Урок по обществознанию на тему «Общество в развитии. Урок по обществознанию на тему «Общество в развитии Попытайтесь позиции универсального критерия прогресса

А. Открывая новые законы природы, все активнее вмешиваясь в природную среду, человек четко определяет последствия своего вмешательства,
Б. Последствия индустриальной и постиндустриальной революций для природы только положительные
2. с помощью такого критерия, как успехи науки и техники, можно показать прогрессивный характер
1) отмены крепостного права в России в 1861 году,
2) Распространения в обществе информационных технологий,
3) ликвидации сословных привилегий,
4) договора о нераспространения ядерного оружия.
3. Включение "механизмов торможения", неспособность общества воспринимать новое, передовое, называется
1) прогрессом, 2) регрессом, 3) стагнацией, 4) застоем.
4. Под прогрессом понимается
1) упадок культуры, 2) движение вперед, 3) циклическое развитие, 4) состояние стабильности
5. "Золотым веком" называл древнейшее общество
1) платон, 2) Аристотель, 3) Лукреций кар, 4) гесиод
6. Французские просветители к критериям прогресса относили
1) развитие разума и нравственности, 2) усложнение юридических институтов, 3) развитие производственных сил, 4) покорение природы
7. Верно ли?
А. Прогрессивное развитие общества-это всегда необратимое движение вперед.
Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
8. К.Поппер считал, что
А. Исторический процесс прогрессивен.
Б. Прогресс возможен только для отдельного человека.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны.
9. Критерием развития общества не является
1) уровень развития науки, 2) степень удовлетворения личностных своих потребностей, 3) религиозные предпочтения общества, 4) состояние экономики
10. Мысль о том, что общество развивается по пути регресса отстаивал
1) платон, 2) Аристотель, 3) гесиод, 4) кондорсе
11. Высшим критерием общественного прогресса по Марксу, является
1) развитие производительных сил, 2) моральное, духовно-нравственное состояние общества, 3) степень возрастания человеческой свободы, 4) развитие человеческого разума
12. Что можно отнести к причинам общественных изменений?
1) внешние факторы, влияние окружающей среды, 2) противоречия, возникающие внутри общества, 3) стремление людей к новому, более совершенному, 4) все, перечисленное выше
13. Что является высшим критерием общественного прогресса?
1) интересы развития производственных сил, 2) моральное, духовное состояние общества, 3) человек, качество его жизни (прогрессивный то, что способствует возвышению гуманизма), 4) все перечисленное выше
14. Верно ли?
А. Развитие науки и техники-есть универсальный критерий общественного прогресса.
Б. Развитие гуманизма-есть универсальный критерий общественного прогресса.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
15. Критерием общественного прогресса можно считать
1) развитие разума, 2) развития производства, науки, техники, 3) развитие нравственности, 4) все перечисленное выше
16. Вставьте пропыленное слово
Общественный...
А. Замена устаревших форм социальной организации новыми
Б. Движение от менее совершенного к более совершенному
17. Верны ли суждения?
А. Чувство ответственности воспитал нельзя
Б. Ответственность является исключительно внутренним качеством и не связана с внешними формами воздействия на человека
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
18. Верно ли?
А. Свобода человека является синонимом вседозволенности
Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
19. Верно ли?
А. Свобода человека проявляется в осознанном выборе при принятии решений
Б. Единственным ограничением свободы человека являются его моральные принципы
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны
20. Верно ли?
А. Свобода-это вседозволенность, возможность поступать согласно только твоим желаниям
Б. Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны

чено определённой буквой.
(А) Первую теоретически обоснованную концепцию социального прогресса
выдвинул французский философ-просветитель, экономист Анн - Робер -
Жан Тюрго. (Б) Основой прогресса, по его мнению, как и общественной
жизни в целом, является человеческий разум. (В) Однако современной
философией выработаны другие, более многогранные, критерии прогресса.
(Г) На наш взгляд, самый универсальный критерий – средняя
продолжительность жизни. (Д) Прогресс – это направление развития, для
которого характерен переход от менее совершенного к более
совершенному.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер теоретических утверждений
3) характер оценочных суждений


Урок

Урок по обществознанию на тему «Общество как сложная динамичная система» Цель: познакомиться с основными компонентами общества ... явлениями в жизни общества ? Что придаёт устойчивость и предсказуемость развитию общества ? Изложение программного материала...

