Презентация на тему мораль и культура орксэ. Презентация на тему "культура и мораль". Во всех религиях есть это «золотое правило»

Слайд 2

Перед вами вопросы, связанные с понятием культура. Попробуйте дать ответ на уже знакомые вам. А на какие из них вы бы хотели получить ответ?

  • Какого человека можно назвать культурным.
  • Что значит культурно вести себя.
  • Что означает слово культура.
  • Почему культуру называют второй природой.
  • Что такое материальная культура.
  • Что такое духовная культура.
  • Как возникла мораль.
  • Слайд 3

    Что такое культура?

    Древняя Греция:

    • Культура (лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание).
  • Слайд 4

    Россия -19 в.

    Культура:

    • Хлебопашество, земледелие,
    • Образованность.
  • Слайд 5

    Значение культуры

    Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру. Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Очень важно изучать культуру не только своей страны, но и других стран и народов.

    Слайд 6

    Виды культуры

    • Материальная - включает предметы человеческого труда.
    • Духовная - представления,мысли людей, идеи, традиции и обычаи, нормы и правила, ценности и идеалы.
  • Слайд 7

    Слайд 8

    Посуда из берёсты

    Обыкновенное чудо - посуда из берёсты, которую делали наши предки. Если нужно было донести горячую еду на поле для работающих, то выручали туески* из берёсты. Если нужно сохранить продукты - на помощь приходила посуда из берёсты. Мастера назывались берестянщики, они «шили» из пласта берёсты или плели из узких берестяных лент. Берёсту заготовляли весной, в мае или начале июня, когда дерево в соку. Из пласта берёсты делали короба, туеса для хранения муки, круп и других сыпучих продуктов, корзины и многое другое. В берестяную посуду сливали молоко для квашения. Для питья использовали берестяные черпаки. Изделия из берёсты очень прочны, они могли служить до 25 лет! Умения передавались из поколения в поколение.

    Слайд 9

    ​Физминутка

    Раз – поднялись, потянулись.
    Два – согнулись разогнулись.
    Три- в ладоши три хлопка,
    Головою три кивка.
    На четыре – руки шире,
    Пять – руками помахать.
    Шесть за парту тихо сесть

    Слайд 10

    • Политическая культура - это идеалы и жизненные ценности людей в государстве.
    • Правовая культура - законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех.
    • Мораль - система норм и ценностей, регулирующая поведение людей.
  • Слайд 11

    Золотое правило морали

    Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой!

    Слайд 12

    Правила морали

    • Лениться и бездельничать
    • Давать пустые обещания
    • Помочь старой бабушке принести воды
    • Быть жадным, негостеприимным
    • Помогать человеку в беде, горе
    • Смеяться над увечными
    • Уважать, заботиться о родителях
    • Съесть конфеты, которые мама отложила к празднику
    • Быть честным
    • Требовать у родителей того, что не заслужил трудом.
  • Слайд 13

    Морозко

  • Слайд 14

    Живало-бывало, - жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.
    Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита и недовернешься - бита. А родная дочь, что ни сделает - за все гладят по головке: умница.
    Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету… Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо.
    Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
    - Вези, вези ее, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.
    Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь:
    - Садись, мила дочь, в сани.

    Слайд 15

    Тепло ли тебе, девица?
    - Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

    Она чуть дух переводит:
    - Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:
    - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
    Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:
    - Ой, тепло, голубчик Морозушко!

    Слайд 16

    Старухина дочь сидит, зубами стучит.
    А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:
    - Тепло ли тебе, девица? А она ему:
    - Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко…
    Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать.
    - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
    - Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко… Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:
    - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
    - Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

    Слайд 17

    Домашнее задание

    Вместе с родителями составьте свод правил, принятых в вашей семье – страница №9.

    Посмотреть все слайды

    Цель: раскрыть взаимосвязь понятий «культура» и «мораль»Задачи:
    Познакомить с понятиями «культура» и
    «мораль»;
    Создать условия для восприятия
    многообразия проявлений
    жизнедеятельности человека в
    культуре;
    Создать ситуацию осмысления
    взаимосвязи культуры и морали.

    Актуализация внимания к теме

    Вопросы:
    Как вы понимаете, что такое
    «культура»?
    Как вы понимаете, что такое «мораль»?
    Как вы считаете, каким образом
    связаны эти два понятия?

