Необычные методы конспектирования. Техника конспектирования лекции

Конспект в отличие от плана представляет собой подробное и обстоятельное изложение материала лекции (книги), согласно ее внутренней логической структуре. В конспекте дается не только перечень вопросов и подвопросов, раскрывающих взаимосвязь идей книги, но и последовательное изложение прочитанного материала с отдельными выписками и цитатами, схемами и таблицами и пр. Конспектирование в большей мере, чем другие формы записи, способствует глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи.

Конспекты условно подразделяют на плановые, текстуальные, свободные, тематические .

План-конспект – запись, в которой каждому пункту плана отвечает определенная часть конспекта, кроме тех случаев, когда дополнений и разъяснений плана не требуется. При наличии навыка конспектирования план-конспект составляется достаточно быстро. Еще в процессе первоначального чтения он краток, прост и ясен по форме, что делает его незаменимым пособием при подготовке доклада, выступления на семинаре. Самым простым видом плана-конспекта является вопросно-ответный конспект, в котором на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы. Схематический план-конспект отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений источника чаще всего в графическом виде.

Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника (цитат), это прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Текстуальные выписки связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала и хорошее владение письменной речью. Это наиболее полноценный вид конспекта. Он способствует лучшему усвоению материала и развитию творческой активности читателя, не привязывая его к авторским формулировкам.

Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос (тему) на основе использования ряда источников. Специфика его в том, что, разрабатывая определенную тему, он может полно не отображать содержание каждого из изучаемых произведений. Тематический конспект учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения по одному и тому же вопросу.

Общий объем конспекта должен быть меньше изучаемого текста в 10–15 раз. Подобное сокращение достигается как за счет тщательного отбора материала, так и в результате краткого изложения и экономии речевых средств (сокращение слов и общеупотребительных выражений).

Рассмотренные формы записи можно успешно использовать при подготовке устного выступления (доклада) на семинарском занятии, написании письменной работы.

Преподаватель в часы самостоятельной подготовки призван постоянно стремиться к интенсификации общения со студентами путем постановки перед ними актуальных проблем для их научного анализа, к раскрытию взаимосвязи теоретических вопросов с практикой, с насущными задачами. В результате происходит ускорение процесса становления цельной личности, формирование ее мировоззрения и социальной позиции как результата повседневных действий студента, его поступков и социального поведения в целом.

Нужно разобраться в материале параграфа учебника, а он написан достаточно сложным языком?
Необходимо сделать конспект параграфа?
Нужно быстро подготовить текст доклада?

Это лишь скромный список вопросов, которые могут вставать перед нашими учениками. Методов создания конспектов великое множество (ментальные карты , опорные схемы и т.д.). Достаточно простой, но эффективный (для моих детей он оказался легче, чем создание ментальных карт) - метод Корнелла.

КТО ЭТО ПРИДУМАЛ?
Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал свой знаменитый метод конспектирования в середине прошлого века. Этот метод конспектирования очень популярен в Америке, и в некоторых учебных заведениях его даже пытаются сделать обязательным. Он стимулирует школьников и студентов перечитывать свои конспекты, дополнять их и перерабатывать. Но, если студент не возвращается к своим записям, какой-то особой пользы от подобного оформления материала, в общем-то, нет.

КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ ПО МЕТОДУ КОРНЕЛЛА?
Чтобы воспользоваться им, вначале придется сделать соответствующую разметку. Разлинуйте тетрадь самостоятельно или скачайте лист в формате PDF или найдите в канцелярском магазине записные книжки для заметок по методу Корнелла.

Прим. Можно воспользоваться сервисом worksheetworks.com для генерации листа для заметок.