  • Урок

    Урок по обществознанию на тему «Что такое общество » Цель: познакомиться с сущностью и особенностями человеческого общества , выявить специфику... от природы и процессов её естественного развития . Общество и культура Слово «культура» используется...

  • Урок

    Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества » Цель: рассмотреть особенности культуры как... . Их различия обусловлены индивидуальным историческим развитием . Но история перешагивает национальные и региональные...

  • Урок

    Урок по обществознанию на тему «Искусство и духовная жизнь» ... понятным плодотворное влияние техники на развитие искусств. Это содружество становится... полулегальная культура противостояния, андеграунд советского общества . Именно в последней области...

  • Урок

    Урок по обществознанию на тему «Правовое регулирование отношений в... образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, ... помогает управлять; право ориентирует общество на правду и справедливость; право говорит...

  • Класс: 10

    Мыслители с древних времен задумывались над вопросом, в каком направлении развивается общество. На этом уроке была предпринята попытка проанализировать основные понятия “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность общественного развития”, “критерии прогресса” и др. через более широкое понятие “движение”.

    По какому пути идет человечество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно людям лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего.

    В историческом развитии прослеживается единство исторического процесса. Но вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Путь отрицания единства истории может привести к полной изоляции, отрыву от внешнего мира. Также нельзя отрицать многообразие развития. Каждый народ имеет свою историю, свой язык, свою культуру.

    Прогресс человечества выглядит не как восходящая линия, а как ломанная кривая: подъемы сменялись спадами, расцвет – упадком, за реформами следовали контрреформы. Прогрессивные сдвиги в той или иной области могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.

    Чтобы оценить эти противоречивые процессы, необходимы критерии общественного прогресса. Это и увеличение свободы человека по отношению к природе, и уровень реальных возможностей для всестороннего развития человека, и увеличение человеческого счастья и добра.

    Урок был проведен в 10 классе.

    Цель урока: в соответствии со стандартами второго поколения содержание урока становится лично значимым только в том случае, если оно воспринимается учеником через свой субъективный образ. На этом уроке была предпринята попытка проанализировать основные понятия “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность общественного развития”, “критерии прогресса” и др. через более широкое понятие “движение”.

    Задачи урока: объяснить понятия и термины: “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность общественного развития”, “историческая альтернатива”, “критерий прогресса” с т.зр. своего субъективного опыта; показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития; подчеркнуть противоречивость общественного прогресса; развивать у учащихся умения находить нужную информацию по теме, анализировать ее, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

    Тип урока: урок-проблема.

    План урока.

    1. Понятие “движение”.
    2. Организационный момент (мотивация, настройка на урок).
    3. Многообразие путей и форм общественного развития (выявление субъективного опыта).
    4. Мыслители прошлого и настоящего о понимании прогресса и регресса (актуализация знаний).
    5. Противоречивость прогресса.
    6. Критерии общественного прогресса.

    Ход урока

    1. Какой смысл вы вкладываете в понятие “движение”?

    Приведите примеры:

    Даем общее понятие: движение – это изменение чего-либо.

    Смотрим в философский словарь: движение – философская категория, которая отражает любые изменения в мире. Движение является способом существования материи. Материи неподвижной, неизменно пребывающей в абсолютном покое не существует.

    2. О чем мы сегодня будем говорить на уроке? – О движении.

    О каком движении? – О развитии общества, т.е. будем анализировать ход исторического развития.

