Образ детства в произведении толстого детство. Научно-исследовательская работа "Особенности художественного повествования в рассказах Л.Н.Толстого о детях". Фрагмент работы для ознакомления

Повесть «Детство» стала первым произведением 24-летнего Льва Николаевича Толстого и сразу же открыла ему дорогу не только в русскую, но и в мировую литературу. Молодой писатель отправил ее главному редактору самого известного в ту пору литературного журнала «Современник», Николаю Алексеевичу Некрасову, вместе с деньгами на случай возврата рукописи, но поэт не мог не увидеть, что ему в руки попало творение настоящего таланта. Хотя последующие книги Толстого принесли ему еще большую славу, «Детство» нисколько не померкло в сравнении с ними. В произведении была и глубина, и нравственная чистота, и мудрость.

Главным героем произведения является 10-летний Николенька Иртеньев. Мальчик растет в дворянской семье в деревенском поместье, его окружают самые близкие и любимые люди: учитель, брат, сестра, родители, нянька.

Читатели знакомятся с миром Николая через его рассказ, причем многие поступки анализируются уже выросшим молодым человеком, но для которого воспоминания детства настолько ярки, что он пронес их через много лет. А ведь они и формируют личность. Уже на ранних этапах взросления становится вполне ясно, что ты будешь собой представлять.

Что же можно сказать про Николеньку? Он умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к близким людям, тонко чувствует их настроение. Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства. Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.

В маленьком Николае было все самое лучшее, что позже сформировало взрослую личность. Но он сокрушается, куда делись чистота и чувствительность, которые были в избытке в детстве, и которых он не находит сегодня в себе? Неужели они исчезли бесследно? Нет, просто в мире, где эмоции принято сдерживать, искренние порывы были заперты глубоко в душе.

Карл Иванович

Первую главу повести Толстой посвящает учителю, Карлу Ивановичу, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него. Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой. Воспитанник жалеет своего дорогого педагога и искренне желает ему счастья. Его сердце откликается в ответ на чувства старика.

Но Коля вовсе не идеальный, бывает, что он злится, бранит про себя своего учителя или няньку, не хочет учиться, много думает о себе и ставит свое «я» выше других, участвует в издевательствах вместе с другими над Иленькой Грапом. Но кто в детстве не делал того же? Читатель во многом узнает себя: как хочется поскорее повзрослеть и перестать делать уроки, как мечтается стать красавцем, ведь это тогда очень важно, как и любая оплошность воспринимается трагедией. Поэтому учителю были присущи терпение и сдержанность, а также чувство юмора и искренняя привязанность к мальчику.

Мама

Николай — очень чувствительный ребенок, он сильно любил свою мать, но помнит только ее добрые глаза, ласку и любовь. Просто находиться с ней рядом, чувствовать прикосновение ее рук, млеть от ее нежности было для него настоящим счастьем. Она рано умерла, именно тогда и закончилось его детство. Повзрослевший герой думает, что если бы он мог видеть улыбку maman в самые трудные моменты своей жизни, то никогда бы не узнал горя.

У десятилетнего мальчика очень богатая внутренняя жизнь, в нем часто борются эгоизм и любовь к близким, добро и зло, и все-таки уже заложенная нравственность помогает сделать правильный человеческий выбор уже в подсознании. В нем много совести и стыда. Он очень глубоко анализирует свои чувства, любые их внешние проявления часто подкреплены внутренним противоречием. Николай замечает, что его слезы приносят ему удовольствие, что, потеряв мать, он горюет как будто напоказ. Его молитвы всегда за здоровье и благополучие близких, за маменьку и папеньку, за бедного Карла Ивановича, он просит, чтобы Бог дал счастья всем. Именно в этом сострадательном порыве проявляется влияние матери, которой писатель уделяет не так уж много внимания. Он показывает ее через сына, добрая душа не канула в лету, когда умерло тело, она осталась на земле в ребенке, который перенял ее отзывчивость и нежность.

Папа

Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.

Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.

Наталья Савишна

Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

Соня, Катя и Сережа

Коля находится еще в том возрасте, когда игра в Робинзона, где можно плыть по воображаемой реке, ходить охотиться в лес с палкой-ружьем, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить свою жизнь.

Герой описывает не очень большой период своего детства, но успевает влюбиться три раза: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совершенно разные чувства, но они по-детски чистые и наивные. Любовь к Сереже заставляла подражать ему и приклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку. Николай не заступился за Иленьку Грапа, которого они несправедливо обидели, хотя мог сострадать даже раненой птичке. Будучи взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием светлого счастливого детства. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость. Любовь к Кате была очень нежным чувством, он два раза поцеловал ее руку и расплакался от переполняемых эмоций. Она была для него чем-то очень милым и родным.

Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным, красивым и очень обаятельным. Оно мгновенно переполнило его всего, все, что было до нее, стало незначительным.

Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и дает надежду, что не может совсем уйти доброта, любовь, чистота, которая была там. Она живет в нас, стоит просто не забывать то счастливое время.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Детство Льва Толстого сложно назвать безоблачным, но воспоминания о нем, изложенное в трилогии, имеют трогательный и чувственный характер.

Семья

Его воспитанием в основном занимались опекунши, а не родные мама и папа. Лев Николаевич родился в благополучной дворянской семье, где стал четвертым ребенком. Его братья Николай, Сергей и Дмитрий были старше совсем ненамного. При родах последнего ребенка, дочери Марии, мать будущего писателя скончалась. На тот момент ему еще не исполнилось и двух лет.

Детство Льва Толстого прошло в Ясной Поляне, родовом Ненадолго после смерти матери отец с детьми переехал в Москву, но спустя некоторое время скончался, и будущий писатель с братьями и сестрой были вынуждены вернуть в Тульскую губернию, где их воспитанием продолжила заниматься дальняя родственница.

После смерти отца к ней присоединилась графиня Остен-Сакен А.М. Но и это было непоследнее в череде пережитого. В связи со смертью графини все семейство переехало на воспитание к новому опекуну в Казань, к сестре отца Юшковой П.И.

"Детство"

С первого взгляда можно сделать вывод, что детство Льва Николаевича Толстого прошло в тяжелой, гнетущей обстановке. Но это не совсем верно. Дело в том, что именно свои детские годы описал в одноименном рассказе граф Толстой.

В нежной, чувственной манере он рассказал о своих переживаниях и тяготах, о мыслях и первой влюбленности. Это был непервый опыт в написании рассказов, но именно «Детство» Льва Толстого было опубликовано первым. Это произошло в 1852 году.

Повествование ведется от имени десятилетнего Николеньки, мальчика из благополучной состоятельной семьи, образованием которого занимается строгий наставник - немец Карл Иванович.

В начале повествования ребенок знакомит читателей не только с главными героями (мама, папа, сестра, братья, прислуга), но и со своими чувствами (влюбленность, обида, стеснение). Описывает уклад и быт обычной дворянской семьи и ее окружения.

В последних главах рассказа повествуется о скоропостижной кончине матери Николая, о его восприятии страшной действительности и резком взрослении.

Творчество

В будущем из-под пера автора выйдут знаменитейшие «Война и мир», «Анна Каренина», огромное количество статей, рассказов и размышлений на тему жизненного уклада, личного отношения к мирскому. «Детство» Льва Толстого, кстати, не только было его трогательным воспоминанием о прошедшем, но и стало стартовым произведением для создания трилогии, в которую вошли «Юность» и «Отрочество».

Критика

Важно отметить, что первая критика на эти произведения была далеко не однозначна. С одной стороны, были опубликованы восторженные рецензии на трилогию, которую написал Лев Толстой. «Детство» (отзывы на него вышли первыми) получило одобрение маститых на тот момент литературных деятелей, но спустя время, как ни странно, некоторые из них мнение поменяли.

В творчестве Льва Николаевича Толстого намечаются два основных направления, два русла развития детской темы. Первая группа - это произведения о детях, его трилогия «Детство. Отрочество. Юность». Трилогия явилась очень важным событием для развития детской темы в русской литературе и оказала колоссальное влияние на формирование темы детства в творчестве В.Г. Короленко, Д.В. Григоровича, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.П. Чехова, А.И, Куприна. Другая несомненная заслуга Л.Н. Толстого состоит в создании им развёрнутого цикла произведений для детей, к которым относятся «Азбука», «Новая азбука», «Книги для чтения» и повесть «Кавказский пленник».

Толстому первому принадлежит попытка выработки универсального языка детских произведений - лаконичного, ёмкого, выразительного, и особого стилистического устройства детской прозы, учитывающего тип и темпы психологического развития ребёнка. В языке его нет подделок под народный язык и язык детей, зато широко представлены народно-поэтические зачины и конструкции, а тщательный отбор лексики сочетается в нём со специальной, с учетом возраста адресата, организацией речи повествования.

В трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» повествование ведется от лица его главного героя. Однако рядом с детским и юношеским образом Николеньки Иртеньева в трилогии дан четко очерченный образ авторского «я», образ взрослого, умудренного опытом жизни «умного и чувствительного» человека, взволнованного воспоминанием о прошлом, заново переживающего, критически оценивающего это прошлое. Тем самым точка зрения самого Николеньки Иртеньева на изображаемые события его жизни и авторская оценка этих событий отнюдь не совпадают.

Ведущим, основополагающим началом в духовном развитии Николеньки Иртеньева является его стремление к добру, к правде, к истине, к любви, к красоте. Первоначальным источником этих его высоких духовных устремлений является образ матери, которая олицетворяла для него все самое прекрасное. Большую роль в духовном развитии Николеньки сыграла простая русская женщина - Наталья Савишна.

В своей повести Толстой называет детство счастливейшей порой человеческой жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!. Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и силы веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни?» .

Детские годы Николеньки Иртеньева были беспокойными, в детстве он испытал немало нравственных страданий, разочарований в окружающих его людях, в том числе и самых близких для него, разочарований в самом себе. Толстой рисует, как постепенно перед Николенькой раскрывается несоответствие внешней оболочки окружающего мира и истинного его содержания. Николенька постепенно уясняет, что люди, с которыми он встречается, не исключая самых близких и дорогих для него людей, на деле вовсе не такие, какими они хотят казаться. Он замечает в каждом человеке неестественность и фальшь, и это развивает в нем беспощадность к людям. Замечая и в себе эти качества, он нравственно казнит себя. Для этого характерен такой пример: Николенька написал стихи по случаю дня рождения бабушки. В них есть строка, говорящая, что он любит бабушку как родную мать. Обнаружив это, он начинает доискиваться, как мог он написать такую строку. С одной стороны, он видит в этих словах как бы измену по отношению к матери, а с другой - неискренность по отношению к бабушке. Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя, - значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему, значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. В результате в Николеньке обогащает свой духовный мир, но тот же самый анализ разрушает в нем наивность, безотчетную веру во все доброе и прекрасное, что Толстой считал «лучшим даром детства». Это очень хорошо показано в главе «Игры». Дети играют, и игра доставляет им большое наслаждение. Но они получают это наслаждение в той мере, в какой игра кажется им настоящей жизнью. Как только утрачивается эта наивная вера, игра становится неинтересной. Первым высказывает мысль о том, что игра не есть настоящее, Володя - старший брат Николеньки. Николенька понимает, что брат прав, но тем не менее слова Володи глубоко его огорчают. Николенька размышляет: «Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда останется?» Эта последняя фраза многозначительна. Она свидетельствует о том, что настоящая жизнь (не игра) мало доставляет радости Николеньки. Настоящая жизнь - это жизнь «больших», то есть взрослых, близких ему людей. Николенька живет как бы в двух мирах - в мире взрослых людей, полном взаимного недоверия, и в мире детском, привлекающем своей гармонией.

Большое место в повести занимает описание чувства любви в людям. Детский мир Николеньки, ограниченный пределами патриархальной дворянской семьи и наследственной усадьбы, действительно полон для него тепла и очарования. Нежная любовь к матери и почтительное обожание отца, привязанность к чудаковатому добряку Карлу Ивановичу, к Наталье Савишне, убеждение, что все окружающее существует только для того, чтобы «мне» и «нам» было хорошо, детская дружба и беспечные детские игры, безотчетная детская любознательность - все это вместе взятое окрашивает для Николеньки окружающий его мир в самые светлые, радужные тона. Но в то же время Толстой дает почувствовать, что в действительности этот мир полон неблагополучия, горя и страдания. Автор показывает, как мир взрослых людей разрушает чувство любви, не дает ему возможности развиваться во всей чистоте и непосредственности. отношение Николеньки к Илиньки Грапу отражает дурное влияние на него мира «больших». Илинька Грап был из небогатой семьи, и он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева. Дети уже были способны проявлять жестокость. Николенька не отстает от своих друзей. Но тут же, как всегда, испытывает чувство стыда и раскаяния.

