Состав балетной труппы мариинского театра. Три лучшие танцовщицы мариинского театра исполняют на сцене большого партию анны карениной. Почему вы решили покинуть Мариинский театр

Публикации раздела Театры

Современные российские балерины. Топ-5

В предлагаемую пятерку ведущих балерин вошли артистки, которые начали карьеру в главных музыкальных театрах нашей страны - Мариинском и Большом - в 90-х годах, когда ситуация в политике, а за ней и в культуре стремительно менялась. Балетный театр становился более открытым за счет расширения репертуара, прихода новых хореографов, появления дополнительных возможностей на Западе и одновременно более требовательным к исполнительскому мастерству.

Этот короткий список звезд нового поколения открывает Ульяна Лопаткина, которая пришла в Мариинский театр в 1991-м и сейчас практически завершает карьеру. В конце списка - Виктория Терёшкина, которая также начала работать в эпоху перестройки в балетном искусстве. И сразу за ней идет следующее поколение танцовщиц, для которых советское наследие - лишь одно из многих направлений. Это Екатерина Кондаурова, Екатерина Крысанова, Олеся Новикова, Наталья Осипова, Оксана Кардаш, но о них в другой раз.

Ульяна Лопаткина

Сегодняшние СМИ называют ученицу Наталии Дудинской Ульяну Лопаткину (род. в 1973) «иконой стиля» русского балета. В этом броском определении есть зерно истины. Она - идеальная Одетта–Одиллия, подлинная «двуликая» героиня «Лебединого озера» в холодновато-рафинированной советской версии Константина Сергеева, сумевшая также развить и убедительно воплотить на сцене другой лебединый образ в декадентской миниатюре Михаила Фокина «Умирающий лебедь» Камиля Сен-Санса. По этим двум ее работам, зафиксированным на видео, Лопаткину узнают на улице тысячи поклонников во всем мире, а сотни юных балетных учениц стараются постичь ремесло и разгадать тайну перевоплощения. Утонченная и чувственная Лебедь - это Ульяна, и еще долго, даже когда новое поколение танцовщиц затмит гениальную плеяду балерин 1990–2000-х, Одетта–Лопаткина будет ворожить. Также она была недостижима, точна технически и выразительна в «Раймонде» Александра Глазунова, «Легенде о любви» Арифа Меликова. Ее бы не назвали «иконой стиля» и без вклада в балеты Джорджа Баланчина, чье американское наследие, напитанное культурой русского императорского балета, Мариинский театр осваивал, когда Лопаткина была на самом пике карьеры (1999–2010). Ее лучшими ролями, именно ролями, а не партиями, так как Лопаткина умеет драматически наполнять бессюжетные композиции, стали сольные работы в «Бриллиантах», «Фортепианном концерте №2», «Теме с вариациями» на музыку Петра Чайковского , «Вальсе» Мориса Равеля. Балерина участвовала и во всех авангардных проектах театра и по результатам сотрудничества с современными хореографами даст фору многим.

Ульяна Лопаткина в хореографической миниатюре «Умирающий лебедь»

Документальный фильм «Ульяна Лопаткина, или Танцы по будням и в праздники»