    Как развивается общество?

    Этот вопрос интересовал человечество с древнейших времен.

    Для анализа учитель предлагает взгляды некоторых древних мыслителей.

    • Древнегреческий поэт Гесиод (VIII–VII вв. до н.э.) писал, что человечество от лучшего “золотого” века перешло сначала к веку “серебряному”, а затем к веку “железному”, который принес войны, где повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.
    • Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
    • Представителем оптимистического подхода был Демокрит, который делил историю на качественно различные периоды: прошедшее, настоящее и будущее. Переход от одного периода к другому, по его мнению, характеризуются ростом культуры и улучшением жизни людей.

    Анализируя высказывания древних мыслителей, ученики говорят о том, что можно согласиться с представленными взглядами всех философов. Действительно, в истории существовали времена, когда разрушались империи, гибли цивилизации. Вместе с тем приводились аргументы, что истории локальных цивилизаций в какой-то степени повторяют друг друга. Согласны они и с т.зр. Демокрита, что с древнейших времен происходит развитие культуры, улучшаются условия жизни человека.

    Как же нам разобраться в движении исторического процесса?

    Для этого существует понятие “общественного прогресса”.

    Что вы знаете об общественном прогрессе?

    Десятиклассники, исходя из своего субъективного опыта отмечают, что общественный прогресс – это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному. И, наоборот, для регресса характерно движение вспять, возврат к изжившим себя формам и структурам, деградация.

    Далее ученики приводят примеры из истории. Они обращают внимание, что человечество изначально жило в первобытном обществе, затем постепенно образуются государства со своими законами, средневековье, Новое время и т.д. Получается, что человечество проходит одни и те же ступени развития и экономического, и социального, и культурного. Несмотря на различие народы едины в своем стремлении к счастью и лучшей доле. Только скорость развития у народов разная. Есть страны, которые вырвались вперед, а существуют отсталые страны, которые догоняют более развитые государства. История выступает как единый процесс непрерывного развитии. В этом сходстве прослеживается единство исторического процесса .

    Но вместе с тем, некоторые ученики приводят примеры о том, что в историческом процессе никакого единства нет, и история разных государств распадается на множество своих собственных путей развития, не похожих на другие страны. Своим путем идут русские, китайцы, англичане, французы…. У каждого народа своя история, культура, свой язык, свои собственные природные условия. В этих примерах мы наблюдаем многообразие исторического развития .

    Значит, историческое развитие сочетает в себе одновременно и единство и многообразие. Но многообразие осуществляется в рамках всеобщего и единого исторического процесса. Следовательно, возможны различные варианты решения назревших проблем, т.е. существует историческая альтернатива.

    Прокомментируйте, что собой представляют пути отрицания единства истории и многообразия развития. Какие последствия ожидают страну, избравшую один из этих путей?

    Итак, общественное развитие включает в себя:

    • единство исторического процесса,
    • многообразие путей и форм развития человечества,
    • особенности исторического развития,
    • особенности культурного развития,
    • неодинаковость развития.

    Значит ли это, что каждой стране предопределен свой вариант развития и он является единственно возможным?

    – Нет, существуют различные варианты решения проблем (историческая альтернатива). Например, в 1917–1918 гг. перед Россией возникла альтернатива: либо демократическая республика, либо республика Советов во главе с большевиками.

    Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции – единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны.

    Кто осуществляет выбор?

    – В зависимости от исторических условий это могут быть и государственные деятели, и элиты, и народные массы.

    После выявления субъективного опыта непосредственно переходим к актуализации знаний.

    Существует ли прогрессивное развитие?

    Ученикам предлагается презентация, заранее подготовленная учеником класса. Ее надо внимательно посмотреть и по ходу презентации составить таблицу. После ответить на вопрос: С кем из мыслителей вы согласны и почему?

    Мыслители прошлого и настоящего о понимании прогресса и регресса.

