Кто такой рыцарь. Рыцарские традиции. Кто такие рыцари

Уже выложив статью о двуручных мечах, я поняла, что, собственно, не с того бока к вопросу подошла. Что и доказала битва (ага, на фламбергах) в блоге. Прежде всего, стоило бы определиться, кто такое рыцарь. Не в смысле герой на коне, вместе с животиной закованный в латы, в промежутках между изничтожением драконов сражающийся на турнире. А кого вообще называли рыцарем.

Предлагаю с этим вопросом разобраться. Но предупреждаю сразу. Тема во многом скучная до зубовного скрежета и малоинтересная. Потому что придется копнуть еще и социально-юридическо-экономические вопросы, принципы устройства армий и т.д, и т.п.

А для тех, кто в дебри лезть не желает, сразу дам итог, к которому я подведу в конце поста. Под словом «рыцарь» можно понимать следующее:

1. Просто тяжеловооруженный всадник эпохи высокого средневековья. Воин. Не аристократ.
2. Тяжеловооруженный всадник, зарабатывающий себе на хлеб с маслом. Эпоха позднего средневековья. По сути - наемник. Может быть и дворянином (а может им и не быть).
3. Аристократ без всяких «но». Все рыцарство которого заключается в именование (несущем материальные привелегии) и, может быть, участии в турнирах.
4. Нетитулованный дворянин, имеющий звание рыцаря.

А теперь можно погрузиться в пучины нудятины.

Принцип вассальных отношений

Прежде чем начинать разбираться в рыцарстве, нужно определиться с несколькими терминами, без которых ничего непонятно будет.

Вассал (фр. vassalité, от лат. vassus — «слуга») и сюзерен, сеньор (фр. suzerain от старофр.: suserain)— система иерархических отношений между феодалами. Состоит в личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров).

Прошу заметить, «иерархические отношения». А не то, что «все мы слуги государевы». То есть, получается такая лесенка (специалисты ее так и называют - «феодальная лестница»). На вершине стоит правитель. Для простоты назовем его королем.

На ступеньку ниже его находятся, скажем, герцоги и графы. Точность титулов сейчас неважна - в разные эпохи и в разных государствах они и назывались по-разному. Важна суть - это владельцы огромных участков земли. Действительно больших, не только с деревнями, но и с городами. И они именно владельцы. Это важно.

Итак, король сюзерен для графов и герцогов. Они его вассалы. На третьей ступени расположились бароны. Эти дворяне могли владеть собственными земельными наделами (не принадлежащими графу или герцогу). Могли и не владеть. А могли просто пользоваться ими. Но в данный момент это неважно. Важно то, что они были вассалами графа, он являлся их сюзереном. Но! Они не считались вассалами короля. В этом вся суть выражения: «Вассал моего вассала - не мой вассал».

Ступенькой ниже дворянство помельче, но система все та же. Барон их сюзерен, они его вассалы, но не вассалы герцога, а, тем более, короля.

Почему это так важно? Потому что объясняет организацию войск, армии (и не только в Европе). Система вассалитета держалась на взаимной клятве (коммендации, омаже). Согласно ей вассал был обязан состоять в совете при своем господине, нести воинскую повинность в войске сюзерена (обычно, ограниченное время, например, 40 дней в году), защищать границы его владений, а также, в случае поражения, выкупать господина из плена. Сеньор был обязан защищать своего вассала от военного нападения.

Теперь посмотрим, как собиралась, например, королевская армия. Король кидал клич по графам и герцогам. Те созывали баронов. Бароны - дворянство. Никакой регулярной армии - ее и близко нет.
А что произойдет, если кто-то из графов решит послать правителя в лес белочек ловить? Подобное случалось нередко. Король просто лишался здорового куска своей армии. И такая ситуация распространяется по цепочке вниз. Только граф собрался с соседним герцогом разобраться. Глянул, а половина баронов прохлаждаются незнамо где. А вторая решила вообще сеньора сменить (это было возможно). И не граф с герцогом разобрался, а герцог графа «разъяснил».

