Валерий гаврилин балет анюта история создания. Либретто и сценарный план Белинского - Васильева

Действие I

После смерти жены учитель провинциального городка Петр Леонтьевич остается с тремя детьми — взрослой дочерью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей.

Тоскуя по безвременно ушедшей жене, Петр Леонтьевич все чаще прикладывается к графинчику с водкой. Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь вырваться из серой, однообразной полуголодной жизни и спасти от нищеты свою семью.

Анюта расстается со своей первой любовью - бедным студентом и переезжает в дом Модеста Алексеевича. Очень скоро она понимает, что благо, на которое она рассчитывала, - мираж: муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены.


Действие II

Наступает рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин. Все наперебой стараются завоевать внимание и симпатию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам его сиятельство увлечены Анной Петровной. Они готовы все сделать для того, чтобы угодить ей. От неожиданного и скоропалительного успеха у Анюты кружится голова.

Внимание и любовь высшего общества провинциального городка заставляют ее забыть обо всем: о ненавистном и тупом, как ей уже кажется, муже, спивающемся отце, несчастных братьях, живущих впроголодь, недавно еще любимом студенте. Модест Алексеевич сразу же понимает, какую выгоду можно извлечь из успеха своей жены, и поощряет «амуры» супруги.

Карьера и положение в обществе для него выше других интересов. Очень скоро он получает орден святой Анны и с нетерпением ожидает новых милостей от покровителей своей жены.

Петр Леонтьевич объявляется несостоятельным должником. У него описывают немногое оставшееся имущество, а его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную предновогоднюю ночь.

Распечатать

балет в 2-х действиях на музыку Валерия Гаврилина

Замечательное творение великого русского хореографа и танцовщика Владимира Васильева, балет «Анюта» - сочинение интересной судьбы.
Прежде чем появиться на театральных подмостках, балет, придуманный сценаристом и режиссёром Александром Белинским, в 1982 году вышел на экраны страны в телевизионной версии и сразу тронул сердца миллионов зрителей.
Именно успех фильма-балета в России и Европе заставил Владимира Васильева задуматься о постановке «Анюты» на театральной сцене. Была добавлена музыка, расширены хореографические номера и в 1986 году родился новый балет, обречённый на долгую сценическую жизнь. Поэтому этот балет - первый в истории случай, когда хореографическое произведение перенеслось с экрана на сцену, а не наоборот.
Мировая премьера состоялась 21 января 1986 года в Театр «Сан-Карло» (Неаполь, Италия). В России балет был впервые показан в Москве 31 марта 1986 года на сцене Большого театра.

О спектакле:

Постановка 2008 года.

« Произведения А.П.Чехова всегда привлекали сценаристов и режиссеров театра, кино и телевидения.
Драматургическая точность характеров чеховских героев, многоплановость их поведения, неожиданность действий, красочность языка, точность в передаче атмосферы происходящего, удивительное понимание психологии «маленького человека» помогали многим актерам и режиссерам в создании интереснейших спектаклей.
Однако переносить большую литературу на язык хореографии, точно преобразуя живое слово в условный вид искусства, задача очень сложная.
У больших писателей, вы, при минимальном воображении, всегда почувствуете пластичность образов, представите движение души героев, а, значит, и то, какими они выглядят внешне, и как это внешнее раскрывает их внутренний мир.
Мне всегда казалось, что любое произведение Чехова хореографично. Вопрос заключается только в одном: какую форму передачи избрать, следуя за автором, или, скорее, вместе с ним. Мелодика и ритмика литературного произведения, которую мы, не слыша, ощущаем довольно явственно у больших писателей, на балетной сцене только тогда будет волновать, когда визуальное представление сольётся со слуховым: музыкой, шумами, безмолвными паузами и т.д.
Я это говорю к тому, что представить себе форму выражения человеческой мысли языком хореографии без какого-либо из этих компонентов никогда не мог, а когда услышал музыку Валерия Гаврилина, композитора, выбранного режиссером Александром Белинским для телебалета «Анюта», то тогда и произошло то, что называется импульсом в работе творческого воображения. Мне и сейчас кажется удивительным слияние этих двух художников - художника слова и художника музыки.
В своём подходе к созданию сегодняшнего спектакля мы, творческая группа - композитор, художник, хореограф-постановщик и дирижер - стремились к ясности и простоте изложения известного рассказа А.Чехова «Анна на шее». Средства, которые мы избрали, новыми в области классического танца не назовешь. Скорее это поиски уходящих в прошлое замечательных форм балетного спектакля. Здесь есть лирика, романтика, гротеск, комедийность, драматизм и трагизм ситуаций и положений» .

Владимир Васильев
балетмейстер-постановщик, народный артист СССР и РФ, лауреат Государственных премий

Краткое содержание

После смерти жены учитель провинциального городка Петр Леонтьевич остаётся с тремя детьми: взрослой дочерью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей.
Тоскуя по безвременно ушедшей жене, Петр Леонтьевич все чаще прикладывается к графинчику с водкой.
Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь тем самым вырваться из серой, однообразной полуголодной жизни и спасти от нищеты свою семью.
Анюта расстаётся со своей первой любовью - бедным студентом - и переезжает в дом Модеста Алексеевича. Очень скоро она понимает, что благо, на которое она рассчитывала - мираж; муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены.
Наступает Рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин.
Все наперебой стараются завоевать внимание и симпатию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам Его Сиятельство увлечены Анной Петровной. Они готовы всё сделать для того, чтобы угодить ей. От успеха, такого неожиданного и скоропалительного, у Анюты кружится голова.
Внимание и любовь высшего общества провинциального городка заставляют её забыть обо всем: о ненавистном, тупом и глупом, как ей кажется, муже, о спивающемся отце, о несчастных братьях, живущих впроголодь, о недавно еще любимом студенте. Модест Алексеевич сразу же понимает, какую выгоду можно извлечь из достоинств своей жены, и поощряет «амуры» супруги.
Карьера и положение в обществе для него выше других интересов. Очень скоро он получает орден Святой Анны и с нетерпением ожидает новых милостей от покровителей своей жены.
Петр Леонтьевич объявляется несостоятельным должником. У него описывают немногое оставшееся имущество, а его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную предновогоднюю ночь.

