Необходимым признаком химического явления служит. Химические явления в повседневной жизни

Окружающий нас мир, при всём его богатстве и многообразии, живёт по законам, которые достаточно легко объяснить с помощью таких наук, как физика и химия. И даже в основе жизнедеятельности такого сложного организма, как человек, лежит не что иное, как химические явления и процессы.

Определения и примеры

Элементарный пример - чайник, поставленный на огонь. Через некоторое время вода начнёт нагреваться, затем закипать. Мы услышим характерное шипение, из горлышка чайника будут вылетать струйки пара. Откуда он взялся, ведь в посуде его изначально не было! Да, но вода, при определённой температуре, начинает превращаться в газ, меняет своё физическое состояние из жидкого на газообразное. Т.е. она осталась всё той же водой, только теперь в виде пара. Это

А химические явления мы увидим, если опустим в кипяток пакетик с чайной заваркой. Вода в стакане или другом сосуде окрасится в красно-коричневый цвет. Произойдёт химическая реакция: под воздействием тепла чаинки начнут запариваться, выделяя цветовые пигменты и вкусовые свойства, присущие этому растению. У нас получится новое вещество - напиток со специфическими, свойственными только ему качественными характеристиками. Если туда же добавим несколько ложек сахара, он растворится (физическая реакция), а чай станет сладким Таким образом, физические и химические явления часто связаны и взаимозависимы. К примеру, если тот же чайный пакетик поместить в холодную воду, реакции не произойдёт, чаинки и вода не будут взаимодействовать, да и сахар растворяться тоже не пожелает.

Таким образом, химические явления - это такие, при которых одни вещества превращаются в другие (вода в чай, вода в сироп, дрова в золу и т.д.) Иначе химическое явление называется химической реакцией.

Физическими называются явления, при которых химический состав вещества остаётся прежним, а изменяется размер тела, форма и т.д. (деформированная пружина, вода, замёрзшая в лёд, ветка дерева, разломанная пополам).

Условия возникновения и протекания

О том, происходят ли химические и физические явления, мы можем судить по некоторым признакам и изменениям, которые наблюдаются у того или иного тела или вещества. Так, большинство химических реакций сопровождается следующими «опознавательными знаками»:

  • в результате или при протекании таковой выпадает осадок;
  • происходит изменение цвета вещества;
  • может выделяться газ, например, угарный при горении;
  • происходит поглощение или, наоборот, выделение теплоты;
  • возможно излучение света.

Чтобы химические явления наблюдались, т.е. реакции происходили, необходимы некоторые условия:

  • реагирующие вещества должны соприкасаться, быть друг с другом в контакте (т.е. ту же заварку нужно насыпать в кружку с кипятком);
  • вещества лучше измельчать, тогда реакция будет протекать быстрее, скорее наступит взаимодействие (сахар-песок скорее растворится, растает в горячей воде, чем кусковой);
  • чтобы многие реакции могли произойти, нужно изменить температурный режим реагирующих компонентов, охлаждая или нагревая их до некоторой температуры.

Понаблюдать за химическим явлением можно опытным путём. А вот описать его на бумаге можно при помощи химического химической реакции).

Некоторые из этих условий работают и для возникновения физических явлений, например, изменение температуры или непосредственный контакт предметов, тел между собой. Допустим, если ударить достаточно сильно молотком по шляпке гвоздя, он может деформироваться, потерять свою обычную форму. Но она так и останется шляпкой гвоздя. Или же, при включении электролампы в сеть, вольфрамовая нить внутри неё начнёт греться и светиться. Однако вещество, из которого нить сделана, так и останется прежним вольфрамом.

Описание физических процессов и явлений происходит через физические формулы, решение физических задач.

Физические и химические явления

Проводя опыты и наблюдения, мы убеждаемся, что вещества могут изменяться.

Изменения веществ, которые не ведут к образованию новых веществ (с иными свойствами), называют физическими явлениями.

1. Вода при нагревании может переходить в пар, а при охлаждении – в лед .

2.Длина медных проводов изменяется летом и зимой: увеличивается при нагревании и уменьшается при охлаждении.

3.Объем воздуха в шаре увеличивается в теплом помещении.

Изменения с веществами произошли,но при этом вода осталась водой, медь – медью, воздух – воздухом.

Новых веществ, несмотря на их изменения, не образовалось.

Опыт

1. Закроем пробирку пробкой со вставленной в нее трубкой

2. Опустим конец трубки в стакан с водой. Рукой нагреем пробирку. Объем воздуха в ней увеличивается, и часть воздуха из пробирки выходит в стакан с водой (выделяются пузырьки воздуха).

3. При охлаждении пробирки объем воздуха уменьшается, и вода входит в пробирку.

Вывод. Изменения объема воздуха – физическое явление.

Задания

Приведи 1–2 примера происходящих с веществами изменений, которые можно назвать физическим явлением. Запиши примеры в тетради.

Химическое явление (реакция) – явление, при котором образуются новые вещества.

А по каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция ? При некоторых химических реакциях происходит выпадение осадка. Другие признаки – изменение цвета исходного вещества, изменение его вкуса, выделение газа, выделение или поглощение тепла и света.

