Жизненные ценности в рассказе уроки французского. «Анализ произведения "Уроки французского" Распутина В.Г. Аргументы из литературы


Рассказ «Уроки французского» – это уроки доброты, мужества, жизни.

Главному герою рассказа Володе повезло – его классным руководителем оказался умный и отзывчивый человек, Лидия Михайловна. Наблюдая, в каком бедственном положении находится мальчик и наряду с этим его способности, желание учиться она постоянно пытается помочь ему. То учительница приглашает его к себе домой на дополнительные занятия по своему предмету, а после хочет посадить за стол, чтобы мальчик поел досыта, то отправляет ему посылки с едой.

Но все её старания и уловки ни к чему не приводят, так как гордость и чувство собственного достоинства главного героя не дают ему рассказать о своих трудностях, но и принять помощь. Володя отказывается от еды. Лидия Михайловна, в свою очередь, не настаивает на своем, но все же постоянно ищет все новые способы помочь мальчишке.

В конце концов, учительница решает схитрить. Она предлагает своему ученику играть в «пристенок» – игру на деньги. Володя считал это честным выигрышем.

Но этот поступок Лидии Михайловны раскрывается, за игрой их застигает директор школы, и Лидию Михайловну увольняют из школы. Ей приходится уехать в Кубань, на родину. И все-таки, то отношение, та жертва, которую принесла учительница ради того, чтобы помочь мальчику, не будет забыта им никогда и останется в памяти на всю жизнь.

Учительница Лидия Михайловна была тем, кто наделен самыми прекрасными душевными качествами – сочувствием, добротой, любовью, то есть это все то, из чего состоят духовные ценности человека.

Обновлено: 2018-02-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Рассказ Распутина “Уроки французского” изучается в 6 классе на уроках литературы. Герои рассказа близки современным детям разнообразием характеров и тягой к справедливости. В “Уроках французского” анализ произведения целесообразно проводить, ознакомившись с биографией автора. В нашей статье вы сможете узнать, чему учит произведение, ознакомиться с подробным разбором по плану “Уроки французского”. Это значительно облегчит работу на уроке при анализе произведения, а также разбор рассказа понадобится для написания творческих и тестовых работ.

Краткий анализ

Год написания – 1973.

История создания – впервые рассказ был опубликован в 1973 году в газете “Советская молодёжь”

Тема – человеческая доброта, неравнодушие, значение учителя в жизни ребёнка, проблема морального выбора.

Композиция – традиционная для жанра рассказа. Имеет все составляющие от экспозиции до эпилога.

Жанр – рассказ.

Направление – деревенская проза.

История создания

Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в конце сороковых годов, был написан в 1973 году. Опубликован в том же году в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Произведение посвящено матери близкого друга писателя Александра Вампилова- учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне.

По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, именно детские впечатления легли в основу рассказа. После окончания четырёхлетней школы в своём родном селе будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для маленького мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность одеваться и питаться, как положено, непринятие деревенского мальчика одноклассниками. Всё, что описывается в рассказе, можно считать реальными событиями, ведь именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – самый главный период в формировании таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Там же он черпает своё вдохновение всю оставшуюся жизнь.

В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая помогала мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”. После того, как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла долгожданная встреча, с особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился чудеснейший рассказ.

Тема

В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия , доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.

Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни, как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, достаток и уют не давали ощущения радости, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.

Деньги, которые получал главный герой рассказа в честной игре, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему не приходилось участвовать в уличных играх, где за своё превосходство и мастерство в игре его избивали мальчишки от зависти и бессилия. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил с первых строк произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность творчества Распутина для всех возрастных категорий.

Композиция

Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие очень реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных, субъективных деталей.

Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?

Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее что мы узнаём – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии это волшебная женщина умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.

Главные герои

Жанр

Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунаться в воспоминания и раскрывать внутренний мир персонажей различными средствами – всё это превратило произведение в маленький шедевр – глубокий, трогательный и правдивый.

Исторические особенности времени также отразились в рассказе глазами маленького мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, сытая жизнь городских жителей. Направление деревенской прозы, к которому относится произведение, было распространено в 60-х-80-х годах 20 века. Суть его была в следующем: оно раскрывало особенности деревенского быта, подчёркивало его самобытность, поэтизировало и в чём-то идеализировало деревню. Так же прозе этого направления было свойственен показ разрухи и обнищания деревни, её упадка и тревоги за будущее села.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 950.

