Марья моревна главная мысль для читательского дневника. Русские народные волшебные сказки. Другие русские волшебные сказки

Русская народная сказка "Марья Моревна" повествует читателю об удивительной в своем постоянстве, удивительной в упорном преодолении страхов и трудностей, любви. Иван-царевич, главный герой сказки - имеет доброе сердце, способное преданно любить и бороться за свое счастье. Именно целеустремленность Ивана-царевича, его упорство в достижении поставленной цели привели главных героев сказки к счастливому финалу.

Красавица Марья Моревна, по имени которой названа сказка, своей красотой вызывает упрямое намерение Кощея Бессмертного похищать ее и держать в своих владениях. Такие "Кощеи" порой встречаются и в реальной жизни. Властью и богатством, а иногда и шантажом, пытаются привлечь к себе чужих жен, невест, чтобы потом хвастаться своей успешностью. Ни на какие романтические чувства Кащей не способен - Марья Моревна нужна ему исключительно для престижа.

Но Марья Моревна, как и ее возлюбленный супруг Иван-царевич, не из тех, кто пасуют перед трудностями. Даже угроза смерти не останавливает Ивана-царевича от третьей попытки побега вместе с женой из Кощеевых владений. По сюжету сказки, Кащей исполняет свою угрозу - жестоко убивает Ивана-царевича. В реальной жизни это означало бы конец истории, однако в сказках смерть главного героя часто символизирует сильное потрясение, упадок духа, подавленность и отчаяние.

Сказочный момент оживления убитого Кощеем Ивана-царевича с помощью волшебных вод моделирует те жизненные ситуации, когда человек, уставший от невыносимо тяжелой борьбы с препятствиями, как бы мертвеет духовно, впадает в депрессию. Тут то как раз и нужны друзья для подбадривания и помощи. Сказка учит тому, что даже из состояния самой глубокой депрессии можно и нужно выйти - это в своём роде та же самая борьба добра со злом, только происходящая внутри человека.

Сокол, орел и ворон, мужья трех сестер Ивана-царевича - символ надежной мужской дружбы. В свою очередь, жена царевича характеризуется не как пустая красотка, но как умная и умеющая выжидать подходящий для победы над врагом момент, воительница-королевна. Выведав у Кощея, что основная сила его в богатырском коне, Марья Моревна передает мужу необходимые сведения про способ достать такого же, как у Кощея, богатырского коня.

Волшебный богатырский конь - символ таких преимуществ одного противника над другим, которые не относятся к личным качествам. Это не сила духа, не храбрость, не ум, не находчивость и смекалка. С богатырским конем можно сравнить, например, материальный достаток, социальное положение, полезные связи, дорогостоящее техническое оборудование. Положительные личностные характеристики помогают выиграть честный бой, но если в силу вступают дополнительные скрытые факторы, то ни о каком честном поединке речь не идёт. Добыть такого же богатырского коня - значит уравнять шансы, добиться справедливости.

Линия веры людей в то, что добро всегда сильнее зла, проводится в сказке через приключения Ивана-царевича в угодьях бабы-яги. Многодневный голод, вынесенный царевичем по пути к бабе-яге, милосердное согласие не съедать птенца, не трогать пчелиного меда и не убивать для съедения львенка - равноценны акции, называемой в христианстве аскезой, то есть очень суровым постом, воздержанием. Зато приобретенные путем этой жертвы друзья (птица, пчеломатка и львица) спасают Ивана-царевича от смерти во владениях бабы-яги.

Есть люди, которые ради достижения своих эгоистичных интересов готовы "идти по головам". Этот путь многим представляется наиболее коротким и эффективным, однако же, за всё в жизни приходится платить - рано или поздно. Тем, кто привык ходить по чужим головам, нужно быть готовыми к тому, что однажды они почувствуют чужой ботинок и на своей голове. И наоборот, каждый, кто привык учитывать не только свои интересы, но и нужды и потребности окружающих, обязательно получит вознаграждение от жизни. Иван-царевич проявил человечность по отношению к животным в очень трудный жизненный период - и его новые знакомые впоследствии выручили его в ещё более сложных ситуациях.

