Что означает тату Лавровый венок? Восхитительные древнегреческие венки из золотой фольги, секрет которых не могут разгадать современные ювелиры Лавровый венок победы

Лавр является естественной негеральдической фигурой получившей очень широкое распространение в международной, территориальной и родовой геральдике.

Листья лавра являются символом мудрости, величия, славы. Символ имеет древнегреческое происхождение

Согласно мифу, бог солнца, зари и поэзии Аполлон прозвищу Феб, что означает с древнегреческого "лучезарный" или "сияющий" преследовал нимфу Дафну, которая, скрываясь от него, превратилась в лавровый куст (по-гречески лавр называется "дафн"). В объятиях Аполлона оказалось, таким образом, небольшое дерево, ветвями которого он украсил свою голову и лиру. Так в Греции лавровый венок стал наградой для того, кто достиг славы. Именно по этой причине в Греции музыкантов, поэтов, а также танцоров, покровителем которых был Аполлон, награждали именно лавровыми венками. А спортсмены, атлеты награждались оливковыми или сельдерейными венками.

В Древнем Риме лавровый венок становится символом высшей славы, в том числе воинской, а также императорской.

В средние века в классической геральдике лавровые листья и венки не используются. После французской революции 1789 года лавр становится одной из самых популярных эмблем Франции.

Лавровые ветви или венки входят также в государственные гербы и эмблемы следующих стран: гербе Греции , эмблеме Алжира , гербе Сальвадора , гербе Гватемалы , герб Мексики , герб Уругвая , герб Бразилии , гербе Израиля .

Лавровые листья принято изображать естественным зелёным цветом, белым (серебряным), а также жёлтым (золотым).

Лавровые листья на гербах

- герб города Освея (Витебская область, Беларусь)
- герб города Славгород (Алтайский край, Россия)

Лавровые деревья и венки на гербах

Источники

  • "Словарь международной символики и эмблематики" В.В. Похлёбкин 2001 г. ISBN 5-7133-0869-3.

Одним из которых является лавр, люди всегда относились по-особому. В них видели олицетворение вечности, постоянства – словом, всего того, что традиционно противопоставлялась быстротечности человеческой жизни. Вечной должна быть слава победителя – во всяком случае, людям хотелось в это верить.

Дерево Аполлона

Примечательно, что атлетов в Древней Греции лаврами не увенчивали, для них знаком победы был венок из оливковых веток или… сельдерея. Награда в виде лаврового венка предназначалась лучшим победителям Пифийских игр, походивших в Дельфах. В эти игры со временем тоже стали включать спортивные соревнования, но главным их содержанием всегда оставалось состязание поэтов и музыкантов – словом, тех, кого и сегодня именуют «служителями Аполлона». Именно этому богу-покровителю искусства посвящался лавр. Почему именно ему?

Такая связь имела реальное основание: эти деревья росли на горе Парнас, которую греки чтили как обитель муз и Аполлона Мусагета. Но было бы странно, если бы не породила легенды, объясняющей связь искусства.

Аполлон, как многие греческие боги, отличался любвеобильностью. Однажды предметом его страсти стала нимфа по имени Дафна, но красавица поклялась остаться целомудренной и не собиралась уступать его домогательствам. Несчастная умоляла богов защитить ее от преследований Аполлона, и боги вняли мольбе: вместо девушки в объятиях Аполлона оказалось лавровое дерево. Бог возложил на свою голову венок из лавровых , чтобы не расставаться с возлюбленной, обращённой в дерево.

Дальнейшая история символа

Лавровый венок как символ славы, победы переняла у Греции другая античная цивилизация – древнеримская. В противоположность изысканной Элладе, суровый Рим не признает никакой славы и никаких побед, коме военных. Символика лаврового венка меняется: им увенчивают полководца-триумфатора, его поначалу носили римские императоры в качестве знака власти.

Новый смысл увидели в этом символе христиане. Для них лавовый венок стал олицетворением вечной славы мучеников, погибших за веру.
Связь лаврового венка с поэтической славой воскресает в эпоху, наследующую античности. В 1341 году один из величайших поэтов итальянского Возрождения – Франческо Петрарка – в зале сенаторского дворца на Капитолии в Риме принял из рук сенатора лавровый венок как признание его поэтических достижений. Это дало поэту повод обыграть имя воспетой им женщины, чье имя тоже происходит от слова «лавр»: Лаура дала ему лавр.

К XVII веку лавровый венок уже прочно утвердился в качестве эмблемы славы вообще, не только поэтической. Его изображают на орденах и наградах за победу в конкурсах. В таком виде и унаследовала этот символ современная цивилизация. К нему восходит не только слово «лауреат», но и название степени бакалавра.