Окружающий Николеньку мир действительных отношений усадебной и светской жизни раскрывается в «Детстве» в двух аспектах: в субъективном, т.е. в том виде, в котором он воспринимается наивным ребенком и со стороны своего объективного общественно-нравственного содержания, как оно понимается автором. На постоянном сопоставлении и столкновении этих двух аспектов и строится все повествование. Образы всех действующих лиц в повести группируются вокруг центрального образа - Николеньки Иртеньева. Объективное содержание этих образов характеризуется не столько отношением к ним самого Николеньки, сколько тем действительным влиянием, которое они оказали на ход его морального развития, о чем сам Николенька еще не может судить, но весьма определенно судит автор. Наглядным примером того служит подчеркнутое противопоставление детского отношения Николеньки к Наталье Савишне авторскому воспоминанию о ней. «С тех пор, как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их…» - это уже говорит автор, а не маленький герой . Что же касается Николеньки, то ему «и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка». Николенька «так привык к ее бескорыстной нежной любви., что и не воображал, чтобы это могла быть иначе, нисколько не был благодарен ей». Мысли и чувства Николеньки, наказанного Натальей Савишной за испачканную скатерть, проникнуты барским высокомерием, оскорбительным барским пренебрежением к этой «редкой» «чудесной» старушке: «Как! - говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, - Наталья Савишна. просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Однако несмотря на пренебрежительное отношение и вопреки невниманию Николеньки к Наталье Савишне она дана как образ человека, оказавшего едва ли не самое «сильное и благое влияние» на Николеньку, на его «направление и развитие чувствительности».

В совершенно ином отношении к моральному развитию Николеньки дан в повести образ его отца Петра Александровича Иртеньева. Совершенно не соответствует восторженное отношение Николеньки к отцу, проникнутое глубочайшим уважением ко всем его словам и поступкам, авторской оценки этого человека. Наглядным примером того служит явно отрицательная характеристика, данная Петру Александровичу Иртеньеву от автора в главе «Что за человек был мой отец?». Именно этой отрицательной авторской характеристике, а не детским оценкам Николеньки отвечает реальное содержание образа Петра Александровича, находящее тонкое выражение в трагизме матери, в недоброжелательстве бабушки к недостойному мужу обожаемой дочери. Как и другие образы взрослых людей, окружающих Николеньку, образ отца раскрывается не в его собственном развитии, а через развитие Николеньки, по мере своего возмужания постепенно освобождающегося от детских иллюзий. Образ отца, постепенно падающего все ниже и ниже в глазах подрастающего сына, играет очень важную роль. Взятый сам по себе, этот образ строится на противопоставлении блестящей светской репутации Петра Александровича и аморальности, нечистоплотности его внутреннего облика. За внешним обличием Петра Александровича, обаятельного светского человека, любящего мужа и нежного отца, скрывается азартный картежник и сластолюбец, обманывающий свою жену и разоряющий своих детей. В образе отца с наибольшей глубиной раскрывается безнравственность светского идеала comme il faut. В ряд с образом отца Николеньки ставятся в повести и все другие образы типичных представителей дворянского света: старший брат Володя, во многом повторяющий образ отца, бабушка с ее самодурством и высокомерием, князь Иван Иванович, отношения с которым заставляют Николеньку испытать унизительность зависимости от богатого родственника, семья Корнаковых - образец бездушия светского воспитания детей, и надменные, самодовольные барчуки братья Ивины. Воплощенная во всех этих образах аморальность светских нравов и отношений раскрывается перед нами постепенно по мере постижения ее Николенькой Иртеньевым.

В «подробностях чувств», в «тайных процессах психической жизни человека», в самой «диалектике души» ищет и находит Толстой выражение типического и раскрывает это типическое в бесконечном многообразии его индивидуальных проявлений. «Детство» до сих пор сохраняет все свое художественное и познавательное значение глубоко реалистической картины дворянского быта и нравов 30-40-х годов прошлого века, проникновенного изображения сложного процесса формирования человеческой личности и того влияния, которое оказывает на этот процесс социальная среда.

Главной темой первой части трилогии стала тема детства. Повествование в повести ведется от первого лица, от имени Николеньки Иртеньева, маленького мальчика, рассказывающего о собственных поступках, личностном восприятии жизни. Впервые в русской художественной литературе картины детства даны глазами ребенка.

Автобиографический герой сам действует, совершая определенные поступки, сам дает им оценку, сам делает выводы. Описывая родителей, Николенька отмечает самые характерные черты, которые запечатлелись в восприятии мальчика на долгие годы. Например, вспоминая матушку, герой представляет «ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь». Характеризуя отца, мальчик отмечает его неуловимый характер человека прошлого века, врожденную гордость, статный рост.

Тема детства раскрывается писателем и через отношение героя к людям, которые его окружают в повседневной жизни: к Карлу Ивановичу, учителю немецкого языка, к Наталье Савишне, няне и ключнице. Любя и уважая отца, Николенька с пониманием и теплотой относится и к Карлу Ивановичу, сочувствуя его горю, видя его боль. Оскорбив Наталью Савишну, мальчик чувствует угрызения совести: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда» . Давая оценку собственным поступкам, главный герой раскрывает свой внутренний мир, характер, отношение к жизни. Тема детства характеризуется автором и через описания различных житейских ситуаций, в которых оказывается мальчик: происшествие со скатертью, которую испортил Николенька, домашний урок чистописания под руководством строгого Карла Ивановича.