Чем оплачивалось рыцарство

Теперь нужно разобраться, что такое лен, он же феод. Феод, фьеф (лат. feudum) или лен - это земли, пожалованные вассалу сеньором. А теперь, внимание! Пожалованные в пользование, с правом получать с них доход. И крайне редко с правом владения и наследования. То есть, пока ты мне служишь - пользуйся. Уйдешь со службы - все снова станет моим. Иногда сеньоры были добрыми и оставляли право пользоваться землями пожизненно.

Кстати, порой феодом называли просто фиксированный доход (зарплату, по сути) или право на получение дохода с земель (только дохода - ничего более). Но такая система сеньорам была не слишком выгодна.
При передаче сюзереном вассалу феода, сеньор не терял права владеть этим же леном. В результате один и тот же феод одновременно находился в собственности двух и более лиц. Оцените прелесть такого решения.

И еще один момент. Феодальная собственность носила условный и сословный характер. Условность феодальной собственности состояла в том, о чем я говорила выше. То есть, пока служишь - лен твой (ну, или право с него доход получать). Но на таких условиях землей мог управлять любой человек, вне зависимости от его социального положения.

А вот владеть землей, полностью и безоговорочно, с правом наследования, продажи, передачи и всеми остальными правами, могли только дворяне - аристократы, титулованные особы. Крестьяне и горожане, даже богатые, не могли стать владельцами феода, предварительно не получив дворянства.

Для дальнейшего понимания: людей, которые получали феод в пользование за несение военной службы, называли министериалами (лат. ministeriales, от лат. ministerium — служба, должность). А сам факт передачи лена в оплату службы называли бенефиций (от лат. beneficium — благодеяние).

Кстати, не всегда они были людьми бедными и несчастными. Широко разрекламированный в свое время факт. Вернер фон Боллэнд являлся вассалом 43 различных сюзеренов, от которых получил в общей сложности более 500 ленов, в том числе 15 графств, и сам, в свою очередь, имел более 100 ленников.

И последний термин, который стоит рассмотреть. Напомню, что понятие «рыцарство» возникло в те времена, когда рабов уже не было, а крепостных не было еще. А было явление, которое называлось «прекарий» (лат. precarium нечто данное во временное пользование, от лат. precarius временный, преходящий) - передача земли с условием выплаты оброка или отработки барщины.

Типов прекариев было несколько. Но наиболее повлиявшим на развитие общества специалисты называют предоставленный прекарий. Суть его состояла в том, что мелкий собственник земли под давлением неких, не всегда от него самого зависящих, обстоятельств передавал право собственности на свою землю (то есть дарил свой надел) крупному земельному владельцу. А затем получал эту же землю обратно, но уже в качестве прекария, т.е., обязан был выплачивать оброк. Вот так в Европе и зародилось крепостничество.

Откуда взялись рыцари

Теперь давайте определимся, кого мы дальше будем рыцарями называть. Любой словарь нам подскажет, что изначально это слово переводится как «всадник». Между прочим, точно также переводятся «кавалер», «кабальеро», «шевалье». Сейчас это создает множество проблем, т.к. зачастую приводит к путанице при переводе. Особенно если переводят источник, например, с немецкого на английский, а потом на русский. Что имеется ввиду? Тот самый рыцарь, который в доспехе и на турнире? Просто всадник? Дворянин?

Но это так, к слову. Предлагаю пока просто говорить о рыцаре, как о тяжеловооруженном всаднике. Про оружие тоже помолчим и давать определение «тяжеловооруженному» не будем.

Принято считать, что более-менее оформившийся фундамент рыцарства находится в 8 веке. А заложил его Карл Мартелл - майордом (старший сановник) франкийского двора. Франкийского, не французского. Франции тогда еще не было. Этот человек, вошедший в историю под прозвищем Спаситель Европы, прославился как полководец, стратег, экономист, хозяйственник. Вполне успешно отражал нападения и германских племен, и арабов. В битве при Пуатье вообще остановил арабскую экспансию.

Но нас интересует то, что именно он оценил преимущества тяжелой (по тем временам тяжелой, конечно) кавалерии. Но фактически все свое существования такой род войск сталкивался с одной и той же проблемой - слишком большая стоимость экипировки и содержания. Цена одного конника была высока, как бы он не вооружался - в кольчугу, панцирь или, прости Господи, максимилиановский доспех.

