Край земли. Спектакль неподвижные пассажиры Компания филиппа жанти

12 июня театральная компания Филиппа Жанти закончила свои выступления в Москве. У тех, кто не успел увидеть здесь «Болилок», осталась возможность догнать его в конце июня на театральном фестивале в Норвегии. У опоздавших грустные перспективы: Жанти на год прерывает показы «Болилока».

Есть, правда, информация, что в июле мэтр будет давать мастер-классы в парижском Институте марионеток, а осенью может оказаться со своим «Краем земли», который москвичи могли видеть на прошлом Чеховском фестивале, в Латинской Америке. Но запись на уроки Жанти уже закрыта, а Латинская Америка под вопросом. Зато в пространстве торрентов и онлайновых видеоресурсов его спектакли-сновидения, сбежав, как куклы в «Болилоке», от своего создателя, уже давно живут самостоятельной жизнью.

Так что зрителям, только открывающим для себя Жанти, не составит труда найти в интернете, к примеру, образцы его раннего творчества. Тогда Жанти делал кукольные ревю, составленные из отдельных номеров вроде историй про танцующих страусов; горжетку, флиртующую с фотоаппаратом, или взбунтовавшуюся марионетку Пьеро, которая не захотела подчиняться своему хозяину и решила оборвать все нити, связывающие куклу и кукловода.

Именно с таким Жанти - режиссером-кукольником, аниматором, в чьих руках неодушевленные предметы оживали и вели себя как гомо сапиенс, -российская публика познакомилась в конце в 1970-х. То время, когда со своим театром человекоообразных предметов Жанти объехал почти весь мир, режиссер определяет как бегство от самого себя. Если верить тому, что рассказывает Жанти, он с детства страдал от невозможности наладить нормальный контакт с людьми и решить эту проблему смог только в театре - с помощью неодушевленных предметов, кукол.

После десятилетия поисков в области кукольного театра Жанти стал последовательно от него дистанцироваться.

Начиная с двух спектаклей - «Круг как куб» и «Парад желаний», - сделанных в 1980-1983 годах в соавторстве с женой Мари Андервуд, форма у Жанти все меньше походила на варьете. Куклы постепенно уступали место актерам, традиции театра марионеток вытеснялись традициями пантомимы и балета, мир спектаклей становился менее предметным, всё больше напоминая сновидения.

Во многом это было следствием увлечения Жанти работами Фрейда и Юнга. Результатом его исканий в области психоанализа стал спектакль 1984 года с соответствующим названием - «Проделки Зигмунда». Главными героями в нем были пальцы, которые режиссер обнаружил у себя в кармане, когда полез туда за словом; а сюжетообразующим мотивом - путешествие по лабиринтам подсознания.

В 90-х годах его спектакли «Не забывай меня» и «Неподвижный путник» уже мало чем напоминали зрителям о Жанти-кукловоде. В итоге из режиссера-аутиста, который начинал когда-то с интимного кукольного театра, боялся людей и открытых пространств, Жанти к концу ХХ столетия превратился в мегаломана, легко оперирующего огромными пространствами и множеством актеров. В 1997-м для фестиваля в Авиньоне Жанти поставил «Дедала», ежедневно собиравшего во дворе Папского дворца под открытым небом по две тысячи зрителей. А в 1998-м в Лиссабоне, куда Жанти был приглашен на Всемирную выставку, он срежиссировал «Океаны и утопии» - представление, рассчитанное на десять тысяч зрителей, с участием двухсот актеров, танцовщиков и циркачей.

Теперь сюрреализм Филиппа Жанти, год назад отметившего сорокалетие своей театральной компании и свое собственное семидесятилетие, вновь стал интимным, почти камерным. Чтобы бороться с демонами, путешествовать по лабиринатам подсознания и с неизменным успехом демонстрировать свои сны публике, Жанти оказалось достасточно подмостков среднестатистического театра.

Более того, в «Крае земли» и «Болилоке» Жанти даже вернул на сцену кукол - тех самых, от которых так настойчиво пытался отделаться два предыдущих десятилетия.

Впрочем, в «Болилоке» эти маленькие кукольные бестии, как когда-то Пьеро у Жанти, снова вбунтовались: отказались подчиняться своему создателю и, соскочив с крючков пыльного театрального шкафа, стали бегать по коридорам правого и левого полушарий мозга своего хозяина.