Только в главе «Детство» - этой самой ранней поре человеческого взросления, становления - дается авторская оценка, писатель пишет о том, что детство - счастливейшая пора в жизни любого человека, и именно детские воспоминания «освежают, возвышают… душу и служат… источником лучших наслаждений». Закономерен вопрос автора о том: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?» .

Итак, тема детства раскрывается писателем через характеристику главных героев повести, их характер, поступки, взаимоотношение между собой.

Особенности художественного повествования в рассказах

Л.Н. Толстого о детях

Исследовательская работа

Попова Виолетта Вячеславовна,

ученица 5 класса МОУСОШ №

г. Тутаева

Научный руководитель:

Тумакова Евгения Анатольевна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №

г. Тутаева

Тутаев, 2018 г.

Введение…………………………………………………………………………………………...2

Толстой-педагог. Создание школы для крестьянских детей………………………………….4

Особенности художественного повествования в рассказах Л.Н.Толстого о детях………….5

Заключение………………………………………………………………………………………...8

Список литературы………………………………………………………………………………..9

Введение

Творчество Льва Николаевича Толстого является бесценным для развития детской темы. Его трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» является значимой в плане разрешения важного вопроса: «Каково влияние периода детства на дальнейшую жизнь человека?» Еще одной несомненной заслугой Л.Н. Толстого является создание целого цикла детских произведений, таких как «Азбука», «Новая азбука», «Книги для чтения» и повесть «Кавказский пленник», ставшие основой литературного образования многих поколений школьников. Именно Толстой одним из первых делает попытку выработать универсальный язык произведений для детей: простой, но в то же время выразительный и лаконичный.

Проблема исследования

В творчестве Л.Н. Толстого много небольших произведений для детей. Необходимо ли автору строить особым образом повествование в таких произведениях? Как сделать их не только интересными, но ещё и несущими воспитательную функцию? Актуальны ли эти рассказы сейчас, ведь после их написания прошло более 100 лет?

Гипотеза

Писатель, создавая произведения для детей, выбирает в них особую форму повествования.

Актуальность

Детство – неотъемлемая тема творчества практически каждого писателя, поэта, художника. Она, как никакая другая, имеет тесную связь с реальной жизнью и находит отклик в каждом человеке. Материалы данной работы могут быть использованы на уроках словесности.

Цель

Выявление особенностей повествования в рассказах Л. Н. Толстого о детях.

Задачи исследовательской работы

2. Исследовать эти произведения, выявить особенности повествования.

3. Определить, какие нравственные уроки дает нам автор, актуальны ли они в наше время.

4. Оформить результаты исследования

Предмет исследования

Рассказы Л. Н. Толстого о детях

Методы исследования

Теоретический

Анализ

Толстой-педагог. Создание школы для крестьянских детей.

«Надо…чтобы не для одного меня шла моя жизнь…» Л.Н.Толстой

Л. Н. Толстой был талантливым педагогом, именно поэтому много рассказов он посвящал детям. Писатель всю свою жизнь очень любил детей: и самых маленьких, и более старших. Он всегда проводил с ними много времени: зимой катался на коньках или санках, а летом гулял по полям, лесам, собирал с ними цветы, ягоды, грибы. И всегда что-нибудь им рассказывал.

Толстой с огромным увлечением обучал крестьянских детей в своей Яснополянской школе, открытой в 1859 году. Пред тем, как построить школу для крестьянских детей, Лев Николаевич отправился в станы Европы, чтобы узнать, «как учат детей там». В школах, которые посетил Толстой, царила палочная дисциплина, применялись телесные наказания, учеников заставляли механически зазубривать целые страницы учебников. Писатель писал в своем дневнике: «Был в школе. Ужасно. Молитва за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети». По прибытии в Россию Толстой заявил: «Ни в царской России, ни в странах буржуазного Запада, никто не заботится о том, чтобы дети из народа получили настоящее образование». В 1859 году Лев Николаевич построил школу для крестьянских детей, которая находилась в его собственной усадьбе «Ясная Поляна». «В школе у нас было весело, - вспоминает ученик этой школы Василий Морозов,- занимались с охотой. Но еще с больше охотой, нежели мы, с нами занимался Лев Николаевич».

