Барселона дом в стиле модерн. Антонио гауди - гениальный архитектор, великий модернист. Дворец каталонской музыки

Архитектура в стиле модерн – это общий тренд для значительной части Каталонии и конкретно для Барселоны. На сегодняшний день в городе около сотни зданий в стиле модерн, которыми хочется любоваться и фотографировать.

Представляем 10 самых красивых зданий Барселоны , которые не должны пройти незамеченными для любознательного туриста.

Дворец каталонской музыки (Palau de la Música)

Это одна из наиболее известных работ испанского архитектора Луиса Доменека-и-Монтанера. Его начали строить в 1905 году, и оно должно было стать новым домом для каталонского хора. Это действительно здание, поражающее своей красотой. Наблюдатель непроизвольно останавливает свой взгляд на многочисленных проработанных деталях, любуясь скрупулезной работой мастеров, которые возводили это произведение искусства каталонского модерна. Кроме того, это единственный в Европе концертный зал с естественным освещением.

Taquilla.com
globo-rojo.com

Дом Бальо (Casa Batlló)

Без сомнения, это один из самых фотографируемых туристических объектов в Барселоне. Строительство этого жилого дома проходило в период с 1904 по 1906 гг. У дома оригинальный живой фасад, сочетающий цветовые переливы, интересные фактурные балконы и чешуйчатую крышу. Это работа легендарного Антони Гауди, который реализовал проект для магната текстильной промышленности Жозепа Бальо-и-Касановаса.


thepetitewanderess.com
getyourguide.com

Больничный комплекс Сант-Пау (Hospital de Sant Pau)

Здание недавно было отреставрировано, но это чудо модерна не растеряло своей индивидуальности и ослепительной красоты, несмотря на то, что были такие опасения. Здание больницы Святого Павла напоминает об архитектуре восточных дворцов, которым свойственна роскошь форм и богатое украшение золотом. Это еще одна работа Доменека-и-Монтанера. Вместе с Домом каталонской музыки больница Сант-Пау внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


barcelona-home.com
eumusic.coop

Дом Льео-и-Морера (Casa Lleó i Morera)

Очередной шедевр каталонского модерна авторства Доменека-и-Монтанера, в который он превратил обычный дом Casa Rocamora, принадлежащий около 40 лет семье фабрикантов Морера. Здание было построено в 1864 году, а в 1902 году Франческа Морера поручила архитектору его реконструкцию. В 1904 году она скончалась, и работу в 1906 году пришлось принимать уже ее сыну Альберту Льео-и-Морера. Чтобы увековечить память об этой семье в здании, архитектор вплел в орнамент здания изображения львов (Lleó) и тутовых деревьев (Morera).


© Bjorn Grotting/photoshelter.com
promptguides.com

Дом Кумалат (Casa Comalat)

Это здание не очень известно по сравнению с вышеупомянутыми, но его архитектурные достоинства неоспоримы. Это работа архитектора Сальвадора Валери-и-Пупурулла, который смог соединить в одном здании сразу два фасада в разных стилях. Один фасад выполнен в роскошном стиле с заимствованиями из рококо, другой менее помпезен, однако притягивает взгляд симпатичными балконами и красивой лепниной.


wikimedia.org

Дом Фустера (Casa Fuster)

Эта великолепное здание построено в 1908 году по проекту Луиса Доменика-и-Монтанера. Оно выглядит необычайно величественно благодаря высококачественному мрамору. Сто лет назад это был один из самых дорогих домов в городе, а сегодня здание занимает отель – Hotel Casa Fuster.


hotelescenter.es
hearteningjourneys.wordpress.com

Дом Мила (Casa Milà)

Еще одна яркая архитектурная достопримечательность Барселоны, которая как магнит притягивает многочисленных туристов с фотокамерами. Это работа Антонио Гауди, здание строилось с 1906 по 1910 гг. В 1984 году оно было внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, став при этом одним из первых строений XX века, удостоенных этой чести. Оригинальность фасада дома Мила в том, что оно полностью сделано из камня и не имеет ни одной прямой линии.


hotel-r.net
© Claudia Leverentz

Дом Гранель (Casa Granell)

Интересное здание в стиле модерн (1902-1904), построенное по проекту Херони Феррана Гранель-и-Манреса. Архитектура этого здания привлекательна сочетанием элементов: камня и металла, различных оттенков фасада и оконных ставен, фактурной лепнины, плитки, мозаики и ковки.


lameva.barcelona.cat

Дом Ровиральта (Casa Roviralta)

Белоснежные стены дома Ровиральта притягивают взгляд всех прохожих, и большая удача застать его в солнечную погоду, когда контраст белого и коричневого раскрывается в полной мере. Это здание называют «белым монахом», потому что раньше этот дом был собственностью общины монахов доминиканцев. Позже он был приобретен каталонским бизнесменом Теодором Ровиральта. Над реставрацией здания с 1903 по 1913 работал архитектор Хоан Рубио-и-Бельвер, который практически полностью трансформировал его.