Паршивый жеребенок, которого Иван-царевич хитроумно добыл по наущению пчелиной матки - быстро превратился в богатырского коня. Такие перемены случаются иной раз в социуме, когда умный руководитель своевременно замечает зачатки незаурядных способностей в ком-либо из малоприметных сотрудников и выращивает из такового ценный для производства кадр. Как известно, кадры решают все!Тот руководитель, который умеет растить хорошие кадры - растит и успешность своего бизнеса. Ведь хороший руководитель всегда становится на сторону добра, а добро всегда одерживает победу и приносит успех!

содержимое:

В некотором царстве, в некотором государстве жил был Иван-царевич. У него было три сестры: Марья-царевна, Ольга-царевна, Анна-царевна. Родители их умерли, а перед смертью приказали сыну, чтобы выдал он своих сестер замуж за тех, кто первым посватается.

Однажды Иван-царевич вместе с сестрами гулял в саду. Вдруг на небе появилась черная туча, началась страшная гроза. Иван-царевич с сестрами поспешили домой. Вернулись они во дворец, вдруг в горницу влетел сокол. Он ударился об пол, превратился в доброго молодца. И попросил выдать за него замуж Марью-царевну. Иван-царевич спросил у сестры, по душе ли ей доорыи молодей. Марья-царевна согласилась. Вскоре вышла она замуж за сокола и улетела в его царство.

Прошел год. Отправился Иван-царевич с сестрами на прогулку. Снова началась страшная гроза. Едва вернулись они домой, как во дворец влетел орел. Он ударился об пол, превратился в добра молодца. Орел попросил выдать за него замуж Ольгу-царевну. Она согласилась и вскоре улетела в его царство.

Прошел еще год. Отправился Иван-царевич с младшей сестрой на прогулку. Началась страшная гроза. Едва вернулись они домой, как в горницу влетел ворон. Он ударился об пол и превратился в добра молодца. Молодой человек был еще красивее двух предыдущих. Ворон попросил выдать за него замуж Анну-царевну. Иван-царевич не препятствовал, Анна-царевна так же согласилась. Вскоре она стала женой ворона и улетела в его царство.

Целый год Иван-царевич жил один. Стало ему скучно, решил он проведать своих сестер. Долго он шел. И увидел в поле побитую рать. Иван царевич спросил, кто побил войско. И ему ответили, что сделала это Марья Моревна, прекрасная королевна. Иван-царевич пошел дальше, там были белые шатры. Вышла к нему Марья Моревна, прекрасная королевна. Она спросила, куда Иван-царевич путь держит, и пригласила его погостить. Некоторое время провел у нее Иван-царевич, полюбился он прекрасной королевне, и стала она его женой.

Стали они жить-поживать. Но Марья Моревна снова стала собираться на войну. Она оставила Ивана-царевича вести хозяйство, и строго-настрого запретила заглядывать в один чулан. Как только Марья Моревна уехала, Иван-царевич открыл чулан. Там был Кощей Бессмертный, прикованный цепями. Кошей попросил напиться, сказал, что десять лет не ел и не пил. Иван-царе-вич дал ему ведро воды. Кощей выпил и попросил еще. Так Иван-царевич принес ему три ведра. И Кощею возвратились утраченные силы, он порвал цепи и унес Марью Моревну.

Горько заплакал Иван-царевич и отправился он на поиски своей жены. Долго он шел, увидел чудесный дворец. Здесь жил сокол со своей женой, старшей из сестер Ивана-царевича. Они радушно приняли брата, накормили, напоили. Иван-царевич гостил у них три дня. На прощанье они попросили Ивана-царевича оставить серебряную ложку, чтобы они знали, как у него дела.

Снова отправился Иван-царевич в путь. Долго он шел. И увидел дворец еще лучше прежнего. Здесь жил орел с женой. Они радостно встретили брата. На прощанье попросили оставить серебряную вилку. Снова отправился Иван-царевич в путь. По дороге увидел Иван-царевич дворец еще краше предыдущих. Здесь жил ворон с женой. Они радушно встретили брата. Он гостил у них три дня, на прощанье попросили они оставить серебряную табакерку.

Снова пошел Иван-царевич вперед. Наконец нашел он Марью Моревну. Она очень обрадовалась ему. И стала корить, зачем он не послушал ее и выпустил Кощея Бессмертного. Иван-царевич решил освободить свою жену.