Орден Святой Анны
Орден был учрежден в 1736 году Карлом Фридрихом в память умершей восемь лет назад жены Анны Петровны, русской царевны, приходившейся дочерью Петру I. По Установлению о Российских Орденах императора Павла I от 5 апреля 1797 года орден Святой Анны стал именоваться российским орденом и был разделен на три степени. В 1815 году для ордена была учреждена четвертая степень. Девиз ордена - «Любящим Правду, Благочестие, Верность». Орденом награждали как за военные, так и за гражданские заслуги.
«Анна на шее» - так называли в быту орден Анны II степени. Этот орден не низок и не высок. Его мог получить чиновник средней руки за долгую службу, особенно если к нему благоволило начальство.

Действие первое

1-я картина . Интерьер церкви. Отпевание матери Анюты. Чиновники, горожане, Петр Леонтьевич, Анюта, Петя и Андрюша, священник, служка.
2-я картина. Комната Петра Леонтьевича. Тоска. Воспоминание о былом счастье.
3-я картина. Бульвар провинциального городка. Осень. Горожане, мелкопоместные дворяне, чиновники, офицеры, Артынов, студент, молоденькая девушка, Анюта, Петр Леонтьевич, Петя и Андрюша, Модест Алексеевич.
Ежедневные прогулки с интригами, сплетнями, пересудами и внешней респектабельностью. Предложение руки и сердца.
4-я картина. Департамент. Модест Алексеевич и его подчиненные. Его Сиятельство. Бумажная волокита, гимн бюрократии.
5-я картина. Опустевший бульвар. Вечер. Шарманщик, его жена, дворник, Петр Леонтьевич, слушающий с умилением мелодию ушедшей молодости. Студент, Анюта. Прощание со студентом.
6-я картина. Бульвар. «Веселье во хмелю». Цыганки. Кумушки. Чиновники, молодые горожанки. Свадебное шествие: Модест Алексеевич, Анюта. Петя, Андрюша, Петр Леонтьевич, Артынов, офицеры. Унылая процессия на фоне смеха и веселья.
7-я картина. Комната в доме Модеста Алексеевича. Отчаяние и безысходность Анюты. Размышления Модеста Алексеевича. Приход Петра Леонтьевича с детьми. Радость Анюты. Отход ко сну.
8-я картина. Ночь. Сон Модеста. Орден. Странные видения. Модест Алексеевич, Анюта, чиновники.
9-я картина. Утро. Пробуждение. Сюрприз для Анны.

Действие второе

10-я картина. Бал в дворянском собрании. Жарко. Шумно. Весело. Вальс с Артыновым. Цыганский танец. Тарантелла. Внимание Его Сиятельства. Пересуды. Пьяный Петр Леонтьевич. Подобострастный Модест Алексеевич. Насмешка над Петром Леонтьевичем. Счастливая и опьяневшая от вина и успеха Анюта. Спотыкающийся Петр Леонтьевич.
11-я картина. Комната в доме Модеста Алексеевича. Возвращение с бала. Сон Анюты. Воспоминания о прежней любви. Пробуждение. Визитеры: офицеры, чиновники, Артынов, Его Сиятельство. Награждение Модеста Алексеевича орденом Святой Анны.
12-я картина. Вариация Модеста. Свершилось!
13-я картина. Департамент. Поздравления подчиненных. Гимн раболепству.
14-я картина. Вечер. Комната Петра Леонтьевича. Вынос имущества. В последний раз любимая мелодия молодости на стареньком фортепиано. Судебный исполнитель, грузчики, Петр Леонтьевич, Петя, Андрюша.
15-я картина. Бульвар. Каток. Предновогодняя ночь. Сухо. Морозно. Весело. Шумно. Возбужденная Анюта. Офицеры, Артынов, Его Сиятельство вьются вокруг Анюты. Студент с молодой девушкой. Катающаяся молодежь. Прогуливающиеся горожане. Шумная толпа вслед за Анютой покидает каток. Лед пустеет. Появляется Петр Леонтьевич с детьми. Мимо них проносятся в праздничном веселье горожане, Артынов, офицеры, Его Сиятельство, Модест Алексеевич… и Анна, их милая Анюта…

Интервью с Владимиром Васильевым

«Российская газета» - Федеральный выпуск №4573 26.01.2008
Текст: Геннадий Литвинцев

