Афродита, богиня любви и красоты, рожденная из морской пены


Бухта Афродиты. Место, где сбываются мечты.

На острове Кипр есть особенное место, которое по праву считается одним из самых романтичных и загадочных во всем Средиземноморье. Это бухта Афродиты.

Здесь вышла из пены морской Афродита,
И ножкой изящной на камень ступив,
Окинула взглядом прекраснейшим горы,
Шикарный свой стан волосами прикрыв.

Бухта находится на расстоянии 25 км от Пафоса по дороге на Лимассол. Греческое название этого места - Петра ту Ромиу (Petra tou Romiou) или "Камень Ромея" - в средние века греки как наследники Римской империи именовали себя ромеями.

Бухта Афродиты, даже если не верить легендам, сама по себе является очень красивым местом с великолепным и умиротворяющим пейзажем, уютной и гармоничной атмосферой.

Всю эту красоту специально оставили в первозданном виде. Здесь вы не найдете никакой инфраструктуры. В этом диком месте нет грязи от "цивилизации и рокота космодромов", здесь хочется просто любоваться всем этим и думать о прекрасном.

А теперь о легендах. В одной из них говорится о герое древнегреческого эпоса Дигенисе, который обладал невероятной силой.

Византиец с незапамятных времен охранял остров от частых нападений с моря.

Могучий воин-великан для того, чтобы потопить вражеские корабли пиратов-сарацинов, бросал в них огромные камни.

Корабли затонули, а камни остались. Один из них называют "Камень Ромея". Так и стоит он с тех пор, упавший в море, а у его подножия уже много веков пенятся изумрудные волны.

Но всё-таки большинство путешественников влечёт сюда другая, более романтичная легенда.

Она гласит, что именно на этом пляже в 1200 году до н.э. вышла из морской пены и обрела человеческое тело прекрасная Афродита.

Она - богиня красоты, любви, плодородия, вечной весны и жизни.

"Камень Ромея" и есть известный далеко за пределами Кипра "Камень Афродиты", возле которого пенорожденная богиня впервые ступила на кипрскую землю.

Пляж Афродиты и его морское дно покрыты довольно крупной галькой, местами встречаются большие подводные камни, а дно быстро набирает глубину.

Часто в акватории пляжа бывают волны, а из-за подводных течений вода здесь довольно прохладная.

Кажется, что время не властно над этим уголком природы, и что здешний прекрасный пейзаж остался неизменным еще с давних времен.

По древнему поверью, женщины, искупавшись в этих водах, обретают вечную молодость, а мужчины - мужество и отвагу.

Романтики верят, что если обплыть Скалу Афродиты три раза подряд против часовой стрелки, то сбудется загаданное желание.

На галечном берегу такое разнообразие причудливых форм камешков, что прямо поражаешься затейливости природы.

Если найти на пляже камень в виде сердца - то любовь будет сопутствовать тебе на протяжении всей жизни.

В бухте расположена нависающая над водой скала, у основания которой находится небольшой грот. Именно в нем, согласно мифу, богиня любви принимала ванны из родниковой воды, готовясь к свиданиям.

Частыми гостями пляжа являются не только туристы, приезжающие сюда на экскурсии, но и молодожены из разных стран мира. Для них поездка сюда уже стала доброй традицией.

Природная красота пляжа и окрестностей вдохновляет людей искусства на создание множества замечательных картин и фотоснимков.

Отправляться в те места лучше на целый день, предусмотрев хорошие запасы воды, удобную обувь для долгих прогулок по камням.

Кажется, будто время остановилось. Вот сейчас поднимется волна, и из белоснежной морской пены, как и тысячи лет назад, на песчаный берег выйдет красавица Афродита.

И все-таки пора возвращаться в реальность.

Зайдем в кафе, которое неподалеку от бухты, чтобы отведать вкусной кипрской рыбки.

Кто такая Афродита?

Афродита - одна из самых почитаемых и любимых греческих богинь. Важность ее может подтвердить то, что она входила в ряд двенадцати великих олимпийцев. Афродита - богиня любви, красоты. Она является покровительницей брака и деторождения, олицетворением вечной весны. Силам Афродиты были послушны не только люди, но и бессмертные боги, за исключением Афины, Артемиды и Гестии. Женщин она благословляет красотой и дарит им счастливый брак, а в сердцах мужчин разжигает огонь истинной и вечной любви.

