Какие есть сцены уличной жизни,в романе преступление и наказание Ф.Достоевский? Уличные сцены в романе преступление и наказание цитаты Описание уличной жизни в преступление и наказание

№2.

информационный

Электронный модуль

2 . КАРТОЧКИ-ПУТЕВОДИТЕЛИ для д\з:

1.Интерьер (комната, квартира):

Ч.1, гл.1,

Ч.1, гл.2,

Ч. 1, гл. 2,

Ч.1, гл.3,

Ч.3, гл. 5,

Ч.4, гл.4,

Ч.4, гл.5.

2. Улица (перекрестки, площади, мосты):

Ч.1, гл.1,

Ч.1, гл.5,

Ч.2, гл.2,

Ч.2, гл.1,

Ч.2, гл.6,

Ч.5, гл 5,

Ч.6, гл.8

3. Трактир:

Ч.1,гл.1

Ч.1, гл 2

Ч.2, гл.6,

4. Цвет города : (желтый и красный)

По тексту (можно дать опережающим заданием для ученика с высокой учебной мотивацией)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ «В помощь учителю»:

Карточка ЭОР к теме: «Русская литература 19 века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЭОР №1.

Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

ФЦИОР www.fcior.edu.ru :

Электронный учебный модуль «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 8, 9 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Русская литература XIX века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЭОР №2.

Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для изучения темы «Русская литература XIX века. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского».

ЭОР №3.

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 10 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Русская литература XIX века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЭОР №4.

«Преступление и наказание» как роман-трагедия в 5 актах (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Преступление и наказание» как роман-трагедия в 5 актах» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 11 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Достоевский «Преступление и наказание».

ЭОР №5.

Контрольный тест «Литературный путь Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест "Литературный путь Федора Михайловича Достоевского"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Русская литература XIX века. Ф.М. Достоевский».

ЭОР №6.

Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Достоевский. Преступление и наказание».

ЭОР №7.

Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (баз. изуч)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест "Творчество Федора Михайловича Достоевского"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"».

ЭОР №8.

Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» № 1 (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест по роману Достоевского "Преступление и наказание"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Достоевский "Преступление и наказание"».

ЭОР №9.

Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» (№ 2, базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест по роману Достоевского "Преступление и наказание"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Русская литература XIX века. Роман Достоевского "Преступление и наказание"».

ЭОР №10.

Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 10 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

ЭОР №11.

Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Мармеладов (углубленное изучение)

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Мармеладов» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №12.

Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Порфирий Петрович (углубленное изучение)

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Порфирий Петрович» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №13.

Сравнительная характеристика. Раскольников и Свидригайлов (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика. Раскольников и Свидригайлов» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №14.

Сравнительная характеристика. Тренажер для сравнительного анализа героев романа «Преступления и наказания». Раскольников и Лужин (углубленное изучение

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика. Тренажер для сравнительного анализа героев романа «Преступления и наказания». Раскольников и Лужин» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №15.

Коллекция «Петербург - столица Российской империи»

Коллекция, посвященная Санкт-Петербургу, содержит фотографии основных архитектурных и исторических объектов города, историко-архитектурные справки об этих зданиях, подборку литературных произведений о Петербурге-Ленинграде

3 группа: составьте описания интерьеров (часть1:гл.3 -каморка Раскольникова; часть1: глава 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1: глава2 Выпишите ключевые слова в таблицу.

Фамилия, имя


Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Часть 1 гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми) Раскольников идёт по улице и впадает "в глубокую задумчивость", но от размышлений его отвлекает пьяный, которого провозили в это время по улице в телеге, и который крикнул ему: "Эй ты, немецкий шляпник". Раскольников не застыдился, а испугался, т.к. он совершенно не хотел бы привлекать ничьего внимания.

Слайд 3

Описание слайда:

В этой сцене Достоевский знакомит нас со своим героем: описывает его портрет, одежду-лохмотья, показывает его характер и делает намёки на замысел Раскольникова. Он чувствует отвращение ко всему окружающему и окружающим, ему некомфортно: "и пошёл, уже не замечая окружающего и не желая его замечать". Ему плевать, что о нём подумают. Также, автор это подчёркивает оценочными эпитетами: "глубочайшее омерзение", "злобное презрение" В этой сцене Достоевский знакомит нас со своим героем: описывает его портрет, одежду-лохмотья, показывает его характер и делает намёки на замысел Раскольникова. Он чувствует отвращение ко всему окружающему и окружающим, ему некомфортно: "и пошёл, уже не замечая окружающего и не желая его замечать". Ему плевать, что о нём подумают. Также, автор это подчёркивает оценочными эпитетами: "глубочайшее омерзение", "злобное презрение"

Слайд 4

Описание слайда:

Часть 2 гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние) На Николаевском мосту Раскольников вглядывается в Исаакиевский собор. Памятник Петру I, сидящего на вздыбленном коне тревожит и пугает Раскольникова. Перед этой величественностью, прежде возомнивший себя сверхчеловеком, он ощущает себя "маленьким человеком", от которого отворачивается Петербург. Словно иронизируя над Раскольниковым и его "сверхчеловеческой" теорией, Петербург сначала ударом кнута по спине кнутом(аллегорическое отвержение Раскольникова Петербургом) вразумляет замешкавшегося на мосту героя, а потом рукой купеческой дочери кидает Раскольникову подаяние. Тот, не желая принимать от враждебного города подачки, швыряет двугривенный в воду.