    При обсуждении взглядов ученых ученикам предлагается представить ход истории графически. На доске изображаются разные схемы.

    По каждому из этих графиков приводятся примеры из исторического развития.

    Вопросы к схемам.

    1. Какие выводы вы сделали из работы над данными графиками?
    2. Покажите на конкретных примерах плюсы и минусы общественного процесса.

    Вы убедились, что общественный прогресс – это явление крайне сложное и противоречивое. Нетрудно заметить, что практически любое явление жизни общества имеет оборотную сторону и может быть неоднозначно оценено с позиций общественного прогресса.

    Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом?

    6. Для этого нужно установить, что является общим критерием общественного прогресса. Какие изменения в обществе следует считать прогрессивными, а какие – нет.

    Вопрос о критериях прогресса занимал великие умы ученых и философов разных эпох.

    • А. Кондорсе и другие просветители критерием прогресса считали развитие разума человека.
    • Социалисты-утописты – принцип братства людей.
    • Ф.Шеллинг говорил о постепенном приближении человечества к правовому государственному устройству.
    • Г.Гегель критерием прогресса считал сознание свободы.
    • А.Вознесенский отмечал, что “все прогрессы реакционны, если рушится человек”.

    Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая точка зрения дает вам более надежный способ оценивать изменения, происходящие в обществе.

    В конечном итоге ученики приходят к выводу о том, что прогрессивным развитием можно считать такие условия жизни, которые создают как можно больше возможностей для развития самого человека: свободы, разума, нравственности, творчества.

    Человек, его жизнь, свобода признаются высшей ценностью. В данном случае мы с вами говорим об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению человечности, гуманизма.

    Приложение 1, последний слайд.

    1. Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 60–70 гг. XIX в. в России. Можно ли их назвать прогрессивными? А политику 80-х гг. ХХ в.? Аргументируйте свою позицию.
    2. Подумайте, прогрессивна ли деятельность Петра I, Наполеона Бонапарта, П.А.Столыпина. Свою оценку аргументируйте.
    3. К какой из представленных в документе точек зрения на прогресс относится позиция флорентийского историка Гвиччардини (1483–1540): “Дела прошлого освещают будущее, ибо мир был всегда один и тот же: все, что есть и будет, уже было в другое время, бывшее возвращается, только под другими названиями и в другой окраске; но узнает его не всякий, а лишь мудрый, который его тщательно наблюдает и обдумывает”?
    4. Некоторые ученые, изучающие современное социальное развитие, обратили внимание на явления, которые они назвали “варваризацией” общества. К ним они отнесли снижение уровня культуры, в частности языка, ослабление моральных регуляторов, правовой нигилизм, рост преступности, наркомании и другие подобные процессы. Как бы вы оценили эти явления? Каково их влияние на общество? Определяют ли эти тенденции характер развития общества в обозримой перспективе? Свой ответ аргументируйте.
    5. Советский философ М.Мамардашвили (1930–1990) писал: “Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком”. Каким образом эта мысль философа связана с идей прогресса?

    Домашнее задание: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса, базовый уровень, стр. 328–341, в тетради работа с документом стр. 340–341.

