Художественный прием «психологической пары» в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети. Сочинение: Любовь отцов и любовь детей (по роману Тургенева «Отцы и дети») Другие любовные истории в романе

Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок.

Другие любовные истории в романе

Еще одним персонажем романа, способным испытывать глубокое и страстное чувство, оказывается антипод (хотя во многом и двойник) Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Но его любовь сильно отличается от того, что испытывает Базаров. Базаров никогда не станет рабом любимой женщины, что во многом и отталкивает от него Одинцову. Павел Петрович же ради любви к некоей княгине Р. перечеркнул всю свою жизнь, бросил карьеру, подвергался унижениям… В результате, безответная мучительная страсть иссушила душу героя, превратив его в живого мертвеца.

Тем не менее в любви Базарова и Павла Петровича есть нечто общее. Недаром, пережив драму отвергнутой любви, они оба тянутся к простой Фенечке. Но внимание Павла Петровича, увидевшего в ее облике сходство с княгиней Р., лишь пугает Фенечку, а бесцеремонность Базарова ее.

Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора.

Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.

Тема любви в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева

Любовь - очень важный прием для любого романиста, и в особенности для Тургенева, так как в его романах герои становятся самими собой именно под действием любви. Л. Н. Толстой говорил: «Кто счастлив, тот и прав», но в случае с тургеневским романом это высказывание можно перефразировать: «Кто любит, тот и прав». Еще А. С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» сочувствует по очереди сначала Татьяне, затем Онегину, то есть автор всегда на стороне того героя, который способен любить. Пушкин всячески приветствует любовь Онегина, так как именно это чувство должно способствовать, по мнению автора, возрождению героя.

У Тургенева немного другая любовь: это интрига, и она всегда занимает очень важное место в произведении. Любовный сюжет в «Отцах и детях» выстраивается у каждого из героев и очень хорошо дополняет данную автором характеристику каждого из них. История любви Павла Петровича и история его жизни описываются в VII главе как бы в виде отдельной повести, данной из уст автора, но по сюжету рассказанной Аркадием Базарову. Любовь к княгине Р. определяет всю жизнь Павла Петровича. Она стала женщиной его жизни, и он действительно «всю свою жизнь поставил на карту женской любви», как потом сказал Базаров. И вот, после бегства княгини от Павла Петровича тот вернулся в

Россию, но жизнь его не может войти в привычную колею. Павел Петрович тогда как раз «вступал в то смутное, сумеречное время, время сожалений, похожих на надежды, надежд, похожих на сожаления, когда молодость прошла, а старость еще не настала». Получается, что не только по возрасту и положению на смену ему приходят новые люди вроде Базарова. Можно сказать, что Павел Петрович был человеком без прошлого, но и без будущего, сродни «лишним людям». Об этом свидетельствует данная автором характеристика поведения Павла Петровича в деревне: «редко видался с соседями и выезжал только на выборы, где он большею частию помалчивал, лишь изредка дразня и пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с представителями нового поколения».

Тургенев раскрывает перед читателями историю любви еще одного героя - Николая Петровича. Он очень любил свою жену, назвал в честь нее имение («Марьино» в честь Марии), но он любит и Фенечку. Здесь автор стремится показать, что любовь может быть не только один раз в жизни, и эта многогранность - важнейший душевный опыт.

Если посмотреть на историю любви Николая Петровича и Фенечки глазами недоброжелателя, то видно, что Фенечка - дочь экономки и, кажется, совсем не пара Николаю Петровичу - дворянину в летах, особенно учитывая то, что они живут в гражданском браке. Фенечка находится в двусмысленном положении: она стесняется Павла Петровича и Аркадия, чувствует себя при них человеком низшего сорта. Николай Петрович любит Фенечку, но продолжает вспоминать об умершей жене, скучает по ней и, очевидно, все еще любит ее. Эта история может показаться странной, а если смотреть с точки зрения общественности, то просто пошлой, но на самом деле здесь Тургенев хотел показать, что обе этих любви могут уживаться в одном человеке, ведь любовь к умершей жене и тоска по ней могут скорее свести Николая Петровича в могилу, чем дать ему силы жить; а вот любовь к Фенечке и маленький сын Митя - это то, что дает Николаю Петровичу ощущать свою нужность и цельность, придает его жизни какой-то смысл.

Тургенев, как и Пушкин, сочувствует тем героям, которые способны любить. Тем ярче контраст между любовными линиями остальных героев и отношениями Аркадия с Анной Одинцовой. Здесь Аркадий - человек умный, тонкий, добрый, щедрый - выступает неспособным к любви. Он долго не мог разобраться, кого же он любит - Анну или ее сестру Катерину. Когда же он понимает, что для него создана именно Катя, происходит его возвращение к самому себе, в лоно отцов, заканчивается период ученичества у Базарова, и их пути окончательно расходятся. Аркадий создан для того, чтобы вернуться к традиционному укладу жизни и заниматься достойными дворянина делами - завести семью и заниматься хозяйством. Женясь на Кате, он прощается со своим недавним прошлым. В последней главе, которая выступает в роли своеобразного эпилога, Тургенев показывает две свадьбы. Когда Аркадий «не решился громко предложить» тост за Базарова, становится понятно, что многое изменилось.

