Что сооружают из природных материалов карго. Что такое. Что такое Культ карго

Краткий обзор

Культы карго фиксировались с XIX века , но особенно сильно они получили распространение после Второй мировой войны . Члены культа обычно не понимают в полной мере значимость производства или коммерции . Их понятия о западном обществе , религии и экономике могут быть частичными и фрагментарными.

В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся «точные копии» взлётно-посадочных полос , аэропортов и радиовышек . Члены культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом (карго). Верующие регулярно проводят строевые учения («муштру») и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи «USA».

Термин получил широкую известность отчасти благодаря речи физика Ричарда Фейнмана , произнесённой в и озаглавленной «Наука самолётопоклонников» , которая позже вошла в книгу «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». В своей речи Фейнман заметил, что самолётопоклонники воссоздают облик аэродрома, вплоть до наушников с «антеннами» из бамбуковых палочек, но самолёты не садятся. Фейнман утверждал, что некоторые учёные (в частности, психологи и психиатры) часто проводят исследования, имеющие все внешние атрибуты настоящей науки, но в действительности составляющие псевдонауку , не достойную ни поддержки, ни уважения.

Другие примеры культов карго

Некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров , с помощью которых они разговаривали с духами.

Аналогии в западной и российской культуре

Понятие «карго-культ» нередко используется для описания аналогичных явлений в западной культуре. Обычно имеется в виду формальное применение тех или иных методологий без понимания соответствующих процессов.

Например, когда предприятие создаёт программу сертификации по ISO 9001 , это обычно не предполагает каких-либо изменений в технологическом процессе, но сам факт сертификации может влиять на стоимость активов предприятия (поскольку заказчики подвержены карго-культу).

Культ карго в массовой культуре

  • Культ карго подробно описан в романе Виктора Пелевина «Empire V ».
  • В фильме «Безумный Макс 3: Под куполом грома » присутствует подобие карго-культа, когда дети ждут возвращения Капитана Уокера, который должен починить их самолёт и вернуть их к цивилизации.
  • В фантастическом рассказе Роберта Шекли «Ритуал» описан межпланетный вариант культа карго.
  • В фантастическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033 » описан культ Великого Червя, являющийся, по сути, тем же самым культом карго.
  • В фильме «Водный мир » присутствует подобие карго-культа, когда курильщики («smokers») поклоняются портрету капитана нефтяного танкера Exxon Valdez Джозефа Хазелвуда (Joseph Hazelwood), на котором они живут и пользуются остатками благ цивилизации: консервы, сигареты, топливо.
  • В фильме «Старик Хоттабыч » Старик Хоттабыч дарит Вольке телефонный аппарат - «из драгоценного мрамора»
  • В романе «Форрест Гамп » герои попадают на остров с приверженцами культа карго.

Примечания

Литература

  • Элиаде М. Космическое обновление и эсхатология.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Культ карго" в других словарях:

    культ Карго - мист. нарицательное название, термин, используемый в работах по палеоастронавтике, означающий слепое подражание при поклонении. Во время Второй мировой войны на небольшом островке в Тихом океане совершил вынужденную посадку американский самолет.… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Церемониальный крест культа карго Джона Фрума, остров Танна, Новые Гебриды (теперь Вануату), 1967 г. Культ карго или карго культ (англ. cargo cult поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных термин, которым… … Википедия

    Церемониальный крест культа карго Джона Фрума, остров Танна, Новые Гебриды (теперь Вануату), 1967 г. Культ карго или карго культ (англ. cargo cult поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных термин, которым… … Википедия

    Церемониальный крест культа карго Джона Фрума, остров Танна, Новые Гебриды (теперь Вануату), 1967 г. Культ карго или карго культ (англ. cargo cult поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных термин, которым… … Википедия

Обратный карго-культ, это отказ от следования принципам и рекомендациям при заимствовании чужого опыта и технологий, оправдываемый тем, что взятые за образец примеры сами иногда отклоняются от декларируемых принципов или не полностью следуют своим же рекомендациям.