Рубио сохранил оригинальную структуру и планировку дома, чтобы сделать его виллой в стиле модерн, дополнив верандами, галереями, часовней. Оконные и дверные рамы сделаны из кирпича и керамики, создавая резкий контраст с белоснежными стенами. В солнечные часы на одной из стен появляется латинская надпись, напоминающая о течении времени.


barcelonacheckin.com
epdlp.com

В Каталонии в 19 веке наблюдается настоящий культурный подъем. В это время именно здесь отмечен период роста промышленности, городов и национального самосознания жителей региона. Естественно, такое положение дел способствовало расцвету литературы и различных направлений искусства.

Именно в этом регионе наблюдается зарождение нового направления архитектуры — модернизма, который стал одним из разновидностей популярного в Европе стиля ар-нуво. Барселона стала расширять свои границы, а на новых улицах испанские архитекторы стали реализовывать многие свои фантазии и строить экспериментальные сооружения, с которыми ранее Испания даже не встречалась.

Именно в это время стали появляться многоквартирные дома и особняки для промышленников. Во многом новое направление придерживалось традиций готического стиля. Общее особенно ярко прослеживалось в скульптурном оформлении плоскости сооружения, но в целом это был совершенно новый современный стиль.

Благодаря новым промышленным достижениям и производству из различных материалов стали доступны совершенно новые формы при формировании оснований и каркасов зданий. На смену сплошным прямым линиям стали приходить плавные изгибы, появились оконные проемы обрамленные кирпичной кладкой, В моду вошли естественные формы и конструкции, которые напоминали многие природные явления, например формы арок, повторяли изгибы пари движении воды.

Чтобы усилить эффект от построек в новом стиле, фасады зданий раскрашивали в самые яркие и непредсказуемые цвета, использовалась облицовка декоративной плиткой. Но стоит отметить, что модернизм прижился очень быстро именно в Каталонии, в остальных регионах Испании от нового стиля старались держаться в стороне.

Работы Гауди


Фото: Каса Мила в Эшампле

Стоит отметить, что над всей архитектурой Испании в современный период преобладает только одно имя – Антонио Гауди. На протяжении 40 лет своей карьеры он подарил Барселоне огромное количество прекрасных зданий, парков и скульптур. По оригинальности он превзошел в своих работах всех испанских архитекторов, так как очень удачно сочетал различные стили: ар-нуво, мавританский, готический и сюрреалистический.

По мере своего развития в его работах стало появляться все больше элементов живой природы. Он копировал формы ящериц или птиц, создавал невероятные композиции из камня. Наиболее диковинной и яркой работой этого архитектора можно считать дом с волнистым фасадом и причудливыми дымовыми трубами Каса Мила в Эшампле, который был возведен в 1905-1907 гг.

Но вершиной его творчества слал храм Саграда Фамилия, который украшало 12 шпилей, мозаика из битого стекла и влетающий под небеса неф. Такому зданию просто нет больше аналогов во всем мире. Начато строительство этого грандиозного здания в 1883 году, а к 1914 он вложил в стройку и реализацию проекта все средства, причем, на продолжение работы архитектор стал просить помощь у своих друзей и меценатов. Умер великий мастер в 1926 году пол колесами трамвая.

Незаконченное творение – Саграда Фамилия


Фото: Саграда Фамилия

После смерти уникального архитектора строительные работы были, естественно, прекращены, а споры так и не утихали. Кто-то считал, что стоит непременно закончить работу, а кто-то скептически предполагал, что здание станет только подобием оригинальной задумки, поэтому проще оставить все как есть. Ведь во время Гражданской войны к тому же были утеряны многие оригинальные чертежи проекта.

Но, тем не менее, работы продолжаются. Даже угловатые фигуры скульптора Жозепа Марии Субираска не остановили процесс. Как предполагают специалисты завершение работ про строительству детища великого архитектора следует ожидать в 2026 году, а именно к столетней годовщине смерти Гауди. Ведь в свое время великий архитектор мечтал, чтобы над его проектами трудились последующие поколения.

Яркие представители каталонского модернизма


Фото: Дворец каталонской музыки

Не стоит думать, что Гауди – это единственный архитектор модернизма. В 19-20 веке над многими проектами трудилось огромное количество талантливых архитекторов. Несмотря на то, что при своих работах они руководствовались общими требованиями модернизма, ими были созданы уникальные и оригинальные здания.

Ярким представителем этого времени можно считать Льюиса Доменеч-и-Монтанеру, который прославился благодаря возведению поразительного Дворца каталонской музыки (Palau de la Musica Catalana), построенный в 1908 году. При создании внешнего фасада использовались кирпич, керамика и плитка. Это единственный концертный зал, в котором можно наслаждаться выступлениями днем при естественном освещении. Одной из основных достопримечательностей внутренних комнат является потолок в виде перевернутого купола, который выполнен из цветного стекла.


Фото: Дом с шипами

Еще одним представителем каталонского модернизма можно считать архитектора Жозепа Пуиг-и-Кадафалка, который работал в Барселоне начала 20 века. Его работы отличает боле упорядоченный строй линий и кружевное украшение фасадов в сравнении с произведениями Гауди. Ярким примером его творчества можно считать Дом с шипами (Casa de les Punxes), который очень напоминает баварский замок, но интерпретированный в стиле модернизма.