Примеры таких реакций рассмотри в таблице

Признаки химических реакций

Изменение цвета исходного вещества

Изменение вкуса исходного вещества

Выпадение осадка

Выделение газа

Появление запаха

Реакция

Признак

Изменение цвета

Изменение вкуса

Выделение газа

В живой и неживой природе постоянно протекают различные химические реакции. Наш с тобой организм тоже настоящая фабрика химических превращений одних веществ в другие.

Понаблюдаем за некоторыми химическими реакциями.

Опыты с огнем самостоятельно проводить нельзя!!!

Опыт 1

Подержим над огнем кусочек белого хлеба, содержащего органические вещества.

Наблюдаем:

1. обугливание, то есть изменение цвета;

2. появление запаха.

Вывод . Произошло химическое явление (образовалось новое вещество - уголь)

Опыт 2

Приготовимстаканчик с крахмалом. Добавим немного воды, перемешаем. Затем капнемраствором йода.

Наблюдаем признак реакции: изменение цвета (посинение крахмала)

Вывод. Произошла химическая реакция. Крахмал превратился в другое вещество.

Опыт 3

1. Разведем в стакане небольшое количество питьевой соды.

2. Добавим туда несколько капель уксуса (можно взять сок лимона или раствор лимонной кислоты).

Наблюдаем выделение пузырьков газа.

Вывод. Выделение газа – один из признаков химической реакции.

Некоторые химические реакции сопровождаются выделением тепла.

Задания

Помести в стеклянную баночку (или стакан) несколько кусочков сырого картофеля. Добавь к ним перекись водорода из домашней аптечки. Объясни, по какому признаку можно определить, что произошла химическая реакция.

Цели: знать

1) особенности физических и химических явлений;

2) признаки химических реакций.

1) различать физические и химические явления;

2) по признакам распознавать химические реакции.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, дети, садитесь. Начинаем урок химии.

II. Сообщение темы и цели урока

Тема нашего урока “Физические и химические явления. Признаки химических реакций” (записываем в тетради).

Сегодня мы должны будем узнать о физических и химических явлениях и о признаках химических реакций. Это мы должны узнать.

А что же мы должны будем с вами уметь? А уметь мы должны будем различать химические явления от физических и по признакам распознавать химические реакции.

III. Изучение нового материала

Итак, начинаем.

Учитель: В мире все находится в движении, все изменяется. Изменения, происходящие с веществами, называют явлениями. Например: испарение воды, плавление железа, ржавление металлов и т.д. Различают физические и химические явления.

Физические явления сопровождаются изменением формы, агрегатного состояния, объема, температуры, степени измельчения вещества и т.д., но при этом не происходит превращения одних веществ в другие. Состав вещества остается неизменным.

Например, таяние льда или кипение воды – это физические явления и здесь происходит изменение агрегатного состояния вещества, а само вещество – вода остается неизменным. В данном случае происходит изменение физических свойств вещества.

Кроме физических свойств каждое вещество обладает определенными химическими свойствами.

Химические свойства вещества – это способность данного вещества превращаться в другие вещества. Химические свойства веществ проявляются в химических явлениях.

Химические явления, которые называют химическими реакциями, сопровождаются превращением одних веществ в другие.

В результате химической реакции всегда образуются новые вещества, которые отличаются от исходных составом и свойствами.

Таким образом, при физических явлениях качественный и количественный и количественный состав веществ сохраняется, при химических состав исходных веществ не сохраняется, они превращаются в другие вещества.

На дом вам было предложено творческое задание - составить рассказ о встрече с физическими и химическими явлениями или нарисовать увиденное. Итак, ребята, кто приготовился?

А пока будут звучать рассказы, все остальные должны будут подумать, о каком явлении идет речь о физическом или о химическом.

Ребята, прошу вас.

1 учащийся: Пользуясь сведениями из биологии, вы знаете, что в клубнях картофеля содержится крахмал, который образуется в листьях на свету, а затем откладываются в клубнях. Если взять разрезать этот клубень и капнуть на срез настойку йода, то бурый цвет йода превратится в синий. Произошло это потому, что между крахмалом и йодом произошла реакция, и образовалось новое вещество синего цвета, (демонстрирует опыт).

Хорошо, молодец, садись.

Ребята, как вы думаете, о каком явлении рассказал ученик?

Учащиеся: Речь шла о химическом явлении.

А ты как думаешь?

Правильно, это химическое явление.

Кто еще приготовился?

Молодец, хорошо, садись.

Ребята, а о каком явлении здесь шла речь?

Учащиеся: Речь шла опять о химическом явлении.

Ещё кто как думает?

Молодцы, хорошо ребята, правильно ответили. Ещё послушаем ученика.

3 учащийся: А я, изучая литературу для юных химиков, решил дома сделать такой эксперимент. Взял стакан с мыльной водой, добавил несколько капель столового уксуса и обнаружил, что вместо пены в жидкости оказались светло- серые хлопья осадка, посмотрим что получается, (демонстрирует опыт).

Молодец, хорошо, садись. О каком явлении нам рассказывал Ученик?