    Работа с текстом учебника

    Задание 1.
    Прочитать текст учебника. Найти характеристики
    понятий «культура» и «мораль».
    Заполнить в таблице вторую строку.
    Понятие
    Кем
    создается
    Относительно
    Включает
    разных
    народов и
    материальную духовную
    наций
    Культура
    Трудом
    людей
    Каждая нация или
    народ имеют свою
    культуру
    Мораль
    Здания
    Города
    Произведения
    искусства
    Предметы быта и
    т.д.
    Законы,
    касающиеся
    всех сфер
    жизнедеяте
    льности
    человека

    Работа с текстом учебника

    Учителю необходимо прослушать мнение каждого
    ученика, но подвести их к выводу и заполнить вторую
    строку таблицы на доске. Например, следующим
    образом:
    Понятие
    Кем
    создается
    Относительно
    Включает
    разных
    материальную духовную
    народов и
    наций
    Культура
    Трудом
    людей
    Каждая нация или
    народ имеют свою
    культуру
    Здания
    Города
    Произведения
    искусства
    Предметы быта и
    т.д.
    Законы,
    касающиеся
    всех сфер
    жизнедеяте
    льности
    человека
    Мораль
    Людьми
    Есть
    национальные и
    общечеловеческие
    Статьи в
    Конституциях
    разных народов
    Идеалы
    Ценности

    Работа с текстом учебника

    Задание 2.
    Прочитать текст учебника на стр. , начиная с
    абзаца: «Мораль возникает тогда, …».
    Ответить на вопросы:
    Каковы причины возникновения морали?
    Какие действия человека составили нормы
    его поведения в обществе?
    Какие действия человека мешают ему
    самому и его окружению жить достойным
    образом?

    Работа с определениями

    Культура – совокупность производственных,
    общественных и духовных достижений
    людей. С.И. Ожегов.
    Мораль – нравственные нормы поведения,
    отношений с людьми, а также сама
    нравственность. С.И. Ожегов.
    Мораль – нравоученье, нравственное
    ученье, правила для воли, совести человека.
    Моральные истины, нравственные. В.И. Даль.
    Задание 3.
    Поразмышляйте, каким образом в разных
    национальных культурах формируются
    нормы и правила поведения в обществе?

    Работа с текстом

    Задание № 4.
    Можно предложить учащимся сравнить
    как принято в различных культурах:
    Здороваться;
    Одеваться;
    Справлять свадьбы;
    Относиться к старшим, женщинам,
    мужчинам, детям и т.д.

    Если в России при встрече обмениваются пожеланием
    здравствовать, то в Германии согласно заведенному
    порядку желают «Доброго утра» до 12 дня, «Доброго
    дня» с 12 до 17 и далее следует «Добрый вечер», однако
    могут ограничиться и простым приветом.
    В большинстве других европейских стран и в Америке
    спрашивают: «Как дела?», и в ответ получают обычно:
    «Хорошо» или «Нормально», затем следует встречный
    аналогичный вопрос (причем отвечать «Плохо» просто
    неприлично).
    В Малайзии вопрошают: «Куда ты идешь?» На что
    отвечают расплывчато: «Погулять».
    Еврей пожелает: «Мир вам!», а перс: «Будь весел!»
    Гренландцы констатируют: «Хорошая погода!»

    В помощь учителю (приветствия)

    Русские, европейцы, американцы в качестве приветственного жеста
    обмениваются дружеским рукопожатием.
    Пожимающие друг другу правые руки показывают: в них нет оружия
    и их намерения чисты.
    Во Франции в неофициальной обстановке даже малознакомые люди
    целуются при встрече и прощании, касаясь друг друга щеками
    поочередно и посылая в воздух от одного до пяти поцелуев.
    Эмоциональные латиноамериканцы обнимаются.
    Мерзнущие лапландцы трутся друг о друга носами.
    Дружелюбные японцы кланяются одним из трех видов поклонов -
    самым низким, средним с углом примерно в 30 градусов или легким.
    Китайцы тоже кланяются, но с вытянутыми вдоль тела руками.
    В Индии в знак приветствия руки складывают вместе и уважительно
    прижимают их к груди.
    Арабы скрещивают руки на груди.