Форма и функция

В 1930-г годах в Испании произошло знакомство с новым направлением архитектуры – романтизмом. Наиболее сильно прослеживается творчество архитекторов-авангардистов на здании Немецкого павильона, который был построен для Всемирной выставки Людвигом Мис ван дер Роэ в 1929 году.

На смену элементов модернизма пришли строгие линии, которые были свойственны таким архитекторам, как Ле Корьбюзье. В этот период даже возникла «Группа испанских архитекторов и инженеров для содействия современной архитектуры», которая с радостью стала использовать принципы непритязательного функционализма. Лучшие произведения их относятся к работам барселонской группы, например, здание туберкулезного санатория (Dispensario Antituberculoso), которое было построено в 1930-х годах. Этим проектом занималась целая группа архитекторов, которую возглавлял Жозеп Льюс Серт.

Особенности архитектуры при диктатуре Франко


Фото: Жилой небоскреб «Белые башни»

В эпоху правления Франко архитектура не отличалась особой изысканностью. В этот период происходит полный отказ от интернационального стиля, в котором творили архитекторы GATEPAC, а также архитекторы этой группы оказались в немилости.

Новый период в истории Испании требовал строительства более монументальных и суровых сооружений, которые бы помогли вернуть страну во времена славного прошлого Испании, несмотря на то, что он был совсем недолгим. Архитекторам и всей стране навязывался строгий, тяжеловесный, лишенный воображения классицизм. Об этом говорит построенное в 1957 году Министерство авиации по проекту Луиса Гутьерреса. Но экономика страны не могла выдержать таких громадных и сложных решений и проектов. Спасло архитектуру «экономическое чудо» (desarrollo) 1960-1970 гг.

Именно это позволило Испании последовать примеру всей Европы, особенно, что касалось новаторских идей в архитектуре. Жилой небоскреб «Белые башни» (Torres Blancas), разработкой которого занимался архитектор Франсиско Хавьера Саэнса де Ойзы является явным примером того, как Франко стал впускать новые идеи и международные тенденции ражи экономического восстановления страны.

Как мы экономим на отелях до 25%?

Все очень просто – мы используем специальный поисковик RoomGuru по 70 сервисам бронирования отелей и квартир с наилучшей ценой.

Бонус на аренду квартир 2100 рублей

Вместо отелей можно забронировать квартиру (дешевле в среднем в 1,5-2 раза) на AirBnB.com , очень удобный всемирный и известный сервис аренды квартир с бонусом 2100 рублей при регистрации

Для начала небольшой экскурс о каталонском модерне. Это не ровно то же, что французское арт-нуво.

Для Каталонии конца девятнадцатого века модерн означал не просто новое искусство (плавные линии, асимметрия, вдохновение природой и символизм) и промышленный прогресс (железо, стекло и бетон, позволившие эксперименты с материалами), но и возрождение каталонской культуры.

Сугубо каталонское в модерне – традиционные ремесла (цветная мозаика) и сюжеты мифологии (легенда о покровителе Каталонии Святом Георгии). Стоит помнить и о влиянии арабской архитектуры, которое всегда было сильно в Испании.

Модерн в Барселоне ассоциируется с Антонио Гауди. Но мы расскажем не только про его дома, но и о зданиях других знаменитых архитекторов, творивших в то же время. Основной площадкой, на которой оттачивали свои фантазии модернисты в начале двадцатого века, стал современный район Эшампле.

Разбогатевшей каталонской буржуазии понадобились новые дома, которыми можно было бы козырять перед знакомыми. Так появился Эшампле с бульваром Грасия. На нем и построили здания три главных архитектора каталонского модерна: Антонио Гауди, Луис Доменек-и-Монтанер и Жозеп Пуч-и-Кадафалк.

На бульваре Грасия рядом стоят три шедевра модерна: Дом Бальо Гауди, Дом Лео Морера Доменека-и-Монтанера и Дом Амалье́ Пуча-и-Кадафалка. Этот квартал назвали «Яблоко раздора» (Illa de la Discordia).

Бальо – самый необычный и яркий проект Гауди, заказанный ему промышленником Жозепом Бальо-и-Касановасом. В архитектуре зашифрована легенда о Святом Георгии. Крыша напоминает хребет дракона, башенка-купол – рукоятку меча святого.

Силуэт дома как внутри, так и снаружи кажется причудливым скелетом. Балконы похожи на кости и карнавальные маски.

Фасад, выложенный полихромной цветной мозаикой, меняет оттенки в зависимости от освещения (на ум приходят «Кувшинки» Моне).

Для облицовки дома Гауди использовал традиционные каталонские техники – цветную мозаику для фасада и крыши, а также бело-синюю плитку – для внутреннего двора.

Экскурсии по дому проходят с толково составленным аудиогидом, вплоть до указаний: «а теперь посмотрите на внутренний дворик снизу вверх».