Учащиеся: Здесь было рассказано о химическом явлении. (А ещё кто скажет?)

Правильно, дети, это химическое явление.

Кто ещё подготовил выступление?

Пожалуйста, слушаем.

4 учащийся: А я решил свои явления нарисовать. Посмотрите, что у меня получилось и послушайте мой рассказ.

Ясный знойный день (показывает рисунок). Вода испаряется с Поверхности земли в виде пара, который всегда находится в воздухе Чем дальше от поверхности земли, тем температура ниже и поэтому из пара образуются мельчайшие капельки воды. Из таких капелек состоит туман. Облака - это тот же туман, находящийся в воздухе высоко над землей (меняет рисунок). Маленькие капельки, в облаках сливаясь, друг с другом, постепенно увеличиваются. Облако темнеет и становится тучей. Тяжелые капли воды не могут держаться в воздухе и падают на землю в виде дождя (меняет рисунок). Зимой из пара образуются снежинки. Водоемы зимой замерзают, покрываясь льдом. Вот где веселая ребятня. Итак, ребята, какие явления я вам представил?

Учащиеся: Здесь представлены физические явления, а именно изменение агрегатного состояния воды.

Молодец, садись, хорошо подготовлена работа.

5 учащийся: Я изобразила процесс мытья рук. Когда мы моем руки с мылом, мыло в воде распадается на два вещества: щелочь и жирную кислоту. Щелочь связывает жир, которым покрыта наша кожа, а жирная кислота образует обильную пену. Пена захватывает и вместе с водой уносит все мельчайшие частички грязи, которые были на нашей коже.

6 учащийся: На этом рисунке изображен процесс приготовления теста. Замесив муку, добавляют сахар, масло, дрожжи. Часть крахмала, содержащегося в муке, превращается в сахар. На этот сахар тут, же “набрасываются” дрожжи и разлагают сахар на спирт и углекислый газ. В тесте газ стремится вырваться наружу и при этом он поднимается и разрыхляет тесто. Вот почему тесто становится пористым, а хлеб или пирог пронизан дырочками.

И здесь налицо ряд химических реакций.

Хорошо, молодец, садись. Вы, верно, поняли материал. Всем участникам творческой работы я ставлю отметку “5” (шесть оценок).

Итак, ребята, какие же явления называются физическими?

Учащиеся: Физические явления - это явления, которые сопровождаются изменениями формы, агрегатного состояния, объема, температуры, степени измельчения, при этом не происходит превращения одних веществ, в другие. Состав вещества остается неизменным.

Хорошо, молодец, садись. А какие явления называются химическими? Кто скажет?

Учащиеся: Химические явления - это явления, которые сопровождаются превращением одних веществ, в другие. При этом состав исходных веществ не сохраняется, а в процесс химической реакции они превращаются в другие вещества.

Молодец, хорошо, правильно, садись.

Итак, давай еще раз прокомментируем выступление ваших одноклассников. (На доске) –

Реагирующие вещества Признак химической реакции

По щелчку появляются сразу реагирующие вещества, затем признаки этих реакций:

Давайте откроем тетради и запишем признаки химической реакции. Записали заголовок “Признаки химических реакций”.

  • Изменение цвета.
  • Выделение газа.
  • Выпадение осадка.

И тема нашего урока “Признаки химических реакций”.

Так по каким признакам распознаются химические реакции? (Перечисляем).

Но это ещё не все признаки, есть ещё ряд признаков, о которых я вам сейчас расскажу.

Внимание, дети, продолжаем изучать новую тему. Сейчас я вам покажу опыты, которые сопровождаются признаками, о которых мы с вами уже говорили и те, о которых вы еще не знаете

(Демонстрирую опыты с признаками химических реакций с диска “Школьный химический эксперимент” 8 класс часть 1):

  • выпадение осадка;
  • растворение осадка;
  • изменение цвета;
  • звуковой эффект;
  • выделение газа.

Итак, по каким признакам распознаются химические реакции.

Учащийся: Перечисляет признаки химических реакций и записывают в тетрадь.

Кто повторит? Повторяет ещё один ученик.

Хорошо, молодцы, а теперь дети, отдохнем! А то я вижу - вы устали.

(Физминутка)

Итак, переходим к закреплению.

IV. Закрепление материала

Ребята, откройте учебники параграф 28 страница 97. Внимательно посмотрите, найдите:

Пример реакции, протекающей с изменением цвета, и зачитайте. Кто нашел? Пожалуйста... А какой мы с вами рассмотрели пример?

Химическую реакцию, протекающую с образованием осадка... А у нас на уроке какой был пример?

С выделением газа? А на уроке у нас какой опыт был с таким признаком?

С выделением теплоты.

С изменением цвета.

С появлением запаха.

Так какие признаки характерны для химических реакций?

Внимание, переходим к следующей работе. В качестве закрепления вы выполните тестовые задания (Приложение 1) и сделаете самооценку. На столах у вас лежат тестовые задания. На каждый вопрос даны варианты ответа. Вам нужно будет выбрать правильный ответ (один или несколько) и обвести в кружочек. Но для начала не забудьте написать на листке свою фамилию и имя. Выполняем (5-7 минут).