Все произведения Валентина Распутина связаны с судьбами земляков, их печалями, надеждами, радостями и переживаниями. Его героям присуща честность, доброта, упорство в достижении целей. Очередной рассказ Валентина Распутина Уроки французского является ярким примером человеческой доброты, понимания и отзывчивости. По данной работе мы напишем итоговое , рассмотрев портрет героя, и подкрепив наши мысли аргументами из литературы.

Уроки французского сочинение

Рассказ Распутина Уроки французского это не просто произведение о школьной учительнице, это настоящий пример уроков доброты, которым каждый из нас должен следовать. Данная работа Распутина является биографической, где автор показывает роль мудрой учительницы в своей жизни.

Из произведения мы узнаем о судьбе подростка, которого мать отправляет на учебу в райцентр. В холодные и голодные послевоенные годы матери приходится отдавать последнее, чтобы выучить сына. Все было бы хорошо, да только тетка обворовывала племянника, поедая его продукты. Мальчику приходилось голодать, а чтобы как-то выжить, он играет на деньги со школьными мальчишками.

Портрет героя

На момент повествования главному герою Уроков французского было около одиннадцати лет. Мальчику приходилось ходить в старой одежде, из которой он уже вырос, и жить впроголодь. Стеснительный, молчаливый, но вместе с тем, наблюдательный и способный ребенок всеми силами старается добиться поставленных целей. Из-за малокровия ему приходится пить молоко, да только на него постоянно не хватает денег. Понимая, что мать и так живет впроголодь, он не просит у нее денег, а решает самостоятеьно заработать деньги игрой.

Будучи по натуре честным мальчиком, он не мог молчать, увидев жульничество в игре, за что его постоянно избивают. Это и заметила учительница. Разобравшись во всем, она решает помочь ребенку, но мальчик отказывается от еды. Он слишком гордый. И Лидия Михайловна идет на хитрость, и приглашает его домой под предлогом улучшить знания по французскому языку. Ни посылка с продуктами, ни попытки Лидии Михайловны накормить голодного ребенка во время уроков французкого, ситуации не меняют. Мальчик отказывается от помощи, и учительнице приходится идти на хитрость, предлагая ученику играть с ней на деньги. Таким образом мальчик смог заработать какие-то деньги и покупать себе молоко. Это длилось до тех пор, показа этим занятием их не застал директор школы. За свой поступок учительница была уволена, после чего Лидия уезжает на Родину и даже там не забывает о своем подопечном, отправив ему посылку с крупными яблоками, которые мальчик до этого видел лишь на картинках.

На примере учительницы Валентин Распутин показал бескорыстие, самоотверженность, и желание помочь людям в трудную минуту. Уроки доброты помогли выжить ученику в непростое время, и не потерять себя и своих человеческих качеств.

Аргументы из литературы

Однако Уроки французского не единственный пример доброты и того, как учитель влиял на дальнейшую судьбу своих учеников. Данная проблематика поднималась многими писателями, и в доказательство этого мы приведем и другие аргументы из литературы.

Так в произведении Первый учитель Айтманова мы видим учителя, который спасает сироту и отправляет девочку учиться в город. В будущем героиня становится доктором наук, а построенную школу назовет именем своего первого учителя.

Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина

«Уроки французского»

Цели урока: образовательные:

1) познакомить с жизнью и творчеством писателя В. Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского».

2) проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.

развивающие:

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.

2) учить сжато излагать повествовательный текст

3) развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности.

4) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся

воспитательные:

1)подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.

2)воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг,

записи на доске, карточки с заданиями.

Тип урока: интегрированный (русский язык, литература, музыка, история),

с применением компьютерных технологий.

Форма урока: урок – размышление

Методы урока:1) словесный (слово учителя, сообщения детей).

2) репродуктивный (пересказ прочитанного, беседа по рассказу)

3)наглядно - иллюстративный (слайды компьютерной презентации, выставка книг, инсценирование, художественное чтение детей).

4) частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте).

5) исследовательский (творческие работы – сочинения учащихся).

6) практический (чтение текста, работа со словарём, заданиям на карточках).

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки

лягут на душу как маленького,

так и взрослого читателя.

В. Г. Распутин

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Речевая разминка.