    Что касается обрядов для благополучия
    семьи, здесь тоже есть свои особенности.
    Вы, наверное, знаете о том, что с этой
    целью многие народы любят посыпать
    пару рисом.
    Это служит пожеланием в многодетности.
    В России распространено посыпать
    молодоженов мелкими монетами, что
    символизирует их будущий достаток.
    В Румынии, например, посыпают орехами,
    а в некоторых странах - даже лепестками
    роз или пшеном.

    В помощь учителю (свадебные обряды)

    В Венгрии есть презабавный обычай под
    названием «денежный танец»: невеста
    выставляет посреди комнаты свои туфли, и
    все, кто хотят с ней потанцевать, должны
    сначала бросить в них несколько монет.
    А в Польше денежные купюры цепляет к
    платью невесты либо бросают в фату,
    которую предварительно снимает жених. Это
    является еще одним свадебным подарком
    молодым.
    В Швейцарии брачующиеся садят сосну, а в
    Норвегии - две молодые елочки. Это
    символизирует удачу и богатство.

    Китай
    Франция
    Шотландия

    Мексика
    Япония
    Россия

    Самостоятельная работа

    Написать в тетради рассуждение на
    тему «Какие нормы и ценности
    являются общими для всех народов
    мира и почему?»


    Перед вами вопросы, связанные с понятием культура. Попробуйте дать ответ на уже знакомые вам. А на какие из них вы бы хотели получить ответ? -Какого человека можно назвать культурным. -Что значит культурно вести себя. -Что означает слово культура. -Почему культуру называют второй природой. -Что такое материальная культура. -Что такое духовная культура. -Как возникла мораль.


    Политическая культура- это идеалы и жизненные ценности людей в государстве. Правовая культура - законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех. Мораль - система норм и ценностей, регулирующая поведение людей.


    -Лениться и бездельничать -Давать пустые обещания -Помочь старой бабушке принести воды -Быть жадным, негостеприимным -Помогать человеку в беде, горе -Смеяться над увечными -Уважать, заботиться о родителях -Съесть конфеты, которые мама отложила к празднику -Быть честным -Требовать у родителей того, что не заслужил трудом.


    Морозко. Живало-бывало, - жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита и недовернешься - бита. А родная дочь, что ни сделает - за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету… Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. - Вези, вези ее, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: - Садись, мила дочь, в сани.


    - Тепло ли тебе, девица? - Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает: - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Она чуть дух переводит: - Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал: - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка? Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит: - Ой, тепло, голубчик Морозушко!


    Старухина дочь сидит, зубами стучит. Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает: - Тепло ли тебе, девица? А она ему: - Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко… Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать. - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? - Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко… Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал: - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? - Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

    Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Обществознание"

    Основная цель презентации по обществознанию - изучить общество и разобраться в социальных процессах. В данном разделе сайта собраны готовые презентации охватывающие всю школьную программу по обществознанию. Здесь Вы можете найти и скачать готовую презентацию по обществознанию для 6,7,8,9,10,11 класса. Хорошо иллюстрированные и грамотно составленные презентации помогут учителю провести урок в увлекательной форме, а учащиеся могут использовать их для подготовки к уроку, повторения уже пройденного материала или же в качестве визуального сопровождения при выступлении с докладом.

    • Создание условий для формирования нравственных ценностей, знакомство с понятиями «культура», «мораль».
    • Создать условия для формирования готовности и способности обучающихся самостоятельно осваивать культурные ценности, а в идеале - «культурно» решать собственные жизненно важные проблемы.
    • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, этических чувств как регуляторов морального поведения.
    • Развитие у учеников потребности совершать хорошие поступки, предотвращать плохие.

    Учебник

    Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2010.

    Формы и виды деятельности

    • Беседа
    • Устный рассказ на тему с применением слайдов
    • Самостоятельная творческая работа
    • Рефлексия
    • Комментированное чтение
    • Работа с иллюстративным материалом
    • Подготовка творческой беседы с членами семьи
    • Участие в учебном диалоге

    Оборудование

    Компьютер, проектор, тесты, презентация

    Основные термины и понятия

    Культура, мораль, моральные нормы.

