Нравственные уроки булгакова принципы. Сочинение на тему: Нравственные уроки повести Булгакова "Собачье сердце". Возможно это вас заинтересует

>Сочинения по произведению Собачье сердце

Нравственные уроки повести

Сюжет повести «Собачье сердце» основан на принципах научной фантастики. В то же время это одно из тех произведений, которые осмеливались быть «настоящими» и затрагивать происходящие события. М. А. Булгаков написал его как отклик на культурно-социальную ситуацию в советской России 1920-х годов. Автор затрагивает не только вопросы революции, судьбу интеллигенции на ее фоне и развитие новой власти, но также проблему нравственности. Вопросы добра и зла, преступления и наказания, ответственность за свои деяние и судьбы людей всегда волновали русских писателей.

В повести «Собачье сердце» сопоставляются разные социальные слои и рассматривается их взаимодействие. С одной стороны, это интеллигенция в лице профессора Преображенского , которого доктор Борменталь , без преувеличения называет светилом современной медицины. А с другой стороны – это «новое общество» в лице председателя домкома Швондера и пройдохи Шарикова , которого сам профессор и породил в ходе ошибочного эксперимента. Этот эксперимент оказался важным и опасным одновременно. Превратив бродячего пса в человека с придатками бывшего уголовника, профессор не догадывался, чем это может обернуться.

Со временем новое существо не только научилось говорить, но и влилось в класс пролетариев. Товарищ Швондер, как духовный наставник Шарикова, советует ему читать Энгельса, прописаться и требовать часть квартиры у профессора. Когда Филипп Филлипович осознает свое фиаско, он начинает размышлять о том, как исправить эту чудовищную ошибку. Вскоре Полиграф Полиграфович Шариков, бывший бродячий пес Шарик, стал воровать личные вещи профессора, устраивать пьяные дебошы, разбивать стекла соседям, волочиться за кухарками, даже устроился на работу в подотдел по отчистке Москвы от бродячих животных и собирался жениться. Много проблем и неудобств он принес своему создателю, а профессор, казалось бы, все терпел. Последней каплей стал приход людей в милицейской форме с доносом от Шарикова, Швондера и Пеструхина. Тогда Преображенский решился на еще одну операцию по превращению Шарикова обратно в пса.

До последнего профессор видит недопустимость насильственного решения этой проблемы. Только, осознав, что такие индивиды, как Шариков социально опасны и выступают реальной угрозой для культуры, он решается исправить свою ошибку. Он считает, что «разруха не в клозетах, а в головах» и если допустить к власти субъектов из низших слоев, то последует «разруха». По его мнению, нельзя получать власть прежде культуры и образования, иначе будут чудовищные последствия. Ведь таких как Шариков в обществе немало. Они лишь имеют человеческий облик, но сердце у них собачье. А для того, чтобы быть человеком, недостаточно ходить на двух ногах и уметь говорить слова, нужно иметь и моральные убеждения.

    Когда я читал роман «Мастер и Маргарита», мне приходилось по несколько раз перечитывать главы, потому что этот роман крайне сложен для понимания, особенно для человека, у которого читательский опыт крайне мал. Но при этом я вынес для себя кое-какие нравственные уроки.
    Самым главным выводом из прочитанного для меня стало то, что помимо материальных ценностей есть еще и духовные, вторые даже намного важней. До прочтения романа я думал лишь о собственном успехе, конечно думал о своей семье и помогал близким. Но после того как я прочитал «Мастер и Маргарита», я постарался изменить свои взгляды, и я думаю, что отчасти у меня это получилось. Я стал более приветлив и более общительным, стал обращать внимание на красоту, которая находится вокруг меня, начал ценить каждый момент.
    Что еще важно так это то, что человек без веры деградирует. Человеку нужна какая-либо вера. В романе все строится на вере и не вере в Бога. Но я считаю, что помимо веры в Бога еще нужно верить в завтрашний день. Когда-то, некоторое время назад, я не верил в Бога, о чем очень жалею. Но однажды произошел случай, после которого я не мог не верить в Него. Я не скажу, что я Его видел, но я Его почувствовал. После этого и жизнь у меня стала более светлой. Причем тут роман «Мастер и Маргарита»? При том, что люди в этом романе были людьми несвободными. Они видят только то, что им дают увидеть. И поэтому они видят только то, что лежит у них под ногами. Они не могут, не умеют, им не дают развиваться духовно, да и даже материально.
    В романе Воланд знает цену всему: невежеству и бездуховности, страсти к деньгам. Он признаёт и то, что по-настоящему истинно и ценно – творчество Мастера, любовь и достоинство Маргариты, раскаяние Понтия Пилата. У него нет презрительного отношения к людям. В отличии от самих людей. Люди не способны признать, что духовные ценности намного важней материальных. Возможно, что им просто «не дают» верить во что-либо.
    Булгаков смотрел в будущее, посмотрите, что сейчас происходит на Украине – это и есть безверие. Но это все не просто так. Кто-то этими людьми управляет, и так же не дает им верить. Точнее говоря, им говорят верить в то, что по мнению «главных» людей важно. Как и писал автор в романе.
    Я рад, что прочитал этот роман. Мне он помог посмотреть на жизнь с разных сторон, и я увидел то, что раньше не замечал.
    390 слов

    Ответить Удалить
  1. Мое открытие в романе "Мастер и Маргарита"
    «Его исколотая память затихает, и до следующего полнолуния профессора не потревожит никто. Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат». Так Михаил Булгаков заканчивает свой последний, «закатный» роман, «Мастер и Маргарита». В этих строках читателю сообщается о судьбе Ивана Николаевича Понырева после невероятных событий, произошедших в Москве, о которых шла речь в произведении. Визит сатаны и его свиты не остался незамеченным. Жизнь людей, которые встретились с ними, кардинально изменилась или вовсе оборвалась. И, кажется, в таком же состоянии пребываю я сама после прочтения: «Не может он совладать с этим полнолунием. Лишь только оно начинает приближаться, лишь только начинает разрастаться и наливаться золотом светило, которое когда-то висело выше двух пятисвечий, становится Иван Николаевич беспокоен, нервничает, теряет аппетит и сон, дожидается, пока созреет луна. И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана Николаевича дома. Под вечер он выходит и идет на Патриаршие пруды». В этом же месте, на Патриарших, и начинался роман. Использованная писателем кольцевая композиция еще ярче подчеркивает произошедшие перемены в Иване Николаевиче, со знакомства с которым начал разворачиваться сюжет. Подобно ему, открыв книгу, я была одним человеком, а закрыв ее – уже другим.
    Иван, тогда еще поэт Бездомный, слушает каждое слово своего товарища, убежденного атеиста, Михаила Берлиоза. Иван пишет по его заказу антирелигиозную поэму, где, как полагается, выставляет Иисуса отрицательным персонажем. Но получается, что, его поэма все же признает само существование Бога. Это, естественно, не нравится заказчику, и тот с большим интересом начинает доказывать абсурдность такого мнения. Их разговор слышит Воланд, необычный визитер столицы, а, по сути, сам дьявол. Считается, что он наказывает Берлиоза (ему отрежет голову) и Бездомного (он попадет в психбольницу) за невежество. Тогда встает вопрос, почему грех совершили они один, а расплатились по-разному? Поэтому я думаю, что нельзя рассматривать это распоряжение Воланда как наказание. Невежи не только отрицали существование высших сил, но и опровергали все приведенные когда-то доказательства этого. Вот Воланд и решил привести новые, убедить их, что есть то, что неподвластно человеку, что судьба его находится в руках как раз таки этой силы. «Вам отрежут голову!» - провозглашает он Берлиозу, не Ивану. Бездомному был дан шанс переменить свои взгляды, потому что он не был просто невежествен, он находился в заблуждении (он не сам «забирался в дебри» как Берлиоз), его ввели в заблуждение.. Берлиоз, товарищи-литераторы и все общество («В нашей стране атеизм никого не удивляет»). Так сказать, методом убеждения, Воланду противопоставляется Иешуа Га-Ноцри, булгаковкский Иисус. Тот говорит Пилату, которого мучила гемикрания: «Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет». И Воланд, и Иешуа доказывают могущество высших сил, но по-разному. Через этих персонажей Булгаков показывает противостояние Бога и дьявола, света и тьмы, добра и зла.