CASA LLEÓ MORERA

Дом архитектора Луиса Доменека-и-Монтанера, одного из основателей и идеологов каталонского модерна. Заказ поступил в 1902 году от сеньоры Франчески Мореры, чья семья разбогатела в Новом свете. Потом к названию добавилась фамилия ее сына – Лео.

Фасад не сохранился в первоначальном виде, но до сих пор можно видеть статуи, классические, но если приглядеться, они держат в руках приметы времени – граммофон, телефон и электрическую лампочку.

Доменек-и-Монтанер придумал архитектурный проект дома, а внутренную отделку были приглашены делать видные мастера тех времен – скульпторы, краснодеревщики и стекольщики. Сейчас восстановлены интерьеры с богатой деревянной отделкой, керамикой и мозаикой.

Любопытно, что всюду натыкаешься на символы, связанные с фамилиями владельцев. Морера переводится как «шелковица», поэтому керамика в форме цветка, изображения тутового дерева в витражах и мозаике.

Также ищите каменного льва, ведь так переводится фамилия Лео. Самая яркая часть дома – невероятные витражи с петушками и мозаики с дамами, отдыхающими на лужайке у пруда. Все визиты в Дом Лео Морера проходят только по предварительной записи на сайте.

CASA MILÀ (LA PEDRERA)

Дом Мила, прозванный также каменоломней (La Pedrera). В 1905 году магнат Пере Мила поручил построить Антонио Гауди дом с квартирами для сдачи и в том числе с аппартаментами для себя.

Архитектор сделал акцент на волнообразном фасаде и кованых железных конструкциях балконов. Кажется, что засохший плющ обвивает камень. Мила известен выдающейся крышей, где архитектор замаскировал дымоходы и вентиляционные отверстия под каменных воинов.

Считается, что за образец фигур взяты средневековые рыцари. Возможно, Гауди думал и про древнегреческий миф о зубах дракона, из которых выросли воины. Нам в голову отчего-то пришли 33 богатыря из морской пучины в «Сказке о царе Салтане». Главный пункт посещения в Миле – крыша и одна из квартир, где сохранена обстановка начала 20 века.

PALAU DE LA MÚSICA CATALANA

Один из самых важных архитектурных проектов Луиса Доменека-и-Монтанера – Дом каталонской музыки, которым он занимался с 1905 по 1908 год.

Красно-кирпичный фасад отчасти содержит мавританские влияния – с типичными башенками и колоннами, но также и с модернисткими скульптурами, кованым железом, мозаикой и пестрой плиткой.

Ошеломляющее впечатление здание проиводит изнутри, в фойе – витражи и мозаики, а концертный зал – с эмалевыми панелями на потолке, витражным куполом и витражами по всему периметру.

Благодаря обилию стекла для концертного зала днем используется только естественное освещение. В Дом каталонской музыки можно прийти на экскурсию.

HOSPITAL DE SANT PAU

Еще одно произведение Луиса Доменека-и-Монтанера – госпиталь Святого Павла. По масштабности его отчасти можно сравнить с Саграда Фамилия коллеги Гауди.

Оригинальная идея архитектора заключалось в постройке 48 современных и функциональных павильонов, но только 27 из них были построены.

Он соединил в фасаде элементы готики и арабского стиля, добавив туда цветные черепицу и плитку, а также кованые железные конструкции цвета «мышьяк», типичные для модерна.

Внутри – витражи, керамика, мозаики с растительными орнаментами, светильники из цветного стекла. Можете вообразить такой госпиталь?

Сейчас больница переехала в новое здание. Павильоны Hospital de Sant Pau отреставрировали и превратили в музей.

CASA AMATLLER

Третье важное имя для каталонского модерна – Жозеп Пуч-и-Кадафалк. В «Яблоке раздора» его Дом Амалье́ стоит посередке между домами Бальо и Лео Морера. Как и в случае c его коллегами, дом был заказан нуворишем, шоколадным магнатом Антонио Амалье.

Пуч-и-Кадафалк снабдил дом ступенчатым фронтоном в фламандском стиле и готическими окнами. Фасад выложен плиткой пастельных тонов, отчего здание немного напоминает пряничный домик.

Людмила Егоршина - Людмила Егоршина - в прошлом обозреватель журнала «Афиша» и ведущая рубрик о путешествиях, культуре и моде на сайте elle.ru. Объездила половину мира, но особую склонность питает к культуре Азии и итальянской кухне.

Знакомство с каталонским модернизмом началось для меня с кафе «Els Quatre Gats»…

Но прежде – о самом термине. Гуляя по Барселоне с подругой и то и дело слыша от нее слово «модернизм» в связи со знаменитым Гауди, я про себя недоумевала: «Почему модернизм? Ведь это самый что ни на есть модерн, а модернизм – совсем другое». Однако скоро недоразумение разъяснилось: путеводитель «Афиша», который я пролистывала на ночь, поведал мне, что именно так – «каталонский модернизм» – называется местный вариант модерна. Как «ар нуво» во Франции, «югендстиль» в Германии и т. д.
Итак, заканчивая прогулку по Готическому кварталу, о котором расскажу в отдельной статье, мы, «утомленные солнцем» и голодные, забрели в проулок Монсьо (Carrer de Montsió, 3), где, словами того же путеводителя, «в 1896 году молодой Пуч-и-Кадафалк втиснул в узкий угол первый свой доходный дом.