Если выбрать первый вариант, то нужно провести две горизонтальные линии: одну вверху, чтобы отчертить место для заголовка и даты, а другую - внизу, чтобы под ней можно было записать пять-шесть предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице. В оставшейся средней части листа нужно провести еще одну длинную вертикальную линию, разделяющую его на две неравные колонки, - та, что слева, должна быть значительно уже той, что справа (рекомендуется делать ее шириной чуть больше шести сантиметров). Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы оставалась возможность в них еще что-то дописать. После лекции заполните левую колонку - выделите самые важные идеи, имена, даты, сформулируйте вопросы.

ГДЕ ЕЩЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТОТ МЕТОД?
Метод Корнелла можно использовать не только для конспектирования на уроке или конспектирования текста параграфа, но и при просмотре фильма, видео, при прочтении книги, посещении конференций.

Для подготовки к выступлениям:

Левая графа («Основные мысли») - тезисы выступления.
Правая графа («Заметки») - раскрытие тезисов (кратко). Пометьте моменты, о которых обязательно надо упомянуть.
Резюме - главная мысль доклада.

В сети нашла такую обобщенную схему заметки по Корнеллу.

Считается, что студенты конспектируют больше, лучше и увереннее, чем школьники. Однако если старшеклассник готов освоить искусство конспекта прямо сейчас, ничто не сможет ему препятствовать. Напротив, умение организовать свои записи оптимальным для себя способом поможет лучше подготовиться к учебе в вузе.

Корнелльский метод конспектирования Метод получил свое название от Корнелльского университета в США. Делим страницу для конспекта на основное пространство и немаленькое левое поле. В основном пространстве вы пишете текст лекции. А затем, перечитывая написанное, в левом поле специально отмечаете каждую идею, а также выписываете ключевые слова и важные детали. В классическом варианте метода поле для заметок равно 2,5 дюймам, то есть 6,35 см. Тогда логично предположить, что весь лист имеет формат А4. Такие тетради можно разыскать в магазинах канцтоваров.

Левое поле предназначено и для ваших собственных реплик. Чем больше самостоятельных впечатлений от учебного текста вы способны генерировать, тем больше места на них нужно - поэтому имеет смысл заполнять только одну сторону листа, а другую сторону наделять функциями всё того же поля для заметок. Либо пишите с обеих сторон листа, но отступайте от конспекта каждого занятия побольше клеточек или строчек.

Повторяя материал такого конспекта, закрывайте карточкой весь текст справа, оставляя видимой только разметку левого поля, после чего убирайте карточку и проверяйте, всё ли вы сказали.

Метод отступов

Слушаете вы лекцию - и вдруг замечаете, что преподаватель отчетливо излагает мысли в направлении «от общего к частному». Прекрасно! Слева пишете основное понятие или основную мысль. А подчиненные понятия выписываете справа - и чем детальнее или несущественнее та или иная подробность учебного материала, тем дальше от левого поля она находится. Маркировать части получившейся структуры как-либо по-другому нет необходимости.

Эту схему удобно использовать для повторения основных моментов. Хотя простую хронологию по ней проследить невозможно.

А если лектор тараторил, то и конспекта подобным методом составить вы не сможете. Если же вы сами не слишком опытны в составлении каких бы то ни было конспектов, то использование подобного метода поначалу приведет вас к помаркам в записях. Ничего страшного. Потренируйтесь. Ну и, конечно, вы должны быть готовы связать отрывочные понятия воедино с помощью пересказа.

Метод картирования

Факты обретают форму - картирование представляет нам содержание лекции графически. Вы становитесь чуть ли не художником при лекторе - так что это метод для творческих людей; для тех, у кого развиты зрительное восприятие и зрительная память. Критически мыслящий автор такого конспекта сможет легко редактировать записи, добавляя цифры и цветовые обозначения. Итак, вы получите шанс увидеть, как именно вы мыслите. Выбирайте этот метод, если содержание лекции хорошо организовано или если вы совершенно не знаете лектора. (Подробнее о методе рассказано в №5 за 2009 год.)