Учитель: наш урок литературы предлагаю сегодня начать с чтения стихотворения, потому что оно отражает тему и цели нашего урока.

Итак, обратите внимание на экран и прочитайте, соблюдая интонацию, выразительно стихотворение С. Бондаренко.

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе –

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Откроется самая главная мысль.

(С. Бондаренко).

О чём это стихотворение? (Каждое высказывание имеет главную мысль).

3. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

1) Знакомство с темой и целями урока.

Ребята, я не случайно начала наш урок с чтения этого стихотворения. Оно как нельзя лучше отражает тему и цели нашего урока. А тема звучит так: «Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» (слайд) , (запись даты и темы урока).

А цели нашего урока таковы: мы должны не только познакомиться с жизнью и творчеством писателя Распутина, его рассказом «Уроки французского», но и выяснить, какие уроки он несет; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина, чтобы воспитывать в себе такие качества характера, как доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, этические нормы поведения и взаимоотношений.

Это значит, ребята, что мы с вами сегодня будем учиться жить. Учиться у В. Распутина на примере его главного героя. Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своем произведении.

2) Знакомство с эпиграфом.

Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем. Запишите слова В. Г. Распутина, которые станут эпиграфом к нашему уроку (слайд), (запись в тетрадь ).

3) Знакомство с видами работ на уроке.

Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам поработать «литературоведами», «библиографами», «актерами». Для этого вы должны разделиться на три группы. Каждая группа на столе имеет свою эмблему: «библиографы» - гусиное перо с чернильницей, «литературоведы» - эмблему с изображением книги, «актеры» - эмблему с маской в руке, символизирующую театр.

2. Беседа по вопросам.

1) Ребята, сегодня мы будем говорить об этике, нравственности, милосердии, гуманизме.

Давайте вспомним значение этих слов, ибо они вам уже знакомы (учащиеся объясняют значение слов).

Работа в творческой группе «литературоведов» (с толковым словарем) (слайд).

2) А теперь давайте заглянем в толковый словарь и найдём значение этих слов.

(Этика – 1)философское учение о морали, ее развитии, нормах и роли в обществе. 2)совокупность норм поведения.

Нравственность – правила, определяющие поведение, качества, необходимые человеку в обществе.

Гуманизм – человечность в отношении к людям, человеколюбие).

3)Ребята, на примере каких произведений вы встречались с этими понятиями, рассматривали этику взаимоотношений детей, говорили о нравственности?

(Это сказка - быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца», рассказы Ю. М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный», В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», Д. Железникова «Чучело», «Чудак из 6 б », Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» и другие).

4. Реализация домашнего задания.

1). Слово учителя по теме урока.

Ребята, сегодня мы продолжаем разговор об этих понятиях. Творчество В. Г. Распутина привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый внутренний мир героев. Авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаружить в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно её беречь. Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести В. Распутина, но и в себе.

2). Работа в творческой группе «библиографов».

А теперь начинают работу ребята из творческой группы «библиографов» которые познакомят нас с жизнью и творчеством писателя В. Г. Распутина (краткие сообщения о жизни и творчестве В. Распутина) (слайд ).

1). Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть- Уда Иркутской области. Трудное детство было у писателя. Оно совпало с годами В. О. в. и тяжелыми послевоенными годами. Окончив в 1959 году филологическое отделение Иркутского университета, он несколько лет работал журналистом в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки» написан в альманахе «Ангара» в 1961 году (слайд ).

2). В 1965 году в Чите на совещании молодых писателей Сибири и Дальнего Востока рассказы Распутина получили высокую оценку и были выпущены отдельной книгой в Красноярске под названием «Человек с этого света». Первый большой успех писателю принесла повесть «Деньги для Марии» (1967). Широкое общественное признание получили и другие произведения Распутина: повести «Последний срок» (1970), «Живи и помни»(1974), «Прощание с Матерой» (1976). За повесть «Живи и помни» В. Распутин удостоен Государственной премии СССР (1977).

3). Слово учителя.

«За большой вклад в развитие отечественной литературы» известный русский писатель Валентин Распутин, признанный при жизни классиком, удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» 4 степени. Указ о награждении подписан Президентом России В. Путиным 7 марта 2007 года (слайд).

5. Творческая история рассказа Уроки французского».

Слово учителя(слайд).