А теперь проверим, как вы поняли тему урока. Обменяйтесь листами друг с другом и сделайте проверку теста по ключу (вывожу на доску ключ с правильными ответами). Посмотрите на доску и сверьте свой ответ. Если вариант неправильный, то зачеркнуть и обвести правильный. Если нет ошибок - поставьте “5”. Если допущена 1-2 ошибки “4”. Если больше 2 ошибок - “3”.

Проверили? Честно скажите, кто получил “5”, кто “4”, кто “3”.

Молодцы, вы хорошо усвоили тему!

Итак, ребята, что вы узнали на уроке?

Учащийся: Мы узнали, какие бывают признаки химических реакций.

Какую работу мы с вами выполнили?

Учащийся: Выполнили творческие задания, демонстрацию опытов и рисунков, а так же смотрели видеофрагменты “Признаки химических реакций”

А чему мы научились?

Учащийся: Научились распознавать химические реакции по признакам.

А чему ещё?

Учащийся: Закрепили методику выполнения тестов.

Молодцы, ребята, хорошо.

Итак, какие же признаки химических реакций вы знаете? (ответы учащихся)

Молодцы, ребята, хорошо усвоили новую тему.

VI. Задание на дом

А теперь задание на дом: параграф 28 изучить, №1,2 – обязательное для всех, а № 3 - для учащихся, имеющих “4” и “5” по предмету.

Записали домашнее задание, урок окончен. До свидания.

Литература:

  • учебник “Химия. 8 класс”. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская;
  • А.Храповский. Занимательные очерки по химии; И.Вольпер. Юным химикам.

За последние 200 лет человечество изучило свойства веществ лучше, чем за всю историю развития химии. Естественно, количество веществ так же стремительно растет, это связано, прежде всего, с освоением различных методов получения веществ.

В повседневной жизни мы сталкиваемся с множеством веществ. Среди них – вода, железо, алюминий, пластмасса, сода, соль и множество других.

Вещества, существующие в природе, например, кислород и азот, содержащиеся в воздухе, вещества, растворенные в воде, и имеющие природное происхождение, называются природными веществами.

Алюминия, цинка, ацетона, извести, мыла, аспирина, полиэтилена и многих других веществ в природе не существует. Их получают в лаборатории, и производит промышленность. Искусственные вещества не встречаются в природе, их создают из природных веществ.

Некоторые вещества, существующие в природе, можно получить и в химической лаборатории. Так, при нагревании марганцовки выделяется кислород, а при нагревании мела – углекислый газ. Ученые научились превращать графит в алмаз, выращивают кристаллы рубина, сапфира и малахита.

Итак, наряду с веществами природного происхождения существует огромное множество и искусственно созданных веществ, не встречающихся в природе. Вещества, не встречающиеся в природе, производятся на различных предприятиях: фабриках, заводах, комбинатах и т.п.

В условиях исчерпания природных ресурсов нашей планеты, сейчас перед химиками стоит важная задача: разработать и внедрить методы, при помощи которых можно искусственно, в условиях лаборатории, или промышленного производства, получать вещества, являющиеся аналогами природных веществ. Например, запасы топливных ископаемых в природе на исходе.

Может настать тот момент, когда нефть и природный газ закончатся. Уже сейчас ведутся разработки новых видов топлива, которые были бы такими же эффективными, но не загрязняли окружающую среду. На сегодняшний день человечество научилось искусственно получать различные драгоценные камни, например, алмазы, изумруды, бериллы.

Агрегатное состояние вещества

Вещества могут существовать в нескольких агрегатных состояниях, три из которых вам известны: твердое, жидкое, газообразное. Например, вода в природе существует во всех трех агрегатных состояниях: твердом (в виде льда и снега), жидком (жидкая вода) и газообразном (водяной пар).

Известны вещества, которые не могут существовать в обычных условиях во всех трех агрегатных состояниях. Например, таким веществом является углекислый газ. При комнатной температуре это газ без запаха и цвета. При температуре –79°С данное вещество «замерзает» и переходит в твердое агрегатное состояние. Бытовое (тривиальное) название такого вещества «сухой лед» . Такое название дано этому веществу из-за того, что «сухой лед» превращается в углекислый газ без плавления, то есть, без перехода в жидкое агрегатное состояние, которое присутствует, например, у воды.

Таким образом, можно сделать важный вывод. Вещество при переходе из одного агрегатного состояния в другое не превращается в другие вещества. Сам процесс некоего изменения, превращения, называется явлением.

Физические явления. Физические свойства веществ.

Явления, при которых вещества изменяют агрегатное состояние, но при этом не превращаются в другие вещества, называют физическими.

Каждое индивидуальное вещество обладает определенными свойствами. Свойства веществ могут быть различными или сходными друг с другом. Каждое вещество описывают при помощи набора физических и химических свойств.

Рассмотрим в качестве примера воду. Вода замерзает и превращается в лед при температуре 0°С, а закипает и превращается в пар при температуре +100°С. Данные явления относятся к физическим, так как вода не превратилась в другие вещества, происходит только изменение агрегатного состояния. Данные температуры замерзания и кипения – это физические свойства, характерные именно для воды.