Слайд 5

Описание слайда:

Переходя к художественному построению текста и художественным средствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрасте образов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная: удар противопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и ее дочери, реакция Раскольникова("злобно заскрежетал и защелкал зубами") противопоставлена реакции окружающих ("кругом раздавался смех"), причем словесная деталь "разумеется" указывает на привычное отношение петербургской публики к "униженным и оскорбленным" - над слабыми царят насилие и издевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой как нельзя лучше подчеркивается фразой "настоящий собиратель грошей на улице". Художественные средства направлены на усиление чувства одиночества Раскольникова и на отображение двойственности Петербурга. Переходя к художественному построению текста и художественным средствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрасте образов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная: удар противопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и ее дочери, реакция Раскольникова("злобно заскрежетал и защелкал зубами") противопоставлена реакции окружающих ("кругом раздавался смех"), причем словесная деталь "разумеется" указывает на привычное отношение петербургской публики к "униженным и оскорбленным" - над слабыми царят насилие и издевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой как нельзя лучше подчеркивается фразой "настоящий собиратель грошей на улице". Художественные средства направлены на усиление чувства одиночества Раскольникова и на отображение двойственности Петербурга.

Слайд 6

Описание слайда:

Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного» заведения) Раскольников мечется по кварталам Петербурга и видит сцены, одну безобразнее другой. В последнее время Раскольникова " тянуло шляться" по злачным местам, «когда ему тошно становилось, "чтоб еще тошней было"». Приближаясь к одному из распивочно-увеселительных заведений взгляд Раскольникова падает на нищих людей, бродивших вокруг, на пьяных "оборванцев", ругающихся друг с другом, на "мертво-пьяного" (оценивающий эпитет, гипербола) нищего, лежащего поперек улицы. Всю мерзкую картину дополняет толпа потрепанных, избитых женщин в одних лишь платьях и простоволосых. Действительность, которая окружает его в этом месте, все люди здесь могут оставить только отвратительные впечатления («..аккомпанировал … девушке, лет пятнадцати, одетой как барышня, в кринолине, в мантильке, в перчатках и в соломенной шляпке с огненного цвета пером; все это было старое и истасканное»).

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Часть 2 гл.6 (сцена на … мосту) В этой сцене мы наблюдаем, как мещанка сбрасывается с моста, на котором стоит Раскольников. Сразу же собирается толпа зевак, заинтересованных происходящим, но вскоре городовой спасает утопленницу, и люди расходятся. Достоевский использует метафору "зрители" по отношению к людям, собравшимся на мосту. Мещане - бедные люди, жизнь которых очень тяжела. Пьяная женщина, пытавшаяся покончить жизнь самоубийством - это в каком-то смысле собирательный образ мещан и аллегорическое изображение всех горестей и страданий, которые они переживают во времена, описанные Достоевским. "Раскольников смотрел на все с странным ощущением равнодушия и безучастия." "Нет, гадко... вода... не стоит, - бормотал он про себя", как бы примеряя себя на роль самоубийцы. Затем Раскольников все-таки собирается совершить намеренное: пойти в контору и сознаться. "Ни следа давешней энергии… Полная апатия заступила ее место" - метафорично отмечает автор, как бы указывая читателю на перемену внутри героя, произошедшую после увиденного.

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

128.12kb.

  • , 438.39kb.
  • Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тип урок , 52.21kb.
  • Материалы к урокам по литературе в 11 классе Из цикла «Ф. М. Достоевский. Преступление , 74.26kb.
  • Урок зарубіжної літератури в 10 кл. Тема: Петербург в романе Достоевского «Преступление , 58.53kb.
  • Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» конспект , 242.9kb.
  • Урок по литературе в 10-м классе. Учитель Баранова Г. В. Тема: Ф. М. Достоевский: многоплановость , 43.74kb.
  • Достоевский Ф. М. Теория Раскольникова (по роману «Преступление и наказание») , 27.45kb.
  • , 115.33kb.
  • Гуманизм в романе Достоевского «Преступление и наказание» , 29.31kb.
  • ПЕТЕРБУРГ В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

    Петербург в романе - это реальный город определенного време­ни, в котором произошла описанная трагедия.

    1. Город Достоевского имеет особый психологический климат, располагающий к преступлению. Раскольников вдыхает вонь распи­вочных, всюду видит грязь, страдает от духоты. Жизнь человека ока­зывается зависимой от этого «зараженного городом воздуха». Сы­рым осенним вечером у всех прохожих «бледно-зеленые больные
      лица». Нет движения воздуха даже зимой («снег без ветра») или осе­нью... Все к этому привыкли. «Господи, что за город?» - говорит мать Раскольникова. Сравнивает с комнатой, в которой не открыва­ется форточка. Свидригайлов тоже подчеркивает его ненормаль­ность: «город полусумасшедших», «странно сочинился».
    2. Петербург - город пороков, грязного разврата. Публич­ные дома, у трактиров пьяные преступники, а образованная моло­дежь «уродуется в теориях». Дети порочны в порочном мире взрос­лых. Свидригайлову снится пятилетняя девочка с порочными глазами. Конченый человек, он ужасается.
    3. Город страшных болезней и несчастных случаев. Никого не удивляют самоубийства. (Женщина на глазах у прохожих бросается в Неву, Свидригайлов стреляется на глазах охранника, попадает под колеса коляски Мармеладов.)
    4. Люди не имеют дома. Главные события в их жизни происхо­дят на улице. Катерина Ивановна умирает на улице, на улице Рас­кольников обдумывает последние детали преступления, на улице происходит его покаяние.
    «Климат» Петербурга делает человека «маленьким». «Малень­кий человек» живет ощущением надвигающейся катастрофы. Его жизнь сопровождается припадками, пьянством, лихорадкой. Он бо­лен своими несчастьями. «Нищета - порок», так как разрушает личность, ведет к отчаянию. В Петербурге человеку «некуда пойти».

    Миколка, начитавшийся «раскольничьих книг», выдает себя за преступника, потому что привык себя считать всегда виноватым. (Сектантская вера приводит к мысли: это социальная и нравственная причина, происходящая от желания вырваться за пределы города.)