В Воронежском театре оперы и балета прошла премьера «Анюты» в постановке Владимира Васильева. Знаменитый танцовщик и хореограф не только представил свой спектакль, но и станцевал в нем. Накануне премьеры артист ответил на вопросы «Российской газеты».
Российская газета: Балет на музыку Валерия Гаврилина неразрывно связан в вашим именем режиссера и танцовщика. Почему вы выбрали для новой постановки «Анюты» воронежский театр?
Владимир Васильев: Вообще-то не я выбирал театр, а меня выбирали. В Воронеж пригласили сначала поставить «Золушку», ее премьера состоялась чуть больше года назад. Почему меня? Наверное, когда-то видели мою «Золушку» в Кремлевском театре, захотелось возродить спектакль, за что я благодарен. «Анюту» в нашей стране благодаря телевидению вообще посмотрели миллионы, она и создавалась в 1982 году режиссером Александром Белинским и мною в виде телеспектакля. В 1986 году на его основе я решился поставить двухактный балет - сначала в неаполитанском театре Сан-Карло, а спустя полгода в Большом. Неаполитанская «Анюта» получила в Италии приз как лучший музыкальный спектакль. А всего этот балет шел в свое время на восьми различных сценах России и мира. И вот постановка в Воронеже, спустя двадцать лет. Как говорится, дважды в одну воду не войдешь. Ведь тот спектакль ставился для конкретных исполнителей - Екатерины Максимовой, Гали Абайдулова...
РГ: Владимира Васильева...
Васильев: Да нет, то, что я станцевал отца Анюты Петра Леонтьевича, вышло совершенно случайно - долго не мог подобрать артиста для этой партии, в общем-то весьма необычной для классического балета. Потом взял и решил: «Да что мучиться, сам и станцую!» В этом особенность «Анюты» - без актерского начала сделать ее невозможно. Так вот, с другими артистами рождается и другой спектакль, многое зависит от их индивидуальности. Да и сам, возвращаясь вроде бы к давно освоенному материалу, всякий раз нахожу что-то новое, тот или иной повод для переосмысления. Но осталось главное: несмотря на условность языка балета, зритель, как и прежде, должен увидеть точное отражение чеховских фраз, описаний, диалогов. Интонация чеховская должна сохраниться. Спектакль не сложен своими техническими приемами, в нем главное - лирическое настроение, нюансы и полутона гаврилинской музыки.
РГ: Нет ли у вас ощущения, что аудитория высокого искусства в наши дни резко сузилась? Сейчас классический балет, как и опера, творятся для избранных, а «масса» отдается примитивной попсе.
Васильев: К сожалению, коммерциализация проникла не только на эстраду, но и в театры. Современный танец даже и технически много проще, легче классического. Соблазн быстрого успеха, легких денег губителен. Этому можно противопоставить только личный выбор каждого, кто считает себя мастером или просто профессионалом - не участвовать в профанации искусства, утверждать Красоту и Добро с большой буквы. А цинизм и торжество пошлости временны, это уже проходит, молодежь начинает отворачиваться от подделок. Традиции русского балета становятся все востребованнее.

Итак, наконец-то удалось дописать пост про премьеру балета "Анюта" в Самарском оперном. Балет создан в 1980-х годах. Вначале для телевидения, а затем поставлен и на сцене. Замечательная музыка к балету принадлежит Валерию Гаврилину. В основе сюжета рассказ А.П. Чехова "Анна на шее". Хореография Владимира Васильева. Владимир Викторович и поставил в Самаре балет. Во время генерального прогона, на котором я и фотографировал, на сцену вышел и сам Васильев, в последней сцене в роли Петра Леонтьевича, отца Анюты.
Поскольку мне еще предстоит дописывать статью для одного издания, пост будет скорее в виде фоторассказа - рассказ о сюжете спектакля, сопровождаемый большим количеством фотографий. Фотографии, соответственно, расположены в хронологическом порядке, а в конце приводится текст небольшой заметки, опубликованной в "Новой". На первой фотографии Екатерина Первушина в роли Анюты во время исполнения знаменитой "Тарантеллы". Один из лучших кадров, на мой взгляд, но, к сожалению, не самый лучший в техническом отношении. Итак, поехали...

АНЮТА Екатерина ПЕРВУШИНА
ПЕТР ЛЕОНТЬЕВИЧ Владимир ШАЧНЕВ
МОДЕСТ АЛЕКСЕЕВИЧ Дмитрий ГОЛУБЕВ
АРТЫНОВ Дмитрий ПОНОМАРЕВ
СТУДЕНТ Виктор МУЛЫГИН
ЕГО СИЯТЕЛЬСТВО Антон ЗИМИН

ДВА ОФИЦЕРА Роман ГЕЕР, Александр ПЕТРИЧЕНКО
ТРИ ЦЫГАНКИ Ульяна ДЕНИСОВА, Ольга ЗИНОВЬЕВА, Полина ФИЛИППОВА
СТУДЕНТКА, Диана ГИМАДЕЕВА
ДЕВУШКА НА БАЛУ Алла КОРБ
ЧЕТЫРЕ ЩЕГОЛЯ Алексей САВИН, Дмитрий САГДЕЕВ, Илья ЧЕРКАСОВ, Е. Конюхов
ПИСАРЬ
ШАРМАНЩИК
ДВОРНИК Сергей БОЛДИН
ШАРМАНЩИЦА Александра БОРОДИНА
СВЯЩЕННИК С. Воробьев
заслуженный артист России
Сергей БОЛДИН
Сергей ПРОХОРОВ
ГУВЕРНАНТКА Наталья СТЕФАНИШИНА
БРАТЬЯ АНЮТЫ учащиеся хореографического училища
Барышни, кавалеры, чиновники, девушки на балу артисты балета


Начинается балет с печальной сцены. У гимназического учителя чистописания и рисования Петра Леонтьевича умирает жена.


Идет отпевание в храме.


Петр Леонтьевич подавлен горем.


При учителе остаются его старшая дочь Анюта и младшие сыновья Петя и Андрюша.


Петр Леонтьевич начинает пить, что в последствии приводит семью к полу-нищенскому состоянию.

Вот как это описывается у Чехова: "Когда умерла мать, отец, Петр Леонтьич, учитель чистописания и рисования в гимназии, запил, наступила нужда; у мальчиков не было сапог и калош, отца таскали к мировому, приходил судебный пристав и описывал мебель... Какой стыд! Аня должна была ухаживать за пьяным отцом, штопать братьям чулки, ходить на рынок, и, когда хвалили ее красоту, молодость и изящные манеры, ей казалось, что весь свет видит ее дешевую шляпку и дырочки на ботинках, замазанные чернилами. А по ночам слезы и неотвязчивая, беспокойная мысль, что скоро-скоро отца уволят из гимназии за слабость и что он не перенесет этого и тоже умрет, как мать."