Через год после завершения строительства художник Рамон Казас открыл в доме кафе «Els Quatre Gats», где прописалась вся барселонская богема, включая совсем юного Пикассо: дизайн меню стал его первым заказом, и здесь же прошла первая его выставка».



О чем бы рассказать сначала – о доме или о кафе? Пожалуй, начну с кафе – собственно, я уже с него начала, а потом будет и о доме, вернее, его авторе, и о других архитекторах.
Переписывать путеводитель не буду, а вот с чем хочется познакомить будущего (а может, и уже состоявшегося) посетителя Барселоны – так это с книгой австралийца Роберта Хьюза «Барселона. История города». (Надо сказать, что я сразу расположила к себе мужа подруги, истого каталонца, сказав, что читаю эту книгу – он тотчас предъявил мне такую же на каталанском языке.) Правда, в русском переводе книги Пуч-и-Кадафалк называется Пуиг –и- Кадафалк, а Казас Касасом – думаю, это не столь важно: смею предположить, что переводчик взял испанский, а не каталанский вариант прочтения.

«Модернизм в Барселоне стал набирать силу и сделался очень популярен к 1896 году, – пишет Хьюз. – Касас и Русиньоль [два главных живописца того времени]… с [другом] Ромеу сняли нижний этаж в неоготическом доме, только что построенном Пуигом –и- Кадафалком, Каса Марти. Там они решили устроить cerveseria, то есть пивную. Они назвали ее… «Четыре кота». Со временем «Четыре кота» приобрели ностальгическую ауру. Это было одно из самых известных собраний интеллектуалов конца века в Европе… Бар сыграл значительную роль в артистической жизни Барселоны в следующие шесть лет. Это случилось не благодаря кухне, которая была весьма средней, а часто и весьма скудной («не кухня, а выставка раскрашенных тарелок»), а благодаря клиентуре».

Сразу хочу сделать отступление. Мы, конечно, не только осмотрели дом и кафе, но и попробовали кое-какие закуски. Они вовсе не показались нам средними. Впрочем, меню было простое.

Специальный каталонский хлеб, натертый соком свежего помидора и оливковым маслом – знатоки утверждают, что масло лучше всего размазывать пальцем (не отсюда ли идея писать пальцем картины?) На такой хлеб кладут хамон, сыр, вообще все, что угодно – мы клали анчоусы, закусывая оливками и каперсами. Черные крокеты из каракатицы. На десерт – «крема каталана», очень напоминающая нежнейший крем-брюле. И наконец, сангрия, сладкая и освежающая.

Но вернемся к истории кафе. «Название бара по-каталански является устойчивым выражением, обозначающим «всего несколько человек». Этими «четырьмя котами» были Ромеу, Касас, Утрилло [муж Сюзанны Валадон и отчим Мориса Утрилло, взявшего его фамилию] и Русиньоль.
Заведение, как писал Русиньоль, служило «гостиницей отчаявшимся… теплым гнездом стосковавшимся по дому… пивной в готическом стиле любителям северной Европы, андалузским патио тем, кто предпочитает юг… местом, где излечивались болезни нашего века».

Касас, Русиньоль, Утрилло и их друзья создали собственный клуб и в традициях французских артистических кабачков поставили руководить им человека чудаковатого и странного. Это был Пер Ромеу , высокий, долговязый и нескладный, неудавшийся художник… Он стал пресонажем многочисленных карикатур и афиш и одной из знаковых фигур каталонского модернизма… Он учился живописи, но потом бросил занятия и отправился в Париж, где сблизился с каталонской группой в «Мулен де ла Галет», и в их любимом кабаре устроил театр теней – ombres xineses (китайские тени). Другой его страстью был спорт. Он ездил на велосипеде. У него был спортивный автомобиль, один из первых в Барселоне. И это сблизило его с Касасом, который был владельцем самого первого авто. Уже после того, как «Четыре кота» перестали существовать, Ромеу закончил свою жизнь хозяином гаража. Он каждый день плавал в море, даже зимой, – привычка, которую его богемные друзья считали недомыслием. Он греб, фехтовал, ходил под парусом, совершал долгие пешеходные прогулки в Пиренеи. Все это выглядело очень по-американски, то есть вполне в духе модерна…

Итак, они обосновались в Каса Марти. Касас оплатил львиную долю расходов на оформление интерьеров, включая огромные люстры

(он сделал набросок Русиньоля, сидящего на одной из них)…
Еще он присовокупил собственный рисунок: он сам и Ромеу, крутящие педали двухместного велосипеда.

Касас – на переднем сиденье, его лицо затеняет шляпа, во рту у него сигара в мундштуке, он наклонился и жмет на педали изо всех сил. Ромеу сзади чувствует себя гораздо более свободно и непринужденно. В правом верхнем углу Касас написал нескладный стишок – «На таком велосипеде, / не нагнувшись, не поедешь.»
Картина Казаса стала визитной карточкой кафе в переносном и в самом прямом смысле: у входа можно взять визитки с этим изображением.

