Подводный парк скульптур в канкуне. Подводный музей канкуна. Основные композиции подводного музея

Несколько лет работал инструктором по дайвингу в Гренаде, но, когда ему стукнуло тридцать, у него что-то внутри переключилось: по его словам, он решил, что хоть и любит океан, учить людей нырять с аквалангом — не то, чем стоило бы заниматься до конца жизни. Подумал и решил обратиться и к своему руководству, и к правительству за помощью — создать на дне океана музей бетонных скульптур (в Гренаде, а затем — неподалёку, в мексиканском Канкуне). Зачем? Ну, во-первых, это красиво: статуи совершенно сказочно смотрятся под водой — особенно, когда толщу воды сверху пробивают яркие солнечные лучи. А, во-вторых, он решил, что эти статуи со временем станут домом для множества микроскопических морских обитателей, которые изрядно пострадали после страшного урагана обрушившегося на Гренаду в 2004м году и продолжали вымирать после нашествия туристов-аквалангистов. Экспонатами должны были стать продукты совместного творчества человека и океана — обжитые морскими жителями до неузнаваемости сюрреалистичные рукотворные статуи.

Первым проектом стал «Потерянный корреспондент» — скульптор посвятил композицию своему недавно умершему деду-писателю. Статуя под водой должна была стать новым аттракционом для любителей неглубоководного ныряния — снорклинга, потому что других привлекательных туристических аттракционов в Гренаде было не найти.

В 2007м году Тэйлор создал «Превратности» — поставленные в круг размноженные скульптуры мальчика и девочки, держащиеся за руки. Несмотря на то, что статуи были идентичными, поселившиеся на них морские обитатели на каждой из них создали уникальный рисунок. Из-за песчаного дна скульптуры было крайне трудно установить — инсталляция заняла десять дней. Даже если дно не ровное, место каждой скульптуры выбирается так, чтобы было относительно мелководно и чувствовалось течение, с помощью которого как раз и должны были добраться до его работ микроскопические морские жители. Несмотря на то, что статуи сами по себе — довольно тяжёлые и весят несколько центнеров, а то и несколько тонн, они дополнительно крепятся ко дну, чтобы их не снесло ни течением, ни даже цунами.

После кризиса 2008 года, жизнь обрела композиция «Банкиры» — человек на коленях с головой в песке. Он символизировал и относительную близорукость банкиров и констатировал печальную данность: деньги подменили собой все остальные ценности. В 2012 к человеку на коленях было добавлено ещё несколько его коллег, и у каждого в заду была дырка — скульптуры стали прекрасным домом для морских угрей. По словам художника, это была его символическая месть миру Золотого Тельца.

«Антропоцен». У появления утопленного «Жука» была печальная предыстория. Около одной из скульптур Тэйлора поселилось огромное семейство лобстеров — штук под сто. Но через неделю они бесследно исчезли. Оказывается, как-то ночью их выловили местные рыбаки. Чтобы лобстеров было труднее поймать, Тэйлор спроектировал скульптуру «Фольксвагена»-«Жука» — внутри она была полой, но и без того весила десять тонн, поэтому её установка оказалась на тот момент хоть и непростой задачей, но на какое-то время — тщетной: лобстеры вернулись лишь несколько лет спустя, когда Тэйлор практически отчаялся. Ребёнок на капоте, говорит он, не имеет ничего общего со скандалами вокруг «Фольксвагена», «я, говорит, лишь хотел создать визуальную метафору того, что мы оставляем будущим поколениям».

«Инерция» — это человек перед телевизором, вокруг него — банки, пачки из-под сигарет, а в руках — бургер. Телек испещрён множеством дырок — чтобы было, где прятаться малькам.

«Тихая эволюция» — это масштабная композиция из 450 (четырёхсот пятидесяти) статуй в полный человеческий рост. Она уже находится в Канкуне (Мексика). Моделями послужили местные рыбаки и их семьи. Проект символизирует «сообщество, вставшее на защиту океана». Из 450 скульптур уникальны лишь 90, остальные — их реплики. Сейчас они — дом для почти 3000 молодых кораллов. То, что скульптуры повторяются, художника не смущает: «Под водой они так меняются, что даже если бы они все были одинаковыми, через год они все изменились бы до неузнаваемости и все были бы разными». Чтобы создать этот экспонат, потребовалось полтора года, 120 часов под водой, около 120 тонн цемента, 400 кг силикона и около четырёх тысяч стекловолокон.