    Ход урока

    1 Организация деятельности учащихся

    Я спешу сказать вам – Здравствуйте ,

    Я спешу сказать вам – Благости ,

    Я спешу сказать вам – Радости ,

    2 Беседа с учащимися. Примерный план

    Презентация «Культура и мораль»

    Чтобы просмотреть презентацию в полноэкранном режиме, кликните на двунаправленную стрелку в правом верхнем углу кадра!

















    Тема урока: Культура и мораль

    Приветствие

    Я спешу сказать вам – Здравствуйте ,
    Чтобы пожелать здоровья доброго,
    Я спешу сказать вам – Благости ,
    Чтобы пожелать счастья нового,
    Я спешу сказать вам – Радости ,
    Чтобы пожелать удач, успехов и везенья.
    Чтоб пожелать всем на уроке прекраснейшего настроения!

    Игрушка и Друг

    • Что за игрушку вы видите на слайде?
    • Почему её так назвали?
    • Если её толкнуть, что произойдёт?
    • Погладь её, она подставит другую сторону. Облей её водой, стечёт. Обзови её – она смолчит.
    • А теперь представьте, что у вас такой друг. Удобно, правда? А почему?
    • Но ведь в жизни всё по-другому. Если ты так поступишь с другом, то что произойдёт?
    • А кто ещё тебя осудит за такое поведение?
    • А что, у нас есть какие-то правила в поведении?

    Система взглядов и представлений, регулирующая поведение людей

    Если проще, то как называется внешний контроль поведения, если внутренний контроль называется «совесть», а государственный контроль называется «право»?

    Мораль . Именно так и звучит первая часть темы нашего урока. Сегодня нам предстоит разобрать понятия «мораль», «культура», и как они связаны друг с другом.

    МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ - различные нормы, которые приняты в обществе, которые помогают отличить добро и зло, справедливость и несправедливость.
    Эти нормы помогают понимать, что можно делать, что нельзя.

    Мораль и ложь

    Одна из самых распространённых норм гласит: не лги . Однако, она чаще всего нарушается. Если ложь не связана с нарушением закона, например, лжесвидетельством на суде, то за неё не накажут - не оштрафуют и не посадят в тюрьму. То есть юридическая ответственность за ложь не наступит.

    Зато наступит другая ответственность – моральная. Недаром говорят: «сколько верёвочке не виться, а конец всё равно будет». Ложь рано или поздно выходит наружу!

    Ещё говорят: единожды солгав - кто тебе поверит? Лживый человек приобретает репутацию лгуна. Наступает моральная ответственность, т.к. с репутацией лгуна жить несладко. К нему относятся с подозрением, в деловые отношения с ним не вступают.

    Ябедничество стоит рядом с ложью, и тоже осуждается морально.

    Мораль и зависть

    Другая моральная норма гласит: не завидуй . Люди с давних пор не любят завистников. Один очень известный философ Клод Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шефствуют ненависть, предательство и интриги» .

    Кто же таких людей будет уважать?

    Отсюда и моральная ответственность, поскольку завистник не умеет скрывать своих чувств, они у него на лице, на языке, и в делах. С такими людьми тяжело иметь дело, и от этого завистники многое теряют в главном - в общении, в отношениях с людьми.

    А.С.Пушкин написал прекрасное произведение «Моцарт и Сальери», в нём показано, как в одном человеке может ужиться гений и злодей: Сальери убивает Моцарта из-за безумной страсти - зависти к его таланту.

    Мораль и жадность

    Ещё одно моральное правило – «не жадничай». Его нарушение является одним из самых отвратительных явлений нашей жизни. Известны случаи, когда из-за жадности предавали товарищей, общее дело, и даже близких.

    И за жадность не наказывают по закону, потому что таких законов нет. Но жадность один из великих источников преступлений, из-за неё крадут, подделывают документы, деньги, обманывают продавцов и покупателей, и даже убивают.

    Жадность можно сравнить с болезнью от которой не так-то легко вылечиться, именно поэтому жадных людей и не любят, это отразилось и в народных пословицах:

    • Жаден как волк, а труслив как заяц
    • Жадное брюхо, ест по ухо
    • Жадный сам себе, покоя не даёт

    Мораль

    Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов

    «Золотое правило» морали

    Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе

    Во всех религиях есть это «золотое правило»

    Христианство

    Возлюби ближнего своего, как самого себя

    Ислам

    Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах

    Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя

    Буддизм

    Человек может выразить своё отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову

    Какие составляющие морали вы можете назвать?

