумажных облачках и размещает их на доске.

Учитель говорит: «Вы молодцы! Прозвучали отличные гипотезы о творчестве Крымова и Клычкова. Но как же нам решить, кто прав? Какая всё-таки связь есть между Крымовым и Клычковым? Какова цель нашего исследования?»

Ф Отгадать, чьи портреты размещены и почему они помещены рядом?

определять границы коллективного знания и незнания по теме.

Определять задачу урока

П Формулировать учебную задачу урока, высказывать предположения.

К Проявлять активность и стремление высказываться

Р Определять границы коллективного знания и незнания по теме, выдвигать гипотезы и обосновывать их

б) Актуализация необходимых знаний

Составляют план исследования:

  1. Анализ стихотворения Клычкова С.А.
  2. Анализ картины Крымова Н.П.
  3. Сравнение стихотворения и картины

Предлагает составить план исследования, опираясь на с. 116, 117

учебника.

Рассмотреть с.116, 117 и составить план исследования.

Составлять план

исследования

П осуществлять поиск информации на основе литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины

К Составлять план совместных действий.

Р. Строить логическую цепь рассуждений, доказательств.

Дети предлагают свои варианты и фиксируют критерии оценки на доске. В результате формируется список критериев:

Тема;

Событие;

Главная мысль;

Средства выразительности.

(Перечень может дополняться в ходе исследования)

Предлагает выбрать критерии для сравнения произведений литературы и живописи.

Учитель фиксирует на доске названия сравниваемых произведений и критерии.

Выбор критериев (оснований) для сравнения произведений литературы и живописи.

Формулировать критерии сравнения двух творческих продуктов

К. Составлять план совместных действий, осознавать цель своего высказывания , выбирать основания, критерии для сравнения.

Этап II: Исследование, обмен информацией и её организация:

а) знакомство с краткой биографией поэта;

Учащийся озвучивает краткую информацию о жизни и творчестве поэта

Учитель предлагает подготовленному учащемуся рассказать биографию поэта

И Познакомить с краткой биографией

поэта Клычкова С.А.

Воспринимать информацию о жизни и творчестве поэта

П. Воспринимать классика литературы, как часть русской национальной культуры.

б) восприятие;

1.Рассматривают, высказывают свои предположения.

2.Слушают, отмечая непонятные слова

3.Делятся своими впечатлениями.

Называют свои чувства.

Говорят, что это лирическое стихотворение

1.Учитель предлагает рассмотреть 116 и 117 страницы учебника и предположить, тему стихотворения поэта Клычкова

2.Предлагает прослушать стихотворение в исполнении учителя и затем высказать свои впечатления об услышанном.

Спрашивает, какова тема стихотворения, главная мысль

На схеме фиксирует таблички напротив темы - «ранняя весна» , напротив главной мысли – «радость от прихода весны»

Ф 1.Предположить тему стихотворения, просмотрев с. 116, 117

2. Прослушать произведение, выделяя непонятные слова

4.Определить тему и главную мысль

5.Назвать чувства, настроение, которое мы испытываем от прихода весны

Прогнозиро

вать содержание произведения,Воспринимать стихотворение, задействуя аудиальный и визуальный каналы, анализировать впечатления.

П Осознавать сущность и значение произведений классика литературы, воспринимать их как часть русской национальной культуры, высказывать предположения, делать обобщения, выводы,

анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов К эмоциональная отзывчивость на прочитанное, увиденное

в) словарная работа;

1.Называют слова.

2.Называют источники (словари, интернет, учитель, родители).

3.Находят значения слов яр и свирелка в словаре учебника и озвучивают информацию.

4.Высказывают предположения

5.Слушают товарища.

6. Оценивают работу по критериям..

1.Предлагает обратить внимание на непонятные и выделенные слова в тексте стихотворения. 2.Спрашивает, в каких источниках мы можем узнать значение слов.

3.Просит найти значение выделенных слов в словаре учебника.(Слайд)

4. Предположите значение остальных слов, ориентируясь на контекст.

5.С оставшимися словами познакомит учащийся, который выполнял опережающее задание.