«450 статуй в человеческий рост — это очень много», подумаете вы, и будете правы лишь отчасти — на самом деле их производство занимает не так много времени. Сами статуи отливаются из специального цемента — из него же стоила искусственный риф компания Reef Ball, который в морской воде за счёт своей фактуры позволяет морской мелочи (в основном, полипам) цепляться и закрепляться на поверхности. Моделей Тэйлор находит либо на улице, либо через интернет. Чтобы сделать слепок, человека обмазывают вазелином, затем делают гипсовое папье-маше, затем по нему отливают форму из которой уже отливается бетонный продукт. «Большинство моих моделей даже не догадывается, что они себя уже увековечили. Но многим это нравится. Один товарищ даже напечатал свой скульптурный портрет на футболках и теперь проводит личный, так сказать, авторский тур по музею», — рассказывает Тэйлор. Ещё он добавляет, что истинный цвет кораллов раскрывается лишь ночью — особенно при естественном свете полной луны.

Для того, чтобы создать скульптуру под название «Святоша», Тэйлор «высаживал» кусочки живых кораллов в цементных полостях. Иногда они разрастаются до неузнаваемости и выглядят совершенно сюрреалистично, иногда могут заболеть и не цвести — «прямо как дети», говорит он.

Моделью для скульптуры «Океанический Атлант» на Багамах стала местная школьница Камила. «Она держит на своих плечах океан», — говорит про неё художник. «Школьница» весила 60 тонн, и устанавливали её шесть недель с помощью нескольких барж и огромных кранов с не менее огромными противовесами. «Долго будет стоять, говорит Тэйлор. — Но всё равно зарастёт, да и вообще основной художник — не я, а Океан. Я лишь создаю объекты, а он — даёт им души.»

Как автор совмещает социальный символизм и защиту дикой природы, можно послушать из первых уст на TED .

Как добраться и сколько это стоит

Мексика. Несмотря на то, что экспозиция находится в открытых водах (между Канкуном и Исла Мухерес (Isla Mujeres)) , она — настоящий музей , в котором вы можете выбирать наиболее удобный для вас способ приобщиться к прекрасному: посмотреть на них через стеклянное дно лодки или нырнуть к ним с аквалангом или дыхательной трубкой. Чтобы подобрать наиболее удобный вариант и выяснить условия экскурсий, администрация музея MUSA (Museo Subacuático de Arte) рекомендуют сразу связываться с ними напрямую либо по телефонам (по ссылке), либо через форму на сайте. Если вы выберете погружение с аквалангом (из-за мелководья, на котором располагаются некоторые из почти пятисот скульптур, это возможно не везде) и это — ваш первый раз, после тренинга вы можете получить сертификат, допускающий вас к погружению, в тот же день. Сам музей работает круглогодично, но, на всякий случай, если вы боитесь белых акул, с июня по август они могут курсировать по карибскому бассейну, и плавание с ними — отдельная экскурсионная программа. Средняя стоимость авиаперелёта до Канкуна на ближайшие дни — в районе 29 000— 52 000 руб., но цены постоянно меняются, и мы настоятельно рекомендуем вам проверить, есть ли сайта.

Гренада. Подводный парк скульптур находится в лагуне, на небольшом удалении от пляжа Molinere Bay, в природоохранной зоне на западном побережье Гренады. Добраться до побережья, откуда стартуют маршруты дайв-сафари, можно из Сент-Джорджеса, столице острова, расположенной в шести километрах к югу. Перед началом погружения туристам объясняют расположение скульптур, удаленных друг от друга на расстояние от двух до пяти метров. Подводный музей скульптур находится там же, неподалёку, на западном побережье Гренады, в нескольких метрах от пляжа Molinere Bay, к северу от Сент-Джорджеса, столицы острова. Для осмотра подводного музея лучше выбрать дайвинг-тур в сопровождении местного инструктора. Погружение позволит увидеть скульптуры вблизи, тогда как снорклинг, несмотря на прозрачные воды лагуны, позволит увидеть скульптуры лишь на расстоянии. Более подробную информацию о подводном музее, а также фотографии новых работ Джейсона Дэкейриса Тэйлора, опущенных на дно, можно увидеть на официальном сайте The Underwater Sculpture Park . Авиабилет до Гренады в зависимости от времени также может стоить от 29 000 до 160 000, так что готовьтесь к путешествию заранее.

