Картина заброшенный пруд. Картина Заросший пруд. Фото, художник Поленов, фотография, тихий летний день, зеленый парк, лилии на воде, живопись. вариант сочинения описания

Данная картина отлично характеризует Поленова как колориста, здесь представлен целый ряд философских образов нашего быстротечного времени. По этой причине данное полотно перекликается по своей природе с полотном «Бабушкиный сад», которое было написано за год до этого. Жанр данной работы чаще определяют, как «повествовательный пейзаж». Картина имеет прихотливую предысторию. В целом картина является одним большим полотном, где художник собрал все свои впечатления. Поленов занимался полотном еще до того, как отправился на русско-турецкую войну. Лето 1877 года Поленов проводит в деревне Петрушки под Киевом, именно здесь и был создан этюд, который стал основой данного полотна. Этюд пролежал до осени 1878 года, именно в этот момент Поленов перебирается с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Чуть позже здесь же обосновался и Лев Толстой, купив усадьбу неподалеку. Многие, кто знают о толстовских идеях, которые были так по душе Поленову, называют это совпадение пророческим. Но познакомились они значительно позже.

Именно здесь художник был поражен красотой старого сада, эти впечатления тоже были отображены на картине. Картина была показана в 1879 году на 17 передвижной выставке, зрители были в восторге. Один из учеников Поленова Левитан написал свою картину подобно этой, назвав ее также.

Баллада о времени

Старые мостки с вытоптанной почти до белизны тропинкой придают образу пруда ностальгическое звучание. Моделью для фигуры женщины послужила сестра художника, В. Д. Хрущева.

Академическая традиция дает о себе знать в композиционном построении и этой поленовской работы.
В соответствии с нею, художник выстраивает два плана - задний, написанный довольно «приблизительно», и подробный передний.

Кувшинки, равно как и детали берега, прописаны очень тщательно; эти будничные образы контрастно дополняют торжественный образ парка, теряющегося за пределами картины.

Картина «Заросший пруд» знаменитого русского художника, педагога и мастера жанровой и пейзажной живописи Василия Поленова стала настоящим достоянием российского изобразительного искусства. На протяжении многих лет произведение удивляет своей загадочностью и спокойствием, которое мастеру так удачно удалось передать и донести до зрителя.

Из данной статьи можно будет узнать о том, что вдохновило автора на создание этого шедевра, а также будет представлено детальное описание картины Поленова «Заросший пруд».

История написания произведения

Картина Василия Поленова «Заросший пруд» была создана в 1879 году. Картина является составной частью лирической трилогии, которой мастер посвятил 2 года своей творческой жизни. В трилогию вошли такие картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», и, конечно же, «Заросший пруд».

Вдохновение для написания произведения художник получил в 1877 году, находясь в деревушке Петрушки, которая расположена под Киевом. Тишина и спокойствие деревни и чудеснейшая природа подтолкнули художника к написанию первого этюда этого произведения.

Этюд картины Поленова «Заросший пруд» оставался нетронутым до осени 1878 года. Именно в этот период Василий Поленов осуществлял переезд с Арбата в свое новое жилище в Хамовниках. Новый дом, где был расположен шикарный старый сад, поразил художника, и он принялся за работу над своим отложенным произведением.

Василий Поленов, «Заросший пруд»: описание картины

Пруд, изображенный на полотне, наполнен умиротворением, спокойствием и загадочностью. Его частично поглотили водоросли и прекрасные, нежные белые кувшинки. На переднем плане видно, что берег зарос скромными полевыми цветами, на которые падает яркий солнечный свет сквозь могучие кроны деревьев. Недалеко от ближнего бережка нарисован старый деревянный мостик, ведущий к воде.

Дальний берег зарос высокой непролазной травой. Он не так ярко освещен солнцем, от чего выглядит более таинственно. На дальнем плане картины изображен Он выглядит очень темным, и кажется, что войдя в него, можно заблудиться.