Диана Вишнёва

Вторая в силу рождения, всего лишь на три года младше Лопаткиной, ученица легендарной Людмилы Ковалёвой Диана Вишнёва (род. в 1976) в реальности никогда не «приходила» второй, но только первой. Так сложилось, что Лопаткина, Вишнёва и Захарова, отделенные друг от друга тремя годами, шли бок о бок рядом в Мариинском театре, полные здорового соперничества и одновременно восхищения огромными, но совершенно разными возможностями друг друга. Там, где Лопаткина царила томной грациозной Лебедью, а Захарова формировала новый - урбанистический - образ романтичной Жизели, Вишнёва выполняла функцию богини ветра. Еще не окончив Академию русского балета, она уже танцевала на сцене Мариинки Китри - главную героиню в «Дон Кихоте», еще несколько месяцев спустя показала свои достижения в Москве на сцене Большого театра . А в 20 лет стала прима-балериной Мариинского театра, хотя многим приходится ждать повышения до этого статуса до 30 и более лет. В 18 (!) Вишнёва примерила на себя роль Кармен в номере, сочиненном специального для нее Игорем Бельским. В конце 90-х Вишнёва по праву считалась лучшей Джульеттой в канонической редакции Леонида Лавровского, она же стала самой грациозной Манон Леско в одноименном балете Кеннета МакМиллана. С начала 2000-х параллельно с Петербургом, где участвовала во многих постановках таких хореографов, как Джордж Баланчин, Джером Роббинс, Уильям Форсайт, Алексей Ратманский, Анжелен Прельжокаж, начала выступать за рубежом как приглашенная этуаль («звезда балета»). Сейчас Вишнёва чаще работает в собственных проектах, заказывая балеты для себя известным хореографам (Джон Ноймайер, Алексей Ратманский, Каролин Карлсон, Мозес Пендлтон, Дуайт Роден, Жан-Кристоф Майо). Балерина регулярно танцует в премьерах московских театров. Огромный успех сопутствовал Вишнёвой в балете Большого театра в хореографии Матса Эка «Квартира» (2013) и спектакле Джона Ноймайера «Татьяна» по «Евгению Онегину» Александра Пушкина в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в 2014-м. В 2013-м стала одним из организаторов ноябрьского фестиваля современного танца Context, который с 2016 года проходит не только в Москве, но и в Петербурге.

Документальный фильм «Всегда в движении. Диана Вишнёва»

Светлана Захарова

Младшая в тройке знаменитых птенцов Академии имени А. Вагановой из 90-х, Светлана Захарова (род. в 1979) моментально нагнала своих соперниц и в чем-то перегнала их, поступив, как когда-то великие ленинградские балерины Марина Семёнова и Галина Уланова , «на службу» в московский Большой театр в 2003 году. За плечами у нее была учеба у прекрасного педагога АРБ Елены Евтеевой, опыт работы с Ольгой Моисеевой, звездой Кировского балета 70-х, и гигантский послужной список. В любом из спектаклей петербургского периода Захарова ярко выделялась. Ее коньком, с одной стороны, стали интерпретации героинь в старинных балетах Мариуса Петипа , реставрированных Сергеем Вихаревым, и солисток в авангардных постановках ведущих хореографов - с другой. По природным данным и «техническим характеристикам» Захарова не просто превосходила коллег в Мариинском театре и после в Большом, она вошла в когорту самых востребованных балерин мира, которые танцуют везде в гостевом статусе. А самая главная балетная компания Италии - балет Ла Скала - предложила ей в 2008 году постоянный контракт. Захарова в какой-то момент призналась, что станцевала «Лебединое озеро», «Баядерку» и «Спящую красавицу» во всех возможных сценических редакциях от Гамбурга до Парижа и Милана. В Большом театре, вскоре после переезда Захаровой в Москву, Джон Ноймайер ставил свой программный балет «Сон в летнюю ночь», и балерина блеснула в нем в двойной роли Ипполиты-Титании в паре с Обероном Николая Цискаридзе. Также она приняла участие в постановке «Дамы с камелиями» Ноймайера в Большом. Захарова успешно сотрудничает с Юрием Посоховым - она танцевала в Большом театре премьеру его «Золушки» в 2006 году и в 2015-м исполнила роль Княгини Мэри в «Герое нашего времени» .

