Первое кругосветное путешествие. Кто совершил первое кругосветное путешествие. Первое кругосветное путешествие и другие знаменитые кругосветные путешествия

Эпоха Великих географический открытий богата на путешественников, но имена Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна де Элькано вписаны в историю золотыми буквами. Именно под их руководством было совершено первое в истории человечества кругосветное плавание, за много веков до того, как появились самолеты, GPS-навигаторы и сайты по бронированию отелей.

Известно, что родился Магеллан в 1480 году в Португалии, и место рождения во многом определило его дальнейшую судьбу. Португальцы открыли морской путь в Индию, и молодые мореплаватели теряли сон и покой, а иногда и жизнь, исследуя далекие восточные земли. Не остался в стороне и Фернан.

Получив опыт дальних странствий и встретившись лицом к лицу с опасностями, Магеллан оказался в Испании, откуда и отправился в большое плавание. Это было 20 сентября 1519 года. Спустя три года только одно судно из пяти вернулось домой, а сам Магеллан был убит туземцами на филиппинском острове Мактан в 1521 году. Дело Магеллана завершил испанец Хуан Себастьян де Элькано, который существенно изменил маршрут.

На самом деле, плавание Магеллан было коммерческим и о кругосветке даже и не шло речи.

Однако угроза нападения португальцев, с которыми у испанцев в те времена отношения были очень непростыми, заставила единственный уцелевший корабль “Викторию” под руководством Хуана Себастьяна де Элькано искать обходные пути — и в итоге экспедиция Магеллана и Элькано стала первым в истории кругосветным плаванием.

Фрэнсис Дрейк

Море позвало Дрейка в раннем возрасте: уже в 12 лет он был юнгой на торговом корабле и настолько завоевал расположение владельца судна, своего дальнего родственника, что тот завещал ему свой корабль. В 18 лет Фрэнсис уже был капитаном.

В 1577 году английская королева Елизавета отправила Дрейка к тихоокеанскому побережью Америки, но вовсе не с целью открытия новых земель, как говорилось официально, а чтобы награбить побольше испанского золота. Конечно, путешествие не обошлось без препятствий, однако Дрейку удалось вернуться в Англию в целости и сохранности и привезти 600 тыс. фунтов стерлингов, сумму, в два раза превышающую доход королевства, и экзотику — клубни картофеля. Варварское в некотором смысле путешествие получилось кругосветным, но рыцарский титул новоиспеченный сэр получил все-таки не за географические открытия — Елизавета была меркантильна.

После удачной во всех отношениях кругосветки Дрейку не сиделось на месте, и он снова отправился в плавание и даже стал одним из адмиралов, разбившим испанскую Непобедимую Армаду. Как и положено настоящему путешественнику, умер Дрейк не дома в постели, а во время экспедиции в Вест-Индию и был похоронен в океане в свинцовом гробу.

Жанна Барре

Долгое время кругосветные путешествия и опасные приключения были уделом мужчин, пока в 1740 году на свет не появилась француженка Жанна Барре. В возрасте 26 лет, переодевшись мужчиной и назвавшись Жаном Барре, она нанялась слугой к известному ботанику Филиберу Коммерсону, который собирался в кругосветное путешествие с экспедицией мореплавателя графа де Бугенвиля.

Во время непростого путешествия Жанна доказала, что женщины могут справляться с трудностями ничуть не хуже мужчин, и проявила серьезные познания в ботанике. До сих пор неизвестно, при каких обстоятельствах произошло разоблачение отважной дамы.

По одной версии, все случилось на острове Таити, где туземцы оказались смышленнее французов. По другой, маскарад придумал сам Коммерсон, который хотел провести на корабль свою любовницу, а раскрылось все на врачебном осмотре. Так или иначе, женщина на борту вызвала однозначную реакцию со стороны матросов, долгое время находившихся в море, поэтому Жанну высадили на Маврикии, и бедной женщине пришлось добираться домой уже на другом судне. Зато Жанна вошла в историю как первая женщина, совершившая кругосветное путешествие.

Онисим Панкратов

Обогнуть земной шар можно не только на корабле, но и на велосипеде — это в 1913 году доказал Онисим Панкратов. Спортом Онисим увлекался с детства и особенно полюбил мото- и велогонки. Идею кругосветного путешествия подсказал отец, горячо поддерживающий занятия сына спортом, а после того, как Панкратову на глаза попалась статья в газете о том, что в 1896 году Международная федерация велоспорта учредила бриллиантовую пальмовую ветвь тому, кто первый объедет всю Европу, сомнений у Онисима не осталось.

Летом 1911 года Онисим отправился из Харбина в первое кругосветное велопутешествие.

Российское бездорожье оказалось настоящим испытанием, но и на дорогах Европы Панкратова ждали приключения — велотуриста дважды приняли за шпиона, и ему пришлось побывать за решеткой в итальянской тюрьме.

Несмотря на все препятствия, 28 июля 1913 года Онисим успешно завершил свое путешествие в Харбине.

После велопробега Панкратов решил повторить путешествие, но уже на самолете и стал учиться на летчика. К сожалению, планам не суждено было сбыться — Онисим погиб во время Первой мировой войны.

Уайли Пост

История американского летчика Уайли Поста — пример того, что все возможно, если этого очень захотеть. Принимая участие в выступлениях воздушного цирка в качестве парашютиста, Пост потерял левый глаз, однако это не помешало ему стать летчиком, поработать личным пилотом у миллионера и испытателем самолетов “Локхид”.

В 1931 году Уайли Пост совершил свой первый кругосветный перелет по маршруту Нью-Йорк - Берлин - Москва - Иркутск - Хабаровск - Ном - Кливленд - Нью-Йорк. Посту и его штурману Гарольду Гатти потребовались рекордные 8 дней, 15 часов и 51 минута, чтобы облететь земной шар.

Однако Пост не хотел останавливаться на достигнутом и два года спустя снова поднялся в небо, чтобы совершить кругосветное путешествие. На этот раз он был один, а перелет должен был проходить по маршруту Нью-Йорк - Берлин - Москва - Аляска - Нью-Йорк, и снова победа — 7 суток 18 часов 49 минут.