Греки считали лавр деревом Аполлона. Существует миф о том, что прекрасная нимфа по имени Дафна дала обет целомудрия, но бог Аполлон был настолько очарован ею, что не мог совладать с собой и начал ее преследовать. Дафна стала молить богов помощи, и они обратили ее в лавровое дерево. Покровитель искусств обнимал его, но все было тщетно, прекрасную нимфу было уже не вернуть. С тех пор лавр и стал священным древом Аполлона. Поэтому в Греции всех выдающихся деятелей искусств стали награждать венками из лавра.

В Римской империи лавровый венок получали лучшие воины, он символизировал мир, который должен был наступить вместе со свержением врагов. Императоры также носили венки из лавровых ветвей. Лавр связывали с непорочными весталками, поэтому он стал символом целомудрия и благочестия.

Ранние христиане видели в лавровом венке символ мученичества и вечной жизни. В эллинистический период он стал ассоциироваться со славой. Примечательно, что в Средние века лавровый венок исчезает из списка традиционных геральдических символов, его возрождение произошло лишь в конце XVIII века после французской революции.
Кстати, слово “лауреат” имеет непосредственное отношение к этому растению и означает “увенчанный лавром”.

Символизм

Корни символизма лавра, как уже говорилось, находятся в глубокой древности. Итак, что означает лавровый венок тату?

  • Вера в победу. Человек всей душой стремится к победе, для него нет ничего важнее в жизни, чем выходить победителем из любой ситуации. Ради победы он готов абсолютно на все.
  • Целеустремленность . Тату лаврового венка говорит о том, что человек не жалеет сил для достижения своих целей. У него есть достаточно серьезный стимул, чтобы продолжать двигаться вперед и добиваться желаемого.
  • Мужество . Так как венками из лавровых ветвей награждали воинов, которые больше других отличились на поле битвы, он также считается символом мужества, воинской чести и доблести.
  • Мудрость . Лавровые венки также носили императоры, а лишь мудрый император способен править долго и справедливо.
  • Величие . Человек, выбравший такую татуировку, мечтает не просто прожить жизнь достойно, реализоваться как личность или создать счастливую семью, его мечты гораздо глобальней. Он хочет достичь наивысшего положения в обществе.
  • Творчество . Лавровый венок служил наградой для лучших поэтов, музыкантов, танцоров. Такая татуировка может стать своеобразным амулетом, притягивающим удачу в творческих начинаниях для молодых деятелей искусства.
  • Бессмертие души . Лавр — вечнозеленое дерево, поэтому ассоциация с вечной жизнью неизбежна.

Лавровый венок встречается и среди тюремных татуировок. В данном контексте этот символ говорит о том, что заключенного несправедливо осудили, что он отбывает срок за преступление, которое не совершал. Это значение происходит как раз из христианского толкования символа.

Стилистические решения

Пожинать лавры одинаково любят и женщины, и мужчины. Лавровый венок чаще всего изображают в черном цвете, без каких-либо декоративных элементов. Но встречаются и более оригинальные идеи, например, лавровый венок с цветами и лентами, надписями, увенчанными лавром.

Такие татуировки редко имеют очень большой размер, поэтому отлично смотрятся практически всюду. Самые подходящие места — плечо, предплечье, голень, бедро, шея, между лопаток.

Для монохромной работы вполне подойдет графика. Многие ошибочно относят к этому стилю все черно-белые работы, но это в корне неправильно. Графика отличается тем, что в изображении нет полутонов, только черный цвет. Все тени выполняются с помощью штриховки. Выглядит достаточно оригинально.

Если вам все же больше по душе цветные татуировки, просмотрите работы в стиле ньюскул. Стиль возник не так давно, около 30 лет назад, и многое перенял у олдскула. Такие тату выглядят эффектно благодаря использованию ярких цветов, четких и широких контуров.

В любом случае, для начала обсудите будущую тату с мастеров. Возможно, он подскажет вам действительно уникальную идею.

Лавр ассоциируется с мужественностью, силой, волей к победе и власти. Это растение посвящалось солярным богам. Ветви лавра, венки, сплетенные из него, служили атрибутами символики, связанной с почитанием Юпитера и Аполлона. Аполлон считался покровителем поэтов, актеров и музыкантов, поэтому победители соревнований в литературном изяществе получали лавровые венки. Лавровый венец символизировал подлинный, неподвластный времени талант награждаемого. Лавр также был атрибутом бога Диониса. В этом плане он выступал как символ экстатического удовольствия, инобытия, магических сил и сверхъестественного откровения.

Символика лавра тесно связана с мифом о боге Аполлоне и его несчастной возлюбленной Дафне. Культ этого женского растительного божества был достаточно широко распространен, однако впоследствии почти полностью слился с культом Аполлона. Существуют сведения о праздниках, специально посвященных лавру, проходивших в Фивах, – дафнефориях.

Древнегреческий миф повествует о прекрасной нимфе Дафне, приходившейся дочерью богине земли Гее и богу рек Пенею, которая дала зарок хранить целомудрие. Влюбленный Аполлон повсюду преследовал ее, и, чтобы избежать бесчестия, Дафне пришлось попросить своего отца превратить ее в лавровый куст. С тех пор лавр стал любимым растением бога Аполлона, его атрибутом. Миф о Дафне перекликается с мотивом посвящения лавра девам-весталкам, давшим вечный обет безбрачия. Таким образом, лавр символизирует невинность и чистоту.