Документальный фильм «Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Откровение»

Мария Александрова

В то же самое время, когда триада петербургских танцовщиц покоряла Северную Пальмиру, в Москве взошла звезда Марии Александровой (род. в 1978). Ее карьера развивалась с небольшим опозданием: когда она пришла в театр, свой век дотанцовывали балерины предыдущего поколения - Нина Ананиашвили, Надежда Грачева, Галина Степаненко. В балетах с их участием Александрова - яркая, темпераментная, даже экзотичная - была на вторых ролях, зато именно ей доставались все экспериментальные премьеры театра. Совсем еще юную балерину критики увидели в балете Алексея Ратманского «Сны о Японии», вскоре она уже интерпретировала Екатерину II в балете Бориса Эйфмана «Русский Гамлет» и др. А дебюты в главных партиях таких балетов, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Легенда о любви», она терпеливо ждала годы.

Судьбоносным стал 2003 год, когда Александрову выбрал в качестве Джульетты хореограф новой волны Раду Поклитару. Это был важный спектакль, открывший дорогу новой хореографии (без пуантов, без классических позиций) в Большом театре, и революционное знамя держала Александрова. В 2014-м она повторила свой успех в другом шекспировском балете - «Укрощение строптивой» в хореографии Майо. В 2015-м Александрова начала сотрудничество с хореографом Вячеславом Самодуровым. Он поставил на нее балет про театральное закулисье - «Занавес» в Екатеринбурге, а летом 2016 года выбрал на роль Ундины в одноименном балете в Большом театре. Балерина сумела использовать вынужденное время ожидания для оттачивания драматической стороны роли. Тайный источник ее креативной энергии, направленной на лицедейство, не иссякает, и Александрова всегда находится в боевой готовности.

Документальный фильм «Монологи о себе. Мария Александрова»

Виктория Терёшкина

Как и Александрова в Большом, Виктория Терёшкина (род. в 1983) находилась в тени вышеупомянутой тройки балерин. Но она не ждала чьего-то ухода на пенсию, она начала энергично захватывать параллельные пространства: экспериментировала с начинающими хореографами, не терялась в трудных балетах Уильяма Форсайта («Приблизительная соната», например). Часто делала то, за что другие не брались, или брались, но не справлялись, а у Терёшкиной получалось и получается абсолютно всё. Её главным коньком было безупречное владение техникой, помогла выносливость и присутствие рядом надежного педагога - Любови Кунаковой. Любопытно, что в отличие от Александровой, ушедшей в подлинный драматизм, который только возможен на балетной сцене, Терёшкина «поставила» на усовершенствование техники и возвела в культ торжествующую бессюжетность. Ее любимый сюжет, который она всегда разыгрывает на сцене, вырастает из чувства формы.

Документальный фильм «Царская ложа. Виктория Терёшкина»

|
балет мариинского театральная, балет мариинского театральные
История балетной труппы Мариинского театра начиналась с придворных спектаклей, где участвовали многие профессиональные танцовщики и танцовщицы, появившиеся после учреждения императрицей Анной Иоанновной в 1738 Танцевальной школы под руководством французского педагога Жана Батиста Ланде.

Балетная труппа входила в состав театров:

  • Петербургского Большого театра (Каменного; с 1783),
  • Мариинского театра с 1860,
  • Государственного Мариинского театра (с 1917), который в 1920 переименован в Государственный Академический театр оперы и балета (с 1935 им. С. М. Кирова), а в 1992 году возвратил своё прежнее имя - Мариинский театр.
  • 1 XIX век
  • 2 XX век
  • 3 XXI век
    • 3.1 Артисты балета
      • 3.1.1 Балерины и премьеры
      • 3.1.2 Первые солисты
      • 3.1.3 Вторые солисты
      • 3.1.4 Солисты характерного танца
      • 3.1.5 Корифеи
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

XIX век

Рикардо Дриго, 1894Лев Иванов, 1885Цезарь Пуньи, 1840Мариус Петипа, 1898Леон Минкус,1865Пётр ЧайковскийАлександр Глазунов