6.Предлагает оценить работу выступавшего

Ф 1.Назвать непонятные слова

3.Познакомиться со значением выделенных слов в словаре учебника

4.Предположить значение непонятных слов

5. Познакомить с остальными словами

П поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, Р.

в) физминутка; (см. по мере утомления)

Ранней весною дети гуляли,

И за природой они наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Грачи прилетали,

Крыльями помахали.

И медведь в лесу проснулся,

В ручеёк он окунулся.

Кругом такая красота-

Значит, к нам пришла весна.

Предлагает провести физминутку.на фоне музыки А. Вивальди «Весна»

Ф Выполнить движения в соответствии со словами.

Выделение необходимой аудиальной информации для перевода её в кинестетику

К Осуществлять совместную деятельность

Р Анализировать собственные ощущения тела

г) вторичное восприятие (чтение учащимися);

д) определение картин в произведении;

е) исследование художественных особенностей;

Читают слова щу-ря-ся, по дуб-ро-вам, стран-ни-чек, в на-ру-кав-ни-це, со сви-рел-кой.

Отмечают, что в конце 3, 4 строк нет запятых, значит нет остановок.

Читают стихотворение четверо учащихся (по желанию) четыре строки, дают названия картинам

1-я строфа «Лесная опушка» - ГДЕ ПРОИСХОДИТ? происходит действие,

2 – 4-я строфы «Зайцы и дятел», «Медведь», «Автор» - ЧТО ПРОИСХОДИТ?

5-я строфа «Лель» ПРИХОД ВЕСНЫ

Выполняют задания.

1-я группа. Задание: Определить все звуки, которые можно услышать в этом стихотворении?

2-я группа. Задание: «Определить все движения, происходящие в лесу»

3-я группа. Задание:

«Выделить средства выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения».

4-я группа. Задание:

«Чей образ раскрывает звукопись?»

По истечении времени группы озвучивают результаты мини-исследований, модератор группы оценивает работу членов группы.

Обратите внимание на знаки препинания в строфах.

Предлагает определить количество частей

Предлагает провести исследовательскую работу по группам. Раздаёт рабочие листы с заданиями и предлагает модератору группы прочитать задания вслух.

Учитель фиксирует таблички в схеме.

Учитель предлагает ответить, с какой целью использовал автор столько средств и приёмов?

Анализировать

лирический текст

с опорой на систему вопросов

Г Провести исследование по в группах.

Каждая группа получает своё задание

Развитие техники чтения.

Анализ поэтического текста

Классифика

ция полученных в результате исследования фактов с целью обеспечения условий для связывания разнородных данных и открытия новых знаний.

Поиск и выделение необходимой информации

К П роявлять активность и стремление высказываться, отвечать на вопросы на основе художественного текста

Р Сохранять учебную задачу на протяжении всего урока.

П Моделирование, структурирование знаний. Анализ объекта с целью выделения существенных признаков

К Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения,

уметь договариваться в паре,

Р Сохранять учебную задачу на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения.

Этап III

Анализ картины Крымова Н.П. «К весне»

1.Учащиеся слушают краткий рассказ о художнике Крымове Николае Петровиче.

Рассматривают картину, называют детали.

Делятся первыми впечатлениями.

Называют весенний период – ранняя весна, озвучивают тему.

Объясняют смысл названия.

Определяют цветовую гамму, выбирая из предложенного списка, работая в паре. Зачитывают выбранные описания цветовой гаммы.

Выбирают из стихотворения строки, соответствующие содержанию картины.

1.Учитель предлагает выступить однокласснику.

2. Учитель предлагает рассмотреть репродукцию картины «К весне», высказать первые впечатления, определить какой период весны отражает репродукция полотна, назвать тему, объяснить смысл названия.

По ходу беседы заполняется схема на доске.

Предлагает работать в паре. Изучить цветовую гамму полотна.

Предлагает соотнести строки стихотворения с картиной.

1.Познакомиться с художником Крымовым Н.П.

2.Рассмотреть репродукцию картины, высказать первые впечатления.

3.Назвать тему полотна.

4.Объяснить смысл названия.