Распространены две версии ее появления. Согласно варианту, предложенному Гомером, Афродита была ребенком верховного бога Зевса и нимфы по имени Диона, и родилась обычным образом. Версия, предложенная Гесиодом, более мистична. Согласно ей, Афродита появилась после оскопления Кроносом Урана. Его кровь попала в морские воды и, смешавшись с пеной, породила прекраснейшую из когда-либо существовавших богинь. Ветер принес ее к берегам Кипра, где богиню встретили Оры. Они увенчали Афродиту драгоценной диадемой и облачили в сверкающие златотканые одежды. Где бы ни ступала богиня, распускались благоухающие цветы. Когда Афродита появилась на Олимпе, все боги были восхищены ее красотой. Она сделала своим избранником Гефеста, покровителя огня и кузнечного ремесла. Их союз красоты и мастерства является олицетворением искусства. Но брак этот оказался не слишком счастливым. Гефест все время проводил со своей кузиной, тогда как Афродита общалась с любовниками. От одного из них, Ареса, богиня произвела на свет трех детей. Плодом ее связи с Гермесом стал Гермафродит, сочетающий в себе красоту обоих родителей. Также сыном Афродиты считают Эроса.

Афродита, греч., лат. Венера - богиня любви и красоты, прекраснейшая из богинь античных мифов.

Ее происхождение не совсем ясно. По Гомеру, Афродита была дочерью Зевса и богини дождя Дионы; по Гесиоду, Афродита родилась из морской пены, оплодотворенной богом неба Ураном, и вышла из моря на острове Кипр (отсюда одно из ее прозвищ: Киприда).

Так или иначе, но в любом случае благодаря своей красоте и всевозможным чарам Афродита стала одной из могущественнейших богинь, перед которой не могли устоять ни боги, ни люди.

К тому же у нее был целый отряд помощников и помощниц: богини женской прелести и красоты - хариты, богини времен года - горы, богиня убеждения (и лести) Пейто, бог страстного влечения Гимер, бог любовного влечения Пот, бог брака Гименей и юный бог любви Эрот, от стрел которого нет спасения.

Так как любовь играет в жизни богов и людей огромную роль, Афродита всегда была в большом почете. Кто выказывал уважение к ней и не скупился на жертвы, мог рассчитывать на ее благоволение. Правда, она была божеством довольно непостоянным, и счастье, которым она одаряла, часто бывало мимолетным. Иногда она творила подлинные чудеса, на которые способна только любовь. Например, кипрскому скульптору Пигмалиону Афродита оживила мраморную статую женщины, в которую он влюбился. Своих любимцев Афродита защищала повсюду, где могла, но она умела и ненавидеть, ведь ненависть-родная сестра любви. Так, робкого юношу Нарцисса, на которого ревнивые нимфы донесли, что он пренебрегает их прелестями, Афродита заставила влюбиться в самого себя и лишить себя жизни.

Как ни странно, самой Афродите не очень везло в любви, так как она не сумела удержать ни одного из возлюбленных; не было ей счастья и в браке. Зевс дал ей в мужья самого невзрачного из всех богов, хромого, всегда потного бога-кузнеца Гефеста. Чтобы утешиться, Афродита сблизилась с богом войны Аресом и родила ему пятерых детей: Эрота, Антэрота, Деймоса, Фобоса и Гармонию, затем с богом вина Дионисом (ему она родила сына Приапа), а также, в числе прочих, с богом торговли Гермесом. Она даже утешалась с простым смертным, дарданским царем Анхисом, от которого у нее родился Эней.

В мире мифов жизнь всегда была богата событиями, и Афродита часто принимала в них самое живое участие; но самые далекоидущие последствия имела ее благосклонность к троянскому царевичу Парису. В благодарность за то, что Парис назвал Афродиту более красивой, чем Гера и Афина, она обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин. Ею оказалась Елена - жена спартанского царя Менелая, и Афродита помогла Парису похитить ее и увезти в Трою. Так началась троянская война, о которой вы можете прочесть в статьях «Менелай», «Агамемнон» и многих других. Естественно, в этой истории Афродита помогала троянцам, но война была не по ее части. Например, едва ее оцарапало копье ахейского предводителя Диомеда, как она с плачем сбежала с поля боя. В итоге десятилетней войны, в которой участвовали все герои того времени и почти все боги, Парис погиб, а Троя была стерта с лица земли.

Афродита явно была богиней малоазиатского происхождения и, по-видимому, восходит к финикийско-сирийской богине Астарте, а та, в свою очередь, - к ассиро-вавилонской богине любви Иштар. Греки переняли этот культ уже в древнейшие времена, скорее всего через острова Кипр и Киферу, где Афродите поклонялись особенно ревностно. Отсюда такие прозвища богини, как Киприда, Пафия, Пафосская богиня - от города Пафос на Кипре, где был один из великолепнейших храмов Афродиты (см. также статью «Пигмалион»), от Киферы (Цитера) - Киферея. Ей были посвящены мирта, роза, яблоко, мак, голуби, дельфин, ласточка и липа, а также множество великолепных храмов - не только в Пафосе, но и в Книде, Коринфе, Алабанде, на острове Кос и в других местах. Из греческих колоний в Южной Италии ее культ распространился и на Рим, где ее отождествили с древней италийской богиней весны Венерой. Самыми большими из римских храмов Афродиты-Венеры были храмы на форуме Цезаря (храм Венеры-Родоначальницы) и у Виа Сакре (Священной дороги) к Римскому форуму (храм Венеры и Ромы). Культ Афродиты пришел в упадок только после победы христианства. Однако благодаря поэтам, скульпторам, художникам и астрономам ее имя сохранилось до сегодняшнего дня.