Нужна ли виза

Для туристической поездки в Мексику достаточно получить электронное разрешение через официальный сайт , оно однократное, действует только на одну поездку, но воспользоваться им вы должны в течение 30 дней после выдачи. Когда вы въедете в страну, находиться там вы сможете до 180 дней. Полученное электронное разрешение вам будет нужно распечатать и предьявить в аэропорту на паспортном контроле. Если вы собрались летать в Мексику раз в несколько недель, то вам, скорее всего, будет проще оформить в Консульском отделе Посольства Мексики мультивизу на полгода или на 10 лет.

Россиянам и украинцам не нужно получать электронное разрешение или визу для посещения страны, если:

  • Имеется действующая мексиканская виза.
  • Имеется любая действующая виза в США, виза Канады, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, а также виза любой из шенгенских стран.
  • Человек легально проживает по долгосрочной визе/ВНЖ в США, странах Шенгенской зоны, Японии, Великобритании, Северной Ирландии, Канады, Чили, Колумбии или Перу.

Для поездки в Гренаду, если вы не собираетесь там остаться дольше, чем на 90 дней, виза не требуется, достаточно лишь действующего загранпаспорта, обратных билетов и наличия денег. Если вы едете с детьми, то на каждого ребёнка должен быть оформлен паспорт. Если вы — один из родителей, и везёте детей в Гренаду, то, кроме нотариально заверенного согласия одного из родителей, нужны копии всех страниц его паспорта.

Где ещё можно найти подобные музеи

Интересные рассказы о мифологических и древних цивилизациях можно читать бесконечно. Мы считаем, что лучше «один раз увидеть, чем сто раз услышать»! Наше туристическое агентство приглашает вас посетить подводный музей Муза в Канкуне .

Эволюция человечества в экспонатах музея

Одним из самых удивительнейших мест в Канкуне считается музей под водой. Он интересен тем, что его скульптуры находятся на морском дне, и чтобы их посмотреть необходимо облачиться в специальное снаряжение для дайвинга.

Замыслил идею и воплотил её в жизнь английский талантливый художник — скульптор Джейсон Декер Тэйлор. Его первая сотня скульптур в 2009 году была погружена на морское дно близ берегов острова Исла Мухерес . В настоящий момент под морской гладью уже находится четыреста пятьдесят скульптур. А создано это подводное чудо для защиты окружающей среды.

Канкун очень гостеприимен и является самым популярным направлением среди полутора миллионов туристов, которые проводят время на пляже, так или иначе, воздействуя на окружающую среду. Такой массовый туризм оказывает плохое влияние на растительный и животный мир прибрежных вод.

Для кого интересен подводный музей

Подводный музей Муза в Канкуне необходим для создания искусственных коралловых рифов из статуй, чтобы огромный поток туристов направить именно сюда. По этой простой причине и натуральные рифы останутся в полной безопасности.

Состав конструкций – армированный цемент, являющийся прекрасным убежищем для морских обитателей. Экспонаты размещаются на мелководье (до 10 м), дабы все желающие могли их увидеть.

Как всё начиналось

Основная экспозиция подводного музея Муза в Канкуне называется «Тихая эволюция» . В ней изображено человечество с периода до н.э. и по нынешнее время. Лица статуй сделаны по слепкам лиц обыкновенных людей. Экспонаты изображены во весь рост, вылеплены из материала, поддерживающего кислотно-щелочной баланс и абсолютно безвредного для окружающей среды.

Джейсон Тейлор художественный директор выставки. Вместе с другими работниками, он выполняет самую тяжелую работу – установку конструкций на морском дне. Любая из экспозиций, перед погружением, располагается на плите весом до двух тонн. Это делается для того, чтобы скульптуры крепко стояли и не опрокинулись при опускании под воду.

На создание этой коллекции ушло 1,5 года. Специалисты утверждают, что было использовано более ста двадцати тонн раствора. О сумме средств, вложенных в «Музу» , публично не разглашается, но примерная сумма подводного музея равняется 400 тысячам долларов, часть из них Канкуну выделило государство.