    Ответить Удалить

    Ответы

    1. Но вернемся к поэту. Не давало мне покоя его имя. Иван. Иоанн. Ученик.. Иисуса. Помилованный.. Богом. Странно получается, Иоанна милует сатана. Дальше еще страннее, ошеломленный смертью Берлиоза, точно такой, как предсказал Воланд, Иван бросается в погоню за компанией виновных в ней и по пути хватает.. икону и свечку. Но пока сам не понимает зачем. Как я уже написала, он попадает в психиатрическую больницу. Вспоминается сразу его разговор с Воландом:
      « ― Вам не приходилось, гражданин, бывать когда-нибудь в лечебнице для душевнобольных?
      <…>
      ― Бывал, бывал, и не раз! – вскричал он [Воланд], смеясь, но не сводя несмеющегося глаза с поэта, ― где я только не бывал! Жаль только, что я не удосужился спросить у профессора, что такое шизофрения. Так что вы уж сами узнайте это у него, Иван Николаевич!». Это Воланд отправил его туда. В лечебнице с Поныревым происходит что-то еще более невероятное – его раздвоение. «Прежний Иван» так и остался со своими атеистическими убеждениями, а «новый» уже поверил в «нечистые силы» («Но ведь в этои-то самое интересное и есть! Человек лично был знаком с Понтием Пилатом, чего же вам еще интереснее надобно? И вместо того, чтобы поднимать глупейшую бузу на Патриарших, не умнее ли было бы вежливо расспросить о том, что было далее с Пилатом эти арестованным Га-Ноцри?» - говорит он старому Ивану). В этом противостоянии победу одерживает новый Иван. Булгаков говорит «неузнаваемый Иван», Иван уверовал.. но в кого? В Воланда или Иешуа? В Бога или дьявола? В добро или зло? Этот вопрос мучил меня до тех пор, пока я не дошла до следующих строк:
      « – Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? – заговорил Воланд сурово.
      – Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, – ответил дерзко вошедший.
      – Но тебе придется примириться с этим, – возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, – не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, – в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».
      Нет одного без другого! Нет света без тени. Нет добра без зла. Веря в Бога, ты признаешь существование дьявола. И наоборот. «Тебе придется примириться с этим». Иванушка (как теперь называет автор Ивана) поверил в Иисуса, встретившись с сатаной. Воланд – «дух зла» и «повелитель теней». Иешуа – сам свет, само добро. Их силы равны, и вечным суждено быть их противостояние. И ведется оно в человеческом сердце. Поэтому «милосердие иногда стучится в их сердца», а иногда ими овладевает «сатанический смех». Поэтому на равных у них в обиходе непримечательные на первый взгляд фразы «черт возьми» и «ради бога». Нет одного без другого! Этим объясняются озадачивающие сочетания, которые встречались в романе: Воланд в одежде священника, льющийся похожий на церковный свет сквозь окна в место, где пребывает сатана, прячущийся от света Иешуа. Иногда добро преобладает над злом, иногда наоборот, но никогда зло не поглотит добро, никогда добро не покроет зло. Это противостояние вечно. Га-Ноцри уверен, что все люди – «люди добрые», Воланд же видит в них только грехи и пороки. Они оба и правы, и неправы. Люди и добрые, и злые

      Удалить
    2. Значит, в злом человеке найдется что-то светлое, тогда, стоит признать, что и в добром прячется что-то плохое. Но если человек проявляет свое доброе начало в большинстве случаев, это не значит, что его злое начало никогда не покажется. А если он и свернет с верной дороги, ничто не помешает ему вернуться назад. Каждый нравственный выбор человеку дается нелегко, внутри него идет борьба. Только нужно помнить, этот выбор лишь часть великого противостояния. Не надо идеализировать тех, кто совершил добро, не надо судить тех, кто согрешил.

      Удалить
    3. Ольга! Я читала и перечитывала твое сочинение несколько раз! Нет-нет! Не сочинение! Это твой взгляд на мир сквозь призму романа. То, что так хотелось почувствовать! Сейчас модно и важно говорить о рефлексии. Не люблю это слово. Мне по душе слово катарсис. Да и то верно! Это же ЛИТЕРАТУРА!!! Все начинается с твоей фразы: "Подобно ему, открыв книгу, я была одним человеком, а закрыв ее – уже другим". Я прочла о том, что тебе так хотелось сказать на уроках - постоянно! - но не всегда представлялась эта возможность: ты деликатно замолкала, когда другие дети вступали в разговор. А сейчас... наконец-то! Что я могу тебе сказать? Я рада, что у меня есть такая ученица, умница, пытливый человечек, деликатный и тонкий, ведущий постоянный диалог внутри себя! Такая свежая, искренняя работа! Спасибо! 5+++

      Удалить
  2. Как обещал когда-то вам, Оксана Петровна, читать я начал, и это дело приходиться мне теперь по душе. За это отельное вам спасибо!
    Конечно же, я не пожалел, что в списке прочитанных мною книг теперь числится роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». После прочтения многое осталось непонятым. На уроках же мне всё стало ясно благодаря вашим монологам. Вообще, непонимание содержания булгаковских произведений очень распространено, это связано с тем, что информация, которую хочет донести автор до читателя, таится в глубине его произведений, а не лежит на поверхности строк, готовая отдаться любому человеку, открывшему книгу. Нет. Книгу поймет тот, кто прочитает её полностью. Книгу поймет только духовно развитый и глубоко мыслящий читатель, который способен переосмысливать прочитанное и посмотреть сквозь призму произведения на окружающий мир. Я уверен, что понял далеко-далеко не всё, что хотел донести автор. Какие открытия я все-таки сделал? Чему меня научил этот роман?
    Книга заставляет поверить в мистические, потусторонние силы, которые в романе олицетворяются в Воланде и его свите. Зачем вообще Воланд появился в Москве? И почему именно в Москве? Я думаю, что Москву они посетили из-за того, что в это столица СССР. В Москве люди были запуганы властью, были ведомы и боялись что-либо говорить, каждый думал лишь о себе. А одна из главных проблем романа – это проблема трусости. Именно за трусость иудейский прокуратор Понтий Пилат был наказан бессмертием. Он побоялся потерять свой высокий чин,и, поддавшись мнению толпы(хотя его взгляды расходятся со взглядами масс) приговорил Иешуа к смерти. Совесть мучает Пилата и ему никогда не будет покоя – он понимает, что прав был Иешуа, а он проявил трусость и низость души. В конце произведения, Иешуа прощает Пилату этот грех. Бог милостив.
    Воланд хотел посмотреть, изменились ли люди, узнать, построен ли храм новой веры, о котором говорил Иешуа. Оказалось, что люди ни сколько не изменились. Они такие же лживые и жадные, трусливые и завистливые, алчные, они также не верят в бога, у них нет нравственных ценностей и «лишь иногда милосердие стучится в их сердца». Пример этому – глава « Черная магия и её разоблачение». На протяжении всего произведения Воланд со своей свитой обнажает пороки человеческого общества и каждого наказывает по заслугам. Так Берлиозу отрезало голову трамваем за его безверие и распространение своего неправильного мнения о Боге, а Степу Лиходеева за его пьянки просто отправили в Ялту, Варенуху сделали вампиром, но спустя какое-то время отпустили, при условии что он впредь не будет хамить и лгать по телефону(позже он вновь пребывает в должности администратора Варьете, причем он становится вежливым и отзывчивым), Максимилиан Андреевич Поплавский отделывается разговором с Котом и «добрыми» проводами Азазелло за то, что он позарился на квартиру племянника. В общем, каждый получает то, что заслужил. Московское Общество основано на материальных ценностях, а где же моральные, духовные ценности?

    Ответить Удалить

    Ответы

    1. В противовес этому гнилому обществу автор создает Маргариту. Она милосердна, а её любовь является настоящей и искренней. Она жертвует собой, чтобы увидеться с Мастером, который отчаявшись уходит от Маргариты ничего ей не сказав. Она становится королевой на балу у сатаны и выносит страшные муки. Она отдает душу дьяволу во имя любви. Но когда приходит время говорить свое желание, она просит Воланда прекратить муки Фриды. Воланд Выполняет желание Маргариты, а за милосердие дает ей второе. Позже Иешуа просит, чтоб Воланд дал Маргарите и Мастеру душевный покой и лишил их земных забот. И в этом заслуга Маргариты, а за то, что Мастер не настоял на своем, сдался и даже начал сжигать роман, покой им только обещан. Самое трудное остаться при любых обстоятельствах самим собой и не изменить собственных взглядов, не сдаться. Ведь Иешуа не отказался от своих слов, понимая, что это спасло бы его жизнь. Это, по мнению автора, является самым важным, и я разделяю эту точку зрения. В произведении еще очень много уроков, но я хотел рассказать именно об этих. Они,на мой взгляд, являются самыми важными.
      Вот такие уроки мне преподнес роман « Мастер и Маргарита».

      Удалить
    2. Денис, есть речевые недочеты и шероховатости, не свойственные тебе. Думаю, что это издержки письма в блоге. Сочинение понравилось. Искреннее, переосмысленное, прочувствованное. 5. А что касается несвоевременности, так ты далеко-о-о не последний. Практически в первых рядах. Просто у тебя больше ответственности, и это очень радует!