Современники Тургенева считали, что он расправился с Базаровым и показал полный крах его идеологии, столкнув его теорию с реальной жизнью, с любовью, со всей ее неоднозначностью. Согласно сюжету, Базаров, познакомившись с Анной Сергеевной Одинцовой, постепенно влюбляется в нее, и любовь его сильна. Вдруг оказывается, что базаровский цинизм (или то, что можно принять за его цинизм) - это не природное свойство, а одна из крайностей его молодости. Цинизм - некоторая душевная неразвитость, но осуждать Базарова за это не стоит, так как с возрастом, как правило, это проходит. Любовь оказывается гораздо глубже, чем все его теории, недаром Базаров, признаваясь в любви, говорит, что он любит «глупо, безумно», то есть герой не может понять, как так вышло, не видит в этом смысла и логики.

Анна Одинцова, пожалуй, самый бесчувственный персонаж во всем романе. Она «разъехалась с мужем, ни от кого не зависит», но она не любит не только своего мужа - она, кажется, вообще не умеет любить. Ее пугает любовь Базарова, потому что такой силы и такой любви она не встречала и не находит в себе отклика на это. В конце концов Анна приходит к выводу, что «спокойствие все- таки лучше всего на свете».

В XXVIII главе романа, в эпилоге, Тургенев рассказывает, что Анна Сергеевна вышла замуж не по любви, а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, «молодого, доброго и холодного как лед». Тургенев абсолютно не верит в такую любовь, но тут важно не это, а то, что на этом фоне, поставив Базарова перед такой женщиной, Тургенев показал, что Базаров может любить.

В истории любви каждого из героев, конечно, проявляется авторская позиция. Из образа героя уходит все ненастоящее и бесполезное, остается только естественное и правдивое. Получилось, что нигилизм Базарова - явление наносное, что Базаров может любить, а значит - он меняется.Тургенев ни в коем случае не развенчивает нигилизм своего героя, он лишь хочет сказать, что изменения - характерная черта человека, что он не статичен, ему свойственно меняться, и это самое ценное.

Здесь искали:

  • тема любви в романе отцы и дети
  • любовь в романе отцы и дети
  • роль и место любовных историй в романе отцы и дети

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» как нельзя лучше раскрывает умение писателя угадывать «новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание». Носителем этих идей в романе выступает демократ-разночинец Евгений Базаров. Оппонентом героя в романе выступает блестящий аристократ Павел Петрович Кирсанов. Однако это роман не только о столкновении двух идеологий, но и о взаимоотношениях «отцов» и «детей», о семейных узах, об уважении, доверии, любви. В «Отцах и детях» эта тема иллюстрируется описанием семейств Кирсановых и Базаровых. Кроме того, Тургенев представляет нам любовные истории героев — Базарова и Павла Петровича, отца и сына Кирсановых.

Наиболее значимы в романе любовные истории двух героев-антагонистов — Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Сюжетная линия Павла Петровича — это его взаимоотношения с княгиней Р., его неудачная любовь. Причем Тургенев подчеркивает, что тот период в жизни Кирсанова был наиболее ярким, бурным, насыщенным событиями. Поселившись в имении, Павел Петрович ведет тихую, размеренную, однообразную жизнь, разучившись мечтать и любить. Он живет лишь воспоминаниями о давно прошедших событиях. В настоящем же Кирсанова фактически ничего не происходит, он как будто застывает в своих воспоминаниях. И автор неоднократно подчеркивает эту жизненную неподвижность, внутреннюю «окаменелость» Павла Петровича. Его «красивая, исхудалая» голова похожа на «голову мертвеца», жить Павлу Петровичу «тяжело... тяжелей, чем он сам подозревает...». Любовь «убила» Кирсанова, уничтожив его волю к жизни, чувства, желания.

И, наоборот, Базаров предстает перед нами «духовным мертвецом» в начале романа. Гордыня, самолюбие, бессердечность, сухость и резкость по отношению к людям, природе, всему окружающему миру — Тургенев сразу же обнажает в герое эти черты. Между тем в поведении Базарова заметно какое-то беспокойство. Что же стоит за поступками героя? «Эта злоба не есть выражение нарушенного эгоизма или оскорбленного самолюбия, она есть выражение страдания, томление, производимое отсутствием любви. Несмотря на все свои взгляды, Базаров жаждет любви к людям. Если эта жажда проявляется злобою, то такая злоба составляет только оборотную сторону любви», — писал Н. Страхов. Между тем сам герой не дает проявиться в своей душе естественным человеческим потребностям, считая их чепухой и романтизмом. Базаров лишен полноты жизни, жизни во всем многообразии ее проявлений. Живое течение этой жизни как будто минует героя, проходит мимо него. Поэтому Базаров — «духовный мертвец» в начале романа.

Любовь к Одинцовой «воскрешает» героя, пробудив его уснувшие чувства, жажду жизни и любви, открыв ему красоту мира. Однако любовная история Базарова тоже неудачна: Анна Сергеевна Одинцова отвергает его любовь. В начале романа Базаров осуждает Павла Петровича в разговоре с Аркадием: «...человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, но самец. Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла». В финале романа Базаров сам оказывается в подобной ситуации.

На примере Базарова и Павла Петровича Тургенев показывает два различных отношения к природе-судьбе. Образ природы ассоциировался у Тургенева с образом древней судьбы, которая изначально враждебна к человеку: «взгляд вечной Изиды не согрет материнской любовью к своему детищу, он леденит, сжимает сердце безучастным холодом». Перед лицом судьбы человеку, по Тургеневу, открыты три пути: «отчаяние пессимизма, стоицизм, утешение религии». Павел Петрович в романе демонстрирует нам «отчаяние пессимизма», которое проявляется и в его образе жизни, и в самом скептицизме его. Базаров в начале романа предстает стоиком, человеком спокойным и невозмутимым, который никак не реагирует «на внешние и внутренние раздражители». Однако в финале романа герой приходит к тому же самому «отчаянию пессимизма», которое владеет душой Павла Петровича.