Свойства веществ, которые определяют измерениями или визуально при отсутствии превращения одних веществ в другие, называют физическими

Испарение спирта, как и испарение воды – физические явления, вещества при этом изменяют агрегатное состояние. После проведения опыта можно убедиться, что спирт испаряется быстрее, чем вода – это физические свойства этих веществ.

К основным физическим свойствам веществ можно отнести следующие: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, плотность, температура кипения, температура плавления, теплопроводность, электропроводность.

Такие физические свойства как цвет, запах, вкус, форма кристаллов, можно определить визуально, с помощью органов чувств, а плотность, электропроводность, температуру плавления и кипения определяют измерением. Сведения о физических свойствах многих веществ собраны в специальной литературе, например, в справочниках.

Физические свойства вещества зависят от его агрегатного состояния. Например, плотность льда, воды и водяного пара различна. Газообразный кислород бесцветный, а жидкий – голубой

Знание физических свойств помогает «узнавать» немало веществ. Например, медь – единственный металл красного цвета. Соленый вкус имеет только поваренная соль. Иод – почти черное твердое вещество, которое при нагревании превращается в фиолетовый пар. В большинстве случаев для определения вещества нужно рассматривать несколько его свойств.

В качестве примера охарактеризуем физические свойства воды:

  • цвет – бесцветная (в небольшом объеме)
  • запах – без запаха
  • агрегатное состояние – при обычных условиях жидкость
  • плотность – 1 г/мл,
  • температура кипения – +100°С
  • температура плавления – 0°С
  • теплопроводность – низкая
  • электропроводность – чистая вода электричество не проводит

Кристаллические и аморфные вещества

При описании физических свойств твердых веществ принято описывать структуру вещества. Если рассмотреть образец поваренной соли под увеличительным стеклом, можно заметить, что соль состоит из множества мельчайших кристаллов. В соляных месторождениях можно встретить и весьма крупные кристаллы.

Кристаллы – твердые тела, имеющие форму правильных многогранников

Кристаллы могут иметь различную форму и размер. Кристаллы некоторых веществ, таких как поваренная соль хрупкие, их легко разрушить . Существуют кристаллы довольно твердые. Например, одним из самых твердых минералов считается алмаз.

Если рассматривать кристаллы поваренной соли под микроскопом, можно заметить, что все они имеют похожее строение. Если же рассмотреть, например, частицы стекла, то все они будут иметь различное строение – такие вещества называют аморфными. К аморфным веществам относят стекло, крахмал, янтарь, пчелиный воск.

Аморфные вещества – вещества, не имеющие кристаллического строения

Химические явления. Химическая реакция.

Если при физических явлениях вещества, как правило, лишь изменяют агрегатное состояние, то при химических явлениях происходит превращение одних веществ в другие вещества.

Приведем несколько простых примеров: горение спички сопровождается обугливанием древесины и выделением газообразных веществ, то есть, происходит необратимое превращение древесины в другие вещества.

Другой пример: со временем бронзовые скульптуры покрываются налетом зеленого цвета. Дело в том, что в состав бронзы входит медь. Этот металл медленно взаимодействует с кислородом, углекислым газом и влагой воздуха, в результате на поверхности скульптуры образуются новые вещества зеленого цвета

Химические явления – явления превращений одних веществ в другие

Процесс взаимодействия веществ с образованием новых веществ называют химической реакцией. Химические реакции происходят повсеместно вокруг нас. Химические реакции происходят и в нас самих. В нашем организме непрерывно происходят превращения множества веществ, вещества реагируют друг с другом, образуя продукты реакции. Таким образом, в химической реакции всегда есть реагирующие вещества, и вещества, образовавшиеся в результате реакции.

  • Химическая реакция – процесс взаимодействия веществ, в результате которого образуются новые вещества с новыми свойствами
  • Реагенты – вещества, вступающие в химическую реакцию
  • Продукты – вещества, образовавшиеся в результате химической реакции

Химическая реакция изображается в общем виде схемой реакции
РЕАГЕНТЫ -> ПРОДУКТЫ

где реагенты – исходные вещества, взятые для проведения реакции; продукты – новые вещества, образовавшиеся в результате протекания реакции.

Любые химические явления (реакции) сопровождаются определенными признаками, при помощи которых химические явления можно отличить от физических. К таким признакам можно отнести изменение окраски веществ, выделение газа, образование осадка, выделение тепла, излучение света.

Многие химические реакции сопровождаются выделением энергии в виде тепла и света. Как правило, такими явлениями сопровождаются реакции горения. В реакциях горения на воздухе вещества реагируют с кислородом, содержащимся в воздухе. Так, например, металл магний вспыхивает и горит на воздухе ярким слепящим пламенем. Именно поэтому вспышку магния использовали при создании фотографий в первой половине ХХ века.

В некоторых случаях возможно выделение энергии в виде света, но без выделения тепла. Один из видов тихоокеанского планктона способен испускать ярко-голубой свет, хорошо заметный в темноте. Выделение энергии в виде света – результат химической реакции, которая протекает в организмах данного вида планктона.