Господин Мартел нашел как обойти эту проблему. Он, а позже и его потомки, начали раздавать своим дружинникам коронные (принадлежащие короне) земли на условиях бенефиции. То есть, мы тебе землю, а ты нам - службу. Правда, скорее всего, львиная доля доходов, полученных с земель, шла на оплату существования временного владельца. Но нас главным образом интересует факт, что дружинники эти, которых сейчас называют почему-то итальянским словом «газинды», дворянами не были.

Легкая же кавалерия набиралась из «несвободных» людей (vavassores, caballarii). Еще не крепостных, но владеющих землей по принципу прекария (плативших оброк). Но из оброчного сословия можно было подняться в министериалы.

То есть, все происходило примерно следующим образом:

Шаг 1. Получив должность при дворе сеньора (или в его армии) - получи прекарий.
Шаг 2. Выслужись до статуса легковооружённого всадника, отличись уже на этом поприще, и получи бенефиций.
Шаг 3. Перейди в тяжёлую конницу и заработай еще больше привилегий и земель, которыми ты можешь пользоваться.

На этот момент уже появляется термин «рыцарь», но пока он обозначает только тяжеловооруженного всадника, которому - за его службу - выделили лен на условиях бенефиция. О титулах и дворянстве речь пока вообще не идет.

Далее я практически дословно приведу текст из Википедии, потому что сам он взят из замечательной книги Руа Ж.Ж. и Мишо Ж.Ф. «История рыцарства». Впервые в России она была переведена с французского и издана в 1898 г. и переиздана в 2007 г. издательством «Эксмо».

Авторы рассматривают развитие рыцарства на примере Германии. Это обусловлено тем, что, во-первых, именно эта страна стала фактически «колыбелью» рыцарей. А, во-вторых, больше всего источников, дошедших до нашего времени, имеют именно немецкое происхождение.

Итак, в Германии министериалы с 11 в. составляли особое сословие динстманнов (Dienstmannen), стоявшее выше горожан и свободного сельского населения, тотчас позади свободных рыцарей (имеются в виду владельцы земель, принесшие вассальную клятву и служащие сеньору добровольно). Признаком их несвободного состояния являлась невозможность бросить службу по желанию.

То есть, тяжеловооруженные всадники, рыцари, уже формируют привилегированное сословие. Но это еще не знать, да, к тому же, они зависимы от своего сеньора.

В северной Германии, где князья раздавали лены преимущественно динстманнам, знать с половины 12 в. стала массово переходить в министериалы. То есть, только с 12 в. среди рыцарей появляются дворяне, титулованные особы.

Переводим на человеческий язык: знатные, титулованные люди, привлеченные возможностью получить земельные наделы и доход с них, тоже захотели побыть рыцарями. В это же время по всей Европе рыцарей одаривают и другими «льготами». И рыцарство, как сословие, становится все более и более привилегированным. Но это еще не значит, что простой человек не может стать рыцарем. Да, сделать карьеру на этом поприще становится все труднее. Но возможности еще есть.

Но уже в 14 в. их несвободное происхождение динстманнов забывается.

Рыцарями теперь могут становиться только аристократы, а само это звание принимает характер наследуемого. И в тоже время формируется близкое для нас понимание рыцарства: всадник в латах и с копьем, сражающийся за честь прекрасной дамы. И непременно, как минимум, граф.

Теперь рыцарство становится невозможно «заработать» - им одаривают. И, например, в Англии даже нетитулованное дворянское звание - рыцарь-бакалавр. Элтон Джон был произведен Елизаветой II в рыцари. Вы представляете его в доспехах?

И не стоит забывать, что тогда же (14-15 вв.) ценность рыцаря, как отдельной воинской единицы сходит на нет. Лены больше не раздаются, рыцарство становится синонимом аристократии и вообще принимает орнаментально-декоративный характер. Да, остаются еще рыцарские ордена и тайные общества (рыцарские братства). Но о них должен быть отдельный разговор. Да и в войнах они практически уже не участвуют.