    Практическая работа по теме «Проблема общественного прогресса»
    Ключевые понятия
    Прогресс - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенном.
    Регресс - движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
    Критерии - обстоятельства, которые обуславливают существование и развитие какого-либо явления.
    Гуманизм - человечность, признание человека высшей ценностью.
    Тестовый контроль
    1.Под прогрессом понимается:
    а)упадок культуры;
    б)движение вперед;
    в)циклическое развитие;
    г)состояние стабильности.
    2.«Золотым веком» называл древнейшее общество:
    а)Платон;
    б)Аристотель;
    в)Лукреций Кар;
    г)Гесиод.
    3.Французские просветители к критериям прогресса относили:
    а) развитие разума и нравственности;
    б) усложнение юридических институтов;
    в) развитие производительных сил;
    г) покорение природы
    .4.Революция это:
    а) быстрые, качественные изменения в жизни общества;
    б) медленное, постепенное развитие;
    в) состояние застоя;
    г) возвращение в исходное состояние.
    5. Верно ли суждение?
    А. Прогрессивное развитие общества - это всегда необратимое движение вперед.
    Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс.
    а)верно только А;
    б)верно только Б;
    в)верно А и Б;
    г)оба неверны.
    6.К. Поппер считал, что:
    А. Исторический процесс прогрессивен.
    Б. Прогресс возможен только для отдельного человека.
    а) верно только А;
    б) верно только Б;
    в) оба неверны;
    г) верно А и Б.
    7.Критерием развития общества не является:
    а)уровень развития науки:
    б)степень удовлетворения личностью своих потребностей;
    в)религиозные предпочтения общества;
    г)состояние экономики.
    8.Мыслитель, назвавший развитие нравственности главным критерием прогресса:
    а) Ф. Шеллинг;
    б) Г. Гегель;
    в) А. Сен-Симон;
    г) III. Фурье.
    9.Реформа - это преобразование:
    а)изменяющее политическое устройство общества;
    б)ликвидирующее старые социальные структуры;
    в)изменяющее какую-либо сторону общественной жизни;
    г)приводящее к регрессу общества.
    10.Необходимым условием самореализации человека выступает:
    а)свобода;
    б)техника;
    в)мораль;
    г)культура
    .
    11.Полное изменение всех сторон общественной жизни, включаяосновы существующего строя - это:
    а)реформа;
    б)инновация;
    в)революция;
    г)прогресс.
    12.Одним из первых обосновал идею общественного прогресса:
    а)древнегреческий поэт Гесиод;
    б)французский философ А. Тюрго;
    в)немецкий философ Г Гегель;
    г)основатель марксизма К. Маркс.
    13.Закончите определение: «Общественный прогресс - это...»:
    а)уровень (ступень) развития общества, его культура;
    б)состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития;
    в)направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким;
    г)развитие и переход общества от высшего к низшему.
    14.Сен-Симон считал, что высшим достижением общественного прогресса было общество:
    а)всеобщей гармонии;
    б)феодально-сословное;
    в)промышленно-индустриальное;
    г) социэтарное.
    15.Мысль о том, что общество развивается по пути регресса, отстаивали:
    а)древнегреческий философ Платон;
    б)древнегреческий философ Аристотель;
    в)древнегреческий поэт Гесиод;
    г)французский просветитель Ж.А. Кондорсе
    16.Высшим критерием общественного прогресса, по К. Марксу, является:
    а)развитие производительных сил;
    б)моральное, духовно-нравственное состояние общества;
    в)степень возрастания человеческой свободы;
    г)развитие человеческого разума.
    17.Что из перечисленного можно отнести к причинам общественных изменений:
    а) внешние факторы, влияние природной среды;
    б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества;
    в) стремление людей к новому, более совершенному;
    г) все, перечисленное выше.
    18. Что является высшим критерием общественного прогресса?
    а) интересы развития производительных сил;
    б) моральное, духовное состояние общества;
    в) человек, качество его жизни (прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма);
    г) все, перечисленное выше,
    19.Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как:
    а)циклический круговорот;
    б)движение вперед;
    в)движение по спирали
    г)развитие от сложного к простому
    20.Критерием общественного прогресса можно считать:
    а) развитие разума;
    б) развитие производства, науки
    в)в) развитие нравственности;