    5. Привыкание к оскорблению, быть скотом дорого обходится людям. Катерина Ивановна сходит с ума, даже в «забытьи» вспоми­нает о былом «благородстве». Соня становится проституткой, чтобы спасти от голода семью. Милосердием, любовью к людям она и жива.

    «Маленький» человек у Достоевского обычно живет только сво­ими несчастьями, он ими упоен и не пытается что-то изменить в сво­ей жизни. Спасением же для него, по Достоевскому, является его лю­бовь к такому же человеку (Соня) или страдание. «Нет счастья в комфорте. Покупается счастье страданием», - писал Достоевский после опубликования «Преступления и наказания». Человек не ро­дился для счастья ни в какие времена.

    6. Петербург в романе является той исторической точкой, в кото­рой сосредоточились мировые проблемы. (Когда-то вера людей была поддержана воскресением Лазаря, который и воскрес, потому что ве­рил.) Сейчас Петербург - нервный узел истории, в его судьбе, в его социальных болезнях решаются судьбы всего человечества.

    Петербург в романе Достоевского дается в восприятии Расколь­никова и Свидригайлова. Город преследует Раскольникова, как кош­марный сон, неотвязчивый призрак, как наваждение.

    Куда бы ни повел нас писатель, мы не попадаем к человеческому очагу, к человеческому жилью. Комнаты называются «каморками», «проходными углами», «сараями». Господствующий мотив всех опи­саний - безобразная теснота и духота.

    Постоянные впечатления от города - толчея, давка. Человеку в этом городе не хватает воздуха. «Петербургские углы» производят впечатление чего-то нереального, призрачного. Человек не признает этот мир своим. Петербург - город, в котором невозможно жить, он бесчеловечен.

    Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего».

    Цель: показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались ге­рои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа - конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

    Ход урока.

    I. Беседа по первичному восприятию романа «Преступление и наказа­ние».

    1. Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он вам?
      Сравните роман с произведениями писателей, уже изученных
      вами.
    2. Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься?
    3. Современник ФМ. Достоевского Н.К. Михайловский назвал та­лант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждени­ем?
    4. На чьей стороне симпатии Достоевского в романе «Преступле­ние и наказание»?
    5. В чем причина преступления Раскольникова?
    6. Какие особенности романа затрудняли чтение? На какие вопро­сы вам интересно было бы получить ответ?
    7) Каково ваше отношение к героям романа?
    П. Оформление тетрадей.

    Роман «Преступление и наказание» (1866).

    Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман, точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, - весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагне­тено «ужасов», до неестественности...Но - бессилен,!

    А. Фадеев

    III. Вступительное слово учителя.

    В «Преступлении и наказании» более 90 персонажей, из них около десятка центральных, имеющих резко очерченные характеры, взгляды, важную роль в развертывании сюжета. Роман идеологический, философский. Известно, что Достоевский первоначально предполагал назвать роман «Пьяненькие» и, что Мармеладов должен был стать его центральным героем. Замысел изменился, Мармеладов отступил перед Раскольниковым на задний план, но авторской отношение к нему не перестало быть противоречивым и сложным: безвольный пьянчуга, автор всем повествованием взывает: «О, люди возымейте к нему хоть каплю жалости: учтите и то, что впервые он был уволен со службы не за пьянство, а по изменению в штатах», т.е. по сокращению. Как известно, действие в романе происходит в 1865 г. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность, насчитывалось немало, и гибели в первую очередь наиболее слабые. А водка стоила очень дешево - на 30 копеек можно было упиться до положения риз.

    Роман «Преступление и наказание» - суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступ­ление в защиту человеческой личности.

    IV. Работа с текстом в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирование их. В «Петербурге Достоевского»:

    • Кто главный герой романа? Каким мы видим его?
    • Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа?
      Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников? Обратите
      внимание на общую атмосферу улицы.
      (Учащиеся анализируют отрывки из 1 ч. романа с описанием Сенной площади, каморки Родиона Раскольникова, дома
      процентщицы, клетушек мастеровых, распивочных и т.д.).
    Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова: «Каморка его приходилась под чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдил­ся и от которого морщился». Учащиеся отметят удушающую тесноту помеще­ния и укажут, что каморка Раскольникова - это в миниатюре тот мир, в кото­ром задавлен и обездолен человек. Эту мысль подтверждает и пейзаж: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петер­буржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».

    Обобщающее значение данного пейзажа, символическое звучание его по­лучат в романе дальнейшее развитие. Интересны с этой точки зрения изобра­жение летнего Петербурга. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поми­нутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалившиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха...» «В этом саду было одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика - кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай...» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.

    Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж. Вот он на берегу Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора» котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение». И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «духом немым и глухи полна была для него эта пышная картина». В этом отношении Раскольникова природе - его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, мире.

    Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и почему?

    Это сам Раскольников, «замечательно хорош собою», но «опустился и об-неряшился»; это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники»" Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями; старуха процент­щица с «вострыми и злыми глазками»; Катерина Ивановна.

    Итак, от встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жал­кого, безобразного.

    Теперь перейдем к интерьерам, и мы увидим в них продолжение ос­новного пейзажного мотива. Каково ваше самое сильное впечатление, ко­гда вы, «покидая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и др.?

    Вот комната Раскольникова. «»Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому чело­веку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не со­всем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький сто­лик».

    Комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье...»

    Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров не­уклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

    Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов.

    Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» - так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он выслушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики - типичная трактирная обстановка. И соответствующая публика здесь: «пьяный мюнхенский немец, вроде паяца, с красным носом, но отчего-то чрезвычайно унылый», «прынцессы» увеселительных заведений почти «все с глазами подби­тыми». Трактирная и уличная стихия - противоестественная, нечеловеческая I вмешивается в судьбы героев романа. «Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - заявляет Достоевский устами Свидригайлова. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трактир «битком набитом», и в коморках. Все несет на себе печать общей неустроенности человеческого существования. Анализ следующих сцен поможет полнее понять эти мысли :

    1. Встреча Раскольникова с Мармеладовых в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч.1, гл. 2)
    2. Сцена смерти Мармеладова (ч. 2, гл. 7)
    3. Встреча с пьяной девушкой (ч.1, гл. 4)
    4. Сон Раскольникова о забитой кляче (ч.1, гл. 5)
    5. Описание комнаты Сони (ч,4, гл. 4)
    6. Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3)
    7.Катерина Ивановна с детьми на улице (ч. 5, гл. 7)
    Беседа по этим сценам :
    1. Какие эпизоды вас наиболее потрясли?
    2. Как описаны комнаты Мармеладовых и Сони?
    3. Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них
      людей?
    4. Какие мысли и чувства пробуждает исповедь Мармеладова в рас­пивочной?
    5. Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку неку­да пойти»?
    6. В чем убеждает нас история семьи Мармеладовых?
    7. Как вы понимаете выражение: «Жизнь на аршине пространства»?
    8.Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?
    Цель этой беседы - подвести учащихся к пониманию неразрешимости трех противоречий и тупиков, в которых оказались герои. Символический, образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом умирающей Катерины Ивановны («Уездили клячу...Надорвалась-!»). Удушливой скученно­сти толпы противостоит духовное одиночество каждого отдельного человека. В этом обществе он оскорблен, унижен, чувствует себя одинокой песчинкой в безбрежном океане жизни. Сплошные картины жизни униженных, страшная нищета, надругательство над человеком, невыносимые страдания обездолен­ных. Страшная жизнь людей вызывает сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Герои романа бессильны разрешить противоре­чия, тупики, в которые их ставит жизнь. Да и все это зависит не от воли людей, а от состояния общества. В отношениях людей друг к другу поражает равнодушие, всеобщее, раздражение, злоба, злое любопытство, невольно приходишь к выводу о духовном одиночестве человека в толпе. Сделайте вывод по теме урока. Запишите его.

    С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Стрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя коморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.

    Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть»

    Пейзажи : ч.1, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч. 2, гл. 1 (повторение предыдущей картины); ч. 2, гл. 2 («великолепная панорама Петербурга»); ч. 2, гл. 6 (вечерний Петербург); ч. 4, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова); ч. 4, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубий­ства Свидригайлова).

    Сцены уличной жизни : ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); ч.2, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч. 2, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на...ском мосту); ч. 5, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).

    Интерьеры : ч. 1, гл. 3 (каморка Раскольникова); ч.1, гл. 2 (кабак, где Рас­кольников слушает исповедь Мармеладова); ч.1, гл.2 и ч.2, гл.7 (комната - «проходной угол» Мармеладовых); ч. 4, гл. 3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов); ч. 4, гл. 4 (комната - «сарай» Сони),

    Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. А.С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен:. Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит...

    Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тя­жело и мучительно жить. Петербург у Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.

    Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бро­дячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», В холодных угловых домах, где люди «так и кишат». Из. крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам иде т Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ива­новну, Соню... Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце If века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах d грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

    Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди оту­пели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними и может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, зло­радной насмешки.

    Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «ка­морка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, от­дельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все э то темные, сырые «гробы».

    Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, ин­терьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен че­ловеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скан­далы и преступления.

    Домашнее задание:

    1. По выбору творческая работа: «Как изображает Достоевский столицу

    Российской империи»; «История семьи Мармеладовых».

    2. Подготовиться к беседе:

    • Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; чтение письма матери (ч. 1, гл. 2- 4)
    • Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым (со слов: «Ай-да Соня...Так тому и быть!».)
    • Подумать над вопросами: Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Как вы объясните эти проти­воречия? Какие выводы о характере Раскольникова вы делае­те на основании поступков? Мотивы преступления?

    «Потрясенный, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорбленных.

    Цель: Раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство лю­дей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова. Оборудование: индивидуальные карточки.

    Ход урока.

    В ходе беседы, используя чтение с комментированием эпизодов, прихо­дим к мысли о неприятии Раскольниковым мира, в котором человек унижен и оскорблен.

    Во вступительном слове учитель рассказывает о Раскольникове, о его ду­шевном состоянии и материальном положении к началу действия романа. Герои мучительно думает над вопросом о «существовании аршина земли». Он выход, не желая «принять судьбу так, как она есть». Для Раскольникова - Зачем Раскольников вышел из своей каморки?

    Идти ему недалеко, ровно семьсот тридцать шагов. Он идет делать «про­бу» «предприятию», мысли о котором возникли месяца полтора назад? Вспомните разговор студента с офицером в распивочной.

    - Какова причина возникновения «безобразной» мечты героя?

    Мысль об убийстве старухи рождена «несправедливым, жестоким устрой­ством общества и желанием помочь людям». Возникнув полтора месяца назад, идея убийства глубоко проникла в душу Раскольникова. Сознание героя в пле­ну у этой идеи. «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи...», бежал всякого общества, не выходил из своей камор­ки, «насущными делами своими он перестал и не хотел заниматься» Сейчас у Раскольникова «все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика», но он «все еще сам себе не верил».

    - В чем же сомневался герои?

    В душе Раскольникова борьба мысли об убийстве и нравственного созна­ния, понимания бесчеловечности этой мысли. Все это несет страшные мучения.

    - Зачитайте мысли Раскольникова, когда он идет к старухе -процентщице, в распивочной, после сна.