Впервые это словосочетание появилось в короткой записи, опубликованной в январе 2010 года в онлайн-дневнике Екатерины Шульман, известного специалиста по вопросам законотворчества. В этой записи есть такое определение:

"... Это такой обратный карго-культ - вера в то, что у белых людей самолеты тоже из соломы и навоза, но они ловчее притворяются. А мы, чистые душой аборигены, не так талантливо притворяемся, и в этом тоже есть отдельная гордость. Религия эта особенно распространена среди руководства - им тоже лестно быть циничными и не верить в самолеты и тушенку..."

В этой записи обыгрывается метафора "карго-культ", ставшая популярной в публицистике для обозначения деятельности, заключающейся в тщательном воспроизведении внешних атрибутов некоторого процесса, но тем не менее лишенной содержания. Так, Ричард Фейнман, обращаясь к выпускникам Калифорнийского технологического института, использовал эту метафору, говоря об учёных, которые воспроизводят внешние аспекты научной работы: публикуют статьи в научных журналах и участвуют в научных дискуссиях, но не обращают внимания на результаты лабораторных экспериментов.

Первоначально термин "карго-культ" или "культ карго" использовался антропологами и этнографами для описания странного поведения населения некоторых тихоокеанских островов, где появлялись проповедники, заявлявшие, что далекие предки этих людей направили им корабли и самолеты с провизией и товарами, которые вскоре прибудут. Последователи культа прекращали обрабатывать землю и ухаживать за домашними животными в ожидании скорого благополучия. Особенно распространились эти верования после Второй мировой войны, под впечатлением от логистических операций американской армии (отсюда тушенка в определении Екатерины Шульман). Термин "культ карго" имел уничижительный оттенок, поэтому антропологи вскоре перестали его использовать в научной литературе, но, благодаря ярким публицистам, таким как Ричард Фейнман, слово стало использоваться в более широком контексте. Например, в литературе по программированию культом карго называют бездумное использование шаблонов программирования там, где они не приносят пользы для решения поставленной задачи.

Таким образом, обратный карго-культ, это странное поведение людей, которые впадают в апатию и прекращают следовать полезным советам, разочаровавшись в них, оправдывая себя тем, что другие люди тоже этим советам не следуют, но лучше это скрывают. Часто эта метафора применяется по отношению к чиновникам, ответственным за

работу общественных институтов, структура которых скопирована с соответствующих институтов, работающих в других странах, когда копии выглядят значительно хуже, чем исходные образцы. Например, в науке метафору обратного карго-культа можно применить в ситуации, когда редактор некого научного журнала, где публикуются псевдонаучные статьи, а научное рецензирование заменено его имитацией, оправдывает нежелание наладить процесс отбора статей тем, что в других научных журналах отбор статей тоже бывает необъективным.

PS. В англоязычной литературе часто встречается термин "whataboutism", обозначающий лицемерную реакцию на критику в духе "а вот у вас самих...". Известным примером такой реакции является выступление Виталия Чуркина перед конгрессом США в мае 1986 после аварии в Чернобыле, в котором молодой советский дипломат заявил, что не допустит "командного тона" по отношению к СССР и указал на то, что в США тоже случались катастрофы на объектах атомной энергетики. Пожалуй, можно сказать, что whataboutism присущ проявлениям обратного карго-культа, но можно уловить тонкие отличия в уровне искренности/лицемерия.

Если вам доведётся оказаться на островах Меланезии, то, наслаждаясь природными красотами этих мест, вы внезапно можете наткнуться на строение, отдалённо напоминающее подобие диспетчерской вышки аэродрома. Или на муляжи самолётов из дерева и соломы. А если совсем повезёт, то вам встретится местный житель в наушниках из кокосов, что-то сосредоточенно говорящий в бамбуковый микрофон. Пугаться этого не стоит, однако и смеяться над этим не следует, ибо это не что иное, как религиозный обряд, с помощью которого местные жители просят богов прислать им «железных птиц» с продуктами, орудиями труда, одеждой и медикаментами.

Культ карго Джона Фрума и флаги движения. Меланезия. Фото: wikipedia.org

Эта уникальная религия меланезийцев получила название «культ карго».

Когда он зародился, с абсолютной точностью сказать нельзя. Некоторые исследователи полагают, что в 1774 году, когда на меланезийский остров Танна высадился знаменитый путешественник Джон Кук .