А оригинал ее висит в Национальном музее каталонского искусства, на холме Монжуик. Вот он снят из окна автобуса,

а вот фото из брошюры.


В музее множество других картин Казаса, а также Русиньоля и прочих модернистов.

Мария Фортюн напомнил мне Мункачи, Англада Камера – одновременно Ренуара и Муху, Нунель – «Голубых тацовщиц» Дега, Мир – «Голубую розу». Очень интересна и скульптура – Льимона, Блей. «Молодые художники из «Четырех котов» были наследниками французских иллюстраторов Домье, Тулуз-Лотрека, Стейнлейна», – пишет Хьюз. От себя скажу, что так же, как русская живопись, выставленная в Третьяковке, становится приятным открытием для наших подопечных иностранных туристов, так и каталонское изобразительное искусство, представленное в Национальном музее, может стать неожиданной радостью для нас.

«В «Четырех котах» шла нескончаемая вечеринка… Устраивались выставки, представления театра теней,.. кукольные представления… Давали сольные концерты новые композиторы, такие как Энрик Гранадос и Исаак Альбенис. И сами «коты» иногда читали лекции и начали издавать одноименный журнал…»

Сегодня в кафе царит приятная атмосфера, а интерьеры по-прежнему удивляют изысканной красотой, причем не только в залах, где едят и пьют,

но и в местах, которые принято называть «удобствами».



Теперь об архитекторе. Имя Антонио Гауди у всех на слуху, но есть еще два имени – Жузеп Пуч-и-Кадафалк и Луис Думенек-и-Мунтане: все трое являются столпами модернизма. «После Гауди и Доменека третьим по значимости каталонским архитектором этого периода был Хосеп Пуиг –и- Кадафалк, – пишет Хьюз. – Пуиг был моложе остальных – он родился в 1867 году… Его лихорадочная фантазия неустанно вырабатывала новые идеи и проекты.»

Здесь снова хочу сделать отступление: Каталония дала миру не так уж много великих имен, но всё это люди с невероятным, буйным, подчас безумным воображением: Миро, Дали, Гауди… В этот ряд вписываются и вновь открытые мною зодчие и художники.

«Пуиг всегда оставался традиционалистом. Будучи по духу глубоко каталонским архитектором, он скептически воспринимал постулат международного модернизма, что прошлое следует преодолеть и оставить позади… Пуига готика неподдельно волновала и затрагивала лично… Больше всего Пуиг любил кружева высокой готики, остроконечные постройки XV века, их трагические бездны, почти схематические опоры…

Пуиг воспринимал Барселону как «север юга». Здесь Испания становилась Европой. Здесь она когда-то перевалила через Пиренеи на территорию Франции. Этот город имел давние торговые связи с Фландрией… Здесь чтили немецкую культуру и идеи. Здесь восприняли не только музыку Вагнера, но и тевтонское понимание судьбы, и немецкую тягу к развитию промышленности. В вопросах моды Барселона всегда была настроена англофильски. И все же каждый раз удивляешься, когда видишь, во что вылилась любовь Пуига к северной Европе».

К сожалению, мне не удалось сфотографировать Каса Террадес: мы проезжали его на машине; но дойти или доехать до него безусловно стоит – он расположен по адресу Диагональ, 416-420. Дом этот называют также Каса де лес Пунчес, а переводят как «дом точек» или «дом с шипами». На самом деле речь идет скорее об иглах: башни заканчиваются игловидными шпилями. «Что-то среднее между фламандской ратушей и средневековым замком Людвига Безумного, – характеризует этот дом Хьюз. – Здание имеет четыре круглых башни, и каждая заканчивается шпилем в форме шляпы волшебницы, а на главной башне – весьма изысканный и необычный фонарь. На крыше флероны и фронтоны, пронзающие небо. Стены из простого кирпича превращаются в трибуны и мирадоры высокой готики, украшенные искусной и подробной резьбой по камню – в основном растительные мотивы, выпуклые, насколько возможно рельефные, чтобы были хорошо видны.»

От себя добавлю, что дом к тому же еще и разноцветный, и снова обращусь к Хьюзу:
Самая известная из «северных» построек Пуига – как из-за местоположения, так и из-за внешнего вида – дом на Пассейч де Грасиа, 41, построенный по заказу шоколадного магната и мецената Аматлера…

Это каталонский готический дворец, построенный все по тому же плану – плоская стена, обращенная на улицу, и большой центральный двор, с которого поднимается лестница в большую центральную гостиную на втором этаже, как в зданиях XV века…

Есть и существенное отличие: пышность отделки и выполненный в совершенно другом стиле фасад. На две трети своей высоты стена фасада оформлена в технике сграффито. Это скорее итальянская, чем каталонская технология отделки, придающая поверхности богатство камчатной ткани. Но потом начинается фронтон: роскошный, ступенчатый, словно из фламандского Ренессанса, фронтон прямо из Брюгге, но выложенный плиткой, голубой, кремовой и розовой, «проклепанный» сеткой гранатово-красных глянцевых цветков. Такую полихромность вряд ли допустил бы на своем доме любой трезвомыслящий бюргер северного Возрождения. Сияние и мерцание плитки в утреннем свете изумительны».