В 1973г. В. Распутин пишет один из лучших своих рассказов – «Уроки французского». « Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил Распутин. - Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

Обсуждение статей В. Распутина «Уроки доброты» и «Из истории создания рассказа «Уроки французского» (слайд).

Ребята дома вы прочитали статью В. Распутина «Уроки доброты», которая повествует об истории создания этого рассказа и приоткрывает некоторые факты биографии писателя.

Беседа по тексту статьи.

1) Что заставило Распутина написать рассказ?

2) Как это характеризует самого писателя?

3) Что такое духовная память и духовный опыт человека?

4) Почему в «Уроках французского» В. Г. Распутин рассказывает о своей учительнице Лидии Михайловне, а посвящение адресовано другому человеку – Анастасии Прокопьевне? Кто такая Анастасия Прокопьевна? (слайд ).

(Посвящается матери талантливого драматурга Александра Вампилова А.П. Копыловой. В юности Распутин и Вампилов дружили).

(чтение учеником из творческой группы «литературоведов» воспоминаний писателя «Из истории создания рассказа «Уроки французского».)

6. Беседа по рассказу «Уроки французского» (слайд).

1) О чем говорит название рассказа?

(О школе, уроках, сверстниках).

2) Кому адресовано вступление? (чтение вступления). (Себе и читателю, учителям).

Чтение учителем первого абзаца рассказа.

3) От чьего лица ведется повествование? Почему?

4) Кто является главным героем рассказа?

(11- летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени его, ни фамилии автор не называет).

5) Когда и где происходят действия, описанные в рассказе?

(Через 3 года после окончания В.О. в. в 1948 году в далекой сибирской деревне).

6) Назовите приметы тяжелого времени.

(В рассказе описано тяжелое послевоенное время: карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные для населения государственные займы, тяготы колхозного труда. Место действия – Сибирь, родина писателя, глухая сибирская деревушка, в которой даже садов нет, так как зимой деревья вымерзают).

7) Как жилось мальчику в родительском доме? В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? Найдите отрывки в произведении и зачитайте их (чтение на стр.121 – 122 со слов «Так, в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь» до слов «Я и не понимал как следует, что мне предстоит, какие испытания ждут меня, голубчика, на новом месте»).

8) Какие же это испытания? (не ладилось с французским: чтение на стр. 122 – 123 «Учился я и тут хорошо» до слов «Все было впустую»).

9) Какие еще испытания? (тоска по дому: чтение на стр. 123 от слов. «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы» до слов «Хотелось только одного, мечталось об одном – домой и домой»).

10) У героя не ладилось с французским, он очень скучал по матери, тосковал по дому, но были и другие проблемы (голод, воровство продуктов: чтение на стр. 124 со слов «Но похудел я не только из - за тоски по дому» до слов «Легче матери не станет, если она услышит правду»).

11) Не только постоянный голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью, но и острое переживание несправедливости, горечь обмана испытывал герой. Всякий ли ребенок может выдержать такое?

12) Почему наш герой не жалуется взрослым?

Почему не следит, кто у него ворует?

(чтение на стр.123 со слов «Я сильно похудел: мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня» до слов «Я опомнился и убежал»).

13) Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери?

(Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть).

14) Ребята, а в каком значении употребляется здесь слово урок. Давайте посмотрим значения этого слова по толковому словарю («литературоведы»).

Работа с Толковым словарем :

Урок:1. учебный час, посвященный какому-нибудь предмету 2.перен. нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.

7. Закрепление изученного.

Запишем в тетрадь первый урок рассказа Распутина: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это». (слайд).

15) Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?

16) Почему наш герой не уехал домой?

17) Как учился мальчик? Почему он всегда готовился к урокам?

18) Что привлекает вас в мальчике, в его характере? (Жажда знаний, сила воли, честность, доброта, благородство, самоотверженность, упорство в достижении цели) (слайд).

Работа в творческой группе «литературоведов» (работа с толковым словарем, выяснение значений слов: благородство – высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью; самоотверженность – жертвование своими интересами ради других) (слайд).

19) Почему мальчик ввязался в игру на деньги?

(Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей - то милости или подачки он не стал).

Запишем второй урок Распутина: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих». (слайд).

20) Охарактеризуйте игроков в «чику» (Тишкин, Птаха, Вадик).