Недалеко от пруда, возле леса на скамейке, расположилась женщина в светлом платье. По ее позе можно сделать вывод, что она решила уединиться и поразмышлять о своем прошлом или подумать о будущем. Важно, что находящаяся на картине женская фигура абсолютно не нарушает целостности природы, а лишь дополняет пейзаж.

При долгом просмотре пейзажа можно представить, как в полночную пору на этом пруду тихонько, в ожидании заблудившихся прохожих, сидят русалки, опустившие свои хвосты в темный пруд, и неторопливо расчесывают длинные волосы.

Цветопередача картины Василия Поленова «Заросший пруд»

Во время написания произведения автор, с присущим ему талантом, применил большое количество оттенков насыщенного зелено-изумрудного цвета. Зеленый цвет - это цвет спокойствия и умиротворенности. Художник при помощи красок заставляет зрителя погрузиться в эту атмосферу и на секунду забыть о быте и суете.

Каждый уголок картины Поленова «Заросший пруд» отличается уникальной цветопередачей, а в целом на полотне тяжело найти два одинаковых оттенка.

Настроение картины

Как уже было отмечено ранее, атмосфера картины Поленова «Заросший пруд» весьма спокойная и гармоничная. Величие природы, тишина, отсутствие суеты и теплые лучи солнца навевают мечтательное настроение. Взглянув на картину, сразу хочется оказаться по ту сторону произведения, присесть на берегу пруда и подумать о жизни.

Лирика картины Поленова «Заросший пруд» заключается в единении природы и души человека, в безмолвном диалоге и таинственности размышлений. Стоит отметить, что каждому русскому человеку близки мотивы этого произведения, так как таких живописных мест много и встречаются они практически в каждой деревне или городе.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок развития речи с использованием ИКТ.

Цель урока: учить писать сочинение-описание по картине.

  • познакомить с творчеством В. Д. Поленова;
  • развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи;
  • учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на нее.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли у вас готово к уроку русского языка? А теперь кто тише сядет на место – девочки, мальчики? Хорошо, приступим к уроку.

2. Подготовительная работа.

Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года. Баркарола” (Приложение) .

У. – Ребята, вы прослушали музыку. Какое она у вас вызвала настроение? Это ощущение покоя, умиротворенности вызвала у вас музыка П. И. Чайковского “Времена года. Баркарола”. А теперь посмотрите на экран(Слайд 2) . Давайте прочтем написанные строки.

“Мне кажется, что искусство должно давать радость и счастье, иначе оно ничего не стоит”. Как вы думаете, кто мог сказать такие слова?

Д. – Музыкант, поэт, художник.

У. – Да, это мог сказать творческий человек. Эти слова принадлежат выдающемуся русскому художнику В. Д. Поленову. Он мечтал, чтобы русский народ знал русское искусство, своих художников.

Что значит – давать радость и счастье?

Правильно, и мы сегодня испытываем эти чувства, любуясь картинами Поленова, ведь он сумел подтвердить свои слова творчеством.

3. Знакомство с творчеством художника В. Д. Поленова.

У. – Посмотрите на экран (Слайд 3).

Василий Дмитриевич Поленов родился 1 июня 1844 года в Петербурге. Отец, Дмитрий Васильевич, был и историком, и археологом, и библиографом, принимал участие в подготовке реформ, помогших освободить крестьян. Мать, Мария Алексеевна, была дочерью известного архитектора, в молодости писала портреты, а также детские книги. Атмосфера, царившая в родном доме, подталкивала Поленова к увлечению науками и живописью. Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в Петербуржский университет, но по вечерам он занимался в Академии художеств.

После Октябрьской революции художник занимался просветительской деятельностью, создавал декорации к спектаклям.

В 1924 году ему было присвоено звание народного художника РСФСР.

У. – Когда я училась в школе, мы с одноклассниками ходили в трехдневный поход по реке Оке. На берегу этой реки расположен Музей-усадьба Поленово, где провел последние годы жизни В. Д. Поленов. Мы посетили этот удивительный музей. Посмотрите на экран, вот что мы там увидели (Слайд 3).