    «Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это?» Когда выходит от нее: «О боже! Как это отвратительно!...И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На каждую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пако­стно, гадко, гадко!» В распивочной: «Все это вздор...и нечем тут было сму­щаться!» После сна о забитой кляче: «да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове,...Господи, неужели? Нет, я не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я все равно же не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» Видим, что в душе Раскольникова, одержимого идеей и сомневающегося в ней, мучитель­ный разлад.

    - Просмотрите размышления Раскольникова после посещения семьи
    Мармеладовых и чтение письма матери (ч. 1, гл. 2 - 4). Данные эпизоды
    говорят о противоречивости характера героя. Какие противоречия вы
    можете назвать? Что можно сказать о характере героя на основе этого?

    В Раскольникове сочетаются две крайности: с одной стороны, чуткость, отзывчивость, боль за человека, очень непосредственная и острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире, с другой - холодность, осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость. Поражает резкая смена настроений, перехода от доброго к злому.

    Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал в душе Раскольникова?

    (монолог о семье Мармеладовых: «Какой колодезь, однако ж, сумели вы­копать, и пользуются!...Ко всему-то подлец-человек привыкает!»; монолог после встречи с пьяной девочкой на бульваре: «Бедная девочка!...- сказано: процент, стало быть, и тревожиться нечего»; письмо матери).

    Видим, что мысль Раскольникова идет от частного факта к широким обобщениям. Живая боль за человека натыкается на холодные мысли: «...так тому и следует быть!». В Раскольникове внутренняя борьба, он отрицает мир, в котором человеку некуда «больше идти», но в то время готов оправдывать эту жизнь. Сознание героя как бы развивается: он все время спорит сам с собой. Раскольников - мыслитель, жизнь окружающих людей вызывает в нем глубо­кие размышления, он бьется над решением общечеловеческих нравственных вопросов. Вскоре герой из письма матери узнает о жертве сестры. И вновь при­ходит мысль об убийстве старухи. Но теперь это уже не мечта, не «игрушка» - жизнь укрепляет в его сознании давно созревшее решение.

    Действие в романе разворачивается быстро. От посещения старухи с це­лью «пробы» до явки Раскольникова с повинною протекает 14 дней, из них девать с половиной показаны в действии, о событиях остальных дней лишь упоминается.

    История преступления и наказания Родиона Раскольникова (день заднем): Первый день: ч. I, гл. 1-2; Второй день: ч.1, гл. 3-5; Третий день: ч. 1, гл. 6-7; Четвертый день: ч.2, гл. 1-2; Восьмой день: ч. 2, гл. 3-7, ч. 3, гл. 1; Девятый день: ч. 3, гл. 2-6, ч.4 , гл. 1-4; Десятый день: ч. 4, гл. 5-6; Тринадцатый день: ч. 4, гл. 1-6; Четырнадцатый день: ч. 4, гл. 7-8; Спустя полтора года - эпилог.

    Действие романа занимает две недели, но его предыстория дольше. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступать закон. Прошло три с половиной месяца - и Раскольников впервые идет к Ростовщице заложить колечко. По дороге от старухи он заходит в трактир, за­казывает чаю, задумается. И вдруг слышит за соседним столиком разговор студента с офицером - о старухе-ростовщице и о «праве» на убийство. Еще через две недели у Раскольникова созревает решение: Убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем - убийство. - Вывод по теме урока:

    Какие мысли и чувства рождаются в душе Раскольникова, когда он сталкивается с миром бедных людей? Подтверждают ли окружающие героя обстоятельства его мысль о том, что задуманное им убийство - не преступление?

    1. Ответить на вопросы:
    a. В чем главная причина преступления Раскольникова?

    B. какой мотив убийства из тех, которые Раскольников на­зывает Соне, является ведущим? Ваше мнение по этому вопросу? Какова точка зрения автора?


    Исследовательская работа на тему: Какую роль играют сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание» Предметом изучения моей работы являются сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сразу хочется отметить, что эпизодов, где описывается уличная жизнь Петербурга, очень много. Характерно, что в основном мы видим ту часть Петербурга, где живёт беднота, это район Сенной площади. Именно в этой части Петербурга и живёт Раскольников, бедный студент юридического факультета Петербургского университета. Особенностью этой части Петербурга является «обилие известных заведений», а именно распивочных, трактиров, как следствие этого множество пьяных. Сам Раскольников редко бывал в подобных заведениях. Но, возвращаясь от старухи-процентщицы, он «долго не думая» идёт в распивочную, где встречает Мармеладова.

    Петербург достоевского. сцены уличной жизни

    Можно сказать, что творчество Достоевского насыщено в значитель­ной мере полемикой с Чернышевским, с его романом «Что делать?», с различны­ми схемами человеческой «натуры». Сила Достоевского была не в полемике с Чернышевским как таковой, а во всестороннем изо­бра­жении современной мятущейся человеческой личности, в критике неустройств современного обще­ства. Великие романы Достоевского имеют философский характер.
    Преступление и наказание сцены уличной жизни Петербург Гоголя – оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта крайне бедная и убогая жизнь. Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляли его часто менять квартиры – не в богатых районах столицы, а на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, лишенных всякой архитектуры, где люди «так и кишат».

    Сцены уличной жизни в романе достоевского «преступление и

    Ни следа давешнейэнергии… Полная апатия заступила ее место» — метафорично отмечает автор, какбы указывая читателю на перемену внутри героя, произошедшую послеувиденного.9. Часть 5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны) Петербург и его улицы, которые Раскольников знает уже наизусть,предстают перед нами пустыми и одинокими: «Но двор был пуст и небыло видно стучавших». В сцене уличной жизни, когда КатеринаИвановна на канаве собрала небольшую кучку народу, в которойпреимущественно были мальчишки и девчонки, видна скудностьинтересов этой массы, их привлекает не что иное, как странноезрелище.