Дамы рассказывают немолодому чиновнику Можесту Алексеевичу об Анюте. Модест Алексеевич не только не молодой, но и некрасивый, но зато с деньгами и родовым имением, которое он сдает в аренду. Анюта рассчитывает, что он сможет содержать ее и спасти от увольнения ее пьющего отца, поскольку Модест находится на хорошем счету у его сиятельства.


Модест сватается к Анюту и она вынуждена согласиться, спасая себя и свою семью. На нее так же обращает внимание богач Артынов (на фото крайний слева).


Модест Алексеевич в канцелярии с подчиненными. Будни чиновника. На ютюбе обнаружил видео аналогичной постановки. Съемка не самая лучшая, но есть замечательная музыка, что самое главное.

Насколько я понял, спектакль Большого театра. В Роли Модеста Геннадий Янин.


При появлении его сиятельства все в ужасе начинают трястись и прятаться, боясь привлечь к себе его внимание.


Па-де-де студента и Анюты. Анюты прощается с возлюбленным.

Эта же сцена из легендарного телебалета. Екатерина Максимова и Марат Даукаев.


На бульваре веселье.


Комната в доме Модеста.


Анюта в отчаянии. Модест не беден, но скуп. Анюта не получает от него ни копейки. Не помогает Модест и Петру Леонтьевичу, мотивируя это тем, что тот пьет.


Родные приходят в гости к Анюте. Всеобщее веселье.


Однако приход Модеста все возвращает на свои места.


Модест не дает Анюте денег, но покупает ей наряды и украшения, чтобы она выглядела еще лучше в городском обществе, среди жен чиновников и начальства Модеста.


Ради своего положения Модест просит Анюту о разного рода вещах.


Мечтой Модеста является получение ордена Святой Анны.


Во сне ему является Святая Анна в образе Анюты.


И вручает ему орден.


Проснувшись, Модест осознает, что может использовать красивую жену в получении этого знака отличия.


Бал в общественном собрании.

Анюта оказывается в центре внимания.

Модест охотно отпускает Анюту танцевать с Артыновым.


Знаменитая Тарантелла (фотографию к которой я разместил в начале поста) в исполнении легендарной Екатерины Максимовой, для которой и создавалась эта партия.


Замечает Анюту и его сиятельство. По Чехову Анюты начинает общаться с женой его сиятельства, а в балете складывается ощущение, что у нее складываются отношения с ним самим. Я не совсем понял этот момент.


Все складывается очень удачно для Модеста. Он безумно доволен.


Уставшая выпившая Анюта ложится спать после бала.

Ей снится студент. Фотографии этой сцены я публиковал отдельно здесь: .


После бала за Анютой начинают ухаживать кавалеры, приносить ей цветы. Модест совершенно не против.

С визитом к Анюте приходят и Артынов с его сиятельством.


И вот, свершилось, Модесту вручают орден Святой Анны.

Вариации радостного Модеста.

Танцует Геннадий Янин.


Поздравления в канцелярии.


Тем временем, все имущество Петра Леонтьевича описано и вывезено судебным исполнителем и грузчиками. Семья остается ни с чем.


На катке в предновогоднюю ночь. Анюта увлечена своим положением. С Модестом она больше не считается. Лишь присылает ему счета на оплату, которые он с радостью подписывает. Но она забывает и о родных.


На катке ей встречается студент, а затем и отец с братьями.


Анюта с печалью в глазах смотрит на них.
http://www.youtube.com/watch?v=HRhJ_GjQZ4w&feature=related
Финальная сцена и встреча с родными на катке из телебалета с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым в роли отца. Музыка потрясающая.



На сцене Владимир Васильев.
Но Анюта уже ничего не может поделать.

"А Аня все каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту, играла в одноактных пьесах, ужинала, и все реже и реже бывала у своих. Они обедали уже одни. Петр Леонтьич запивал сильнее прежнего, денег не было, и фисгармонию давно уже продали за долг. Мальчики теперь не отпускали его одного на улицу и все следили за ним, чтобы он не упал; и когда во время
катанья на Старо-Киевской им встречалась Аня на паре с пристяжной на отлете и с Артыновым на козлах вместо кучера, Петр Леонтьич снимал цилиндр и собирался что-то крикнуть, а Петя и Андрюша брали его под руки и говорили
умоляюще:
- Не надо, папочка... Будет, папочка..."


Ну и обещанная статья:
"Балет по Чехову" Новая газета в Поволжье
В минувшие выходные любителей балета ждала очередная яркая премьера в Самарском академическом театре оперы и балета. На сцене театра был поставлен балет «Анюта», ради которого в Самару впервые приехал выдающийся русский артист балета и балетмейстер, народный артист СССР Владимир Васильев.

Балет «Анюта» был создан в 1982 году и задумывался как фильм-балет, сценаристом и режиссером которого стал Александр Белинский. В основу сюжета лег рассказ А.П. Чехова «Анна на шее». Балет поставлен в хореографии Владимира Васильева на музыку Валерия Гаврилина, созданную из его же оркестровых произведений и пьес, переработанных и объединенных в единое целое. Несмотря на это, музыкальные номера в балете очень точно соответствуют чеховской атмосфере и сюжету, не оставляя ощущения разрозненности. Впрочем, в балете присутствуют персонажи и сцены, которых нет в чеховском оригинале. К примеру, нет у Чехова Студента, а значит па-де-де в первом акте и «сон Анюты» во втором добавлены постановщиками, однако эти сцены органично вписаны в повествование, придавая ему романтический оттенок, которого нет в произведении классика.

Через несколько лет Васильев решил поставить «Анюту» на театральной сцене. Чеховский сюжет, замечательная музыка Гаврилина, хореография Васильева и прекрасное исполнение партий Екатериной Максимовой и самим Васильевым гарантировали большой успех постановки. С тех пор прошло 25 лет, и в течение всего этого периода «Анюта» регулярно ставится в различных оперных театрах по всему миру.