А теперь можно выбирать, какого именно рыцаря мы имеем в виду, говоря о вооружении и экипировке.



Рыцарь

Ры́царь

сущ. , м. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) кого? ры́царя , кому? ры́царю , (вижу) кого? ры́царя , кем? ры́царем , о ком? о ры́царе ; мн. кто? ры́цари , (нет) кого? ры́царей , кому? ры́царям , (вижу) кого? ры́царей , кем? ры́царями , о ком? о ры́царях

воин

1. В Западной Европе в средние века рыцарем называли служащего на военной службе дворянина, феодала.

Доблестный, отважный, могучий рыцарь. | Бедный, странствующий рыцарь. | Железный рыцарь. | Мальтийский рыцарь. | Турнир рыцарей. | Шлем, латы, кольчуга рыцаря. | Возвести кого-либо в рыцари. | Рыцарь приветствует противника.

2. Рыцарем называли монаха, который жил в монастырях-крепостях, а также участника крестовых походов.

Рыцари-храмовники. | Рыцари-госпитальеры предпочитали иметь на мечах вставки из красного камня.

благородный человек, деятель

3. Рыцарем называют человека, который имеет благородные манеры.

Преданный, воплощенный рыцарь. | Вы храбрый, сильный, великодушный рыцарь. | Вы настоящий рыцарь!

4. Рыцарем называют человека, который преданно служит кому-либо, чему-либо, увлечённо занимается чем-либо одним.

Рыцарь науки, просвещения. | Рыцарь правды и справедливости. | Он - рыцарь порядка и свободы.

5. Рыцарем без страха и упрёка называют человека большого мужества, безупречного во всех отношениях.

6. Рыцарем печального образа называют наивного, романтического мечтателя.

7. Рыцарем на час называют человека, который способен лишь на кратковременные благородные порывы.

8. Скупым рыцарем называют человека, который тщательно оберегает своё богатство, наслаждается им.

ры́царский прил.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "рыцарь" в других словарях:

    - (нем. Ritter). В средние века, конный латник, витязь высшего сословия: в рыцари посвящали после победы на ноле сражения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЫЦАРЬ средневековой воин благородного… … Словарь иностранных слов русского языка

    Рыцаря, м. [от нем. Ritter, букв. всадник]. 1. В феодальной Европе лицо, принадлежавшее к военно–дворянскому сословию (истор.). Маркс в “Хронологических выписках” писал, что Александр Невский, выступив против немецких рыцарей и разбив их на льду… … Толковый словарь Ушакова

    См. мещанин... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. рыцарь аристократ, мещанин; воин, идеал, джентльмен, кавалер, крестоносец, паладин, миннезингер, идальго, кабальеро … Словарь синонимов

    - (нем. Ritter первоначально всадник), в Зап. и Центр. Европе в средние века феодал, тяжеловооруженный конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда в… … Большой Энциклопедический словарь

    РЫЦАРЬ, я, муж. 1. В средневековой Европе: феодал, тяжело вооружённый конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена. Р. со своим оруженосцем. Рыцари крестоносцы. Турнир рыцарей. Р. печального образа (о Дон Кихоте, герое… … Толковый словарь Ожегова

    Муж. вообще, конный витязь старины, когда ручной бой, меч и латы решали дело; конный латник дворянского сословия; | член рыцарского ордена, братства; | * честный и твердый ратователь за какое либо дело, самоотверженный заступник. Он рыцарь в душе … Толковый словарь Даля

    - (иноск. иронич.) аферистъ, пройдоха, ловкій плутъ, искатель наживы; страствый приверженецъ, любитель чего либо. Ср. «Рыцари зеленаго поля» (иноск.) любители карточной игры. Ср. Серебряная плоская ваза... была переполнена визитными карточками… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    РЫЦАРЬ - (нем. Ritter от старонем. riter всадник), в феодал. Европе тяжело вооруженный кон. воин, принадлежащий к военно дворянскому сословию рыцарству. Металлич. доспехи, защищавшие Р. и их массивных неповоротливых коней от холодного оружия, не могли… … Справочник по коневодству