Следующая попытка оказалась неудачной — Уайли Пост погиб в авиакатастрофе на Аляске, пытаясь совершить кругосветное путешествие на гидросамолете.


7 января 1887 года Томас Стивенс из Сан-Франциско завершил первое кругосветное путешествие на велосипеде. За три года путешественнику удалось преодолеть 13500 миль и открыть новую страницу в истории кругосветных путешествий. Сегодня о самых необычных кругосветках.

Кругосветное путешествие Томаса Стивенса на велосипеде


В 1884 году «человек среднего роста, одетый в синюю разношенную фланелевую рубашку и синий комбинезон… загорелый, как орех… с торчащими усами», именно так описывали Томаса Стивенса журналисты того времени, купил велосипед пенни-фартинг, захватил минимальный запас вещей и Smith & Wesson 38-го калибра и отправился в путь. Стивенс пересёк весь североамериканский континент, преодолев 3700 миль, и очутился в Бостоне. Там ему и пришла в голову мысль о кругосветном путешествии. В Ливерпуль он переплыл на пароходе, проехал через Англию, на пароме в переправился во французский Дьепп, пересёк Германию, Австрию, Венгрию, Словению, Сербию, Болгарию, Румынию и Турцию. Далее его путь пролегал через Армению, Ирак и Иран, где он провёл зиму как гость шаха. В проезде через Сибирь ему отказали. Путешественник переправился через Каспийское море в Баку, добрался до Батуми по железной дороге, а потом на пароходе поплыл в Константинополь и в Индию. Затем Гонконг и Китай. А конечной точкой маршрута стала , где Стивенс, по его же признанию, наконец-то смог расслабиться.

Кругосветное путешествие на джипе-амфибии


В 1950 году австралиец Бен Карлин принял решение совершить кругосветное путешествие на своем модернизированном джипе-амфибии. Три четверти маршрута с ним прошла его жена. В Индии она сошла на берег, а сам Бен Карлин завершил своё путешествие в 1958 году, преодолев 17 тыс. км по воде и 62 тыс. км по суше.

Кругосветное путешествие на воздушном шаре


В 2002 году американец Стив Фоссетт,совладелец фирмы Scaled Composites, который к тому времени уже успел заслужить славу лётчика-авантюриста, облетел вокруг Земли на воздушном шаре. Сделать он это стремился не один год и добился цели с шестой попытки. Полёт Фоссетта стал первым в истории кругосветным одиночным перелётом без дозаправки и остановки.

Кругосветное путешествие на такси


Как-то британцы Джон Эллисон, Пол Арчер и Ли Пернелл на утро после пьянки подсчитали связанные с ней расходы и выяснили, что такси до дома обойдётся им гораздо дороже, чем сама выпивка. Вероятно, кто-то решил бы выпивать дома, но англичане поступили радикально – они приобрели в складчину лондонский кэб 1992 года выпуска и отправились в кругосветное путешествие. В результате за 15 месяцев они преодолели 70 тыс. км и вошли в историю как участники самой длинной поездки на такси. История умалчивает, правда, об их активности в пабах по дороге.

Кругосветное путешествие на древнеегипетской камышовой лодке


Норвежец Тур Хейердал совершил трансатлантический переход на легкой камышовой лодке, построенной макету древних египтян. На своей лодке «Ра» ему удалось достичь берега Барбадоса, доказав, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы. Стоит отметить, что это была вторая попытка Хейердала. За год до этого он и его команда чуть не утонули, поскольку судно из-за конструктивных недостатков по прошествии нескольких дней после старта начало сгибаться и разломилось на части. В команде норвежца был и известный советский тележурналист и путешественник Юрий Сенкевич.

Кругосветное путешествие на розовой яхте


Сегодня титул самой юной мореплавательницы, которая сумела совершить одиночное кругосветное плавание, принадлежит австралийке Джессике Уотсон. Её было всего 16 лет, когда 15 мая 2010 года она завершила свою кругосветку, длившуюся 7 месяцев. Розовая яхта девушки пересекла Южный океан, пересекла экватор, обогнула мыс Горн, преодолела Атлантический океан, подошла к берегам Южной Америки, а потом через Индийский океан вернулась в Австралию.

Кругосветное путешествие миллионера на велосипеде


75-летний миллионер, бывший продюсер эстрадных звезд и футбольных команд Януш Ривер повторил опыт Томаса Стивенса. Он круто изменил свою жизнь, когда в 2000 году купил за $50 долларов горный велосипед и отправился в путь. С того времени Ривер, который, кстати, являясь русским по матери, прекрасно говорит на русском языке, побывал в 135 странах и проехал более 145 тыс.км. Он выучил десяток иностранных языков и успел 20 раз побывать в плену у боевиков. Не жизнь, а сплошное приключение.

Кругосветное путешествие трусцой


Британец Роберт Гарсайд носит титул «Бегущий Человек». Он первый, кто совершил кругосветное путешествие бегом. Его рекорд попал в Книгу рекордов Гиннеса. У Роберта было несколько неудачных попыток совершить забег-кругосветку. А 20 октября 1997 года он успешно стартовал из Нью-Дели (Индия) и закончил свой забег, протяжённость которого составила 56 тыс.км, на том же месте 13 июня 2003 года, почти через 5 лет. Представители Книги рекордов скрупулёзно и долго проверяли его рекорд, и свидетельство Роберт смог получить только через несколько лет. В пути он описывал всё происходящее с ним при помощи своего карманного компьютера, а все неравнодушные могли познакомиться с информацией на его персональном сайте.

Кругосветное путешествие на мотоцикле


В марте 2013 году два британца - эксперт путешествий Belfast Telegraph Джефф Хилл и бывший автогонщик Гери Волкер – выехали из Лондона, чтобы воссоздать кругосветное путешествие, которое 100 лет назад совершил на мотоцикле Henderson американец Карл Клэнси. В октябре 1912 года Клэнси выехал из Дублина с попутчиком, которого оставил в Париже, а сам продолжил путь юг Испании, через Северную Африку, Азию, а в заключении тура проехал через всю Америку. Путешествие Карла Клэнси длилось 10 месяцев и современники называли эту кругосветку «самым длинным, самым трудным и самым опасным путешествием на мотоцикле».