ИТОГ

  • Существуют две большие группы веществ: вещества природного и
    искусственного происхождения
  • В обычных условиях вещества могут находиться в трех агрегатных состояниях
  • Свойства веществ, которые определяют измерениями или визуально при
    отсутствии превращения одних веществ в другие, называют физическими
  • Кристаллы – твердые тела, имеющие форму правильных многогранников
  • Аморфные вещества – вещества, не имеющие кристаллического строение
  • Химические явления – явления превращений одних веществ в другие
  • Реагенты – вещества, вступающие в химическую реакцию
  • Продукты – вещества, образующиеся в результате химической реакции
  • Химические реакции могут сопровождаться выделением газа, осадка, тепла,
    света; изменением окраски веществ
  • Горение – сложный физико-химический процесс превращения исходных
    веществ в продукты сгорания в ходе химической реакции, сопровождающийся
    интенсивным выделением тепла и света (пламени)

Дата: 20.09.2013г

Цель урока: изучить физические и химические явления, их значение, сформировать понятие о химической реакции, признаках отличающих химическую реакцию от физического явления, изучить условия возникновения и протекания химической реакции.

Задачи:

  • способствовать формированию знаний учащихся о физических и химических явлениях;
  • сформировать представлений о признаках и условиях протекания химических реакций;
  • способствовать развитию умений учащихся обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдая ТБ;
  • продолжить развивать общеучебные умения и навыки, логическое мышление, умение анализировать, делать вывод.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование и реактивы: свеча, ступка с пестиком, мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок, хим.стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная, презентация к уроку.

Основные методы и приемы: демонстрационный эксперимент, объяснение, наблюдение, решение упражнений, взаимопроверка, беседа.

Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции.

Ход урока:

  1. Оргмомент.(мин.)

На столе зажженная свеча (видеослайд 1)

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Учитель: мы с вами изучаем науку «химия». Давайте вспомним ее определение.

Предполагаемый ответ учащихся: Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.

Учитель: тема нашего урока – это как раз «явления , сопровождающие превращения».

Какие явления вы наблюдаете при горении? (слайд 2)

Плавление парафина (переход из твёрдого состояния в жидкое)

Затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)

Как называются такие явления?

Горение парафина (свет и выделение тепла).

Слайд 3

Учитель записывает тему урока на доске (слайд 3). Ученики записывают в тетрадях. Число и тему урока.

Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления. (слайд 4).

определить сущность физических и химических явлений

отметить значение физических и химических явлений

выявить признаки химических реакций

рассмотреть условия возникновения и протекания реакций

Слайд 7

Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что все явления, по сути, сходны или одинаковы, а теперь те, кто считает, что явления отличаются. Кто может объяснить свой выбор?В ходе беседы обсуждаются ответы учащихся – ход обсуждения сводится к объяснению нового материала на основе жизненного опыта учащихся.Все окружающие нас предметы состоят из разнообразных веществ, которые могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. Железо, сахар, поваренная соль при обычных условиях- твердые вещества, вода и спирт – жидкости, воздух – это смесь газов. Но остаются ли вещества неизменными? Что например происходит с водой, вынесенной на мороз, или со спичкой, если ее поджечь, или с упавшим в лесу деревом?Ответить на эти вопросы нетрудно: вода, вынесенная на мороз замерзает, подожженная спичка сгорает, упавшее дерево постепенно разрушается в результате гниения древесины.Иногда вещества изменяются так медленно, что кажутся как бы неизменными. Если оставить во влажном воздухе железный гвоздь, то первое время создается впечатление, что с ним ничего не происходит. Но пройдет время и мы увидим, что гвоздь покрылся бурой ржавчиной: на поверхности железа под влиянием влажного воздуха образовалось новое вещество. В природе нет неизменные веществ. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать.

Мы живем в постепенно изменяющемся мире. Вам, наверно известно изречение: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» Почему? Да потому, что в ней ежесекундно происходят какие –то изменения. Да и планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря.

пишут определение в тетрадь) слайд 8

Учащиеся открывают учебник, находят стр.11читают и записывают определения в тетрадь виде схемы 4. Первичное закрепление знаний осуществляется ввиде постановке 2-х вопросов и ответов на них в паре.2мин

Различают два вида явлений в природе: физические и химические. Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние или температура. При физическом явлении могут изменяться все три названных параметра или отдельно каждый из них.

Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений. Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. .

Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими.

Физкультминутка. (слайд 9)

Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем? Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное.Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние.

Опыт №2 . Разрезание бумаги.

Опыт №3. Диффузия перманганата калия.

Опыт №4. Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи – химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами.

Опыт №5. К раствору сульфата натрия прильем раствор хлорида бария. Наблюдается образование белого осадка. Произошла химическая реакция.

Видеослайды слайд (10-18)

Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?

В результате беседы подводится итог – признаки химических реакций (явлений), который записывается учащимися в рабочую тетрадь: (слайд 19-20)

  1. Изменение окраски;
  2. Образование осадка;
  3. Появление запаха;
  4. Выделение газа;

Условия протекания:

  • Контакт веществ
  • Нагревание
  • Действие

электрическим током

Облучение светом

А) Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)

Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.

Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.

Установите соответствие:

Вариант 1

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Высыхание дождевых луж;
  2. Морской прилив;
  3. Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.

Физические явления: 1, 3, 5, 6, 8,10

Химические явления: 2, 4, 7, 9

Установите соответствие:

Вариант 2

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Выветривание горных пород;
  2. Горение керосина в лампе;
  3. Движение воздуха (ветер);
  4. Плавление куска железа;
  5. Горение спички;
  6. а мок;

Физические явления: 1, 3, 5, 7, 9

Химические явления: 2, 4, 6, 8, 10

Учитель обращает внимание на поставленные задачи в начале урока и спрашивает: «Справились ли мы с поставленными задачами?»

Взаимопроверка и выставление оценок

Поднимите руку, кто получил «5», «4» - «Молодцы»

Остальным необходимо поработать еще дома.

§3 №11-13 стр.13 Привести примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей, в домашнем хозяйстве или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.(выставление оценок, сообщений, ассистентам).

5.Рефлексия. (мин)

В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались.

Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

1. Сегодня я понял …

2. Теперь я могу…

3. Я приобрел….

4. Меня удивило …

5. Я попробую …

6. Мне захотелось…Что интересного было на уроке?Ваше впечатление?Выводы?

Подвести итоги нашего урока можно словами Р.Ролана

(учащиеся зачитывают слова):

«Высокая цель человека науки проникать в самую сущность наблюдаемых явлений,

понимать их сокровенные силы, их законы и течения чтобы управлять ими».

5. Учитель зажигает свечу. Читает отрывок стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

6. «…я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли быть светочем для окружающих, и что бы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством»Майкл Фарадей, англ.ученый

Какие у вас ко мне вопросы?Урок закончен.Всем спасибо!

Тема: «Физические и химические реакции»

Вариант 1

Установить соответствие.

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Вода в озере покрылась коркой льда;
  2. Появление ржавчины на железном гвозде;
  3. Золотую проволоку вытянули в нить;
  4. Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
  5. Ледяная игрушка весной растаяла;
  6. Высыхание дождевых луж;
  7. Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
  8. Морской прилив;
  9. Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;

10.Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек

Вариант 2

Установить соответствие.

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Выветривание горных пород;
  2. Серебряная ложка на воздухе потемнела;
  3. Испарение воды с поверхности реки;
  4. Горение керосина в лампе;
  5. Движение воздуха (ветер);
  6. Скисание молока с образованием кефира;
  7. Плавление куска железа;
  8. Горение спички;
  9. Дети на пляже построили из песка за мок;
  10. Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Физические и химические явления. Химические реакции.

Дата: 20.09.2013г

Цель урока: изучить физические и химические явления, их значение, сформировать понятие о химической реакции, признаках отличающих химическую реакцию от физического явления, изучить условия возникновения и протекания химической реакции.

Задачи:

  • способствовать формированию знаний учащихся о физических и химических явлениях;
  • сформировать представлений о признаках и условиях протекания химических реакций;
  • способствовать развитию умений учащихся обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдая ТБ;
  • продолжить развивать общеучебные умения и навыки, логическое мышление, умение анализировать, делать вывод.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование и реактивы: свеча, ступка с пестиком, мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок, хим.стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная, презентация к уроку.

Основные методы и приемы: демонстрационный эксперимент, объяснение, наблюдение, решение упражнений, взаимопроверка, беседа.

Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции.

Ход урока:

  1. Оргмомент.(мин.)

На столе зажженная свеча (видеослайд 1)

стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Учитель: мы с вами изучаем науку «химия». Давайте вспомним ее определение.

Предполагаемый ответ учащихся: Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.

Учитель: тема нашего урока – это как раз « явления , сопровождающие превращения».

Какие явления вы наблюдаете при горении? (слайд 2)

Плавление парафина (переход из твёрдого состояния в жидкое)

Затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)

Как называются такие явления?

Горение парафина (свет и выделение тепла).

Слайд 3

Учитель записывает тему урока на доске (слайд 3). Ученики записывают в тетрадях. Число и тему урока. «Физические и химические явления. Химические реакции.»

Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления. (слайд 4).

Итак сегодня мы должны:(слайд 5).

определить сущность физических и химических явлений

отметить значение физических и химических явлений

выявить признаки химических реакций

Рассмотреть условия возникновения и протекания реакций

Это будет планом нашего урока.

2.Изучение нового материала. (мин)

Слайд 7

Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что все явления, по сути, сходны или одинаковы, а теперь те, кто считает, что явления отличаются. Кто может объяснить свой выбор?В ходе беседы обсуждаются ответы учащихся – ход обсуждения сводится к объяснению нового материала на основе жизненного опыта учащихся.Все окружающие нас предметы состоят из разнообразных веществ, которые могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. Железо, сахар, поваренная соль при обычных условиях- твердые вещества, вода и спирт – жидкости, воздух – это смесь газов. Но остаются ли вещества неизменными? Что например происходит с водой, вынесенной на мороз, или со спичкой, если ее поджечь, или с упавшим в лесу деревом?Ответить на эти вопросы нетрудно: вода, вынесенная на мороз замерзает, подожженная спичка сгорает, упавшее дерево постепенно разрушается в результате гниения древесины.Иногда вещества изменяются так медленно, что кажутся как бы неизменными. Если оставить во влажном воздухе железный гвоздь, то первое время создается впечатление, что с ним ничего не происходит. Но пройдет время и мы увидим, что гвоздь покрылся бурой ржавчиной: на поверхности железа под влиянием влажного воздуха образовалось новое вещество. В природе нет неизменные веществ. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать.