      Удалить
    3. Сабина, я была бы очень признательна тебе, если бы ты свое сочинение продублировала здесь, на странице. Почему? Оно необыкновенно глубокое. Со смыслом. С точки зрения сегодняшнего дня такое актуальное, потому что и вИдение проблем романа у тебя свое, но не в отрыве от романа, а на ОСНОВЕ романа, на основе переосмысления. Очень интересный взгляд на Маргариту. И в свете нынешнего времени, вопросов жития в поликультурном мире, уважения к вере, национальной и религиозной идентичности, ответственности человека твоя работа - яркое свидетельство высокоразвитого человека, способного переживать боль и чувствовать стремление - постоянное! - к самосовершенствованию. Я увидела главное: такие дети, как ты, чувствуют потребность в мире, любви, согласии и уважении к ЧЕЛОВЕКУ. независимо от его вероисповедания. Это то, что так важно на сегодняшний день, в сегодняшнем мире. А мы учимся на ЛУЧШИХ работах! Правда?

      Удалить
    4. Оксана Петровна, ваши отзывы о сочинении - лучшая похвала! Ваше мнение для меня очень важно, спасибо, что научили глубоко мыслить.

      "Нравственные уроки романа: мои открытия"
      Каждый человек хоть раз задумывается над тем, что же такие истина, честь, любовь, вера? После прочтения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» мы задаем себе вопрос: действительно ли сам человек управляет своей жизнью и всем тем, что в ней случается? Таков был ответ Бездомного на вопрос Воланда «Ежели Бога нет, то кто же управляет жизнью человеческой?». Тогда сразу же напрашивается еще один вопрос Воланда «Как же может всем управлять человек, если он не может ручаться даже за свой завтрашний день?»
      Какие нравственные открытия можно сделать для себя, анализируя роман? Мы понимаем, что за каждый грех следует наказание, что человек должен быть ответственным за свои мысли, желания, поступки, прежде всего перед Всевышним.
      Булгаков раскрывает пороки жителей Москвы 30-х годов путем появления дьявола и его свиты в городе. Через разговоры, внушения, а впоследствии и наказания автор пытается донести до читателя: какие бы поступки ни совершал человек, только сам он будет отвечать за них, и это неминуемо.
      Бездомный нам представляется как обычный среднестатистический житель СССР со своими атеистическими убеждениями, который свободно, без какого-либо страха перед Всевышним признается в этом. Проводя параллель, мы понимаем, что наше время немногим отличается от того. Люди также любят деньги, лгут, совершают ежеминутные грехи, считая их незначительными. Многие не веруют в Бога и других убеждают в этом - переписывают священные книги, искажая божьи заветы под свои убеждения.
      Маргарита уходит от мужа, хотя он ей ничего плохого не делал, «был честным и обожал свою жену». Ей не нужны были богатства и роскоши и она решает уйти к мастеру, но, не найдя своего возлюбленного, Маргарита возвращается снова к нелюбимому мужу. Так если она была несчастлива, почему же она возвращается к нему? И почему она сразу не ушла от него, ведь «с тех пор, как она вышла замуж, она не знала счастья». Исходя из данного поступка можно сделать предположение, что ее все же тянет к этим удобствам. Ведь такова человеческая сущность – привыкать к хорошему.

      Удалить
    5. Зачем же Маргарита продает душу дьяволу? Из-за любви к мастеру? Ведь любовь дается Богом, и только он соединяет сердца. Этот отчаянный поступок можно объяснить тем, что она не думает о серьезности решения и о ее неисправимых последствиях. Это доказывает ее духовную неразвитость или самопожертвование «не тем силам». Искушение любви стало для нее губительным шагом в мир сатаны.
      Вера во Всевышнего и соблюдение божьих заветов является дорогой к спасению – свету.
      Благодаря князю Владимиру произошло крещение Руси. Люди открыли свои сердца Богу и, тем самым встали на путь истины, познали милосердие, сострадание. Но в начале 20 века после смены власти в России анормальные человеческие ценности сменили божьи заветы. Разрушения церквей, физическое насилие, убийства, обман - все это овладело человеческими сердцами. Отказавшись от Бога, человек открыл «дверь» дьяволу. Все это повлекло за собой хаос, войны (Гражданская, Первая Мировая, Вторая Мировая). За эти годы выросло несколько поколений, которые видели только массовые убийства, ненависть к друг другу и людские пороки. Но слова пророка Мухаммеда «Судный день настанет тогда, когда на Земле не останется ни одного верующего» доказывают то, что, если в этот период Судный день не настал, то все-таки были сердца в которых горел огонек веры во Всевышнего. Веру, которая формировалась и держалась годами, невозможно отнять у человека запретом или пропагандой безверия. Есть случаи, доказывающие тот факт, что даже неверующий становится верующим, когда его настигает трудная жизненная ситуация. И это ситуация помогает человеку найти истину, которая приходит верой в Бога.
      Так что же управляет человеком? Нет, не сам человек, а Тот, Кого он примет в свое сердце. Будет это Всевышний или дьявол – дело каждого. Впустив Бога в свое сердце, ты приобретаешь знание истины, духовного развития, свободы в сопряжении с ответственностью перед Ним. Ты находишь ту верную дорогу, которая приведет тебя в свет. Приняв дьявола, ты познаешь все мирские наслаждения, они возьмут тебя в плен, появятся такие чувства, как трусость, зависть, гнев, гордыня. Они будут отдалять тебя от Бога, ты будешь в них вязнуть, и тогда уже сложно будет найти путь истины и света.

      Удалить
    6. Сабина,
      1. " анормальные человеческие ценности" - речевая ошибка (слово анормальные) или же взять в кавычки.
      2.в предложении "доказывают то, что, если в этот период Судный день не настал, то все-таки были сердца в которых горел огонек веры во Всевышнего" - нужна запятая перед союзным словом который и не нужна перед если, потому что при стечении союзов (в частности что если) не ставится при наличии слова то. И наоборот. При отсутствии слова то запятая ставится. Вспомнила?

      Удалить
  3. На уроках литературы мы, ученики, рассуждаем на разные темы из прочитанных нами произведений. И из каждого урока и произведения мы выносим свои нравственные уроки и открытия. Недавно мы закончили изучать роман Михаила Афанасьевича Булгакова « Мастер и Маргарита» . В этом произведении открываются перед нами различные темы: как и основные, так и сквозные. Наиболее важными темами этого произведения, на мой взгляд, являются: тема любви Мастера и Маргариты, тема алчности человека, тема греха и наказания за него. Я бы хотел поразмышлять над темой любви в этом романе. Всё началось с того, что они просто встретились на улице и сразу же полюбили друг друга. Они оба поняли, что нашли тех людей, которых любили давным-давно. Это чувство появилось так быстро, что даже нам, читателям, не верится, что такое может быть. После этого Маргарита начала тайно, в секрете от своего нелюбимого мужа, ходить в подвал маленького дома, где жил Мастер. К тому времени Мастер уже заканчивал писать своё произведение о Понтии Пилате. Этот роман стал для Маргариты всем, что есть в её жизни. Когда Мастер относит свой роман в редакцию, ему отказывают в том, чтобы напечатать произведение. И даже появляются статьи в газетах, которые с громадной критикой обрушаются на роман. Впоследствии Мастер теряет смысл жизни, не понимая, что настоящий смысл жизни для него-Маргарита. Мастер настолько разочарован происходящим, что решается сжечь свой роман, но Маргарита достаёт из огня последнюю пачку листов. Разве это не проявление настоящей любви и веры в Мастера? Даже после того, как Мастер исчез из жизни Маргариты, специально попав в клинику для душевно больных, Маргарита никогда не теряла мысли о Мастере, она искренне, по-настоящему его любит и хочет отыскать его любимы способами. Она заключает сделку с дьяволом, чтобы вернуть пропавшего без вести Мастера, она становится ведьмой, а потом и королевой сатанинского бала, тем самым подписав себя на душераздирающие муки. Но она их терпит во имя любви. В итоге дьявол исполнил своё обещание, он нашёл Мастера для Маргариты. Маргарита предстаёт перед нами, как символ настоящей, верной любви. Она готова на всё ради возлюбленного. Открытием этого произведения, для меня, является настоящая любовь между Мастером и Маргаритой, они продолжают любить друг друга несмотря ни на что. На мой взгляд, если человек любит по-настоящему, он готов на всё ради сохранения любви. Ведь настоящая любовь «окрыляет» человека, ему хочется летать. Для меня любовь мастера и Маргариты является главным открытием в моей жизни, а также эталоном настоящей любви, вот к такой любви нужно стремится человеку!
    Трофимов Миша
    390 слов