Одиночное кругосветное плавание нон-стоп


Федор Конюхов – человек, совершивший первое в истории России, одиночное кругосветное плавание нон-стоп. На яхте «Караана» длиной 36 фунтов он прошёл по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор – Сидней. На это ему потребовалось 224 дня. Началась кругосветка Конюхова осенью 1990 года, а закончилась весной 1991 года.


Фёдор Филиппович Конюхов – российский путешественник, художник, писатель, священник РПЦ, заслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму. Он стал первым в мире человеком, побывавшим на пяти полюсах нашей планеты: Северном географическом (три раза), Южном географическом, Полюсе относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвересте (полюс высоты) и на Мысе Горн (полюс яхтсменов).

Россиянин пересекает Тихий океан на весельной лодке
Российский путешественник Федор Конюхов, у которого за спиной пять кругосветных путешествий, в настоящее время пересекает Тихий океан на весельной лодке «Тургояк». На этот раз он решил совершить переход от Чили до Австралии. На 3 сентября Конюхову уже удалось преодолеть 1148 км, до Австралии остается еще более 12 тысяч километров пути по океану.

Прекрасным примером для начинающих путешественником может стать опыт Нины и Грэмпа, семейной пары, прожившей в браке 61 год. Они упаковали чемоданы и создали .

Всякий образованный человек без труда вспомнит имя того, кто совершил первое кругосветное путешествие и пересек Тихий океан. Это сделал португалец Фернан Магеллан около 500 лет тому назад.

Но нельзя не отметить, что такая формулировка не полностью верна. Магеллан продумал и спланировал маршрут плавания, организовал его и руководил им, но ему суждено было погибнуть за много месяцев до того, как оно было завершено. Так что продолжил и завершил первое кругосветное путешествие Хуан Себастьян дель Кано (Элькано), испанский мореплаватель, отношения с которым у Магеллана были, мягко говоря, не дружеские. Именно дель Кано в конечном итоге стал капитаном «Виктории» (единственного корабля, вернувшегося в родную гавань) и получил славу и богатство. Однако же Магеллан совершил во время драматического плавания великие открытия, о которых речь пойдет ниже, и потому его считают первым кругосветным путешественником.

Первое кругосветное путешествие: предпосылки

В 16 веке португальские и испанские мореплаватели и купцы соперничали друг с другом за контроль над Ост-Индией, богатой пряностями. Последние делали возможным консервирование продуктов, и обойтись без них было сложно. Уже существовал проверенный путь к Молуккским островам, где находились самые большие рынки с самыми дешевыми товарами, но путь этот был неблизким и небезопасным. Из-за ограниченности знаний о мире открытая не так давно Америка представлялась мореходам препятствием на пути в богатую Азию. Никто не знал, есть ли пролив между Южной Америкой и гипотетической Неведомой Южной Землей, но европейцам хотелось, чтобы он был. Они еще не ведали, что Америку и Восточную Азию разделяет огромный океан, и думали, что открытие пролива обеспечит быстрый доступ к азиатским рынкам. Поэтому первый мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие, наверняка был бы удостоен королевских почестей.

Карьера Фернана Магеллана

Обедневший португальский дворянин Магеллан (Магальянш) к своим 39 годам успел неоднократно побывать в Азии и Африке, был ранен в битвах с туземцами и собрал немало информации о путешествиях к берегам Америки.

Со своей идеей попасть на Молукки западным путем и вернуться обычным (то есть осуществить первое кругосветное путешествие) он обратился к португальскому королю Мануэлю. Тот совершенно не заинтересовался предложением Магеллана, которого к тому же недолюбливал за недостаточную лояльность. Зато он позволил Фернану сменить гражданство, чем тот немедленно воспользовался. Мореплаватель поселился в Испании (то есть во враждебной португальцам стране!), обзавелся семьей и соратниками. В 1518 году он добился аудиенции у молодого короля Карла I. Король и его советники заинтересовались поисками короткого пути за специями и «дали добро» на организацию экспедиции.

Вдоль побережья. Бунт

Первое кругосветное путешествие Магеллана, для большинства членов команды так и не завершившееся, началось в 1519 году. Из испанской гавани Сан-Лукар вышло пять кораблей, на которых находилось 265 человек из разных стран Европы. Несмотря на шторма, флотилия относительно благополучно добралась до берега Бразилии и стала «спускаться» вдоль него на юг. Фернан надеялся отыскать пролив в Южное море, который должен был находиться, согласно его сведениям, в районе 40 градуса южной широты. Но в указанном месте оказался не пролив, а устье реки Ла-Плата. Магеллан велел продолжать движение на юг, а когда погода совсем испортилась, корабли встали на якорь в бухте Св. Юлиана (Сан-Хулиан), чтобы перезимовать там. Капитаны трех судов (испанцы по национальности) подняли мятеж, захватили корабли и приняли решение не продолжать первое кругосветное путешествие, а взять курс на мыс Доброй Надежды и от него - на родину. Людям, верным адмиралу, удалось сделать невозможное - отвоевать корабли и отрезать мятежникам путь к бегству.

Пролив Всех Святых

Один капитан был убит, другой - казнен, третий - высажен на берег. Рядовых бунтовщиков Магеллан помиловал, чем еще раз доказал свою дальновидность. Только на исходе лета 1520 года корабли вышли из бухты и продолжили поиски пролива. Во время шторма судно «Сантьяго» затонуло. И вот 21 октября моряки наконец-то обнаружили пролив, более напоминающий узкую расщелину между скал. По нему корабли Магеллана плыли 38 дней.