    Толпа, сама по себе не является чем-то положительным, онаужасна и непредсказуема. Здесь же затрагивается тема ценности всякой человеческой жизни иличности, одна из важнейших тем романа.

    Post navigation

    Переходя к художественному построению текста и художественнымсредствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрастеобразов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная: ударпротивопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и еедочери, реакция Раскольникова(«злобно заскрежетал и защелкалзубами») противопоставлена реакции окружающих («кругомраздавался смех»), причем словесная деталь «разумеется»указывает на привычное отношение петербургской публики к»униженным и оскорбленным» — над слабыми царят насилие ииздевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой какнельзя лучше подчеркивается фразой «настоящий собирательгрошей на улице».Художественные средства направлены на усиление чувстваодиночества Раскольникова и на отображение двойственностиПетербурга.6.

    Урок. образ петербурга в романе ф.м.достоевского (преступление и наказание)

    Нравственный эксперимент Раскольникова заключается в том, что он считает: человеку хорошему, желающему осчастливить человечество, позволено приносить в жертву жизнь – не свою, а чужую, пусть даже, по его мнению, самую никчемную. Герой проверяет свою теорию, и для него становится очевидным, что он не победитель, а жертва: «себя убил», а не «старушонку». Отчасти подстрекателем убийства становится Петербург.

    Достоевского трудно заподозрить в ненависти к этому городу, но здесь писатель безжалостно разоблачает атмосферу жестокого, зловонного, пьяного урбанистического монстра, душащего Раскольникова и навязывающего ему идею того, что выживает лишь сильнейший. Город-соучастник Автор мастерски переплетает изображение городских пейзажей, уличных сцен и интерьеров.

    One more step

    • Школьный ассистент - готовые сочинения по русскому языку и литературе
    • Петербург в романе Достоевского Преступление и наказание
    • Я-дитя века»
    • Преступление и наказание сцены уличной жизни
    • Готовые школьные сочинения
    • Образ города в романе Ф
      • Урок-модуль «В Петербурге Достоевского» (по роману «Преступление и наказание»)
    • Петербург Ф
    • Информационный центр Центральный Дом Знаний
    • Образ города в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»
    • Тема: Преступление и наказание

    Школьный ассистент - готовые сочинения по русскому языку и литературе Автор создает книгу о обедневших дворянах, «жителях темных уголков». До него никто не писал таких книг, и для Достоевского содержание романа было продиктовано самой действительностью.
    Великолепная панорама Во второй части романа, в главе 2-й, Раскольников лихорадочно ищет место, чтобы спрятать взятые у старухи ценности. И здесь вдруг он замирает от захватывающей дух панорамы — чистый воздух, голубая река и отражающиеся в ней купола храма. Восхищает ли это героя? Нет, он никогда не понимал, не мог расшифровать для себя эту «пышную картину», от которой веяло на него «необъяснимым холодом» и «духом немым и глухим».
    «Пьяный» Петербург Достоевского преступление и наказание созданного им героя занимало, конечно, не только как остропсихологический детективный сюжет. Путь из нравственного тупика к свету пространственно осуществляется как выход из тесного пыльного города в простор «облитой солнцем необозримой степи», где «была свобода» — не только физическая, но свобода от заражающих душу идей и заблуждений.

    Сцены уличной жизни

    Он активно помогает Мармеладову, делает всё, что в его силах, как будто отмаливает своё преступление. Значителен эпизод, описывающий сумасшествие Катерины Ивановны. Катерина Ивановна выводит на улицу своих детей, заставляет их петь песни.
    Раскольников, наблюдая всё это, оправдывает себя, убеждая Соню, что общество преступно и не имеет право судить его как преступника. И наконец, последний эпизод, в котором Раскольников на Сенной по совету Сони встаёт на колени, «поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем». Он хотел публично признаться в своём преступлении, но смех и замечания толпы остановили его.
    Однако он всё спокойно вынес. Итак, можно сделать вывод, что сообщником, соучастником преступления Раскольникова является город Петербург.

    Сцены уличной жизни в романе преступление и наказание цитаты

    Внимание

    Эта площадь в позапрошлом веке выполняла функцию «лобного места», кроме того, там располагался огромный «толкучий» рынок под открытым небом. И именно туда Достоевский то и дело выводит своих героев, остающихся, несмотря на гущу народа, все-таки в ужасающем одиночестве со своими больными думами и чувствами. Распахнутые окна трактира, впрочем, — это предвосхищение публичного раскаяния героя, потерпевшего фиаско в своих античеловечных себялюбивых убеждениях.


    Инфо

    В заключение Прикоснувшись к знаменитому роману, мы убедились в том, что Санкт-Петербург Достоевского – это полноправный участник сюжета и идейного содержания произведения. Это же можно сказать и о других сочинениях Федора Михайловича. Остается добавить, что писатель, по меткому замечанию литературоведа Юрия Лотмана, в начале своего творчества усматривает в этом городе концентрированный образ всей России.

    Уличные сцены в романе преступление и наказание цитаты

    Это детали, укрепляющие героя в его зловещей решимости проверить свою теорию. Каморка Раскольникова, описанная в 3-й главе первой части романа, напоминает не то шкаф, не то гроб. Однажды Достоевский упоминает о ее сходстве с морской каютой.

    Все это красноречиво свидетельствует о внутреннем состоянии Раскольникова, стиснутого бедностью, неудовлетворенной гордостью и своей чудовищной теорией, которая отнимает у него равновесие и покой. Во 2-й главе первой части и 7-й главе второй автор представляет «проходную комнату» Мармеладовых, где жизнь обнищавшего до крайней степени семейства постоянно предстает перед глазами любопытствующей публики, и нечего и говорить об уединении и покое. Чужие взгляды, взрывы хохота, густые волны табачного дыма – атмосфера, в которой проходит жизнь и настигает смерть супругов Мармеладовых.