(Слайд 4). А теперь познакомьтесь с некоторыми картинами этого выдающегося художника.

“Московский дворик” в 1878 году принесла автору известность, “Бабушкин сад”, “Золотая осень”, “Христос и грешница”. Вот лишь малая часть богатого наследия художника.

4. Знакомство с картиной “Заросший пруд”.

У. – Посмотрите на следующую картину (Слайд 5) . Как бы вы ее назвали?

А теперь выберите из 6 названий наиболее, на ваш взгляд, подходящее, точное. Прокомментируйте свой выбор.

Перед вами репродукция картины В. Д. Поленова “Заросший пруд”

5. Рассматривание картины В. Д. Поленова “Заросший пруд”.

У. – Чтобы говорить о картине, ее надо прочитать, то есть внимательно рассмотреть и обдумать. (Дети внимательно рассматривают картину на Слайде 5 ).

У. – К какому жанру живописи можно отнести эту картину?

Д. – Я считаю, что это пейзаж.

У. – Обратимся к справочным материалам (Словарь С. И. Ожегова). Пейзаж – общий вид какой-то местности. Да, вы правы. Поленов – мастер пейзажа, он как – бы вдохнул жизнь в этот жанр, привнес новые возможности в живописную передачу природы.

У. – Какое настроение появилось у вас при первом знакомстве с картиной?

Д. – Покоя, тишины. Светлое, вспомнилось теплое лето, каникулы.

У . – Попробуем понять, почему картина вызывает такое настроение. На что вы обратили внимание? Что привлекло вас?

Свет и воздух – вот главное что привнес Поленов в пейзажную живопись. Он был мастером пленэрной живописи. Обратимся к словарю: пленэр – “открытый воздух”, передача в живописи изменений цвета, красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных условиях под воздействием света и воздуха. Пленэрная живопись предполагает работу художника на воздухе, не в мастерской.

– Опишите пруд, парк, берег, небо, какими их показал художник.
– Что бы вы почувствовали, если бы оказались в этом уголке природы? Что бы вам захотелось сделать?
– Какой день изобразил художник? Сравните цветовую гамму и настроение картины.

6. Размышление над картиной. (Слайд 6)

Дети отвечают на вопросы, напечатанные на экране. Уточняют и углубляют свои впечатления о картине. Они приходят к выводу, что будут писать сочинение – описание.

У. – Да, ребята, вы будете составлять текст – описание. Описание – это текст, в котором описываются предметы, явления, люди… В данном случае мы будем описывать картину. Такое сочинение должно быть насыщено именами прилагательными, сравнениями, образными выражениями.

7. Выбор эпиграфа. (Слайд 7)

У. – Прочтите отрывки из стихотворений И. Бунина и А. Фета. Какие строчки, по вашему мнению, больше подходят к картине “Заросший пруд”? Поясните свой ответ. Запишите понравившийся эпиграф в свой черновик.

8. Составление плана сочинения. (Слайд 8)

У. – С чего мы должны начать писать сочинение?

Д. – Во вступлении мы должны написать о художнике В. Д. Поленове.

У. – Что художник изобразил на переднем плане? Что является основным в картине?

Д. – Заросший пруд.

У. – Что у художника написано на заднем плане? Не так подробно прорисовано, но все же очень выразительно?

Д. – Старый парк.

Д. – Своим впечатлением и отношением к картине.

(Ученики записывают план сочинения на черновики.)

9. Лексическая и орфографическая подготовка. (Слайд 9)

У. – Наша речь должна быть богатой по содержанию, правильной по форме, образной. Надо быть внимательным к речи, точно употреблять слова, избегать повторов.

– Посмотрите на экран. Вы видите таблицу. Чтобы вам было легче работать над сочинением, давайте дополним ее прилагательными, образными выражениями, сравнениями.

(Ученики высказывают свои варианты, дополняя таблицу, и записывают понравившиеся предложения.)