Берег, оставшийся по левую руку, адмирал назвал Огненной Землей, так как на нем круглые сутки горели костры индейцев. Именно благодаря открытию пролива Всех Святых Фернан Магеллан стал считаться тем, кто совершил первое кругосветное путешествие. Впоследствии пролив был переименован в Магелланов.

Тихий океан

Из пролива в так называемое «Южное море» вышли только три корабля: «Сан-Антонио» исчез (попросту дезертировал). Новые воды мореходам понравились, особенно после неспокойной Атлантики. Океан был назван Тихим.

Экспедиция направилась на северо-запад, потом на запад. Несколько месяцев мореходы плыли, не видя никаких признаков земли. Голод и цинга стали причиной смерти почти половины команды. Только в начале марта 1521 года суда подошли к двум еще не открытым обитаемым островам из группы Марианских. Отсюда уже было недалеко до Филиппин.

Филиппины. Смерть Магеллана

Обнаружение островов Самар, Сиаргао и Хомонхон очень порадовало европейцев. Здесь они восстанавливали силы и общались с местными жителями, которые охотно делились пищей и сведениями.

Слуга Магеллана, малаец, свободно изъяснялся с аборигенами на одном языке, и адмирал понял, что Молукки совсем близко. Кстати, этот слуга, Энрике, в конечном итоге стал одним из тех, кто совершил первое кругосветное путешествие, в отличие от своего хозяина, которому не суждено было высадиться на Молукках. Магеллан и его люди вмешались в междоусобную войну двух местных князьков, и мореплаватель был убит (не то отравленной стрелой, не то абордажной саблей). Более того, через некоторое время в результате вероломного нападения дикарей погибли его ближайшие соратники - опытные испанские моряки. Команда так поредела, что один из кораблей, «Консепсьон», было решено уничтожить.

Молукки. Возвращение в Испанию

Кто руководил первым кругосветным путешествием после смерти Магеллана? Хуан Себастьян дель Кано, мореход из народа басков. Он был в числе заговорщиков, которые предъявили Магеллану ультиматум в бухте Сан-Хулиан, но адмирал простил его. Дель Кано командовал одним из двух оставшихся судов, «Викторией».

Он позаботился о том, чтобы корабль вернулся в Испанию, загруженный пряностями. Сделать это было нелегко: у берегов Африки испанцев поджидали португальцы, которые с самого начала экспедиции делали все, чтобы расстроить планы своих конкурентов. Второй корабль, флагман «Тринидад», был взят ими на абордаж; моряки попали в рабство. Таким образом, в 1522 году в Сан-Лукар вернулись 18 участников экспедиции. Доставленный ими груз окупил все расходы на дорогостоящую экспедицию. Дель Кано был удостоен личного герба. Если бы в те времена кто-нибудь сказал, что первое кругосветное путешествие совершил Магеллан, его осмеяли бы. На долю португальца приходились только обвинения в нарушении королевских указаний.

Итоги путешествия Магеллана

Магеллан исследовал восточный берег Южной Америки и открыл пролив из Атлантики в Тихий океан. Благодаря его экспедиции люди получили весомое доказательство того, что Земля действительно круглая, уверились в том, что Тихий океан гораздо обширнее, чем предполагалось, и что плавать по нему на Молукки невыгодно. Также европейцы поняли, что Мировой океан един и омывает все материки. Испания удовлетворила свои амбиции, объявив об открытии Марианских и Филиппинских островов, и предъявила претензии на острова Молуккские.

Все великие открытия, сделанные во время этого плавания, принадлежат Фернану Магеллану. Так что ответ на вопрос о том, кто совершил первое кругосветное путешествие, не так уж очевиден. Фактически этим человеком был дель Кано, но все-таки главным достижением испанца стало то, что мир вообще узнал об истории и итогах этого плавания.

Первое кругосветное путешествие русских мореплавателей

В 1803-1806 российскими мореходами Иваном Крузенштерном и Юрием Лисянским было совершено масштабное путешествие через Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Их целями были: исследование дальневосточных окраин Российской Империи, нахождение удобного торгового пути в Китай и Японию по морю, обеспечение русского населения Аляски всем необходимым. Мореплаватели (отправившиеся на двух судах) исследовали и описали остров Пасхи, Маркизские острова, побережье Японии и Кореи, Курильские острова, Сахалин и остров Иессо, посетили Ситку и Кадьяк, где жили русские поселенцы, а кроме того, доставили в Японию посла от императора. Во время этого плавания отечественные суда впервые посетили высокие широты. Первое кругосветное путешествие русских исследователей имело огромный общественный резонанс и способствовало повышению престижа страны. Его научное значение не менее велико.

В 1519 году в августе месяце из севильской гавани было отправлено пять кораблей в первую кругосветную экспедицию. Снарядил и одобрил ее в путь Карл I — испанский король. Путешествие было очень нелегким, путь лежал через Америку на юго-запад, экспедиция держала направление на Молуккские острова. В случае удачного путешествия, Испания могла получить права на новые открытые земли.

Флотилия очень долго двигалась вдоль южноамериканского континента, она пыталась найти выход в «Южное море» . В южной оконечности материка, они обнаружили глубокую бухту. Было принято решения плыть дальше, берега выглядели совсем пустынными, но неожиданно в темноте засветились несколько огней костров. По этой причине Магеллан дал название этой стране — «Огненная земля» и став ее первооткрывателем.

Пройдя по Магеллановому проливу (пролив между Огненной Землей и Патагонией), корабли вышли в Тихий океан.

Магелланов пролив

Мореплаватели в течение 3 месяцев не видели земли, запасы питьевой воды и провианта закончились. На палубе начался цинга и голод. Моряки, чтобы хоть как-то утолить голод, приходилось жевать бычью кожу и есть корабельных крыс. Всего экипаж понес потери в 21 человека, которые умерли от истощения. Через множество неудач, путешественники смогли добраться до Филиппинских островов и запаслись водой и продовольствием. Магеллану не очень повезло, и он ввязался с междоусобные распри местных властителей. В бою с туземцами он был убит 27 апреля 1521 года.