Вечером вернулся домой Кощей. Его волшебный конь рассказал, что приходил Иван-царе-вич. И поскакал Кощей ему вдогонку. Быстро его догнал.... Кощей сказал, что на первый раз прощает. Простит и на второй раз, но на третий убьет Ивана-царевича. Кошей отнял Марью Моревну, увез ее к себе. Долго горевал Иван-царевич. Потом он вернулся за своей женой. Снова пытался он ее увезти. Но Кощей их догнал.

Снова вернулся Иван-царевич за Марьей Моревной. Догнал их Кощей. Изрубил он Ивана-царевича в мелкие кусочки, положил их в смоляную бочку. Бочку скрепил железными обручами и бросил в море. У зятьев Ивана-царевича почернело серебро. Они поняли, что с ним случилась беда. Орел вытащил из моря бочку. Сокол принес живую воду, ворон принес мертвую воду. Они разрубили бочку, сложили изрубленного Ивана-царевича. Ворон сбрызнул его мертвой водой, и тело срослось, сокол брызнул живой водой, и Иван-царевич ожил. Зятья ему все рассказали. Потом они поехали и попросили Марью Моревну узнать, где Кощей нашел такого волшебного коня. Марья Моревна улучила момент, когда Кощей был добр, и стала его расспрашивать.

Кощей сказал, что получил жеребенка от волшебной кобылицы, которая принадлежит Бабе-Яге. Для того чтобы получить жеребенка, пришлось Кощею быть пастухом три дня. Баба-Яга жила за тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой. Марья Моревна спросила, как Кощей перебрался через огненную реку. Кощей сказал, что для этого он использует волшебный платок. Достаточно махнуть им три раза, как через огненную реку сделается высокий мост.

Марья Моревна все запомнила и передала Ивану-царевичу. Она украла платок у Кощея и отдала его Ивану-царевичу. Иван-царевич переправился через огненную реку и пошел к Бабе-Яге. По дороге увидел заморскую птицу с птенцами. Одного птенца он хотел съесть. Но птица попросила не трогать ее детей и обещала помочь в случае надобности. Иван-царевйч пошел дальше, увидел улей пчел. Он хотел взять немного меда. Но пчелиная матка попросила не трогать мед, обещала в дальнейшем помощь. Дальше пошел Иван-царевич, встретил львицу с львенком.

И опять не тронул он львенка, за что львица обещала ему помощь.

Наконец пришел Иван-царевич к Бабе-Яге. Он попросил у нее богатырского коня. Баба-Яга сказала, что для этого нужно стать на три дня пастухом. И если пропадет хоть одна кобылица, не сносить Ивану-царевичу головы. Наутро выгнал Иван-царевич в поле кобылиц. Они сразу разбежались и пропали. Иван-царевич долго плакал. Потом появилась заморская птица и сказала, что кобылицы уже дома.

Баба-Яга была очень недовольна, она кричала на своих кобылиц, зачем они возвратились. Кобылицы сказали, что налетели на них птицы, чуть не выклевали глаза. И пришлось им возвращаться. Баба-Яга сказала, чтобы на следующий день они прятались в лесах.

Наутро снова выгнал Иван-царевич кобылиц. Они разбежались по дремучим лесам. Но львица помогла Ивану-царевичу, и все кобылицы вернулись домой. Баба-Яга кричала на них. Но кобылицы ответили, что набежали на них звери любые, чуть не разорвали. И пришлось им возвращаться домой. Баба-Яга велела им на следующий день прятаться в синее море. Наутро снова выгнал Иван-царевич кобылиц. Они забежали в море. Но прилетела пчела и помогла Ивану-царевичу. Кобылицы вернулись домой, сказали Бабе-Яге, что на них налетели пчелы и стали их жалить.

Ночью уснула Баба-Яга, Иван-царевич взял жеребенка, оседлал его и поехал. Взял он Марью Моревну и поехали они вместе. Кощей догнал их, хотел убить Ивана-царевича саблей. Но богатырский конь Ивана-царевича ударил Кощея копытом й размозжил ему голову. После этого Иван-царевич добил Кощея палицей и сжег его на костре.