Мы живем в постепенно изменяющемся мире. Вам, наверно известно изречение: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» Почему? Да потому, что в ней ежесекундно происходят какие –то изменения. Да и планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря.

Различные изменения, происходящие с веществами- явления. (пишут определение в тетрадь) слайд 8

Учащиеся открывают учебник, находят стр.11читают и записывают определения в тетрадь виде схемы 4. Первичное закрепление знаний осуществляется ввиде постановке 2-х вопросов и ответов на них в паре. 2мин

Различают два вида явлений в природе: физические и химические. Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние или температура. При физическом явлении могут изменяться все три названных параметра или отдельно каждый из них.

Химическими называют явления, при которых образуются новые вещества с новыми свойствами. Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений. Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления .

Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими.

Физкультминутка. (слайд 9)

Помощь ассистентов. Правила ТБ.

Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем? Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное. Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние.

Опыт №2 . Разрезание бумаги.

Опыт №3. Диффузия перманганата калия.

Опыт №4. Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи – химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами.

Опыт №5. К раствору сульфата натрия прильем раствор хлорида бария. Наблюдается образование белого осадка. Произошла химическая реакция.

Видеослайды слайд (10-18)

Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?

В результате беседы подводится итог – признаки химических реакций (явлений), который записывается учащимися в рабочую тетрадь: Признаки химических реакций: (слайд 19-20)

  1. Изменение окраски;
  2. Образование осадка;
  3. Появление запаха;
  4. Выделение газа;
  5. Поглощение или выделение теплоты (иногда со светом).

Условия протекания:

  • Контакт веществ
  • Нагревание
  • Действие

электрическим током

Облучение светом

Значение химических реакций. Сообщение учащегося.

А) Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)

Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.

Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.

  1. Закрепление учебного материала (мин) Слайд21

Взаимопроверка, в паре меняются тетрадями.

Установите соответствие:

Вариант 1

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Высыхание дождевых луж;
  2. Морской прилив;
  3. Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.

Ответы:

Физические явления: 1, 3, 5, 6, 8,10

Химические явления: 2, 4, 7, 9

Установите соответствие:

Вариант 2

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Выветривание горных пород;
  2. Горение керосина в лампе;
  3. Движение воздуха (ветер);
  4. Плавление куска железа;
  5. Горение спички;
  6. а мок;

Ответы:

Физические явления: 1, 3, 5, 7, 9

Химические явления: 2, 4, 6, 8, 10

Учитель обращает внимание на поставленные задачи в начале урока и спрашивает: «Справились ли мы с поставленными задачами?»

Взаимопроверка и выставление оценок

Поднимите руку, кто получил «5», «4» - «Молодцы»

Остальным необходимо поработать еще дома.

  1. Домашнее задание (1 мин) Слайд 22

§3 №11-13 стр.13 Привести примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей, в домашнем хозяйстве или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.(выставление оценок, сообщений, ассистентам).

5.Рефлексия. (мин)

В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались.

Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

1. Сегодня я понял …

2. Теперь я могу…

3. Я приобрел….

4. Меня удивило …

5. Я попробую …

6. Мне захотелось…Что интересного было на уроке?Ваше впечатление?Выводы?

Подведение итогов (2мин) Слайд 23-24.

Подвести итоги нашего урока можно словами Р.Ролана

(учащиеся зачитывают слова):

«Высокая цель человека науки проникать в самую сущность наблюдаемых явлений,

понимать их сокровенные силы, их законы и течения чтобы управлять ими».

5. Учитель зажигает свечу. Читает отрывок стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

6. «…я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли быть светочем для окружающих, и что бы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством»Майкл Фарадей, англ.ученый

Какие у вас ко мне вопросы?Урок закончен.Всем спасибо!

Тема: «Физические и химические реакции»

Вариант 1

Установить соответствие.

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Вода в озере покрылась коркой льда;
  2. Появление ржавчины на железном гвозде;
  3. Золотую проволоку вытянули в нить;
  4. Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
  5. Ледяная игрушка весной растаяла;
  6. Высыхание дождевых луж;
  7. Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
  8. Морской прилив;
  9. Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;

10.Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек

Вариант 2

Установить соответствие.

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Выветривание горных пород;
  2. Серебряная ложка на воздухе потемнела;
  3. Испарение воды с поверхности реки;
  4. Горение керосина в лампе;
  5. Движение воздуха (ветер);
  6. Скисание молока с образованием кефира;
  7. Плавление куска железа;
  8. Горение спички;
  9. Дети на пляже построили из песка з а мок;
  10. Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.