1.Определить средства выразительности

2.Подобрать строки из поэтического текста к содержанию картины

Поиск и выделение необходимой информации

П Осуществлять поиск информации на основе

репродукции картины

воспринимать классика живописи, как часть русской национальной культуры

К Уметь договариваться в паре, проявлять терпимость к другому мнению.

Р Сохранять учебную задачу на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с поставленной задачей.

Связывание информации, формулирование выводов

Время: 5 мин

Этапы:

а) анализ таблицы;

б) подведение итогов по исследованию.

Просматривают импровизированную таблицу, озвучивают, по каким критериям обнаружили сходство, а по каким отличия. (Тема – ранняя весна, главная мысль – радость от приближения весны, отличия. Различия видят в средствах выразительности). Закрашивают цветным мелком те фрагменты таблицы, которые одинаковы.

Делают вывод по исследованию: они жили и творили в одну эпоху, описали в своих произведениях один и тот же этап весны, радуясь её приходу и нас заражая этой радостью. Художники слова и кисти использовали разные средства выразительности и поэтому каждое произведение уникально и неповторимо.

Предлагает сравнить произведения поэта и художника, сделать выводы.

Учитель резюмирует:

В произведениях поэта Клычкова и художника Крымова есть общая тема и главная мысль, но каждый из них создаёт уникальный творческий продукт, используя различные средства выразительности.

Теперь вернёмся к нашему вопросу, который мы поставили между двумя портретами: Какая всё-таки связь между Крымовым С.А и Клычковым Н.П.?

Ф Сформулиро

вать вывод по результатам анализа двух произведений

Сформулировать вывод по исследованию

Синтез, как составление целого из частей,

передача настроения при чтении стихотворения с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса

П Анализ объекта с целью выделения существенных признаков

К О тбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.

Рефлексия:

Время: 2мин

Оценивают гипотезы как верные или ошибочные.

Предлагает оценить предположения как верное и ошибочное.

Учитель подчёркивает значимость и ценность всех выдвинутых предположений, даже если они были ошибочными, так как гипотезы помогают направить поиск необходимой информации для ответа на возникший вопрос.

Ф Оценить предположения

Оценить достижения участников

П. Р ефлексия способов и условий действий.

К Строят монологические высказывания; участвуют в дилоге.

Р осуществлять контроль и коррекцию способа

действия.

Домашнее задание:

1 мин

Домашнее задание по выбору: подобрать стихи Клычкова С.А. или подготовить презентацию картинной галереи Крымова Н.П.

Спрашивает, кому из ребят захотелось продолжить знакомство с творчеством Сергея Антоновича и Николая Петровича. Предположите каким может быть домашнее задание.

Цветовая гамма, использованная художником, примечательна. Слегка размытые контуры, нечеткость линий и осветленные предметы создают удивительное впечатление необъяснимой легкости, свойственной самой ранней весне. Благодаря такому приему даже простоватые деревянные домики с их дымовыми трубами, чердаками и соломенными крышами кажутся красивыми и милыми, а деревья с голыми стволами - хрустально невесомыми.

Пришедшая в скромный пригород весна своим неуловимым волшебством способна украсить даже этот неприметный уголок. Уже сходящий с покатых крыш сероватый снег отживает свои последние деньки, чудесным образом превращаясь в стройную шеренгу сосулек, чьи бодрые и веселые капли оживляют и освежают картину. Еще виднеется высокий сугроб у самой стены дома, но и его дни уже сочтены, он очень быстро растает под влиянием весеннего настроения природы.

Так оживает и радуется весне вся земля, пока еще застывшая в ожидании настоящего тепла. И кот, коварно крадущийся по крыше, и птицы, яркими пятнами выделяющиеся на фоне однообразных деревьев, оживляют картину, даря ей неповторимое очарование и динамику. Алый окрас снегирей и желтые перья синичек помогают художнику внести разнообразие в эту залитую ровным светом картину. Они притягивают внимание и служат искусными штрихами в этой равномерной и сдержанной гамме.

Веселым и сказочным видится сквозь ветви высокое весеннее небо. И вдруг набежавшие белые облака уже не смогут оградить землю от светлых и праздничных солнечных лучей, пробуждающих все живое, преображающих унылый пейзаж.