А если вы лучше воспринимаете информацию на слух? Не переживайте: лектор и так помогает вам своей интонацией.

Как метод отступов, так и метод картирования - прекрасное лекарство от последствий подготовки к ЕГЭ, которая привлекает внимание старшеклассника к деталям учебного материала курса и, увы, отучает видеть его структуру в целом. ЕГЭ полезен лишь тогда, когда вы четко видите эту структуру и достаете нужный элемент знания с той или иной «умственной полки».

Метод таблиц

Когда предполагается, что вам расскажут учебный материал «по годам», захватите с собой линейку и карандаш и попробуйте вписать содержание лекции в таблицу. Подумайте, как озаглавить столбцы. Скорее всего, это категории, которые должны быть изучены. В ячейки записывайте ключевые идеи, характерные фразы, значимые слова. При повторении темы будет легко сопоставлять факты, к тому же вы избавитесь от путаницы, часто сопровождающей восприятие хронологически изложенного нового знания.

Фразовый метод

Каждая новая мысль записывается на отдельной строке. Каждый новый факт - тоже. Каждая новая тема - само собой разумеется. Всё перечисленное нумеруется подряд, и это означает, что с каждой строкой вы становитесь еще умнее. Другое дело, что остается неясным, насколько каждая из фраз важна для понимания всей темы и как связаны друг с другом фразы, расположенные не по соседству. Тем не менее метод годится, когда тему вам объясняют очень быстро и нельзя ничего упустить. Но такой конспект подлежит обязательному последующему анализу и, возможно, переделке во что-то более удобоваримое. И он однозначно не подходит, если вы конспектируете, скажем, толстый вузовский учебник.

И пометки

Конспекты нужно перечитывать, иначе они пригодятся только перед практическими занятиями и экзаменами, а после сессии материал забудется. Слово конспект в переводе с латинского означает обзор. Получается, мы по определению пишем конспекты, дабы впоследствии обозревать учебный материал. Чтобы вам удобно было активно пользоваться записями, не ленитесь расставлять по тексту вопросительные и восклицательные знаки и с помощью удобных для себя значков отмечать, какую информацию проверить самостоятельно, о какой переспросить, что прояснить, что изучить подробнее, а где привести побольше примеров.

На чем тренироваться

К началу занятий на подготовительных курсах конспектировать лучше всего уже уметь. Где этому научиться?

Всё очень просто: можно конспектировать интеллектуальные теле- и радиопередачи, благо они доступны. А пособия для подготовки к вузу стоит рассмотреть на предмет того, для какого способа конспектирования они подошли бы больше всего, будучи прочитаны вслух. Понравившееся (либо особенно трудное для восприятия) пособие законспектируйте.

Можно поискать материал для конспектов и за пределами дома. Если в вашем городе есть музей, поинтересуйтесь, есть ли при музее лекторий по вопросам искусства или науки. Посетите ряд лекций - и постарайтесь выйти оттуда с прекрасно организованной информацией.

Узнать, где еще проводятся лекции (или проводились - и содержание их уже выложено в Сеть), можно на рекомендательных интернет-сервисах. Впрочем, реальность такова, что во всемирной паутине в целом большая часть выложенных в свободный доступ видеолекций - на английском. Пока вы не умеете конспектировать русскоязычные лекции, англоязычные записывать рано. Их стоит слушать с другой целью - ознакомиться с лексикой по вашей будущей специальности и развить навыки аудирования.

На днях довелось заглянуть в свои старые конспекты. У меня глаза на лоб полезли! Никакой системы: неясно, где вода, а где основные мысли и понятия. Словом, чёрт ногу сломит. И как только я умудрялась готовиться к экзаменам по этим беспорядочным запискам сумасшедшего? Самое обидное, что я повзрослела, а правильно конспектировать информацию так и не научилась. Мои записи собраний и конференций ничем не отличаются от бреда сумасшедшего десятилетней давности.