Таким образом, оба героя (Базаров и Павел Петрович) попросту несчастливы. Однако в этом нет объективной вины героев. Счастье у Тургенева капризно и прихотливо, не оно зависит от человека, а человек зависит от него.

Характерно, что Тургенев объединяет «идейных противников» в их интересе к Фенечке. Возникает своеобразный любовный треугольник: Базаров-Фенечка-Павел Петрович. Втайне Павел Петрович испытывает влечение к Фенечке, напоминающей ему княгиню Р. Базарову же она нравится как молодая, красивая женщина. Кроме того, в этом «ухаживании» смутно угадывается и сильная обида на Одинцову, отвергнувшую его чувства.

Однако ни чувства Павла Петровича, ни интерес Базарова не встречают взаимности у Фенечки. Неожиданные преследования Базарова обижают ее, но точно так же ей тяжело и внимание Павла Петровича: «Они меня все пугают. Говорить — не говорят, а так смотрят мудрено», — жалуется она на пристальные взгляды Кирсанова. Сама же Фенечка любит Николая Петровича, который немного стесняется и этой любви, и своего возраста, и своего чувства к Фенечке.

Кульминацией всех этих взаимоотношений является дуэль, которая, как это ни парадоксально, обнажает то лучшее, что скрыто в обоих «соперниках»: рыцарство Павла Петровича, его раскаяние в собственной заносчивости, способность к трезвой оценке ситуации и человеческую уязвимость Базарова, его храбрость, благородство.

В романе есть еще одна параллель: сильная, всепоглощающая страсть Базарова оттенена невинным, поэтически одухотворенным чувством Аркадия к Кате Одинцовой. В отличие от неудачи Базарова, история молодого Кирсанова заканчивается счастливо: он женится на Кате Одинцовой. Однако это не означает, что роковая, трагическая любовь Базарова противопоставлена «тихому, умиротворенному» чувству Аркадия. Для Тургенева чувства обоих героев одинаково ценны. Вспомним сцену объяснения Аркадия и Кати. «Он схватил ее большие прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: „Катя, Катя...", а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и стыда, может быть счастлив на земле человек». В словах этих — сожаление о трагических, изломанных судьбах Базарова и Павла Петровича.

Любовь, как и красота, как и искусство, являлась некой высшей силой в мировосприятии Тургенева. Через любовь, искусство, красоту писатель «постигал бессмертие». Это были те силы, которые противостояли обреченности человеческой жизни, бренности человеческого бытия.

В браке с Фенечкой обретает семейное счастье и Николай Петрович. Замечательна картина семейного обеда в доме Кирсановых, нарисованная Тургеневым тепло и с любовью: Николай Петрович, Фенечка и Митя, сидящий рядом, Павел Петрович, Катя и Аркадий... «Всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо. Каждый прислуживал другому с забавною предупредительностию... Катя была спокойнее всех: она доверчиво посматривала вокруг себя, и можно было заметить, что Николай Петрович уже успел полюбить ее без памяти». Этой сценой писатель еще раз напоминает нам, что любовь, семья, уважение и доверие — вот те вечные ценности, ради которых стоит жить.

Заканчивается роман описанием сельского кладбища, где похоронен Евгений Базаров. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами...», — пишет Тургенев. Человек смертен, а любовь, как и природа, вечна.

Роман Тургенева построен так, что в нем отражены вечные типы: «герои времени» и обычные люди. Братья Кирсановы как раз составляет такую психологическую пару. Павел Петрович неслучайно назван Писаревым «маленьким Печориным». Он действительно не только принадлежит к тому же поколению, но и являет собой «печоринский» тип. «Заметим, что Павел Петрович вообще не отец, а для произведения с таким названием это далеко не безразлично. Павел Петрович — холостая душа, ничего от него «родиться», произойти не может; именно в этом и заключается все назначение его существования в тургеневском романе», — комментирует А. Жук.

Композиционно роман Тургенева построен на соединении прямого, последовательного повествования и биографий основных героев. Эти истории прерывают течение романа, уводят нас в иные эпохи, обращают к истокам происходящего в современности. Жизнеописание Павла Петровича Кирсанова подчеркнуто «выпадает» из общего хода повествования, оно даже стилистически чужеродно роману. И, хотя читатель узнает об истории Павла Петровича из рассказа Аркадия, обращенного к Базарову, язык этого рассказа ничем не напоминает стиль общения молодых нигилистов.

Тургенев максимально приближается к стилю и образности романов 30-40-х годов XIX века, создает особый стиль романтического повествования. В нем все уводит от реальной, приземленной повседневности. Мы так и не узнаем настоящего имени загадочной возлюбленной Павла Петровича: она фигурирует под условно-литературным именем Нелли, или под таинственным «княгиня Р». Не узнаем, что томило ее, что заставляло метаться по всей Европе, переходить от слез к смеху и от беспечности к унынию. Многое в ней не будет разгадано читателем.

Да это и неважно. Главное понять, что в ней так привлекло Павла Кирсанова, на чем основана его неземная страсть? А вот это как раз довольно ясно: самая загадочность Нелли, многозначительная ее пустота, ее одержимость «ей самой неведомыми силами», ее непредсказуемость и непоследовательность и составляют ее очарование для Кирсанова.

Любовь и дружба присутствуют и в жизни Базарова.