Только положительные эмоции

Музей под водой подарит вам множество незабываемых эмоций. Выслушав короткие наставления инструктора и погрузившись под воду, вы откроете для себя мир чудес, увидите статуи, которые оделись в водоросли и стали домом для тысячи рыб. Большинство экспозиций всё ещё обрастают, а в некоторых из них уже поселились морские жители.

Любимой экспозицией туристов стала скульптура «Садовница надежды» — девушка, поливающая клумбу.
Особым вниманием пользуется экспонат «Коллекционер снов» — это мужская фигура, охраняющая желания и мечты людей.
«Человек в огне» с ковром из красных кораллов на теле — немного пугающий, но не менее знаменитый.

Подводный музей в Канкуне — необычный музей Мексики

Если вы считали, что посещение музея, дело очень простое, то резко ошибались. Не каждый музей так легко посетить, особенно если он находится под водой. Такое место расположено посреди Карибского моря в городе Канкун. Экспонаты здесь находятся под водой на глубине около десяти метров. Всего музейных экспонатов на сегодняшний день насчитывается более 400.

Данный музей открыт не так давно. Его решили создать, чтобы туристы отвлеклись от другой мексиканской достопримечательности Канкуна – коралловых рифов. Создателем этого необыкновенного места является британский художник Джейсон Тейлор. Он смог сделать уникальный музей, аналогов которому в мире больше нет. Несмотря на то, что в городе и его округе достаточно много интереснейших достопримечательностей, этот музей прекрасно дополняет все эти достопримечательности. Некоторые экспонаты здесь находятся на мелководье, благодаря чему, каждый желающий сможет беспрепятственно добраться до них и лично посмотреть и даже потрогать.

История подводного музея в Канкуне

Во всех разработках и создании новых экспонатов подводного музея задействован и сам основатель, художник и директор музея Джейсон Тейлор. Он со своей командой регулярно трудится над новыми идеями, которые впоследствии осуществляются и помещаются в воду. Некоторые идеи, конечно, достаточно трудоёмкие и требуют большого количества времени, однако они и больше всех, впоследствии, нравятся посетителям данного музея. Прежде чем погружать экспонат в воду, для него на дне создаётся специальная платформа, на которой он и будет в будущем стоять. Каждая из таких платформ имеет достаточно большой вес, а именно порядка 2 тонн. Задаётся именно такой вес, чтобы будущая подводная статуя не смогла повредить дно, случайно перевернуться, и, в конце концов, надёжно была закреплена на своей позиции.

Создание подводного музея в Канкуне

На все экспонаты у создателей музея ушло около двух лет. На данный момент насчитывается 120 тонн цементной смеси, потраченной на производство платформ для статуэток. Что касаемо денежных средств, которые были потрачены на полное создание того музея, какой мы видим сегодня, то сумма публично никогда не оглашалась. Однако предполагается, что она превышает 350 тысяч долларов. Большую часть финансов для подводного музея в Канкуне было выделено из средств государства.

Если вы решили посетить подводный музей в Канкуне, то стоит обязательно обзавестись специальным снаряжением, чтобы можно было погружаться под воду. Таким образом, вы сможете прекрасно и полезно провести время в музее. После его посещения у вас останутся самые яркие впечатления, которые останутся в вашей памяти ещё надолго. Прежде чем погружаться под воду для просмотра музейных экспонатов, специально обученный инструктор вам объяснит, как правильно погружаться, и как себя вести под водой. После погружения вы лично сможете увидеть все подводные статуи. Они уже успели слиться с водным миром, покрыться водорослями и кораллами.

Экспонаты подводного музея Канкуна

Наиболее известной экспозицией музея является, так называемая «Тихая эволюция». В ней для глаз посетителей представлена эволюция людей с самых древнейших времён и до наших дней. Все статуи людей в данной экспозиции созданы благодаря гипсовым слепкам, которые были взяты с реальных людей. Здесь все статуи и экспонаты сделаны в полный рост. Стоит отметить, что создатель музея учёл здоровье человека и заботу об окружающей среде, поэтому при создании всех музейных экспонатов использовал только экологически чистые материалы.