Вернулись они в свое царство. И жили долго и счастливо.

Среди многочисленных персонажей русских народных сказок особенно выделяется таинственная красавица Марья Моревна. Она обладает не только мудростью и магическими способностями, но и невероятной физической силой, которая, как правило, свойственна сказочным героям мужского пола.

Кто такая Марья Моревна?

По мнению большинства лингвистов, отчество «Моревна» имеет совсем не мужское начало. Своим происхождением оно обязано языческой богине смерти – Маре (Моране, Морене). Образ Мары в славянской мифологии весьма противоречив. С одной стороны Мара являлась олицетворением прихода зимы, природного увядания (сна) и самой смерти. Однако для наших предков смерть вовсе не была синонимом конца, а, скорее, началом нового цикла. А, следовательно, и сама Мара была тесно связана с последующим после зимы воскрешением природы и наступлением весны. Не будь ее, не было бы и следующего жизненного витка.

Именно благодаря своему происхождению Марья Моревна предстает в сказках сильной и властной женщиной. Она сражается с отрицательными героями не хуже мужчины, она уезжает на войну, оставляя своего мужа Ивана дома в качестве хозяйки, она спасет мир.

Однако Марья Моревна порой скрывает свое настоящее имя и пользуется прозвищами: Синеглазка, Царь-девица, Усоньша-богатырша, Белая Лебедь Захарьевна.

Марья Моревна – глава семьи

В сказках Марья Моревна зачастую оказывается не только центральным персонажем, но главной в собственной семье. Примечательно, что в одной из историй она сама выбирает себе мужа и к тому же только после интимной близости. «После двух брачных ночей полюбился он (Иван-царевич) Марье Моревне» — гласит текст. Вопреки всем сказочным правилам брак между героями регистрируется уже после лишения Марьи девственности.

После свадьбы жизнь новоиспеченной семьи напоминает матриархат. Иван-царевич превращается в этакого домохозяина, а Марья Моревна отправляется на войну. Ее больше интересуют дела вне дома, нежели устройство семейного быта. При всем при этом перед отъездом она еще и отдает распоряжения, касательно того, чего не следует делать в ее отсутствие. Так Марья Моревна велит мужу ни при каких обстоятельствах не открывать дверь чулана.

Однако едва Марья Моревна покидает дом, Иван отворяет запретную дверь. За нею оказывается Кощей Бессмертный, которого незадолго до описываемых событий бесстрашная богатырша поймала собственноручно. Кощей вырывается из заточения и похищает Марью. В конце концов, Иван, собравшись с духом, убивает Кощея и вызволяет любимую из плена.

Двойственный образ Марьи Моревны

С одной стороны Марья Моревна предстает перед читателем этаким мужиком в юбке и является явным отражением матриархального строя. Однако это представление постепенно улетучивается. Во-первых, благодаря тому, что Иван-царевич все-таки доказывает свою состоятельность и спасет супругу, вырывая ее из рук Кощея Бессмертного. Во-вторых, сцены боев Марьи Моревны с кем-либо из сказочных героев весьма схематичны или отсутствуют вовсе, так как они не являются характерными для персонажей женского пола. Так Кощей Бессмертный уже оказывается запертым в чулане, а в сказке о молодильных яблоках Синеглазка лишь угрожает царю: ««Отдай царевича, а не то все царство потопчу, пожгу и тебя в полон возьму».

Таким образом главная мораль сказок о Марье Моревне заключается в единстве: мужа и жены, силы физической и волшебной, доброты и справедливого возмездия.

Марью Моревну относят к нередкой в русских былинах категории женщин-воительниц. Подобный типаж заключает в себе неземную красоту, силу духа и воинскую подготовку. На плечах хрупкой девушки держится сказочное государство, поэтому даже собственная свадьба не станет поводом отменить поход или перенести сражение. Впрочем, и мужа такая героиня выбирает себе под стать, даже если это не заметно читателю с первого взгляда.

История создания

Воинственная дева Марья Моревна присутствует во многих русских народных легендах, но зачастую героиня представлена под другими именами. Синеглазка, Белая Лебедь Захарьевна, Усоньша-богатырша – вовсе не разные персонажи, под многообразными названиями скрыт один образ.