Говорят, осознание проблемы - первый шаг к её решению. Второй - найти и внедрить инструмент, который навсегда с ней разделается. И я его нашла, испробовала и даже немного заточила под себя. Делюсь с вами результатами эксперимента.

Метод Корнелла

Среди доброго десятка способов вести конспект больше всех мне полюбился этот. Он удобен, прост и почти гениален.

Суть метода Корнелла в том, чтобы вести записи на определённым образом размеченной бумаге. В итоге информация разложена по полочкам, главные идеи бросаются в глаза, и никакой путаницы в километровых записях не возникнет.

Итак, вооружайтесь линейкой и приступайте к делу!

  1. Проведите горизонтальную линию на расстоянии сантиметра от верхнего края листа. Под ней проведите ещё одну. Получится две строки, в которых нужно указать дату и тему лекции.
  2. Отступите от нижнего края страницы пять-шесть сантиметров и начертите горизонтальную линию. Это поле будет предназначаться для выводов.
  3. Затем проведите вертикальную черту, отступив около семи сантиметров от левого края листа так, чтобы она не пересекала горизонтальных линий.

Да и вообще, проще скачать уже готовые бланки и распечатать, чтобы не возиться с линейкой.

Как делать заметки по методу Корнелла

Итак, мы имеем страницу разделённую на три блока: нижний, левый, правый.

В правом (широкая колонка) нужно делать пометки во время лекции. Естественно, записывать всё подряд бессмысленно. Чтобы успевать за лектором, нужно уметь стенографировать. В противном случае остаётся лишь вышвырнуть тетрадь в мусорное ведро и включить диктофон. Но это не наш метод.

Записывайте только важные моменты. Определить их несложно: обычно спикер делает остановки, чтобы слушатели успевали делать пометки, или акцентирует внимание, повторяя одну и ту же фразу несколько раз. Конспектируя, излагайте мысли своими словами. Таким образом вы научитесь структурировать информацию на ходу.

В левую часть страницы (узкая колонка) записывайте только главные идеи, то есть тезисы. Глядя на них спустя время, вы быстро вспомните, что говорил спикер по этому поводу. Возможно, даже не придётся обращаться к правому блоку за уточнениями.

Заполняйте эту колонку не позже, чем в течение дня после лекции. Иначе информация выскочит из головы как ниндзя из-за угла.

Нижняя секция (горизонтальный блок) предназначена для выводов. Её тоже нужно заполнять как можно скорее. По сути, это пересказ всего, что вы узнали. Если вы без усилий написали резюме, значит, материал усвоили.

Начинайте отдельную страницу под каждую новую тему (даже если предыдущий лист не заполнен до конца), и ориентироваться в конспекте будет куда проще. Впрочем, вы и сами легко разберётесь в деталях.

Как можно перестроить метод Корнелла

Идея выписывать тезисы и резюмировать информацию после лекции кажется мне превосходной. Но на практике разметка страниц по методу Корнелла оказалась не совсем удобной. Виной тому жёсткие границы блоков. Порой страница заканчивается, а лекция - нет. И снова здравствуй, неразбериха…

В школе и институте редко учат искусству конспектирования, хотя именно это умение может оказаться одним из ключевых навыков, обеспечивающих успех в учебе. Как структурирует свои пометки Билл Гейтс, что такое метод Корнелла и кто больше всех пропагандировал mind-mapping - «Теории и практики» рассказывают о пяти полезных техниках конспектирования для тех, кто по-прежнему предпочитает бумагу и ручку.