Партия Анюты создавалась Васильевым специально для его супруги, легендарной отечественной балерины Екатерины Максимовой. Как рассказал сам Васильев, в каждом городе есть девочки, похожие на Екатерину Сергеевну и отчасти приближающиеся к мастерству исполнения этой партии знаменитой примой. По его словам, во всех театрах, где идет этот балет, также оказывается и хороший исполнитель партии Модеста Алексеевича. Впрочем, перейдем к самой премьере.

Генеральный прогон спектакля, состоявшийся за день до премьеры, был фактически первым и последним перед постановкой. Владимир Васильев несколько раз останавливал действо и просил повторить некоторые эпизоды, настаивал на более артистичном исполнении танцорами своих партий. «Анюта» относится к жанру драматического балета и помимо техники танца в спектакле крайне важно актерское мастерство исполнителей. По части артистизма на репетиции были заметны некоторые недоработки. Оставалось только дождаться премьеры и посмотреть, как будет исполнена «Анюта» перед широкой публикой.

Ожидалось, что в первом премьерном спектакле будет танцевать и сам Васильев, который вышел на сцену в финале генерального прогона в роли отца Анюты Петра Леонтьевича, но мастер, ввиду плохого самочувствия, решил не принимать участия в спектакле.

К сожалению, и на репетиции, и на самой премьере было много технических накладок, к счастью, не связанных с исполнением артистами своих партий. Оркестр под руководством нового дирижера оперного театра Виктора Куликова выглядел значительно лучше, чем во время постановки «Спящей красавицы», но неоднократные огрехи в игре давали понять, что проблемы в оркестре по-прежнему существуют.

Гораздо более отчетливо проявились проблемы с технической стороной спектакля. В одной из сцен во время репетиции из-за зависшего компьютера вовремя не поднялась декорация. К счастью, этого не произошло на следующий день. В принципе, подобное может произойти с техникой в любой момент, независимо от уровня театра. Известен случай, когда в Токийской опере вынуждены были начать спектакль с получасовым опозданием из-за зависшего большого занавеса. Что же касается освещения «Анюты», как и во время осенней серии гала-концертов, осталось ощущение, что люди, управляющие системой, проводят эксперименты во время самого спектакля. Причем проблемы со светотехникой были как на генеральной репетиции, так и на премьерном спектакле. Это отмечали и зрители, и даже фотографы, снимавшие балет. Вызывает недоумение, что реконструированный оперный театр, имеющий новейшую дорогостоящую аппаратуру, по уровню освещения нередко оставляет ощущение провинциального ДК.

Впрочем, не будем о грустном и вернемся к самому балету. В самом начале спектакля чувствовалось, что артисты, среди которых были и учащиеся хореографического училища, очень сильно волнуются — все-таки не каждый день приходится выступать в авторской постановке Васильева. Чувствовалась некоторая неуверенность по сравнению с генеральным прогоном, в связи с чем некоторые из первых сцен оставляли ощущение отдельных балетных номеров, было немного нарушено непрерывное течение спектакля. Однако артисты быстро почувствовали уверенность в своих силах и с увлечением продолжили исполнять свои партии.
Среди артистов, несомненно, выделялись два главных персонажа — Анюта в исполнении Екатерины Первушиной и Модест Алексеевич, роль которого исполнял Дмитрий Голубев. Первушина и по танцу, и внешне действительно напоминала свою легендарную тезку — Екатерину Сергеевну Максимову. Легкость, с которой она исполняла танцевальные номера, и в особенности любимую всеми «Тарантеллу» во втором акте балета, заслуженно вызвала возгласы «Браво!». В свою очередь, очень эмоционально играл свою роль Дмитрий Голубев. Он как никто другой подошел на роль Модеста Алексеевича со свойственной ему живой мимикой и театральностью. Артистам удалось передать неповторимую атмосферу васильевского спектакля.
С каждой новой балетной премьерой труппа Самарского театра оперы и балета приобретает уникальный опыт, совершенствуя свое мастерство, а публика имеет возможность насладиться лучшими образцами российского и мирового балета. Будем надеяться, что это не последний приезд Владимира Васильева в Самару и в будущем мы увидим и другие балеты в его постановке на сцене Самарского оперного.

Реферат на тему:

Анюта (балет)



План:

    Введение
  • 1 История создания
  • 2 Действующие лица
  • 3 Либретто и сценарный план Белинского - Васильева
  • 4 Сценическая жизнь
    • 4.1 Премьера в Неаполе
    • 4.2 Большой театр
    • 4.3 Постановки в других городах России
  • Примечания

Введение

Анюта - балет в двух актах на музыку Валерия Гаврилина. Либретто Александра Белинского и Владимира Васильева по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее» .


1. История создания

Этот балет - первый в истории случай, когда хореографическое произведение переносится с экрана на сцену, а не наоборот, что происходило неоднократно. Телевизионной фильм-балет «Анюта», придуманный и поставленный сценаристом и режиссёром Александром Белинским в 1982 году имел заслуженный успех не только на родине, но и в Европе. Изящно задуманная история на тему рассказа «Анна на шее» А. П. Чехова родилась у Белинского когда он услышал Вальс, написанный ленинградским композитором Валерием Гаврилиным.

"Александр Белинский давно хотел снять телевизионный балет по Чехову, долго «ходил вокруг» «Скверного анекдота», а потом как-то раз услышал вальс Валерия Гаврилина и понял, что это настоящий «чеховский вальс». Вот так, не от литературы, а от музыки родился замысел фильма, хотя в основе его были использованы мотивы рассказов Антона Павловича Чехова, большей частью - «Анна на шее»… Для «Анюты» Александр Аркадьевич вместе с Володей подбирал музыку буквально по кусочкам из разных произведений Валерия Гаврилина."

Екатерина Максимова

«Обычно экранизация произведения следует вслед за её театральным воплощением. Но вот редкий случай: телефильм „Анюта“, имевший большой успех у нас и за рубежом, получивший приз „Интервидения“ и удостоенный Государственной премии РСФСР, обрёл новую жизнь в театре Неаполя, а затем и на сцене Большого театра СССР.»