Просто теперь этот бунт уже, кажется, не удивляет ни самого Жанти, ни его публику. Зато по-прежнему поражает другое - то, как человек, которому в иные времена грозил бы костер инквизиции или колпак умалишенного, научился сублимировать свои страхи и создавать из них завораживающие театральные шедевры.

12 июня театральная компания Филиппа Жанти закончила свои выступления в Москве. У тех, кто не успел увидеть здесь «Болилок», осталась возможность догнать его в конце июня на театральном фестивале в Норвегии. У опоздавших грустные перспективы: Жанти на год прерывает показы «Болилока».

Есть, правда, информация, что в июле мэтр будет давать мастер-классы в парижском Институте марионеток, а осенью может оказаться со своим «Краем земли», который москвичи могли видеть на прошлом Чеховском фестивале, в Латинской Америке. Но запись на уроки Жанти уже закрыта, а Латинская Америка под вопросом. Зато в пространстве торрентов и онлайновых видеоресурсов его спектакли-сновидения, сбежав, как куклы в «Болилоке», от своего создателя, уже давно живут самостоятельной жизнью.

Так что зрителям, только открывающим для себя Жанти, не составит труда найти в интернете, к примеру, образцы его раннего творчества. Тогда Жанти делал кукольные ревю, составленные из отдельных номеров вроде историй про танцующих страусов; горжетку, флиртующую с фотоаппаратом, или взбунтовавшуюся марионетку Пьеро, которая не захотела подчиняться своему хозяину и решила оборвать все нити, связывающие куклу и кукловода.

Именно с таким Жанти - режиссером-кукольником, аниматором, в чьих руках неодушевленные предметы оживали и вели себя как гомо сапиенс, -российская публика познакомилась в конце в 1970-х. То время, когда со своим театром человекоообразных предметов Жанти объехал почти весь мир, режиссер определяет как бегство от самого себя. Если верить тому, что рассказывает Жанти, он с детства страдал от невозможности наладить нормальный контакт с людьми и решить эту проблему смог только в театре - с помощью неодушевленных предметов, кукол.

После десятилетия поисков в области кукольного театра Жанти стал последовательно от него дистанцироваться.

Начиная с двух спектаклей - «Круг как куб» и «Парад желаний», - сделанных в 1980-1983 годах в соавторстве с женой Мари Андервуд, форма у Жанти все меньше походила на варьете. Куклы постепенно уступали место актерам, традиции театра марионеток вытеснялись традициями пантомимы и балета, мир спектаклей становился менее предметным, всё больше напоминая сновидения.

Во многом это было следствием увлечения Жанти работами Фрейда и Юнга. Результатом его исканий в области психоанализа стал спектакль 1984 года с соответствующим названием - «Проделки Зигмунда». Главными героями в нем были пальцы, которые режиссер обнаружил у себя в кармане, когда полез туда за словом; а сюжетообразующим мотивом - путешествие по лабиринтам подсознания.

В 90-х годах его спектакли «Не забывай меня» и «Неподвижный путник» уже мало чем напоминали зрителям о Жанти-кукловоде. В итоге из режиссера-аутиста, который начинал когда-то с интимного кукольного театра, боялся людей и открытых пространств, Жанти к концу ХХ столетия превратился в мегаломана, легко оперирующего огромными пространствами и множеством актеров. В 1997-м для фестиваля в Авиньоне Жанти поставил «Дедала», ежедневно собиравшего во дворе Папского дворца под открытым небом по две тысячи зрителей. А в 1998-м в Лиссабоне, куда Жанти был приглашен на Всемирную выставку, он срежиссировал «Океаны и утопии» - представление, рассчитанное на десять тысяч зрителей, с участием двухсот актеров, танцовщиков и циркачей.

Теперь сюрреализм Филиппа Жанти, год назад отметившего сорокалетие своей театральной компании и свое собственное семидесятилетие, вновь стал интимным, почти камерным. Чтобы бороться с демонами, путешествовать по лабиринатам подсознания и с неизменным успехом демонстрировать свои сны публике, Жанти оказалось достасточно подмостков среднестатистического театра.

Более того, в «Крае земли» и «Болилоке» Жанти даже вернул на сцену кукол - тех самых, от которых так настойчиво пытался отделаться два предыдущих десятилетия.

Впрочем, в «Болилоке» эти маленькие кукольные бестии, как когда-то Пьеро у Жанти, снова вбунтовались: отказались подчиняться своему создателю и, соскочив с крючков пыльного театрального шкафа, стали бегать по коридорам правого и левого полушарий мозга своего хозяина.

