Интересы евгения базарова. Cочинение «Чтоя принимаю и не принимаю в характере и поступках Евгения Базарова. Отрицание как основа мировоззрения героя

Образ Базарова занимает центральное место в романе Тургенева “Отцы и дети”. Только в двух главах из двадцати восьми этот человек не является основным действующим лицом. Все прочие персонажи, описанные автором, группируются вокруг Базарова, помогают отчетливей увидеть определённые черты его характера, а также раскрывают себя. Базаров кардинально отличается от людей, окружающих его: он умён, обладает огромной душевной силой, однако среди представителей уездной аристократии испытывает одиночество. Это - разночинец, придерживающийся демократических взглядов, выступающий против крепостного строя, материалист, который прошёл непростую школу лишений и труда. Образ Базарова привлекает к себе внимание своей независимостью и умением мыслить самостоятельно, свободно.

Столкновение свободного сознания и старых порядков

Сюжет романа Тургенева основывается на столкновении Базарова с аристократическим миром того времени. Автор раскрывает характер и жизненную позицию героя в его конфликте с “барчуками проклятыми”. В произведении писатель активно использует контрасты: Базаров противопоставляется Павлу Петровичу. Один из них - убеждённый демократ, а другой - типичный представитель аристократического сословия. Базаров - последователен, целеустремлён, обладает В свою очередь, Павел Петрович - мягкотелый, пребывает в состоянии некой “раздвоенности”. Его убеждения - случайны, у него нет представления о своей цели.

Как уже было сказано, образ Базарова наиболее полно раскрывается в спорах героя с другими персонажами. Беседуя с Павлом Петровичем, он демонстрирует нам зрелость ума, умение зрить в корень, презрение и ненависть к барско-рабскому порядку. Взаимоотношения Базарова и Аркадия раскрывают личность первого с новой стороны: он выступает воспитателем, учителем и другом, проявляет умение привлекать молодёжь на свою сторону, непримиримость и честность в дружбе. А его отношения с Одинцовой показывают, что, помимо всего прочего, Базаров способен на глубокую настоящую любовь. Это - цельная натура, имеющая силу воли и обладающая

Происхождение Базарова

Евгений Базаров, образ которого сегодня является темой нашего обсуждения, - выходец из простой семьи. Дед его был крестьянином, а отец - уездным доктором. О том, что его дед пахал землю, Базаров говорит с нескрываемой гордостью. Он гордится тем, что обучался за “медные деньги”, и тем, что всего, что имеет, добился своими силами. Труд для этого человека является настоящей нравственной потребностью. Даже отдыхая в деревне, он не способен сидеть, сложа руки. С людьми Базаров общается просто, руководствуясь искренней заинтересованностью. И это в очередной раз подтверждается тем, что после того, как он навещает Аркадия, дворовые мальчишки “бегали за дохтуром, точно собачонки”, а во время болезни Моти он с удовольствием помогает Фене. Базаров держится просто и уверенно в любой компании, он не стремится произвести на окружающих впечатление и при любых обстоятельствах остаётся самим собой.

Отрицание как основа мировоззрения героя

Образ Базарова - это образ сторонника “беспощадного и полного отрицания”. Что же отрицает этот сильный и неординарный человек? Он сам же даёт ответ на этот вопрос: “Всё”. Базаров отрицает буквально все аспекты общественно-политического устройства России тех лет.

Главный герой романа не поддаётся чужому воздействию, но умеет склонять на свою сторону других людей. Очевидным является его сильное влияние на Аркадия, а в спорах с Николаем Петровичем он настолько убедителен, что заставляет того усомниться в своих взглядах. Не сумела устоять перед обаянием личности Базарова и аристократка Одинцова. Однако справедливости ради следует отметить, что далеко не все суждения героя истинны. Ведь Базаров отрицал и красоту окружающей его живой природы, и искусство, и безграничную сферу человеческих эмоций и переживаний. Впрочем, по всей видимости, любовь к Одинцовой заставила его переосмыслить эти взгляды и подняться ещё на ступеньку выше.