Все люди разные, и каждый понимает любовь и дружбу по-своему. Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба — неотъемлемое понятие для счастливого существования. Эти люди составляют большинство. Другие считают любовь выдумкой, «белибердой, непростительной дурью»; в дружбе ищут единомышленника, борца, а не человека, с которым можно пооткровенничать на личные темы. Таких людей мало, и к таким людям относится Евгений Васильевич Базаров.

Его единственный друг — Аркадий — наивный, несформировавшийся юнец. Он привязался к Базарову всей душой и сердцем, обожествляет его, ловит каждое слово. Базаров чувствует это и хочет воспитать из Аркадия человека, подобного себе, отрицающего современный им общественный строй, приносящего практическую пользу России. Поддерживать дружеские отношения с Базаровым хочет не только Аркадий, но и некоторые так называемые «дворяне-прогрессисты». Например, Ситников и Кукшина. Они считают себя современными молодыми людьми и боятся отстать от моды. А так как нигилизм -веяние моды, то они принимают его; но принимают частично и, надо сказать, самые неприглядные его стороны: неряшливость в одежде и разговоре, отрицание того, о чем не имеют ни малейшего представления. И Базаров прекрасно понимает, что это люди неумные и непостоянные — он не принимает их дружбы, он все надежды возлагает на молодого Аркадия. Он видит в нем своего последователя, единомышленника.

Базаров с Аркадием часто беседуют, многое обсуждают. Аркадий внушил себе, что согласен с Базаровым во всем, разделяет все его взгляды. Однако все чаще между ними возникают разногласия. Аркадий осознает, что не может принять все суждения Базарова. В частности, он не может отрицать природу и искусство. Базаров считает, что «природа — это не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». Аркадий считает, что природой надо наслаждаться, и из этого наслаждения черпать силы для работы. Базаров смеется над «стареньким романтиком» Николаем Петровичем, когда тот играет на виолончели; Аркадий даже не улыбается его шутке, ио, несмотря на возникшие разногласия, продолжает любить и уважать своего «учителя».

Базаров не замечает перемену в Аркадии, и поэтому его женитьба совершенно выводит Евгения из равновесия. И Евгений решает расстаться с Аркадием, расстаться навсегда. Аркадий не оправдал его надежд, он подвел его. Базарову горько это осознавать и трудно отречься от друга, но он решается на это. И уезжает с такими словами: «…ты поступил умно; для нашей горькой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор, для нашего дела это не годится… Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич». Аркадий не хочет расставаться с Базаровым, он пытается остановить друга, но тот непоколебим в своем жестоком решении.

Итак, первая потеря Базарова — потеря друга, а следовательно, и разрушение психологической дары. Любовь — чувство романтическое, а так как нигилизм отвергает все, что не приносит практической пользы, то отвергает и любовь. Базаров принимает любовь только с физиологической стороны отношений между мужчиной и женщиной: «Нравится тебе женщина — старайся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись: земля не клином сошлась». Любовь к А. С. Одинцовой врывается в его сердце внезапно, не спрашивая его согласия: и не радуя его своим появлением.

Еще на балу Одинцова привлекла внимание Базарова: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа». Анна Сергеевна показалась ему очень красивой молодой женщиной. Он с любопытством принимает ее приглашение погостить в ее имении Никольском. Там он открывает для себя очень умную, хитрую, видавшую виды дворянку. Одинцова, в свою очередь, познакомилась с человеком неординарным; и красивой, самолюбивой женщине захотелось околдовать его своими чарами. Базаров и Одинцова проводят вместе много времени: гуляют, беседуют, спорят, словом, познают друг друга. И в обоих происходит перемена. Базаров поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она о нем много думала, ей было интересно в его обществе. «Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать».

А что происходило в Базаровы Он окончательно влюбился! Это же настоящая трагедия! Рушатся все его теории и доводы. И он старается оттолкнуть от себя это навязчивое, неприятное чувство, «с негодованием сознает романтика в самом себе». А между тем Анна Сергеевна продолжает кокетничать перед Базаровым: она приглашает его на уединенные прогулки в саду, вызывает на откровенный разговор. Она добивается его признания в любви. Это было ее целью — целью холодной расчетливой кокетки. Базаров не верит в ее любовь, но в его душе теплится надежда на взаимность, и в порыве страсти он бросается к ней. Он забывает все на свете, хочет лишь быть с любимой, никогда не расставаться с нею. Но Одинцова отказывается от него. «Нет, бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Итак, он отвергнут. Это вторая потеря — потеря любимой женщины. Базаров очень тяжело переживает этот удар. Он уезжает домой, лихорадочно ищет себе занятие и, наконец, успокаивается своей привычной работой. Но Базарову с Одинцовой суждено было еще встретиться — в последний раз.

Внезапно Базаров заболевает и посылает нарочного к Одинцовой: «Скажи, что кланяться велел, больше ничего не нужно». Но это он только говорит, что «больше ничего не нужно», на самом деле он робко, но надеется увидеть любимый образ, услышать нежный голос, взглянуть в прекрасные глаза. И мечта Базарова сбывается: Анна Сергеевна приезжает и даже привозит с собой доктора. Но приезжает она не из любви к Базарову, она считает своей обязанностью благовоспитанной женщины отдать последний долг умирающему. При виде его она не бросилась со слезами к его ногам, как бросаются к любимому человеку, «она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом». Базаров понял ее: «Ну, спасибо. Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих». Дождавшись ее, на любимых руках умирает Евгений Васильевич Базаров — умирает сильным, волевым, не отказавшимся от своих суждений, не отчаявшимся в жизни, но одиноким и отвергнутым.