(работа в творческой группе «актеров» (слайд): чтение по ролям диалога на стр. 125 со слов «Однажды, еще в сентябре» до слов «Вот еще! – обиделся я)

21) Какая это была игра? Почему нашему герою пришлось «смириться»?

(«актеры»: чтение на стр. 130 со слов «Не в склад! – объявил Вадик» до слов «Настаивать на своем было бессмысленно: если начнется драка, никто, ни одна душа не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же).

Запишем третий урок Распутина: «Не горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь». (слайд).

22) Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения?

(Прочитаем отрывок на стр. 132 со слов: «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха» до слов на стр. 133 «Переверну – у – ул!»).

Запишем четвертый урок Распутина: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся». (слайд).

23). Почему мальчик доверил учительнице свою тайну? Любому ли учителю можно довериться?

(чтение отрывков на стр. 136 со слов «Она сидела передо мной» до слов «Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?»).

24). Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома? Почему?

(Она хочет оградить мальчика от игры с ребятами).

25). Каким предстает образ Лидии Михайловны на страницах рассказа? (слайд) .

(Молодая учительница – человек большой души. Она сумела увидеть в мальчике настоящую человеческую гордость и недетское мужество. Она доказывала мальчику: ты не одинок в этом мире, со своим голодом, синяками, ссадинами, тебе помогут. И она помогла. У нее был дар сопереживания. Она своей добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).

Запишем пятый урок Распутина: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей». (слайд).

Ребята, как вы понимаете смысл высказываний (слайд):

«Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях» (Л. Н. Толстой).

«Когда кто – нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь: сразу два человека стали счастливы» (К. Пеппер).

«Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать». (К. Боуви).

Ребята, а как вы ответите на вопрос: что такое доброта (чтение учащимся мини-сочинений).

Работа в группах по карточкам.

А теперь я предлагаю вам, ребята, задания с различными ситуациями. Каждая из трех групп получает карточку: «твое поведение в сложившейся ситуации».

1). Шел Саша домой из школы. Видит – идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Саша и пошел своей дорогой. Как бы ты поступил на его месте?

2). Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия.

3). Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников, вымогая деньги, избивают твоего товарища. Какие действия ты предпримешь?

8. Обобщение материала:

Ребята, почему рассказ называется «Уроки французского»?

Какой главный урок преподала учительница?

Какие уроки преподал нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ? (обращение к эпиграфу).

Вывод:

«Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.

Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».

Чтение стихотворения «Доброта».

Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

9. Итоги урока.

10. Домашнее задание:

Ребята, я думаю, вам будет интересно узнать, как дальше сложатся судьбы героев рассказа: мальчика и его учительницы. Прочитайте рассказ до конца. Напишите мини – сочинение о том, встречали ли вы в жизни таких людей, как герои Распутина, мужественных, честных, добрых. Расскажите о них.

Я говорю, урок окончен, но надеюсь, что вы продолжите его в своей душе, в своём сердце!

Скачать:


Подписи к слайдам:

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя. В.Г.Распутин
Этика – совокупность норм поведения.Нравственность – правила, определяющие поведение человека в обществе. Гуманизм – человеколюбие. Урок – 1. Учебный час, посвящённый какому-либо предмету. 2. перен. Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.
Урок первый:
Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это.
Урок второй:
Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих.
Урок третий:
Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь.
Урок четвёртый:
Будь принципиальным. Не льсти.
ЛИДИЯ МИХАЙЛОВНА – ГЛАВНАЯ ГЕРОИНЯ РАССКАЗА
Урок пятый:
Будь добрым и отзывчивым, люби людей.
«Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь: сразу два человека стали счастливы» Пословица


МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского»

Урок литературы в 8 классе

Тема: «Уроки жизни в рассказе

В. Г. Распутина « Уроки французского»

Цель: в результате анализа произведения донести до уч-ся мысль о том, что человек сам формирует свою личность, воспитывать в учениках чувства доброты, милосердия, совести, порядочности, достоинства.

Учитель: Каплина Л.В.

Гатчина

2018

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Речевая разминка.

Учитель: наш урок литературы предлагаю сегодня начать с чтения стихотворения, потому что оно отражает тему и цели нашего урока.

Итак, обратите внимание на экран и прочитайте, соблюдая интонацию, выразительно стихотворение С. Бондаренко (слайд ).

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе –

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Откроется самая главная мысль.

(С. Бондаренко).

О чём это стихотворение? (Каждое высказывание имеет главную мысль).