Заключение

Человека, идущего на шаг впереди своего времени, изображает в своём творении Тургенев. Образ Базарова чужд тому миру и той эпохе, в которой он живёт. Однако одновременно с неисчерпаемой душевной силой персонажа автор показывает нам и “обратную сторону медали” - его идейное, политическое и даже психологическое одиночество в чуждой ему среде дворян. Демонстрируя готовность Базарова менять окружающий мир к лучшему, “расчищать” его для тех, кто будет строить новое государство с новыми порядками, Тургенев, тем не менее, не даёт своему герою возможности действовать. Ведь, по его мнению, Россия не нуждается в столь разрушительных поступках.


Евгений Базаров главный герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», проповедующий нигилизм, решительно отрицающий общественное устройство, пустословие, искусство, природу и власть человеческих чувств.

Молодому человеку не знакомы тактичность, вежливость и уважение к старшим, потому он абсолютно без стеснения говорит с отцом и дядей своего приятеля Аркадия. Находясь в их доме, Евгений позволяет себе не только игнорирование правил и обычаев хозяев поместья, но и споры с Павлом Петровичем. Этические нормы казались ему глупой формальностью, абсолютно бесполезной в современном обществе.

Базаров приверженец естественных наук, ярый их защитник, считающий их главенствующими над всем человеческим. Это относится не только к научной стороне жизни человечества, но и «болезни» общества в целом, ведь если человека можно вылечить с помощью лекарств, то и все это общество возможно исцелить трудом и наукой. Именно в этом он видел передовую роль материализма в развитии жизни людей. Только в этом он видел пользу для человека, только усердный труд может принести положительный результат, потому Евгений так много работал.

Напротив, искусство и природа не способны помочь человеку в улучшении жизни, ибо все это пустое, бесполезное: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта». Он был далек и от чувств, истинно присущих любому человеку, считая, к примеру, любовь лишь физическим влечением. Для всего, что могло привлекать человека, помогать ему в жизни, он старался найти научное оправдание.

Также Евгений презирал политическую систему, дворянство и аристократизм. Он видел себя близким к народу, но не всегда он таковым являлся все-таки его взгляды на жизнь далеко не все принимали и даже понимали. В этом он был довольно одинок. Но хоть он и критиковал общественное устройство, видно, что дальше разговоров на эту тему бы ничего и не ушло в народе, который обычно и затевает бунт, начинает революцию, Базаров не видел особенной силы, а даже с некоторым презрением относился к нему, обвиняя его в невежестве и нелепой «преданности» своему положению: «Самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке”. В итоге, все идеи Базарова становятся практически неосуществимыми, что он и признает в последние дни своей жизни.

Итак, грубый циник и материалист, верующий в разум и отвергающий чувства, не признающий авторитетов и моральных устоев, вдруг осознает провал своей теории. Не думаю, что это можно назвать поражением, ведь в конце своей жизни Базаров уже склоняется к тому, что от сапожника, мясника и портного было бы больше толку, нежели от разговоров о язвах общества. Однако он верил, что сможет своей деятельностью принести истинную пользу. Это и было его философией.

Обновлено: 2018-01-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В романе «Отцы и дети» И. Тургенева благодаря Базарову раскрывается конфликт старого и нового поколений. Он нигилист, приверженец модного в то время течения. Нигилисты отрицали все — красоту природы, искусство, культуру, литературу. Евгений, как истинный нигилист, жил практично и рационально.

Каков характер Базарова? Он человек, достигший всего сам. Он верит не в искусство, а в науку. Поэтому, отчасти, природа для него «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Его убеждения во многом мешают ему по-настоящему ценить человеческие отношения — к Аркадию он относится исключительно как к младшему товарищу, их общение держится на интересе к нигилизму. К своим родителям, которых он искренне любит, он обращается снисходительно. Они же робеют и теряются перед ним.

Казалось бы, человек, который отрицает любые человеческие слабости, чувства, живет только рационализмом, добьётся всего. Он убедит в своей правоте всех, ведь в основе его аргументов — факты, наука, разумные доводы. В спорах с ним теряется Павел Петрович Кирсанов, а уж Николай Кирсанов и вовсе побаивается вступать с ним в споры.

Взгляды Базарова на любовь, в силу нигилизма, тоже специфичны. Он рассматривает отношения между мужчиной и женщиной исключительно с биологической стороны, ничего загадочного и романтичного он в этом не видит. «Любовь - белиберда, непростительная дурь», — говорит он. Когда Аркадий откровенничает с ним о «загадочном женском взгляде», Евгений лишь высмеивает его, объясняя другу анатомию глаза, утверждая, что таинственности там взяться неоткуда; все глаза анатомически одинаковы. Но судьба сыграла с Базаровым злую шутку: она проверила твердость его убеждений любовью, но проверку эту он не прошел.