Александр Белинский

Именно успех фильма-балета заставил Владимира Васильева задуматься о переносе постановки на сцену. Станиславом Горковенко была добавлена музыка, расширены хореографические номера и в 1986 году родился новый балет, обречённый на долгую сценическую жизнь не только из-за прославленных первых исполнителей и превосходного музыкального материала, но и благодаря компактности спектакля и удобству адаптации заглавной партии для любой балерины.


2. Действующие лица

  • Анюта
  • Петр Леонтьевич
  • Модест Алексеевич
  • Артынов
  • Студент
  • Его сиятельство
  • Девушка
  • Два офицера
  • Четыре щеголя
  • Три цыганки

3. Либретто и сценарный план Белинского - Васильева

Действие

Сцена Действующие лица Действие Описание действия
Действие первое Первая картина Лейтмотив спектакля - настоящий «чеховский вальс» Гаврилина
Интерьер церкви. Пётр Леонтьевич, Анюта, Петя и Андрюша, священник, служка, чиновники, горожане Отпевание матери Анюты. После смерти жены учитель провинциального городка Пётр Леонтьевич остается с тремя детьми - взрослой дочерью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей.
Вторая картина
Комната. Пётр Леонтьевич Тоска. Воспоминание о былом счастье. Тоскуя по безвременно ушедшей жене, Пётр Леонтьевич все чаще прикладывается к графинчику с водкой.
Третья картина
Бульвар провинциального городка. Осень. Горожане, мелкопоместные дворяне, чиновники, офицеры, Артынов, студент, молоденькая девушка, Анюта, Пётр Леонтьевич, Петя и Андрюша, Модест Алексеевич. Предложение руки и сердца Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь вырваться из серой, однообразной полуголодной жизни и спасти от нищеты свою семью.
Четвёртая картина
Департамент Модест Алексеевич и его подчиненные, его сиятельство Бумажная волокита, гимн бюрократии. «Тема чиновников» Гаврилина - оркестровое сочинение «Государственная машина».
Пятая картина
Опустевший бульвар. Вечер. Шарманщик, его жена, дворник, Петр Леонтьевич, слушающий. Студент. Анюта. Прощание со студентом Анюта расстается со своей первой любовью - бедным студентом. Звучит тема: «Мелодия умершей молодости».
Шестая картина
Бульвар. «Веселье во хмелю» Цыганки, кумушки. Чиновники, молодые горожанки. Модест Алексеевич, Анюта, Петя, Андрюша, Петр Леонтьевич, Артынов, офицеры Свадебное шествие Унылая процессия на фоне смеха и веселья.
Седьмая картина
Анюта. Пётр Леонтьевич Отчаяние и безысходность Анюты. Размышления Модеста Алексеевича. Приход Петра Леонтьевича с детьми. Радость Анюты. Отход ко сну. Анна переезжает в дом Модеста Алексеевича. Очень скоро она понимает, что благо, на которое она рассчитывала, - мираж: муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены. Ежедневные прогулки с интригами, сплетнями, пересудами и внешней респектабельностью.
Восьмая картина
Комната. Ночь. Сон Модеста Модест Алексеевич, Анюта, чиновники Странные видения Модеста Алексеевича Ему снится «вручение ордена Святой Анны».
Девятая картина
Комната. Утро. Анна Пробуждение Анны. Сюрприз для Анны (?)
Действие второе Десятая картина
Бал в дворянском собрании Артынов. Анна. Дворяне, чиновники, Пётр Леонтьевич Жарко. Шумно. Весело. Вальс с Артыновым. Цыганский танец. Тарантелла . Внимание его сиятельства. Пересуды. Пьяный Петр Леонтьевич. Подобострастный Модест Алексеевич. Насмешка над Петром Леонтьевичем. Счастливая и опьяневшая от вина и успеха Анюта. Спотыкающийся Петр Леонтьевич. Наступает рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин. Все наперебой стараются завоевать внимание и симпатию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам его сиятельство увлечены Анной Петровной. Они готовы все сделать для того, чтобы угодить ей. От неожиданного и скоропалительного успеха у Анюты кружится голова. Модест Алексеевич сразу же понимает, какую выгоду можно извлечь из успеха своей жены, и поощряет «амуры» супруги. Внимание и любовь высшего общества провинциального городка заставляют ее забыть обо всем: о ненавистном и тупом, как ей уже кажется, муже, спивающемся отце, несчастных братьях, живущих впроголодь, недавно еще любимом студенте.
Одиннадцатая картина
Комната в доме Модеста Алексеевича Анюта. Визитеры: офицеры, чиновники, Артынов, его сиятельство Возвращение с бала. Сон Анюты. Пробуждение. Воспоминания о прежней любви. Награждение Модеста Алексеевича орденом святой Анны
Двенадцатая и Тринадцатая картина
Департамент. Свершилось! Модест Алексеевич и его подчиненные, Его Сиятельство Поздравления подчиненных. Гимн раболепству. Вариация Модеста. Карьера и положение в обществе для него выше других интересов. Очень скоро он получает орден святой Анны и с нетерпением ожидает новых милостей от покровителей своей жены.
Четырнадцатая картина
Комната Петра Леонтьевича Судебный исполнитель, грузчики, Петр Леонтьевич, Петя, Андрюша Вечер. Вынос имущества. В последний раз любимая мелодия молодости на стареньком фортепиано. Петр Леонтьевич объявляется несостоятельным должником. У него описывают немногое оставшееся имущество, а его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную предновогоднюю ночь.
Пятнадцатая картина
Бульвар. Каток. Анюта. Офицеры, Артынов, его сиятельство, горожане Предновогодняя ночь. Сухо. Морозно. Весело. Шумно. Возбужденная Анюта. Офицеры, Артынов, его сиятельство вьются вокруг Анюты. Студент с молодой девушкой. Катающаяся молодежь. Прогуливающиеся горожане. Шумная толпа вслед за Анютой покидает каток. Лед пустеет. Появляется Петр Леонтьевич с детьми. Мимо них проносятся в праздничном веселье горожане, Артынов, офицеры, его сиятельство, Модест Алексеевич… и Анна, их милая Анюта… Идет снег.