Заметное влияние на развитие петербургского балета оказал Ш. Л. Дидло. Танцевальные поэмы Дидло «Зефир и Флора» (1804), «Амур и Психея» (1809), «Ацис и Галатея» (1816) Кавоса предвещали наступление романтизма. 1823 театр поставил балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» на муз. Кавоса (1823). репертуаре, созданном Дидло, раскрылись таланты М. И. Даниловой, Е. И. Истоминой, Е. А. Телешовой, А. С. Новицкой, Огюста (О. Пуаро), Н. О. Гольца. 1837 году итальянский хореограф Ф. Тальони и его дочь М. Тальони показали в Петербурге балет «Сильфида». 1842 в балете «Жизель», в постановке Ж. Коралли и Ж. Перро, с успехом выступила Е. И. Андреянова. 1848-1859 годах петербургский балет возглавил Ж. Перро, который поставил балеты «Эсмеральда», «Катарина» и «Фауст» Пуньи. 1859 году балет возглавил балетмейстер А. Сен-Леон, поставил балеты «Конёк-Горбунок» (1864) и «Золотая рыбка» (1867). Преемником Перро и Сен-Леона стал Мариус Петипа (с 1847 солист балета, затем - балетмейстер, в 1869-1903 - главный балетмейстер театра).

За время своего пребывания в России Мариус Петипа поставил на императорской сцене балеты:«Дочь фараона» на музыку Цезаря Пуни, в 1862 году; «Царь Кандавл» Цезаря Пуни, в 1868 году; «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса, 1869; «Две звезды» Цезаря Пуни, 1871; «Баядерка» Л. Ф. Минкуса, 1877; "Спящая красавица П. И. Чайковского, в ред. Дриго, (1890-1895), I и III акты, в сотрудничестве с Львом Ивановым (ивановский текст - 2-я картина первого акта, венецианский и венгерский танцы во втором акте, третий акт, за исключением апофеоза); «Лебединое озеро» (совместно с Л. И. Ивановым, 1895); «Раймонда» на музыку А. К. Глазунова, 1898; «Корсар» на музыку Адана, Пуни, Дриго, Делиба, Петр Ольденбургского, Минкуса и Трубецкого, 1898; «Пахита» Дельдевеза, 1899; «Испытания Дамиса» А. К. Глазунова, 1900; «Времена года» (Четыре времени года) А. К. Глазунова, 1900; «Арлекинада» (Миллионы Арлекина) Дриго, 1900; «Ученики господина Дюпре», 1900; «Волшебное зеркало» Корещенко, 1904; «Роман бутона розы», Дриго (премьера не состоялась).

Балеты Мариуса Петипа требовали высокого профессионализма труппы, который достигался благодаря педагогическим талантам Христиана Иогансона, Энрико Чеккетти. балетах Петипа и Иванова выступали:М. Суровщикова-Петипа, Екатерина Вазем, Е. П. Соколова, В. А. Никитина, Мария Петипа, П. А. Гердт, П. К. Карсавин, Н. Г. Легат, И. Ф. Кшесинский, К. М. Куличевская, А. В. Ширяев.

XX век

А. В. Ширяев, 1904А. А. Горский, 1906Михаил Фокин, 1909

В начале XX века хранителями академических традиций были артисты:Ольга Преображенская (1871-1962), Матильда Кшесинская, Вера Трефилова, Ю. Н. Седова, Агриппина Ваганова, Л. Н. Егорова, Н. Г. Легат, С. К. Андрианов, Мария Кожухова (1897-1959), Ольга Спесивцева (1895-1991) (5 (18) июля 1895 года - 16 сентября 1991 года)

В поисках новых форм Михаил Фокин опирался на современное изобразительное искусство. Излюбленной сценической формой балетмейстера стал одноактный балет с лаконичным непрерывным действием, с чётко выраженной стилистической окраской.

Михаилу Фокину принадлежат балеты:«Павильон Армиды» , 1907; «Шопениана», 1908; «Египетские ночи», 1908; « Карнавал», 1910; « Петрушка», 1911; «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь», 1909. балетах Фокина прославились Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и Анна Павлова.