Среди излюбленных туристами экспонатов «Садовница надежды». Это уникальная статуэтка женщины, которая лежит на ступеньках и поливает цветы. Да, это так просто не объяснить. Всё нужно лично видеть.
Ещё одним интересным подводным экспонатом является «Коллекционер потерянных надежд». Это непростая фигура. Здесь целое сочетание красоты фигуры и профессионализма создателей. Экспонат представляет собой фигуру мужчины, который охраняет человеческие желания. Мало того, все людские желания спрятаны в специальные бутылки.

Стоимость посещения данного чуда архитектуры в среднем 50 долларов. «Почему в среднем?» — спросите вы. Всё дело в том, что цена зависит от способа погружения под воду. Снаряжение здесь имеет свою стоимость.

Уникальный подводный музей в Канкуне, созданный художником Джейсоном Тейлором из Британии является единственным в своём роде. Подобных мест на земле больше не с искать. Будучи в Мексике, обязательно стоит отправиться в путешествие в город Канкун, где находится этот чудесный музей. Здесь вы сможете совместить три дела одновременно – прекрасно отдохнуть, поплавать, и насладиться необыкновенной работой скульпторов и художников. Подводный музей Канкуна – это место, где вы получите незабываемые ощущения и море эмоций.

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

Скульптор и дайвер Джейсон де Кайрес Тейлор начал с небольшой экспозиции во имя сохранения коралловых рифов, а теперь планирует создать в Карибском море огромный подводный музей на 27 тысяч экспонатов.

Мексиканский город Канкун на берегу Карибского моря с 1970 года начал активно развиваться в туристическом направлении. Постепенно Канкун превратился не только в популярное место среди путешественников, но и в один из главных мировых центров для дайверов. Во-первых, здесь есть красивейшие карстовые пещеры с подводной видимостью до 100 метров и прямым выходом в море. Во-вторых, безумной красоты система подземных рек Сак Актун. В-третьих, в Канкуне жили древние индейские племена майя, и многие энтузиасты до сих пор верят, что среди бесчисленных коралловых рифов можно найти сокровища этой удивительной нации.

Такой наплыв людей не мог не отразиться на состоянии Мезоамериканского барьерного рифа, который является очень сложной природной системой с сильной зависимостью биологических видов друг от друга. Дайверы не только плавают среди коралловых рифов, но и норовят оторвать кусочек на память, а постоянное вмешательство людей в жизнедеятельность экосистемы может привести к необратимым последствиям и навсегда уничтожить эти красивейшие подводные пейзажи. Скульптор Джейсон де Кайрес Тейлор решил привлечь внимание к этой проблеме оригинальным способом — создать первый в мире подводный парк скульптур.

Главная цель автора — напомнить людям, насколько тесно они взаимодействуют с природой. Тейлор не только выпускник Колледжа искусств в Кэмбервелле, но инструктор по дайвингу, поэтому он прекрасно осознает масштабы проблемы. Власти Мексики, всерьез обеспокоенные ухудшением экологической ситуации на коралловых рифах полуострова Юкатан, поддержали благие намерения скульптора и поверили, что музей сможет оттянуть внимание туристов от рифов.

Разместить неподвижные каменные фигуры людей под водой кажется не самой удачной мыслью с эстетической стороны. На первый взгляд, музей ассоциируется с древними азиатскими гробницами и вполне может быть принят за кладбище ушедшей под воду цивилизации. В сумерках все это выглядит действительно жутковато, и, возможно, когда-нибудь археологи примут эту экспозицию за какое-нибудь захоронение.

Глобальный подводный проект Тейлора называется «Бесшумная эволюция», а первые 65 человеческих фигур были сделаны в натуральный рост с образов местных жителей и опущены на дно на мелководье залива Молинье близ острова Гренада. Тейлор работал с натуры, а местные согласились позировать мастеру. Через скульптуры Тейлор попытался передать физическую и социальную эволюцию человека от цивилизации Майя до современности.

Особый интерес представляют одиночные экспонаты. Тут задумался коллекционер потерянных надежд.

Здесь отдыхает одинокая садовница.

Куда-то спешит велосипедист

Вот кто-то мирно ужинает перед телевизором.

А тем временем монах присел помолиться.

Но самая впечатляющая, пожалуй, вот эта фигура мальчика.