Для местных жителей, живших в изоляции и веками добывавших пропитание ловлей рыбы, выращиванием свиней и огородничеством, визит Кука стал настоящим потрясением.

Белые люди, с точки зрения аборигенов, ничего не делали, но имели запасы продовольствия, удобной одежды, оружия, которыми охотно делились с ними за мелкие услуги.

Вслед за Куком на острове стали появляться и другие европейцы, также привозившие с собой всевозможные полезные предметы. Но затем, не найдя для себя на острове ничего интересного, европейцы перестали приезжать.

Меланезиец. Фото: www.globallookpress.com

Возвращение божественных даров

Для жителей острова это стало новым шоком. Почему добрые боги, присылавшие к ним белых с прекрасными и полезными вещами, вдруг прогневались на них?

Решив, что вернуть «манну небесную» можно только при помощи правильных молитв, аборигены стали пытаться повторять поведение белых, полагая, что именно эти «обряды» сулят благополучие.

Нечто подобное переживали жители и других меланезийских островов, где побывали европейцы.

Европейские исследователи отметили существование подобных странных верований ещё в конце XIX века.

Однако в полную силу они проявились в годы Второй мировой войны.

Борьба с Японией заставила американских военных создать множество военных баз в Тихом океане, в том числе и в Меланезии.

Кадр youtube.com

Для поклонников нового культа приход американских военных был равносилен «второму пришествию». Они правильно молились, и белые вернулись, теперь уже не только с кораблями, но и с летающими «железными птицами», которые привозят вкусные продукты, одежду, медикаменты, а также совсем уж невиданные вещи вроде фонариков и радиоприёмников.

Белые люди охотно и щедро платили за помощь в строительстве, за услуги проводников, и жизнь меланезийцев стала, в их понимании, счастливой и беззаботной.

Но затем война кончилась, и белые ушли. Больше не прилетали «железные птицы», не было щедрых «даров богов».

Жрецы новой религии, у которой теперь появилось огромное количество поклонников, объясняли — меланезийцы недостаточно хорошо молятся богам, именно поэтому они более не присылают им «даров небес». И меланезийцы принялись ещё усерднее упрашивать богов о «ниспослании железных птиц».

Другой взгляд

Те, кто впервые слышит о «культе карго», зачастую понимающе улыбаются — вот как портит людей «халява». Однако это не совсем так.

Чтобы понять поведение меланезийцев, нужно посмотреть на мир их глазами. Белые люди, приходящие на острова, сами ничего не делают и не производят, но у них всё есть. Откуда же у них всё? Конечно, они всё получают от богов. А почему боги щедры к белым людям? Потому что они знают правильные молитвы и ритуалы. И если их повторить, то «железные птицы» с подарками прилетят снова.

Аборигены начали строить взлётно-посадочные полосы, диспетчерские вышки, надели самодельные наушники, стали кричать в бамбуковые микрофоны, но самолёты не появлялись. Значит, недостаточно точно мы всё повторяем, сказали жрецы. Меланезийцы упорно воспроизводили действия белых, даже стали проводить своеобразные парады, но эффекта не было.

Традиционный танец меланезийцев. Фото: www.globallookpress.com

Но у новой религии появилось объяснение и на этот случай: «железные птицы» на самом деле летят, просто их перехватывают белые люди на других островах (некоторые аэродромы продолжали функционировать, так как там остались американские поселения). И вообще, те «железные птицы», что были сначала, присылались богами для аборигенов, а подлые белые попросту «крали чужое».

Чем Джон Фрум хуже Иисуса?

Когда учёные-антропологи через пару десятилетий добрались до островов с научной миссией, то пришли в ужас от увиденного.

«Культ карго» (поклонение грузу) настолько захватил меланезийцев, что их традиционные отрасли хозяйствования пришли в упадок. Островитянам стал грозить самый настоящий голод. Антропологи и психологи попытались переубедить меланезийцев, объяснить им их неправоту, однако аборигены встретили эти объяснения в штыки. По их мнению, белые, перехватывающие «подарки богов», попросту захотели ещё раз их обмануть.

Деревня последователей Джона Фрума. Фото: wikipedia.org / Flickr user Charmaine Tham

Поняв, что справиться с «культом карго» не так-то просто, учёные призвали хотя бы оказать островитянам гуманитарную помощь.