Первый акт балета «Дон Кихот», на музыку Людвига Минкуса (по мотивам балета М. Петипа) дошёл до современников в редакции Александра Горского 1900 года.

Позднее, в 1963 году был поставлен «Конек-Горбунок» (Александра Горского, возобновлённый Михайловым, Балтачеевым и Брускиным.

С 1924 года в театре ставил спектакли Фёдор Лопухов, первой постановкой которого стал спектакль «Ночь на Лысой горе», (музыка - Модест Мусоргский); затем в 1927 году - «Ледяная дева»; 1929 - «Красный мак», совместно с Пономарёвым и Леонтьевым; 1931 - «Болт», музыка - Дмитрий Шостакович, 1944 - «Тщетная предосторожность» на музыку Г.Гертеля (Ленинградский Малый оперный театр в эвакуации в Оренбурге и Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова); 1947 - «Весенняя сказка» муз. Б.Асафьева (по музыкальным материалам Чайковского) (Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова)

В первые годы после Октябрьской революции 1917 года перед театром встали задачи сохранения наследия. театре работали ведущие артисты:Э. Вилль, Е. П. Гердт, Пётр Гусев, А. В. Лопухов, Е. М. Люком, О. П. Мунгалова, В. И. Пономарёв, В. А. Семёнов, Б. В. Шавров.

  • В 1930 году - балетмейстерами Василием Вайноненом, Леонидом Якобсоном и В. П. Чесноковым был поставлен Балет «Золотой век» на музыку - Дмитрия Шостаковича.
  • С 1932 по 1942 годы были поставлены балеты:«Пламя Парижа», балетмейстер Василий Вайнонен, 1932; «Бахчисарайский фонтан», балетмейстер Ростислав Захаров, 1934; в 1939 году - «Лауренсия», балетмейстер Вахтанг Чабукиани.

В 1940 году балетмейстер Леонид Лавровский поставил балет «Ромео и Джульетта». Позднее этот спектакль возобновил Семён Каплан, в 1975 году.

В годы Великой Отечественной войны артисты, оставшиеся в блокадном Ленинграде, под руководством О. Г. Иордан выезжали на фронт, выступали на заводах и в госпиталях. Основной коллектив был эвакуирован в Пермь, где в 1942 году был поставлен спектакль «Гаянэ», балетмейстером Ниной Анисимовой

Солистами балета театра периода 1920-1940 годов стали ученики А. Я. Вагановой, М. Ф. Романовой, Е. П. Снетковой-Вечесловой и А. В. Ширяева:Нина Анисимова, Фея Балабина, Татьяна Вечеслова, Наталья Дудинская, А. Н. Ермолаев, Н. А. Зубковский, О. Г. Иордан, Марина Семёнова, Константин Сергеев, Галина Уланова, Вахтанг Чабукиани и Алла Шелест, Татьяна Вечеслова.

В 1941 году после окончания Московского хореографического училища по классу петербургского педагога Марии Кожуховой в театр поступила Инна Зубковская.

В послевоенное время репертуар балета театра имени Кирова появились новые постановки, в которых танцевали:И. Д. Бельский, Б. Я. Брегвадзе, Инна Зубковская, Нинель Кургапкина, Аскольд Макаров, Ольга Моисеева, Н. А. Петрова, В. Д. Ухов, К. В. Шатилов Н. Б. Ястребова.

В последних выпусках А. Я. Вагановой 50-х годов появились и засверкали два имени:Ирина Колпакова и Алла Осипенко, с сезона 1957 года в театре появилась ученица В. С. Костровицкой Габриэла Комлева, в 1958 году театре появилась ученица Н. А. Камковой Алла Сизова, в 1959 году Е. В. Ширипина выпустила будущую мировую звезду Наталию Макарову, в 1963 году в театре появилась ученица Л. М. Тюнтиной Наталья Большакова, в 1966 году - ученица того же педагога Елена Евтеева, в 1970 году в театре появилась ученица Н. В. Беликовой Галина Мезенцева, а также в 1970-1972 гг. в театре танцевала выпускница того же педагога Людмила Семеняка, в кировском балете работали ученики Александра Пушкина Рудольф Нуриев, с 1958 года и Михаил Барышников, 1967 года, с 1958 года - Юрий Соловьёв (ученик Бориса Шаврова).