Исследователи утверждают, что Марья Моревна неразрывно переплетена с другой яркой героиней – . Но характеристика боевой Моревны отличается от тихой и хозяйственной Василисы. Единственное, что объединяет девушек – жених .

Более схожие образы встречаются в румынских, венгерских, немецких и итальянских легендах. Героини сказок берут на себя роль великих заступниц и представляют собой яркий пример жительниц матриархатного общества.

Вероятным прототипом сказочной героини считают Мару – богиню смерти и увядания. Описание божества совпадает с принцессой из легенд. Мара водила дружбу с , обладала волшебными силами и пленила Кощея цепями.


Автор сказок о загадочной красавице – русский народ, но распространение персонаж получил благодаря фольклористу . В сборнике «Заветные сказки» собраны популярные сказания, затрагивающие и Марью. Книга включает в себя три наиболее распространенных сказания о девушке: «Молодильные яблоки», «Сказка о трех царствах» и «Марья Моревна».

Марья Моревна в сказках

О родителях и близких родственниках Марьи ничего не известно. Впрочем, прозвище «Моревна» наводит на мысль, что девушка состоит в близких отношениях с Морским Царем. Богатырша живет уединенной жизнью в тереме, расположенном в сказочном краю.

Одна из особенностей родного дома Марьи, помимо далекого месторасположения, – отсутствие мужчин. И терем, и сад царевны находятся под охраной девушек. Представителей противоположного пола в стране Моревны можно встретить либо во время сражения, либо за воротами красивого дома.


Основные занятия девушки – война и охрана границ собственного государства. Героиня не тратит время на привычную женскую работу и не подыскивает себе жениха. Судьба сама находит Марье супруга. К примеру, в сказке «Молодильные яблоки» Иван Царевич пробирается в дом к царевне за волшебными фруктами. А в «Марье Моревне» все тот же Иван Царевич случайно набредает на дом девушки по пути к родным сестрам.

Степная воительница соглашается выйти замуж за мужчину только после того, как Иван побеждает девушку в честной схватке. Покорившись победителю, девушка добровольно вступает в брак и приглашает Царевича жить в собственный терем.


Даже после свадьбы героиня не оставляет воинский пост. Собираясь на очередное дежурство на границе, Марья просит супруга не открывать чулан. Любопытный Иван не сдерживает обещания и застает в запретной комнате . Поверив злодею, царевич преподносит противнику три ведра воды, тем самым восполняя силы пленника.

Вырвавшись из заточения, Кощей похищает Марью Моревну и исчезает в неизвестном направлении. Злодей вовсе не собирается убивать девушку. Кощей жаждет жениться на Марье, что не по нраву красавице.


Спустя непродолжительное время героиню находит Иван, но все три попытки скрыться от тирана не заканчиваются успехом. Последний побег и вовсе несет трагические последствия. Супруга степной воительницы изрубили на части и бросили в море. Теперь Марье не на кого надеяться.

Чудесным спасением Иван обязан собственным зятьям. Оставленные мужьям сестер предметы (соколу – серебряная ложка, орлу – вилка, ворону – табакерка) почернели. Новоявленные родственники выловили останки Царевича из воды и спасли мужчину.


Осознав, что любимую просто так не спасти, Иван отправляется на поиски особенного коня. Преодолев все препятствия, мужчина вновь возвращается в замок Кощея и в четвертый раз увозит жену из дома злодея. На этот раз побег вновь заканчивается битвой, но силы теперь на стороне Ивана Царевича. Враг повержен, богатырша – вновь в объятьях законного супруга.

Несмотря на сказочность персонажей, сюжет поднимает довольно серьезные психологические вопросы. К примеру, вера Ивана Царевича в победу позволила мужчине преодолеть сложные препятствия. Главная мысль произведений, посвященных Марьи Моревне, проста. Победу над злодеем и сердце девушки получает только целостный человек. Ведь союз Марьи и Ивана представляет собой именно единство. Единство силы, духовности, мудрости, смекалки и терпения.

Экранизации

Первое появления Марьи Моревны на киноэкранах состоялось в 1944 году. Главные герои фильма «Кащей Бессмертный» заметно отличаются от оригинальных прототипов. Место Ивана Царевича занял , а героиня представляет собой покладистую красавицу, лишенную независимого характера. Роль Моревны исполнила актриса Галина Григорьева.