Считалось, что лавровые деревца служат посредниками между богами и людьми при передаче тайного знания, Существовала традиция высаживать лавровые кусты вокруг храмов Аполлона. Считалось, что в шелесте этих деревьев посвященные могут прочесть божественные послания, предзнаменования будущего. Лавр был универсальным растением, очень широко использовавшимся в жертвоприношениях и многочисленных ритуалах. Традиционным головным убором жреца во время исполнения культа был лавровый венец. Лавр стал символом особой сверхъестественной власти, магии, ворожбы, ясновидения и пророчества. Лавровые ветви, гирлянды из лавра также использовались в ритуальных действиях, например, лавровые ветки часто бросались в огонь вместе со сжигаемой жертвой, что придавало происходящему особую торжественность.

Особый символизм лавра как священного растения бога Аполлона проявляется в его использовании пифией, прорицательницей Дельфийского оракула. Чтобы узнать свою судьбу и попросить совета у пророчицы пифии, в храм Аполлона в Дельфах приходили и цари, и герои, и простые смертные, В святилище, скрытом от посторонних глаз, на расселине скалы, источавшей ядовитые газы, стоял треножник, на котором восседала пифия. Она долго готовилась к прорицанию. Этой процедуре предшествовал трехдневный пост и ритуальные омовения. Во время гадания на голову пифии надевали лавровый венец, и, прежде чем начать пророчество, она жевала листья лавра.

Венок лауреата
Лавровый венок – символ победы, совершенства, полного триумфа над собственными слабостями и над соперником. Лавровыми венками в античности награждали воинов-героев, а также победивших в соревнованиях поэтов, которым покровительствовал бог искусств Аполлон. Богиня победы Ника представлялась древним прекрасной женщиной, возлагающей на голову героя лавровый венец. Слово «лауреат», обозначающее победителя художественного или научного конкурса, получившего высокое признание и премию, происходит именно от латинского «увенчанный лавром».


В искусстве изготовления ювелирных украшений древним грекам не было равных. Особенно восхитительны венки, сделанные из золотой фольги, представляющие собой искусные подобия древних венков из растений. Кажется невероятным, но нынешние мастера до сих пор не могут разгадать и повторить все приемы и технологии, которыми пользовались древние ювелиры. К счастью, время сохранило для нас некоторые из этих хрупких шедевров, и сегодня мы имеем возможность наслаждаться их необычайной красотой.



В Греции с давних пор победителям вручали венки из ветвей священных деревьев, считавшиеся дорогим и ценным подарком. Атлетов, победителей состязаний, чествовали венком из оливы, музыкантов и поэтов награждали лавровым венком, знаком особого покровительства Аполлона. Правители и выдающиеся полководцы удостаивались венка из ветвей дуба, священного дерево Зевса. Женщины и девушки из аристократических семей украшали головы изящными венками из мирта, дерева богини любви Афродиты. Плющ и виноград – связаны с культом Диониса.



Но впоследствии для царственных особ, а также для свершения религиозных обрядов, стали изготавливать венки из листового золота. О праве носить такой венок издавался особый декрет, а вручали его во время больших праздников.

В результате побед и завоеваний Александра Македонского золота в Греции стало предостаточно, и вскоре роскошные венки из этого металла стали доступны многим богатым представителям знати. Золотые венки, подчеркивающие статус и социальное положение их владельцев, передавались из поколения в поколение. Иногда их передавали в храмы в качестве подношения богам.


Наступил Золотой век Греции, когда технологии изготовления украшений вышли на новый уровень. Мастерство древнегреческих ювелиров достигло невероятных высот, техника их работы отличалась удивительным изяществом.

Мастерам удавалось весьма искусно имитировать ветки настоящих растений, при этом они воспроизводили не только форму листьев, но даже рисунки их прожилок. Обычно венки делали, соединяя две ветви геракловым узором. Каждый листочек прикреплялся к черешку с помощью тонкой проволочки. Помимо листьев, для украшения венков часто использовали ягоды и цветы, также сделанные из золота. Наиболее распространены были золотые лавровые венки.


Но встречались и другие - миртовые, оливковые, плющевые, дубовые и виноградные венки удивительно тонкой работы.






Сохранились такие венки в основном в гробницах царственных особ и знати той эпохи в качестве погребальных даров.




Самые знаменитые золотые венки были обнаружены при раскопках кургана с царскими захоронениями в Вергине, где когда-то находилась древняя македонская столица.

Один из них был найден в гробнице отца Александра Македонского, Филиппа II. Этот массивный золотой дубовый венок из 313 тончайших листьев и 68 желудей весит 730 грамм.


Другой невероятно красивый венок, миртовый, принадлежал одной из его жен, Меде.