    Ответить Удалить
  4. Анастасия Прокопьева
    Свой роман «Мастер и Маргарита» Булгаков написал в последние годы жизни,но он не успел закончить роман до конца,а после его смерти роман закончила его жена.Роман "Мастер и Маргарита " сначала не признавали -только несколько человек, понимали, что это Великое произведение, в числе этих людей была Мария Цветаева. Спустя много лет, после смерти Булгакова, этот роман принес своему создателю мировую славу. «Мастер и Маргарита»- это роман о любви и долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением неправды и одурачивания людей в обществе, о добре и зле, об истинных ценностях человека,а также об обществе, которое ставят свои интересы превыше всего, для которых важнее всего деньги,слава, проще говоря, роман " Мастер и Маргарита" о тех вечных ценностях, которые дороги каждому нравственному человеку, а также и обществе в целом.
    В романе «Мастер и Маргарита», автор говорит о многих волнующих его проблемах. Одними из них становятся такие проблемы, как справедливость и нравственный выбор человека. Но что есть нравственность? Лично для меня нравственность - это не что иное, как внутренняя установка личности действовать согласно своей совести и свободе воли, но, по моему мнению, главная идея заключается в том, что свобода воли и свобода выбора - есть основа нравственных или безнравственных дел. Только лишь наша готовность поступать по совести или же наоборот ради своих целей,не задумываясь о других.Именно все эти качества может,определить наш духовно-нравственный уровень.Булгаков же, тоже задаётся этим вопросом и показывает нам ответы на них в своём романе.
    Итак, проблема справедливости связана с образом Воланда и его свиты. Современная Булгакову Москва рисуется писателем, как воплощение ада на земле, где царят все известные человечеству пороки,таким образом, Воланд приехал именно в Москву для того, чтобы проверить изменились ли люди.Именно они выступают как судьи, несущие справедливое возмездие каждому по его заслугам: наказан за взяточничество Никонор Ивантоич Босой, за ложь - Варенуха, за безделье и разврат - Степа Лиходеев, за доносы - барон Майгель, за бюрократизм - заведующий филиалом, за жульничество - буфетчик, за плохие и бездарные стихи - Иван Бездомный.
    Идея милосердия связана в романе с образом Маргариты. Именно эта женщина, далеко не святая, продавшая свою душу дьяволу, внезапно проявляет милосердие. Будучи королевой бала Сатаны и, имеющая возможность попросить у Воланда выполнения ее заветного желания, Маргарита высказывает неожиданную просьбу.
    Конечно, ее самой большой мечтой было воссоединение с Мастером. Однако, на балу эта женщина увидела человека, который, по ее мнению, больше нуждался в помощи, чем она сама. Эта была несчастная Фрида, задушившая платком своего ребенка. Королева бала просит, чтобы женщина получила прощения. И Фрида его получает и, таким образом, Маргарита сделала свой нравственный выбор в пользу в пользу другого человека, а не ради себя, она поставила чувства другого, совсем не знакомого ей человека, превыше своих чувств.
    Каждый человек решает для себя нравственные проблемы.Но только одни люди делают выбор в пользу не только, думая о себе и ради себя,сейчас же в наше время таких людей очень много, но и в пользу другого человека, такие люди, возможно, представляют себя на их месте задаются вопросом " А как же им тяжело сейчас и, что они чувствуют?" и таким человеком в романе была Маргарита. Таким образом, я считаю, что роман "Мастер и Маргарита" будет актуальным, как на сегодняшний день, так и много лет спустя, так как он затрагивает главные проблемы в жизни каждого из нас,проблемы, которые не могут не пройти мимо...

    Ответить Удалить
  5. На уроках литературы мы изучаем и анализируем различные произведения художественной литературы. Одним из таких произведений является роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Я считаю, что после его прочтения не может не возникнуть абсолютно никаких впечатлений. Надо признать, что Роман Булгакова очень сложен, а местами и просто запутан. В нем содержится очень много, тайн, загадок и неясностей, по поводу которых до сих пор спорят многие критики. Но как раз это и делает его столь интересным и актуальным и в наше время.
    Конечно, многое в романе не понято, но, роман несет в себе крайне глубокий смысл и, как ни странно, этот смысл заключен в двух героях, говорящих вещи, которые заставляют задуматься: Иешуа Га-Ноцри и Воланд. У каждого, кто читал этот роман, сформировалось свое собственное мнение, каждый вынес из этого произведения что-то нужное для самого себя и, безусловно, возникло много вопросов в связи с произведением. Такой вопрос возник и у меня, а именно: «Что такое истина? На мой взгляд, истина присутствует в каждой строчке этого романа. А сатана Воланд - тот, кто ее несет. Истина - это то, что создано Богом и не осквернено. Чего не коснулась рука человека, вечно делающего все себе во благо. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, что это. А если и узнаем, то не сможем объяснить это другим, ведь она внутри нас.
    Каждый герой романа по-своему пережил «встречу» с Воландом и его свитой. В «Мастере и Маргарите» Воланд предстает в образе несущего истину, как и Иешуа, но в отличие от него, карает людей за дурные поступки. И взяточник Босой, финдиректор и директор Варьете Римский и Лиходеев, и конферансье Жорж Бенгальский, и буфетчик Соков. Все они были жестоко наказаны свитой Воланда, тем не менее, на мой взгляд, они задумывались, почему все происходит именно с ними. Уже можно и не говорить о поэте Иване Бездомном, который по ходу романа кардинально изменил свои жизненные представления. Встреча с Мастером заставила его пересмотреть многое. У всех у них остались неприятные воспоминания о встрече с сатаной и его свитой.
    В романе “Мастер и Маргарита” изображена истинная жизнь и жизнь ложная. Булгаков противопоставляет друг другу эти две жизни. В эпилоге он показывает жизнь города, которая как бы замыкается в круг. Город утратил все духовное и талантливое, ушедшее из него вместе с Мастером. Утратил все прекрасное и вечно любящее, ушедшее вместе с Маргаритой. Он утратил все истинное, что было. Наконец, из него ушел Воланд со своей свитой, который, как это ни странно, также является героем истинной жизни, ведь именно он разоблачает ложь и притворство жителей Москвы. Что же в результате остается в городе? Люди, живущие обыденной, лишенной каких-либо чувств, неистинной жизнью. Те люди, которые обречены на общение только с материальной стороной жизни. Подвиг, действительно достойный уважения, совершает Маргарита. Она преодолевает собственный страх, отчаянно веря в талант Мастера и идет на самопожертвование, отдавая душу дьяволу. Поэтому, Маргарита сама творит свою судьбу, руководствуясь высокими нравственными принципами. Наверное, именно таким поступкам и учит роман Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Ответить Удалить
  6. Роман «Мастер и Маргарита», по-моему мнению, самое запутанное произведение М.А.Булгакова. Этот роман считают мистическим, так как он на большинство читателей производил именно такие впечатления. Но на самом деле для меня это роман стал чем-то особенным, а не мистическим. Роман «Мастер и Маргарита» многому учит нас, как читателей. М.А.Булгаков раскрывает в своём романе горькую правду о людях, о их счастье. Люди очень жадные и корыстные, их счастье в деньгах. И многие могут с этим не согласиться, но так было и будет всегда.
    Я бы хотел поговорить о людях и о том как они расплачиваются за свои грехи, а именно как их наказывает Воланд. В начале романа Воланд предстаёт перед Берлиозом и Иванов Бездомным на Патриарших прудах. Берлиоз и Бездомный в это время судили Христоса и отвергали его существование. Воланд любезно присоединился к ним, так как его очень удивило то, что они говорили на такую важную тему. Он пытался их убедить в том, что Бог и Дьявол существуют. Но вскоре Берлиоз был наказан за то, что он говорил. И мы, читатели, понимаем, что Воланд и есть Дьявол.
    Свита Воланда состояла из столь странных существ: кот-Бегемот, Фагот, Азазелло. Все они подчинялись только Дьяволу. Воланд и его свита провоцируют москвичей на нехорошие поступки, а затем сами их наказывают. Мне понравился эпизод «Чёрная магия и её разоблачение». Действия этого эпизода проходят в театре «Варьете». Воланд представился всем черным магом и в этот вечер у него было выступление именно в этом театре. Воланд со своей свитой вышли на сцену, он негромко приказал, чтобы ему принесли кресло и в ту же секунду на сцене появилось кресло. Публика была поражена креслу, появившемуся из воздуха. Воланд, сев на кресло, стал рассуждать вместе с Фаготом о людях. Он заметил, что люди изменились внешне так же как и сам город. После началось само выступление. В конце выступления на самой сцене появились бутики с с импортной дорогой одеждой. Фагот убедил всю публику в том, что вся одежда в этих бутиках абсолютно бесплатная. После этих слов все кинулись на сцену забирать себе одежду. Люди были и будут жадными, в этом и убедился Воланд и именно поэтому он наказал тех людей, кто проявил эту жадность. Когда они выходили из театра у них пропали все вещи, которые они взяли из тех дорогих бутиков. Эти люди остались на улице в одних панталонах.
    Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» - совершенно уникальное произведение. Автор даёт точное описание и оценку москвичей и людей в целом, их сущности, привычек и нравов. Люди способны как на зло, так и на добро. Мне стыдно говорить об этом, но все-таки я, наверное, отношусь именно к этим москвичам тридцатых годов двадцатого века.