Сейчас в подводном парке скульптора более 400 одиночных и групповых изваяний, а к 2025 году планируется закончить работы над вторым подводным музеем, который обещает быть гораздо более масштабным. По проекту, новый парк займет около 20 гектаров морского дна и вместит в себя 15 тысяч статуй и 12 тысяч погребальных урн в виде археологических находок. Столь масштабное сооружение точно нельзя будет обойти стороной.

Чтобы морская вода не разрушила скульптуры, а те не влияли на окружающую среду, Джейсон де Кайрес Тейлор использовал каркас из стальной проволоки и специальный экологически безопасный бетон, невосприимчивый к воздействию солей и других подводных веществ. В качестве дополнительных материалов использовался силикон и стекловолокно. Устойчивость скульптур на морском дне обеспечивается внушительными постаментами.

Скульптуры расположены на глубине от 2 до 10 метров. Часть из них можно увидеть без аквалангов, катаясь на специальных лодках с прозрачным дном. Чистота местной морской воды позволяет это. К самым глубоководным фигурам придется погружаться, но такие погружения доступны не только сертифицированным дайверам, но и новичкам.

Среди критиков есть мнение, что подводный парк скульптур — чисто экономический проект, но многие дайверы действительно переключились с Мезомериканского барьерного рифа на подводный парк. К тому же идея состоит еще и в том, чтобы с помощью большого количества скульптур искусственно создать новый риф для морских обитателей и кораллов. Фото ниже объяснят, как подводная статуя постепенно превращается в коралловый риф.

Так или иначе, Джейсон де Кайрес Тейлор достиг поставленной цели, причем велика вероятность, что с расширением музеев рифы полуострова Юкатан окончательно перестанут считаться главной местной достопримечательностью и тем самым будут спасены.

Необычайно красивый курортный город Канкун в располагается на полуострове Юкатан. Множество туристов сюда привлекает не только красота этих мест, мягкий тропический климат, великолепные отели, но и ещё одна особенная достопримечательность курорта – музей скульптур на дне лазурного Карибского моря.

Открывшийся в 2010 году самый крупный в мире подводный музей, созданный скульптором Джейсоном де Кэйрес Тейлером британского происхождения, насчитывает около 400 скульптур из бетона в своей экспозиции, названной скульптором «Тихая эволюция». Прообразами их стали обычные люди, проживающие на острове Гренада. Выставка посвящается истории рода человеческого, начиная с культуры майя, и кончая современным обществом.

Современный художник и к тому же большой любитель подводного плавания Джейсон, своим проектом хотел дать почувствовать каждому зрителю тесную взаимосвязь человека с окружающей средой и обратить внимание всех туристов на проблемы кораллового рифа.

Необычная выставка предназначалась, прежде всего, подводным путешественникам. Множество любителей дайвинга приезжающих сюда полюбоваться морскими красотами наносят непоправимый вред кораллам. Впрочем, инсталляции фигур находятся в прозрачной воде на небольшой глубине, всего от 2-х и до 8-и метров, поэтому желающие её увидеть могут погрузиться в маске или посмотреть из лодки со стеклянным дном.

Путешествие среди скульптур подводного музея с первых минут захватывает воображение человека смотрящего на объекты в воде. Преломление лучей света в воде, солнечные блики зрительно искажают фигуры, так что они начинают казаться античными произведениями искусства, придают им величие и загадочность.

Все фигуры выполнены мастером из специального экологического бетона. Очень скоро подводные объекты стали обрастать ракушками и настоящими кораллами, а трещины на их поверхностях превратились в места обитания морских существ.

Некоторые скульптуры таят в себе разные послания и пожелания о необходимости защиты окружающего мира. К тому же Джейсон разработал особую технику для чёткой фиксации положения всех фигур при помощи 2-хтонных оснований, чтобы они не перемещались под постоянно колеблющимися волнами.

На создание этой грандиозной коллекции у скульптора ушло 18 месяцев напряженной работы, более 120 подводных часов работы, 120 тонн цемента, 400 кг силикона, 3800 стекловолокна и прочих материалов ценой в 350 тысяч долларов из которых свыше половины было выделено правительством Мексики, таким образом, рассчитывающего на увеличение числа туристов-дайверов. По их мнению, ныряльщики направятся исследовать музейные экспонаты за определённую плату, что позволит восстановить разрушенную часть микрофауны этой части Карибского бассейна.