    РЫЦАРЬ - мастер, дух, Логос, управляющий своим конем, т. е. материей. Рыцарская символика, включающая коня как знак материальности и всадника как принцип духовности, соотносится с алхимической символикой, представляющей собой системы спиритуализации.… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    Белый рыцарь. Жарг. бизн. Альтернативный контрагент, покупающий предприятие по просьбе руководства вместо враждебно настроенного покупателя. БС, 17. Рыцарь Арктики. Публ. Высок. И. Д. Папанин, полярный исследователь, руководитель первой советской … Большой словарь русских поговорок

    Рыцарь - в гендерной системе особый тип маскулинности, обладающий рыцарским этосом. Само понятие рыцарь приходит к нам из Средних веков и из социальной истории: рыцарем являлся тот мужчина, который был возведен в рыцарское достоинство своим сюзереном,… … Термины гендерных исследований

Интересный рассказ о рыцарях, о рыцарских качествах и традициях рыцарского движения. История возникновения рыцарей

Этический кодекс современного молодого человека формировался не одно столетие. Постепенно вырабатывались нормы и правила поведения мужчины, складывалось представление об определенных чертах характера, которые надлежит развивать в себе с детства, и о недопустимых недостатках, от которых нужно стойко избавляться, упрочивалось мнение о необходимых моральных качествах и нравственных устоях сильного пола.

Формирование этого кодекса началось в период перехода от античного мира к Средневековью, на рубеже VI—VII вв. н. э., когда обширная территория некогда могущественной Римской империи подверглась нападению варварской конницы готов с севера и вместе с огромной армией пала власть сурового и беспощадного римского закона, уступив место анархии и произволу. В этих условиях только воин, сильный и бесстрашный человек, способный преодолевать на своем верном боевом коне огромные расстояния, облаченный в блестевшие на солнце доспехи (кстати, весившие не один десяток килограммов), мог навести порядок, наказать обидчиков и покарать провинившихся. Не удивительно, что такой человек внушал благоговейный трепет нищему крестьянину средневековой Европы, нередко подвергавшемуся жестоким притеснениям со стороны местных феодалов.

Первые обряды торжественного посвящения в воины существовали уже в эпоху Карла Великого (VIII в. н. э.), хотя само понятие рыцарства, неразрывно связанное с определенным, уже сложившимся к тому времени обрядом посвящения, возникло значительно позже — в XI в.

❧ В эпоху Карла Великого молодого человека, решившего избрать славный путь воина, в торжественной обстановке перепоясывали мечом и облачали в воинские доспехи, с этого момента он становился не только защитником страны, но и хранителем веры и королевского закона.

С большим воодушевлением молодые рыцари вели борьбу с бесчинствами, многочисленными грабежами и разбойными нападениями, творимыми местными баронами, восстанавливали законность королевского права.

В рыцарях превыше всего ценились качества истинного воина: мужество, храбрость, способность противостоять невзгодам в тяжелых походах, умение принимать решение и даже в самом пылу сражения оставаться хладнокровным и рассудительным. Но не менее значимы были верность своему сюзерену и умение держать слово: договоры чаще всего скреплялись только нерушимой клятвой, предать которую значило стать клятвопреступником и изгоем в рыцарском обществе.

Первый крестовый поход произошел в 1095 г., инициатором его являлся Папа Римский Урбан II, который желал освобождения города Иерусалима от мусульман и провозглашения на Святой земле (ныне Палестина) христианства.

На начальном этапе своего формирования рыцарство противостояло анархии, беззаконию, притеснениям, чинимым в раздробленной и пораженной тяжелым недугом междоусобиц Европе. Но постепенно возраставшая сила рыцарей сама по себе требовала управления, становилась неподвластной, они стали осознавать свою избранность. И тогда католическая церковь решила повернуть эту силу во благо религии, объявила рыцарей истинными покровителями веры, чье призвание — защита всех бесправно униженных, несчастных, оскорбленных, осиротевших. За славные подвиги во имя веры, за благочестие рыцарям была гарантирована счастливая загробная жизнь, а на земле обряд посвящения наполнялся многочисленными сакральными смыслами и приобретал все большую внешнюю пышность, что накладывало на каждого члена образовывавшихся рыцарских орденов покров таинственности и загадочности.