Красота и любовь влекут к себе художников всех времен, поэтому Афродиту изображали, пожалуй, чаще всех других персонажей античных мифов, в том числе в вазописи, фресках Помпеи; к сожалению, о фреске «Афродита, выходящая из волн», созданной в кон. 4 в. до н. э. Апеллесом для храма Асклепия на Косе, мы знаем лишь со слов античных авторов, которые называют ее «непревзойденной». Самый знаменитый из рельефов - так называемая Афродита Лудовизи греческой работы 460-х гг. до н. э. (Рим, Национальный музей в Термах).

Статуи Афродиты относятся к шедеврам античной пластики. Это прежде всего «Афродита Книдская», созданная, вероятно, Праксителем для Книдского храма в 350-х гг. до н. э. (ее копии имеются в Ватиканских музеях, в парижском Лувре, в нью-йоркском Метрополитен-музее и в других собраниях), «Афродита Киренская» - римская копия эллинистической статуи 2-1 вв. до н. э. (Рим, национальный музей в Термах), «Афродита Капитолийская» - римская копия эллинистической статуи сер. 3 в. до н. э. (Рим, Капитолийские музеи), «Венера Медицейская» - римская копия статуи Клеомена 2 в. до н. э. (Галерея Уффици, Флоренция) и др. О высочайшем уровне мастерства греческих скульпторов, ваявших Афродиту, свидетельствуют находки нескольких греческих статуй, о которых античные авторы вообще не упоминают, например «Афродита из Сол» (2 в. до н. э., Кипрский музей в Никосии) или прославленная «Афродита Мелосская» (кон. 2 в. до н. э., найденная в 1820 г., Париж, Лувр).

Художники нового времени увлекались Афродитой не меньше античных: их картины и скульптуры практически невозможно перечесть. К числу самых знаменитых картин относятся: «Рождение Венеры» и «Венера и Марс» Боттичелли (1483-1484 и 1483, Флоренция, Галерея Уффици, и Лондон, Национальная галерея), «Спящая Венера» Джорджоне, дописанная после 1510 г. Тицианом (Дрезденская галерея), «Венера и Амур» Кранаха Старшего (ок. 1526, Рим, вилла Боргезе), «Венера и Амур» Пальмы Старшего (1517, Бухарест, Национальная галерея), «Спящая Венера» и «Венера и лютнист» (Дрезденская галерея), «Рождение Венеры», «Торжество Венеры» и «Венера и Марс» Рубенса (Лон-дон, Национальная галерея, Вена, Художественно-исторический музей, Генуя, Палаццо Бьянко), «Спящая Венера» Рени (после 1605) и Пуссена (1630, обе картины в Дрезденской галерее), «Венера с зеркалом» Веласкеса (ок. 1657, Лондон, Национальная галерея), «Туалет Венеры» и «Венера, утешающая Амура» Буше (1746, Стокгольм, Национальный музей, и 1751, Вашингтон, Национальная галерея). Из современных работ назовем хотя бы «Афродита» Р. Дюфи (ок. 1930, Прага, Национальная галерея), «Венеру с фонарем» Павлович-Барилли (1938, Белград, Музей современного искусства), «Спящую Венеру» Дельво (1944, Лондон, Национальная галерея) и гравюру «Рождение Венеры» М. Швабинского (1930).

Из области пластики нужно, как минимум, упомянуть «Венеру» Г. Р. Доннера, созданную во время его пребывания в Братиславе в 1739-1740 гг., «Венеру и Марса» Кановы (1816) и, пожалуй, также его портретную скульптуру «Паолина Боргезе в виде Венеры» (1807, Рим, вилла Боргезе), «Афродиту» Б. Торвальдсена (ок. 1835, Копенгаген, музей Торвальдсена), «Венеру-Победительницу» О. Ренуара (1914), «Венеру с жемчужным ожерельем» А. Майоля (1918, в Лондонской галерее Тейт), «Венеру» М. Марини (1940, США, частное собрание). В собрании пражской Национальной галереи - «Венера» Хорейца (1914) и «Венера плодородных полей» Обровского (1930); скульптуру «Венера, выходящая из волн» создал в 1930 г. В. Маковский. В этой связи любопытно отметить, что известная статуя Й. В. Мысльбека «Музыка» (1892-1912) является творческой переработкой античного образца. Как выяснилось из его творческого наследия, он создал ее на основе тщательного изучения «Венеры Эсквилинской» (1 в. до н. э.). Конечно, воспевали Афродиту и композиторы. На рубеже 18 и 19 вв. Враницкий написал программную симфонию «Афродита», в начале 20 в. оркестровый «Гимн Венере» создал Маньяр, Орф написал в 1950-1951 гг. сценический концерт «Триумф Афродиты».