    Ответить Удалить

    Никита Зябильцев
    Каждое из тех произведений, которые мы проходим на уроках литературы-уникально.И абсолютно каждое учит нас чему-то... На уроках литературы мы обсуждаем и анализируем темы любви,различные поступки героев и о многое другое, но прочитав роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" я увидел нечто новое в литературе, то, с чем ни разу не встречался в произведениях художественной литературы. Это своебразные параллели, проведенные между добром и злом Булгаковым. Несомненно, многим людям сложно читать этот роман, но у меня не вызвало чтение романа никаких трудностей, наоборот, было очень интересно узнать, чем закончится сюжет. Этот роман - один из самых загадочных произведений Булгакова, а может и среди всех произведений различных авторов того времени. В нем говорится о том, что мы не в силах представить в реальности, говорится о Сатане в образе "Иностранца" , или, как казалось, о ничем неприметном Иешуа Га-Ноцри в образе Иисуса. Этот морально-нравственный роман преподносит каждому нравственный урок и, по-моему мнению, никто не останется равнодушным после того, как его прочитает. Я уверен, что каждый прочитавший сделал очень глубокий вывод внутри себя.
    Также этот вывод сделал и я для самого себя: истина есть одна - это Иисус (Иешуа), а Воланд один из тех,кто восстанавливает справедливость. Несмотря на то, что этот роман мне читался легко, внутри меня шло глубокое переосмысление.

    Ответить Удалить
  7. Ответить Удалить


  8. Когда Маргарита получает в подарок от Азазелло волшебный крем, она, почувствовав силу, решает отомстить Латунскому, который когда-то раскритиковал роман мастера: «Да ведь это же он! Это он погубил мастера». С этой мыслью Маргарита устраивала разгром в квартире критика. «Говорят, что и до сих пор критик Латунский бледнеет, вспоминая этот страшный вечер». Если он был бы дома в этот вечер и встретил бы озлобленную гостью, кто знает, какие мучения испытал бы Латунский от Маргариты, получившей силу Дьявола, и навряд ли сама героиня смогла бы жить с этим грехом на сердце. Булгаков хотел сказать, что, то, что хотела сделать Маргарита – это не ее путь, который однажды переступив, не вернешься назад. Бог защитил Маргариту от этой участи, а может и сам Воланд, ведь именно он отрубил голову Берлиозу, на чьих похоронах и был критик в тот вечер.

  9. В сердцах каждого из нас постоянно ведется борьба. Борьба добра со злом, Бога с Дьяволом. Война эта продолжается уже много лет, со дня начала человечества по сей день, и вряд ли этот спор утихнет, ибо такова человеческая сущность – «Милосердие иногда стучится в их сердцах», но не всегда. В мире сохраняется баланс добра и зла, и каждое из них зависит от другого: не было бы добра – в мире царил бы хаос, если не было бы зла, людям было бы смертельно скучно жить. Однако второго не припомню в истории человечества, что нельзя сказать о первом.
    В романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» отображается эта внутренняя борьба внутри Маргариты, которая нам импонирует на протяжении всего романа, хотя и нельзя говорить об отсутствии зла в ее душе.
    Когда Маргарита получает в подарок от Азазелло волшебный крем, она, почувствовав силу, решает отомстить Латунскому, который когда-то раскритиковал роман мастера: «Да ведь это же он! Это он погубил мастера». С этой мыслью Маргарита устраивала разгром в квартире критика. «Говорят, что и до сих пор критик Латунский бледнеет, вспоминая этот страшный вечер». Если он был бы дома в этот вечер и встретил бы озлобленную гостью, кто знает, какие мучения испытал бы Латунский от Маргариты, получившей силу Дьявола, и навряд ли сама героиня смогла бы жить с этим грехом на сердце. Булгаков хотел сказать, что, то, что хотела сделать Маргарита – это не ее путь, который однажды переступив, не вернешься назад. Бог защитил Маргариту от этой участи, а может и сам Воланд, ведь именно он подстроил смерть Берлиоза, на чьих похоронах и был критик в тот вечер.
    Несмотря на ее грехи Маргарита все же положительный персонаж. После бала у Воланда ей было предложено исполнение любого желания. Сначала она просила Воланда снять проклятие Фриды, женщины, которую Маргарита встретила впервые. Она пожертвовала собственным желанием в пользу незнакомке – и это достойный, добрый поступок. Не каждый человек способен на самопожертвование...
    Очень странно. Иногда мы можем заметить, что Сатана исполняет роль Бога: он прощает грехи (Фрида и ее проклятый платок), он может строить человеческие судьбы (смерть Берлиоза), и, благодаря этому нам Воланд и его свита нравятся. Но все-таки это Дьявол, как он может нравиться психически адекватному человеку. И ловишь себя на мысли: «все ли в порядке со мной!?»

    Читая этот роман, я понял одну главную мысль: идеальных людей не существует, все люди греховны. Идеальный человек - это лишь модель, которую мы можем представить, описать, но отображать реальность она не будет. Идеальным, конечно, можно считать Иисуса. Для того он и Бог, чтоб быть идеальным, нести слово божье, указывать путь к спасению человечества. Однако не все воспринимают Иисуса как реального человека…

    Ответить Удалить
  10. Нравственные уроки романа: мои открытия
    Все ли наши мысли материализуются? И какие из них делают это быстрее? Как наш внутренний диалог, наши желания, о которых мы не всегда говорим, воплощаются в жизнь? Кто нам помогает в этом Бог или Сатана? Такие вопросы возникли у меня после прочтения романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Сначала ход событий в романе казался мне очередной сатирой. Через несколько месяцев я нечаянно посмотрела фильм «Тайна, в котором была затронута тема нашего сознания. Посмотрев научную точку зрения, я решила вновь перечитать роман Булгакова и сопоставить полученную информацию. В фильме доказывали, что наши мысли материализуются благодаря физическим законам. С точки зрения Булгакова наш внутренний диалог слышит Бог, а необдуманные желания, сказанные вслух – Сатана. И исполняются необдуманные желания намного быстрее, чем те, которые ты не, которые ты не озвучиваешь. Почему? Михаил Афанасьевич Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» объясняет это тем, что Сатана всегда находится недалеко от нас. Он слышит нас чаще. А Бог помогает нам отсеять шелуху наших желаний и помогает исполнить самые заветные желания.
    С давних времен люди привыкли думать, что душа человека поддается кардинальным изменениям. Самое опасное проявление этого настроения – вера в то, что изменение социального устройства общества автоматически повлечет за собой и преображение души человека. Именно поэтому Воланд и появляется в Москве, чтобы посмотреть, как изменилось общество со времен встречи Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата. Сравнив людей той эпохи с современными москвичами (30-е годы), Воланд приходит к следующему выводу: «Ну что же… они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди.… В общем, напоминают прежних…». Проходят годы, века, тысячелетия, меняются эпохи, меняется мир вещей, окружающий человека, но сами люди остаются прежними, – вот мысль, к которой упорно подводит читателя Булгаков. В подтверждении данной мысли в романе проведена параллель между ершалаимской эпохой и «современной» Москвой. Тем не менее, Воладн и его свита (по мнению многих) творят зло. Но мне кажется, что они, наказывая людей, обнажают их настоящую сущность, выставляя на всеобщее обозрение пороки, скрытые в человеческом обществе. Сделав такой небольшой вывод, нам становится понятным смысл фокусов в Варьете. Воланд и его свита испытывают москвичей на легкомыслие (наши необдуманные желания), лицемерие (главный порок общества), алчность, чревоугодие (а это смертельные грехи) и милосердие. Однако в главе 12 (Черная магия и ее разоблачение), во время представления звучат необдуманные слова из зала, и бедному конферансье Бенгальскому отрывают голову. Публика в ужасе, но только один женский голос «вдруг покрывая гам, прозвучал из ложи» и попросил вернуть голову бедному конферансье. И этот (сначала) единственный голос перекрыл все пороки москвичей. Голова была тут же возвращена на место. Что в очередной раз доказывает, что Сатана исполняет любое наше желание. Но при этом, как сказал Иешуа, все люди добрые, только они вынуждены скрывать добро в себе: ситуация сложившаяся в мире лицемерия и страх, не располагает к милосердию. Но при этом стоит заметить, что Библия – это инструкция жизнь. Цитируя библию, мы сознаны по образу и подобию Бога. Не так ли? «Мастер и Маргарита»- сложное, но бессмертное произведение, потому что проблемы, которые затронуты в этом романе всегда актуальны. Проблемы добра и зла, лжи, любви, свободы, совести. Каждый герой в этом романе совершает поступки, которые подсказывает ему его совесть.
    Для того, чтобы понять какие же люди сейчас и как преображается душа человека, прибывает булгаковский сатана Воланд в Москву.
    Сравнивая людей эпохи Иисуса и москвичей 20х годов, мы приходим к выводу, что люди не чем не отличаются: «Любят деньги, но ведь это всегда было… человечество любит деньги... В общем, напоминают прежних…» Пройдут года, века, сменятся эпохи, но люди останутся прежними. В главе «Казнь» описывается сцена расправы над Иешуа. Казнь совершается по открытом месте, под палящим солнцем, стоит «адская жара», но это не пугает никого из толпы, желающих посмотреть на зрелище.
    Та же жажда зрелищ присуща людям спустя два тысячелетия. После сеанса черной магии в Варьете у здания театра собралась толпа длинною в километр. «К десяти часам утра очередь жаждущих билетов до того воздуха, что о ней дошли слухи до милиции…» Как в древнем Ершалиме, так и в современной Москве людям присуща любовь к деньгам и жизненным благам. В главе «Черная магия и ее разоблачение» рассказывается о том, как во время представления на зрителей посыпался денежный дождь и зрители стали ловить бумажки, проверяя их подлинность, просвечивая водяные знаки, веселье и изумление охватило театр. «В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Это моя! Ко мне летела!» В этом эпизоде понятно, во что способны превратить людей деньги, как быстро, одержимый стать обладателем бумажек, теряет гордость и достоинство.
    Но и милосердие иногда стучится в сердца людей. Во время казни палач поит Иешуа, а тот просит дать попить и разбойнику, висевшему на соседнем столбе. Перед лицом смерти Иешуа заботится о человеке, который ненавидит. В Москве выражение милосердия мы видим в том же Варьете, когда зрители просят простить Бенгальского, которому Бегемот оторвал голову и в просьбе Маргариты простить Фриду, убившего ребенка.
    Мысль Воланда о том, что люди внутренне не меняются неоднократно подтверждается но протяжении всего романа.
    Решение проблемы добра и зла автор предлагает уничтожением зла. Но Воланд в ответ Левию Матвею говорит: «Ты произнес свои слова так, будто не признаешь теней, а также и зла… чтобы делало твое добро, если бы не существовало зла?» Левию Матвею на это нечем возразить и ведь правда, все познается в сравнении. Оценить добро можно лишь зная о зле. Так может отказаться от насильственного вмешательства в жизнь или принять мир таким, какой он есть?