4. Сценическая жизнь

4.1. Премьера в Неаполе

Художник-постановщик Белла Маневич, дирижёр Станислав Горковенко

  • Анюта - Екатерина Максимова
  • Модест Алексеевич - Гали Абайдулов
  • Артынов - Ф. Д’ Альберо
  • Студент - А. Д’ Алоя
  • Его сиятельство - А. Салернитано

4.2. Большой театр

Художник-постановщик Белла Маневич, дирижёр Александр Лавренюк

  • Анюта - Екатерина Максимова
  • Петр Леонтьевич - Владимир Васильев
  • Модест Алексеевич - Михаил Цивин
  • Артынов - Михаил Лавровский
  • Студент - Валерий Анисимов
  • Его сиятельство - Александр Грещенко

Дирижёр Павел Сорокин

  • Анюта - Галина Степаненко, (затем А. В. Тагирова, А. С. Яценко, Н. Г. Ананиашвили, С. А. Лунькина, Н. А. Капцова, М. А. Рыжкина)
  • Петр Леонтьевич - Владимир Моисеев, (затем А. А. Меланьин)
  • Модест Алексеевич - Александр Петухов, (затем Г. П. Янин, М. Ю. Шарков)
  • Артынов - Марк Перетокин, (затем И. М. Рыжаков, А. Шпилевский)
  • Студент - Тимофей Лавренюк, (затем И. М. Рыжаков, М. Е. Валукин)
  • Его сиятельство - Андрей Ситников, (затем А. Е. Лопаревич)

4.3. Постановки в других городах России

Оригинальную постановку 1986 года Владимир Васильев неоднократно переносил в различные театры:

  • 1986 - Рижский театр оперы и балета
  • 1987 - Челябинский театр оперы и балета
  • 1989 - Казанский театр оперы и балета, возобновление запланировано 23 июня 2011 года
  • 1990 - Пермский театр оперы и балета
  • 29 мая 1993 - Омский музыкальный театр
  • 10 февраля 1995 - Ижевский театр оперы и балета
  • 25 января 2008 - Воронежский театр оперы и балета
  • 25 июня 2009 - Красноярский театр оперы и балета

Художник-постановщик В. Вольский, художник по костюмам Р. Вольский, музыкальный руководитель и дирижёр А. Чепурной; Анюта - А. Оль, Пётр Леонтьевич - В. Васильев, Модест Алексеевич - В. Гукленков, Артынов - Д. Зыков, Студент - К. Литвиненко, Его Сиятельство - И. Климин.





Балетмейстер-постановщик
Дирижер-постановщик
Художник-постановщик (Москва),
Художник по костюмам
Художник по свету – Ильдар Бедердинов (Москва).


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действие первое

Действие второе

Балет по Чехову
Армен АРУТЮНОВ
"Новая Газета в Поволжье"

Легкость необыкновенная
Олеся ТЕР-ОСИПЬЯН


Маргарита ПРАСКОВЬИНА



Он все может
Маргарита ПРАСКОВЬИНА


Мария КОЛЕСНИКОВА

Владимир Васильев разменял восьмой десяток на сцене самарского оперного театра
Марина БАРКОВА
"Комсомольская правда в Самаре" 20.04.2011

Сегодня в Самаре состоится премьера балета "Анюта"
Наталья РОМАНОВА
Информационно-аналитический портал "РегионСамара.ру" 22.04.2011

Музыка из чеховской прозы
Маша ДИЦ, Андрей ЦЕДРИК. Фото Андрея САВЕЛЬЕВА
"Волжская Коммуна" 13.04.2011

Обворожительная «Анюта»
Андрей ЦЕДРИК. Фото Владимира КОТМИШЕВА
"Волжская Коммуна" 22.04.2011

Афиша выходного дня
"ГТРК Самара" 22.04.2011

Владимир Васильев выйдет на самарскую сцену 22 апреля
Алёна Платова
!Самарское губернское телевидение" 13.04.2011

Сегодня в самарском оперном театре большая премьера
"ГТРК Самара" 22.04.2011

Талант и поклонники
Маша ДИЦ, Данила ТЕЛЕГИН. Фото Владимира КОТМИШЕВА
"Волжская Коммуна" 20.04.2011

Премьера балета «Анюта» в Самаре
Телерадиокомпания "ТЕРРА" 08.04.2011

Сегодня состоится творческая встреча с народным артистом России Владимиром Васильевым
www.samaratoday.ru 19.04.2011

Гости Самарского оперного театра пообщаются с артистом Владимиром Васильевым
Георгий ПОРТНОВ. Фото: www.voronezh.ru
Информационный портал "САМАРА. ВОЛГА НЬЮС" 12.04.2011

Виктор Куликов: "У самарского театра большие перспективы"
Влад ЛУГОШИН, Андрей ЦЕДРИК. Фото Владимира КОТМИШЕВА
"Волжская Коммуна" 11.04.2011

По Чехову
Маша ДИЦ. Фото: www.1tv.ru
"Волжская Коммуна" 23.03.2011

Самарский театр оперы и балета готовит очередную премьеру
Информационно-аналитический портал "РегионСамара.ру" 24.03.2011

Балет в 2-х действиях "Анюта"
www.city.samara.ru

Самарские театралы ждут "Анюту"
www.samaragis.ru 12.04.2011

Анюта. Премьера
www.freetime63.ru
В Оперном театре готовят новую премьеру - балет "Анюта"
www.newsf.ru 23.03.2011

В ожидании новой премьеры от самарской оперы
Анастасия ИЗЮМСКАЯ
www.samara24.ru

Анюта,
Петр Леонтьевич,
Модест Алексеевич,
Артынов,
Студент,
Его сиятельство,
Два офицера,
Три цыганки,
Студентка,
Девушка на балу,
Четыре щеголя,
Писарь,
Шарманщик,
Дворник,
Шарманщица,
Гувернантка,
Братья Анюты,
Барышни, кавалеры, чиновники, девушки на балу.