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы.

    Тема урока — Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание». Петербург Достоевского»

    Базовый учебник.

    Цель и задачи урока :

    Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей через постижение смысла романа Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

    Обучающие-

    Познакомить обучающихся с изображением Петербурга в произведении

    Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

    Проанализировать пейзажи Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры квартир героев романа, внешний облик людей в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Сопоставить изображение Петербурга в романе Ф.М. Достоевского и описание города у А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

    Развивающие-

    Формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;

    Формировать умения в диалоге выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.

    Воспитательные-

    Воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову;

    Воспитывать умения сострадать, сочувствовать, сопереживать;

    Умения работать в команде.

    Тип урока - урок комбинированный

    Формы работы учащихс я - групповая форма обучения, индивидуальная, коллективная.

    Необходимое техническое оборудование :

    Проектор, доска;

    Презентация к уроку;

    Л.В. Бетховен « Лунная соната»

    Ход урока :

    Ход урока

    Позитивный настрой на урок (1 мин.)

    Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок литературы и я надеюсь, что нам всем будет интересно на этом уроке. У нас с вами всё получится!

    Оценивание на уроке (2 мин.)

    Договоримся о правилах работы на уроке. Работа на уроке осуществляется в группе. Вы сами определяете свои роли, выполняете работу вместе и один человек от группы представляет результат работы на уроке.

    2. Постановка цели

    Тема сегодняшнего урока: « Петербург Достоевского » .

    -Как вы думаете, что надо знать на этом уроке? (с помощью чего изображает Достоевский город)

    С помощью каких приемов он это делает ?( описание улиц, интерьеров, портретов, пейзажей).

    - Чтобы это узнать, что будем делать на этом уроке ?( анализировать эпизоды, в которых создаются описание улиц, интерьеров, портретов, пейзажей, сравнивать и изображением Петербурга у других писателей).

    Дома вы читали 1 часть романа Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание». Какое впечатление произвело на вас это произведение?

    (ответы детей)

    Об этом городе великий поэт А.С.Пушкин сказал так:

    …ныне там

    По оживленным берегам

    Громады стройные теснятся

    Дворцов и башен; корабли

    Толпой со всех концов земли

    К богатым пристаням стремятся;

    В гранит оделася Нева;

    Мосты повисли над водами;

    Темно-зелеными садами

    Ее покрылись острова…

    Люблю тебя, Петра творенье,

    Люблю твой строгий стройный вид,

    Невы державное теченье,

    Береговой ее гранит,

    Твоих оград узор чугунный,

    Твоих задумчивых ночей

    Прозрачный сумрак, блеск безлунный…

    И ясны спящие громады

    Пустынных улиц, и светла

    Адмиралтейская игла…

    Только в этом городе вы увидите уникальные памятники архитектуры.

    Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В нем много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города.

    У какого ещё писателя действие в произведении происходит в Петербурге?

    (у Н.В. Гоголя в повести « Шинель»)

    Какой та м Петербург? (Оборотень с двойным лицом. За парадной красотой скрыта убогая жизнь)

    Какой этот город в вашем представлении

    Вернемся в Петербург Достоевского.

    Итак, в классе 4 группы. 1- описание пейзажей.

    2-описание сцен уличной жизни

    3-описание интерьеров

    4- портреты

    Задания у вас на листах. Приступайте. У вас 5 минут.

    Работа в группах :

    Восстановите образ города у Достоевского , заполните таблицу.

    Задания для групповой работы.

    1группа: дайте характеристику пейзажам в романе (часть1: гл.1;часть2: гл.1;) Выпишите ключевые слова в таблицу.

    2 группа: сопоставьте сцены уличной жизни (часть1: гл.1) Выпишите ключевые слова в таблицу.

    3 группа: составьте описания интерьеров (часть1:гл.3 -каморка Раскольникова; часть1: глава 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1: глава2 Выпишите ключевые слова в таблицу.

    4 группа: найдите портреты в произведении. Выпишите ключевые слова в таблицу.

    Составляющие образа

    Характерные признаки

    Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади”.

    Вызывает чувство омерзения общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения.

    Запись: пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Улицы города, где люди кишат, вызывают в его душе чувство глубочайшего омерзения.

    Сцены уличной жизни.

    – ребенок, распевающий “Хуторок”;

    – пьяная девочка на бульваре;

    – сцена с утопленницей;

    – пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но, собравшись вместе, в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее.

    На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.

    Запись: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого, безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к «униженным и оскорбленным».

    Интерьеры.

    Портреты.

    Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои.

    Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки.

    Комната Сони-“уродливый сарай”.

    Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.

    Запись: интерьер петербургских трущоб создает атмосферу духоты, безысходности и обездоленности. Неприглядная картина, как будто это другой город.

    В этом квартале встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все похожи друг на друга: «оборванец», «лохмотник», «пьяный». Серые, унылые, как и улицы, по которым они перемещаются. От встречи с ними остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного, безотрадного и безнадежного. Мармеладов – «с желтым, отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками», «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями»; старуха-процентщица – «с вострыми и злыми глазенками», «белобрысыми волосами, жирносмазанными маслом, тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу»; Катерина Ивановна – «ужасно похудевшая женщина», «с раскрасневшимися до пятен щеками», «запекшимися губами

    Отвечает один человек от группы.

    Подводится итог .( С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты, женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети. Узкие улицы, теснота, грязь, вонь.

    Петербург Достоевского- город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.