Что тут можно добавить? Во-первых, в связи с любимой техникой Пуча-и-Кадафалка, которую он использовал и в других зданиях, вспомнился забавный случай из семейной истории: моя будущая мама недавно познакомилась с моим будущим папой. Показывая маме какой-то архитектурный шедевр, папа употребил термин «сграффито». Мама раньше не слышала этого ученого слова и подумала, что папа говорит: «Это с графита.» «Надо же, – уже почти разочаровалась она. – На вид такой культурный, а по-русски говорить не умеет».

Во-вторых, надо сказать, что сегодня в Каса Амалье (так называют дом по-каталански) находится магазин шоколада и кафе, где густой сладкий шоколад, не хуже, чем в «Кафе Пушкин», льется неиссякающей струей из краника в большой бак. Надо ли уточнять, что мы отведали этого божественного напитка? А потом, набрав воды, льющейся из другого краника совершенно бесплатно, курили и любовались фасадом, сидя напротив дома на фигурной каменной лавочке, являющейся частью фонаря работы Гауди. Такие причудливые фонари стоят вдоль всего бульвара Грасиа.

Кстати, о Гауди. Возможно, вы уже заметили на фото дома, что он стоит вплотную к шедевру Гауди Каса Бальо.

Но Гауди я намерена посвятить отдельный рассказ. А пока расскажу о третьем крупном архитекторе модернизма – Думенеке-и-Мунтане : благо, и его дом есть по-соседству.

«В 1898 году дом [Амалье] стоял один; вскоре Доменек построил слева от него свою Каса Льео Морера, а Гауди превратил здание справа в Каса Батльо, таким образом, сформировав самый представительный ансамбль модернистских зданий в Барселоне. С тех пор очевидное «соперничество» между этими тремя знаковыми постройками привело к тому, что эта часть Пассейч де Грасиа стала называться… «квартал раздора»».

Или «яблоко раздора», как я слышала от своей подруги.
Каса Льео Морера (Пассейч де Грасиа, 35) Хьюз называет «самой декоративной из барселонских построек Доменека». К сожалению, в середине XX века она претерпела непоправимые изменения, особенно во внутреннем убранстве.
А одно из ранних произведений архитектора – кафе-ресторан в парке Сьютаделла, возведенное к Всемирной выставке 1888 года.

«Зубцы и щиты придают ему средневековый облик. Но построено здание из обыкновенного кирпича и промышленного железа. Именно зазор между средневековьем и модернизмом – причем первое входит в состав второго – делает кафе-ресторан своеобразной вехой раннего периода модернизма… Доменека занимали истоки архитектуры. Чтобы добиться оригинальности, надо использовать «оригинальные», «изначальные» материалы. Вот материал, чьи экспрессивные возможности не изучены. Кирпич является или, по крайней мере, должен являться молекулой каталонской архитектуры. Кирпичное здание не просто стоит на земле родины; оно буквально сделано из этой земли. Доменек употреблял выражение, которое горячо воспринял и его молодой коллега Пуиг-и-Кадафалк: кирпич clar i catala – чистый и каталонский… Конечно, Доменек –и-Монтанер использовал и другие стильные материалы. Стоит упомянуть о потрясающем эффекте керамических, покрытых глазурью «корон», венчающих каждый зубец стены, и особенно керамические гербы – голубым по белому… Гербы – еще и демонстрация одного из важнейших декоративных ресурсов модернизма вообще и творчества Доменека в частности: использование природных мотивов и их стилизации… Цветочный орнамент Доменек всегда использовал как бы в противовес агрессивной «рациональности» архитектурной рамки. Своей вершины этот подход достигает в изобилии керамических и мозаичных роз, оплетающих решетку Палау де ла Мусика Каталана».

Увы, нам не удалось сфотографировать и даже рассмотреть вблизи главный шедевр Доменека – больницу Сант-Пау, признанную и самым крупным проектом модернизма. Мы тоже проезжали ее на машине, но остались под сильным впечатлением. Зато «шедевр размером поменьше» – Дворец Каталонской Музыки» – обошли со всех сторон.



В таких кассах раньше продавали билеты.

Теперь кассы современные, и все здание местами осовременено.


Но внутри сохранилось изумительное фойе – здесь те же розы.

А в фойе – кафе,

где можно заправиться тапасами – разнообразными закусками.

Этого мы, как ни странно, делать не стали, а осмотрели роскошную лестницу, ведущую в зрительный зал.



О самом же зале можно судить по крохотной картинке в программе концерта.

Почти все шедевры модернизма расположены в районе Эйшампле, отстроенном в конце XIX века за пределами снесенной городской стены. Здесь даже есть так называемый «Золотой квадрат», где сосредоточено около ста пятидесяти памятников этого стиля. Вот еще несколько красивых домов на Пассейч де Грасиа.