Главная психологическая пара романа — это Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Взгляды нигилиста Базарова и Кирсанова были совершенно противоположными. С первой встречи они почувствовали друг друга врагами. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: «Этот волосатый?». А Базаров вечером заметил Аркадию: «А чудаковат у тебя дядя». Между ними всегда возникали противоречия. «У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую», — говорит Кирсанов. И она произошла. Нигилист необоснованно доказывал необходимость отрицания как образа жизни и, естественно, в силу своей низкой философской культуры наталкивался на логически верные заключения противника. Это и являлось основой неприязни героев. Молодежь пришла разрушать и обличать, а построением займется кто-то другой. «Вы все отрицаете, или, выражаясь вернее, вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить», — говорит Евгению Кирсанов. «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить», — отвечает Базаров.

Они спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Но, все-таки, как бы правильно ни мыслил Павел Петрович, в какой-то степени его представления устарели. Безусловно, принципы в идеалы отцов отходят в прошлое. Особенно наглядно это показано в сцене дуэли Кирсанова и Евгения. «Дуэль, — писал Тургенев, — введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комическим». Но с мыслями нигилиста тоже согласиться нельзя.

Отношение к народу Павла Петровича и Базарова рваное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?». Павел Петрович: «Он (народ) не может жить без веры». Базаров: «Грубейшее суеверие его душит». Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова «читать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою нелепо».

Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это «романтизм», «чепуха». Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, «грубейшими суевериями», казалось кощунственным «толковать» об искусстве, «бессознательном творчестве», когда «дело идет о хлебе насущном».

В романе Тургенева «Отцы и дети» столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель «сковывающей, леденящей силы прошедшего», а Евгений Базаров — как часть «разрушительной, освобождающей силы настоящего».

Ценность концепции «психологической пары» в романе Тургенева, на мой взгляд, в том, что она позволяет не просто наблюдать за героями и быть пассивными зрителями, а помогает сравнивать, сопоставлять героев, подталкивает читателя к нужным выводам. Герои Тургенева живут во взаимоотношениях друг с другом.

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над изучением и анализом романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Попытайтесь сформулировать тему урока, прослушав высказывание И.С.Тургенева, догадаетесь, что он имел в виду:

    Это сильнее смерти и страха смерти. Толькоэтим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

Правильно, ребята, это – любовь.

Тема нашего сегодняшнего урока -Любовь в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

А назовём мы его выразительной строкой Ю.Мориц “За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье”. Записываем тему и эпиграф к уроку.

Эпиграфом к уроку станут слова И.С. Тургенева: “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев) .

    Звучит романс «Утро туманное, утро седое…» на стихи И.С.Тургенева.

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

На фоне мелодии - слово учителя.

Бывают стихи – пророчества. Одно из них – стихотворение И. С. Тургенева « В дороге». Написано оно было в ноябре 1843года. Много лет спустя, композитор Юлия Абаза написала романс на это стихотворение. Романс воспринимали как отражение любви Тургенева к Полине Виардо, а настроение романса стало восприниматься как «главное настроение» этой любви.

Тургенев и Виардо встретились впервые в ноябре 1843 года в доме Демидовых в Петербурге. Ивану Александровичу было в то время 25 лет. Спустя семь лет после этой встречи Тургенев писал Виардо: «Я ходил сегодня взглянуть на дом, где я впервые … имел счастье говорить с вами. Дом этот находится на Невском, напротив Александрийского театра; ваша квартира была на самом углу…

«Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем, те, которые относятся к Вам… мне приятно ощущать в себе после семи лет всё то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвящённое Вам; сознание это действует на меня благодетельно и проникновенно, как яркий луч солнца; видно мне суждено счастье, если б я заслужил, чтобы отблеск Вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастья; я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище… Надеюсь, что Вам доставит удовольствие чтение этих строк.., а теперь позвольте мне упасть к Вашим ногам …»

Тургенев влюблён!!! Панаева вспоминала: «Такого крикливого влюблённого, как Тургенев, трудно было найти другого. Он громогласно всюду и всем оповещал о своей любви к Виардо». Он сопровождает певицу на гастролях, мечется за тенью своей возлюбленной по Европе.

« Ах, мои чувства к вам слишком глубоки и могучи. Я не могу жить вдали от вас, - я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею, - день, когда мне не светили ваши глаза - день потерянный».

Роковая, мучительная любовь к Виардо жила в сердце Тургенева с первой минуты их встречи до конца жизни. Он так и не «свил своего гнезда», а прожил всю жизнь «на краю чужого гнезда», рядом с Полиной и Луи Виардо.

Тургенев прошел через испытание любовью. Через это испытание он пропускает героев всех своих романов. О любви он говорит так: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин».

Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?

По вечерам любимым занятием И.С.Тургенева и семьи Полины Виардо была игра в портреты. Предлагаю и вам сыграть в аналогичную игру на знание персонажей романа «Отцы и дети».

1. Узнайте персонажей пьесы по их портрету:
(мужские имена пишем – в 1 столбик, женские - во 2 столбик, у доски работает ученик)
- «человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями... обнаженная красная рука...ленивый, но мужественный голос, лицо длинное и худое, с широким лбом, волосы длинные»? (Евгений Васильевич Базаров)

-«...человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные волосы отливали темным блеском, как новое серебро»? (Павел Петрович Кирсанов)

-«...барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто клетчатых панталонах...мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждет сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата»? (Николай Петрович Кирсанов)

-«…молодой человек, лет 23, ехал в коляске рядом с отцом, думал про себя об отце и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства наполнило его

душу…» (Аркадий Николаевич Кирсанов)

«Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила достоинством своей осанки»? (Помещица Анна Сергеевна Одинцова)

-«Это была взбалмошная, подвижная, энергичная, женщина. Взгляд её беспечный до удали и задумчивый до уныния. Её поведение «представляло ряд несообразностей». Она то смеялась, то рыдала, то внезапно уезжала, то возвращалась…» (Княгиня Р)

«...Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детско-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»? (Фенечка)

«...девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами»? (Катя, сестра Одинцовой)

2. Составление схемы.