    Петербург Достоевского- город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

    Петербург Достоевского- это город одиночества.

    Петербург Достоевского- «город, в котором невозможно быть».)

    Контрольные вопросы:

    Контрольные вопросы:

    – Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников? (Грязь, вонь , скученность человеческих тел на небольшом жизненном пространстве, теснота, пыль, духота, жара ).

    – Каково ваше ощущение, когда вы, покидая улицу, входите в трактир, в комнату, где живут Мармеладовы? (Трактир: та же вонь, грязь, духота , что и на улицах. Придавленность. Самое сильное ощущениенечем дышать . Раскольников: «Грязно , пакостно, гадко, гадко!»).

    – Какое впечатление в целом осталось у вас от общей атмосферы улиц в той части города, где обитает главный герой? (Неуютно, некомфортно, страшно, тесно, нечем дышать. Хочется убежать с этих улиц на простор живой природы).

    – Каковы квартиры и комнаты, в которых обитают герои романа? (Комната Родиона Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру », «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу…, и, наконец, неуклюжая большая софа…, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью Раскольникову»; комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы. На самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная »»; комната старухи-процентщицы: «Небольшая комната… с желтыми обоями и кисейными занавесками на окнах… Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана .., круглого стола.., туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках… »; комната Сони Мармеладовой: «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…Во все этой большой комнате почти совсем не было мебели…Желтенькие, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок»; номер в гостинице, где останавливается перед самоубийством Свидригайлов: «…нумер , душный и тесный … Э то была клетушка до того маленькая, что даже почти не под рост Свидригайлову; в одно окно; постель очень грязная… Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того пыльными и изодранными, что цвет их (желтый) угадать еще можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого». Двор дома Раскольникова: двор-колодец, тесный и давящий . Кажется, сюда никогда не проникает солнечный свет. Его окружают темные углы, непроницаемые, грязные, серые стены).

    – Достоевский постоянно обращает наше внимание на такую художественную деталь, как лестницы, по которым спускается и поднимается главный герой. Найдите их описание. (Лестница к «каморке» Раскольникова: «…лестница узкая, крутая, темная. С полукруглыми проемами. Стоптанные каменные ступени. Они ведут под самою кровлю дома …»; лестница в доме старухи-процентщицы: «Лестница была темная и узкая, «черная»; лестница в полицейской конторе: «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях . Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота »; с лестницы перед комнатой Мармеладовых «несло вонью»; узкая и темная лестница в доме Капернаумовых.)

    – Чего больше в изображаемых картинных – словесного «рисования» или «чувствования»? (Изображаемые картины прочно связаны с образом Раскольникова, пропущены через призму его восприятия. «Срединные» улицы Петербурга, где люди «так и кишат » вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения»).

    – Каковы приметы городского пейзажа Достоевского? (Городской пейзаж Достоевского – это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Писатель никогда не нацелен на простое описание обстановки. Вместе с эти он создает настроение, усиливает и оттеняет социальные и психологические характеристики героев, выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром.

    – Расскажите о внешнем облике встречавшихся Раскольникову людей и ваших впечатлениях о них? (В этом квартале встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все похожи друг на друга: «оборванец», «лохмотник», «пьяный». Серые, унылые, как и улицы, по которым они перемещаются. От встречи с ними остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного, безотрадного и безнадежного. Мармеладов – «с желтым, отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками», «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями»; старуха-процентщица – «с вострыми и злыми глазенками», «белобрысыми волосами, жирносмазанными маслом, тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу»; Катерина Ивановна – «ужасно похудевшая женщина», «с раскрасневшимися до пятен щеками», «запекшимися губами»).

    – А как выглядит сам главный герой? Что отличает и что роднит его с окружающими? (Сам Родион «замечательно хорош собою» но «опустился и обнеряшился»).

    – Какой цвет преобладает в описываемых картинах города? (Серый и желтый).

    – Раскольников на берегу Невы. Как относится главный герой к живой природе? (Она вызывает в его душе, с одной стороны, чувства глубоко человеческие, затрагивает глубинные ее основы; с другой стороны, он равнодушен к ней и быстро «переключается» с созерцания и отдохновения на свои проблемы и комплексы. Таким образом, в отношении Раскольникова к природе явственно видно его отношение к миру в целом, его приговор несправедливому общественному устройству).

    – Как относятся обитатели «срединных» петербургских улиц друг к другу? (Отсутствует чувство солидарности и сочувствия среди одинаково обездоленных людей. Жестокость, равнодушие, злоба, насмешки, духовное и физическое издевательство – вот что характерно для взаимоотношений «униженных и оскорбленных»).

    Стадия рефлексии.

    Составьте синквейн по данному произведению

    1 существительное

    2 прилагательных

    3 глагола

    Ассоциация.

    Обучающиеся читают синквейны.

    Теперь подведем итог урока. Какие цели ставили? Достигли?

    Выставление оценок.

    Домашнее задание: написать мини- сочинение «Как изображает Петербург Ф.М. Достоевский?»

    Составить план характеристики Раскольникова.

    Литература:

    Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Москва, Республика, 1994.

    Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. Издательство Московского университета, 1979.

    Прохватилова С.А. Петербургский мираж. Санкт-Петербург, 1991.

    Румянцева Э.М. Федор Михайлович Достоевский. Ленинград, Просвещение, 1971.

    История всемирной литературы. Том 7. Москва, Наука, 1990

    Великие россияне. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Москва, Олма-Пресс, 2004.

    Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник. Ленинград, Научное издательство, 1992.

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    2 . КАРТОЧКИ-ПУТЕВОДИТЕЛИ для д\з:

    1.Интерьер (комната, квартира):

    2. Улица (перекрестки, площади, мосты):