    (Какие качества мы отнесем к золотому правилу морали?)

    • доброта
    • сострадание
    • ответственность
    • бескорыстность
    • человечность
    • любовь
    • великодушие
    • терпимость
    • совесть
    • милосердие
    • щедрость

    А сейчас, я предлагаю вам выбрать одно из качеств и придумать небольшую сценку, где в полной мере отражается данное качество.

    Культура

    Мораль является элементом культуры. А что такое культура?

    • «Культура» в переводе с латинского означает возделывание, взращивание.
    • Культура - это всё, что создаёт человек: материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, нравственные и моральные ценности.
    • КУЛЬТУРА - характеристика определённой исторической эпохи.

    Культура - это возделывание души человека…

    Цицерон

    Как вы понимаете это высказывание?

    ВЫВОД: Таким образом, мы с вами сегодня выяснили, что эти два понятия неразрывно связаны друг с другом, и что они по-настоящему являются постоянными спутниками честного и воспитанного человека

    Размышление

    В коробке находятся предметы:

    • матрёшка,
    • авторучка,
    • книга,
    • апельсин,
    • зонт,
    • диск,
    • ложка и др.

    С точки зрения понятий «культура» и «мораль» объясните, как могут вам пригодиться эти предметы?

    Подводим итоги

    Этика - наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле

    Культура - это всё что создаёт человек:

    • Материальная культура - материальные ценности
    • Духовная культура - правовая культура, обычаи, традиции, мораль

    Мораль - это привычки, обычаи, правила поведения

    Сегодня на уроке:

    • Я узнал, что…
    • Мне понравилось…
    • Докажите, что вы сегодня учились, а не просто присутствовали на уроке…

    Домашнее задание

    Составить с родителями свод моральных норм, принятых в вашей семье.

    3 Работа с учебником

    Примерный план беседы:

    • Рассмотрите иллюстрации в учебнике (стр. 8-9). Элементы каких национальных культур на них представлены?
    • Приведите примеры материальной и духовной культуры.
    • Объясните, почему возникла мораль.

    4 Домашнее задание

    Составить с родителями свод моральных норм, принятых в вашей семье

    5 Занимательный материал к уроку

    1. А. Маркуша. Тихая Зоя

    Текст рассказа

    В четвёртом классе «А» завелась такая ехидная девчонка – Зоя Шаламова. Стоило учительнице открыть дверь, Зоя поднимала руку.

    – Что у тебя, Зоя? – терпеливо спрашивала учительница.

    – Сегодня Володя Петухов и Гуляев Витя кидались в нас бумажными шариками, а Семенков Женя говорил нехорошие слова…

    – Садись, – отвечала учительница, – мы потом поговорим об этом.

    Но стоило учительнице снова появиться в классе, как все начиналось сначала.

    – Можно сказать? – вежливо спрашивала Зоя и, получив разрешение, докладывала:

    – Володя Петухов написал на стенке, а Гуляев Витя показал язык Семенкову Жене…

    – Садись, – говорила учительница и тяжело вздыхала. – Мы потом поговорим об этом.

    Надо заметить, учительница была умная и никогда не пыталась выяснять у Зои, кто, где, как и почему напроказил. И все равно Зоя не унималась.

    Вызывали в школу мать Зои. Но та, к сожалению, не поняла, в чем же виновата её дочь, она даже возмутилась:

    – Наша Зоенька всегда говорит правду! Я её так с самого детства приучила. Значит, ваши мальчишки действительно кидаются бумажными шариками, говорят нехорошие слова, и пишут на стенках, и показывают друг другу язык. Вот их родителей и вызывайте!

    Никто не знал, что делать с Зоей Шаламовой, как «привести её в чувство», даже учительница не знала. А вот ребята нашли выход.

    Точно не помню, как это случилось, но случилось: Зоя перевернула чернильницу, да так неловко, что у Гуляева Вити вся спина стала фиолетовой. И тогда Семенков Женя сказал:

    – После уроков пойдёшь к Витькиной матери и скажешь, что это ты вылила на него чернила.

    – Но я же не нарочно.

    – Все равно, пойдёшь и скажешь, что вылила ты. Если хочешь, можешь объяснить, что не нарочно.