У. – Подберите синонимы к словам:

Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти.

Создает – пишет (но не описывает и не рисует)

Картина – полотно, репродукция.

Поражает – удивляет, изумляет.

10. Устное сочинение. (Слайд 10)

У. – Кто хочет попробовать рассказать другу о картине устно? Не забывайте придерживаться плана сочинения.

11. Самостоятельная письменная работа.

У. – Мы с вами рассмотрели репродукцию картины В. Д. Поленова “Заросший пруд”. Теперь пришло время написания сочинения. Не забывайте об абзацах. Если есть вопросы по орфографии, поднимайте руку. Желаю удачи!

(Учащиеся пишут сочинение в черновиках. Заканчивается работа проверкой сочинения с точки зрения орфографии, структуры и полноты раскрытия текста. После просмотра учителем, переписывают текст в тетрадь.)

12. Итог урока.

Список литературы.

  1. С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка”; Екатеринбург, 1994.
  2. О. В. Поленова “В. Д. Поленов и его дом – музей”; Москва, 2004.
  3. Н. В. Геташвили “500 шедевров русской живописи”; Москва, 2010.

Наша страна богата первозданными уголками природы, местами, куда редко ступает нога человека, таких себе безлюдных уголков старых парков, где всегда можно уединиться и помечтать, поразмышлять, а может, и назначить романтическое свидание. Как раз такое безлюдное место изобразил в своей работе Поленов, назвав картину Заросший пруд.

Наверное каждому человеку известно тихое место, которое стало для него излюбленным. Место, которое было когда-то популярным, а со временем приходит в запущение. Оно начинает зарастать травой, порослью, создавая ощущение первозданности природы. Как раз это и запечатлел Василий Поленов на картине Заросший пруд. Написал полотно автор в 1879 году, передав зрителю ощущение умиротворенности и свою любовь к русской природе. Вообще, Поленов писал разные картины. Это и картины на историческую тематику, портреты и панорамы, но особое место в его творчестве занимает живопись. К ней и относится картина Поленова Заросший пруд, по которой мы пишем наше .

Описание картины

Первое, что привлекает в картине, это буйство зелени. Сразу кажется, что это полотно написано с использованием только одного зеленого и только присмотревшись, мы видим и другие краски. Сюжет картины прост и каждому известен. Ведь подобные картины мы могли наблюдать в парках на берегах заброшенных водоемов. Однако автору удается изобразить природу по-особенному, и хочется всматриваться в каждую прорисованную деталь. Например, хочется рассмотреть на переднем плане каждую отдельную травинку, каждый цветочек, проросли на берегу. Далее мы видим водную гладь. Это и есть заброшенный пруд, в котором давно уже никто не купался. По нему спокойно плавают кувшинки, и возможно поют свою песню лягушки.

Справа мы видим деревянный мостик. И тут же воображение рисует какого-то рыбака, что сидел здесь и ловил рыбу или же мальчишек, которые резвились и прыгали с моста в воду. Рядом с мостом растет старый тополь. Он больше всего выделяется среди других деревьев. Так как место заброшенное, то мы видим как успела разрастись тополиная поросль. Далее видим заросли камышей и на заднем плане непроглядный парк, что стал подобен густому лесу.

При внимательном осмотре мы замечаем, что это безлюдное место не такое уже и безлюдное. Ведь в глубине парка с правой стороны мы замечаем девушку. Она спряталась в тени деревьев, присев на лавочку. В ее руках книга, а может быть личный дневник. Девушка погружена в свои размышления, слушая звуки природы. Это и птичий гомон, и шелест листьев, и стрекотание лягушек. Девушка уединилась, чтобы спрятаться от проблем, а может у нее просто назначено здесь свидание с любимым? Все может быть. В любом случае, заброшенный пруд, что на картине Поленова отличное для этого место.