По какому принципу можно соединить мужские имена и женские?

В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему.

Герои

Отношение к любви

Мечты о будущем

Реальное будущее

Н.Кирсанов

Любовь – это счастливая семейная жизнь, основанная на взаимопонимании и уважении. Любовь ведёт к продолжению рода человеческого.

А.Кирсанов

П.Кирсанов

Любовь – это благо, которое необходимо беречь. Надо уметь достойно пронести это чувство, даже если оно не взаимно .

В.Базаров

Отрицает любовь, поэтому умирает от любви, без любви, от одиночества, неверия и разрушительной силы собственной натуры.

Для них (кирсановых) любовь – это семья, где царят уважение, взаимопонимание, и лад. Любовь - это всеобъемлющее чувство. Н.П. очень любит своего сына. Об этом говорит и сцена встречи (гл.1, с.53-54), и объяснение отца с сыном по поводу Фенечки (гл.3, с.57). Н.П. боится оскорбить сына её присутствием, ведь она другого социального статуса. А. уважает отца (гл.5, с.66: «Сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда ни в чём не стеснял моей свободы».), защищает его перед Базаровым, вступается и за своего дядю (гл.6, с.72: «Ну, полно, Евгений. … Ты увидишь, что он не такой человек, каким ты его воображаешь. Он скорее сожаления достоин, чем насмешки».).

Это дети (у Н.П. их было двое и у А. в конце романа тоже двое детей: Митя и Коля, с. 222). Это нежность поотношению к женщинам. Н.П.(гл.8, с.82: «Ему всё мерещилось это чистое, нежное, боязливое лицо; он чувствовал под ладонями рук своих эти мягкие волосы, видел эти невинные, слегка раскрытые губы…»

А.: «…я не богат и чувствую, что готов на все жертвы…», «Катя обожала природу, и Аркадий её любил, хоть и не смел признаться в этом», « С Катей он был, как дома…»

В их понимании любовь – это земное, естественное и всеобъемлющее чувство.

    Послушайте ст-е Ф.И.Тютчева «Предопределение» С судьбой кого из героев можно соотнести его? Какое определение можно дать любви этих героев?

Предопределение

Любовь, любовь - гласит преданье-

Союз души с душой родной-

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

Расскажите историю их любви.

Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича? (В памяти Павла Петровича княгиня Р. запечатлелась как «непонятный, почти бессмысленный… образ». Тургенев подчеркивает ее «небольшой ум», истеричность поведения. Павел Петрович потерпел крах в любви. Он «терзался и ревновал, не давал ей «покою, таскался за ней повсюду…»)

Как повлияла на Павла Петровича любовь к княгине Р. (не сделал успешную карьеру, впал в уныние, ушёл от мира)

Любовь сломала Павла Петровича. Он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини Р. Из истории любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, почему он избрал именно такую манеру поведения.

Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман. Вспомним значение имени “Елена” – это свет, блеск. А Фенечка, Федосья – это Божья благодать, тот же свет Божий. Другими словами, в Фенечке Павел Петрович видит как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени, вследствие чего он потом влюбляется в Фенечку.

Какую роль играет кольцо со сфинксом, почему на нём крест?

(Крест-начало новой жизни. Древнегреческий миф об Эдипе, который разгадал загадку сфинкса и остался жив, П.П. не смог разгадать свою княгиню и поплатился за это своими чувствами, не смог завоевать сердце княгини. Протопит кольца - графиня Воронцова подарила кольцо с восточными письменами А.С.Пушкину. После дуэли Жуковский снял кольцо с руки поэта и передал его Тургеневу. Тот в свою очередь подарил его любимой женщине – П.Виардо. «От женщины к поэту и от поэта к женщине, круг замкнулся». Восточные письмена талисмана осуществляли свою ворожбу не напрасно (К.Бальмонт)

Как вы считаете, счастлив ли П.П.? Почему?

Счастлив, т.к. человек, испытавший любовь, не может быть несчастным. Уже сам факт, что тебе довелось испытать это чувство – уже счастье. Любовь облагораживает душу человека, делает человека чище, добрее. Как заботлив П.П. по отношению к брату, к его семье!

Какая же это любовь?

Выводы: Эта любовь - любовь-наваждение, страсть во имя самой страсти, которая сломала жизнь П.П., он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Эта любовь не принесла ничего, кроме муки. Жизнь П.П. проиграна - такова его трагедия. П. П. смешон, нелеп, трагичен, ибо его эпоха, в нем живая и неизменная, ушла из реальной жизни безвозвратно.

Павел Петрович - княгиня Р. (любовь наваждение)

Именно любовь П.П. к княгине Р. Похожа на любовь Тургенева.

2) Читаю ст-е Ф. И.Тютчева «Последняя любовь».

ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

О ком поведем речь? (о Н.П.).

Расскажите историю их отношений.