Спустя три года из плавания смог вернуться только один корабль — «Виктория». Под командой Х. С. Элькано, он и члены экипажа завершили плавание в 1522 году. На родине они были встречены с триумфом и почестями, они были героями, которые были участниками первого в мире кругосветного плавания.

Путь плавания Магеллана

Кто совершил первое кругосветное путешествие и какое значение плавания Магеллана?

Этим героем оказался португальский мореплаватель Фернан Магеллан.

1) Он смог доказать своим плаванием шарообразность Земли.

2) Экспедиция Магеллана дала всему миру некоторые представления об относительных размерах моря и суши на земном шаре.

3) Магеллан доказал, что между Азией и Америкой простирается величайший океан. Собственно это он назвал его Тихий. Он выбрал такое название, потому что за все 4 месяца плавания он не встретил ни одной бури.

4) Он доказал, что на планете есть только один единый Мировой океан.

June 26th, 2015

Это было время, когда корабли строились из дерева,
а люди, ими управлявшие, были выкованы из стали

Спросите любого, и он вам скажет, что первым человеком, совершившим кругосветное путешествие, был португальский мореплаватель и исследователь Фердинанд Магеллан, который погиб на острове Мактан (Филиппины) в ходе вооруженной стычки с туземцами (1521 год). То же самое написано и в учебниках по истории. На самом деле, это миф. Ведь получается, что одно исключает другое. Магеллану удалось пройти только половину пути.

Primus circumdedisti me (ты первым обошел меня) - гласит латинская надпись на увенчанном земным шаром гербе Хуана Себастьяна Элькано. Действительно, Элькано был первым человеком, совершившим кругосветное плаванье .

Давайте все таки узнаем подробнее как так получилось …

В музее Сан-Тельмо города Сан-Себастьян находится картина Салаверрия «Возвращение «Виктории». Восемнадцать изможденных людей в белых саванах, с зажженными свечами в руках, пошатываясь, сходят по трапу с корабля на набережную Севильи. Это моряки с единственного корабля, возвратившегося в Испанию из всей флотилии Магеллана. Впереди — их капитан, Хуан Себастьян Элькано.

Многое в биографии Элькано до сих пор не выяснено. Как ни странно, человек, впервые обогнувший земной шар, не привлек внимания художников и историков своего времени. Нет даже его достоверного портрета, а из написанных им документов сохранились лишь письма королю, прошения и завещание.

Хуан Себастьян Элькано родился в 1486 в Гетарии - небольшом портовом городке в Стране Басков, недалеко от Сан-Себастьяна. Он рано связал собственную судьбу с морем, сделав нередкую для предприимчивого человека того времени «карьеру» - вначале сменив работу рыбака на долю контрабандиста, и позднее записавшись в военный флот, чтобы избежать наказания за свое слишком вольное отношение к законам и торговым пошлинам. Элькано успел поучаствовать в Итальянских войнах и военной кампании испанцев в Алжире 1509 года. Баск неплохо освоил морское дело на практике в бытность свою контрабандистом, но, именно в военном флоте, Элькано получает «правильное» образование в области навигации и астрономии.

В 1510 году Элькано, владелец и капитан корабля, участвовал в осаде Триполи. Но испанское казначейство отказалось выплатить Элькано причитающуюся для расчетов с экипажем сумму. Покинув военную службу, никогда всерьёз не прельщавшую молодого авантюриста низким заработком и необходимостью соблюдать дисциплину, Элькано решает начать новую жизнь в Севилье. Баску кажется, что впереди его ждет блестящее будущее, - в новом для него городе никто не знает о его не совсем безупречном прошлом, вину перед законом мореплаватель искупил в боях с врагами Испании, у него есть официальные бумаги, позволяющие ему работать капитаном на торговом судне… Но торговые предприятия, участником которых становится Элькано, оказываются все как одно убыточными.

В 1517 году в счет уплаты долгов он продал судно, находившееся под его командованием, генуэзским банкирам - и эта торговая операция определила всю его судьбу. Дело в том, что владельцем проданного корабля был не сам Элькано, а испанская корона, и у баска ожидаемо вновь возникают сложности с законом, на этот раз грозящие ему смертной казнью.в то время считалось тяжким преступлением. Зная, что никакие оправдания суд не примет во внимание, Элькано бежал в Севилью, где легко было затеряться, а затем укрыться на любом корабле: в те времена капитаны меньше всего интересовались биографиями своих людей. К тому же в Севилье было много земляков Элькано, а один из них, Ибаролла, был хорошо знаком с Магелланом. Он и помог Элькано завербоваться на флотилию Магеллана. Сдав экзамены и получив как знак хорошей оценки бобы (несдавшие получали от экзаменационной комиссии горошины), Элькано стал кормчим на третьем по величине корабле флотилии — «Консепсьоне».

Корабли флотилии Магеллана

20 сентября 1519 года флотилия Магеллана вышла из устья Гвадалквивира и направилась к берегам Бразилии. В апреле 1520 года, когда корабли расположились на зимовку в морозной и пустынной бухте Сан-Хулиан, недовольные Магелланом капитаны подняли мятеж. Элькано оказался втянутым в него, не смея ослушаться своего командира — капитана «Консепсьона» Кесады.

Магеллан энергично и жестоко подавил мятеж: Кесаде и еще одному из главарей заговора отрубили головы, трупы четвертовали и изуродованные останки наткнули на шесты. Капитана Картахену и одного священника, также зачинщика мятежа, Магеллан приказал высадить на пустынный берег бухты, где они впоследствии и погибли. Остальных сорок бунтовщиков, в том числе и Элькано, Магеллан пощадил.