Заросший пруд

1 вариант сочинения описания

Картина В. Поленова "Заросший пруд" несёт в себе умиротворение, гармонию и спокойствие. При её создании художником были использованы тёмные тона, однако это не делает её мрачной, скорее, наоборот, живой и открытой. Больше всего на полотне присутствует зелёный цвет.

Но что же изображено на этой картине? Чем она так привлекает взор? Сюжет довольно прост. Старый пруд, с плавающими в нём лилиями и выходящим вперёд мостиком, к которому ведёт тропинка. Со всех сторон он окружён высокими, густыми и зелёными, кронами деревьев.

Но какой вывод можно сделать, рассуждая о изображённом на картине В. Поленова "Заросший пруд"? Какое время года хотел показать автор? Каков смысл данного полотна? Заманчиво поблёскивающий гладью вод пруд, так и манит к себе случайного прохожего. Судя по буйно цветущей зелени, можно сделать вывод, что сейчас самое начало лето или конец весны. Именно в эту пору природа достигает апогея своего расцвета. Скорее всего, это милый сердцу, спокойный, тихо шарудящий листвой, летний вечер. Картина русской природы, той самой, которая окружает нас с самого детства, близка каждому человеку и навевает ему глубокие рассуждения о жизни и наивные, романтические мечты о будущем.

2 вариант сочинения 6 и 5 класс.

В 1879 году великий русский художник Василий Дмитриевич Поленов нарисовал картину «Заросший пруд». И до сих пор она считается самой популярной работой этого автора. Больше всего в этой картине поражает удивительно точно переданная красота и умиротворенность первозданной природы. На мгновенье может показаться что ты сейчас находишься там: вдыхаешь свежий воздух, чувствуешь тепло от солнышка, слушаешь как поют птицы и наслаждаешься невероятной красотой этого места.

На переднем плане картины нарисован берег, покрытый молодой зеленой травкой и белыми цветочками. Рядом с ним нарисован водоем с темно-зеленой непрозрачной водой. Это старый пруд. А на его поверхности растут кувшинки с уже распустившимися цветами. Если приглядеться, то можно увидеть, как на гладкой поверхности воды как в зеркале отражаются камыши, деревья, мостик и даже голубое небо. Удивительно с какой точность автор передаёт красоту природы.

На заднем плане картины изображен другой берег. Он зарос камышом и к нему невозможно подойти. За ним нарисован густой и дремучий лес. Когда смотришь на него первое что бросается в глаза - это старый и могучий тополь который растет подальше от других деревьев. Рядом с тополем находиться мост. Он сделан очень умело и сразу видно человек, который, сделавший его мастер на все руки. Наверное, в те времена, когда в воде еще не росли кувшинки, а пруд был чистым и не заброшенным сюда приходили купаться дети и прыгали с этого моста.
Единственным человеком, изображенным на картине, является девушка. Она сидит на скамейке, а в руках у нее раскрытая книга. Наверное, девушка захотела уединиться со своих мыслями и поэтому пришла в это заброшенное место. Или ей просто захотелось полюбоваться природой. А может быть, это место встречи для романтического свидания, и она кого-то ждет. В этом-то и прелесть этой картины каждый сам придумывает её описание.

Когда смотришь на картину «Заросший пруд» ты невольно начинаешь чувствовать спокойствие и умиротворение. Наверное, именно этого и добивался автор картины. И именно поэтому он так много использует зеленого цвета. Автор с помощью этой картины пытается показать свои чувства: восторг от пейзажа, любовь к природе, жажду к жизни.

Мне очень понравилась эта картина. Это именно та работа Поленова, на которую хочется смотреть часами. То с какой невероятной точностью автор передал красоту этого места и делает эту картину по особенному прекрасной.

6, 5 класс.

  • Сочинение по картине Кустодиева Масленица 5, 7 класс описание
  • Сочинение по картине Толстого Цветы, фрукты, птица 5 класс (описание)

    Картина русского художника и графа Федора Толстого «Цветы, фрукты, птица» по жанру является натюрмортом. Известный художник написал свое произведение в Санкт-Петербурге