    Ответить Удалить

Своей повестью М.А. Булгаков хотел показать свое отношение к событиям, происходящим в начале 20-х годов в России. Он размышлял на тему революции и о том, каким будет новое общество. Именно для этого он придумал научный эксперимент якобы проведенный неким профессором Преображенским.

Профессор возомнил себя Богом, так как решил, что может создавать людей. Он пересадил бездомной собаке гипофиз человека. Человек для данного эксперимента был выбран неудачно, так как гипофиз пьяницы и дебошира не принес бы ничего хорошего. В итоге профессор создал человека по имени Полиграф Шариков, у которого было самое ужасное сердце. Он перенял на себя все привычки и манеры того самого алкоголика. Он высмеивал интеллигенцию и успешных людей.

Булгаков хотел донести до читателя мысль о том, что если страной будут править подобные Шариковы, то страна обречена. Преображенский понял, что можно создать любого человека, даже ученого, но какой в этом смысл? Бог сам решает, где и когда должен родиться гениальный человек. Профессор пожалел о своем эксперименте. Он говорит, что для того чтобы быть настоящим человеком надо не просто выглядеть как человек, а иметь определенные морально-нравственные ценности.

М.А. Булгаков показал, что человек не может породниться с Господом. В мире не должны нарушаться законы природы. Человек должен думать о воспитании, культуре и образовании. Только образованные и интеллигентные люди приведут государство к процветанию.

Тема: Библейские главы и их роль в решении нравственных проблем романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Цели и задачи урока.

1. Выяснить, с какой целью вводит М. Булгаков в свой роман библейские сюжеты и их героев? Какими видит и изображает главных библейских персонажей Иисуса Христа и Понтия Пилата?

2. Определить, какие философские и нравственные проблемы поднимает и решает автор в ершалаимских главах? О чём предупреждает нас, от чего предостерегает?

3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки, пробуждение понятий добра, милосердия, совести и т.п.

Форма урока обсуждение проблем за круглым столом, дискуссия (исследовательская работа по текстам Библии и романа).

Оформление:

1. Портрет М. Булгакова (в исполнении учащихся 11 класса).

2. Библия, Евангелие от Матфея.

3. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

4. Иллюстрации к сценам "Суд", "Казнь" (в исполнении учащихся 11 класса).

5. Оформить стенд с работами выпускников прошедшего года:

а) реферат «Библейские главы и их роль в решении философско-эстетических проблем романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»;

б) сочинение "Письмо прокуратору Иудеи Понтию Пилату";

в) доклад о жизни и творчестве М. Булгакова.

Эпиграф к уроку: "Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с Писателем" (М. Булгаков.)

Плакаты к уроку:

1. "Трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина социальных подлостей на земле". (В. Лакшин.)

2."Совесть   искупление вины, возможность внутреннего очищения" (Е. В. Корсалова).

Этапы урока (на доске):

1. Сопоставление булгаковского сюжета с евангельской основой. Цель обращения и переосмысления библейского сюжета.

2. Понтий Пилат. Контрасты в изображении главного героя ершалаимских глав.

3. Иешуа Га-Ноцри. Проповеди бродячего философа: бред или стремление к истине?

4. Философские и нравственные проблемы, поднятые в ершалаимских главах. Центральная проблема.

5. Роман-предупреждение. Творческое решение проблемы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступление к уроку.

Слово учителя. Начать наш первый урок по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" мне хочется строками из статьи Елены Владимировны Корсаловой - доктора педагогических наук, профессора литературы - "Совесть, истина, человечность..."

"Наконец-то в школу пришел этот талантливый русский роман, воплотивший размышления автора о своей эпохе и вечности, человеке и мире, художнике и власти, роман, в котором удивительным образом переплетаются сатира, тонкий психологический анализ и философские обобщения..."

Я как учитель полностью согласна с Еленой Владимировной и с удовольствием повторю её слова: «Наконец-то в школу пришел этот талантливый русский роман..." И от себя добавлю: роман сложный, требующий глубоких раздумий, определенных знаний.

Сегодня мы начинаем его изучение.

Тема первого урока звучит так:

"Библейские главы и их роль в решении философско-эстетических проблем романа М. Булгакова " Мастер и Маргарита".

Когда в первый раз, летом, вы читали этот роман, я уверена, что обратили внимание на его композицию. И это не случайно. Композиция романа оригинальна и многопланова. В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа:

1-ый  повествование о жизненной судьбе Мастера,

2-ой  созданный Мастером роман о Понтии Пилате.

Получился роман в романе.

Главы вставного романа рассказывают об одном дне римского прокуратора. Они рассредоточены в основном повествовании о московской жизни главного героя, Мастера, и окружающих его людей. Их всего четыре (2, 16, 25 и 26 гл.). Они вклиниваются в озорные московские главы и резко от них отличаются: строгостью повествования, ритмизированным началом, древностью (ведь они переносят нас из Москвы 30-х годов двадцатого века в город Ершалаим тоже 30-х годов, но века первого).

Обе линии единого произведения  современная и мифологическая явно и неявно перекликаются друг с другом, что помогает писателю шире показать современную ему действительность, осмыслить её (а это одна из самых главных задач писателя М. Булгакова, которую он решает во всех своих произведениях.)

Задачи нашего урока:

Провести параллели, проверку современной действительности опытом мировой культуры на уровне вечных ценностей, всеобщих нравственных принципов.

А основы этого нравственного опыта заложены в христианстве. Узнать о них может каждый, читающий Библию.

Сопоставить булгаковский сюжет с евангельской основой, понять, почему Булгаков обращается к библейским сюжетам, зачем переосмысливает и изменяет их;

Определить, какие философские и нравственные проблемы поднимает и решает автор, о чем предупреждает.

Я понимаю всю сложность поставленной задачи для первого урока, но надеюсь, что, работая с текстами Евангелия и романа дома, отвечая на вопросы домашнего задания, с моей помощью на уроке, за этим круглым столом совместно мы можем обсудить многие важные вопросы и попытаемся сделать выводы.

Я прошу смело высказывать свои суждения, даже если они будут не совсем верными, спорными, внимательно слушать ответы товарищей, пользоваться сигнальными карточками (!), чтобы я вовремя заметила ваше желание высказаться. Т. е. я жду от вас полноценной работы мысли и слова и обещаю быть вам добрым помощником.

Итак, приступаем к 1 этапу урока. Задание к нему получили все три группы .

1. Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой. Цель обращения и переосмысления библейского сюжета.

Вступительное слово: Не знающим Библии кажется, что ершалаимские главы  парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса. Но простое сопоставление евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало существенных отличий.

1 Вопрос: Каковы же эти отличия?