    г)г) все перечисленное выше.
    21.Верны ли следующие суждения?
    А, Развитие науки и техники - есть универсальный критерий общественного прогресса.
    Б. Развитие гуманизма - есть универсальный критерий общественного прогресса.
    а) верно только А;
    б) верно только Б;
    в) оба неверны;
    г) верно А и Б
    22.Верны ли следующие суждения?
    А. Для прогресса характерен переход от высшего к низшему. Б. Для прогресса характерны процессы деградации, возврат к низшим формам и структурам,
    а) верно только А; б)верно только Б; в)верно А и Б; г)оба суждения неверны.
    Практикум
    По мнению П.Г. Чернышевского, прогресс человеческой жизни объясняется «превосходством ума». В ходе развития под влиянием благоприятных условий жизни происходит улучшение организации головного мозга и возрастают умственные способности человека, которые являются, в свою очередь, причиной нравственного и материального прогресса. Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах. Стало быть, основная сила прогресса - наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний. Как по-вашему, прав или не прав русский мыслитель, если оценивать его мысли с позиции сегодняшней социальной науки?
    Сравните критерии прогресса, предлагавшиеся различными мыслителями. Противоречат ли они друг другу? Свое мнение аргументируйте.
    Сравните два высказывания Л.Н. Толстого. Нет ли между ними противоречия? Объясните свою точку зрения.
    Этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем.Закон прогресса, или совершенствования, написан в душе каждого человека и только вследствие заблуждения переносится в историю. Оставаясь личным, этот закон плодотворен и доступен каждому; перенесенный в историю, он делается праздною, пустою болтовней, ведущей к оправданию каждой бессмыслицы и фатализма.
    Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 60-70-х гг. XIX в. в России. Можно ли их назвать прогрессивными? А контрреформы 80-х гг.? Аргументируйте свою позицию.
    Подумайте над вопросами, поставленными в одной из философских книг: является ли прогрессом замена стрелы огнестрельным оружием, кремневого ружья - автоматом? Можно ли считать прогрессом замену при пытках раскаленных щипцов электрическим током? Подумайте: прогрессивна ли деятельность Петра I? Наполеона Бонапарта? П.А. Столыпина? Свою оценку аргументируйте.
    К какой из представленных в параграфе точек зрения на прогресс относится позиция флорентийского историка Ф. Гвиччардини (1483-1540): «Дела прошлого освещают будущее, ибо мир был всегда один и тот же: все, что есть и будет, уже было в другое время, а бывшее возвращается, только под другими названиями и в другой окраске; но узнает его не всякий, а лишь мудрый, который тщательно его наблюдает и обдумывает».
    Философ XX в. М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?
    Анализ текста
    К. Поппер «Открытое общество и его враги»
    Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь п р о г р е с с и р о в а т ь - з н а ч и т двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для «истории» это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей.
    Вопросы и задания к тексту
    Признает К. Поппер прогресс или не признает?
    Если не признает, то чем аргументирует непризнание идеи прогресса?
    Если признает, то как понимает его?
    Л.П. Карсавин «Философия истории»
    Анализ всякого исторического построения легко вскрывает лежащую в его основе схему прогресса и регресса. Без труда обнаруживается также и оценочный характер схемы, и условность оценки. Для историка революции, сосредоточившего внимание на ее политической стороне, апогей ее не совпадает с тем моментом, который является апогеем для историка ее социальной и культурной стороны. Историк, высоко оценивающий развитие индивидуума и ставящий ниже индивидуума государственное и национальное бытие, естественно признает эпоху Ренессанса прогрессом по сравнению с Xll-Xill вв. Но историк, ценящий национально-государственное бытие Италии, видит в разъединяющем ее индивидуализме Ренессанса не прогресс, а регресс. Равным образом, если я считаю индивидуализм Возрождения злым и греховным отрывом человека от Божества, я признаю эту эпоху не началом возрождения, а началом вырождения человечества.
    Вопросы и задания к тексту
    - Почему автор считает возможными различные оценки смысла и значения исторических событий и явлений?
    Ключ
    Тесты
    Б
    Г
    А
    А
    Б
    Б
    В
    В
    В
    А
    В
    А
    В
    А
    В
    А
    Г
    В
    А
    Г