Но появление этой помощи для адептов «культа карго» стало подтверждением их правоты, отчего новая религия только укрепилась.

Ситуация стала меняться тогда, когда выходцы из местных племён стали чаще бывать в цивилизованном мире, где стали понимать, что и как происходит на самом деле.

«Культ карго» пошёл на убыль, однако совсем не умер.

На острове Танна, с которого когда-то всё началось, процветает культ Джона Фрума — некоего высшего существа, похожего на солдата американской армии времён Второй мировой войны, который придёт, изгонит нечестных белых и вернёт «подарки богов». Для того чтобы приблизить «золотой век», необходимо отказаться от таких аспектов европейской цивилизации, как деньги, работа на плантациях, школьное образование, сохранив поклонение деревянным макетам авиационных вышек и соломенным моделям самолётов.

Церемониальный крест культа карго Джона Фрума, остров Танна, Новые Гебриды (теперь Вануату), 1967 г. Фото: wikipedia.org / Тим Росс

Культ Джона Фрума оказался удивительно устойчив. Его адепты даже создали собственную политическую партию, отстаивающую их интересы.

Считается, что «культ карго» пережил свой расцвет и со временем сойдёт на нет. Один из учёных, работавших с поклонниками культа Джона Фрума, как-то спросил одного из них:

— С тех пор, как Джон Фрум пообещал, что «груз» придёт, прошло уже очень много лет. Почему ты до сих пор веришь в него?

Меланезиец внимательно посмотрел на учёного и изрёк:

— Вы, христиане, ждёте второго пришествия Христа 2000 лет и до сих пор не утратили веру в него? Почему же я должен утратить веру в Джона Фрума?

От встреч с представителями цивилизованного мира туземцы, которые кое-где до сих пор живут изолированно, всегда остаются под сильным впечатлением. Неудивительно, что у аборигенов остается много вопросов и в случаях, когда их логика не работает, они подключают воображение. Во время Второй мировой войны общение жителей тихоокеанских островов с американскими солдатами привело к появлению карго-культа - новой религии для одних и интересной метафоры для других.

Словосочетание «карго-культ» можно услышать, когда речь идет о человеке, который стремится к роскоши, помешан на покупках или авиаперевозках ценностей. Но это будет ошибкой. На самом деле в том, что выражение «карго-культ» часто появляется в публицистике и пробирается в наше повседневное общение, виноваты тихоокеанские аборигены, американские военные и один гениальный физик.

Карго (от исп. cargo - нагрузка, погрузка) - грузы, которые перевозит морское судно. Во внешнеторговых операциях так называют любые грузы, у которых нет точного наименования.

Карго-культ, или культ самолетопоклонников, связан с распространенной в примитивных племенах верой в магическую сущность самолетов и грузов, которые они доставляют. Это явление возникло еще в позапрошлом веке на некоторых островах Тихого океана, причем никак между собой не связанных. Расцвет своеобразной религии пришелся на Вторую мировую войну. Японцы, а после союзники вели активные боевые действия в этом регионе, строили военные базы и буквально закидывали острова грузами, которые спускались с неба на белых парашютах и шокировали не видевших ничего подобного туземцев. Солдаты удивляли местное население зажигалками Zippo, фабричной одеждой, оружием, медикаментами, алкоголем. Само собой, у аборигенов было довольно смутное представление о современном производстве, поэтому объяснение у них было одно: контейнеры в небе - это дары богов и духов, потому что ни у одного человека, конечно, не хватит могущества создать подобные чудеса. Белые люди, по мнению дикарей, просто научились приманивать и перехватывать послания, которые на самом деле предназначались местным жителям. Делали они это с помощью специальных ритуалов: люди шли друг за другом, крича что-то непонятное, размахивали яркими флажками и зажигали фонари вдоль длинных дорог, по которым взлетали и садились металлические птицы.