Л. Н. Толстой написал несколько книг, по которым обучались в его школе: «Азбука», «Новая азбука» и четыре Русских книг для чтения. В полной мере любовь Толстого к детям нашла свое отражение в рассказах.

Счастье детства Толстой видит в удивительной свежести чувств юного существа, в доверчивости детского сердца, в потребности любви и дружбы, в стремлении делать людям добро, говорить им правду и защищать её всеми силами. Всё это нашло отражение в его рассказах. Перед писателем стояла непростая задача - создать особый, неповторимый мир детства, понятный каждому его читателю. Маленькие рассказы должны были дойти до сердца каждого ребёнка, чему-то научить, над чем-то заставить задуматься. Именно поэтому Толстой выбирает для своих произведений особую форму повествования, которая помогает писателю доступно донести до детей важные жизненные истины.

С целью анализа особенностей языка рассказов Л.Н.Толстого о детях я обратилась к его произведениям, в центре изображения которых находятся наши ровесники.

Особенности художественного повествования в рассказах Л.Н.Толстого о детях

Целью рассказов о детях, созданных Л.Н. Толстым, было не развлечь, а научить маленького слушателя важным жизненным истинам. Такое произведение должно сочетать в себе простоту слова, доступность повествования детскому восприятию. Важно научить ребенка мыслить, рассуждать, переживать, чувствовать. В связи с этим повествование в произведениях организовано особым образом.

В ходе своей работы я выявила следующие особенности художественного повествования, которые помогают писателю находить отклик в душе юного читателя.


Большинство героев рассказа Л.Н.Толстого не имеют имен. Автор называет их «старшая девочка», «младшая девочка», «мальчик», «внучек», «ребята». На мой взгляд, это связано с тем, что образ ребёнка обобщен, то есть любой из нас может оказаться в подобной ситуации и испытать похожие чувства. Читая произведение, каждый может почувствовать себя на месте главного героя, попробовать сделать собственный выбор в создавшейся ситуации.

Очень редко автор отходит от этой закономерности, но, даже давая своему герою имя, Толстой делает это не случайно. Всем известен мальчик Филипок. Автор использует в имени героя уменьшительно-ласкательный суффикс, который выражает авторское отношение к персонажу. В нем автора привлекает смелость, любознательность, стремление к новому, способность ради своей цели преодолевать любые препятствия. Писателю хочется, чтобы эти качества развивал в себе каждый его маленький читатель.


В рассказах Л.Н.Толстого отсутствует и описание внешности героев. В редких случаях автор описывает предмет, принадлежащий герою. Например, в рассказе «Филипок» у главного героя была старая отцовская шапка. Эта деталь помогает показать, что маленький мальчик стремится быть взрослым.


Отсутствие имен и описания внешности связано с тем, что в центре внимания Толстого находится внутренний мир маленького героя, его сомнения или переживания.

Изображение действительности в рассказах дано глазами детей. Сам язык произведений стилизован автором под детскую речь.

Ярким примером этого является быль «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза». Рассказ ведется от лица главного героя. В нем отсутствуют подробные описания, а предложения выстроены так, что создается впечатление, будто это речь маленького ребенка: «Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело (2,с.65). Такое же повествование встречается в рассказе «Как мальчик рассказывал про то, как он дедушке нашел пчелиных маток»: «…потом дед снял с меня сетку и пошёл в избушку. Там он дал мне большой кусок мёду; я съел его и обмазал себе щёки и руки» (1, с.13). Все действия героев описаны предельно кратко. Даже рассуждая о чём-то, герой избегает длинных монологов «…один раз я пришёл домой, а на крыльце сидело двое слепых нищих. Я не знал, что мне делать; я боялся бежать назад и боялся пройти мимо них: я думал, что они схватят меня» («Как мальчик рассказывал о том, как он перестал бояться слепых нищих») (1, с.45). А в рассказе «Косточка» писатель с предельной лаконичностью передает мучительное желание Вани съесть сливы: «Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть» (1, с.27).


Таким образом, Л.Н.Толстой понимал, что дети видят мир иначе, чем взрослые. Он намеренно избирает подобную манеру повествования, упрощает и предельно сокращает предложения, отказываясь от длинных описаний. Язык произведений понятен маленькому читателю, герои говорят так же, как и он сам. Это помогает ребёнку представить ситуацию, описанную в рассказе, оказаться на месте главного героя, проанализировать его поступки и получить свои первые жизненные уроки.

Сюжеты рассказов Л.Н.Толстого очень драматичны. Чтобы раскрыть характер маленького героя Толстой нередко показывает их в ситуациях, в которых им предстоит сделать сложный выбор, от которого порой зависит жизнь.