Просто теперь этот бунт уже, кажется, не удивляет ни самого Жанти, ни его публику. Зато по-прежнему поражает другое - то, как человек, которому в иные времена грозил бы костер инквизиции или колпак умалишенного, научился сублимировать свои страхи и создавать из них завораживающие театральные шедевры.

Спектакль НЕПОДВИЖНЫЕ ПАССАЖИРЫ

Компани Филипп Жанти (Париж, Франция)

Пьеса Филиппа Жанти

Постановка - Филипп Жанти, Мэри Андервуд

Музыка: Анри Торг и Серж Уппен

Актеры: Амадор Артига, Маржори Курренти, Марция Гамбарделла, Маню Крупит, Пьеррик Мальбранш, Анжелик Наккаш, Лакко Окино, Симон Т Ранн

«Когда в 1995 году я начал работу над "Неподвижными пассажирами", я хотел сфокусироваться на переживаниях героя, совершающего странствие по внутренним ландшафтам своего "я" и оказывающегося в итоге лицом к лицу с самим собой. Но случилось так, что помимо своей воли странствие одного героя постепенно трансформировалось в одиссею нескольких персонажей, а затем и всего человечества. Это было путешествие сквозь пространство и время, переживание всех связанных с этим одержимостей, преодолений, конфликтов, унижений, поклонений кумирам, страхов, восторгов, грез и отторжений… Возникали поразительные образы, которые открывали бесчисленное множество путей через океаны и пустыни. Порой эти пространства обретали поистине библейский масштаб. И точно так же события вдруг начинали представляться смехотворными, питая юмор, не позволяющий окончательно впасть в отчаяние.
В 1996-1997 годах "Неподвижным пассажирам" предстояло совершить странствие по всему миру. Теперь, оглядываясь на прошлое, эти темы кажутся еще более современными. Они еще сильнее взывают ко мне, провоцируют меня, заставляют подвергнуть их более глубокому изучению, продолжить некоторые сюжетные линии, переместить часть сценического действия за пределы океанов и пустынь…» (Филипп Жанти).

«Моя мечта походит на утопию. Я уверен, что мы не добьемся мира между людьми, народами или социальными группами, пока не будем жить в мире с самими собой. К этому я и стремлюсь в своих спектаклях, что, возможно, немного наивно. В "Неподвижных пассажирах" присутствует политический подтекст. Я говорю о кризисе, о торжестве алчности, о крушении утопий, о национальной идентичности, о ношении паранджи... Но меньше всего на свете я хотел бы растерять свою поэтическую силу» (Филипп Жанти)

Гениальный кукольник Филипп Жанти, к сожалению, мало знаком русскоязычной публике. Это по-настоящему великий французский театральный и непревзойденный мастер кукольник . Его театральные постановки наполнены волшебством и невероятно похожи на сны. Дело в том, что большую часть идей Philippe Genty черпает из собственных сновидений, записывая их в блокнот, который всегда кладет возле подушки.

Известный кукольник Филипп Жанти (Philippe Genty) родился в 1938 году. Окончив парижскую Школу графических искусств, он получил специальность художник-график, но суждено ему было стать гениальным театральным режиссером, кукольником и хореографом. Первой его театральной труппой стала «Компани Филипп Жанти», которую он создал совместно с Мари Андервуд в 1967 году. Здесь он начал ставить свои первые театральные эксперименты совмещая классический кукольный с элементами танца, варьете, драмы, пантомимы и танца. Мастерски используя свет и спецэффекты, Филипп Жанти ссоздает по-настоящему сюрреалистические постановки, которыми восхищается весь мир.
Театр «Компани Филипп Жанти» за свою долгую историю существования объехал практически всю планету и даже совершил кругосветное путешествие во время которого был снят фильм о кукольном театре для ЮНЕСКО. Их представления проходили в США, СССР, Австралии, Франции, Японии, Англии, Южной Америке, Индии, Китае и Африке. Сегодня они часто посещают Москву и каждый желающий может подобрать билеты в театр Philippe Genty, чтоб самостоятельно оценить мастерство этого великого театрального режиссера. Самыми знаменитыми постановками его театра можно назвать следующие: «Круглый, как куб», «Парадные желания», «Проделки Зигмунда», «Сдвиги» (премия критики на Эдинбургском фестивале), «Не забывай меня», «Неподвижный путник», «Лабиринт» и «Одиссея во сне». Его последний комедийный