Знакомство с Одинцовой стало для Базарова роковым. Общаясь с ней, он находит «романтика в самом себе». На время Евгений забывает о своих взглядах. Однако когда не получает взаимности, он пытается сам себя убедить, что это было лишь мимолетным наваждением. Что он все тот же прежний нигилист, которому нет дела до романтичных глупостей. Он пытается забыть о своих чувствах, заняться работой, отвлечься. Но внутренне он переживает уже совсем другие эмоции. Все его действия после отъезда от возлюбленной — не более, чем самообман.

Базаров умирает от того, что заразился тифом из-за неаккуратности во время работы с тифозным трупом. Казалось бы, он мог обработать рану и предотвратить такой трагичный финал собственной истории, но Евгений полагается на случай, относится с безразличием к собственной судьбе. Почему же Базаров вдруг опускает руки? Причиной тому — несчастная любовь. Тот фактор, с существованием которого он отказывался мириться.

Базаров признает свое поражение Одинцовой, когда та по его просьбе приезжает к нему перед его смертью. Это, пожалуй, первый раз, когда герой признается сам себе, что любовь взяла над ним верх, он «раскис». По сути, он повторил судьбу Павла Петровича, пошел по той дороге, которую презирал.

Возможно, именно это упрямство, нежелание пересмотреть свои правила и привело Базарова к проигрышу. Проигрышу перед судьбой. Но то, что он признал свое поражение, разве не является победой? Победой над самим собой? Пусть совсем незадолго до смерти, но герой нашел в себе силы признать свои неудачи, признал, что все, во что он верил безоговорочно, оказалось не таким прочным на поверку. Новый Базаров победил старого Базарова, и такая победа заслуживает уважения.

Интересно? Сохрани у себя на стенке! 31 марта 2015

Роман "Отцы и дети" явился результатом размышлений И.С. Тургенева о поисках героя времени. В этот переломный для страны момент каждый из писателей хотел создать такой образ, какой представил бы человека будущего. Тургенев не смог найти в современном обществе личность, которая бы воплотила в себе все его ожидания.

Образ главного героя и его взгляды

Базаров, взгляды на жизнь которого до сих пор остаются интересным объектом изучения, является центральным персонажем романа. Он нигилист, то есть человек, который не признает никаких авторитетов. Он подвергает сомнению и осмеянию все, что утвердилось в обществе как достойное уважения и почитания. Нигилизм определяет поведение и отношение Базарова к окружающим. Понять, каков герой Тургенева, можно только тогда, когда будут рассмотрены основные сюжетные линии в романе. Главное, на что следует обратить внимание, - это конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, а также отношения Базарова с Анной Одинцовой, Аркадием Кирсановым и своими родителями.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов

В столкновении двух этих персонажей проявляется внешний конфликт в романе. Павел Петрович - представитель старшего поколения. Все в его поведении раздражает Евгения. С самого момента их встречи они испытывают друг к другу антипатию, герои ведут диалоги-споры, в которых как нельзя более ярко проявляет себя Базаров. Цитаты, которые он произносит относительно природы, искусства, семьи, можно использовать как отдельные средства его характеристики. Если Павел Петрович с трепетом относится к искусству, то Базаров отрицает его ценность. Для представителей старшего поколения природа - это место, где можно отдохнуть и телом, и душой, ощутить внутри себя гармонию и умиротворение, ее нужно ценить, она достойна полотен художников. Для нигилистов же природа "не храм, а мастерская". Более всего такие, как Базаров, ценят науку, в частности, достижения немецких материалистов.

Базаров и Аркадий Кирсанов

Отношение Базарова к окружающим характеризует его в целом как человека добродушного. Безусловно, тех людей, к которым он испытывает антипатию, он не щадит. Поэтому даже может показаться, что он слишком заносчив и высокомерен. Но к Аркадию он всегда относился с теплотой. Базаров видел, что тот никогда не станет нигилистом. Ведь они с Аркадием слишком разные. Кирсанову-младшему хочется иметь семью, спокойствие, домашний уют... Он восхищен умом Базарова, силой его характера, но сам он таким никогда не будет. Базаров ведет себя не очень благородно, когда Аркадий гостит в доме его родителей. Он оскорбляет Павла Петровича и Николая Петровича, называя их напыщенными аристократишками. Подобное поведение снижает образ главного героя.