В рассказе «Прыжок» главный герой чуть не погиб, оказавшись на краю перекладины мачты. Ему предстоял сложный выбор: разбиться о палубу или прыгнуть в бездну морских волн. В критический момент «мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул» - преодолев свой страх, он выбрал жизнь. В произведении «Девочка и грибы» маленькая героиня, пытаясь собрать рассыпавшиеся грибы, оказывается под колесами поезда и в решающий момент «она ложится между рельсами головой вниз и не шевелится». Это решение спасает ей жизнь. В рассказе «Девочка и разбойники» маленькая девочка проявляет смекалку, сделав похожую на себя куклу и превращая себя в чучело, и благодаря этому возвращается домой. В рассказе «Котенок» Вася прикрывает собой котенка, спасая его от разъярившихся собак. Так не жалея себя мальчик проявляет милосердие к более слабому существу.

Очень опасная ситуация, в которой может оказаться каждый ребёнок, описана в рассказе «Пожар». Его маленькая героиня прямо в избе подожгла снопы углями из печки. Тогда «Маша побежала в сени, но от дыма и от огня нельзя было пройти. Она вернулась назад. Тогда Ваня поднял окно и велел ей лезть. Когда она пролезла, Ваня схватил брата и потащил его. И так они вытащили его в окно на улицу и сами выскочили». Этот рассказ помогает не растеряться в страшной ситуации. Подсказывает, как действовать, чтобы спасти жизнь себе и другим.
Таким образом, Толстой хочет сказать читателю, что дети тоже способны принимать правильные решения в экстремальных ситуациях, проявляя смекалку, смелость, интуицию. Они находят выход из таких ситуаций, в которых не каждый взрослый способен сделать правильное решение.

В изображении детей присутствует особый психологизм, основанный на контрасте их душевных переживаний. Причем их чувства прямо не описаны автором, а переданы через действия. В рассказе «Косточка» главный герой испытывает чувство жгучего стыда за съеденную без спроса сливу. Мы понимаем его переживания благодаря фразам: «Ваня покраснел», «Ваня побледнел», «заплакал» (2, с.12). Автор предоставляет читателю право самому разобраться в чувствах героя и сделать правильные выводы. Рассказ «Корова» повествует нам о мальчике Мише, который нехотя стал виновником гибели главной кормилицы семьи- коровы. Он испытывает тяжкие муки совести: «не слезал с печи», «каждый день во сне видел мертвую буренку». Но он находит в себе силы признаться матери в своем поступке. Несмотря на то, что наказания не последовало, он искренне переживает не только смерть коровы, но и мучается мыслью «Как проживут малые дети без молока?». Жизненный урок своим родителям маленький герой в рассказе «Старый дед и внучек» . Видя несправедливое отношение к старому деду, мальчик смог донести до родителей их неправоту: «Им стало стыдно за то, что они так обижали старика».(3, с.34)
Таким образом, Толстой подчеркивает, что дети способны на сильные чувства и душевные переживания. Они совершают ошибки, приобретают жизненный опыт и порой дают уроки даже взрослым.


В рассказах Толстого дети иногда совершают неверные поступки, но прямой авторской оценки нет. Нравственный вывод читатель делает сам.

В рассказе «Косточка» Ваня поступил на правильно съев без разрешения сливу, но в тексте нет прямого авторского осуждения. Мы понимаем неправильность поступка героя по действиям: «Ваня побледнел» (1, с.22).

А неправильные действия героя рассказа «Птичка» приводят к гибели чижа. Автор не осуждает героя, потому, что Сережа сам испытывает муки совести «начал плакать», «не мог заснуть» (1, с.24).

Среди героев, созданных Л.Н. Толстым, нет идеальных, поступающих всегда правильно. Этот авторский замысел помогает нам понять, что совершить неправильный поступок может каждый. Однако и исправить последствия этого поступка должен тоже каждый.

Заключение

Таким образам, проанализировав рассказы Л. Н. Толстого, я сделала следующие выводы:

    Большинство героев не имеют имен, потому, что образ ребёнка обобщен.

    В рассказах отсутствуют описания внешности героя, так как в центре внимания автора находится их внутренний мир.

    Изображения действительности дано глазами детей, чтобы маленький читатель представил эту обстановку и оказался на месте главного героя.

    Сюжеты рассказов драматичны, чтобы показать, что дети способны принимать решения даже в самых экстремальных ситуациях.

    В рассказах присутствует особый психологизм, основанный на контрасте душевных переживаний главных героев.