Мягкость прохладной ранней весны, ее первые ласки и красоты в полной мере предстают перед зрителями в картине Крымова «К весне». Все человеческие стремления, желания и мечты, живущие даже в этом маленьком, неприглядном пригороде, дарят ощущение свежести, радости и подлинного счастья.

Николай Петрович Крымов – 1884 – 1958 русский художник начала прошлого века. Родился он в бедной семье и на обучение живописному мастерству тратил все свои сбережения. Из-за нехватки денег на краску пользовался той, что осыпалась с полотен богатых художников.

Картина «Солнечный день» принадлежит к числу ранних полотен художника, тех, которые специалисты называют умеренно импрессионистическими, с раздельным мазком, чистыми и поэтичными красками. Полотно создано в 1906 году и отражает солнечные и несколько романтические настроения бедного молодого художника на заре его успеха.

На первом плане картины зритель может увидеть часть большого дома с оконцем на чердаке, скорее всего, чердак также как и остальную часть дома занимают люди. На заднем дворе виднеется что-то похожее на обоз. Погода на улице стоит прекрасная, художник нарисовал оттепель, несмотря на то, что на крыше и близлежащих постройках еще держится снег, стрехи уже покрыты достаточно толстыми сосульками.

Левую часть картины занимает дерево, на нем прикреплен скворечник, вдали за домом также виднеются деревья, по-видимому, ивы, или березы, поскольку их почки в преддверии весны уже начинают набухать и зеленеть. Деревья еще покрыты снегом и очертания их как будто размыты, тем не менее, они очень легко из задних рядов перемещаются вперед и по-видимому занимают центральное место на полотне.

Картина источает тепло и свет, даже, несмотря на то, что солнца, как такового на ней нет, она насыщенна десятком различных тепловых оттенков и цветов. Голубое небо, отраженное на снегу и в стеклах домов, чистота и прелесть обновляющегося мира, даже тени на доме и те говорят о том, что скоро будет совершенно иной мир, который ожидает своего зрителя. Полотно прекрасно своей простой, именно этим оно и привлекает внимание многих почитателей творчества художника

ОПИСАНИЕ

Николай Петрович Крымов был не только известным художником-пейзажистом, но и теоретиком живописи и преподавателем, оставившим после себя многочисленных благодарных учеников. Картина «К весне» была написана Крымовым в 1907 году и относится к раннему периоду творчества художника.

Здесь Крымов запечатлел переход от зимы к весне. В природе это время столь быстротечно и неуловимо, что люди его часто и не замечают. Художник в своей картине словно останавливает этот момент, фиксируя его на полотне.

На переднем плане картины, справа, мы видим ствол дерева, такой же ствол тянется из левой части картины, как бы случайно попадая на полотно. Ветви этих деревьев причудливо сплетаются в вышине. Деревья по-весеннему голые, на них нет ни листьев, ни даже почек. Природа только пробуждается от долгого зимнего сна.

На ветвях расположились птицы, одни из главных предвестников наступающей весны. Но присмотритесь! Это красногрудые снегири и синички с ярко-желтыми красками в оперении. Да, зима не спешит сдавать свои позиции.

За деревьями изображены фасады и крыши домов. Кажется, что всю картину Крымов рисовал с натуры, находясь на крыше соседнего дома. Левую часть картины занимает обыкновенный дровяной сарай, серый и ничем не примечательный. А вот на доме справа невольно хочется задержать взгляд. Яркие краски, в которые художник раскрасил стены дома и флигеля, привлекают внимание и вносят свой вклад в общее весеннее настроение картины.

На крышах до сих пор лежит снег, но видно, что он доживает последние деньки. Еще немного и весеннее солнце окончательно уничтожит эту зимнюю примету. Сквозь голые ветви деревьев мозаичными фрагментами проглядывает весеннее бирюзовое небо с белоснежно-чистыми облаками. По крыше, наслаждаясь первыми солнечными лучами, важно прогуливается кот. На заднем фоне снова видны деревья, по цвету сливающиеся с серыми крышами.