Рыцарям XI века уже было недостаточно обладать простой грубой силой, решимостью, смелостью и верностью, от них требовалось умение усмирять свой дух волей, подчинять свою жизнь служению великой цели, чаще всего — религиозного характера.

Один за другим устраивались Крестовые походы в защиту Гроба Господня, в которых воины долгие месяцы сражались бок о бок с другими против сарацин. Борьба в тяжелых условиях пустыни, под палящими лучами солнца, при частых пыльных бурях, в совершенно непривычной для молодых юношей обстановке требовала неимоверной выдержки и крепкой мужской дружбы. Со временем поддерживавшие друг друга рыцари начали организовывать свои монашеские ордена, самым знаменитым из которых стал орден тамплиеров.

❧ Рыцарский орден тамплиеров (существовал с 1119 по 1312 г.) считается самым первым среди религиозных военных орденов. Эта организация была очень богата и влиятельна и даже выполняла функции банка, хотя основной ее деятельностью являлась защита христиан на Востоке после Крестовых походов.

Постепенно рыцари перестают быть просто воинами и становятся настоящей элитой светского общества средневековой Европы, у них вырабатывается полноценный свод правил и норм поведения, кодекс взаимоотношений с прекрасным полом. Надо сказать, что образование, умение красиво говорить и слагать стихи не ценились среди мужественных и очерствевших в постоянных походах рыцарей. Для этого существовали трубадуры — свободные певцы, которые сопровождали воинов и слагали о них романтические поэмы, полные красивых преувеличений. Благодаря таким песням слава рыцарей росла, а желавших примкнуть к отважным сердцем воинам становилось все больше.

Кодекс чести истинного рыцаря требовал, чтобы воин постоянно совершал подвиги, но Крестовые походы совершались далеко не каждый год. Для демонстрации своего умения рыцари устраивали турниры, на которые собирался весь цвет рыцарства. В бою демонстрировались умение мастерски владеть оружием, ловкость, храбрость, находчивость и, разумеется, удачливость.

Турниры чередовались с веселыми пирами, прославлявшими силу и смелость.

Рыцарская любовь так же отличалась от чувств обычного человека, как и сам рыцарь был не похож на крестьянина, и, несомненно, подчинялась суровым законам кодекса чести. Прежде всего любовь рыцаря не имела ничего общего с грубой страстью, она была очищена высоким религиозным чувством, полна беззаветной верности и совершенно не предполагала взаимности.

Дама могла быть замужней или между влюбленными могли стоять другие столь же непреодолимые препятствия — это не гасило чувств, а напротив, придавало им новую окраску.

В любви рыцаря ценились великодушие, самоотречение, обеспечение постоянной защиты и покровительства выбранной даме сердца, а также непреодолимое желание прославить ее имя по всей земле, где ступала нога воина.

У каждого рыцаря были свой девиз, нанесенный на щит. Конь и оруженосец, а кроме всего этого, у него должна была быть своя дама сердца, — девушка, во имя которой рыцарь проявлял свою доблесть.

Разумеется, незамужняя дама могла стать со временем женой рыцаря, но ее свобода от других обязательств не была для него непременным условием.

Самыми страшными пороками рыцаря были ложь, неумение держать свое слово, лицемерие и вероломство.

Соответственно высоко ценились противоположные качества — правдивость при любых обстоятельствах, крепкое и нерушимое слово, уважительное отношение к своим товарищам и почтительное обращение с дамами, откровенность и благородство.

За верную службу рыцари получали много привилегий: они могли сидеть в присутствии короля, им давались титулы и земельные наделы. Только рыцари могли иметь на вооружении копья, грудь воина защищала двойная кольчуга — все это было недоступно остальным сословиям.