Базаров и Анна Одинцова

Анна Одинцова - героиня, которая становится причиной внутреннего конфликта в душе главного героя. Это очень красивая и умная женщина, она покоряет всех некоторой холодностью и величавостью. И вот Евгений, уверенный в том, что между людьми невозможны взаимные привязанности, влюбляется. Его смогла покорить какая-то "баба", как называет Одинцову сначала сам Базаров. Взгляды его рассыпаются вдребезги. Однако героям не суждено быть вместе. Базаров не в силах признать власть Одинцовой над собой. Он влюблен, страдает, его признание в любви больше похоже на обвинение: "Вы добились своего". В свою очередь, Анна тоже не готова поступиться своим спокойствием, она готова отказаться от любви, лишь бы просто не волноваться. Жизнь Базарова нельзя назвать счастливой, ведь он сначала был убежден в том, что любви нет, а потом, когда полюбил по-настоящему, отношения не сложились.

Отношения с родителями

Родители Базарова - очень добрые и душевные люди. Они души не чают в своем талантливом сыне. Базаров, взгляды которого не допускают нежности, слишком холоден к ним. Отец старается быть ненавязчивым, стесняется изливать свои чувства при сыне, всячески успокаивает жену, говоря ей, что она докучает сыну чрезмерной опекой и заботой. Боясь, что Евгений снова покинет их дом, они всячески стараются ему угодить.

Отношение к псевдонигилистам

Есть в романе два персонажа, отношение Базарова к которым презрительное. Это псевдонигилисты Кукшина и Ситников. Базаров, взгляды которого якобы импонируют этим героям, является для них кумиром. Сами же они не представляют собой ничего. Они выставляют напоказ свои нигилистические принципы, на самом же деле не придерживаются их. Эти герои выкрикивают лозунги, не понимая при этом их значения. Евгений презирает их, всячески демонстрирует свое пренебрежение. В диалогах с Ситниковым он явно гораздо выше. Отношение Базарова к окружающим его псевдонигилистам возвышает образ главного героя, но низводит статус самого нигилистического движения.

Итак, то, как Базаров относится к людям, позволяет лучше разобраться в его образе. Он холоден в общении, иногда высокомерен, но все же он добрый молодой человек. Нельзя сказать, что отношение Базарова к окружающим плохое. Определяющими в них являются взгляды героя на жизнь и взаимодействие людей. Конечно, самое главное его достоинство - честность и ум.

Базаров влюбляется в Одинцову и вдруг осознает, что чувства вполне реальны, ощутимы и вполне завладели им. Любви удалось стать сильнее любой теории, и она смогла нанести сильный удар по системе ценностей воинствующего нигилиста. И герой, первоначально отвергавший романтизм, неожиданно принял его. Данный факт не позволяет считать Базарова полноценным революционером и нигилистом. Так, если соотнести Базарова и Печорина, то как раз революционером и нигилистом можно считать последнего. Григорий Александрович отрицает важность чувств людей (как, например, в «Тамани») и устраивает в их жизни духовные революции, разрушая судьбы. Базаров не таков, он деятелен и решителен, а революция захватывает лишь мысли Евгения Васильевича, но не его натуру как таковую. Оказывая медицинскую помощь крестьянину, Базаров заражается сам и умирает. Печорин бесполезен для общества, а Базаров как раз стремится принести ощутимую пользу.

Сам Иван Сергеевич Тургенев очень симпатизировал своему герою, что можно заметить еще при первом прочтении. Если так можно выразиться, Базаров – «именно герой» и «именно тургеневского романа». Тургенев признался, что кроме воззрений на искусство, разделяет практически все убеждения своего героя.

Правда, автор не пытается спорить со своим героем по поводу своих с ним разногласий: во-первых, картина мира Базарова практически перевернута выпавшим на его долю любовным чувством, а во-вторых, накрывшая героя с головой романтика могла бы заставить Базарова пересмотреть свои взгляды на природу. Природные пейзажи и трогательные чувства родителей Евгения к своему сыну параллельны нигилистическим речам героя о природе и никак не пересекаются с тургеневскими душевными описаниями и комментариями. Таким образом, герой не выдерживает проверку чувством и как будто перерождается.