Увлеченные религией подражательства, дикари практически перестали заниматься земледелием и охотой. Новый культ довел их до крайне бедственного положения

После окончания военных действий пришельцы попрощались с аборигенами и покинули острова. Вместе с этим прекратились и послания небес. Чтобы вернуть поставки удивительных вещей, туземцы стали имитировать поведение и внешность представителей цивилизованного мира: рисовать на телах знаки отличия армии США, ставить кресты на могилах, маршировать с палками на плечах, строить из веток и пальмовых листьев самолеты в натуральную величину и сажать туда соплеменников в наушниках, сделанных из половинок кокосовых орехов. Увлеченные новой религией подражательства, дикари верили, что это поможет им вернуть драгоценные грузы, и практически перестали заниматься земледелием и охотой.

Через какое-то время антропологи обнаружили, что новый культ довел туземцев до крайне бедственного положения. Ученые пытались убедить их, что такое поведение не сработает, но безуспешно. Было решено поддержать дикие племена гуманитарной помощью. Когда с неба снова начали спускаться контейнеры на парашютах, аборигены возрадовались и окончательно уверовали, что их имитации действуют, забросили повседневные дела и стали посвящать все время ритуалам с муштрой и зажиганием факелов вдоль взлетно-посадочной полосы. Антропологи покинули острова, решив, что лучше не вмешиваться; грузы больше не поставлялись. За последние 75 лет подобные религии практически полностью себя изжили, хотя отказ от поклонения необъяснимым, но осязаемым чудесам давался дикарям непросто.

Важной составляющей культа карго стала психологическая подоплека. У меланезийских аборигенов авторитет зарабатывался через обмен подарками: тот, чей подарок дороже, получал больше уважения. Если член племени не мог подобающе «отдариться», он оказывался в проигрыше. Так что солдаты, которые щедро угощали дикарей тушенкой, поднимались на самую вершину социальной иерархии аборигенов, а местным жителям нечего было подарить в ответ, и это их унижало. Все карго-культы строились вокруг личности харизматичного соплеменника или вождя, который убеждал других, что подарки с неба - это послания от духов их предков и, чтобы племя получило положенные ему ценные грузы и больше не чувствовало себя униженным, нужно максимально точно повторять все действия белых людей. Суть карго-культа - в уверенности, что внешние атрибуты работают вне зависимости от содержания.

К карго-культу можно отнести политическую ситуацию, в которой номинально существуют атрибуты определенного строя, но его принципы не работают

Термин «карго-культ» получил второе, метафорическое и в итоге более расхожее значение после выступления знаменитого американского физика и лауреата Нобелевской премии Ричарда Фейнмана перед выпускниками Калифорнийского технологического института в 1974 году. Он провел аналогию между верой примитивных цивилизаций в действенность подражательства и псевдонаучными работами, которые во всем похожи на полноценные исследования, но ничего не значат для развития науки. Карго-ученые имитируют работу, которая не приносит никакого результата. Фейнман назвал их исследования «наукой самолетопоклонников».

После этого понятие «карго-культ» стало возникать в разных сферах. Например, так называют компьютерное ПО, в котором есть ненужный, но успешно применяемый в других программах компонент. Термин можно использовать и в отношении субкультуры, когда человек с внешними символами принадлежности к группе избегает ее идейной составляющей или соответствующего образа жизни. К карго-культу относят политическую ситуацию, в которой номинально существуют атрибуты определенного строя, но его принципы не работают.

В 2010 году после поста в блоге политолога Екатерины Шульман в Рунете широко распространился термин «обратный карго-культ». Так она назвала положение, при котором в стране строятся неэффективные общественные карго-институты и в то же время активно поддерживается вера в то, что проблемы есть везде, потому что сам оригинал неэффективен. Условно, абориген с кокосовой скорлупой на голове уверен, что японские солдаты тоже используют подделку и все самолеты на самом деле сделаны из соломы, просто кто-то изображает их немного лучше, поэтому они иногда летают.

Как говорить

Неправильно: «В поездках за рубеж она накупает себе тонны одежды, для нее это просто карго-культ». Правильно: фетишизм

Правильно: «Для Федора работа в больнице - это карго-культ: он всегда в отглаженном халате, носит на шее стетоскоп, гордится статусом медика, но ничего не понимает во врачебном деле».

Правильно: «У нас в офисе сложился карго-культ активной трудовой деятельности: все сидят за компьютерами с деловым видом, перекладывают бумаги со стола на стол, но результаты от этого нулевые».