Но необыкновенные дома есть и в Старом городе: и на Рамбла,







Барселона подарила миру архитектурный стиль под названием каталонский модернизм. Это яркое течение существовало в конце XIX-начале XX в. Каталонская ветвь модерна представлена фантастическими работами Антонио Гауди, гиганта архитектурного искусства. Его динамичные и наполненные богатой фантазией творения, наряду с работами Жозепа Пуч-и-Кадафалка и Луиса Доменек-и-Монтанера, можно встретить в Барселоне повсеместно, а культовый храм Гауди превратился почти в синоним города.

Гауди католик и каталонец

Гауди был набожным католиком и патриотом Каталонии. Помимо источников в природе, он черпал вдохновение в образах каталонских средневековых церквей и гордился тем, что использует местные строи тельные материалы: глину, камень и дерево. В контрасте со своей архитектурой Гауди жил простой жизнью и не чурался стучать в двери, буквально выпрашивая деньги на строительство собора.

Когда Гауди стал более предприимчивым, он производил впечатление волка-одиночки. С возрастом он все больше полагался исключительно на религиозное чувство, посвятив остаток жизни тому, что осталось символом Барселоны - незаконченному храму Святого Семейства.

В 1926 г. Гауди умер. По дороге в церковь Св. Филиппа Нери, куда архитектор ходил каждый день, его сбил трамвай. Одежда на Гауди была поношенная, с пустыми карманами (он освободил их для апельсиновых корок), так что поначалу его приняли за нищего и отправили в соседнюю больницу, где положили в палате для бедняков; он скончался два дня спустя. Тысячи людей приняли участие в похоронной процессии к храму Святого Семейства, в крипте которого Гауди и был похоронен.

Как и у его незавершенного творения, храма Святого Семейства, история Гауди далека от окончания. В марте 2000 г. Ватикан решил возобновить процесс канонизации архитектора, и паломники уже приходят поклониться его могиле. Один из ключевых скульпторов, работающих над церковью, японец Эцуро Сотоо, принял католичество из-за страстного увлечения архитектурой Гауди.

Творения Гауди

В своей работе архитектор обращался к житейски ярким, но часто сказочного или сюрреалистического свойства приемам. Прекрасным образцом этого подхода служит частный многоквартирный дом Бальо, в котором все кажется бунтом неестественно естественного - или естественно неестественного. Мало того, что исключены прямые линии, размыта сама черта между реальным и нереальным, разумной трезвостью и опьянением мечтой, здравым смыслом и игрой. В зависимости от того, как посмотреть на фасад, можно увидеть Св. Георгия (одного из покровителей Барселоны), поражающего дракона, великолепную сверкающую рыбу (символ жителей Средиземноморского региона) или элементы безудержного карнавала.

Доменек-и-Монтанер

Хотя он и остается в тени Гауди, Луис Доменек-и-Монтанер (1849-1923) был одним из величайших мастеров модерна. Он много путешествовал, был человеком огромного интеллекта, его знания охватывали разные сферы науки - от минералогии до средневековой геральдики. Кроме того, он был профессором архитектуры, продуктивным писателем и политиком-националистом. Вопрос каталонской самобытности и развития национальной архитектуры целиком поглотил Доменек-и-Монтанера, в течение жизни создавшего более десятка крупномасштабных работ.

Роскошный Дворец каталонской музыки на стальном каркасе - один из его шедевров. Фасад украшают искусно выполненные окна в готическом стиле, цветочные орнаменты и скульптуры, изображающие персонажей каталонского фольклора и мировой музыки, а также обычных граждан Барселоны. Внутренний зал поражает посетителей изящными колоннами, покрытыми растительным орнаментом, сияющими стенами и потолком из цветного стекла. Подвижная авансцена, полная скульптуры, напоминает о персонажах музыкальных эпопей.

Другим величайшим шедевром архитектора является больница Святого Креста и Святого Павла (больница Сан-По) со сверкающей мозаикой на фасаде и потолочными витражами, которые наполняют вестибюль золотым светом (как и Матисс, Доменек-и-Монтанер верил в терапевтическую силу солнца). Цветочный орнамент больничного комплекса, богатое использование скульптуры и купола со сложной деталировкой создают замечательное ощущение структурной красоты.

Материалы и декор

Архитекторы, работавшие в стиле модерн, полагались на ремесленные техники, которые теперь почти ушли в прошлое. Не было бетонирования больших участков (в контрасте с тем, что делается сегодня в храме Святого Семейства). Камень, кирпичная кладка, железо снаружи и стальные каркасы, щедрое использование витражей и керамики в декорировании - вот что было особенностями нового стиля. И в самом деле, именно эти часто встречающиеся детали делают декор модерна таким колоритным.

Мастеровые, способные справиться с реализацией этих задач, были наследниками цеховых ремесленников. Они столетиями постигали на практике, что можно и что нельзя делать с такими материалами. Кованое железо и сталь появились лишь недавно, но подход к изучению способов их использования был сходен с принятым в отношении более традиционных материалов. Гауди в особенности полагался на старые навыки и даже преподавал в классах при храме Святого Семейства, что бы сохранить традиции.

Каталония Модернизм (Modernismo en Cataluña).