В 2012 году история богатырши рассказана в необычном жанре. Аниме «Марья Моревна – прекрасная королевна: Демо» создал режиссер и продюсер Константин Дмитриев. Голос принцессе подарила актриса Людмила Гуськова.

  • В сказке «Молодильные яблоки» Марья Моревна оставляет возлюбленного на три года, за которые успевает родить двух сыновей. Да и первая брачная ночь молодых людей происходит задолго до официальной церемонии в обоих сюжетах.
  • Несмотря на громкое слово «богатырша», нигде не описывается процесс битвы Марьи с врагами.
  • Наиболее подробно костюм супруги Ивана Царевича представлен на картине Васнецова «Марья Моревна и Кощей Бессмертный».

Сказка Марья Моревна полна приключений. Героев и событий в ней не на одну, а на целых три сказки. Если трактовать ее с помощью современных понятий, то это остросюжетный детский триллер с загадками, похищениями, испытаниями, погонями, волшебными помощниками. Эту сказку с удовольствием читает не одно поколение детей. Ваши дети тоже будут от нее в восторге. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Марья Моревна читать

Кто автор сказки

Русская народная сказка Марья Моревна существует в пересказе фольклориста А. Афанасьева. Есть еще несколько вариантов сказки об удивительной Марье Моревне. Одну из них – «Иван-царевич и Марья Моревна» под редакцией М. Шолохова найдете в сборнике «Сказки для приятных сновидений» (выпуск 22, сказки, адаптированные для маленьких детей).

После смерти родителей Иван-царевич выдал замуж трех своих сестер. Старшую за Орла, среднюю за Сокола, младшую за Ворона. А сам женился на королевне-воительнице Марье Моревне. Когда жена на войну засобиралась, попросила она мужа не заходить в чулан. Только Иван-царевич не послушался, заглянул, Кощея Бессмертного по неосторожности из плена освободил и беду накликал. Унес Кощей жену-красавицу. Пришлось Ивану царевичу много испытаний пройти. Отправился он жену выручать. По дороге у Орла, Сокола и Ворона в гостях побывал и их поддержкой заручился. Похищал жену-красавицу трижды у Кощея, но Кощей беглецов догонял, пленницу назад возвращал. Потом на куски молодца порубил, в засмоленную бочку сложил и в море бросил. Узнали Орел, Сокол и Ворон, что шурин мертв, полетели из беды вызволять, оживили Ивана-царевича. Чтобы жену избавить от злодея, нужен герою богатырский конь. Нанялся Иван-царевич к коварной Бабе-Яге кобылиц пасти. Волшебные помощники выручили молодца, помогли жеребенка получить. На богатырском коне вернулся за женой Иван-царевич. Сразился с Кощеем, победил лютого врага, сжег и пепел развеял. После всех испытаний Иван-царевич с женой навестили сестер царевича и счастливые вернулись домой. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Марья Моревна

В сказке раскрывается несколько тем. Главная, которая проходит через всю сказку, – тема добра и зла. Тема преданности и верности раскрывается через отношения главных героев. Присутствует еще одна важная тема – тема ответственности за свои поступки. Главные герои сказки Марья Моревна – Иван-царевич и Марья Моревна. Больше привлекает в сказке образ главной героини. Она смелая, мужественная, с врагами сражается, Кощея в плену держит, помогает мужу с Кощеем расправиться. Главный герой сражается за свою любовь, он добрый, благородный, настойчивый, ответственный. За это судьба в награду посылает ему волшебных помощников. Но в сказке Иван-царевич наделен и отрицательными качествами. Его чрезмерное любопытство принесло ему много проблем. Да и победу он получает и трудности преодолевает только с помощью родственников или волшебных помощников (попал в беду – друзья к жизни вернули; не смог с трудностями справиться – сел Иван, поплакал, пришли волшебные помощники – помогли). Образы Орла, Сокола и Ворона – олицетворяют верных и надежных друзей. Заморская птица, пчелиная матка и львица – символы благодарности за доброе сердце героя. Чему учит сказка Марья Моревна? Сказка учит, преодолевая трудности, идти к цели.