Что долгое время мешало Николаю Петровичу сделать предложение Фенечке? (боязнь мнения брата и общества)

Вспомните, что говорит П.П. своему брату по поводу отношений Н.П. с Фенечкой. Прочитайте. (гл.24, с.190)

«Брат, исполни обязанность твою обязанность честного т благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей!… Женись на Фенечке…Она тебя любит, она – мать твоего сына».

И эти слова произносит принципиальный П.П.!

«Ты это говоришь, Павел, ты, которого я считал самым непреклонным противником подобных браков!».

Для П.П. любовь сильнее социальных предрассудков. Он понимает, что любовью надо дорожить, при необходимости перешагнуть через общепринятые правила. Для него любовь была трагичной, но он проносит это чувство красиво, достойно через всю свою жизнь.

Каков Н.П. в отношениях с Фенечкой?

(робок, добр, как и в жизни. Для него важнее всего семья, сын. Его любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.)

Вывод: Любовь Н.П. и Фенечки естественна и проста. Это прежде всего семья, сын. Н.П. ведет себя достойно по отношению к Фенечке в трудной ситуации. Традиции, устои – великая сила. Такие люди, как Н.П.осуществляют связь поколений.

Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота).

4) Ст-е Тютчева «Пламя рдеет..»

Пламя рдеет, пламя пышет,

Искры брызжут и летят,

А на них прохладой дышит

Из-за речки темный сад.

Сумрак тут, там жар и крики,

Я брожу как бы во сне, -

Лишь одно я живо чую:

Ты со мной и вся во мне.

Треск за треском, дым за дымом,

Трубы голые торчат,

А в покое нерушимом

Листья веют и шуршат.

Я, дыханьем их обвеян,

Страстный говор твой ловлю...

Слава богу, я с тобою,

А с тобой мне - как в раю.

О любви, каких героев идёт речь? (Аркадий и Катя). Расскажите историю их отношений.

Почему Аркадий увлёкся Катей и отдалился от Одинцовой (Катя ближе Аркадию по мироощущению)

Изменился ли он под воздействием любви? (отдалился от Базарова)

Аркадий меняется, “возвращается ” к себе истинному под влиянием Кати. Нигилизм для него – наносное. Он любит музыку, природу, романтик в душе. Все лучшие стороны его раскрывают отношения с Катей.

Счастливы ли Аркадий и Катя?

(Их чувства естественны, а потому прекрасны.)

    Выводы: Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви сын похож на отца. Но сказать, что Аркадий – повторение отца было бы мало, в нем обыкновенность, нормальность отца переходит в ординарность, хотя Тургенев нигде не включает отрицательных черт в его характеристику.

Аркадий - Катя (любовь земная)

4) Читаю стихи Тютчева Ф. И. «Кто б ни был ты…»

Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
Душою чистой иль греховной
Ты вдруг почувствуешь живей,
Что есть мир лучший, мир духовный.

О ком идёт речь? (о Базарове). Расскажите их историю любви.

Охарактеризуйте отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.

    Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

    И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

    Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

    «Когда я встречу человека, который бы не спасовал передо мною, тогда я изменю своё мнение о себе»

    «Базаров был великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтичном, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».

    «…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила. На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения.

Что это встреча? Кто эта женщина?

Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова.

Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой? Когда мы с ней знакомимся?

Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё (глава 14).

Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

(Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге)

Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?

(Цинично, как положено естествоиспытателю: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Но оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает конфузиться)

Что привлекло Евгения Базарова в Одинцовой? Как он себя ведет?

(Анна Сергеевна очаровала Базарова своей красотой, женским обаянием, умением держаться с достоинством. Но настоящая любовь возникла тогда, когда Базаров увидел в Одинцовой умного собеседника и человека, способного его понять.

Базарову необходимо духовное общение! Чувства Евгения Базарова глубоки.)

Цель жизни Одинцовой? Каково ее отношение к Базарову?

(Цель жизни Анны Сергеевны – материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других. В политическом отношении Базаров был человеком, не верившим в те основы жизни, которые казались ей привычными. По социальному положению Базаров – бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.)

Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это.

Работа с текстом:

    “Чувство, которое его мучило и бесило, и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь, хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

    “Сердце у него действительно так и рвалось”.

    “Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.

Очень нелегко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начнёт происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”.

Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.

А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием?

Зачитывается сцена объяснения (глава XVI).

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие.

Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: “Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы”.

Вывод: Любовь-страсть раздваивает душу Базарова. Показывает, что этот циничный, грубый нигилист может быть романтиком. На первый взгляд, эта любовь похожа на любовь П.П., но нет, она не растоптала Базарова. Главное: она показала, что циник на словах, Базаров в душе человек очень нравственный. Считая любовь всего лишь физиологией, он не посмеет коснуться Одинцовой. Сам того не сознавая, он живет по очень высоким нравственным принципам, он способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.
Он пытался отрицать любовь, как и всё остальное. Евгений - разрушитель по натуре. В споре с П.П. он произносит: «Сперва нужно место расчистить». У него нет плана строить и создавать, а любовь-то, она созидательна.

И.С.Тургенев противопоставляет разрушительному характеру Б. созидательный характер П.П.

Нигилизм Евгения Базарова не оправдал себя. Как ни отрицай любовь, она сильнее. Она может настигнуть и даже сломать.

Мне вспоминается цитата, сказанная Апостолом Павлом: «Любовь долго терпит, …, любовь не превозносится, не гордится, не раздражается».

Б. пытается перешагнуть через свою любовь к Одинцовой. Он превозносится.