Из множества поэтических произведений, посвященных Афродите, древнее всех, по-видимому, три «Гимна Афродите», которые традиция приписывает Гомеру. В поэзии Афродита часто именуется Цитерой (Кифереей), Пафосской царицей, Пафией:

«Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!..»

- А. С. Пушкин, «Вольность» (1817);

«У пафосския царицы
Свежий выпросим венок…»

- А. С. Пушкин, «Кривцову» (1817);

«Как верный сын пафосской веры…»
- А. С. Пушкин, «К Щербинину» (1819). Здесь пафосская вера - любовь.

Помню несколько лет назад, когда Яир Лапид вел еще развлекательные, а не новостные передачи, у него в программе прозвучала шутка юмора одного из записных остряков израильского ТВ.

Шутка была о том, что самое прекрасное и самое отвратительное.
Самое прекрасное – это представьте себе: ясное небо, синее море, веселое солнышко, шикарный пляж, а из воды выходит абсолютно обнаженная Памела Андерсон. И морская влага, и пена спадает с ее телес…

А самое отвратительное (ахи магиль)? Тоже самое: море, небо, солнце, пляжик, но из воды выходит… далее следовало имя самой известной русскоязычнойдепутатки Кнессета.

Шутка сама по себе МАГИЛЬная, но… дело не в ней.

Прекрасная обнаженная выходящая из воды – это один из самых древних архетипов. Недаром Афроодиту именовали пенорожденной - Αφροδίτη Αναδυομένη .


Варианты названия: Афродита Анадиомена, Венера Анадиомена, Рождение Венеры, Venus Marina.

Очень интересен приведенный Гесиодом миф о появлении богини любви из крови и спермы оскопленного Урана, которые упали в море.

Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлёг он
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсёк у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
И не бесплодно из Кроновых рук полетел он могучих:
Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,
Все их земля приняла. А когда обернулися годы,
Мощных Эринний она родила и великих Гигантов
С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,
Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем.
Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась…»
Гесиод, «Теогония»

Афродита Анадиомена -«выныривающая, выходящая из моря» - самый популярный постоянный эпитет богини и наиболее прославленная ее ипостась. Это образ изобразительного искусства начиная с прославленной, но несохранившейся картины Апеллеса, многократно повторенный мастерами последующих эпох.

Самое известное изображение рождения Анадиомены – картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли.


«Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"»

Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи - возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Великолепного.

Но сюжет этот был популярен и до Эпохи Возрождения и значительно позднее.


Так или иначе, но то, что самое прекрасное может выходить из воды в пене морской – это известно. И самое ужасное тоже: откуда появляются всякие гады, чудовища и т.д. в мифах...

Может быть и совмещение… Там увидеть прекрасное в гадком, как это могли французские декаденты. Вот у Рембо есть такое стихотворение «Венера Анадиомена», которое по мнению современников было реакцией на десятистишия Франсуа Коппе, который и уродливость века представлял, согласно Рембо, зализанной и стихи Альбера Глатиньи, который был бродячим комедиантом и умер молодым от чахотки.

В этом стихотворение, которое по мнению многих стало поворотным этапом эстетики, Рембословно искореняет «литературное» представления о прекрасном и желанном, и предметом воплощеающем любовное желание становится упадочная Венера сниженная до карикатурного образа проститутки. И в то же время здесь откровенная очевидность чудовищной прекрасности поднимающейся из старой ванны, очень убогой, очень дешевой проститутки.

Venus Anadyomène

Comme d’un cercueil vert en fer blanc, une tête
De femme à cheveux bruns fortement pommadés
D’une vieille baignoire émerge, lente et bête,
Avec des déficits assez mal ravaudés;

Puis le col gras et gris, les larges omoplates
Qui saillent; le dos court qui rentre et qui ressort;
Puis les rondeurs des reins semblent prendre l’essor;
La graisse sous la peau paraît en feuilles plates:

L’échine est un peu rouge, et le tout sent un goût
Horrible étrangement; on remarque surtout
Des singularités qu’il faut voir à la loupe…

Les reins portent deux mots gravés: CLARA VENUS;
-Et tout ce corps remue et tend sa large croupe
Belle hideusement d’un ulcère à l’anus.