Метод Корнелла

Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал свой знаменитый метод конспектирования в середине прошлого века. Чтобы воспользоваться им, вначале придется сделать соответствующую разметку на листе А4. Нужно провести две горизонтальные линии: одну вверху, чтобы отчертить место для заголовка и даты, а другую - внизу, чтобы под ней можно было записать пять-шесть предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице. В оставшейся средней части листа нужно провести еще одну длинную вертикальную линию, разделяющую его на две неравные колонки, - та, что слева, должна быть значительно уже той, что справа (рекомендуется делать ее шириной чуть больше шести сантиметров). По ходу прослушивания лекции или чтения учебника, делайте записи в своей обычной манере в широкой колонке. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы оставалась возможность в них еще что-то дописать. После лекции заполните левую колонку - выделите самые важные идеи, имена, даты, сформулируйте вопросы и так далее. А в последующие 24 часа нужно будет заполнить еще и нижнее поле - в нескольких предложениях сформулировав суть своих записей на этой странице.

Этот метод конспектирования очень популярен в Америке, и в некоторых учебных заведениях его даже пытаются сделать обязательным. Он стимулирует студентов перечитывать свои конспекты, дополнять их и перерабатывать. Но, если студент не возвращается к своим записям, какой-то особой пользы от подобного оформления материала, в общем-то, нет.

Метод Билла Гейтса

В 2003 году молодой предприниматель Роб Ховард познакомился с Биллом Гейтсом и, явно находясь под большим впечатлением от этой встречи, написал о ней пост в свой блог . Пожалуй, больше всего читателей Ховарда поразило то, что во время переговоров Билл Гейтс (на минуточку, один из самых обеспеченных людей в мире) делал пометки сам, от руки, а не в ноутбуке. Ховард немного описывает и метод, которым Гейтс структурировал материал. Лист его блокнота был размечен на квадраты, в каждом из которых он записывал связанный определенной тематикой блок. Например, один из квадратов в нижней части листа был отведен на вопросы, которые появлялись у Гейтса по ходу переговоров. Некоторые блогеры считают, что квадраты Гейтса - это переработанный традиционный метод Корнелла, и призывают читателей подогнать эту систему под собственные нужды, а не просто стремиться скопировать стиль создателя «Майкрософта».

Метод ментальных карт (mind-mapping)

Mind-mapping - это популярная техника записи, по правилам которой начинать нужно всегда в середине листа. В кружочке или в рамочке прямо по центру страницы нужно указать главное понятие, о котором пойдет речь в конспекте. И потом с помощью ответвлений в разные стороны записывать в новых кружочках ключевые слова и идеи, с ним связанные. Если вы собираетесь использовать этот метод, лучше запастись ручками как минимум трех разных цветов, чтобы делать более заметными разные ответвления. Главным популяризатором этой техники был Тони Бьюзан - английский психолог и телеведущий, который активно использовал метод ментальных карт в середине 1970-х годов в своей телепередаче «Use Your Brain» . Сегодня к этому методу часто прибегают любители мозговых штурмов.

Метод предложений

Тем, кто пока не готов пробовать новые нелинейные методы конспектирования, можно посоветовать так называемый метод предложений. Он очень похож на стандартный метод стенограммы - когда вы просто пытаетесь зафиксировать на листе все, что говорит лектор. Отличие заключается лишь в том, что каждое предложение здесь нужно записывать с новой строчки и нумеровать его по порядку. Нумерация поможет легко сделать отсылку от одного предложения к другому с помощью всего лишь одной маленькой пометки (например, «см. №67») - больше не нужно разбираться в запутанных стрелочках, перечеркивающих половину записей.

Метод течения (flow method)

Если вы устали стенографировать в своих конспектах, можно попробовать этот, недавно сформулированный коучем Скоттом Янгом, метод конспектирования . В основе его лежит такая идея: слушать лекцию - это не пассивный процесс, чтобы по-настоящему получить от лекции пользу, нужно думать и развивать собственные идеи. Поэтому в конспекте, выполненном таким способом, следует записывать только ключевые моменты лекции и дать волю своим комментариям. Понятно, что такие записи будут довольно сильно отличаться от классических конспектов, поэтому на всякий случай возьмите на лекцию для подстраховки еще и диктофон.