Жанр: Балет

Название: Анюта

Продолжительность: 2 часа

Количество действий: 2

Возраст: 12 +

О спектакле Действующие лица

На музыку Валерия Гаврилина (1939-1999).

По рассказу А.П. Чехова «Анна на шее».

Рождению фильма-балета «Анюта» (1982) послужила не литературная основа – рассказ Чехова, а музыка – вальс композитора Гаврилина, однажды случайно услышанный режиссером Александром Белинским и предложенный им хореографу Владимиру Васильеву в качестве музыкального номера.
Музыку балета постановщики составили из разрозненных фрагментов крупных сочинений Валерия Гаврилина и его отдельных пьес, которым придал стилистическое единство оркестровавший партитуру дирижер Станислав Горковенко. Вальс, впоследствии названный создателями балета «чеховским», звучал прежде в телеспектакле Белинского «Театральная история» (1976). Тема чиновников возникла из фрагмента «Государственная машина» оратории Гаврилина «Скоморохи» (1967). Знаменитая тарантелла – не что иное, как оркестрованная французская песенка из альбома фортепианных пьес. В истории балета это был один из редких случаев, когда музыка, не предназначавшаяся для сцены, стала теперь неотделима от спектакля.
В процессе съемок телебалета Владимир Васильев выступил и как хореограф, и как сорежиссер (совместно с Александром Белинским), и как исполнитель роли отца Анюты – Петра Леонтьевича. Партия Анюты предназначалась специально для Екатерины Максимовой. Великая балерина, отличавшаяся удивительной естественностью, правдивостью, грациозностью и обаянием, в этом телебалете создала многомерный образ молодой женщины, сочетающей в себе трогательную искренность и лукавство, простодушие и беспечность.
Екатерина Максимова по-своему трактовала чеховскую героиню, не оправдывая и не обвиняя её. Анюта тянется к празднику, ей хочется веселья, – и она принимает кажущееся за подлинное, мишуру – за настоящее счастье. Лишь в минуту внезапного прозрения она осознаёт безысходность своего положения и снова стремится забыться в упоительном танце.
После выхода на экраны телебалет «Анюта» был показан не только в СССР, но и за рубежом. Он получил приз «Интервидения» на Международном фестивале телефильмов «Золотая Прага» (1982) и Большой приз конкурса музыкальных фильмов на X Всесоюзном фестивале телефильмов (Алма-Ата, 1983).
В 1986 году по предложению дирекции неаполитанского театра Сан-Карло Владимир Васильев создал на основе телебалета самостоятельный двухактный спектакль. Премьера в Сан-Карло имела грандиозный успех: «Анюта» получила премию года как лучший спектакль в Италии. Вскоре после этого балет был поставлен в Москве, в Большом театре, и также отмечен наградой как лучший спектакль по Чехову. С тех пор эта постановка объехала практически весь мир.


Балетмейстер-постановщик – народный артист России, народный артист СССР, лауреат премии «Золотая Маска» (Москва),
Дирижер-постановщик – лауреат международных конкурсов Виктор Куликов,
Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств России (Москва),
Художник по костюмам – заслуженный деятель искусств России Рафаил Вольский (Москва),
Художник по свету – Ильдар Бедердинов (Москва).


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действие первое

После смерти жены учитель провинциального городка Пётр Леонтьевич остаётся с тремя детьми – взрослой дочерью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей.

Тоскуя по безвременно ушедшей жене, Пётр Леонтьевич всё чаще прикладывается к графину с водкой.

Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь вырваться из серой, однообразной, полуголодной жизни и спасти от нищеты свою семью.

Анюта расстаётся со своей первой любовью – бедным студентом и переезжает в дом Модеста Алексеевича. Очень скоро она понимает, что блага, на которые она рассчитывала, – мираж: муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены.

Действие второе

Наступает Рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин. Все наперебой стараются завоевать внимание и симпатию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам Его сиятельство увлечены Анной Петровной. Они готовы всё сделать для того, чтобы угодить ей. От неожиданного и скоропалительного успеха у Анюты кружится голова.

Внимание и любовь высшего общества провинциального городка заставляют ее забыть обо всем: о ненавистном и тупом, как ей уже кажется, муже, о спивающемся отце, о несчастных братьях, живущих впроголодь, и о недавно еще любимом студенте.

Модест Алексеевич сразу же понимает, какую выгоду можно извлечь из успеха своей жены, и поощряет «амуры» супруги. Карьера и положение в обществе для него выше других интересов. Очень скоро он получает орден Святой Анны и с нетерпением ожидает новых милостей от покровителей своей жены.

Пётр Леонтьевич объявляется несостоятельным должником. У него описывают немногое оставшееся имущество, а его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную предновогоднюю ночь.

Балет по Чехову
Армен АРУТЮНОВ
"Новая Газета в Поволжье"

Легкость необыкновенная
Олеся ТЕР-ОСИПЬЯН
"Самарское обозрение" 28.04.2011

Нехорошая Анна, но прекрасная "Анюта"
Маргарита ПРАСКОВЬИНА
"Самарская газета" 27.04.2011

Чеховская Анюта обрела новый дом
Валерий ИВАНОВ. Фото Юрия СТРЕЛЬЦА
"Самарские известия" 27.04.2011

Он все может
Маргарита ПРАСКОВЬИНА
"Самарская газета" 21.04.2011