В 80-х годах в театр пришло следующее поколение, среди новых звёзд Алтынай Асылмуратова, Фарух Рузиматов, Елена Панкова, Жанна Аюпова, Лариса Лежнина, Анна Поликарпова.

XXI век

В новом тысячелетии в балетной труппе театра:Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва, Юлия Махалина, Алина Сомова и Виктория Терёшкина.

Артисты балета

На 2016 год основу балета Мариинского театра составляют следующие артисты:

Балерины и премьеры

  • Екатерина Кондаурова
  • Ульяна Лопаткина
  • Юлия Махалина
  • Дарья Павленко
  • Оксана Скорик
  • Алина Сомова
  • Виктория Терёшкина
  • Диана Вишнёва
  • Тимур Аскеров
  • Евгений Иванченко
  • Кимин Ким
  • Игорь Колб
  • Владимир Шкляров
  • Данила Корсунцев
  • Денис Матвиенко (приглашённый солист)

Первые солисты

Вторые солисты

Солисты характерного танца

Корифеи

    «Дочь фараона», 1898 год

    Одно из представлений, 2005 год

    «Лебединое озеро», 2004 год

    «Баядерка», 2011 год

См. также

  • История петербургской балетной школы

Примечания

  1. Солисты балета Мариинского театра.Мариинский театр. Проверено 17 августа 2016.

Ссылки

  • Солисты балета - на сайте Мариинского театра

балет мариинского театрални, балет мариинского театральна, балет мариинского театральная, балет мариинского театральные

Балет Мариинского театра Информацию О

    См. также Мариинский театр, Список оперных певцов, Балетная труппа Мариинского театра, Оперная труппа Большого театра. Содержание 1 Сопрано 2 Меццо сопрано 3 Контральто … Википедия

    См. также Мариинский театр, Оперная труппа Мариинского театра, Балетная труппа Мариинского театра, Режиссёры и хореографы Мариинского театра, Дирижёры Большого театра до 2000 после 2000 Константин Николаевич Лядов Эдуард Францевич Направник… … Википедия

    См. также Большой театр, Список оперных певцов, Балетная труппа Большого театра, Дирижёры Большого театра, Режиссёры и хореографы Большого театра, Оперная труппа Мариинского театра. В список входят оперные певцы и певицы, входящие и входившие в… … Википедия

    Основная статья: Мариинский театр Репертуар балета Мариинского театра включает в себя многочисленные постановки, как созданные в последние годы, так и имеющие за собой многолетние традиции. Мариинский театр, 2008 … Википедия

    Основная статья: Мариинский театр Репертуар Мариинского театра включает в себя многочисленные постановки, как созданные в последние годы, так и имеющие за собой многолетние традиции … Википедия

    См. также Мариинский театр, Дирижёры Мариинского театра, Оперная труппа Мариинского театра, Балетная труппа Мариинского театра, Режиссёры и хореографы Большого театра до 2000 после 2000 Смолич, Николай Васильевич Эйфман, Борис Яковлевич … Википедия

    Основные статьи: Мариинский театр, Репертуар Мариинского театра Содержание 1 XIX век 2 XX век 3 См. также … Википедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 августа 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

    См. также Большой театр, Дирижёры Большого театра, Оперная труппа Большого театра, Балетная труппа Большого театра, Режиссёры и хореографы Мариинского театра В список помещены режиссёры, сотрудничавшие с Большим театром на постоянной основе, либо … Википедия