Б. утверждает: «Сам себя не сломал, так и бабёнка тебя не сломает» . Но он ошибается. Бабёнка-то, может, и не сломает, а вот любовь… Базаров раздражается на своё чувство, на самого себя. Он противится самой природе.

Откройте 27 главу романа, и найдите, пожалуйста, сцену последней встречи Базарова и Одинцовой.

Перед своей кончиной он просит послать за Анной Сергеевной. Она приезжает. (Чтение отрывка из 27 главы)

Скажите, почему нужна была последняя встреча с Одинцовой?

Вывод ученики: Он решителен и мужественен. Но силы покидают, и Евгений это ощущает. Все испытания выдерживает с честью. Теперь не нужно притворяться.

Могла ли счастливо сложиться судьба Базарова и Одинцовой? Могла ли Анна Сергеевна измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную» жизнь? (Никогда бы она за ним не пошла, даже если бы полюбила.)

Базаров любит Одинцову и одновременно презирает себя за то, что не может справиться с чувством. Одиночество героя нарастает. Пытаясь бороться с любовью к Анне Сергеевне, он погружается в работу, но и это не спасает его. Сложное сплетение противоречивых чувств уже нельзя ни распутать, ни разрубить.

Вывод: Базаров захвачен целиком “страсть в нём билась”. Одинцова же дошла до “известной черты” и спокойно отступила.

Выдерживает ли Базаров испытание любовью?

Как нигилист – нет! Как человек – да! Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем.

Выводы по теме урока.

Последние слова Базарова о любви. Он полюбил именно такой любовью, в существование которой не верил.

На могиле Базарова растут цветы - символ “всесильной любви”, «вечного примирения” и “жизни бесконечной”.

Случайно ли именно Б. умирает в конце произведения?

Нет. Не смог он достойно пронести своё чувство по жизни. Нет будущего у человека, не понимающего, что любовь – это всегда благо. Поэтому не продолжается и род Базарова в отличие от Кирсановых.

Существует такая версия: Б. умирает но неверия: вера основана на любви. В романе затрагивается религиозный аспект. Вопросы христианской веры неразрывно связаны с общими вопросами культуры прошлого, традиций, убеждений.

Этот аспект современен и сегодня. Неслучайно патриарх Кирилл, выступая с проповедью по телевиденью, сказал: «Всякая вера без любви мертва».

Это ещё раз подтверждает: любовь – главное в жизни.

    Что для каждого из героев любовь, реальное чувство или мечта?

    Для Николая Петровича любовь – это мечта, сон, воспоминание о Марии, о молодости и красоте. Настоящее – примирение с жизнью.

    Для Павла Петровича – это загадка, поиск разгадки сфинкса. Это страсть и страдание, ломающее жизнь.

    Для Аркадия любовь и семья – синонимы; любовь – это взаимопонимание, движение друг к другу, общие интересы.

    Для Фенечки любовь – это служение «благодетелю» Н.П.

    Для Одинцовой – любопытство, чувство, которого она боится и так и не решается познать.

    Для Кати – семья и равенство в браке.

    Для княгини Р. – прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти

    Базаров считает, что любовь – пустяки и романтизм. Но именно его взгляды коренным образом меняются, рушатся.

Итак, к какому выводу можно прийти? Что хотел сказать Тургенев, показывая любовные переживания героев?

Внешний конфликт перешел во внутренний, в душе героя, любовь поставила под сомнения авторитет нигилизма.
Но главное Другое! Тургенев объединяет традиции «литературы дома и бездомья». Столкнул их, выявил все достоинства и недостатки.
- Драма П.П. Отверг путь отца, не создал Дома, потомства. Горький удел – греться у чужого огня.
- 16 глава обращение Базарова к Аркадию: безнадежная тоска о том, что ему не дано: быть отцом. Обрести семейство, дом.
Страшным порождением философии бездомья оказался русский нигилизм. Ведущий к отрицанию преемственности. Снявший ответственность за поступки и убеждения.
под влиянием или ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя или , описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово- , характеризующее суть предмета или объекта.

Пример синквейна на тему «Дом»:

Дом.
Красивый, дорогой.
Строится, сдается, продается.
Кто-то в нем живет.
Здание.

А теперь ребята запишите слово любовь -----подберите к нему 2 прилагательных-------, а теперь 3 глагола, фраза из четырёх слов, выражающая ваше отношение к описываемому предмету, пятая строка – одно слово, характеризующее суть предмета. Зачитайте, что получилось.

Любовь.
Вечная, неразделенная.
Чувствовать, обожать, думать.
Встречается редко и мыслит сердцем.
Чувство.

Второй пример:

Любовь.
Возвышенная, божественная.
Восхвалять, радовать, дарить.
Помочь любому может спастись.
Дар.

Третий пример:

Любовь.
Безответная, горькая.
Ранит, убивает, не щадит.
Горе великое несет.
Боль.

любовьстрастная, коварная
томиться, влюбиться, мучиться
единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у нас остается
бесценный дар

Дом. Задание.

1. Анализ 27 главы.

1) Отношение Базарова к родителям.

2) Проанализировать сцену болезни и смерти Базарова. Какие качества героя проявились в последние часы жизни?

3) Поразмыслить над судьбой Базарова, если бы он остался жив. Почему роман не закончился смертью героя?

Собрать досье на героев.

    Детали портрета.

    Сфера интересов.

    Я – концепция взглядов героя.

    История героя.

    Характеристика, данная другими героями.

    Составить кроссворд по творчеству И.С.Тургенева (не менее 20-ти слов).

    Составить герб семейства Кирсановых или герб Е.Базарова. Творческая защита.