Обратимся к вашему домашнему заданию:

Возраст (Иисусу - 33 года, Иешуа - 27 лет);

Происхождение (Иисус  сын Божий и Пресвятой Девы Марии, у Иешуа отец  сириец, а мать  женщина сомнительного поведения; родителей он не помнит);

Иисус  бог, царь; Иешуа  нищий бродячий философ (положение в обществе);

Отсутствие учеников;

Отсутствие популярности в народе;

Не въехал на осле, а вошел пешком;

Изменил характер проповеди;

После смерти тело похищает и предает земле Левий Матвей;

Иуда не повесился, а убит по приказу Пилата;

Оспорено божественное происхождение Евангелия;

Отсутствие предначертанности его смерти на кресте во имя искупления грехов человечества;

Нет слов " крест " и " распятый ", а есть грубые "столб ", "повесить";

    главный герой не Иешуа (прообразом которого является Иисус Христос), а Понтий Пилат.

2 Вопрос: Почему М. Булгаков обращается в своем романе к библейским сюжетам и их героям с одной стороны, а с другой зачем, с какой целью переосмысляет их?

В образе Иешуа Га-Ноцри изображен не сын Божий, но сын человеческий, т.е. простой человек, хотя и наделенный высокими моральными качествами;

М. Булгаков уделяет внимание не идее божественного предопределения, предначертанности смерти во имя искупления человеческих грехов, а земной идее власти, социальной несправедливости;

Делая главным героем Понтия Пилата, хочет обратить особое внимание на проблему нравственной ответственности человека за происходящее вокруг;

Обращается к библейским сюжетам и героям, чтобы подчеркнуть важность всего того, о чём будет говорить, проблем, которые будут решать.

Вывод: Обращение к библейскому сюжету подчеркивает важность описываемого в ершалаимских главах, а переосмысление их автором обусловлено его желанием сблизить всеобщие нравственные идеалы с земными проблемами власти и ответственности человека за происходящее.

2 этап урока. Материалы к вопросу готовила 1 группа.

Понтий Пилат. Контрасты в изображении главного героя ершалаимских глав.

Учитель: Предлагаю начать работу над образом Понтия Пилата с текста. Зачитаем строки, повествующие о появлении во дворце этой значительной и сложной фигуры: "В белом плаще... "

Комментирует: Нельзя не почувствовать значительности и особой эмоциональной наполненности этой фразы даже на слух. Но далее идёт фраза, которая сразу снимает этот ореол значительности, подчёркивая земные слабости героя, несколько приземляя его:

"Более всего на свете... с рассвета " (стр.20, 2 абз.)

Вывод: Так на протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости.

Давайте обратимся к тексту и найдём там и другие примеры контраста  главного художественного приёма, которым пользуется автор Булгаков в изображении Понтия Пилата.

Величественные черты правителя.

Человеческие слабости.

1. В прошлом бесстрашный войн, всадник " золотое копьё ".

2. Внешне  величественная фигура всесильного прокуратора.

3. Внушает всем страх, называет себя " свирепым

чудовищем".

4. Окружен толпой слуг и охранников.

5. Хочет быть справедливым, помочь Иешуа.

6. Призван решать судьбы людей.

7. Видит, что Иешуа не виновен.

8. Вынес приговор.

1. Ненавидит запах розового масла.

2. Внутри  сильная головная боль.

3. Боится кесаря, прячет трусость, боится доносов.

4.Одинок, единственный друг  собака Банга.

5. Потерял веру в людей, боится потерять карьеру.

6. Посылает невиновного на смерть.

7. Обвиняет в том, во что сам не

верит.

8. Мучается во сне и наяву.

Вопрос: Почему так много контрастного в изображении прокуратора Понтия Пилата?

Булгаков хочет показать, как в человеке борются доброе начало и злое, как Пилат хочет быть справедливым и совершает зло.

Оставим на время Понтия Пилата и обратимся к другому герою ершалаимских глав  Иешуа Га-Ноцри.

3 этап урока.

Иешуа Га-Ноцри. Проповеди бродячего философа. Бред или стремление к истине? (2группа).

Учитель: Опять обратимся к тексту и посмотрим, как появляется во дворце и в романе второй герой ершалаимских глав.

" Этот человек..." (стр. 22).

" Связанный мгновенно..." (стр. 24).

" Арестованный пошатнулся..." (стр. 29).

Комментарии: Это описание создаёт образ жалкого, слабого физически человека, которому трудно переносить телесные мучения.

Вопрос: Каков этот герой внутренне? Так ли он слаб духом, как телом?

Обратимся к тексту:

1. В чём обвиняют Га-Ноцри?

2. Что же он проповедует на самом деле? Что утверждает?

Главные обвинения в словах прокуратора: " Так ты собирался разрушить здание храма и призывал к этому народ?"

Проповеди Иешуа:

1. "Все люди добрые ", " Бог один,… в него я верю".

2. "... рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины".

3. "... всякая власть является насилием над людьми и что настанет день, когда не будет власти, ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть".

Учитель: Поговорим об утверждениях Иешуа. Посмотрим на них глазами Понтия Пилата.

1. Какое из его утверждений воспринимается Понтием Пилатом как бред, как безвредное чудачество?

2. Какое из них считается легко оспоримым?

3. Какое вызывает у него трепет, страх? Почему?

1-ое утверждение Пилат считает бредом и по-своему оспаривает его: физически - с помощью Крысобоя, морально  напоминанием о предательстве Иуды;

2-ое утверждение вызывает у него насмешку: "Что такое истина?" Вопрос должен уничтожить собеседника, т.к. человеку не дано знать ни истину, ни даже что такое истина. Для людей это сложное, отвлеченное понятие. Что можно ответить на этот вопрос?

Что бы ответили вы?

Можно ожидать потока отвлеченных, туманных слов.

НО: "Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти, "  ответ Иешуа прост и понятен, истина исходит от человека и замыкается на нём.

Это кусочек истины, оспорить которую Понтий Пилат не может.

3-е утверждение вызвало страх у прокуратора, т.к. он боится доносов, боится потерять карьеру, боится расправы кесаря, боится столба, т.е. боится за себя.

Вопрос: А Иешуа боится за себя? Как он себя ведет?

Иешуа боится телесных истязаний. Но не отступает от своих убеждений, не меняет взглядов.

Вопрос: Какие качества героя открываются вам в его проповеди и поведении?

Главные качества Иешуа: доброта, сострадательность, отвага.

Учитель: В раскрытии образа второго героя ершалаимских глав также используется приём контраста. Слабый физически Иешуа Га-Ноцри оказывается сильным духом.

Учитель: Вернёмся к сцене допроса и посмотрим, что думает о бродячем философе иудейский прокуратор?

Вопросы: 1. Понял ли Понтий Пилат, что Иешуа не виновен? Уверен ли он в этом?

Да. " В светлой и лёгкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, и состава преступления в нём не нашёл".

2. Хочет ли он спасти его от мучительной смерти? Быть справедливым?

Да. Понтий Пилат делал Иешуа намёки, чтобы тот отказался от своих слов о кесаре, посылал " намекающий взор " и т.п.

3. Какое же чувство побеждает в Понтии Пилате все остальные? Как это происходит?

Сначала Пилат хочет быть справедливым и спасти философа. Но рассуждения последнего о власти повергают его в ужас. " Погиб!" потом: "Погибли!" Он делает попытку склонить Иешуа к отказу от своих слов, но безуспешно.

Страх оказывается сильнее желания быть справедливым. Он побеждает.

4. Найдите слова прокуратора, в которых звучит смертный приговор.

- " Ты полагаешь, несчастный... не разделяю " (стр. 35)

Учитель: Итак, внутренняя борьба в Понтии Пилате между добром и злом, между желанием быть справедливым или вынести смертный приговор невиновному закончена.

Всесильный прокуратор, умный, мудрый правитель испугался, смалодушничал, струсил.

Он проходит состояния: от страха - к трусости - к подлости.

Вопрос: Скажите, на каком этапе этой логической цепочки вы могли бы ещё понять и оправдать Пилата? Когда нет?

Страх - чувство физиологическое (равно испугу), свойственно всем живым существам, оно рефлекторно, как и инстинкт самосохранения.

Т.е. Пилат мог испытать чувство страха, это нормально, неосудимо.

Но человек - существо разумное. Он отвечает за свои поступки. Пилат должен не уступать страху, победить трусость, оставаться до конца верным себе, своим убеждениям.

Вынесение смертного приговора невиновному  это уже подлость. А подлость это безнравственно.

Акцент: Трусость между страхом и подлостью. Страх не всегда ведёт к трусости, но от трусости до подлости 1 шаг.

Вывод: "Трусость  несомненно один из самых страшных пороков", так говорил Иешуа.

"Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок",  внутренний голос Понтия Пилата.

И действительно: "Трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина социальных подлостей на земле".

Так было с Понтием Пилатом: он совершил подлость из страха, из трусости. Но это не всё. Понтий Пилат сохранит себе и жизнь, и карьеру. Но лишит себя чего-то очень важного.

Что же это?