    Зоя не пошла.

    И тогда все мальчишки четвёртого класса «А» отправились следом за Зоей. А потом, когда вредная Зоя скрылась за своей дверью, они по одному звонили в звонок и каждый объяснял маме Шаламовой, что её дочка Зоя вылила чернила на спину Гуляеву Вите. После двенадцатого объяснения мама Шаламовой закричала страшным голосом:

    – Ну, вылила, вылила, вылила! Девочка плачет, чего вы ещё хотите?

    – Мы хотим, – сказал Семенков Женя, – чтобы она пошла к Витькиной матери и сама на себя нажаловалась. А если не пойдёт, – пообещал Женя, – мы и завтра, и послезавтра, и всегда будем приходить к вам и рассказывать… Пока Зойка сама на себя не нажалуется…

    Больше при появлении учительницы Зоя не поднимала руки и не лезла ябедничать.

    Вылечилась раз и навсегда.

    Вопрос:

    • Как Зоя вылечилась от ябедничества?

    2. Старый дед и внучек

    Текст басни

    Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

    Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил.

    Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.

    Старик только вздохнул и ничего не сказал.

    Сидят раз муж с женой дома и смотрят: сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает.

    Отец и спросил:

    – Что ты это делаешь, Миша?

    А Миша и отвечает:

    – Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

    Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

    Вопросы:

    • Назовите главных героев
    • Какие взаимоотношения должны быть между старшими и младшими членами семьи?
    • Что заставило мужа и жену задуматься над своим поступком?
    Светлана

    1 слайд

    Культура и мораль Рак Галина Владимировна учитель начальных классов МБОУ СОШ №151 г.Новосибирск

    2 слайд

    Вы узнаете: Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль.

    3 слайд

    Понятие культура появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем – это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней.

    4 слайд

    В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX века. Оно употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность.

    5 слайд

    Культуру иногда называют второй природой. В отличие от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать.

    6 слайд

    Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру.

    7 слайд

    Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.

    8 слайд

    Культура разных народов Культура включает в себя предметы человеческого труда (материальная культура), а также представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила (духовная культура).

    9 слайд

    Разновидность духовной культуры Существует много разных видов духовной культуры. Например, политическая культура – это идеалы и жизненные ценности людей в государстве, правовая культура – законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения. Особый вид духовной культуры – мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

    10 слайд

    11 слайд

    Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то жизнь становится легче. А если лениться, ссориться, обманывать, то жизнь людей становится хуже.

    12 слайд

    Постепенно стали складываться представления о хорошем и плохом, о добре и зле. В результате появилась потребность поддерживать (поощрять) хорошие (добрые) поступки и запрещать плохие (злые) поступки.

    13 слайд

    Кроме того, стало необходимо передавать знания о добре и зле следующим поколениям. Эти знания постепенно перешли в нормы поведения.

    14 слайд

    Моральные нормы связаны с понятными всем требованиями: Уважать родителей Выполнять обещания Помогать нуждающимся Не воровать Не убивать Не обманывать и т.д.

    15 слайд

    И всегда, во все времена, осуждались: Трусость Предательство Жадность Жестокость Клевета Лицемерие

    16 слайд

    Что означает слово «культура»? Понятие «культура» появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем – это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней. В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX века. Оно употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность.

    17 слайд

    Почему культуру называют второй природой? Культуру иногда называют второй природой. В отличие от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать. Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру.

    Вопросы и задания: Приведите примеры материальной и духовной культуры. Объясните, почему возникла мораль. Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

    20 слайд

    Использованные материалы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Основы светской этики» 4 -5 классы Москва «Просвещение» 2010 http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%B8%D1%80&stype=simage&img_url=img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/11/612/11612943_1470229665.jpg&p=880 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=добро%20и%20зло%20картинки&stype=simage&img_url=www.gigart.ru/uploads/posts/2009-04/1241104634_124 images.yandex.ru/yandsearch?text=настроение%20в%20картинках&stype=simage&img_url=i89.beon.ru/50/31/83150/16/2752316/tryt6ryt.jpeg&p=19 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F&stype=image http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&text=%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%20%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%86%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3&img_url=www.hunter.cuny.edu/classics/russian/russianlinks/vasnetsov-warrior-compressed.jpg&p=8