3. Изучение нового материала.

Ребята, я не случайно начала наш урок с чтения этого стихотворения. Оно как нельзя лучше отражает тему и цели нашего урока. А тема звучит так: «Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» ( слайд) , (запись даты и темы урока).

А цели нашего урока таковы: мы должны выяснить, какие уроки несет рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» и раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина, чтобы воспитывать в себе такие качества характера, как доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, этические нормы поведения и взаимоотношений.

Это значит, ребята, что мы с вами сегодня будем учиться жить. Учиться у В. Распутина на примере его главного героя.

Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль , которую хотел выразить автор в своем произведении.

А основополагающий вопрос, на который мы должны ответить:

«Где границы добра?»

2) Знакомство с эпиграфом.

Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба , помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем. Запишите слова В. Г. Распутина, которые станут эпиграфом к нашему уроку (слайд), (запись в тетрадь ).

Ребята, а в каком значении употребляется здесь слово урок. Давайте посмотрим значения этого слова по толковому словарю («литературоведы»).

Работа с Толковым словарем :

Урок:1. учебный час, посвященный какому-нибудь предмету 2.перен. нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.

2. Беседа по вопросам.

1) Ребята, сегодня мы будем говорить об этике, нравственности, милосердии, гуманизме.

Давайте вспомним значение этих слов,

Работа в творческой группе «литературоведов» (с толковым словарем) (слайд).

2) А теперь давайте заглянем в толковый словарь и найдём значение этих слов.

( Этика – 1)философское учение о морали, ее развитии, нормах и роли в обществе. 2)совокупность норм поведения.

Нравственность – правила, определяющие поведение, качества, необходимые человеку в обществе.

Гуманизм – человечность в отношении к людям, человеколюбие).

Доброта - человеческое качество, отражающее достоинство души.

Дети находят в словаре лексическое значение этого слова:

1.Все положительное, хорошее, полезное.

2. Отзывчивость, сочувствие, стремление делать добро.

Следовательно, по количеству лексических значений оно многозначное, по происхождению исконно - русское. Добро – буква в древнерусском алфавите.

3)Ребята, на примере каких произведений вы встречались с этими понятиями, рассматривали этику взаимоотношений детей, говорили о нравственности?

(Это сказка - быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца», рассказы Ю. М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный», В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», Д. Железникова «Чучело», «Чудак из 6 б », Ю. Яковлева «Рыцарь Вася», К. Паустовский «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы» и другие).

4. Реализация домашнего задания.

1). Слово учителя по теме урока.

Сегодня мы продолжаем разговор об этих понятиях. Творчество В.Г. Распутина привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый внутренний мир героев.

2). Работа в творческой группе «библиографов».

Работу начинают ребята из творческой группы «библиографов» которые познакомят нас с творческой историей рассказа «Уроки французского».

В 1973г. В. Распутин пишет один из лучших своих рассказов – «Уроки французского». «Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил Распутин. - Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

6. Беседа по рассказу «Уроки французского» (слайд).

Авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаружить в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты , но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно её беречь.

Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести В. Распутина, но и в себе.

Обратимся к содержанию рассказа.

Дома вы готовил вопросы по содержанию рассказа по группам.

Слово первой группе литературоведов.

1) О чем говорит название рассказа? От чьего лица ведется повествование? Почему?

(О школе, уроках, сверстниках).

4) Кто является главным героем рассказа?

(11- летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени его, ни фамилии автор не называет).

5) Когда и где происходят действия, описанные в рассказе?

(Через 3 года после окончания В.О. в. в 1948 году в далекой сибирской деревне).

6) Назовите приметы тяжелого времени.

(В рассказе описано тяжелое послевоенное время: карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные для населения государственные займы, тяготы колхозного труда. Место действия – Сибирь, родина писателя, глухая сибирская деревушка, в которой даже садов нет, так как зимой деревья вымерзают).

7) Как жилось мальчику в родительском доме? В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? Найдите отрывки в произведении и зачитайте их (чтение на стр.121 – 122 со слов «Так, в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь» до слов «Я и не понимал как следует, что мне предстоит, какие испытания ждут меня, голубчика, на новом месте»).

8) Какие же это испытания? (не ладилось с французским: чтение на стр. 117 – 118 «Учился я и тут хорошо» до слов «Все было впустую»).