1. Первое в истории кругосветное плавание

28 ноября 1520 года оставшиеся три корабля вышли из пролива и в марте 1521 года после беспримерно трудного перехода через Тихий океан подошли к островам, позднее получившим название Марианских. В том же месяце Магеллан открыл Филиппинские острова, а 27 апреля 1521 года погиб в стычке с местными жителями на острове Матан. Элькано, пораженный цингой, в этой стычке не участвовал. После гибели Магеллана капитанами флотилии были избраны Дуарте Барбоза и Хуан Серрано. Во главе небольшого отряда они отправились на берег к радже Себу и были коварно перебиты. Судьба снова — уже в который раз — пощадила Элькано. Начальником флотилии стал Карвалыо. Но на трех кораблях осталось всего 115 человек; среди них много больных. Поэтому «Консепсьон» сожгли в проливе между островами Себу и Бохоль; а команда его перешла на другие два судна — «Викторию» и «Тринидад». Оба судна еще долго блуждали между островами, пока, наконец, 8 ноября 1521 года не бросили якорь у острова Тидоре, одного из «островов Пряностей» — Молуккских островов. Затем вообще было решено продолжать плавание на одном корабле — «Виктории», капитаном которого незадолго до этого стал Элькано, а «Тринидад» оставить на Молукках. И Элькано сумел провести свой источенный червями корабль с изголодавшейся командой через Индийский океан и вдоль берегов Африки. Треть команды погибла, около трети было задержано португальцами, но все же «Виктория» 8 сентября 1522 года вошла в устье Гвадалквивира.

Это был беспримерный, неслыханный в истории мореплавания переход. Современники писали, что Элькано превзошел царя Соломона, аргонавтов и хитроумного Одиссея. Первое в истории кругосветное плавание было завершено! Король пожаловал мореплавателю годовую пенсию в 500 золотых дукатов и возвел Элькано в рыцари. Герб, присвоенный Элькано (с тех пор уже дель Кано), увековечивал его плавание. На гербе были изображены две палочки корицы, обрамленные мускатным орехом и гвоздикой, золотой замок, увенчанный шлемом. Над шлемом — земной шар с латинской надписью: «Ты первый обогнул меня». И наконец, специальным указом король объявил Элькано прощение за продажу корабля иностранцу. Но если наградить и простить отважного капитана было довольно просто, то разрешить все спорные вопросы, связанные с судьбой Молуккских островов, оказалось посложней. Долго заседал испано-португальский конгресс, но так и не смог «поделить» между двумя могущественными державами острова, находящиеся на той стороне «земного яблока». И испанское правительство решило не задерживать отправку второй экспедиции на Молукки.

2. Прощай Ла-Корунья

Ла-Корунья считалась самым безопасным в Испании портом, в котором «могли бы разместиться все флоты мира». Значение города еще более возросло, когда сюда была временно переведена из Севильи Палата по делам Индий. Эта палата разрабатывала планы новой экспедиции к Молуккам, чтобы окончательно утвердить испанское господство на этих островах. Элькано прибыл в Ла-Корунью полный радужных надежд — он уже видел себя адмиралом армады — и занялся снаряжением флотилии. Однако Карл I назначил командующим не Элькано, а некоего Хофре де Лоайса, участника многих морских сражений, но совершенно незнакомого с навигацией. Самолюбие Элькано было глубоко уязвлено. Вдобавок из королевской канцелярии пришел «высочайший отказ» на прошение Элькано о выплате пожалованной ему ежегодной пенсии в 500 золотых дукатов: король распорядился выплатить эту сумму лишь после возвращения из экспедиции. Так Элькано испытал на себе традиционную неблагодарность испанской короны к прославленным мореплавателям.

Перед отплытием Элькано посетил родную Гетарию, где ему, прославленному моряку, без труда удалось завербовать на свои корабли много добровольцев: с человеком, обошедшим «земное яблоко», не пропадешь и у дьявола в пасти — рассуждала портовая братия. В начале лета 1525 года Элькано привел свои четыре судна в Ла-Корунью и был назначен кормчим и заместителем командующего флотилией. Всего флотилия насчитывала семь кораблей и 450 человек команды. Португальцев в этой экспедиции не было. Последнюю ночь перед отплытием флотилии в Ла-Корунье было очень оживленно и торжественно. В полночь на горе Геркулеса, на месте развалин римского маяка, зажгли огромный костер. Город прощался с моряками. Крики горожан, угощавших матросов вином из кожаных бутылок, рыданья женщин и гимны паломников смешивались со звуками веселого танца «Ла мунейра». Моряки флотилии надолго запомнили эту ночь. Они отправлялись в другое полушарие, и им предстояла теперь жизнь, полная опасностей и лишений. В последний раз Элькано прошелся под узкой аркой Пуэрто де Сан-Мигель и спустился по шестнадцати розовым ступенькам к берегу. Эти ступени, уже совсем стершиеся, сохранились до наших дней.

Смерть Магеллана

3. Несчастья главного кормчего

Могучая, хорошо вооруженная флотилия Лоайсы вышла в море 24 июля 1525 года. Согласно королевским инструкциям, а их в общем у Лоайсы было пятьдесят три, флотилия должна была следовать по пути Магеллана, но избегать его ошибок. Но ни Элькано — главный советник короля, ни сам король не предвидели, что это будет последняя экспедиция, посланная через Магелланов пролив. Именно экспедиции Лоайсы было суждено доказать, что это не самый выгодный путь. И все последующие экспедиции в Азию отправлялись из тихоокеанских портов Новой Испании (Мексики).

26 июля суда обогнули мыс Финистерре. 18 августа суда попали в сильный шторм. На адмиральском судне сломало грот-мачту, но посланные Элькано два плотника, рискуя жизнью, все же добрались туда на маленькой шлюпке. Пока ремонтировали мачту, флагманское судно столкнулось с судном «Парраль», сломав ему бизань-мачту. Плавание проходило очень тяжело. Не хватало пресной воды, провизии. Кто знает, как сложилась бы судьба экспедиции, если бы 20 октября впередсмотрящий не увидел на горизонте остров Аннобон в Гвинейском заливе. Остров был пустынным — лишь несколько скелетов лежало под деревом, на котором была вырезана странная надпись: «Здесь покоится несчастный Хуан Руис, убитый потому, что он этого заслуживал». Суеверные моряки увидели в этом грозное предзнаменование. Корабли спешно налились водой, запаслись провизией. Капитаны и офицеры флотилии по сему случаю были созваны на праздничный обед к адмиралу, который чуть было не кончился трагически.