Понтий Пилат потерял покой. Его будет мучить совесть.

Попытался ли Пилат исправить сделанное, как?

Да. Прикажет убить Иуду. Захочет облагодетельствовать Левия Матвея.

Успокоит ли это его?

Нет. "Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит луна, ... его терзает бессонница" (стр. 461).

"При луне ему нет покоя... он утверждает, что чего-то не договорил тогда... с арестантом Га-Ноцри... более всего в мире он ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу".

"Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много?"  спросила Маргарита.

Закончим на этом наш разговор о героях библейских глав и обратимся к их проблемам.

4 этап урока. Материалы к вопросу готовила 3 группа.

Философские и нравственно-эстетические проблемы, поднятые в ершалаимских главах.

Учитель: Сейчас я хочу обратиться к группе №3.

Их домашним заданием был вопрос о проблемах романа, поставленных автором в ершалаимских главах. Слушая высказывания на сегодняшнем уроке, участвуя в них, я думаю, они сумели дополнить свои домашние наброски. И я предоставляю слово им.

Среди всех проблем романа " Мастер и Маргарита " мы хотим выделить две отдельные группы, которые мы могли бы озаглавить так: "философские" и "нравственно-эстетические".

Причём, мы заметили, что группы эти разные в количественном отношении. Т.к. философия  наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, то и философские проблемы, на наш взгляд, поднятые в этих главах, тоже связаны с наиболее общими законами.

Поэтому мы выделили следующие проблемы философского характера:

Что такое добро и зло?

Что есть истина?

В чём смысл человеческой жизни?

Человек и его вера.

Учитывая, что « …нравственность  это правило, определяющее поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», выделяем нравственно-эстетические проблемы романа, поднятые в ершалаимских главах:

Духовная свобода и духовная зависимость.

Ответственность человека за свои деяния.

Человек и власть.

Социальная несправедливость в жизни человека.

Сострадание и милосердие.

Вопрос: Какая из поставленных автором проблем является, на ваш взгляд, центральной?

Проблема ответственности человека за свои деяния, т.е. проблема совести.

Е. В. Корсалова в своей статье подтверждает эту мысль. Говорит она и о том, для чего дана человеку совесть: " Совесть  внутренний компас человека, его моральный суд над собой, моральная оценка своих поступков. Совесть искупление вины, возможность внутреннего очищения".

Запомните, дети, эти слова.

Вопрос всем: Какие из этих проблем можно назвать современными нам, сегодняшними?

Все.

Вывод. М. Булгаков поднял в своём романе проблемы вечные, неумирающие. Его роман обращен не только к его современникам, но и к потомкам .

Мы продолжим работу над этими проблемами на следующем уроке.

5 этап урока.

Роман-предупреждение. Творческое решение проблемы.

"Роман-предупреждение  это горькое писательское предвидение того, какие картины могут стать реальностью, если будет и далее раскручиваться нынешняя жизненная спираль".

Эти слова из статьи критика относятся и к роману М. Булгакова, который хочет предостеречь нас, всех живущих, от сделок с совестью, от духовной несвободы.

Я просила подойти вас к этому вопросу творчески, решить его оригинально.

Что из этого получилось?

1 группа приготовила рисунок  иллюстрацию к сцене " Суд ";

2 группа приготовила рисунок  иллюстрацию к сцене " Казнь";

3 группа оформила прошлогодние работы: 1) реферат "Роль ершалаимских глав в решении нравственных и философских проблем романа"; 2) сочинение " Письмо римскому прокуратору Понтию Пилату".

А ещё ребята сочинили стихи, пусть они и завершат наш урок.

Подведение итогов урока  оценки.

1. Я довольна (не довольна)… Чем?

2. Мы справились с поставленными задачами (не справились).

3. Трудность темы и проблемы.

4. Совместный труд. Оценки участникам групп.

Домашнее задание:

2. К теме " Сатира в романе " подобрать материал к вопросу: " Кого и за что наказывает Воланд?"

3. Зло, жадность, равнодушие, эгоизм, бессердечие, ложь  их примеры в московских главах.

Стихотворение "Сон Пилата"

Н.П. Борисенко

Снова снится Пилату нескончаемый сон:

Суд вершит прокуратор, близок к истине он.

В прошлом доблестный Всадник Золотое копье,

Чем сегодня прославит он правленье своё?

Перед ним добр и светел, осиян добротой,

Как сама добродетель, вместе с правдой самой.

Люди добрые, это ль преступленье его,

Что он ходит по свету, сеет мир и добро?

Что несет исцеленье и сквозь стены дворцов

Как само откровенье видит мир без оков?

Морщит лоб прокуратор. Будь смелей, игемон,

Неужели проклятый страх в тебе порожден?

Невиновен, ты знаешь, так скажи, не молчи.

Чью судьбу ты решаешь в этой лунной ночи?

Промолчал... не исправил... не сберег от столба...

И на муки отправил не его, а себя.

И душе нет покоя  наказанье страшно:

Быть бессмертным герою и пороку его.

Трусость, подлость из страха  самый страшный порок!

Совесть  вот твоя плаха,

Крест  бессмертия срок!

За строкой урока

    При подготовке к данному уроку класс был поделен на три рабочие группы, каждая из которых получила конкретное задание: один большой вопрос (см. вопросы 2, 3, 4 в разделе «Этапы урока») и общее задание (см. вопрос 1).

Творческое решение вопроса о романе-предупреждении (см. вопрос 5) рассчитано на индивидуальные способности учащихся (в поэзии, изобразительном искусстве и т. п.).

2. Задание к следующему уроку по роману также носит опережающий характер. Вопросы 1 и 2 даются всему классу, а вопрос 3 можно распределить по группам или дать в качестве индивидуального задания.

«Мастер и Маргарита» - лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.Все, что пережил Михаил Афанасьевич Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, - все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. "Мастер и Маргарита" - творение необыкновенное, невиданное доселе в русской литературе. Булгаков писал "Мастера и Маргариту" как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. Писатель не случайно выбирает жанр романа-мифа.

Миф воплощает все повторяющееся в жизни человечества, представляет собой живую картину. Каждая эпоха и каждый человек оказываются в таком мифе в экстремальной ситуации и получает по заслугам и делам своим. В романе одни герои находят подлинные нравственные ценности, например, Иван Бездомный, который обретает Дом и становится профессором истории, другие совершают первые шаги к нормам человеческого поведения, а третьи - ведуг прежнюю жизнь, не задумываясь о морали и нравственности.Автор подводит читателя к выводу, что борьба света и тьмы, черных туч и огня завершится победой света.

Что в этом поражении зла заложена суть мироздания. Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" - это роман об ответственности человека за все добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе, о всепобеждающей силе любви и творчества. Несмотря на все недостатки человечества, на непосильный груз, возложенный на его плечи, писатель утверждает, что благополучный исход и есть великая тайна жизни. Так в роман входит тема любви к людям и милосердия.

Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, в "Мастере и Маргарите" играет роль вполне реалистическую. Воланд появляется в Москве, чтобы "испытать" героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость.

Автор утверждает мысль о том, что противоборство добра со злом вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека.Мысль о существовании в человеке противоположных нравственных устремлений, духовного и бездуховного проводится писателем не только в сопоставлениях отдельных персонажей, но и в коллективном портрете толпы.Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку Берлиозов, Ла-тунских, Майгелей, Никаноров Ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле "раздевает" некоторых граждан из зала.

Для Булгакова нравственный закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием.Доказательством вечности и незыблемости нравственных законов служат в романе образы Иегауа и Воланда. При этом эти два мифических персонажа не противостоят друг другу. На это указывает и эпиграф к первой половине романа, и висящий на шее дьявола знак золотого жука, символизировавшего в Древнем Египте зло, порождающее добро. Иешуа и Воланд - лишь «разные ведомства» единого миропорядка, в котором ведущим, все-таки, остаются свет и добро.Вечное стремление людей к добру неодолимо.

Проишо двадцать веков, а олицетворение добра и любви - Иисус Христос - живо в душах людей. Мастер создает роман о Христе и Пилате. Христос для него - это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Для М. Булгакова основным источником истины была религия. Он был убежден, что только через приобщение к Богу человек обретает духовное пристанище, веру, без которой...

  2. Загрузка... «Закатным романом» называли критики роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Необычна творческая история этого произведения. Роман был задуман в 1928 году, и работа над...

  3. Загрузка... В начале 20-х годов Булгаковым был задуман роман “Инженер с копытом”, но с 1937 года он полу чает другое название - “Мастер и Маргарита”....

  4. Загрузка... Михаил Булгаков - писатель с необычной судьбой: основная часть его произведений стала известна миру лишь через четверть века после смерти художника. А главный труд...

  5. Загрузка... Михаил Афанасьевич Булгаков - великий мастер, своим талантом несущий свет, не скрывая при этом тьмы... Действительно, тьмы он не скрывал. Свое беззаконие и трагизм...