Создавая рассказы, Л. Н. Толстой ставил перед собой цель не развлечь маленького читателя, а преподнести ему серьезные жизненные уроки, заставить задуматься над собственным выбором в похожей ситуации.

Моя гипотеза подтвердилась: произведения для детей, действительно, требуют особой формы повествования, которая помогает маленьким читателям получить свои первые, но такие важные жизненные уроки. Я считаю, несмотря на то, что рассказы предназначены для детей, но даже взрослые могут извлечь для себя простые, но важные истины.



Список литературы

1.Толстой, Л. Н. Косточка: рассказы для детей / Лев Толстой; рисунки Владимира Гальдяева. - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2015.

2.Толстой, Л. Н. Липунюшка: рассказы и сказки / Лев Толстой; иллюстрации А. Ф. Пахомова. - Санкт-Петербург: Амфора, 2011.

3. Толстой Л. Н. Рассказы о детях/Рис. А. Пахомова и В. Юдина.- Переизд.- М.: Дет. лит., 1988.

Сочинение

В одной из своих статей Л. Толстой писал, что дети любят мораль, но только умную, а не «глупую». Этой мыслью пронизаны и псе сто рассказы для детей. Он стремится вызвать глубокие переживания ребенка, воспитать в нем любовь и уважение к людям. Считая детство важным периодом в жизни, Л. Толстой много внимания уделяет образам детей, особенно крестьянских. Он отмечает их впечатлительность, пытливость, любознательность, ; отзывчивость, трудолюбие.

* «У бабки была внучка: прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку, а после бабка стала стара и легла на печку и
* спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку».

В этом коротком рассказе вскрывается самая сущность взаимоотношений детей и взрослых в крестьянской семье. С фольклорной выразительностью и лаконизмом передается течение жизни, единство поколений. Мораль в этом рассказе - не отвлеченное поучение, а стержень, объединяющий его тему и идею. Крестьянские дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревня, ее жизнь передаются часто так, что мы видим их глазами ребят:

* «Когда Филипок шел по своей слободе, собаки не трогали его - они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок». Основным художественным приемом в изображении крестьянских детей у Л. Н. Толстого часто оказывается прием контраста. Иногда это контрастные детали, связанные с описанием внешности. Чтобы подчеркнуть, насколько мал Филипок, писатель показывает его в огромной отцовской шапке и длинном пальто (рассказ «Филипок»).

Иногда это контрастность душевных движений и их внешнего проявления, помогающие раскрыть внутренний мир ребенка, психологически обосновать каждый его поступок.

Миша понимает: нужно признаться взрослым, что он бросил в помои для коровы осколки разбитого стакана; но боязнь сковывает его, и он молчит (рассказ «Корова»).

В рассказе «Косточка» психологически убедительно показаны мучительные колебания маленького Вани, который впервые увидел сливы: он «никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо них». Соблазн оказался настолько сильным, что мальчик съел сливу. Отец нехитрым способом узнал правду: «Ваня побледнел и сказал: «Нет, косточку я бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал». Рассказы Л. Н. Толстого, посвященные детям, метко обличают дурное и ярко показывают каждое доброе движение детской души.

Сюжеты большинства рассказов Толстого о детях драматичны, описания почти отсутствуют. В процессе работы над рассказами Толстой усиливает их эмоциональное и воспитательное воздействие на детей. Он добивается краткости, стремительности действия, простоты стиля («Прыжок», «Акула»). Так, в первом варианте рассказа «Прыжок» описание кульминационной сцены было довольно подробным. Оно включало несколько длинных фраз, рассказывающих, как мальчик идет по перекладине мачты:

* «Кругом мальчика не было ничего, кроме воздуха, а под ним был маленький кусок дерева, который снизу казался не больше пуговицы. Ноги его закрывали всю перекладину, и она гнулась под ним. Если бы он оступился или перекладина сломалась под ним, он, наверное бы, упал и разбился до смерти». Во втором варианте осталась одна фраза, лаконичная и предельно напряженная эмоционально: «Стоило ему только оступиться, и он вдребезги бы разбился о палубу».

Работа Толстого над языком и стилем рассказов - непревзойденный образец того, как нужно писать для детей. Очень точно об этом сказал С. Маршак: «Сегодня, перечитывая учебные книги Толстого, мы особенно ценим в них его блистательное умение пользоваться всеми оттенками, всеми возможностями родного языка, его щедрую затрату писательского мастерства на каждые три-четыре строчки, которые превращаются под его пером в умные, трогательные и убедительные рассказы».z