9) Какие еще испытания? (тоска по дому: чтение на стр. 118 от слов. «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы» до слов «Хотелось только одного, мечталось об одном – домой и домой»).

10) У героя не ладилось с французским, он очень скучал по матери, тосковал по дому, но были и другие проблемы (голод, воровство продуктов: чтение на стр. 118 со слов «Но похудел я не только из - за тоски по дому» до слов «Легче матери не станет, если она услышит правду»).

11) Не только постоянный голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью, но и острое переживание несправедливости, горечь обмана испытывал герой . Всякий ли ребенок может выдержать такое?

12) Почему наш герой не жалуется взрослым?

Почему не следит, кто у него ворует?

(чтение на стр.118 со слов «Я сильно похудел: мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня» до слов «Я опомнился и убежал»).

13) Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери?

(Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть).

- Какой же первый урок даёт нам Распутин? (Серебров)

Запишем в тетрадь первый урок рассказа Распутина: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это». (слайд).

15) Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?

Почему наш герой не уехал домой?

Как учился мальчик? Почему он всегда готовился к урокам?

18) Что привлекает вас в мальчике, в его характере? (Жажда знаний, сила воли, честность, доброта, благородство, самоотверженность, упорство в достижении цели) (слайд).

Работа в творческой группе «литературоведов» (работа с толковым словарем , выяснение значений слов: благородство – высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью; самоотверженность – жертвование своими интересами ради других) (слайд).

- Почему мальчик ввязался в игру на деньги?

(Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей - то милости или подачки он не стал).

- А вот и второй урок. Сформулируйте его. (Халтунен)

Запишем второй урок Распутина: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих». (слайд).

- Охарактеризуйте игроков в «чику» (Тишкин, Птаха, Вадик).

Подробно мы с эпизодом «Игра в чику» знакомились на предыдущем уроке. Вспомним,

почему нашему герою пришлось «смириться»? Какой урок даёт нам Распутин? (Орловская)

Запишем третий урок Распутина: «Не горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь». (слайд).

(«Просмотр кинофрагмента: «Не в склад! – объявил Вадик»

22) Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения?

(За то, что он постоянно выигрывал, пытался вести честную игру. Но игра на деньги не может быть честной) (Макеев)

- Что испытал герой после драки? Зачитаем стр 129.

Позже герой вспоминает: «Откуда мне было знать…» стр.127

- Чем отличается этот урок от предыдущего? ( Темир )

Запишем четвертый урок Распутина: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся». (слайд).

- _Назовите основные черты характера героя (слайд).

Ребята, как вы понимаете смысл высказываний (слайд):

«Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях» (Л. Н. Толстой).

(к этим добрым, отзывчивым людям относится в первую очередь учительница мальчика Лидия Михайловна. Оценивая то, ЧТО сделала для него Лидия Михайловна, Распутин пишет «…добро должно быть бескорыстным и уверенным в соей тихой чудодейственной СИЛЕ»

Почему мальчик доверил учительнице свою тайну? Любому ли учителю можно довериться? (Коробова Д.)

Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома? Почему?

(Она хочет оградить мальчика от игры с ребятами).

Сценка Игра в пристенок. (Никоноренкова, Макеев, Яковлев)

- Каким предстает образ Лидии Михайловны на страницах рассказа? ( слайд) . (Лиза)

(Молодая учительница – человек большой души. Она сумела увидеть в мальчике настоящую человеческую гордость и недетское мужество. Она доказывала мальчику: ты не одинок в этом мире, со своим голодом, синяками, ссадинами, тебе помогут. И она помогла. У нее был дар сопереживания. Она своей добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).

И как вы думаете, каким будет пятый урок? (Яковлев)

Запишем пятый урок Распутина: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей». (слайд).

- Ребята, а как вы ответите на вопрос: что такое доброта, где границы добра? (чтение учащимся мини-сочинений).

Чтение стихотворения «Доброта». (Алиса)

Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

8. Обобщение материала:

- Ребята, почему рассказ называется «Уроки французского»?

Какой главный урок преподала учительница?

Какие уроки преподал нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ? (обращение к эпиграфу).

(Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.)

Учитель: Чему научили вас эти уроки? (Участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и целеустремленности)

«Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.

Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».