На стол была подана огромная, неизвестной породы рыба. По словам Урданеты — пажа Элькано и летописца экспедиции, — у некоторых моряков, «отведавших мяса этой рыбы, зубы у которой были, как у большой собаки, так разболелись животы, что думали, что они не выживут». Вскоре вся флотилия покинула берега негостеприимного Аннобона. Отсюда Лоайса решил плыть к берегам Бразилии. И с этого момента для «Санкти-Эспиритус», судна Элькано, началась полоса несчастий. Не успев поставить паруса, «Санкти-Эспиритус» едва не столкнулся с адмиральским кораблем, а затем вообще на некоторое время отстал от флотилии. На широте 31º после сильного шторма исчез из виду адмиральский корабль. Командование оставшимися судами принял на себя Элькано. Затем от флотилии отделился «Сан-Габриэль». Оставшиеся пять судов в течение трех дней разыскивали адмиральское судно. Поиски оказались безуспешными, и Элькано приказал идти дальше, к Магелланову проливу.

12 января суда стали в устье реки Санта-Крус, и, поскольку ни адмиральское судно, ни «Сан-Габриэль» сюда не подошли, Элькано созвал совет. Зная по опыту предыдущего плавания, что здесь прекрасная стоянка, он предложил ожидать оба судна, как это и было предусмотрено инструкциями. Однако офицеры, стремившиеся поскорее войти в пролив, советовали оставить в устье реки только пинассу «Сантьяго», зарыв в банке под крестом на островке сообщение о том, что суда направились в Магелланов пролив. Утром 14 января флотилия снялась с якоря. Но то, что Элькано принял за пролив, оказалось устьем реки Гальегос, в пяти-шести милях от пролива. Урданета, который, несмотря на свое восхищение Элькано. сохранил способность относиться к его решениям критически, пишет, что такая ошибка Элькано его очень поразила. В тот же день они подошли к настоящему входу в пролив и стали на якорь у мыса Одиннадцати Тысяч Святых Девственниц.

Точная копия корабля «Виктория»

Ночью на флотилию обрушился страшный шторм. Разбушевавшиеся волны заливали судно до середины мачт, и оно едва держалось на четырех якорях. Элькано понял, что все потеряно. Его единственной мыслью было теперь спасти команду. Он приказал посадить судно на мель. На «Санкти-Эспиритус» началась паника. Несколько солдат и матросов в ужасе бросились в воду; все утонули, кроме одного, который сумел добраться до берега. Затем на берег переправились остальные. Удалось спасти часть провизии. Однако ночью буря разыгралась с прежней силой и окончательно разбила «Санкти-Эспиритус». Для Элькано — капитана, первого кругосветного мореплавателя и главного кормчего экспедиции — крушение, тем более по его вине, явилось большим ударом. Никогда еще Элькано не находился в столь тяжелом положении. Когда буря окончательно стихла, капитаны других судов послали за Элькано лодку, предложив ему вести их по Магелланову проливу, поскольку он здесь бывал и раньше. Элькано согласился, но взял с собой только Урданету. Остальных моряков он оставил на берегу…

Но неудачи не оставляли измученную флотилию. С самого начала один из кораблей чуть не наскочил на камни, и лишь решимость Элькано спасла судно. Через некоторое время, Элькано послал Урданету с группой матросов за оставленными на берегу моряками. Вскоре у группы Урданеты иссякли запасы провизии. Ночью стояли сильные холода, и люди вынуждены были зарываться по горло в песок, что тоже согревало мало. На четвертый день Урданета и его спутники подошли к погибающим на берегу от голода и холода морякам, и в тот же день в устье пролива вошли корабль Лоайсы, «Сан-Габриэль» и пинасса «Сантьяго». 20 января они присоединились к остальным судам флотилии.

ХУАН СЕБАСТЬЯН ЭЛЬКАНО

5 февраля снова разразился сильный шторм. Судно Элькано укрылось в проливе, а «Сан-Лесмес» было отброшено бурей дальше на юг, до 54° 50′ южной широты, то есть подошло к самой оконечности Огненной Земли. Южнее в те времена не заходил ни один корабль. Еще немного, и экспедиция смогла бы открыть путь вокруг мыса Горн. После шторма выяснилось, что адмиральский корабль сидит на мели, и Лоайса с командой покинул судно. Элькано немедленно отрядил на помощь адмиралу группу лучших моряков. В тот же день дезертировала «Анунсиада». Капитан судна де Вера решил самостоятельно добираться до Молукк мимо мыса Доброй Надежды. «Анунсиада» пропала без вести. Несколько дней спустя дезертировал и «Сан-Габриэль». Оставшиеся суда вновь вернулись в устье реки Санта-Крус, где моряки занялись ремонтом изрядно потрепанного бурями адмиральского корабля. В иных условиях его пришлось бы вообще оставить, но теперь, когда флотилия потеряла три крупнейших корабля, этого уже нельзя было себе позволить. Элькано, который по возвращении в Испанию критиковал Магеллана за то, что тот задержался в устье этой реки на семь недель, теперь сам вынужден был провести здесь пять недель. В конце марта кое-как подлатанные корабли снова направились к Магелланову проливу. В составе экспедиции были теперь только адмиральский корабль, две каравеллы и пинасса.

5 апреля суда вошли в Магелланов пролив. Между островами Санта-Мария и Санта-Магдалена адмиральский корабль постигло очередное несчастье. Загорелся котел с кипящей смолой, на корабле возник пожар.

Началась паника, многие матросы бросились к лодке, не обращая внимания на Лоайсу, осыпавшего их ругательствами. Пожар все же удалось потушить. Флотилия шла дальше через пролив, по берегам которого на высоких горных вершинах, «таких высоких, что казалось, они простираются до самого неба», лежали вечные голубоватые снега. Ночью по обоим берегам пролива горели костры патагонцев. Элькано уже были знакомы эти огни по первому плаванию. 25 апреля суда снялись с якоря со стоянки Сан-Хорхе, где они пополнили запасы воды и дров, и вновь отправились в трудное плавание.