Со временем рыцари начали осознавать полноту своей власти, а интенсивный рост числа монашеских воинствующих орденов сделал рыцарство опасной и неподдающейся контролю силой, угрожавшей укреплявшейся королевской власти. Удар, нанесенный ордену тамплиеров, а затем и остальным главным оплотам рыцарства, надломил эту силу, и постепенно социальная прослойка элитарного войска сошла на нет, оставив о себе только многочисленные песни и полные волшебных чудес и славных подвигов легенды.

Само же понятие «рыцарь» трансформировалось из обозначения социального слоя в синоним благородного и великодушного человека, встающего на защиту всех слабых и обиженных.

Сочинение про рыцарей 6 класс может использовать при подготовке к уроку.

Кто такие рыцари? Кратко

Эпоха рыцарей приходится на 500 – 1500 годы, то есть на Средние века. Она ознаменовалась многочисленными войнами, болезнями и эпидемиями. Раньше в военных действиях брали участие солдаты-пехотинцы. Но с момента изобретения стремени и усовершенствовании седла, они стали воевать верхом на коне, используя в качестве оружия тяжелое копье. Тогда всадником или верховых воинов стали именовать рыцарями.

Рыцаря сложно представить без его верного коня. На нем он не только воевал, но и охотился, участвовал в турнирах. Такие кони стоили немалых денег: для военного дела отбирали животные только специальные породы с крепким сложением и выносливостью. Данные качества закреплялись постоянными тренировками.

Как правило, рыцари были состоятельными людьми и жили в замках со рвами и обнесенными толстыми стенами. Те, кто был беднее, обитали в каменных домах со рвами, заполненными водой.

Как можно было стать рыцарем?

Сословие рыцарей сформировалось из детей знати: в возрасте 7 лет сыновей готовили к службе пажа. Мальчиков обучали плаванию, верховой езде, кулачному бою и привычке носить тяжелые боевые доспехи. Когда им исполнялось 12-14 лет, то они становились оруженосцами и покидали семью, что служить и жить в замке рыцаря. Здесь он учился обращаться с мечом и копьем. В 21 год молодых людей торжественно принимали в рыцари.

Достоинства рыцаря

Ценность рыцаря – это его достоинство и честь. Поэтому он соблюдал определенные правила. Также рыцарь обязан быть щедрым. Они владели богатствами, которые получали с поборов крестьян, военных походов и грабежей соседних феодальных земель. Поэтому они раздавали свои богатства нуждающимся, «спонсировали» талантливых и изобретательных личностей. Расточительность для рыцаря того времени было привычным и престижным явлением. Считалось, что таким образом он искореняет в себе греховные пороки скупости, жадности, корысти и гордыни.

Также рыцари были проповедниками морали и христианской религии среди мусульман. Свою воинскую доблесть они демонстрировали не только во время походов, но и на рыцарских турнирах. На них он мог проявить еще одно свое достоинство – великодушие, пощадив побежденного соперника.

Как вооружались рыцари?

Вооружение рыцарей становили доспехи и различное оружие. Облачение весило до 25 кг, поэтому у господина всегда был свой оруженосец, который помогал одеваться, раздеваться и подавал оружие. Часто боевые кони также были облачены в тяжелые панцири.

Под доспехами рыцарь носил кольчугу, состоящую из 1000 колец. На нее крепились металлические штаны, перчатки, подбородник, нагрудник и детали, защищавшие лицо. Образ воина завершал шлем и обув со шпорами.

  • Рыцари были маленькими людьми – их рост не превышал 160 см.
  • Под шлемом рыцаря, в складках его одежды копошились блохи и вши. Они мылись не больше 3 раз в год.
  • Одевание и снятие доспехов занимало ни много, ни мало – 3 часа. Поэтому в военных походах они часто справляли нужду под себя.
  • Долгое время рыцари считались самыми сильными воинами на поле. Победит их не мог никто. Секрет крылся в эффективном метательном средстве, моментально поражавшее сердце врага – арбалете.
  • В 1560 году рыцарство перестало существовать как сословие населения.
  • В качестве оружия были копье и меч. Кроме того, рыцари владели луком.

Надеемся, что сообщение о рыцарях помогло Вам узнать много полезной информации. А дополнить рассказ о рыцарях Вы можете через форму комментариев ниже.