Нестандартный поступок учительницы остается непонятным для всех, кто о нем узнает. «Это преступление. Растление. Совращение... » - говорит разгневанный директор, узнав, что преподаватель французского языка играет в «пристенок» со своим учеником. Разве докажешь ему, что для малокровного мальчишки это - единственный способ добыть деньги на хлеб и спасительное молоко?!

Не так важно, что учительнице пришлось покинуть школу. Гораздо важнее то, что она оставила в душе ученика яркий, незабываемый след, веру в себя и в людей, помогла ему в горькие минуты одиночества и тоски по родному дому, поддержала в голодное послевоенное время. Образ учительницы навсегда остался в душе скромного, терпеливого, доброго и целеустремленного мальчика и, вероятно, не раз помогал ему в достижении своих светлых и высоких целей.

Суровые уроки преподнесла герою Распутина городская жизнь. Но она и многому научила его: он узнал, что рядом со злом идет добро, с уродливым - доброе и светлое. И главное, по-моему, в том, что жизнь подарила ему встречу с такой доброй, мудрой, все понимающей учительницей, как «француженка» Лидия Михайловна. Я думаю, что эта встреча повлияла на всю последующую взрослую жизнь героя.

Уроки французского" - одно из лучших произведений Валентина Распутина. Казалось бы, как далеки от нас трудные, голодные послевоенные годы и события, описываемые в рассказе. Но почему же и сегодня мы примериваем на себя поступки его героев? Каждый день мы встречаем людей, нуждающихся в нашей помощи, но часто оказываемся не готовыми делать добро. Может быть, не хватает сил переступить общественные каноны, может, оттого, что живем по инерции, не желая взглянуть на жизнь другими глазами…
Героиня рассказа "Уроки французского" - молоденькая учительница французского языка - Лидия Михайловна одна лишь увидит, как нелегко живется вдали от дома и семьи ее талантливому, но полуголодному ученику. Испробовав все открытые способы помочь ему, она решится, по словам директора школы, на "преступление" - отважится играть с мальчишкой в "пристенок" на деньги. Иначе принимать помощь ребенку кажется унизительным. Что означал этот ее поступок в те времена? Чем это обернулось для самой учительницы? Как оценивал мотивы ее действий тот мальчишка? Об этом вспоминает через много лет герой, немало переживший и постепенно для себя самого осознавший смысл этих "уроков" - уроков человечности, доброты и сострадания.
Мало кто знает, что, несмотря на вымышленность событий, прототип образа главной героини существовал. Лидия Михайловна Молокова в те послевоенные времена вела уроки французского в школе, где учился будущий писатель Валентин Распутин.

Учитель: Доброта – вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание среди окружающих людей.

Вы сегодня потрудились на славу, проявили друг к другу уважение, чуткость, взаимовыручку – одним словом, доброту. И я рада, что вы теперь понимаете, что обозначает это слово.

Завтра,15 марта, отмечает свой 76-й день рождения русский советский писатель Валентин Григорьевич Распутин. Сегодня и в ближайшее время во многих российских школах и прежде всего в Сибири, в Прибайкалье, учащиеся будут говорить о творчестве писателя. Слайд)

Видеоролик

Учитель: В.Г. Распутин как-то сказал: « читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература –, на мой взгляд, – это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».

9. Итоги урока.

10. Домашнее задание:

Напишите мини – сочинение о том, встречали ли вы в жизни таких людей, как герои Распутина, мужественных, честных, добрых. Расскажите о них.

Я говорю, урок окончен, но надеюсь, что вы продолжите его в своей душе, в своём сердце!

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП.
1.Создание синквейна.
Учитель:
-Наш герой действительно многое в жизни испытал. Главное, что он остался человеком, приобрел духовный опыт самостояния. Искал и находил выход из тяжелейших ситуаций, не утратил доброго отношения к людям, научился ценить дружбу не только сверстников, но и взрослых. Я предлагаю в завершении урока выразить свои мысли о любви, дружбе, чистоте души, жизни, судьбе… в написании синквейна.
Чистота
Наивная, детская.
Терпеть, верить, ждать
Мир изменится к лучшему.
Жизнь.

Доброта.
Искренняя, душевная.
Учит, наставляет, направляет.
Гуманных людей должно быть много.
Доброта-смысл жизни.

Закончить урок хочу небольшим стихотворением:
Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с нами.
Без доброты –ты сирота,
Без доброты – ты серый камень.