И там, где с оглушительным ревом встречаются волны обоих океанов, на флотилию Лоайсы снова обрушился шторм. Корабли стали на якорь в бухте Сан-Хуан де Порталина. На берегу бухты возвышались горы высотой несколько тысяч футов. Было страшно холодно, и «никакая одежда не могла нас согреть», — пишет Урданета. Элькано все время находился на флагманском судне: Лоайса, не имея соответствующего опыта, всецело полагался на Элькано. Переход через пролив продолжался сорок восемь дней — на десять дней больше, чем у Магеллана. 31 мая подул сильный северо-восточный ветер. Все небо было затянуто тучами. В ночь с 1 на 2 июня разразилась буря, самая страшная из бывших до сих пор, разметавшая все суда. Хотя погода потом улучшилась, им уже не суждено было встретиться. Элькано с большинством команды «Санкти-Эспиритус» находился теперь на адмиральском корабле, где было сто двадцать человек. Две помпы не успевали откачивать воду, опасались, что судно в любую минуту может затонуть. В общем океан был Великим, но отнюдь не Тихим.

4. Кормчий умирает адмиралом

Судно шло одно, на необъятном горизонте не было видно ни паруса, ни острова. «Каждый день, — пишет Урданета, — мы ждали конца. В связи с тем, что к нам перебрались люди с потерпевшего крушение судна, мы вынуждены сократить паек. Мы много трудились и мало ели. Нам пришлось пережить большие трудности, и некоторые из нас погибли». 30 июля скончался Лоайса. По словам одного из участников экспедиции, причиной его смерти был упадок духа; он так сильно переживал потерю остальных судов, что «становился все слабее и умер». Лоайса не забыл упомянуть в завещании своего главного кормчего: «Я прошу, чтобы Элькано были возвращены четыре бочонка белого вина, что я ему должен. Сухари и другую провизию, что лежит на моем судне «Санта-Мария де ла Виктория», пусть отдадут моему племяннику Альваро де Лоайса, который должен разделить ее с Элькано». Говорят, что к этому времени на судне остались только крысы. На судне многие болели цингой. Куда Элькано ни бросал взгляд, везде он видел опухшие бледные лица и слышал стоны моряков.

С того времени, как они вышли из пролива, от цинги погибло тридцать человек. «Все они погибли, — пишет Урданета, — из-за того, что у них опухли десны и они ничего не могли есть. Я видел человека, у которого так распухли десны, что он отрывал куски мяса толщиной с палец». У моряков была одна надежда — Элькано. Они, несмотря ни на что, верили в его счастливую звезду, хотя он был настолько болен, что за четыре дня до смерти Лоайсы сам составил завещание. В честь вступления Элькано в должность адмирала — должность, которой он безуспешно добивался два года назад, — был дан пушечный салют. Но силы Элькано иссякали. Настал день, когда адмирал уже не мог встать с койки. В каюте собрались его близкие и верный Урданета. При мерцающем свете свечи было видно, как они исхудали и сколько выстрадали. Урданета становится на колени и одной рукой касается тела своего умирающего хозяина. Священник внимательно следит за ним. Наконец он поднимает руку, и все присутствующие медленно опускаются на колени. Странствия Элькано окончены…

«Понедельник, 6 августа. Скончался доблестный сеньор Хуан Себастьян де Элькано». Так отметил Урданета в своем дневнике смерть великого мореплавателя.

Четыре человека поднимают обернутое в саван и привязанное к доске тело Хуана Себастьяна. По знаку нового адмирала они бросают его в море. Раздался всплеск, заглушивший молитвы священника.

МОНУМЕНТ В ЧЕСТЬ ЭЛЬКАНО В ГЕТАРИИ

Эпилог

Источенный червями, истерзанный бурями и штормами одинокий корабль продолжал свой путь. Команда, по словам Урданеты, «была страшно измучена и истощена. Не проходило дня, чтобы кто-нибудь из нас не умирал.

Поэтому мы решили, что лучшее для нас — идти к Молуккам». Тем самым они отказались от смелого замысла Элькано, собиравшегося осуществить мечту Колумба — достичь восточного побережья Азии, следуя кратчайшим путем с запада. «Я уверен, что если бы Элькано не умер, мы не достигли бы так скоро Ладронских (Марианских) островов, потому что его всегдашним намерением были поиски Чипансу (Японии)», — пишет Урданета. Он явно считал план Элькано слишком рискованным. Но человек, впервые обогнувший «земное яблоко», не знал, что такое страх. Но не знал он также и то, что через три года Карл I уступит за 350 тысяч золотых дукатов свои «права» на Молукки Португалии. Из всей экспедиции Лоайсы уцелели лишь два судна: «Сан-Габриэль», после двухлетнего плавания добравшийся до Испании, и пинасса «Сантьяго» под командой Гевары, прошедшая вдоль тихоокеанского берега Южной Америки до Мексики. Хотя Гевара видел только один раз побережье Южной Америки, его плавание доказало, что берег нигде не выступает далеко на запад и Южная Америка имеет форму треугольника. Это было самым важным географическим открытием экспедиции Лоайсы.

Гетарии, на родине Элькано, у входа в церковь стоит каменная плита, полустершаяся надпись на которой гласит: «… достославный капитан Хуан Себастьян дель Кано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле «Виктория». В память героя поставил эту плиту в 1661 году дон Педро де Этаве и Ази, кавалер ордена Калатравы. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света». А на глобусе в музее Сан-Тельмо обозначено место, где умер Элькано, — 157º западной долготы и 9º северной широты.

В учебниках истории Хуан Себастьян Элькано незаслуженно оказался в тени славы Фернана Магеллана, но на родине его помнят и почитают. Имя Элькано носит учебный парусник в составе Военно-морских сил Испании. В рулевой рубке корабля можно увидеть герб Элькано, а сам парусник успел осуществить уже десяток кругосветных экспедиций.

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -